Истребитель типа x. Влияние на детей

Звездный истребитель T-65 X-wing
Производственная информация
Производитель

Корпорация Инком

Модель

Истребитель завоевания господства в космосе T-65 X-wing

Класс

Звездный истребитель

Технические характеристики
Длина
Макс. ускорение
Макс. скорость (в атм.)
Двигатель(-и)

Двигатели Инком 4L4 на тяге ядерного синтеза (4) Альтернативный вариант: Двигатели Инком 4j.4 на тяге ядерного синтеза (4)

Класс гипердвигателя
Система гипердвигателя

Гипердвигатель Инком GBk-585

Силовая установка

Электрогенератор Новалдекс 04-Z

Экранирование щитами

Генератор щитов Чемпат "Defender"

Корпус
Сенсорные системы

Радиоблок "Карбанати":

  • Приемопередатчик Фабритек ANs-5d полного диапазона (нек. модели: фазированная антенна дальнего действия для обнаружения тахионов PA-9r и система осн. анализа угрозы PG-7u)
  • Незав. энергодатчик Мелихат "Multi Imager"
  • Электрофотодатчик Tana Ire
Системы наведения

Компьютер наведения Фабритек ANq 3.6 и система голографического оторажения IN-344-B "Sightline"

Навигационные системы

Астродроид

Радиоэлектроника

Система радиоэлектронного управления полетом Торплекс Rq8.Y

Меры противодействия

Автоматическия пусковая установка завесы или сигнальной ракеты (1)

Вооружение
  • Лазерные пушки Тейм и Бак KX9 или IX4 (4)
  • Пусковые установки протонных торпед Крупкс MG-7 (2)
    • Стандартный заряд: 3 торпеды в каждой
Экипаж
  • Астродроид (1)
Пассажиры
Грузоподъемность
Автономность
Др. системы

Стабилизационные крылья

Применение
Принадлежность
  • Альянс свободных планет
  • Галактическая федерация свободных альянсов
  • Новый орден Джедай
[Шаблон]

Звёздный истребитель T-65 X-Wing («Крестокрыл») - вымышленный космический истребитель, производимый корпорации Инком был основным универсальным звездным истребителем Повстанческого Альянса .

Характеристики

Обладающий приемлемой маневренностью X-wing имел две пары стабилизирующих крыльев, расположенных в задней части корабля. Обычно стабилизаторы находились в одной плоскости, но во время боя они развертывались, чтобы увеличить зону поражения лазерных пушек, установленных на концах стабилизаторов. Это и придавало кораблю характерную форму в виде буквы «X», если смотреть на него сзади или спереди. В некоторых ранних моделях пушки не могли вести огонь при сложенных стабилизационных крыльях. Однако имперский истребитель TIE-phantom превосходил X-wing в скорости и маневренности.

X-wing нес четыре лазерные пушки Тейм и Бак KX9, а также пусковые установки протонных торпед. Огонь другими типами боеголовок, например ударными ракетами, мог вестись из отдельных пусковых установок, но их монтаж требовал значительных затрат времени и усилий техников. Универсальность протонных торпед идеально подходила к разнообразию задач, выполнявшихся истребителями X-wing. Тем не менее, в первые годы галактической гражданской войны повстанцы обладали небольшим запасом этих орудий.

Лазерные пушки X-wing’а могли вести огонь в различных режимах:

  • Единичный выстрел, при котором каждый лазер стрелял отдельно;
  • Сдвоенный выстрел, при котором два лазера (по одному с каждой стороны) объединялись в пары, стреляющие по очереди;
  • Счетверенный выстрел, при котором все четыре лазера стреляли вместе, при этом лучи сходились на цели;
  • Прерывистый огонь, при котором мощность лучей понижалась, но увеличивалась скорострельность (режим добавлен в Юужан Вонгской войне).

Движение на скоростях ниже скорости света обеспечивали четыре двигателя на тяге ядерного синтеза Инком 4L4, которые позволяли развивать относительно высокую скорость как в космосе, так и в атмосфере. Корабли X-wing, в отличие от большинства истребителей серии TIE, были оснащены гипердвигателями и способны перемещаться в гиперпространстве , что позволяло им действовать независимо. Эскадрильи истребителей могли наносить удары самостоятельно, не нуждаясь в корабле-носителе. Эта автономность подходила повстанцам, так как отлично сочеталась с их тактикой атаки и последующего быстрого отхода.

В истребителе было место для одного пилота, которому помогал дроид (например, астродроид серии R2), помещенный во внешнее гнездо, отслеживающий статус корабля и способный выполнить экстренный ремонт.

Средства управления полетом в X-wing’е были идентичны системам скайхоппера T-16, воздушного спидера, также производства корпорации Инком. Этот фактор отчасти обьясняет огромную популярность T-65 среди пилотов повстанческого движения - многие из них пилотировали гражданские скайхопперы до присоединения к повстанцам.

История

Изначально X-wing был разработан для Империи в корпорации Инком Ворсом Вурхорианом, но вся команда инженеров перешла на сторону Повстанческого Альянса, спрятав прототипы на Фресии . Он был прямым потомком старого Охотника за головами Z-95, построенного Инкомом и Сабпро, с учетом знаний, извлеченных из создания звездного истребителя ARC-170. После того, как 4 уцелевших в ходе битвы при Фресии прототипа были получены альянсом, истребители провели свой первый бой с Империей в битве при Туркане.

Во время своего существования X-wing постоянно подвергался различным модификациям. Оригинальные T-65AC1 , применявшиеся Альянсом, вполне соответсововали своему времени, но вскоре были вытеснены моделями T-65AC2 , обладавшими лучшим ускорением. В модели T-65AC3 была улучшена радиоэлектроника, щиты и сенсоры, а T-65AC4 представила, главным образом, еще одну модернизацию двигателя, почти сравняв корабль с перехватчиком RZ-1 A-wing. Стоит отметить модель T-65D-A1 , где астродроид был заменен бортовым компьютером для вычисления параметров гиперпрыжков, но вскоре эта модель была признана негодной (частично из-за легкости саботажа). Корабль T-65T , вариант X-wing для тренировок, заменил тренировочный Z-95XT. Также во время Галактической Гражданской войны в планах существовали звездные истребители T-65B X-wing, которые разрабатывались техниками повстанцев и Инкома на Мон Каламари. Предателю Ралу Шавгриму практически удалось передать планы союзным с Империей Сиенар Флит Системс, но он был пойман повстанцами.

