Что такое счастье как сказать. Избавление от зависти

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением. Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. ??????????, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – эвдемония стала означать способность к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм, Эпикуреизм). С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть покой и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, игра жизненных сил – функционированием, внутр. волевой импульс – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот. Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное существование характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский мир растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это метафора, означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в удовольствие и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое выражение в концепциях гедонизма и утилитаризма. С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само общение, отдача себя, т.е. любовь, поэтому предмет, с к-рым связано С., никогда не вещь, но всегда лицо. Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как установка на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна беда..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108). В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. идея личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания. Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. этика марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492). Лит. см. при ст. Эвдемонизм. Т. Маринина. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

, серотонином и дофамином . Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных , бактериальных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга , который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, - дофамин . Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга .

Видео по теме

В философии

Показательной является и следующая цитата:

Ведь для полноты жизни человека, которая называется счастьем, недостаточно материального благополучия и физического здоровья. Высшие радости жизни - это радости духовной жизни. Но восприятие и понимание последних прямо пропорционально степени развития сознания. Улучшение материального положения масс должно сопровождаться развитием их сознания, их духовной жизни.

Психология

Согласно известному психологу Джону Готтману, успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. И это качество называют «эмоциональный интеллект » .

Ряд психологических исследований показывают, что счастье напрямую связано с развитием такого качества как осознанность .

Экономика

В религии

Никон Оптинский: «Счастью моему нет предела…»

В индуизме олицетворением счастья является богиня Лакшми .

См. также

Примечания

  1. Счастье // Этимологический словарь Фасмера
  2. Счастье // БСЭ
  3. Далай-лама XIV . Два пути к счастью. // Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла = How to Practice. The Way to a Meaningful Life / Пер. А. Капанадзе.
  4. http://iph.ras.ru/uplfile/histph/yearbook/2011/hphy-2011_stoliarov.pdf с. 126
  5. Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы) М., «Мысль», 1971. Стр. 7.
  6. Мария Хайнц. Позитивный тайм-менеджмент: Как успевать быть счастливым. - М. : Альпина Паблишер , 2014. - С. 35. - 128 с. - ISBN 978-5-9614-4795-8 .
  7. , § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  8. Джон Готтман, Джоан Деклер . Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015. Стр. 17.
  9. Brown K. W., Ryan R. M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. P. 822-848
  10. 10 правил счастья - Все новости
  11. Что такое Счастье
  12. Осипов Алексей Ильич - Счастье Это. . . - Youtube

Литература

  • Айдинян Р. М. Трактат о счастье СПб.: Алетейя, 2008. - 88 с.
  • Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. М.: Питер, 2003. The Psychology of Happiness, 2nd edition, Michael Argyle.
  • Батин В. Н. Категория счастья в этике Юма // XXV Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. - Л.: 1972.
  • Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений. - М., 2001-2003 г. Том 1.
  • Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье /Пер. с фр. Н.Малевич. - СПб.: Издателство Ивана Лимбаха, 2007. - 240 с.
  • Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт . - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 192 с.
  • Далай-лама XIV . Искусство быть счастливым . - 1999. , в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером
  • Джидарьян П. А. Представление о счастье в российском менталитете. - М.: 2001.
  • Имянитов Н. С. Счастье как несбыточная мечта // Химия и жизнь. 2006. - № 8 - С. 42-47.
  • Кошелева О. Е. Ракурсы «щастья» в России XVII-XVIII веков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. - М.: ОГИ, 2002. С. 108-117.
  • Маралов В. Г. § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития // Основы самопознания и саморазвития. - 2-е, стер.. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с. - ISBN 5-7695-0877-9 .
  • Новиков М. И. О счастье. - М.: 1965.
  • Ойзерман Т. И. Понятие счастья в системе И. Канта // Историко-философский ежегодник-99. - М.: 2001. С. 149-161.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. - М.: 1986.
  • Свенцицкая И. С. Счастье и горе у древних греков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. - М.: ОГИ, 2002. С. 16-25.
  • Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981.
  • Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin, 1984.
  • Diener E., Seligman M. E. P. Very happy people // Psychological Science, 2000.
  • Diener E., Suh E., Lucas R.E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psychological Bulletin, 1999.
  • Galati, D., & Sotgiu, I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004, 41-62.

Ссылки

  • «Счастье» - статья в Новой философской энциклопедии .

Желание каждого из нас быть счастливым. Это естественное желание, стремиться к счастью. Но как стать счастливым, кто знает четкий ответ на этот вопрос? Это один из тех вопросов, над которыми люди бьются веками, но, увы, не находят. Потому что рецепт счастья у каждого свой, уникальный. В этой статье пойдет речь именно о том, что нужно для счастья и в чем оно заключается.

