Лучшие многоцелевые АПЛ четвёртого поколения. Подводная лодка типа "барс"

. «Срок службы АПЛ проектов 971 и 949 увеличится практически вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики позволят существенно повысить эффективность их применения в боевом составе подводных сил», - заявил адмирал Королев на вопрос журналистов о судьбе подводных охотников типа «Волк» и подводных крейсеров с крылатыми ракетами (проект 949 «Антей»), поставленных на заводской ремонт.

Как ранее сообщала «РГ», до 2020 года Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске и завод «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) должны выполнить для ВМФ России большой объем работ по ремонту и модернизации атомных подводных лодок 971-го и 949-го проектов. В результате чего, по словам главкома, подводные силы Северного и Тихоокеанского флотов получат качественно обновленные корабли, которые будут «оснащены самыми современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи».

Замминистра обороны Юрий Борисов на этот счет выразился вполне конкретно: атомные подводные крейсеры проекта 949А «Антей» в ходе глубокой модернизации на Дальневосточном заводе «Звезда» будут перевооружены на ракетный комплекс «Калибр». До настоящего времени все «Антеи» (к ним относился и погибший «Курск») были вооружены крылатыми ракетами П-700 «Гранит», главной целью которых считались авианосные корабли противника. Под программу заводских ремонтов с модернизацией петербургское ЦКБ «Рубин» , где эти корабли были спроектирован, разработало схему перевооружения на более современные ракетные комплексы - в частности, на широко известный уже «Калибр».

"А что обретут в результате ремонта и глубокой модернизации многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б» и кто первый на выданье?" - с таким вопросом "Российская газета" обратилась к генеральному директору ЦС «Звездочка» Николаю Калистратову .

Корабли этого проекта, - напомнил наш собеседник, - строились на "Севмаше" и Амурском заводе в 80-90 годы прошлого века. Их проектант - СПМБМ «Малахит» - изначально предусматривал для них комплекс средних ремонтов после десяти лет эксплуатации. Но ни через десять лет, ни через двадцать ни один из кораблей 971 проекта не прошёл среднего ремонта. Теперь, уже с учетом сложившейся ситуации и новых задач на атомоходах 971 проекта выполняется модернизация с масштабными изменениями корабля по отдельному проекту…

Погружаться в детали директор «Звездочки» по понятным причинам не стал, но дал понять следующее:

Технический потенциал, закладываемый при модернизации кораблей проекта «Щука-Б», будет сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения «Ясень» того же самого конструкторского бюро «Малахит». По объемам работ это сопоставимо с постройкой, а по деньгам - в два раза ниже стоимости нового корабля.

Подготовку производства на предприятии начали заблаговременно. Первым делом была освоена технология агрегатной замены крупных сборочно-монтажных единиц, восстановления конструкций и амортизации зональных блоков без их выгрузки в стеснённых условиях. Параллельно шло внедрение других новейших технологий и образцов корабельной техники.

Создание фактически нового корабля потребовало, по словам Николая Калистратова, мобилизации всего технического потенциала предприятия. Были разработаны и согласованы с проектантами и базовыми НИИ сотни новых технологий и технических решений.

Модернизированные корабли 971 проекта, - убежден руководитель «Звездочки», - займут достойное место среди многоцелевых АПЛ четвертого поколения и будут востребованы для решения широкого спектра задач ВМФ России и министерства обороны в целом.

Досье «РГ»

АПЛ проекта 971 «Щука-Б» в классификации НАТО имеют обозначение Akula, из-за чего их иногда путают с советскими же лодками-гигантами проекта 941 «Акула». Но они - если не прямая, то явная друг другу противоположность. В одном случае - огромная мощь двадцати 90-тонных ракет, заключенная в рекордный по водоизмещению корпус катамаранного типа и, как неизбежное следствие, большая акустическая заметность.

А многоцелевые АПЛ 971-го проекта, разработанные в конструкторском бюро «Малахит», отличались как раз вкрадчивыми, почти кошачьими повадками, и были для своего времени лучшими по характеристикам подводной скрытности. Построенные в 1983-2001 годах на двух верфях (в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре) полтора десятка таких подводных охотников и сегодня остаются основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском ВМФ.

Но в строю сейчас, увы, всего одна такая АПЛ на Тихоокеанском флате: К-419 «Кузбас». Две ("Самара" и «Братск»), как уже сообщалось, доставлены с ТОФа в Северодвинск для ремонта и глубокой модернизации. Еще две ("Магадан" и «Кашалот») ремонтируются или ждут поддерживающего ремонта у себя в Приморье.

В составе Северного флота несут службу экипажи «Гепарда», «Вепря», «Тигра» и «Пантеры». На стапельном приеме у докторов «Звездочки» сейчас двое из того же семейства кошачьих с мурманской пропиской - АПЛ «Волк» и «Леопард». И уже скоро одному из них на выписку…

Подводные лодки типа "Барс" или "Морж" для Балтийского моря строились в 1912 году по судостроительной программе "Спешного усиления Балтийского флота" в количестве 18 единиц. Согласно данной программы шесть подводных лодок предназначались для Сибирской флотилии, двенадцать – для Балтийского флота. Выбор типа подлодок для строительства по программе 1912 года обуславливался жесткими кредитными и временными ограничениями. В январе-марте того же года начали вырабатывать оперативно-тактическое задание. По заданиям, согласованным МГШ (Морской Генеральный Штаб) и ГУК (Главное Управление Кораблестроения), полная скорость надводного хода подводной лодки должна была составлять 16 узлов, подводного хода 11-12 узлов, дальность плавания в надводном положении при скорости 10 узлов – 2500 миль, в подводном положении при скорости 11-12 узлов – 25-33 мили. Лодка должна была вооружаться 2-4 носовыми трубчатыми торпедными аппаратами, 8 торпедными аппаратами системы Джевецкого. Осадка должна была составлять 3,66 метра.