К наиболее знаменитым случаям применения истребителя относится Битва при Явине , где X-wing, пилотируемый Люком Скайуокером , уничтожил первую Звезду Смерти, хотя почти все остальные X-wing’и, принимавшие участие в битве, были уничтожены. X-wing, пилотируемый Веджем Антиллесом также помог уничтожить реактор второй Звезды Смерти в Битве при Эндоре при поддержке Millennium Falcon , начав цепную реакцию, которая полностью уничтожила космическую станцию.

Планировалось, что серия X-wing будет замещена истребителями типа E-wing примерно через 6 лет после битвы при Эндоре, но изначальные конструктивные проблемы, связанные с размещением оружия, задержали его широкое распространение в военных силах Новой Республики. Массовое внедрение истребителей E-wing все же произошло (наиболее ощутимо - в Пятом Флоте), но производство моделей X-wing продолжалось, чтобы обеспечить эскадрильи истребителей, не участвовавшие с наиболее активных действиях. Примечательным исключением являлся Разбойная эскадрилья - элитная республиканская эскадрилья истребителей, известная своим практически исключительным использованием X-wing’ов.

Незадолго до Юужан Вонгской войны Новая Республика выпустила X-wing серии J, дополняющий более продвинутые и дорогие E-wing серии III. XJ имел третий торпедный отсек там, где раньше был грузовой, увеличив количество торпед до девяти. Двигатели, лазеры и радиоэлектроника также подверглись улучшению. XJ был намного лучше старых моделей во всех отношениях и изначально выпускался для эскадрилий звездных истребителей, пилотируемых джедаями .

Было разработано три варианта этой серии, завершившейся моделью T-65J3 : венец эволюции X-wing. В ходе Юужан Вонгской войны была добавлена возможность вести прерывистый огонь для преодоления их своеобразной защиты. Некоторые военизированные группировки также были оснащены ранними моделями истребителей серии J (Вероятно, T-65J или T-65J2 ); более бедные группировки, а также оборонительные силы систем могли иметь X-wing’и самых различных возрастов и комплектаций. Многие старые X-wing’и были переоборудованы в разведывательный вариант T-65BR .

Ко времени конфликтов между Килликами и Чиссами было создано еще два варианта X-wing. Первый из них относился к серии XJ5, также известной как ChaseX . Второй вариант назывался StealthX . Серия XJ5 в основном использовалась т. н. «полицией восстановления галактики» - силовой структурой, соданной Галактическим Альянсом после Юужан Вонгской войны. Джедаи же склонялись к пилотированию StealthX или машин более ранней серии XJ3 . StealthX был малозаметным истребителем, обладающим пониженной видимостью как визуально, так и для датчиков, однако его можно было обнаружить по силуэту в контровом свете или по запуску протонных торпед. По описаниям StealthX меньше, чем модели XJ, которые, в свою очередь, были уже на полметра короче, чем T-65C. Также StealthX считается прямым потомком XJ3 и, скорее всего, классифицируется как XJ4.

Ко времени второго Кореллианского бунта Галактический Альянс применял в боях модель XJ6 , а эскадрилья Люка Скайуокера, состаящия целиком из джедаев, использовала только эти модели. Вскоре последовала и XJ7 , которую использовала как минимум Разбойная эскадрилья.

Существовало две разных системы идентификации серий X-wing. Основное обозначение «T-65» было неизменным, но модификаторы версий были противоречивы. Одна из систем использовала суффикс «AC1», и цифра увеличивалась с каждой новой моделью истребителя. Во второй же системе к обозначению добавлялась буква (T-65B , T-65D , T-65J и т. д.). В общем случае считается, что это разные наименования одних и тех же моделей.

Влияние на детей

Во время галактической гражданской войны игрушечные X-wing’и были весьма популярны среди детей, которые разыгрывали приключения героев Альянса. Это напоминало Войны клонов, когда дети часто играли с фигурками солдат и машин, придумывая свои версии хода войны.

За кулисами

  • В добавок к созданию миниатюр X-wing’ов создатели Новой надежды сделали полноразмерный X-wing для сцены в ангаре Явина 4 . Умелый монтаж и картонные модели создали впечатление наличия в ангаре дюжин полноразмерных кораблей.

Источники

  • статья T-65 X-wing starfighter в Вукипедии
  • справочники
    • The Essential Guide to Vehicles and Vessels
    • The New Essential Guide to Vehicles and Vessels
  • Карточная игра Star Wars Customizable Card Game: Premiere Limited
  • Настольная игра Star Wars Miniatures: Starship Battles
Название: T-65B X-Wing (Space Superiority Fighter)
Производитель: Incom Corporation
Размер: 12,5 метра.
Скорость: 80 MGLT, 1050 км/ч в атмосфере, гипердрайв Koensayr R300-H 1 класса
Экипаж: 1 человек, 1 дройд-астромех
Груз: 110 кг
Вооружение: 4 Taim & Bak KX9 лазерные пушки, 2 Krupx MG7 установки по запуску протонных торпед
Защита: генератор защитного поля Chempat (50 SBD), обшивка усиленная титаниумом (20 RU)
Описание:

X-wing T-65 стал последней разработкой компании Инком Корпарешейн (Incom Corporation) перед национализацией компании Империей. Возмущенные незаконным поведение Имперских властей разработчики Инкома решили принят сторону Восстания. Им удалось захватить планы и прототипы своего нового истребителя. Предательство конструкторов стало большой потерей для Империи и дало Альянсу некоторое техническое превосходство в этом классе кораблей. В скором времени повстанцы начали производить X-wing’и для своего флота.

