Цветные палочки кюизенера.

Подготовила воспитатель Михайлова И. В. МКДОУ №19 Детский сад “Малышок” город Шелехов Иркутская область Активизация познавательных процессов детей с помощью палочек Кюизенера Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. Одной из универсальных технологий является технология Х. Кюизенера, бельгийского математика, палочки Кюизенера. Это пособие также называют цветными числами. Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применения и в другом – эксперементировании (в качестве объекта эксперементирования или средства измерения), в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек), в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя) Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см. Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной. В “семейство красных” входят числа, кратные двум; “семейство синих” – числа, кратные трём; “семейство жёлтых” – числа, кратные пяти; кубик белого цвета – семейство белых (единица); палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь). С математической точки зрения палочки Кюизенера это множество, на котором легко обнаруживаются отношения и порядка. Цвет и величина,моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа. Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет) Палочки вначале используются как игровой материал. Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) Каждая палочка обозначается числом. Игры с палочками на первом этапе Младший возраст 1 Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д. 2 Возьми в правую руку столько палочек, сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки. 3Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка. 4 Возьми синюю и красную палочку, сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек. Средний возраст 1 Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка? Короткая? 2 Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины. Открой глаза. Какого они цвета? 3 Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? 4 Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно, из 2 жёлтых палочек – дверь. Какой формы окно, дверь? Игры с палочками на втором этапе Каждая палочка обозначается числом. Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира. С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как “левее”, “правее”, “между”, “длиннее”, “короче”,”между”, “каждый”, и др. Ознакомление с “цветными числами” Число 1. Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число. Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка? Почему? Число 2. У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2?(к 1 прибавить 1) Как получить палочку 2? (к палочке 1 положите палочку 1) Найдите в наборе такую палочку, которая по длине будет как 2 палочки 1. Какого цвета эта палочка? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка? Почему? Состав числа из двух меньших. Состав числа 7. Найдите в наборе палочку 7. Какого она цвета? Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7. Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты) Составление числового домика. Подведение итога – из каких чисел состоит число 7? (7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется …. 7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется ….) 1 Д/и “Угадай палочку” Ведущий задумывает любую палочку из набора, играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение. 2 Д/и “Поезд” Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку? 3 Измерь длину карандаша розовой палочкой, этот же карандаш измерь жёлтой палочкой. Почему ответы получились разные? Для всех возрастных групп можно использовать конструирование из палочек по образцу и представлению. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. При выполнении этих условий, результат не заставит себя ждать.

МБДОУ « Детский сад « Вишенка» с. Красное»

Симферопольский район

Презентация опыта

педагога

Геращенко Н.Ю.

«Развитие логико - математических способностей с помощью палочек Кюизенера»

2016 учебный год

    Вступление.________________________3 стр.

    Актуальность.______________________4 стр.

    Цели и задачи.______________________7 стр.

    Этапы проведения работы.____________9 стр.

    Результативность.___________________14 стр.

    Работа с родителями_________________14 стр.

    Итог.______________________________15 стр.

    Приложения:

    Конспекты занятий

    Перспективный план дидактических игр по работе с палочками

Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

    Игры с детьми 3-6 лет.

    Мастер- класс для родителей « Палочки Кюизенера» или

« Цветные числа».

    Мастер- класс для педагогов «Цветные числа» Кюизенера в

детском саду.

    Программа кружка «Счётные палочки Кюизенера»

«Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Л.С. Выготский

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные:

    приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

    формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

    формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений (УУД);

    овладение математической терминологией;

    развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Естественно, что основой познания и предпосылками формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики

(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.

Актуальность

Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом позволило мне сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы мне необходимо было многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволит «через руки», в доступной детям форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном обдумывании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход обретают все большее значение.

В основу образовательной деятельности положены след принципы:

Принцип развивающего образования - деятельностно-ориентированное обучение;

Принцип необходимости и достаточности решения поставленных задач только на необходимом и достаточном материале;

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    формирование познавательной мотивации обучения;

    формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

    развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

    развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;

    развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» будут способствовать развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:

При отборе и структурировании содержания материала, разработке форм его предъявления руководствоваться принципом ориентации на общее развитие ребёнка;

Обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку при ознакомлении с материалом;

Реализовывать деятельностный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину».