В заданиях, которые были разработаны в бригаде подводного плавания Балтийского флота, требования к скорости надводного хода были увеличены до 18 узлов, дальность плавания при скорости 10 узлов должна была составлять 3000 миль, скорость подводного хода уменьшили до 10 узлов, торпедное вооружение должно было состоять из 2 кормовых и 2 носовых трубчатых торпедных аппаратов и 10 аппаратов системы Джевецкого, осадка должна была составлять 4,28 метра, время погружения – 3 минуты, запас плавучести 25%. Также было выдвинуто требование установить для обеспечения надводной непотопляемости водонепроницаемые переборки. На основе данных заданий МГШ 11 марта 1912 года разработал задание, в котором требования к надводной скорости были снижены - не менее 16 узлов, подводная скорость увеличена до 12 узлов и дальность подводного хода - "25 миль при 12 узлах + 46 миль экономходом". Торпедное вооружение – два носовых трубчатых торпедных аппарата и двенадцать аппаратов системы Джевецкого (позднее число торпедных аппаратов Джевецкого было уменьшено до 8 шт.). В результате, 21 июня 1912 года тех. совет ГУК принял решение остановить выбор на подлодках инженера Бубнова, а именно - на подводных лодках типа "Морж". Так как выполнение всех требований Морского Генерального Штаба приводило к увеличению стоимости на 600 тыс. рублей для каждой подводной лодки и водоизмещения до 900 тонн, тех. совет принял решение ограничиться полной скоростью подводного хода в течение 3 часов – 10 узлов, при обязательном увеличении скорости в надводном положении до 18 узлов. Признавая необходимость водонепроницаемых переборок, от их установки отказались в виду отсутствия кредитов. Проекты подводных лодок на основе подлодки "Морж" были заказаны обществу "Ноблесснер" и Балтийскому заводу. Их рассмотрение состоялось 2 августа 1912 года. Водоизмещение подводных лодок Балтийского завода составляло 660 тонн, диаметр корпуса был увеличен на 110 миллиметров, метацентрическая высота - 1200 мм, на каждый вал должно было работать два дизеля, запас водоизмещения - 8 тонн. Проект "Ноблесснера" (куда перешел Бубнов И.Г.) - водоизмещение 650 тонн за счет увеличения на 915 мм длины цилиндрической вставки, что дало возможность "лучше разместить каюты для личного состава и двигатели", метацентрическая высота – 960 мм. Проект "Ноблесснера" признали лучшим и выдвинули обязательное требование снизить запас водоизмещения до 1 процента от надводного водоизмещения. Четыре подводные лодки были заказаны заводу "Ноблесснер" (еще не существующему на момент заказа) и две подлодки – Балтийскому заводу. Все лодки были заказаны для Балтийского моря. Еще шесть подводных лодок, в той же пропорции, заказали в начале 1913 года. 12 декабря 1913 года на тех же условиях заказали шесть подводных лодок для Сибирской флотилии. Стоимость одной подлодки постройки Балтийского завода составляла 1 млн. 550 тыс. рублей (без учета стоимости торпед), "Ноблесснера" - 1 млн. 775 тыс. (включая боекомплект торпед). Начало постройки первых подлодок на Балтийском заводе июль - август 1913 года, срок готовности к испытаниям по плану – лето 1915 года. Начало постройки первых девяти подлодок "Ноблесснера" – май-декабрь 1914 года плановый срок готовности к испытаниям 2 лодок – 1915 год, 6 лодок – 1916 год, и 1 лодки – 1917 год.

Подводная лодка типа "Барс": а - продольным разрез; б - план. 1 - трубчатый торпедный аппарат; 2 - кормовой и носовой подводные якоря; 3 - заместительные цистерны якорей; 4 - центробежная помпа; 5 - дифферентная цистерна; 6 - аппараты системы Джевецкого; 7 - главные гребные электродвигатели; 8 - главные дизеля; 9 - боевая рубка; 10 - перископы; 11 - штурвал вертикальных рулей; 12 - нактоуз съемного компаса; 13, 17 - масляная, заместительная, уравнительная, "отрывная " и нефтяная цистерны; 18 - офицерские каюты; 19 - элементы аккумуляторной батареи; 20 - компрессор; 21 - цистерна пресной воды; 22, 23 - носовые и кормовые горизонтальные рули

Первые четыре подводные лодки Балтийского завода были заложены "Барс" – 20 июля 1913 года, "Вепрь" – 1 августа 1913 года, "Гепард" – 17 августа 1913 года и "Волк" – 2 сентября 1913 года. Флоту лодки были сданы 25 июля, 3 сентября, 12 июля и 15 апреля 1915 года соответственно. Из-за отсутствия дизельных двигателей по проекту, на данных подлодках установили по 2 дизеля с канонерских лодок типа "Шквал" Амурской флотилии, мощность каждого 250 л.с. Штатные дизеля заказали германской фирме Круппа для головной подлодки, для второй и третьей – рижскому заводу фирмы Фельдзер, а для четвертой дизеля должен был создать по немецкой технологии Балтийский завод. Максимальная надводная скорость подводной лодки "Барс" – 9,7 узла, дальность плавания при данной скорости 3065 миль, а время погружения 3 минуты. На подводной лодке "Волк" - 11,15 узлов, 2400 миль и 2 минуты 10 секунд соответственно. В 1915 году в состав вооружения включили артиллерию – в июле на "Гепарде" и "Барсе" испытана пушка калибра 37 мм и съемные пулеметы калибра 7,62 мм. Морской министр 11.09.1915 утвердил решение об установке на всех подводных лодках по одному 37-мм и 57-мм артиллерийскому орудию и одному пулемету.

Фактически этот состав установили только на подводных лодках "Барс" и "Гепард". "Львица", "Тигр", "Волк" и "Вепрь" получили по две артиллерийские установки калибра 57 мм, а "Львица" и "Тигр" по дополнительному орудию калибра 37 мм на изогнутой тумбе (масса около 128 кг). "Рысь", "Леопард" и "Пантера" получили по одному 57- и 75-миллиметровому орудию. Морской министр 23 декабря 1916 года утвердил решение о вооружении тринадцати подлодок типа "Барс" имеющих "нештатные дизели" артиллерией в составе 57-, 75-мм орудий и 7,62-мм пулемета. Подводные лодки "Кугуар" и "Змея" со штатными дизелями должны были получить носовое 57-мм орудия, одно 37-мм орудие и пулемет. В 1920-е годы на подводных лодках типа "Барс", оставшихся в строю, 57-мм орудия были заменены 75-миллиметровыми.

Во время испытаний головных подводных лодок "Барс" и "Гепард" было выявлено несколько конструктивных недостатков: сильная вибрация корпуса во время работы главных двигателей, очень низкое расположение торпедных аппаратов системы Джевецкого, недостаточная прочность палубных цистерн, демаскирующие фонтаны воды во время погружения, медленное заполнение балластных цистерн самотеком, недостаточная жесткость крепления перископов и другие. Доработку с учетом данных недостатков начали с подводной лодки "Вепрь", при этом: на подлодках Балтийского завода диаметр кингстона увеличили до 254 миллиметров, а на подлодках завода "Ноблесснер" - до 224 миллиметров; изменили систему отвода воздуха от вентиляционных клапанов концевых ЦГБ; на подводных лодках с нештатными дизелями установили по четыре центробежных насоса (производительность каждого 900 м3) вместо двух; посты управления носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в центральный пост; установили паровое отопление, а также приняли другие меры для улучшения условий обитаемости. Торпедные аппараты Джевецкого перенесли на ВП, а ниши для них заделали. На подлодках "Барс", "Гепард" и "Вепрь" это осуществили зимой 1915/1916 годов, на "Волке", "Тигре", "Львице" и "Пантере" – во время достройки. На последующих подлодках вырезы отсутствовали. В 1920-е годы торпедные аппараты Джевецкого сняли. Подводные якоря заменили более тяжелыми. Установили деревянные кили для лежания лодок на грунте.

Подводная лодка "Пантера" типа "Барс"

Подводные лодки дивизии ПЛ Балтийского моря

Время погружения с 3 минут уменьшили до 2 (на подводной лодке "Рысь" – 1 мин. 27 сек. "Единорог" – 1 мин. 40 сек.).

Официальную закладку подводных лодок типа "Барс" на заводе "Ноблесснер" произвели 3 июля 1914 года ("Тигр", "Львица", "Леопард", "Кугуар", "Рысь", "Пантера", "Ягуар", "Тур" для Балтийского флота; "Угорь", "Язь", "Форель" и "Ерш" для Сибирской флотилии). Поскольку завод "Ноблесснер" в Ревеле, задуманный центром подводного кораблестроения, только строился, корпуса подлодок "Кугуар", "Пантера", "Тигр" и "Львица" изготавливались на санкт-петербургском Адмиралтейском заводе, а затем уже собирались в Ревеле.