Одной из причин небывалого успеха T-65 называю его необычною концепцию и дизайн. Обычно двойные крылья корабле находятся в закрытом положении но при входе в атмосферу или в бою они открываются образуя характерное „X“, которое и дало кораблю его имя. На концах крыльев расположены Taim & Bak KX9 лазерные пушки, способные вести огонь как и одновременно так и по отдельности. К вооружению истребителя также относятся две Krupx MG7 пусковые установки протонных торпед, расположенные в фюзеляже. Люк Скайвокер использовал торпеды этого типа для уничтожения Звезды Смерти.

Другой идей улучившей корабль стало решение разработчиков использовать управление схожее с глайдером T-16 Skyhopper. Многие пилоты Восстания были родом из Внешних Территорий и чаще всего имели опыт вождения глайдера. Эта особенность помогла многим пилотам освоить новый истребитель без больших проблем.

Как и многие другие истребители X-wing нуждается только в одном пилоте. В дополнение позади кабины находится специальный R2 дройд-астромех, которые перенимает многие задачи ко-пилота: навигация, отслеживание целей, контроль повреждений. В случаи аварии R2 может вести корабль сам. В памяти дройда может хранится до 10 координат для прыжка в гиперпространство.

Одной из сильных сторон X-wing’а являются его высокие оборонительные качества. Корпус усиленный титаниумом хорошо защищает пилота, а генератор защитного поля позволяет кораблю выдерживать несколько прямых попаданий. Мелки повреждения могут быть починены дройдом-астромехом. На корабле также находится автоматическая система катапультирования, которая может спасти пилота в случае уничтожения корабля.

На истребителе установлен довольно мощный генератора Novaldex 04-Z, которые производить достаточно энергии для щитов и оружия. Хотя X-wing не так быстр и маневрен как имперские Tie Fighter’ы, но зато он несет на борту гипердвигатель Koensayr R300-H и автономную систему жизнеобеспечения.

Эскадрильей X-wing’ов идентифицируются разноцветными полосками на крыльях. Во время Битвы при Явине Люк Скайвокер имел обозначение Красный Пять и нес на крыльях 5 красных полос. После уничтожения Звезды Смерти Люк Скайвокер и Ведж Антиллес, как единственные выжившие из Красной группы, организовали новую Эскадрилью Бродяг (Rogue Squadron).

X-КРЫЛЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

(X-Wing Starfighter)


Основной звёздный истребитель Альянса повстанцев и один из самых совершенных однопилотных звездолётов. X-крылый истребитель получил своё название за сдвоенные крылья, которые во время сражения могут раздвигаться в косой крест, что увеличивает поле обстрела. Наряду с четырьмя мощными лазерными пушками, X-крылые истребители оснащены протонными торпедами, защитным полем, гипердвигателем и астромеханическим дроидом. X-крылый истребитель - любимый летательный аппарат Люка Скайуокера, именно в его кабине находился юный джедай, когда взорвал в битве при Явине первую "Звезду смерти".

Полное название: X-крылый космический истребитель T-65B корпорации "Инком".

Размер: 12,5 метров длиной.

Скорость: 80 MGLT, гипердвигатель 1 класса "Коэнсейр R300-H" (Koensayr), или 1050 км/ч в атмосфере.

Вместимость: 1 пилот, 1 астромеханический дроид и 110 килограмм груза

Вооружение: 4 лазерные пушки "Тейм и Бэк KX9" (Taim & Bak) и 2 пусковых установки для протонных торпед "Крапкс MG7" (Krupx).

Защита: генератор защитного экрана "Чемпат Защитник" (Chempat "Defender" deflector-screen), генератор защитного поля "Чемпат" и корпус из усиленного титанового сплава.

Подробное описание

X-крылый истребитель T-65 был последним звездолётом, разработанным корпорацией "Инком" до того, как она была национализирована Империей. Недовольные внезапным захватом имперцами "Инкома", ведущие инженеры решили дезертировать. С помощью повстанческих коммандос создатели X-крылого истребителя сбежали из "Инкома" и присоединились к Восстанию вместе с чертежами и опытными образцами нового истребителя. Их побег стал большой потерей для Империи, а для повстанцев обратился первым значительным технологическим прорывом. Альянс начал производить X-крылые истребители в небольших количествах, и звездолёт быстро доказал своё право называться одной из самых эффективынх военных машин в галактике.

Необычное решение крыльев T-65 часто считают причиной успеха истребителя. Спаренные крылья остаются сложенными во время обычного полёта в космосе, однако могут раскрываться во время сражения и входа в атмосферу. На конце каждого крыла установлена мощная лазерная пушка "Тейм и Бэк KX9", которые могут стрелять поодиночке, одновременно, парами или в любом другом режиме.

Звездолёт также вооружён двумя пускателями протонных торпед "Крапкс MG7", установленными у середины корпуса истребителя. Каждый пускатель заряжен тремя протонными торпедами, такими же, какие Люк выпустил в вентиляционную шахту, чтобы уничтожить первую "Звезду смерти".

Другое проявление гениальности в конструкции T-65 - преднамеренное использование почти такого же пульта управления, как на хоппере T-16 и подобных аэроспидерах. Большинство пилотов Альянса были набраны на пограничных планетах, где они оттачивали своё мастерство на таких недорогих и прочных машинах, как хоппер. Увидев знакомые пульты управления, молодые пилоты (например, Люк, Биггс Дарклайтер и Джек Поркинс) очень быстро привыкали к своим новым истребителям.

Как и большинство других истребителей, X-крылый рассчитан только на одного пилота. Однако за кабиной пилота расположено гнездо для астромеханического дродида серии R2 "Промышленного приборостроения", который выполняет многие функции второго пилота. В полёте и в сражении дроид отвечает за астрогацию и аэронавигацию, следит за повреждениями и соблюдением курса. В случае крайней необходимости R2 может взять на себя управление кораблём. Все астромеханики, приписанные к X-крылым истребителям, держат в памяти до 10 гиперпространственных координат на случай отступления или другой необходимости выйти в гиперпространство.