В основном, если взять общее распространенное представление, то счастье ассоциируют с воплотившимися мечтами, достигнутыми целями. Но так ли это? Давайте вместе рассмотрим этот вопрос и найдем ингредиенты для своего счастья.

Счастье, это не то чувство, которое можно испытывать постоянно. Это мгновение, когда вы понимаете, да, я счастлив, и вы счастливы именно сейчас, в этот момент. Невозможно быть счастливым в будущем или прошлом, только сейчас. И этот момент вы создаете сами, вы решаете, будет он счастливым или несчастным. Вы наполняете его этим чувством. Счастье мимолетно. Не пытайтесь его словить и усадить в свою клетку.

Несомненно, счастье у всех разное, однако в обществе принята общая схема достижения счастья или его составляющие. Она выглядят так: успех, самореализация, любовь, семья, карьера.

Каждый может дополнить свое к этим пяти словам.

Отдельный пункт из этой цепочки будет побуждать человека достичь этого любыми путями, обладать этим. Если это любовь, вы будете находиться в постоянном ее поиске. Если карьера, вы упорно будете трудиться изо дня в день, достигая ее вершин. Если это успех, вы всё время будете стремиться быть во всем успешным, прилагая титанические усилия для этого. Как видите, ничего даром не дается, все нужно достигать самому. Счастье так в жизни не появится. Нужны ваши действия. Но, получив или достигнув желаемого, у человека возникает страх потери. Ведь, по его мнению, без этого счастье не возможно или будет не полное.

Существует еще одна группа людей, счастье которых не заключается в этих пяти критериях. У них счастье совершенно другого рода и не находится в этих рамках материального. Поиск смысла жизни и его реализации, осознание предназначения человека является их счастьем. Духовное возрождение, поиски себя, делают их счастливыми.

Поэтому, исходя из этих критериев, для ощущения счастья есть два пути:

один из них направлен во внешний мир,

другой - во внутренний мир человека. Что это значит?

Первый путь ведет человека искать счастье во внешнем мире.

Достигать вершин успеха, приобретать разные вещи, строить карьеру, создавать семью. Каждый раз, достигая одно из этих пунктов, человек испытывает счастье. Но оно очень кратковременно. Постепенно, вы привыкните к тому, чего достигли или что получили. Через некоторое время вы снова отправитесь на поиски нового счастья. И так может продолжаться всю жизнь, пока вы не устанете за ним гоняться. Более того, это может вам доставить глубокое разочарование в ваших победах, так как вы не стали счастливее, так как ожидали большего. Материальные вещи не могут вам подарить ощущение истинного счастья. Оно спрятано намного глубже.

торой путь достижения ощущения счастья лежит во внутреннем мире.

Это ваш внутренний мир, когда человек обращает свои поиски счастья вовнутрь себя. Достижение гармонии, баланса, внутреннего спокойствия. Это приносит человеку глубокое удовлетворение от самой жизни. Ваше видение жизни кардинально меняется, вы начинаете видеть счастье в простых, незаметных на первый взгляд, вещах.

В чем же секрет истинного счастья?

На самом деле, секрета никакого нет, истина всегда проста. Ваше настоящее счастье придет к вам после изнурительно поиска и тысячи достижений. И только тогда, когда вы осознаете, кто вы есть, зачем живете и куда стремитесь, вы испытаете подлинное счастье. Вы научитесь пребывать в проживающем моменте вашей жизни. Ощущать присутствие чего высшего в вашей жизни и вашем сердце. Обретая свое истинное предназначение и выполняя его, человек становится счастливым, просто потому что живет. Всё обретет свой истинный смысл, каждый день станет особенным и неповторимым. Только научившись жить осознанно, вы, в конечном счете, сможеме получить свое заслуженное счастье.

Ваше счастье не будет больше зависеть ни от каких вещей и условий, в которых вы находитесь. Оно станет вашим солнцем, согревающим вас в непогоду вашей жизни.

А теперь на минуту вспомните, какими вы были в детстве. Ребенок счастлив без всяких причин. Он не думает, что же его ждет в будущем и не вспоминает прошлое, он всегда в настоящем моменте. Ему не нужно ничего достигать, приобретать или понимать, он и без этого счастлив. Так просто, но взрослому человеку это трудно осознать. Взрослея, человек настолько обрастает своими проблемами и разными желаниями, что забывает радоваться и получать удовольствие просто от того, что живешь.

Так что же мешает нам чувствовать счастье, быть счастливыми?