С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

Этапы проведения работы:

1 этап. Диагностический

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Диагностика уровня математического развития детей в соответствии с программой «От рождения до школы» с целью выявления проблем, затруднений и их коррекции, поиска путей организации помощи и новых развивающих воздействий.

По форме проведения диагностики - педагогический мониторинг.

Отбор и структурирование содержательного материала: игры и упражнения.

Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.

Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы), игровых интегрированных занятий.

Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.

2 этап. Практический.

Реализация перспективного плана в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей:

подгрупповая работа с демонстрационным материалом;

индивидуальная работа с детьми;

фронтальная форма организации работы с детьми;

самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

сюжетно - ролевые игры с математическим содержанием.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности (не учебных). Поэтому построение образовательного процесса основывалось на адекватных возрасту формах работы с детьми – игровых.

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Фабула организации непосредственно образовательного процесса соответствовала структуре учебно-познавательной деятельности: мотивационно-ориентировочный, поисковый, практический и рефлексивно-оценочный этапы. Дети оказывались в проблемных ситуациях, в ситуациях противоречия, где проблема определяла цель работы. Таким образом, при психологическом комфорте создавался дискомфорт содержательный.

Помимо использования развивающих видов деятельности на практическом этапе, видоизменялись и сами этапы: в каждом виде деятельности я старалась увеличить долю самостоятельности детей, снимая тем самым элемент навязывания и поддерживая внутреннюю мотивацию. В совместной деятельности с детьми я старалась сохранять наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Так в образовательный процесс вносился личностный акцент.

Формулировка заданий предполагала выполнение действий детей на основе самостоятельного речевого планирования с опорой на наводящие вопросы (каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось рассказать, что и как он будет делать). Это помогало детям осмыслить действия (осознать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения), ориентировало не столько на результат (полученные знания), сколько на способы его достижения. Таким образом, в образовательный процесс вносился системно-деятельный акцент.

При проведении игр, организации практической и творческой деятельности детей, в конспекты занятий систематично включались упражнения, направленные на становление важнейших универсальных учебных действий (УУД), которые соответствуют определенным направлениям развития детей: речевые умения и способности, связанные с регулятивными, коммуникативными, коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи; умения, связанные с выполнением знаково-символических действий и выполнением действий во внутреннем умственном плане, а также простые логические умения и способности. Освоение детьми каждого умения было организовано в несколько этапов.

Более подробно я хотела бы остановиться на работе по формированию обобщенных учебных умений, связанных с регулятивными функциями речи. Одно из них – умение работать по инструкции. Формирование умения работать по инструкции тесно связано со становлением у детей внутреннего плана умственных действий. Как мы раньше понимали это умение – «задать» ребенку отдельные действия, оценить их и скорректировать. Вместо того, чтобы вместе с ребенком рассмотреть суть предстоящей деятельности, спланировать её, сформулировать инструкцию, научить отслеживать соответствие ей хода и результатов работы. Освоение детьми этого навыка может быть организовано в несколько этапов в доминанте от простого к сложному. Для детей до 5 лет инструкция составляется из 1-3 простых действий, каждое действие четко выделяется, обращается внимание на необходимость соблюдения инструкции.

Далее вниманию детей предлагаются инструкции из 2-5 действий. Работа с детьми проводилась со знакомым материалом, использовались наглядные подсказки, ориентиры последовательности и качества действий, которые постепенно заменяют контроль со стороны воспитателя (конструирование по образцу в соответствии с сюжетом занятия. Дети работают в парах: собирают одно из изображений. Даем инструкцию: обменяйтесь работами, найдите на карточках образец, проверьте правильность выполнения задания).

Следующий этап не предполагает рост числа действий: в инструкцию вводятся вариативные задания (если…, то…) и задания для самопроверки (инструкция: сколько грибочков на полянке, сосчитай; выбери палочку, соответствующую количеству грибочков; если на полянке больше 5 грибочков, поставь палочку слева; если меньше – справа).

В дальнейшей работе детям не дается четкой инструкции, их задача выделить необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы. Работа основывается на умении читать схематические изображения, находить соответствие числа и цвета (инструкция: посмотрите внимательно на рисунок и составьте инструкцию для выполнения работы, сверьте с изображением).

Затем ребенок дает четкую инструкцию товарищам. Также здесь используются различные приемы формирования навыка: выполнение заданий воспитателя, наблюдение за деятельностью товарищей, передача инструкции взрослого другим детям, составление инструкции по рисунку. Дети любят делиться опытом и адресатами таких инструкций-помогалок являются их родители.

