Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень! Занятие по окружающему миру, тема: «Осенние хлопоты человека.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для детей средней группы

Образовательная область: «Социум»

Раздел: ООМ

Тема: Труд людей осенью.

Цель: иметь представления о труде людей осенью.

Задачи: Формировать обобщенные представления о труде взрослых осенью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации сбора урожая в саду, на огороде, в поле.

Словарная работа: урожай, комбайн, удобрения.

Билингвальный компонент: урожай - егін, труд – еңбек.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Загадывает загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я… (осень)

Что происходит с деревьями и кустарниками?

Какую одежду люди одевают осенью?

Куда улетают перелетные птицы?

Сообщает тему занятия.

Отгадывают загадку,

отвечают на вопросы.

Слушают.

Организационно –поисковый

Рассказ сопровождает показом картинок об уборке урожая.

Словарная работа.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Физминутка:

Иван, Иван, вырывай бурьян

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок.

Не ленись дружок!

Билингвальный компонент

Знакомит с пословицами о труде:

« Поле труд любит».

«Труд кормит, а лень портит»

Предлагает объяснить их значение.

Д/и «Угадай профессию »

Цель: уточнить знания детей о профессиях.

Поле - полевод

Хлеб - хлебороб

Сад - садовод

Цветы - цветовод

Комбайн – комбайнер

Овощи - овощевод

Слушают, рассматривают картинки, запоминают.

Наклоняются и обеими руками « вырывают сорняки», отбрасывают их в сторону от себя.

Имитируют посев семян, работу граблями.

Слушают, повторяют, запоминают.

Слушают, запоминают, рассуждают.

Называют профессии.

Рефлексивно – корригирующий

Подводит итог занятия: Чем занимаются люди в саду осенью?

Что делают на огороде осенью?

В поле?

Оценивает деятельность детей.

Отвечают,

слушают.

Ожидаемый результат:

знать: осенние явления.

иметь: представление о труде людей осенью в поле, на огороде, в саду.

уметь : отвечать на вопросы, различать профессии.

Конспект занятия

«Осенние заботы человека»

в форме познавательного занятия.

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

4.Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Собираем урожай»

Трафареты с корзинками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте – ка загадку:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

  1. Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает. Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем. Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды

Приготовила природа. Всевозможные плоды.

На полях идет уборка- Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку, Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья, Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай- Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду. Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.


Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Р азвивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Р ечевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

В оспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

Информационно – рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

МБДОУ детский сад комбинированного вида №8, г. Володарск Нижегородская область

Курепова Е.В. Есть в осени первоначальной … (Экологическое занятие старшая группа) // Совушка. 2016.№1..2016.n1-a/ZP15120013.html (дата обращения: 24.02.2019).

Интеграция образовательных областей:

  • познание,
  • коммуникация,
  • социализация,
  • физическая культура,
  • музыка.

Виды детской деятельности:

  • игровая,
  • речевая,
  • музыкальная,
  • продуктивная,
  • познавательная,
  • коммуникативная,
  • двигательная.

Цель:
Закрепить знания детей о характерных признаках ранней осени и осенних явлениях.
Задачи:

  • Формировать умение выделять характерные признаки данного времени года, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
  • Обогащать словарный запас определениями.
  • Развивать речь детей, память, внимание, экологическое и творческое мышление.
  • Формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть её красоту.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Методические приёмы:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
  • Словесные: рассказ педагога, рассказы детей, беседа, словесные игры, чтение стихов.
  • Практические: игры.

Оборудование:

  • Кукла Буратино,
  • мультимедийная установка,
  • музыкальный магнитафон,
  • корзины,
  • настоящие листья с деревьев, кленовые листья из картона,
  • карточки: летние и осенние садовые цветы, деревья, приметы осени, сюжетные картинки "Труд людей осенью"

Литература:

  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию"; перспективный план работы.
  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию"; детские экологические проекты из опыта работы. СПб: Детство-Пресс, 2014.
  • Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет: практическое пособие. Воронеж, 2012.
  • От осени до лета: детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах / Составитель Л.А. Владимирская. Волгоград: Учитель, 2011.

Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый друг Буратино. Я вижу, что он чем-то встревожен. Давайте узнаем, что случилось?
Буратино:
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуй, Буратино!
Буратино:
Ребята, я был у вас летом. Было очень тепло, кругом цвели цветы, зеленели деревья и кусты. Мы гуляли на лужайке и вы мне много рассказали о растениях. Сегодня я с трудом узнал знакомые места. Всё изменилось вокруг: в цветниках очень мало цветов, листья на деревьях меняют цвет, а налетит ветерок и они падают на землю, покрывая её разноцветным ковром.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети:
Такие изменения в природе происходят осенью.
Буратино:
Я совсем ничего не знаю об этом.
Воспитатель:
Ребята, давайте познакомим Буратино с этим замечательным временем года.
У осени есть три месяца. Они не похожи друг на друга.
Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Осень бывает разная: первые месяцы теплые, а последние - холодные. Солнышко меньше пригревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам. Мы наблюдаем с вами две разные осени. Одна - ранняя. Она радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем.
Поэт И. Бунин так сказал о ней:
"Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…"
Другая осень - поздняя: грустная, с дождём и снегом, с тяжелыми тучами, коротким днём.
Какую осень мы наблюдаем сейчас?
Дети:
Раннюю, весёлую.
Воспитатель:
Посмотрите на экран, как изображали раннюю осень художники.
(Используются картины художников: И. И. Левитана "Золотая осень", И.С. Остроухова "Золотая осень" и А.И. Куинджи "Осень". Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского "Времена года".)
Давайте подберём много красивых слов - определений к ранней осени.
Дети:
Весёлая, разноцветная, богатая, радостная, золотая, пышная, щедрая и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а почему Буратино не увидел на наших клумбах тех цветов, которые росли летом?
Дети:
Летние цветы уже отцвели, а сейчас на клумбах осенние цветы.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного поиграем. (Дидактическая игра "Летние и осенние цветы").
На наборном полотне расположены карточки различных садовых цветов. Назовите и уберите те из них, которые цвели летом. Какие цветы украшают наши клумбы сейчас?

