Что есть зависть? Тест "тире между подлежащим и сказуемым".

Что же такое зависть и как она влияет на духовную жизнь?

Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием и успехами других. В христианской философии говорят про звисть так: «Зависть есть печаль души, преходящее от благополучия ближнего» . Зависть – это первопричина и первоначальное семя всякого греха. Зависть является корнем злости, гнева и вожделения.

Вспомните, как тяжело иногда, когда кто-то более привлекателен, чем мы.

Из-за зависти возникает желание, чтобы нам тоже завидовали. Допустим, когда мы покупаем что-то новое, непременно начинаем всем об этом рассказывать. Это хвастовство, то есть проявление зависти, которую вы хотите разжечь к себе.

Мы хотим похвастаться, и когда видим, что кто-то лучше нас, у нас появляется эта печаль души.

Зависть порождает хвастовство. Как думаете, для чего мы имеем альбомы? Чтобы похвастаться своей радостью, чтобы все увидели, как нам было хорошо когда-то.

Поэтому в народе говорят:

«Никогда не хвастайся» ,

«Если счастье в доме – радуйтесь потише, горе ходит рядом, может и услышать» .

Что за горе имеется ввиду? Это горе в виде завистников. Именно зависть является тем, что первым разожгло огонь материальных мук и страданий.

Природа души – испытывать радость, наслаждаться. Но человек постоянно испытывает зависть, даже не осознавая этого.

Говорится, что зависть – двигатель материального прогресса .

Вот почему мы постоянно неудовлетворенны собой, мы совершенствуем свое тело, смотрим журналы, фильмы, хотим быть на кого-то похожими – это все зависть. Господь говорит, что все в этом мире нужно рассматривать через призму трех гунн материальной природы: в гунне невежества, страсти и благости, но вся она определена в одну природу – материальную, это все материальная зависть. И пока человек не избавился от зависти, ни о каком духовном прогрессе не может быть и речи.

Только низкий человек страдает от того, что у других лучше, чем у него. Порядочная, то есть возвышенная личность счастлива, что у кого-то все хорошо. Живое существо благодаря общению с такими возвышенными людьми может поднять свой уровень, потому что только общаясь с людьми лучше нас, помогая им и прославляя их, мы можем поднять собственный уровень.

Мы думаем, что падшие люди, те которые выпивают, курят, но нет. Есть очень много простых людей, которые грешат – но они независтливы, в них нет зависти. В христианстве, исламе, буддизме и в Ведах сказано одно и то же, завистливый человек – самый падший.

Положение зависти очень удивительное.

Коран так говорит о зависти:

«Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколько огонь пожирает сухое дерево. Зависть побуждает человека идти на любые средства для получения предметов зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности. Ибо сура 113 гласит: О Аллах, защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет» .

Зависть – это когда тот, кто завидует, не успокаивается до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится предмета зависти. Зависть - это грех вредоносный, и в первую очередь для самого завистника.

Зависть и вера не могут вместе существовать в сердце, потому, что одно непременно вытесняет другое.

Зависть быстрее всех других пороков уничтожает хорошие дела и поступки ее носителя.

Тот, кто завидует, сам себя уничтожает.

Вышеперечисленные примеры зависти находятся в гуннах страсти и невежества. Но еще существует благая зависть. Вы конечно же слышали выражение:

«Завидую белой завистью…»

Белая зависть – это когда видишь что-то хорошее в другом человеке, и не желаешь, чтобы он этого лишился, а сам стремишься обрести такие же качества – умение или мастерство.

Это допустимо, ибо завидующий желает обучаться у успешного. Такой человек может подняться. Все остальные виды зависти – низкие. В страсти человек желает обрести не качества, а плоды объекта зависти, а в гунне невежества человек чинит козни людям, которым завидует – и любому, кто его превосходит, у кого он смог бы научиться чему-нибудь, он начинает делать козни, распространять сплетни, слухи, преуменьшая его успехи, и преувеличивая недостатки.

Зависть и любовь к Богу не могу жить в сердце одновременно. Одно непременно вытесняет другое.

ЧТО ЕСТЬ ЗАВИСТЬ?