Первые восемь подводных лодок (от "Львицы" до "Язя") спущены на воду в 1915-1917 годах и в строй вступили 14 мая, 28 декабря, 30 декабря, 23 июля, 4 ноября и 14 апреля 1916 года, 8 августа, 4 октября 1917 года соответственно. Подводную лодку "Язь" не достроили, в 1920-е годы ее разобрали на металл. Строительство подлодок "Форель", "Ерш" и "Угорь" передали Балтийскому заводу. 22 октября 1916 года подлодка "Угорь" была спущена на воду, в строй вошла весной 1917 года. Подводные лодки "Форель" и "Ерш" достраивались как минные заградители. Кроме того, летом 1915 года на Балтийском заводе были заложены подводные лодки "Единорог" и "Змея" (первоначально для Сибирской флотилии), в строй вступили в декабре 1916 и марте 1917 года соответственно.

Дизеля, имеющие расчетную мощность 1320 л.с. каждый, были установлены лишь на "Змее" и "Кугуаре". Скорость полного надводного хода на подводной лодке "Кугуар" составила 16,65 узла. Надводная дальность плавания - 2400 миль при 11 узлах. Дальности подводного хода данных подлодок: 28,4 миль при 8,6 узлах и 150 миль при 2,35 узлах. На подлодках "Единорог" и "Угорь" установили 420-сильные дизеля фирмы "Нью-Лондон". Скорости полного хода подводной лодки "Единорог" составляли: надводная – 12,5 узла; подводная – 7,7 узла. Дальности плавания – 2600 мили при 8,3 узла и 22 мили при 7,7 узла. По отзывам плавсостава, размеры штатных дизельных двигателей были слишком большими для отсеков подводных лодок типа "Барс", поэтому нормальное обслуживание невозможно. Дизельные двигатели компании "Нью-Лондон" были малонадежны. 250-сильные дизеля Коломенского завода были надежнее, обеспечивали большую дальность плавания, однако оптимальный для данных дизелей шаг гребных винтов, составляющий 1,1 метра, для электромоторов был невыгоден, что в сочетании с артвооружением, дополнительными ограждениями рулей и др. приводило к уменьшению скорости полного подводного хода.

Подводные лодки типа "Барс" по устройству и конструкции от подлодок типа "Морж" отличались исполнением цистерн: уравнительная цистерна была выполнена в виде цилиндра, который охватывала кольцом "отрывная" цистерна, каждая из дифферентных цистерн была уменьшена до 2,5 тонн; пространство между двойными сферическими концевыми переборками было разделено горизонтальной переборкой на цистерны - верхнюю (дифферентную) и нижнюю (для пресной воды). Метацентрическая высота в надводном положении – 120 мм; в подводном 180 (200) мм.

Составляющие нагрузки (в процентах при штатных дизелях): "корпус" – 26,2; "аккумуляторные батареи" – 17,5; "главные дизеля" – 12; "балласт, цемент, краска" – 6,8; "электромоторы" – 5,5; "прочие грузы" – 4,1. Торпедные аппараты системы Джевецкого на подводной лодке "Ягуар" были заменены четырьмя торпедными аппаратами завода "Г.А. Лесснер".

Подводная лодка "Кугуар" типа "Барс"



Была предпринята попытка дополнить вооружение подводных лодок минным . На подводной лодке "Вепрь" в 1915 году установили минные рельсы, но при этом нарушалась дифферентовка, из-за чего устройство демонтировали. На подлодках "Барс", "Львица" и "Тигр" по бортам установили кронштейны с гнездами под 8 мин. Однако эти устройства не получили боевого применения.

На подводных лодках "Леопард" и "Волк" для обеспечения зарядки аккумуляторных батарей на перископной глубине осуществили удлинение телескопической приемной трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов; на ту же высоту подняли газоотводную трубу от дизельных двигателей. В связи с малым сечением приемной трубы воздуха хватало только для работы одного дизеля.

Все подводные лодки типа "Барс" оснастили радиотелеграфом со съемной антенной. На подлодке "Единорог" зимой 1916/1917 годов были испытаны 5 киловаттная радиостанция и английская складная мачта для радиосвязи. В 1916 году было получено двенадцать комплектов приборов подводной сигнализации американской компании Фессендена и к сентябрю следующего года установлено на подводные лодки "Тур", "Ягуар", "Пантера", "Рысь" и "Тигр".

На 6 подлодках в 1917 году установили по 5 комплектов пневматических ножниц предназначенных для резки противолодочных сетей.

Подводная лодка "Волк" в Первую мировую добилась наибольших успехов – потопила четыре транспорта общей вместимости 9626 рег. т. В Гражданскую войну подлодка "Пантера" потопила английский эсминец "Викториа". В 1917 году погибли подлодки "Гепард", "Львица" и "Барс". Подводная лодка "Единорог" потерпела навигационную аварию, была поднята, однако 25 марта 1918 года в период Ледового похода затонула.

Подлодки "Кугуар", "Угорь" и "Вепрь" в 1925-1926 годах после хранения в порту разобрали на металл. Оставшиеся в строю подводные лодки в 1922-1925 годах были переименованы:
- подводная лодка "Волк": с 1920 года – "ПЛ2", с 25.03.1923 – "Батрак", с 1925 года - учебная подводная лодка, с 10.12.1932 – "У-1", с 15.09.1934 - "Б-5". В 1935 году была списана;
- подводная лодка "Змея": с октября 1921 года – "ПЛ6";с 31.12.1922 – "Пролетарий"; с 14.11.1931 – бортовой №23, с 10.12.1932 – учебная подводная лодка "У-2", с 15.09.1934 – "Б-6". Сдана для на металл 11 марта 1935 года;
- подводная лодка "Леопард": с 1920 года – "ПЛ4", с 31.12.1922 – "Красноармеец", с 10.12.1932 – учебная подводная лодка "У-7", с 15.09.1934 – "Б-7", 08.03.1936 переведена в плавучую зарядную станцию. В 1921 и 1925 годах прошла капитальные ремонты. 29.12.1940 исключили из списков флота и впоследствии разобрали на металл;
-подводная лодка "Пантера": с октября 1921 года - "ПЛ5", с 31.12.1922 - "Комиссар", с 1931 года - "ПЛ13", с 1934 - "Б-2". В 1924 году – капитальный ремонт. В 1933-1935 годах – модернизация. 21.09.1941 сбила немецкий самолет. Плавучая зарядная станция - с 1942 года. В 1955 году разрезали на металл;
- подводная лодка "Рысь": с октября 1921 года - "ПЛ1", с 1923 года - "Большевик", с 1931 года - "ПЛ14", с 1934 года - "Б-3". 25.07.1935 протаранена линкором "Марат", погиб весь экипаж. 02.08.1935 поднята и разделана на металл;
- подводная лодка "Тигр": с мая 1921 года – №3, с 01.10.1921 - №6, с 31.10. 1922 - "Коммунар", с апреля 1926 года - ПЛ1, с 14.11.1931 - "ПЛ11", с 1934 года - "Б-1". 1922 - 1924 годы – капитальный ремонт. В 1935 году разобрана на металл;
- подводная лодка "Тур": с 1920 года - "ПЛ3", с 1922 года - "Товарищ", с 15.09.1934 - "Б-8", с 08.03.1936 - плавучая зарядная станция. 1924 год – капитальный ремонт. С 29.12.1940 находилась на хранении, разобрана на металл после Великой Отечественной войны;
- подводная лодка «Ягуар»: с 1920 года – «ПЛ-8», с 31.12.1923 – «Краснофлотец», с 15.09.1934 – «Б-4», с 08.03.1936 – плавучая зарядная станция, разобран на металл в 1946 году.