Одно из самых ценных качеств X-крылого истребителя - его надёжность. Обшивка из усиленного титанового сплава, генераторы защитного экрана и защитного поля "Чемпат", а также транпаристистальной фонарь кабины позволяют истребителю перенести несколько попаданий без существенного ущерба. Мелкие неисправности, вызванные вражеским огнём, могут быть исправлены астромехаником за несколько минут. Вместе с тем, в случае серьёзных повреждений, пилот может задействовать систему катапультирования.

Помимо прочих полезных устройств, на X-крылый истребитель устанавливается энергетический генератор средней мощности "Новалдекс 04-Z" (Novaldex), благодаря которому защитные поля и вооружение звездолёта работают на полную мощность в течение большинства сражений. Хотя X-крылый истребитель не настолько быстр и манёвренен, как его главный противник, имперский истребитель TIE, он оснащён полноценной системой жизнеобеспечения и надёжным гипердвигателем "Коэнсейр R300-H", в то время как у TIE эти жизненно важные системы отсутствуют.

X-крылые истребители, составляющие эскадрилью, носят на крыльях разноцветные полосы. Например, на крылья истребителя Люка, называвшегося в битве при Явине "Красный-5", было нанесено пять красных полос. После битвы при Явине Люк предложил, чтобы он и Уэдж Антиллес, единственные выжившие из "Красной эскадрильи", переименовали свой отряд в "Эскадрилью бродяг", и это название вскоре стало во всей галактике синонимом отваги и мастерства.

За кадром

Модели X-крылых истребителей для "Новой надежды" были сделаны в масштабе 1:16. Помимо особенных истребителей, таких, как X-крылый истребитель Люка, девять моделей были изготовлены специально для взрывов. В отверствия пускателей протонных торпед, кабины, лазерные пушки и двигатели пяти моделей были вставлены кварцевые лампы. Фонарь кабины изначально был скруглённым, однако во время съёмки такие "пузыри" отражали свет. Чтобы разрешить эту проблему, фонарь сделали многогранником.

Для крупноплановых съёмок пилотов в ожесточённом сражении в конце "Новой надежды" была построена кабина X-крылого истребителя в натуральную величину. Кабина была установлена перед синим экраном на нескольких подпорках на высоте пяти метров (15 футов) над землёй. Актёры забирались в кабину и произносили все свои реплики, в то время как их снимали с разных позиций. Впоследствии Лукас использовал все эти дубли для создания окончательного варианта сцены. Для создания эффекта движения истребителя четверо ассистентов раскачивали подпорки.

Для съёмок сцены, в которой Йода вытаскивает X-крылый истребитель Люка из болота ("Империя наносит ответный удар"), были сделаны покрытые грязью модель машины и её макет в натуральную величину.



МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. В американском штате Южная Каролина потерпел крушение истребитель пятого поколения F-35B, сообщили в Корпусе морской пехоты Соединенных Штатов.

Инцидент произошел в районе Грейс Хилл около Кларендон-роуд и Джо-Аллен-драй накануне в 11:45 (18:45 мск).

Пилот во время аварии успел воспользоваться катапультой и находится под наблюдением медиков.

Это первый случай крушения самолета данного типа.

Истребитель F-35B находился в составе тренировочной эскадрильи в округе Бьюфорт.

Боевое применение

Самолет разбился на следующий день после того, как в Афганистане впервые в боевой обстановке был использован F-35B. Как заявили в минобороны США, самолет успешно атаковал наземные цели.

F-35 находится на вооружении Соединенных Штатов, а также ряда союзников. В числе желающих его купить была и Турция, но администрация США заморозила сделку на фоне намерения Анкары купить российские зенитно-ракетных комплексы С-400.

Истребитель F-35B

Программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала самой дорогостоящей в истории производства оружия, США потратили на нее около полутора триллиона долларов. Столкнувшись с рядом проблем, разработчики превысили запланированную норму расходов на сотни миллиардов.

Истребитель ввели в строй на семь лет позже, чем ранее планировалось.

Новый самолет F-35 разработали в трех вариантах: наземный истребитель для нужд американских ВВС, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, а также палубный истребитель для нужд американского ВМС.

Модификация F-35B является единственной из трех, которая способна садится вертикально. Для взлета ей требуется минимальная дистанция.

Стоимость одного изделия составляет 150 миллионов долларов. Каждый час полета самолета обходится в 35 тысяч.

Выявленные уязвимости

Как писал журнал National Interest, истребитель F-35 оказался уязвим для ударов молний из-за своих конструктивных особенностей.

F-35 подкрался незаметно. США выразили талибам свое большое "F" В случае с этим истребителем главное, что он вылетел с боеприпасами, а вернулся без них. То есть они точно не взорвались у него на борту, а куда-нибудь угодили. Насколько точно, не скажет никто. Но, как говорится, с почином.

Корпус морской пехоты США в начале августа запросил переносные громоотводы для защиты истребителей F-35B, развернутых на американской базе Ивакуни на японском острове Хонсю. Это решение объяснили отсутствием у F-35 должного уровня пассивной защиты от ударов молний из-за того, что истребители построены из композитных материалов.

Также журнал указал на риск детонации топливных баков F-35 из-за попадания молнии.

Шаблон:SW ship

Звёздный истребитель T-65 X-крыл - фантастический космический истребитель во вселенной «Звёздных войн» , производимый корпорацией Инком, был основным универсальным звёздным истребителем Повстанческого Альянса .

Характеристики

Лучший истребитель флота повстанцев. Обладающий приемлемой маневренностью X-wing имел две пары стабилизирующих крыльев, расположенных на корме корабля. Это придавало кораблю характерную форму в виде буквы «X».В некоторых ранних моделях пушки не могли вести огонь при сложенных крыльях. Однако имперский истребитель TIE Fighter превосходил X-крыл в скорости и манёвренности.

X-крыл нёс четыре лазерные пушки Тейм и Бак KX9, а также пусковые установки протонных торпед. Огонь другими типами боеголовок, например ударными ракетами, мог вестись из отдельных пусковых установок, но их монтаж требовал значительных затрат времени и усилий техников. Универсальность протонных торпед идеально подходила к разнообразию задач, выполнявшихся истребителями X-крыл. Тем не менее, в первые годы галактической гражданской войны повстанцы обладали небольшим запасом этих орудий.