Зависть - секира души. Анахарсис

Как ржавчина съедает железо,так завистников - их собственный нрав.
Антисфен

Зависть - яд для сердца. Вольтер

Зависть - это сожаление о чужом благе.Плутарх
Зависть есть беспокойство души, вытекающее из того,
что желательным нам благом обладает другой человек,
которого мы не считаем более нас достойным владеть им.
Готфрид Лейбниц

Зависть как качество личности – склонность испытывать неудовлетворенность, горечь и печаль от благополучия и успеха другого, желать воспользоваться чужим счастьем, ощущать, что кто-то другой обделил тебя материальным положением и счастьем.Жил среди зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Кажется, жить бы ему да радоваться, но… Заяц мучительно завидовал Черепахе. «Вот живёт! Вот живёт! - думал Заяц. - Собственную нору на спине носит!

Втянула голову и ноги - и уже дома. Да, ещё какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе!..» И всюду-то Заяц поносил Черепаху, и всюду-то её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. - Что с тобой? - спросила Зайца Белочка. - С чего чахнешь? - Из-за проклятой Черепахи, - ответил Заяц. - Просто видеть её не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком… А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Христианство под завистью понимает «печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Коран: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо.

Зависть побуждает идти человека на любые средства, для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет». Главная причина зависти – гордыня. Артист завидует лучшему артисту, врач – врачу, учитель – учителю. Женщина говорит: «У меня хороший муж», и у подруги тут же вспыхивает зависть, если она считает, что сделала неправильный выбор. Единственный способ уберечься от зависти – отстраняться. Заметили что есть зависть, сразу нужно дистанцироваться от этого человека. Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу.

Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает негативное влияние и на того, кому завидуют.Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, - потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: - Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое того, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец, царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, вместо того, что бы попросить хорошее, сказал: - Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый ответил: - Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза. Зависть - страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями… От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие и гордость.

Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии.Зависть – это конфликт двух ложных эго. Когда человеком верховодит эгоизм и корысть, он, преследуя свои интересы, всегда будет сталкиваться с интересами окружающих, и не факт, что их направленность будет совпадать. Скорее наоборот – его намерения и желания будут конкурировать с желаниями других. Словом, когда в клубке драчливой жадности схлестываются два эго, выбирается в жизнь потрепанная зависть, преисполненная вожделения, злорадства, критиканства, досады и неудовлетворенности.

Жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть. Дон Кихот говорил своему верному оруженосцу Санчо Пансо: «О зависть, корень неисчислимых зол, червь, подтачивающий добродетель! Всякий порок, Санчо, таит в себе особое наслаждение, но зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы». С какого боку к зависти не подходи, всюду эгоизм и корысть.

Стан Янковский пошутил: «Зависть - это такое особое чувство справедливости. Бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная - «Хочу, чтобы и у меня это было!», бескорыстная - «Хочу, чтобы и у него этого не было!»Зависть – бешеная собака, кусающая судьбу человека. «Никакая ненависть не бывает столь непримиримой, как зависть: вот почему мы не должны стремиться к ее возбуждению в других, - писал Артур Шопенгауэр, - напротив, мы лучше бы сделали, если бы отказались от этого удовольствия, как и от некоторых иных, из-за их опасных последствий».

Зависть меняет направление жизни, она работает на будущее. Завистники злорадно утверждают, что все одним миром мазаны, что зависть – врожденное человеческое качество и что от него ни спрятаться, ни скрыться. Придется их разочаровать. Человек, выдавивший из себя гордыню, особенно в таких ее формах проявления как спесивость, хвастовство и критиканство, становится счастливым обладателем чистого от зависти сердца. Посудите сами, если человек не выпячивает, не хвастается своими успехами и достижениями и выкинул из своего речевого общения малейшие намеки на критику, это означает только одно – в нём отсутствует зависть. Но, как писал Марк Твен: «Не многие из нас могут вынести счастье - имеется в виду, счастье ближнего».