На умении работать по инструкции формируются другие ОУУ (общеучебные умения).

В организации образовательного процесса прослеживалась интеграция данного направления с другими направлениями развития ребенка и образовательными областями по выбору содержательного аспекта и видам деятельности: по ФГОС

Познавательно-речевое

Художественно-эстетическое

Социально-личностное

Физическое

3 этап. Мониторинг результативности математического развития детей

Подвести итоги;

Сделать выводы;

Определить перспективу.

Для проверки эффективности методов, приемов, форм и содержания образовательного процесса была проведена сравнительная диагностика. Данные, полученные в результате сравнительного анализа, отражены в сравнительной таблице.

Данные диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей, интеллектуального роста, формирования познавательной мотивации и становления интегративных качеств. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.

Результативность опыта:

В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей с помощью палочек Кюизенера видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования за два года, которые определили следующие результаты:

Обследование на начальном этапе

Обследование на заключительном этапе

Примечание

(положительность результата)

Увеличилось количество детей на 16%

Уменьшилось количество детей на 14%

Уменьшилось на 4%

Работа с родителями. Организация работы консультационного пункта для родителей по реализации задач математического образования дошкольников дома с помощью палочек Кюизенера. Работа с родителями была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:

    организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;

    разработка констатирующей и итоговой анкеты для родителей;

    оформление папок-передвижек, информационного стенда;

    индивидуальное консультирование.

В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:

    Организовать освоение интегративных навыков и формирование предпосылок учебной деятельности в несколько этапов в соответствии возрасту детей посредством систематичного использования упражнений, направленных на становление конкретных навыков.

    Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).

    Разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников

леся гоге
Презентация «Палочки Кюизенера»

Палочки

Кюизенера

как средство развития

математических способностей

у детей дошкольного возраста

Бельгийский педагог и математик Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки , которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками , цветными числами, цветными линеечками

Для детей 3-9 лет

Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек , 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см ., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.

В состав комплекта входят :

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук

Эти палочки представляют следующие классы чисел :

Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками .

Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8) . Это палочки розового (2, красного (4, бордового (8) цветов.

Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9) . Это палочки голубого (3, фиолетового (6, синего (9) цветов.

Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10) . Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.

Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета .

Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см, с ними легче манипулировать в процессе игры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА :

1) Палочки -один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. 2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т. д.) ребенок получает, играя. 3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. 4) Благодаря палочкам , развивается логическое мышление. 5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. 6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе. 7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции. 8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться. 9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи. 10) Этот материал может быть использован в диагностических целях.

Этапы обучения в ДОУНа первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками , создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий…

Игровые упражнения с палочками Кюизенера :

1. «Цветные коврики» . Цель : Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом» . Цель : Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки » . Цель : Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни» . Цель : учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру» . Цель : умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа» . Цель : закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись» . Цель : упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет» . Цель : умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число» . Цель : знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше» . Цель : приучать употреблять в речи не цвет палочки , а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки » . Цель : совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр» . Цель : развивать умение изображать цифру разными способами.

Ожидаемый результат

Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Палочки-игралочки»

.

Масликова Ольга. Воспитатель группы детей с РАС. Игра может быть использована для детей от 4 до 6 лет. Я долго думала какую ещё развивающую.

Пособие предназначено для детей от 2 лет. "Весёлые палочки" – детская игра, которая не только позволяет с интересом провести время, но и.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике.

Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39» Информация для родителей. «Как.

Цветные палочки КюизенераПалочки
Кюизенера
в познавательно-речевом развитии старшего и дошкольного
возраста в образовательной деятельности.
"Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю." Конфуций
Шораева Магира Зейнадиновна
Кругляковская Светлана Анатольевна
воспитатель
воспитатель

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые
еще называют «числа в цвете», цветными
палочками,
цветными
числами,
цветными
линеечками. Названы они так в честь изобретателя
Джорджа Кюизенера (1891- 1976) - бельгийского
учитель начальной школы. В 1952 году он
опубликовал книгу «Числа и цвета».