Лазерные пушки X-крыла могли вести огонь в различных режимах:

  • Единичный выстрел, при котором каждый лазер стрелял отдельно;
  • Сдвоенный выстрел, при котором два лазера (по одному с каждой стороны) объединялись в пары, стреляющие по очереди;
  • Счетверённый выстрел, при котором все четыре лазера стреляли вместе, при этом лучи сходились на цели;
  • Прерывистый огонь, при котором мощность лучей понижалась, но увеличивалась скорострельность (режим добавлен в Юужан Вонгской войне).

Движение на скоростях ниже скорости света обеспечивали четыре двигателя на тяге ядерного синтеза Инком 4L4, которые позволяли развивать относительно высокую скорость как в космосе, так и в атмосфере. Корабли X-крыл, в отличие от большинства истребителей серии TIE, были оснащены гипердвигателями и способны перемещаться в гиперпространстве , что позволяло им действовать независимо. Эскадрильи истребителей могли наносить удары самостоятельно, не нуждаясь в корабле-носителе. Эта автономность подходила повстанцам, так как отлично сочеталась с их тактикой атаки и последующего быстрого отхода.

В истребителе было место для одного пилота, которому помогал дроид (например, астродроид серии R2), помещённый во внешнее гнездо, отслеживающий статус корабля и способный выполнить экстренный ремонт.

Средства управления полётом в X-крыле были идентичны системам скайхоппера T-16, воздушного спидера, также производства корпорации Инком. Этот фактор отчасти объясняет огромную популярность T-65 среди пилотов повстанческого движения - многие из них пилотировали гражданские скайхопперы до присоединения к повстанцам. Также известны такие модификации как E-крыл и B-крыл.

История

Изначально X-крыл был разработан для Империи в корпорации Инком Ворсом Вурхорианом, но вся команда инженеров перешла на сторону Повстанческого Альянса, спрятав прототипы на Фрезии . Он был прямым потомком старого Охотника за головами Z-95, построенного Инкомом и Сабпро, с учётом знаний, извлечённых из создания звёздного истребителя ARC-170. После того, как 4 уцелевших в ходе битвы при Фресии прототипа были получены Альянсом, истребители провели свой первый бой с Империей в битве при Туркане.

Во время своего существования X-крыл постоянно подвергался различным модификациям. Оригинальные T-65AC1 , применявшиеся Альянсом, вполне соответствовали своему времени, но вскоре были вытеснены моделями T-65AC2 , обладавшими лучшим ускорением. В модели T-65AC3 была улучшена радиоэлектроника, щиты и сенсоры, а T-65AC4 представила, главным образом, ещё одну модернизацию двигателя, почти сравняв корабль с перехватчиком RZ-1 A-крылом. Стоит отметить модель T-65D-A1 , где астродроид был заменён бортовым компьютером для вычисления параметров гиперпрыжков, но вскоре эта модель была признана негодной (частично из-за лёгкости саботажа). Корабль T-65T , вариант X-крыл для тренировок, заменил тренировочный Z-95XT. Также во время Галактической Гражданской войны в планах существовали звёздные истребители T-65B X-крыл, которые разрабатывались техниками повстанцев и Инкома на Мон Каламари. Предателю Ралу Шавгриму практически удалось передать планы союзным с Империей Сиенар Флит Системс, но он был пойман повстанцами.

К наиболее знаменитым случаям применения истребителя относится Битва при Явине, где X-крыл, пилотируемый Люком Скайуокером , уничтожил первую Звезду Смерти , хотя почти все остальные X-крылы, принимавшие участие в битве, были уничтожены. X-крыл, пилотируемый Веджем Антиллесом также помог уничтожить реактор второй Звезды Смерти в Битве при Эндоре при поддержке «Тысячелетнего Сокола », начав цепную реакцию, которая полностью уничтожила космическую станцию.

Планировалось, что серия X-крыл будет замещена истребителями типа E-крыл примерно через 6 лет после битвы при Эндоре, но изначальные конструктивные проблемы, связанные с размещением оружия, задержали его широкое распространение в военных силах Новой Республики. Массовое внедрение истребителей E-крыл всё же произошло (наиболее ощутимо - в Пятом Флоте), но производство моделей X-крыл продолжалось, чтобы обеспечить эскадрильи истребителей, не участвовавшие с наиболее активных действиях. Примечательным исключением являлся Разбойная эскадрилья - элитная республиканская эскадрилья истребителей, известная своим практически исключительным использованием X-крылов.

Незадолго до Юужан Вонгской войны Новая Республика выпустила X-крыл серии J, дополняющий более продвинутые и дорогие E-крылы серии III. XJ имел третий торпедный отсек там, где раньше был грузовой, увеличив количество торпед до девяти. Двигатели, лазеры и радиоэлектроника также подверглись улучшению. XJ был намного лучше старых моделей во всех отношениях и изначально выпускался для эскадрилий звёздных истребителей, пилотируемых джедаями .

Было разработано три варианта этой серии, завершившейся моделью T-65J3 : венец эволюции X-крыл. В ходе Юужан Вонгской войны была добавлена возможность вести прерывистый огонь для преодоления их своеобразной защиты. Некоторые военизированные группировки также были оснащены ранними моделями истребителей серии J (Вероятно, T-65J или T-65J2 ); более бедные группировки, а также оборонительные силы систем могли иметь X-крылы самых различных возрастов и комплектаций. Многие старые X-крылы были переоборудованы в разведывательный вариант T-65BR .

Ко времени конфликтов между Килликами и Чиссами было создано ещё два варианта X-крылов. Первый из них относился к серии XJ5, также известной как ChaseX . Второй вариант назывался StealthX . Серия XJ5 в основном использовалась т. н. «полицией восстановления галактики» - силовой структурой, созданной Галактическим Альянсом после Юужан Вонгской войны. Джедаи же склонялись к пилотированию StealthX или машин более ранней серии XJ3 . StealthX был малозаметным истребителем, обладающим пониженной видимостью как визуально, так и для датчиков, однако его можно было обнаружить по силуэту в контровом свете или по запуску протонных торпед. По описаниям StealthX меньше, чем модели XJ, которые, в свою очередь, были уже на полметра короче, чем T-65C. Также StealthX считается прямым потомком XJ3 и, скорее всего, классифицируется как XJ4.