Павел Первый повелел, чтобы Суворову отдавались военные почести подобно особе государя, и даже в его, императора, присутствии. Возведя Суворова в звание генералиссимуса российских войск, император писал ему в своем рескрипте: «Побеждая повсюду врагов отечества, недоставало вам еще одного рода славы - преодолеть и самую природу. Но вы одержали и над нею верх. Поразив еще раз злодеев веры, вы попрали вместе с ними козни сообщников их, злобой и завистью против вас вооруженных. Ныне награждаю вас по мере признательности моей и, ставя на высшую степень, чести и геройству предоставленную, уверен, что возвожу на оную знаменитейшего полководца сего и других веков». По получении высочайшего рескрипта Суворов воскликнул: - Помилуй Бог, велика милость, велик чин: он меня придавит!.. Недолго мне жить! Так и вышло. Недаром Суворов уверял, что раны, полученные им от придворных завистников, оказались тяжелее, чем полученные на поле боя.

Смерть – это контролер зависти. Завистник вызывает смерть на себя. Зависть – это высшая форма проявления насилия относительно другого человека. Завистника раздражает близость с более счастливым, преуспевающим и удовлетворенным человеком. Например, у начальника плохое настроение, а у подчиненных, хоть они и пытаются это скрыть, отличное настроение. Как это так? Надо им сузить улыбки, наложить скорбные морщины. Насилие проявляется через зависть: «Вы сначала создайте у меня хорошее настроение, а потом радуйтесь сами». У одного бизнесмена был жизнерадостный водитель.

Казалось, чему радоваться: квартиры нет, будущее неопределенно, семья отсутствует, годы к пенсии, а он улыбается и счастлив безмерно. А бизнесмен уже не радуется деньгам, ибо измотали проверки всех инстанций, нервы на пределе, и он мысленно завидует своему водителю, хочет хоть денек побыть в «его шкуре» - ни о чем не волноваться и ни за что не переживать.Есть такая притча.Святой и проститутка жили напротив друг друга. Оба они умерли в один день. Душа проститутки, однако, попала на небеса, а душу святого привели в ад. Посланцы, которые пришли их проводить, были очень озадачены. Они всё время спрашивали друг друга: - Что случилось? Какая-то ошибка?
Почему мы ведём святого в ад? Разве он не был святым? Самый мудрый из них сказал: - Он действительно был святым, но завидовал проститутке. Он всё время думал о вечеринках и удовольствиях, которые происходили в её доме. Отголоски музыки, доносившиеся до его дома, волновали его до глубины души. Ни один поклонник проститутки, сидя рядом с нею, не был так тронут, как он, слушая звуки, доносящиеся из её жилища, звуки колокольчиков, которые она носила на щиколотках.

Всё его внимание постоянно было сосредоточено на её доме. Даже поклоняясь Богу, ушами он был обращён к звукам, доносящимся из её дома. - А проститутка? - Ползая в луже страдания, она всегда гадала, что за неведомое блаженство испытывает святой. Каждый раз, видя, как он несёт цветы для утреннего поклонения, она думала: «Когда я буду достойной того, чтобы принести в храм цветы поклонения? Я так нечиста, что не могу даже набраться храбрости войти в храм».

Проститутка часто бывала зачарована запахом благовоний, сиянием светильников, звуками поклонения и некоей медитации, в которую никогда не мог войти святой. Проститутка всегда жаждала жизни святого, а святой всегда жаждал удовольствий проститутки. Их интересы и подходы, полностью противоположные друг другу, совершенно изменили их судьбу.Как обстоят дела с завистью у благостных людей? Благостная личность, заметив в поведении окружающих что-то неправильное, подавляет в себе желание критики и, тем самым, достигает независтливости. Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы он их лишился. По существу, это тоже зависть, но, как говорят, белая благостная зависть. Завидуя благости и копируя ее, сам станешь добродетелью.

Независтливость в страсти избирательна и условна, она не завидует лишь своим близким людям, но завидует всем остальным. Иными словами, занимается самообманом и самооправданием. Невежественный человек может проявлять независтливость в силу того, что не знает вкуса счастья от благостной жизни. Наркоман и алкоголик не могут завидовать музыковеду, занимающемуся творчеством Гайдна. Они в этом ничего не соображают.К примеру, сосед купил новую машину, а у завистника на сердце тревога и печаль. Ему становится невыносимо жить, дышать трудно, ведь душит Жаба. Зависть – это нежелание жить собственной жизнью. От зависти не полнеют, а лопаются. Чувства завистника ощущает на тонком плане владелец «Мерседеса».