Технические характеристики подводных лодок типа "Барс":
Проектант – Бубнов И.Г.;
Время разработки проекта – 1912-1913 годы;
Завод-строитель – Балтийский (С. Петербург), "Ноблесснер" (г.Ревель);
Число кораблей в серии – 18 (фактически 16);
Сроки вступления в строй – 1915-1917 годы;
Надводное водоизмещение – 650 тонн;
Подводное водоизмещение – 780 тонн;
Наибольшая длина – 68,0 м;
Ширина корпуса – 4,47 м;
Осадка средняя – 3,94 м;
Запас плавучести – 20 %;
Архитектурный-конструктивный тип – однокорпусная, с двойными концевыми сферическими переборками и цистернами главного балласта в оконечностях;
Рабочая глубина погружения – 46 м;
Предельная глубина погружения – 91 м;
Материал:
- обшивка корпуса – сталь, толщиной 10 мм;
- переборки – сталь толщиной 12 мм;
- оконечностей – сталь толщиной 5 мм;
- рубки – сталь/маломагнитная сталь толщиной 10 мм;
Автономность – 14 суток;
Время непрерывного пребывания под водой – 30 часов;
Экипаж – 45 человек;
Энергетическая установка:
- тип – дизель-электрическая;
- тип двигателей надводного хода – дизельные;
- количество двигателей надводного хода – 2;
- мощность двигателей надводного хода – 1320 л.с.;
- тип двигателей подводного хода – электромоторы;
- количество двигателей подводного хода – 2;
- мощность двигателей подводного хода – 450 л.с.;
- количество гребных валов – 2;
- количество групп аккумуляторных батарей – 4;
- число элементов в группе – 60;
- мощность вспомогательных дизель-генераторов – 40 л.с.;
Скорость хода:
- наибольшая надводная – 18 узлов;
- наибольшая подводная – 9,6-10 узлов;
- экономическая надводная – 10 узлов;
- экономическая подводная – 5 узлов;
Дальность плавания:
- подводная – 28,5 миль (при скорости 9,6 узлов);
- надводная – 2250 миль (при скорости 10 узлов) и 1000 миль (при скорости 18 узлов);
Торпедное вооружение:












И, наконец, еще одни "крестины" состоялись на верфи компании Electric Boat: субмарина получила имя "Джимми Картер". Этот атомоход принадлежит к типу "Сивулф" и является третьим - и последним - в серии высокотехнологичных подводных лодок-истребителей. Численность этих стальных "убийц" одно время планировалось довести до нескольких десятков, но:

ВНИМАНИЕ! "АКУЛЫ" В МОРЕ!

В 1970-1980-е гг. советским конструкторам удалось создать несколько образцов военной техники и вооружения, которые были на "голову выше" своих зарубежных аналогов. Если говорить о подводном кораблестроении, то это, безусловно, многоцелевая (или, как ее еще называют, ударная) АПЛ проекта 971 (последующее развитие - проект 971У), получившая в отечественных документах шифр "Щука-Б", а у экспертов США и НАТО - "Акула" и "Усовершенствованная Акула" (Akula и Improved Akula соответственно). Западные специалисты также широко используют наименования "Акула I" и "Акула II".

Новый атомоход (его технический проект был утвержден 30 сентября 1977 г., головной корабль спустили на воду 16 апреля 1988 г.) оказался настолько совершенным "подводным охотником", что в буквальном смысле слова вызвал шок у командования ВМС и военно-политического руководства Соединенных Штатов. Почему? Полная подводная скорость субмарин "акульего семейства" 33 узла, у них достаточно низкие показатели шумности и мощное вооружение. Это - четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата (ТА) с суммарным боекомплектом до 40 (!) единиц, из которых 28 - калибра 533 мм. Причем из 533-мм ТА производятся пуски крылатых ракет комплекса "Гранат", имеющих дальность стрельбы до 3000 км, которые можно оснащать ядерной боевой частью. Кроме того, АПЛ проекта 971 несут на борту подводные ракеты "Шквал" (скорость хода около 100 узлов), ракето-торпеды и обычные противолодочные, противокорабельные и универсальные торпеды. Например, уникальную универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду УГСТ. А если к этому добавить, что даже у последних американских атомных подлодок типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес" (а тогда-то были еще хуже!) лишь 12 установок вертикального пуска (УВП) для КР "Томахок" и всего четыре ТА, то причина для паники в военно-морских кругах США вполне понятна.

В Вашингтоне решили без промедления принять контрмеры. За дело взялась компания Electric Boat. Ей помогали десятки научно-исследовательских учреждений по всей стране. Хотя, надо отметить, что в инициативном порядке работы над обликом АПЛ нового поколения американскими КБ велись к тому времени уже на протяжении нескольких лет. По самым скромным оценкам, все НИОКР по данной программе, в том числе создание ядерного реактора S6W, стоили более 1 млрд. долл. Основной упор в проектировании был сделан на обеспечении минимально допустимой шумности, увеличении подводной скорости хода, установке наиболее современного оборудования и мощного ракето-торпедного комплекса.

В конечном итоге, американцы заложили головную атомную субмарину нового типа 25 октября 1989 г., то есть через полтора года после спуска на воду первого советского атомохода проекта 971. Название своей АПЛ американцы дали устрашающее - "Сивулф" (Seawolf), что в переводе на русский означает "Морской волк". Однако советские/российские кораблестроительные "конвейеры" сдали флоту 13 "Акул" (еще две находятся в недостроенном состоянии на Севмашпредприятии в Северодвинске, одна - на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а две успели разобрать на стапелях), а американская "волчья стая" насчитывает всего три "особи".

ПРЕПАРИРУЕМ "ЗВЕРЯ"

В ходе проектирования АПЛ "Сивулф" американские специалисты впервые применили очень высокую степень модульности, что позволило получить на выходе ряд характеристик, оказавшихся существенно выше, чем у последних корпусов субмарин типа "Лос-Анджелес" (так называемый "Усовершенствованный Лос-Анджелес"). Кроме того, такая конструкция оставила достаточно большой "зазор" для будущих модернизаций, оснащения подлодок перспективными образцами вооружения и оборудования.

Удалось добиться и запредельного для того времени снижения уровня собственных шумов "Морского волка". Его корпус, например, полностью покрыт звукопоглощающим покрытием нового поколения, а вместо традиционного гребного винта субмарина получила водометный движитель (об этом чуть ниже). Были также широко применены различные амортизаторы и шумопоглощающие покрытия внутри корпуса атомохода, увеличено расстояние между корпусом и механизмами ГЭУ.

В свою очередь низкий уровень собственных шумов гарантировал среди прочего и максимально малошумную скорость подводного хода АПЛ в 20 узлов.

Форма "волчьего" корпуса в целом сохранила в себе общие черты американских подводных лодок данного класса. Однако на фотографиях хорошо заметно, что носовая часть рубки нового атомохода своей "зализанностью" чем-то напоминает кабину самолета (для уменьшения нагрузок при всплытии во льдах).