Ко времени второго Кореллианского бунта Галактический Альянс применял в боях модель XJ6 , а эскадрилья Люка Скайуокера, состоящая целиком из джедаев, использовала только эти модели. Вскоре последовала и XJ7 , которую использовала как минимум Разбойная эскадрилья.

Существовало две разных системы идентификации серий X-крыл. Основное обозначение «T-65» было неизменным, но модификаторы версий были противоречивы. Одна из систем использовала суффикс «AC1», и цифра увеличивалась с каждой новой моделью истребителя. Во второй же системе к обозначению добавлялась буква (T-65B , T-65D , T-65J и т. д.). В общем случае считается, что это разные наименования одних и тех же моделей.

Влияние на детей

Во время галактической гражданской войны игрушечные X-крылы были весьма популярны среди детей, которые разыгрывали приключения героев Альянса. Это напоминало Войны клонов, когда дети часто играли с фигурками солдат и машин, придумывая свои версии хода войны.

Источник не указан 2115 дней ] .

Создание и полет самолета Боинг Х32 возвращает авиакомпанию Боинг к производству на ее мощностях самолетов-истребителей. Работы по созданию истребителя начитаются в 1996 году, с участия в конкурсе по созданию демонстрационного самолета-истребителя по программе JSF – создание унифицированного многоцелевого истребителя для ВМС, ВВС, МП Соединенных Штатов и ВВС Великобритании.


Военное отделение авиакомпании Боинг еще до начала конкурса, принимало участие в следующих программах:
- флотский перспективный многоцелевой истребитель AF/X;
- многофункциональный истребитель ВВС MRF;
- проект «CALF» от DARPA.

И хотя не в одной из них в дальнейшем отделение Боинг не участвует, это позволило приобрести опыт и создать наработки для проекта истребителя JSF. Самой главной проблемой для Боинга, из-за чего, собственно, и имело место неприятие проектов Боинг, являлась неприемлемая для заказчика цена одного самолета.

В Боинге пересмотрели всю концепцию создания самолетов, и на «обломках» проектов принимается концепция толстого треугольного крыла, ранее представленная для проекта «CALF». Такая концепция помогала достичь требуемых характеристик дальность/боевая нагрузка. Из-за размещения в крыле основного запаса топлива, вес которого достигал 40 процентов взлетного веса, позволял улучшить данные показатели более чем 2.5 раза по сравнению с самолетами F-16 и F/A-18. Маневренность самолета при этом не пострадала. В проектировании самолета применяли самые современные технологии, используемые авиакомпанией при построении гражданского Боинг -777.

Унификацию самолета решили путем применения высокоплана с использованием треугольного крыла, V-образного оперения, воздухозаборником носового исполнения с отсеками установки вооружения на фюзеляже. Изначально, самолет планировался как система , таким его и оставили. Крыло самолета оставалось неизменной константой, что сказалось на подгонке фюзеляжа к крылу, а не наоборот. Оно было достаточно вместительным для 8.6 тонн топлива и внутренних ниш для шасси. Конструкция крыла многолонжеронная с обшивкой из композитных материалов. Это позволило снизить массу, улучшить сопротивляемость повреждениям, а главное – снизить себестоимость. Лонжероны крыла выполнены с использованием технологии «Sine-Wave» (F-22).

Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что несколько килей, разваленных наружу, позволят увеличить скрытность полета и сэкономить вес, что в дальнейшем использовали на Боинг Х-32. Это решение по заявлениям разработчиков придаст самолету лучшую управляемость. Из-за ограничений по площади стоянки самолета пришлось ограничить длину и размах крыла.

Непосредственное управление вектора тяги при этом усложнялось необходимостью исполнения подъемного сопла в центре масс, а двигателя в носовой части. Это привело к недостаточности места под боковые воздухозаборники – принимается решение создать и установить подкабинный нерегулируемый воздухозаборник, имеющий выступающую вперед нижнюю часть. В дальнейшем, он был полностью оптимизирован для всех скоростей и требуемых критериев.

Для осуществления работы двигателя при укороченном взлете/посадке, когда требуется увеличенный расход воздуха, обечайка в передней части воздухозаборника выезжает вперед и открывает дополнительную щель для забора воздуха. Шасси самолета высокого исполнения согласно высокоплановой компоновки и недопущения эффекта «подсасывания» при укороченных взлете/посадке.

Проектирование и построение Боинг Х32
Самолет состоит из 2 частей – подкрылевая часть и переднезадняя часть раздельной сборки. Переднюю часть построили в Сент-Луисе, она несла на себе кабину пилота, бортовую РЛС и БРЭО. Хвостовую часть построили в Сиэтле, она несла на себе двигатели и отсеки для полезной нагрузки. Крыло собрали в Палмдэйме.

Отсеки для установки полезной нагрузки получили большой объем из-за широкого фюзеляжа. Установка вооружения проводилась удобно и просто. Скрытность самолета при применении оружия обеспечивалась возможностью применения оружия из отсека, который развернут не по направлению на цель. Каждый отсек мог разместить в себе 2 ракеты типа «AMRAAM» или одна ракета и одна авиабомба типа «JDAM». Отсеки имели запас для модернизации – при необходимости установки более громоздкого вооружения длина отсеков увеличивалась.

В начале 1999 года приходят уточненные требования к создаваемому самолету по программе JSF:
- увеличение боевого взлетного веса;
- увеличение веса вооружения при осуществлении посадки на корабль (авианосец);
- ужесточение рамок маневренности при больших углах атаки;
- улучшение устойчивости самолета на курсе.