Дети:
Бархатцы, георгины, астры, хризантемы.
Воспитатель:
Вот эти цветы, Буратино, ты и видел на наших клумбах.
А сейчас, давайте познакомим Буратино с основными приметами осени. (Дидактическая игра "Приметы осени").
(Дети рассказывают о приметах осени с опорой на наглядность).
А ещё, о приметах осени, наши ребята выучили стихотворение.

Дети:
"Приметы осени."
1 ребёнок: Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорогу упадёт.
Это первая примета,
Что у нас уходит лето.
2 ребёнок: А вторая - куст малины,
В нитках белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
3 ребёнок: Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень.
Воспитатель:
Молодцы, много осенних примет вы знаете!
Ребята, я приглашаю вас погулять под дождём. (Физминутка. Игра "Координация речи с движением").

Воспитатель:
Ребята, как называется самое красивое время осени?
Дети:
Золотая осень.
Воспитатель:
В это время все деревья и кустарники красуются в самых ярких разноцветных нарядах.
Послушайте об этом стихотворение.
Ребёнок:
"Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны.
В пурпуре осеннем даже дуб зелёный.
Утешает осень: "Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета."
З. Федовская
Буратино:
А я принёс вам в корзинке осенние подарки. Отгадайте загадку.
"С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монет
И соберу большой букет."
Дети:
Осенние листья.
Буратино:
(Показывает разноцветные листья с разных деревьев)
Почему листья желтеют и опадают осенью?
Дети:
Солнце светит меньше, дни становятся короче, останавливается сокодвижение.
Воспитатель:
Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.
Что это за явление?
Дети:
Листопад.
Воспитатель:
Очень красивое зрелище, когда в сухую солнечную погоду, кружась в воздухе, словно танцуя, плавно опускаются на землю листочки, покрывая её разноцветным ковром.
Об этом Максим хочет прочесть стихотворение В. Вировича "Листопад".
Ребёнок:
"Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит осень - не весна."
Буратино:
Со всех ли деревьев опадают листья?
Дети:
Нет, ель и сосна всегда зелёные.
Воспитатель:
Как называются эти деревья? И почему?
Дети:
Хвойные. У них вместо листьев иголочки - хвоя.
Буратино:
А я видел хвойное дерево совсем жёлтое. Что это за дерево?
Дети:
Это лиственница. У него хвое мягкая как листочки. Это дерево на зиму сбрасывает свои хвоинки.
Воспитатель:
Мы с вами знаем, что у каждого дерева и кустарника свои листочки. Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру "Лети, листок, ко мне в кузовок".


(У детей в руках листья с разных деревьев. Дети заводят хоровод и напевают.)

(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и изображением определённого дерева и говорит: "С такого дерева листок, лети в мой кузовок". Ребята, в руках которых листочки с данного дерева, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки узнал дерево и опустил свой листок в корзину.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы хорошо знаете деревья и их листочки!
Буратино:
Вы мне рассказывали, что летом у людей много хлопот. А чем же занимаются они осенью? (Рассказы детей по сюжетным картинам "Труд людей осенью" (3-4 рассказа).

Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Вам придется изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами, движениями. (Дети собираются в круг).
Задание 1. Покажите, что стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы).
Задание 2. Покажите, что идёт холодный дождь (дети "открывают зонтики", поднимают воротники, прячутся под крышу).
Задание 3. Покажите, что вновь светит солнышко (дети прыгают, бегают, веселятся).
Задание 4. Покажите, что дует сильный ветер (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками).
Задание 5. Изобразите листопад (дети бегают, кружатся, приседают).
Воспитатель:
Молодцы, вы очень точно всё изобразили.
Воспитатель:
Осенняя погода очень изменчива. Это время года нам дарит много радостных и не очень радостных сюрпризов.
Буратино:
А давайте поиграем в игру "Хорошо - плохо".
Перед вами осенние листочки. Вы будете собирать их в корзинки. В жёлтую - со словами: "Осень - это хорошо…" (потому что красивые разноцветные деревья, опавшие листья шуршат под ногами, мы ходим в лес за грибами, у меня День Рождения и т.д.), а в синею - "Осень - это плохо…" (потому что много хмурых дней, идут холодные дожди, нельзя долго гулять, можно промочить ноги и заболеть и т.д.). (Дети складывают листочки согласно словам.)
Воспитатель:
Мы видим, что в обеих корзинах листочков поровну. В осеннее время года есть и хорошее, и плохое. Но мы любим это время за красоту и щедрые дары.

Буратино:
Я вижу, что вы очень много знаете об осени, а сейчас, я хочу узнать какие вы внимательные. Поиграем в игру "Чего перепутал художник". (Используется мультимедийная установка.)
Посмотрите на экран (на экране картинка с осеннем сюжетом, но допущены ошибки). Назовите, чего не может быть осенью?
Молодцы, вы очень внимательные!
Спасибо ребята. Я много узнал интересного о самом красивом периоде осени. Теперь я знаю почему на клумбах цветут другие цветы и что происходит с листочками на деревьях и кустарниках. По опавшим листочкам, я смогу найти дерево, с которого их унёс ветер. Я узнал, какие изменения происходят в природе осенью и сколько у людей забот в это время года. Теперь, в школе весёлых человечков, я смогу рассказать своим друзьям много интересного про осень.
До свидания!
Воспитатель и дети:
До свидания, Буратино!