Непосредственно прочный корпус субмарины выполнен из стали HY 100 с большим пределом текучести, чем у марки HY 80 на предыдущих типах АПЛ, и имеет меньший, чем ранее, коэффициент отношения длины корпуса к его ширине. Такой показатель, по мнению специалистов, обеспечивает подлодке большую маневренность.

Конструкция корпуса разработана специально с учетом необходимости плавания и всплытия в сложной ледовой обстановке, горизонтальные рули - носовые (в отличие от рубочных на "Лос-Анджелесах"), убираются внутрь корабля. Кормовое оперение также отличается от подлодок предыдущих типов. У него шесть стабилизаторов крыловидной формы: четыре расположены по обычной крестообразной схеме (два вертикальных и два горизонтальных), а два отходят под тупым углом от диаметральной плоскости субмарины и расположены между горизонтальными и нижним вертикальным стабилизаторами.

Боевая информационно-управляющая система на "Сивулфах" - AN/BSY-2 (компания General Electric) - объединяет в себе до 70 процессоров, поставляемых компанией Motorola. Аналогичная БИУС уже прошла апробацию на нескольких последних АПЛ типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес" (начиная с субмарины SSN-751 "Сан Хуан"), зарекомендовав себя с наилучшей стороны.

Управление всеми видами корабельного оружия, также как и подводной лодкой в целом, осуществляется при помощи автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) типа Mk2 (Raytheon Mk2 tactical command and control system), которая имеет централизованную структуру с частичной федерализацией. Разработчик АСБУ, как видно из названия, - компания Raytheon.

Комплекс ракето-торпедного вооружения подлодки - довольно мощный и разнообразный. Он включает восемь торпедных аппаратов (ТА) калибра 660 мм (в некоторых источниках приводится калибр 762 мм, но это диаметр ТА по внешнему кольцу) по бортам. Такое расположение ТА является традиционным на американских подводных лодках уже в течение последних нескольких десятков лет. Это позволяет избежать в процессе проектирования ограничений при размещении в носовой части антенны и аппаратуры гидроакустической станции. На корабле установлена система послезалпового осушения ТА типа Mk21 (air turbine torpedo discharge pump).

Суммарный боекомплект ракет и торпед достигает 50 единиц. Он хранится в одном отсеке в носовой части атомохода и включает:

Универсальные торпеды Mk48 ADCAP (ADvanced CAPability), оснащенные мощной боевой частью массой 267 кг, активными и пассивными средствами обнаружения цели. Они способны действовать как при наличии системы управления по проводам, так и без нее. Эффективная дальность поражения цели при использовании активной ССН достигает 50 км, а при использовании пассивных средств - 38 км. При этом скорость хода торпеды составляет 40 и 55 узлов соответственно. Глубина хода - до 900 м;

Дозвуковые противокорабельные ракеты "Саб-Гарпун" (Sub-Harpoon, т.е. "Гарпун для ПЛ") компании Boeing с дальностью стрельбы 130 км, оснащенные 225-кг боевой частью и активной радиолокационной головкой самонаведения.

В отличие от последних "Лос-Анджелесов" на АПЛ типа "Сивулф" отсутствуют внешние установки вертикального пуска (УВП) для стрельбы КР "Томахок". Они выстреливаются (как "Гарпуны" и торпеды) из торпедных аппаратов подлодки. Причем в боекомплект входит как стратегический, так и противокорабельный варианты этой крылатой ракеты.

Первый может быть снаряжен ядерной боевой частью мощностью 200 килотонн и способен следовать к удаленной на расстояние до 2500 км цели на дозвуковой скорости на высоте от 15 до 100 м над поверхностью, в чем ей помогает инерциальная навигационная система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System). Круговое вероятное отклонение ракеты в ядерном снаряжении - 80 м. У противокорабельного варианта КР дальность стрельбы около 450 км, комбинированная ГСН и инерциальная система самонаведения. Вскоре семейство этих ракет пополнится КР "Тэктикал Томахок" (Tactical Tomahawk, или "Тактический Томагавк"), которая предназначена в основном для нанесения ударов по береговым объектам. Первый пуск новой КР, также разработанной специалистами компании Raytheon, из подводного положения был выполнен в ноябре 2002 г., а с нынешнего года уже планируется начать вооружение "Тактическими Томагавками" ВМС США.

Взамен всех ракет и торпед АПЛ может брать на борт до 100 мин и производить их постановку через ТА.

"Сивулфы" также оснащены различными средствами противодействия: система (станция) гидроакустической разведки и противодействия AN/WLY-1 (разработчик - компания Northrop Grumman), комплекс РЭБ AN/WLQ-4(V)1 (компания GTE) и самоходные гидроакустические имитаторы ПЛ.

Гидроакустический комплекс (ГАК) BQQ-5D новой многоцелевой американской атомной ПЛ включает в себя:

Основную гидроакустическую станцию (ГАС) с установленной в носовой части корабля облегченной сферической акустической антенной с активным и пассивным (шумопеленгаторным) трактами,

Шесть бортовых (по три на каждый борт) пассивных акустических антенн ГАС AN/BQG-5D,

Гибкую протяженную буксируемую антенну ГАС TB-16 (представляет собой ряд гидрофонов, преобразователей и датчиков диаметром 8,25 см и длиной 80 м), которая крепится к АПЛ при помощи кабель-троса в специальной полиэтиленовой оболочке,

Протяженную буксируемую антенну большой длины TB-29 (tactical towed array), которая вскоре будет заменена на более совершенную гибкую протяженную антенну TB-29A, разрабатываемую специалистами компании Lockheed Martin,

Активную ГАС навигационного обеспечения AN/BQS-24, используемую для обнаружения объектов на минимальных дистанциях в навигационных целях и при плавании во льдах (также применяется в качестве ГАС миноискания).

Установленная в надстройке РЛС AN/BPS-16(V) предназначена для обнаружения надводных целей (в том числе - ограниченно - низколетящих воздушных) и решения навигационных задач в надводном положении. Она представляет собой импульсную станцию для подводных лодок класса А (по классификации ВМС США) с возможностью регуляции мощности и частоты излучения. Данные от РЛС отображаются на цифровом дисплейном индикаторе пульта командира и поступают в БИУС атомохода. Есть также радиопеленгатор AN/BLD-1.

ГЭУ "Морского волка", естественно, атомная. В составе паропроизводящей установки имеется один водо-водяной ядерный реактор (ЯР) марки S6W (компания Westinghouse), а паротурбинная установка включает в себя два главных турбозубчатых агрегата с двумя паровыми турбинами суммарной выходной мощностью 45 тыс. л.с. (или 33,57 МВатт). В качестве движителя применен водомет. Следует отметить, что в вопросе выбора движителя американцы особо голову не ломали и воспользовались системой, разработанной британскими конструкторами для многоцелевой АПЛ типа "Трафальгар" - наименее шумной субмарины данного класса в составе Королевских ВМС.

Корабль снабжен и вспомогательной пропульсивной установкой. Это - один дизель-генератор и один погружной (азимутальный) гребной электродвигатель, который, правда, есть лишь на "Джимми Картере" (производитель - также компания Westinghouse).

Расчетное время эксплуатации атомных подлодок типа "Сивулф" между ремонтами - не менее 15 лет.