Данные требования поставили «крест» на существующей конфигурации треугольного крыла и бесхвостой схемы. Само участие Боинг Х32 еле удалось отстоять. Средства, выделенные по программе, перераспределяются. Начинаются работы по разработке обновленной архитектуры всего боевого комплекса. Несмотря на многие трудности, основные работы по Боинг Х32 продолжались согласно, самолет с меньшим крылом и системой УВТ «выпадал» из требований заказчика. В этой связи, принимаются срочные меры снижения веса планера.

На момент перепроектирования аэродинамической схемы 400 из 750 миллионов долларов были потрачены на создание демонстрационных самолетов и обновление архитектуры БК. Однако, проект Боинг Х32 продолжили и общий график (обновление аэродинамической схемы) вышел на расчетный к 2001 году.

Изменения:
- задняя кромка крыла получает стреловидность +20 градусов;
- некоторая часть от площади крыла перешла в площадь горизонтального оперения;
-нижняя выступающая часть воздухозаборника получает положительную стреловидность.

Унификация Боинг Х32
В 1998 года авиакомпания Боинг принимает решение уменьшить общую унификацию по программе JSF. Самолет для ВСС, МП, ВМС Соединенных Штатов и ВМС Англии с 85 процентов до 70. Была проведена работа по определению областей, где она требуется или целесообразна.

СУВВП отличается от палубного и сухопутного варианта подрезанным крылом (9.25 метра), меньшей длиной, примерно на 40 сантиметров, что привело к уменьшению веса на 135 килограмм. Установлена система производства вертикальной тяги. В Боинг заверили, что до начала массового производства, применяя современные технологии массосбережения, все варианты будут иметь одну длину, что поднимет уровень унификации до 95 процентов, и снизит себестоимость одного экземпляра. Палубная версия получает посадочный крюк, усиленное шасси с носовой стойкой двухколесного исполнения, а также усиленную конструкцию остальных шасси и планера. Сухопутная версия получает автоматическую пушку ВК27 «Маузер».

Программа Боинг Х32
Программа состоит из трех ступеней уменьшения технического риска:
- первая - создание и испытание демонстрационных самолетов;
- вторая – создание архитектуры БК БРЭО, улучшение характеристик скрытности, с созданием тренажера для отработки и имитации боевых вылетов (задействование Боинг-737-200, установка на него оборудования и систем для проведения различных испытания и подвеска макета 1:1 Боинг Х32 для уточнения ЭПР);

Третья – доведение самолета до точных требований к проекту в серийной конфигурации.

Летающая лаборатория использовалась в тестировании БРЭО созданного компанией «Рэйтеон». Оно включало в себя установку на борту полной версии комплекса. Архитектура комплекса открытого типа, что позволяет проводить «безболезненную» модернизацию комплекса. БРЭО испытывали больше года (весь 2000 год). В середине 2001 года используя БРЭО, было проведено испытание вооружения, авиабомбы «JDAM», которое признано успешным. На тренажерах к этому времени проведены несколько успешных имитаций взлета, боевого применения и посадки истребителя строевыми летчиками ВВС Соединенных штатов.

Согласно программы, архитектура боевого комплекса способна взять довольно широкий спектр вооружения в отсеки для уничтожения и поражения надводных/наземных/воздушных целей противника:
- тактическая ракета «JASSM»/« SLAM-ER»;
- управляемая противотанковая ракета «Мейверик»;
- противорадиолокационная ракета «HARM»/« ALARM»;
- корректируемая авиабомба «JDAM»/«Пейвуэй»;
- свободнопадающая бомба калибра 900/450/225 килограмм;
- бомбовая кассета.
- ракета СД «воздух-воздух» «ATM-120 AMRAAM»;
- ракета МД «воздух-воздух» AIM-9M «Сайдуиндер»;
- ракета «АIМ-9Х».

Программа JSF, в которой участвовала авиакомпания Боинг, оказалась одной из самых больших по объему и требованиям. Руководство Боинга считает, что для выполнения программы у нее имеется все необходимое: бизнес-план с просчитанными степенями риска, мощности и готовность выполнения, подготовленный квалифицированный коллектив. Технический риск был снижен путем разработки более 60 спецпрограмм.

Техобслуживание
С техническим обслуживанием у авиакомпании всегда было в порядке, так как накоплен огромный опыт в гражданской сфере. Обычно себестоимость самолета вырастает с учетом его технического обслуживания, но, имея опыт в гражданской сфере авиаобслуживания, Боинг могла предложить проведение данных работ на любой авиабазе, что вело к значительным сокращениям заказчиком финансирования на техобслуживание. Для этого планировали использовать компьютерное обеспечение, используемое на Боинг-777. Программа «JDIS» могла «подсказать» самолету время проведения различных ремонтных работ, наличие необходимого оборудования и материальной базы в месте базирования. Цель программы - обеспечить самолет информацией о наличие необходимых запасных частей в приемлемом месте базирования в течение суток по Соединенным Штатам и в течение двух дней в любом месте за пределами страны. Обеспечение совместной работы с системами выявления неисправностей. Планируемый экономический выигрыш – до 30 процентов для одной машины, сокращение техперсонала для обслуживания самолета на 40 процентов, повышение надежности работы оборудования и систем до 50 процентов.

Единая команда
Гордостью Боинг становится команда специалистов различного профиля собранных в одно целое. В состав команды входило 32 человека, которые представляли основные подразделения: конструкторы, технические специалисты, представители субподрядчиков и заказчика. Сработавшись в ходе проекта, команда была способна выполнять поставленные задачи в короткие сроки. Создание единой команды относится к 1995 году. На одном из совещаний, на котором присутствовали представители заказчика, подрядчиков и отделений компании, принимается решение о создании новой команды.

В команду в свое время пригласили представителей английских подразделений от «ВАе» и «GEC Маркони». Это решение удалось осуществить с огромными трудностями. В дальнейшем это привело к улучшению проекта в целом, получения программой JSF международного статуса. Все стороны были заинтересованы в проектах один одного (американский JSF и английский ASTOVL), кроме всего прочего, англичане укрепили проект финансово. Они учувствовали как в разработке документов и чертежей, так и в процессе создания демонстраторов. Единую команду разбили на группы для четкого выполнения конкретных задач по направлениям.