Цветные палочки являются многофункциональным математическим
пособием, которое позволяет «через руку» ребенка формировать понятие
числовой последовательности, состава числа, отношений «больше- меньше»,
«право- лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и
воображения, познавательной активности, мелкой моторики, нагляднодейственного мышления, внимания, пространственного ориентирования,
восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных
из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.
Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее.
2
4
8
«Синяя семья»
кратная 3
3
6
9
5
10
Кубик белого цвета («семейство белых») целое число
раз выкладывается по длине любой палочки, а число
7 обозначено черным цветом, образуя отдельное
«семейство».
1
7

Существуют определенные схемы, по
которым можно составить целый сюжетный
рисунок (сказку):

Развитие речи и обучение грамоте
- помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию
можно успешно применить на русском языке.
Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги - очень
популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших
азбуках:
Чаш
ка
та
рел
ка
Игра «Чистюли»
Ну-ка, ну-ли, ну-ка, ну-ли, будем чистить мы кастрюли.
Мы почистим их песочком, обольём их кипяточком,
посмотрели на кастрюлю – в ней увидели чистюлю.
Кас
трю
ля

Делим слова на слоги

Палочки Кюизенера и обучение грамоте

На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая
среда, приобретены цветные палочки, демонстрационный
материал, методическая литература.
Я использую в своей работе:
книгу Комаровой Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера».
«Игры и упражнения с палочками Дж.Кюизенера»
Пособие Новиковой, Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» и раздаточный материал к этому пособию
Альбомы:
«Волшебные дорожки»
«Дом с колокольчиками»
«На золотом крыльце...»
«Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам
Дьенеша»
«Сюжетно-дидактические игры «Страна блоков и палочек»

Методика Кюизенера – универсальна.
Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и
объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное
положительное воздействие на ряд пограничных областей: развивают мелкую
моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение,
приучают к порядку.
.

Путешествие в сказку «Три медведя».

Путешествие в сказку.
Миски медведей
5

В каждом городе нашей огромной страны есть место, где живет, растет и
развивается целый мир, имя которому – Детство.
Детство в маленьких ботинках
Неуклюже входит в дом.
Мир игрушек и картинок,
Паровозик, кукла, гном.
Мир волшебный, необычный,
Он открыт со всех сторон,
Мир, как будто бы привычный,
Сам ребенок правит в нем.
Мир загадок, где все ярко…
Взрослый! Осторожно! Впереди
Хрупкий, маленький подарок
Детской, всеобъемлющей души!
От того, кто встретит маленького ребенка в этом мире, кто посмотрит в его
широко распахнутые и удивленные глаза, и кто улыбнется ему самой теплой
и ласковой улыбкой, - зависит многое…

Прошу оценить работу
Вы заинтересовались данными
игровыми технологиями.
Технология интересна, но я не смогла
убедить вас в необходимости применения.

«Палочки Кюизенера, как средство развития творческих способностей детей»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них творческие способности, которые можно разделить на три основные группы:

· Творческое воображение (фантазия и интуиция)

· Творческое мышление (живость ума)

· Практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактический материал – Палочки Кюизенера. (слайд 1)

(слайд 2) Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

(слайд 3) Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

(слайд 4) Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

(слайд 5,6) Основной дидактической задачей, которой является:

· Сенсорное восприятие цвета и размера

· Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер.

· Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: больше, меньше.

· Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий

· Понятия четных и нечётных чисел.

· Использование палочек, как мерки. Речевые умения.

· Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.

· Развитие творческих способностей, самостоятельности.

(слайд 7) Это пособие отличается своими особенностями:

· Многофункциональность

· Широкий возрастной диапазон участников

· Творческий потенциал

· Конструктивные элементы

· Образность и универсальность

(слайд 8) Методическое обеспечение.

(слайд 9,10) Использование этой игры позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и тд.

(слайд 11,12) Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, вывод его на творчество. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этой игре у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развивать способности к моделированию и конструированию.

Играя с палочками Кюизенера, дети строят различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, они выкладывают узоры, картинки, сюжеты. Дети имеют полную свободу действий и фантазию.

Вывод: Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что палочки Кюизенера дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительности. Много интересного можно сделать (машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир). Палочки Кюизенера дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым. Игры с палочками создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные творческие формы игровой активности.

(слайд 13) Творческое задание.

Список используемой литературы.

1. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.

2. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. Автор Б.Б. Фиккельштейн.

3. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Волшебные дорожки». Автор Б.Б. Фиккельштейн.

4. Готовимся к школе – успешно учимся «Палочки Кюизенера. На золотом крыльце…..»


Никитина Виктория Александровна