ПЕРВЫЙ БЛИН:

После спуска на воду головной АПЛ и ее выхода на длинную череду апробаций в конструкции атомохода был отмечен ряд разного рода недостатков.

Так, во время заводских ходовых испытаний "неожиданно" обнаружилось, что внешние панели, прикрывающие бортовые антенны ГАС AN/BQG-5D, недостаточно надежны. "Сюрприз" преподнесли и наружные крышки торпедных аппаратов субмарины, которые на ходу в подводном положении никак не хотели закрываться. Эти две главные проблемы (а, может, и не две - американцы по вполне понятным причинам особо распространяться на этот счет не любят) и множество других, более мелких, явились причиной отсрочки ввода атомохода в боевой состав флота.

Однако и после этого, в августе 2000 г., в период шестимесячных испытаний с целью выявления круга потенциальных возможностей субмарины, на "Сивулфе" проявилась еще одна серьезная проблема - были обнаружены трещины в баллонах со сжатым воздухом системы осушения цистерн главного балласта. Причем в ходе проведенного в дальнейшем дополнительного исследования аналогичные изъяны выявили и на АПЛ типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес" и некоторых типа "Лос-Анджелес".

БОРЬБА ЗА "ДЖИММИ"

АПЛ "Джимми Картер" была названа в честь 39-го по счету и единственного президента Соединенных Штатов, получившего соответствующую квалификацию для службы на подводных лодках и проходившего ее в Гротоне с 1948-го по 1952 г. Субмарина в основном сохранила черты базового проекта. Однако за время долгих баталий в Конгрессе и Министерстве обороны по вопросу о дальнейшей судьбе программы, третья подлодка серии была существенно модернизирована еще на стапеле. Официально, контрактом, все вносимые в проект изменения были утверждены в конце 1999 г. (о намерении строить третью АПЛ по модифицированному проекту ВМС США объявили 29 января 1999 г.). Это задержало спуск атомохода на воду почти на четыре года, хотя заказ на его строительство флот разместил еще 30 апреля 1996 г.

То, что в последней подлодке намного больше вооружения и оборудования, заметно хотя бы уже по ее подводному водоизмещению. Оно возросло на 3 тыс. тонн. Длина корпуса АПЛ увеличилась по сравнению с ее предыдущими двумя "систер-шипами" на 30 с лишним метров. Более того, третий "Морской волк" превосходит по размерениям и водоизмещению другие многоцелевые атомные субмарины ВМС США ("Джимми Картер" - самая большая ПЛ в своем классе за всю историю американского флота). В чем же заключаются отличия, хотя бы вкратце?

Во-первых, была модифицирована система управления балластными цистернами. Во-вторых, применена более эргономичная планировка внутренних помещений. В-третьих, претерпели изменения и выдвижные устройства - установлена новая, более вместительная радиомачта, и многое другое.

Увеличение же максимальной длины корпуса последнего "Сивулфа" связано с тем, что позади рубки установлена дополнительная многофункциональная секция (Multi-Mission Platform, или MMP) длиной около 33 м и весом в 2500 тонн, оборудованная так называемым "океанским интерфейсом" (Ocean Interface section). В американском флоте он также получил неофициальное прозвище "Осиная талия" (Wasp Waist). Конструктивно эта секция имеет форму, напоминающую бомбовый отсек самолета. Она находится вне прочного корпуса (но в пределах размерений АПЛ, но не мешает свободному проходу личного состава с носа в корму и обратно, а также прокладке корабельных кабелей, трубопроводов и т.п.. Фактически, это устройство модульного типа позволяет быстро варьировать набор загружаемых в "бомбоотсек" средств - в зависимости от той или иной направленности задания для АПЛ.

В "джентльменский набор" атомохода дополнительно вошли необитаемые подводные аппараты (в том числе и автономные); различные буи и датчики; боеприпасы, относящиеся к разряду "оставь за собой" (американские военные употребляют термин "leave-behind weapons") - то есть срабатывающие или встающие на боевой взвод, когда ПЛ-носитель уже покинула данный район; обитаемые подводные аппараты типа ASDS (Advanced Seal Delivery Vehicle) для обеспечения действия групп спецназначения ВМС США (личный состав самих групп численностью до 50 человек с вооружением и снаряжением может размещаться внутри АПЛ - в специальной секции длиной около 9 м) и специальные сухие прочные укрытия для боевых пловцов (Dry Deck Shelter, или DDS).

Согласно сообщениям зарубежной специализированной прессы, тактико-технические элементы "Джимми Картера" в результате всех нововведений практически не ухудшились. Например, максимальная скорость подводного хода снизилась только на два узла (до 37), а шумность на скоростях подводного хода более 20 узлов увеличилась не более чем на 2 децибела. Хотя последнее, по заявлениям представителей Electric Boat, вообще не представляет никакой проблемы, поскольку субмарины типа "Сивулф" даже на высоких скоростях подводного хода "менее заметны, чем АПЛ типа "Лос-Анджелес" у пирса". Общая же стоимость работ по модернизации "Джимми Картера" составила, по приблизительным оценкам, около 887 млн. долл.

Однако, несмотря на значительное повышение боевых возможностей третьего "Морского волка", само его "рождение" долгое время находилось под вопросом. Так, вскоре после закладки АПЛ на стапеле Конгресс решил существенно урезать ассигнования на данную программу. Например, на 1996 финансовый год вместо запрошенных 1,3736 млрд. долл. было выделено лишь 674,5 млн.

Адмиралы попытались доказать необходимость в "Сивулфах" тем, что, во-первых, высокая степень распространения в мире современных технологий подводного кораблестроения (большей частью благодаря активной продаже Россией своих ДЭПЛ и оказания консультаций некоторым странам в этой области) создает существенную угрозу имеющемуся превосходству подводных сил ВМС США; а во-вторых, работы на третьей подлодке в серии (как минимум) жизненно важны для сохранения соответствующей производственной базы Соединенных Штатов в дееспособном состоянии до 1998 г., когда будет начата практическая реализация программы по строительству серии АПЛ типа "Вирджиния".

Однако, выступая 16 мая 1995 г. перед подкомитетом конгресса США по военно-морским вопросам, Синди Уильямс, помощник начальника управления национальной безопасности департамента по вопросам бюджета американского парламента, заявил, что "строительство АПЛ SSN-23 не является необходимым для поддержания на нужном уровне промышленных мощностей, занятых в области строительства атомных подводных лодок: по нескольким причинам".

Во-первых, по его словам, компания Electric Boat уже получила подряды на строительство двух первых АПЛ типа "Сивулф", двух АПЛ типа "Лос-Анджелес" и переоборудование четырех ПЛАРБ типа "Огайо". Причем срок исполнения по этим контрактам выходит за границы 1998 финансового года, когда планируется начать работы по "Вирджинии".

Во-вторых, учитывая текущие и находящиеся в ближнесрочной перспективе потребности ВМС США в закупках новых кораблей, сохранять в прежнем объеме мощности сразу на двух верфях - Electric Boat и Newport News - задача нереалистичная. Причина - нехватка заказов со стороны флота. Например, только верфь Newport News Shipbuilding способна строить до четырех АПЛ в год, что при средней продолжительности жизни корабля такого класса (около 30 лет) приведет к появлению в ВМС целой "армады" АПЛ - 120 единиц. Тогда как, согласно новой доктрине Bottom Up Review, флоту "позволено" иметь лишь 45-55 многоцелевых атомоходов. К тому же в ту пору верфь не рассматривалась в качестве участника воплощения в жизнь программы перспективных АПЛ, а потому сосредоточилась только на строительстве и обслуживании атомных авианосцев. Другой же верфи, Electric Boat, следует последовать примеру своего партнера и сосредоточиться на строительстве и техническом обслуживании атомных подводных лодок ВМС США.