Демонстраторы истребителя

Х-32А
Носовую часть Х-32А собрали в Сент-Луисе, опережая график. Кроме того, ее выполнили облегченной, и себестоимость в конечном итоге оказалась меньше запланированной. Успехи в сборке конструкции связаны в первую очередь с применением компьютерного пространственного моделирования. В конце марта 1999 года собранную носовую часть отправляют в Палмдэйл для сборки общей конструкции демонстратора. Применение новых технологий разработки и налаженная взаимосвязь с субподрядчиками, дала возможность последним начинать работы по созданию оборудования и агрегатов, независимо от общего графика работ. Это все привело к следующим результатам – время необходимое на разработку уменьшилось на 40 процентов, сборка - на 30 процентов.

Оба демонстратора под названиями «Х-32А/В» были готовы к концу 1999 года. Они были первыми построенными демонстраторами по программе JSF, конкуренты «Локхид-Мартин» создали свои демонстраторы-самолеты Х-35 в начале следующего года.

Май 2000 года. Закончен этап испытаний рулевого управления самолета Х-32А. В ходе наземных испытаний даже был поставлен своеобразный рекорд – 102 км/ч, на которых проводилось торможение и управление. В дальнейшем выполнялись и пробежки на более высоких скоростях.

Вылеты первого демонстратора стартовали в середине сентября 2000 года. По планам, они должны были состояться еще в мае, однако забастовки на заводе привели к переносу основной даты.

23.09.2000 года. Авиабаза Эдвард. Первый вылет демонстрационного самолета Х-32А. Ветер помешал состояться ему на два раньше. Время полета - 50 минут, высота - 3 километра, скорость - не менее 320 км/ч. Пилот подтвердил, что самолет вел себя в воздухе, также как и на тренажере. Такого поведения удалось достигнуть опять же благодаря компьютерным технологиям, создавшим его компьютерную модель для тренажера. В дальнейшем проводились полеты для определения различных характеристик на разных высотах и скоростях. Все вылеты подели поровну между проектами для ВМС и ВВС.

Демонстратор Х-32А успешно демонстрировал возможность горизонтального взлета/посадки для ВВС, а также возможности палубного варианта для ВМС. Данная степень унификации являлась одним из основных требований программы. Он продемонстрировал удовлетворительную управляемость при посадке на корабль под большим углом атаки и частичные возможности укороченного взлета СУВВП.

Значимые события летных испытаний Х-32А:
- 18.09.2000 года – первый неофициальный полет, перелет с завода на базу Эдвард;
- ноябрь и декабрь 2000 года – испытательные полеты захода на посадку на малых скоростях для ВМС;
- декабрь 2000 года – первая дозаправка самолета в воздухе. Х-32А на высоте 6.1 километр и скорости 435 км/ч принял штангу заправки от заправщика КС-10 и провел имитацию дозаправки;
-21.12.2000 года – Х-32А выходит на сверхзвуковую скорость на высоте примерно 9 километров;
- январь 2001 года – испытания отсеков полезной нагрузки, как с вооружением, так и без, на вибрацию и другие напряжения в воздухе.

В общей сложности демонстратор совершил 66 вылетов, примерно 50.5 часов и в феврале 2001 года закончил летную программу испытаний. Эти испытания признали в Боинге как одни из самых успешных летных испытаний самолета.

Х-32В
Второй демонстратор, получивший название Х-32В, оснастили системой двигателя с поворотным вектором тяги. Основное назначение – демонстрация возможностей укороченного взлета и ВП. Перед этим вся система успешно прошла все наземные испытания – более тысячи раз переключения с режима тяги горизонт на вертикальную и обратно. Они проводились на мощностях компании «Пратт-Уитни». Двигатель установили на демонстратор «Х-32В» для испытаний вертикальной тяги. В конце зимы начале весны 2000 года были проведены стендовые испытания самолета. В 2001 году начинается этап рулевого испытания и прогазовок на скоростях не более 110 км/ч. Поведение Х-32В соответствовало поведению на данном этапе Х-32А.

В небо Х-32А поднимается в первые в марте 2001 года. Все летные испытания прошли там же, где и испытания первого демонстратора. Внешне различия самолетов были небольшими, например, изменения претерпела нижняя губа воздухозаборника. К 7.03.2001 года завершилась программа наземных испытаний. Сопло двигателя F119-614 отклоняли на максимально возможные углы с достижением тяги максимального значения в бесфорсажном режиме. Прогазовки проводились над специальной ямой и были признаны успешными.

Переход с горизонтальной на вертикальную тягу и обратно должен быть пройти максимально быстро (1-3 секунды). Данная возможность была подтверждена проводимыми имитациями на компьютерной модели и тренажере. СУ самолета и двигатель признаются годными к испытаниям в воздухе.

Судьба Боинг Х-32
Выявленные проблемы летных характеристик, веса машины и проведение трудных конструктивных изменений в Боинг Х-32В, позволили выиграть конкуренту самолету Х-35. Это потеря контракта стала для Боинг тяжелым ударом – военный контракт на унифицированный истребитель является самым крупным в военного авиастроения. Однако авиакомпания Боинг стойко перенесла удар и планирует в дальнейшем использовать многие наработки и технологии от Боинг Х-32 в будущих проектах.

Основные характеристики:
- экипаж -1 пилот;
- крыло обычный/ВВП – 10.9/9.1 метра;
- длина – 13.6 метра;
-средняя площадь крыла – 55 кв.м;
- вес мин/макс – 10.2/22.7 тонны;
- вес ВВП мин/макс – 11.1/27.2 тонны;
- запас топлива обычный/ВВП – 6.8/7.7 тонны;
- скорость крейсер/макс – 1.5/1.7 М;
- высотный потолок – 20 километров;
- полезная нагрузка размещается на 8 узлах подвески.

Источники информации:
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6487-opytnyi-istrebitel-b.html
http://www.airwar.ru/enc/xplane/x32.html
http://www.youtube.com/watch?v=1BZGgvhqs5g
http://www.youtube.com/watch?v=IwyVuFNec-Y