Это мы сами, именно вы препятствуете себе быть счастливыми. Ваши мысли, ваше восприятие жизни, ваше мышление. То как вы думаете, что вы думаете, позитивно или негативно. Только позитивные мысли могут привести вас к счастью. Думая негативно, вы приведете себя только к унылой серой жизни, наполненной разочарованиями и депрессиями. Запомните, вы являетесь создателем своего счастья. Никто, кроме вас не может сделать вас счастливым, никакая вещь, место или другой человек.

Настраивайтесь на позитивный лад, цените жизнь. Не думайте, что она будет длиться вечно. Наполняйте ее радостными моментами, теплыми отношениями, хорошими людьми, любимыми делами и смотрите на мир детскими глазами. Научитесь замечать красоту во всем, что вас окружает, любоваться природой, чаще на ней бывать. Пересмотрите свои цели в жизни, расставьте правильно приоритеты. Не тратьте жизнь впустую, не распыляйтесь на мелочи. Как только вы обретете гармонию и внутреннее спокойствие, то вы даже не заметите, как счастье само, незаметно, войдет в вашу жизнь. И когда вас спросят, счастливы ли вы, с уверенностью ответите да!

Сегодня в России восьмой раз отмечают День семьи, любви и верности. В прошлый раз мы отметили праздник , иллюстрирующей насколько жители Сочи любят друг друга. В этом году пойдем совсем другой дорогой и попробуем выяснить, что является основополагающим фактором семьи, любви и верности.

Счастье. Эфемерное понятие, которое объяснить так же сложно, как и , но мы снова попытаемся. Теперь без метафизики, только биохимия.

Ингредиенты

счастья

С научной точки зрения, счастье - это цепочка химических процессов в организме, в результате которых человек насыщается «гормонами счастья». Последние исследования ученых доказали, что в химическом механизме счастья задействован ген 5-HTTLPR (проводник серотонина) и вещества, которые называют нейромедиаторы и нейромодуляторы. Первые передают импульсы в нужные участки мозга, провоцируя человека на эмоции, а вторые регулируют активность этих сигналов, снижая или увеличивая дозу. Поэтому именно от нейромодуляторов зависит насколько человек будет счастлив.

SCAPP рассказывает про самые важные вещества, без которых невозможен единственно легитимный допинг в жизни.

Нейромедиаторы:

Нейромодуляторы:

Дофамин

Нейромедиатор, отвечающий за удовлетворение потребностей и стимулирующий к новым достижениям. При взятии новой высоты, вызывает чувство удовлетворенности и уверенности в себе. То же самое с потребностями: получили/съели/сделали желаемое - ответной реакцией будет ощущение удовольствия и эйфории. Несмотря на распространенное мнение, что главный «гормон радости» - это эндорфин, учеными доказано, что дофамин играет более существенную роль в эмоциональном состоянии человека.

Серотонин

Настроение зависит от уровня серотонина: чем его больше, тем жизнерадостнее кажется человек окружающим. Неудивительно, что многие антидепрессанты работают по этому принципу, стараясь увеличить количество столь важного нейромедиатора.

Транспортер серотонина - ген 5-HTTLPR регулирует передачу нервного импульса в мозг, тем самым влияя на настроение, сексуальное влечение, аппетит, сон и память. Недавние исследования показали, что люди с «длинным» геном 5-HTTLPR получают больше серотонина, чем люди с «коротким». Недостаток серотонина окутывает человека в одеяло пессимизма и зачастую приводит к депрессиям, алкоголизму и суицидальным настроениям.

Окситоцин

Влияет на спокойствие. Чем меньше окситоцина, тем больше человек подвержен страхам, тревоге и общему эмоциональному напряжению. Вырабатывается в результате физических контактов (объятия, массаж, секс), с помощью которых тревожное состояние легко снимается. Кроме того, окситоцин стимулирует выработку эндорфинов, влияющих на уровень счастья.

Эндорфин

Быстрые эмоции в виде кратковременной эйфории и радости вызывают эндорфины. Эндорфины с помощью нейромедиаторов ускоряют и усиливают нервные импульсы, поступающие в центр удовольствия, тем самым оказывая влияние на эмоциональное состояние человека. В других случаях: при стрессах и болевых ощущениях, играют роль «внутреннего морфина» - успокаивая и снимая боль. Количество вырабатываемых эндорфинов напрямую влияет на уровень и продолжительность счастья.

Вазопрессин

В структуре счастья является наименее изученным. Однако, как нейромодулятор отвечает за положительное восприятие собственного тела. При выделении вазопрессина, человек ощущает удовлетворение от своего внешнего вида, что добавляет определенный процент к уровню счастья. Также отмечено, гормон вазопрессин отвечает за заботливость и привязанность к родным, что в свою очередь влияет на количество эндорфинов в организме.

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.