И, наконец, в-третьих, в корне неверно утверждение, будто бы прекращение или сокращение объемов строительства атомных подводных лодок приведут к потере квалифицированных кадров. По словам Синди Уильямса, докование, перезарядка ядерных реакторов и ремонт уже находящихся в боевом составе АПЛ и ПЛАРБ наряду с проектно-конструкторскими работами по перспективным атомоходам позволят сохранить на должном уровне квалификацию персонала верфей и конструкторских подразделений компаний, а также предотвратят массовую утечку ценных сотрудников в другие отрасли промышленности и бизнеса. К тому же, часть персонала, необходимого для работы над атомными подводными лодками, можно вполне свободно привлечь с верфи, занятой строительством и обслуживанием атомных авианосцев ввиду схожести предмета.

Некоторые представители военно-политического руководства Соединенных Штатов шли еще дальше, не просто призывая прекратить финансирование всей программы по строительству "Сивулфов", но и требуя прекратить выделение средств на завершение работ на третьем корпусе. По мнению этих людей, "Морские волки" представляют собой наглядный образчик типичного оружия времен холодной войны - дорогого и ненужного вне ее условий. На современном этапе эти "дорогостоящие адмиральские игрушки" попросту не потребуются, поскольку в ходе их проектирования даже не ставилась задача борьбы с действующими в прибрежных районах малошумными неатомными ПЛ - основной текущей угрозы на море.

Вместо того, чтобы увлекаться наращиванием и так многочисленного атомного подводного флота, командованию ВМС США рекомендовали приложить больше усилий в области строительства неатомных ПЛ, особенно субмарин с воздухонезависимыми энергетическими установками. Последние, при учете нынешнего уровня их развития, способны сократить до минимума или даже вообще нейтрализовать такой недостаток старых дизель-электрических лодок, как малое время непрерывного пребывания под водой (необходимо всплытие, как минимум, на глубину работы устройства РДП в целях подзарядки аккумуляторных батарей, использующихся для движения ДЭПЛ под водой). Кроме того, неатомные субмарины, даже оснащенные указанными выше энергоустановками, будут обходиться бюджету в несколько раз дешевле своих атомных "сестер".

Только ценой неимоверных усилий моряков и кораблестроителей удалось отстоять третью АПЛ типа "Сивулф", выкатка которой из цеха состоялась 4 июня 2004 г. Определенную роль сыграла и традиционная практичность американцев - если уж все-таки выделили какие-то средства на корабль, то его надо достроить. К тому же бюджет у Соединенных Штатов на нужды национальной обороны - просто огромный, не в пример нашему российскому. А потому лишние четыре миллиарда долларов в течение 10 лет - не столь уж страшный расход для американского налогоплательщика. Но вот дальнейшее осуществление "волчьей" программы все-таки пришлось отменить - на повестке дня стояли перспективные АПЛ типа "Вирджиния".

И ПОСТАВИЛИ КРЕСТ

АПЛ типа "Сивулф" являют собой, если можно так сказать, апофеоз западной конструкторской мысли в области подводного кораблестроения периода холодной войны. Появившись на заключительном ее этапе (первый корпус был заказан ВМС США 9 января 1989 г., а второй - 3 мая 1991 г., то есть уже после окончания противостояния двух систем), данные подлодки призваны были составить достойную конкуренцию советским атомным субмаринам последнего на то время поколения, поддержав тем самым реноме Соединенных Штатов. Так, по данным ВМС США, "Морские волки" более чем в три раза превосходят по своему боевому потенциалу АПЛ типа "Усовершенствованный Лос-Анджелес".

Однако неожиданно быстрый для многих развал Советского Союза практически поставил крест на программе строительства "Сивулфов". Новая военно-морская стратегия предусматривала перенос основного упора в противоборстве в прибрежные районы. А потому "Морским волкам", созданным для завоевания господства на огромных и глубоководных просторах Мирового океана, места в боевых порядках американского флота уже не нашлось. Особенно, если учитывать баснословно высокую стоимость субмарин этого типа - по 4,4 млрд. долл. за каждую (общая стоимость строительства трех АПЛ оценивается не менее чем в 13,2 млрд. долл.). Для сравнения - последние атомные авианосцы типа "Нимитц" вместе с авиагруппой обходятся американскому бюджету немногим более, чем в 5 млрд. долл., а один "Лос-Анджелес" - всего лишь в 741 млн. долл. Разница, как видите, довольно ощутимая.

В конечном итоге, в ходе длительной и напряженной борьбы за ассигнования адмиралы и остальные сторонники продолжения программы "Сивулф" потерпели фиаско. Предпочтение военно-политического руководства США было отдано менее дорогим АПЛ типа "Вирджиния", количественный состав которых планируется довести до 30 единиц. Флот же сумел лишь отстоять завершение строительства по существенно модифицированному проекту третьей и последней (а планировалось вначале иметь "стаю" также из трех десятков кораблей!) подлодки этой малочисленной серии.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБТ ТИП 90

Основной боевой танк "Тип 90"

Экипаж, чел. - 3
Боевая масса - 50000 кг
Удельная мощность - 30 л.с./т
Удельное давление на грунт - 0,89 кг/см2

Длина:
- с пушкой вперед - 9,755 м
- по корпусу. 7,5 м

Ширина:
- по бортовым экранам - 3,43 м
- по гусеницам - 3,33 м

Высота:
- полная - 3,045 м
- по крыше корпуса - 2,335 м

Клиренс - 0,45 м (переменная от 0,2 до 0,6 м спереди и сзади)
Колея - 2,71 м
Длина опорной поверхности гусениц - 4,55 м
Ширина гусеницы - 600 мм

Максимальная скорость:
- вперед - 70 км/ч
- назад - 42 км/ч

Емкость топливных баков - 1100 л
Запас хода - 400 км
Глубина брода - 2 м
Угол подъема - 60%
Угол крена - 40%
Высота стенки - 1 м
Ширина рва - 2,7 м
Тип двигателя - Mitsubishi 10ZG с жидкостным охлаждением, 10-цилиндровый дизель Мощность двигателя - 1500 л.с. при 2400 об/мин
Трансмиссия - автоматическая
Подвеска - комбинированная торсионная и ГПП

Вооружение:
- основное - 1 x 120-мм гладкоствольная пушка
- спаренный пулемет - 1 x 7,62-мм
- зенитный пулемет - 1 x 12,7-мм

Количество дымовых гранатометов - 2х3
СУО:
- приводы наведения - электрический/ручные
- возможность ведения огня с места командира - есть

Стабилизатор вооружения - в двух плоскостях
Дальномер - лазерный
Система защиты от ОМП - есть
Оборудование ночного видения - есть

В морях и океанах от военно-морского флота СССР требовалось все время предпринимать адекватные шаги, устраняя вероятную угрозу. Требовалось не только сохранять паритет по атомным подводным лодкам, на которых размещались ядерные ракеты, но и иметь эффективные средства противодействия ударным соединениям флота вероятного противника. После долгих поисков эффективного средства противолодочной борьбы, было принято решение строить ударные многоцелевые АПЛ проекта 971.

Новые корабли должны были скрытно вести подводную разведку, контролируя перемещения подводных ракетоносцев западных стран, а при необходимости действовать на упреждение.

Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971

Следует отметить, что идея создать подводный корабль, способный эффективно бороться на море с подлодками вероятного противника появилась сразу после вступления в строй американского флота АПЛ типа «Лос-Анджелес». Имеющиеся в распоряжении советского флота подводные корабли мало подходили для поиска кораблей противника в глубинах мирового океана. Основным недостатком советских АПЛ второго поколения являлась большая шумность подводного хода. Особенно это отразилось на боеспособности советских АПЛ, которые больше не могли на равных соперничать с подлодками 3-го поколения, появившиеся в иностранных флотах.

Проект 971 стал продолжением практической реализации строительства титановых атомных ударных подводных лодок проекта 945 . Основная цель проекта заключалась в расширении масштабов строительства более дешевых многоцелевых подводных кораблей. За основу нового проекта были взяты основные узлы и агрегаты подлодок 945 проекта. Вместо титанового корпуса новые АПЛ должны были иметь стальные корпуса аналогичной формы, схожие тактико-технические данные, включая автономность и дальность хода. По скорости, глубине погружения и вооружению субмарины проекта 971 должны были иметь схожие параметры. Особый акцент в проекте 971 делался на существенное понижение шумности движения лодки. Этот фактор должен был сыграть ключевую роль в последующей эксплуатации подлодок нового класса.

Субмарина проекта 971 получила шифр «Щука-Б», тем самым повторяя славную боевую историю «щук», средних подводных лодок времен Второй Мировой войны. Проектная документация предусматривала строительство многоцелевых субмарин 3-го поколения большой серией, которые должны были заменить на флоте устаревшие лодки типа «Щуки» проекта 671. Техническое задание на новую «Щуку» появилось еще летом 1976 года. Спустя год новая подлодка получила свои очертания усилиями СКБ-143 «Малахит». Это конструкторское бюро уже имело опыт постройки океанских субмарин, поэтому «горьковский проект» не пришлось подгонять под новые заводские условия.

Только в 1980 году были закончены последние технические доработки и составлена производственная документация. В 1983 году была заложена первая АПЛ проекта 971, которая получила грозное название «Акула». Субмарина должна была положить начало большой серии многоцелевых подводных кораблей с улучшенными мореходными и гидроакустическими характеристиками.

Этапы строительства новых АПЛ «Щука»

Положение, которое сложилось в середине 80-х годов на море, заставляло Высшее военно-морское руководство страны прилагать все силы для увеличения боеспособности океанского подводного флота. Задачи, направленные на понижение уровня шумности хода и увеличения огневой мощи подводных кораблей легли в основу нового проекта. Первая субмарина получила заводской номер №501 и была заложена на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в г. Комсомольск на Амуре. Летом 1984 года корабль был спущен на воду и под новый, 1985 год вошел в строй.

Все последующие корабли новой серии, многоцелевые подводные лодки «Щука-Б» проекта 971 одновременно строились на двух судостроительных верфей страны, в Комсомольске на Амуре и на «Севмаше» в г. Северодвинск. Всего было спущено на воду 15 кораблей, из которых 8 вошли в состав Тихоокеанского флота, а другие 7 составили ударное ядро Северного Флота.

Первый корабль серии, подлодка «Акула» уже в первом плавании показала уникальные результаты. По шумности подводного хода советская субмарина превзошла своего прямого конкурента, американскую атомную подлодку типа «Лос-Анджелес».

Для справки: Секрет успеха советских конструкторов и корабелов заключался в новой методике обработки винтов. Впервые на судостроительных верфях, занимающихся строительством подводных кораблей, было применено высокоточное иностранное оборудование — японские фрезерные станки марки «Toshiba». В результате удалось существенно улучшить качество металлообработки лопастей винтов подводного корабля, что отразилось на снижении уровня шума вращающегося винта.

Проект 971, по западной классификации «Аkula –II», стал для американских военно-морских сил неприятным сюрпризом. Отныне американские ударные подлодки и ракетоносцы не могли свободно плавать вблизи советских берегов. Каждое перемещение подводного корабля вероятного противника контролировалось советскими новыми «щуками».

На правительственном уровне было принято решением давать новым кораблям имена, созвучные названиям советских городов. Например, шестая по счету атомная подводная лодка типа «Щука-Б» получила после спуска на воду название «Магадан». Однако уже через три года подлодка получила новое название, К-331 «Нарвал». С таким именем корабль проплавал до января 2001 года.

Все атомные подлодки типа «Щука-Б», вводимые в строй на Дальнем Востоке в состав Тихоокеанского флота получали имена по названиям российских городов. Так следом за лодкой «Акула» головным кораблем проекта 971 дальневосточные корабелы последовали АПЛ «Барнаул» и в 1989 году подводная атомная лодка «Братск». Затем настал черед атомохода «Магадан», который спустили на воду в декабре 1990 года. После развала Советского Союза уже в 1992 году на вооружение ТОФ поступила подводная многоцелевая лодка «Кузбасс». Заложенная в 1993 году на стапеле в Комсомольске на Амуре подводная лодка К-419 «Самара» уже достраивалась на смену советской эпохе. Субмарина вошла в строй в июле 1995 года.

Единственным кораблем, который своим названием выделялся среди отряда новых судов, стала АПЛ К-322 «Кашалот», которая вошла в строй Тихоокеанского флота в 1988 году.

Получив первые реальные подтверждения правильности выбранных технических решений в результате реализации проекта 971, активно развернулось строительство подлодок типа «Щука-Б» на Северодвинском машиностроительном предприятии. «Севмаш» стал родным домом для большинства советских атомоходов. Не стала исключением и судьба второй серии лодок проекта 971, собираемых на верфях «Севмаша» и вводимх в строй Северного флота.

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Атомные субмарины должны были вооружаться новыми крылатыми ракетами «Гранат» и цифровым гидроакустическим комплексом.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Для справки: первоначально проектное водоизмещение подлодки составляло 6-7 тыс. тонн, однако последующие изменения привели к утяжелению корабля в снаряженном состоянии.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Семилопастный винт с улучшенной гидродинамикой приводился в движение двумя электромоторами.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

Подводные лодки проекта 971 «Волк» и «Леопард», служившие на Северном флоте, как и их собратья на Тихом океане несли новые гидроакустические комплексы «СКАТ-КС». Основная информация обрабатывался цифровыми методами. Кроме гидроакустического комплекса «СКАТ», новые АПЛ оснащались уникальной системой обнаружения кораблей противника по кильватерному следу.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

Заключение

Появление на море новых советских атомных подводных лодок типа «Щука-Б» стало неожиданностью для флотов западных стран. С этого момента американские подлодки утратили возможность скрытно вести разведку в акватории Северных морей и на Тихом океане. Массовому строительству и развертыванию новых атомоходов помешал развал Советского Союза. Однако, не смотря на свою малочисленность, сначала советские, а потом и российские субмарины проекта 971 продолжают оставаться на сегодняшний день наиболее мощными ударными подводными кораблями Российского ВМФ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

MENSBY

4.7

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными.

Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.

Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

Высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.

В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании оружия. В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)- она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, - а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», - сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике - интересы в области безопасности", - сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК (подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.