Для ложного эго не существует расстояний. Вы можете позавидовать родственнику или приятелю, находящемуся на другом конце Земли, и его ложное эго в долю секунды почувствует зависть. Ложное эго соседа встрепенется от полученного сигнала зависти, и он начнет испытывать к вам неприязнь. Вы ни единого плохого слова не сказали о нем, но, тем не менее, ваши отношения испорчены атакой зависти. Два эго начали взаимодействовать, соединив в клубок взаимное недовольство. Потом ложное эго одного начинают тянуть ложное эго другого. Взаимодействие двух ложных эго и есть зависть. Словом, зависть не нуждается в прямых контактах, драках, скандалах и оскорблениях. Достаточно плохо подумать или выразиться об объекте зависти, и она выскакивает, как черт из табакерки.Завистника трясет, и он жалуется другому соседу: «Мало того, что купил, негодяй, неизвестно на какие деньги машину, так еще и ставит ее около подъезда. Не пройти, не проехать». – «Так у тебя ж машины нет, - говорит сосед, чем она тебе мешает?» - «А у меня, как ее увижу, настроение на целый день пропадает. Повеситься хочется. Почему одним все, а другие постоянно мимо кассы? Как в машину сел, так уж и не здоровается, за человека не считает».

Так действует зависть, разрушая человека и причиняя ему сильные страдания.Досада и печаль возникают только от своей зависти. Демокрит говорил: «Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу». Если в человеке нет зависти, чужая зависть ему не страшна. В адском котле зависти варится непосредственно ее родоначальник. Единственный разумный способ преодолеть зависть – это творить добро относительно человека, которому завидуешь, изо всех сил желать ему счастья.

Пытаться делать вид на Мадрид, что ничего не происходит – значит, поощрять дальнейший рост зависти. Зависть не принимает обвинений в свой адрес, она всегда и во всем права. Переубедить ее – мартышкин труд. В народе говорят: «Свои собаки дерутся – чужая не подходи». Когда двое конфликтуют, выясняя кто из них прав, третий человек не должен занимать чью-либо сторону, даже если он прав. Дело в том, что у обделенного тут же появится зависть относительно того, кто встал на другую сторону. Возникает парадокс: они поругались и разбежались, а тот, кто занял сторону другого получает жирный минус и не будет прощен никогда. Зависть к нему засядет, как заноза, в сердце обиженного человека.

Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение стало для него привычкой. Поскольку под «облако» сравнения попадают более успешные, но еще совсем недавно находившиеся на одном уровне с завистником, люди, то легко догадаться, каким будет накал недовольства собой. Завистнику следовало бы сравнивать свое нынешнее состояние с прежним, тогда б не было никакой зависти. Права и мудра африканская пословица: «Лекарство для завистников – пустыня».У Сергея Михалкова есть басня «Завистливый больной», раскрывающая абсурдную суть зависти: «Приятелю привет! И ты, брат, на леченье?» «Эх, лучше бы меня не спрашивал, Бобров! Тут я к себе узнал такое отношенье, Что, видно, мне придётся заявленье Строчить на здешних докторов! Одним больным - пилюли и микстуры, Другим - и порошки, и грязи на живот, И гальванические утром процедуры, То ванны, то массаж, то на голову лёд, Им специальная диета, И более того: их водят на укол! А мне, поверишь ли, прописан общий стол, Побольше двигаться и не курить при этом.
И больше ни-че-го! Здесь явный произвол!…» Ей-ей, такие есть, что завистью исходят. Когда при них другим зонды и шприцы вводят».Зависть к больным это еще что: По кладбищу, где испокон веков Железный мир крестов, надгробий и венков С живою зеленью бок о бок размещался, Приезжий человек ходил и возмущался: «Какая благодать! Порядок здесь какой! Благоустройство! Тишина! Покой! Что за часовенки! Каким плющом увиты! Какие мраморные плиты! Вот ведь живут! Куда ни посмотри: Здесь - два венка, а там - их целых три!» Тот человек, что завистью томим, Завидует и мёртвым, как живым!
#ЧтоЕстьЗависть

1.Тире на месте пропуска ставится в предложении

Умирать от любви _ значит жить.

Падающая звезда _ как добрая примета.

Как важно помнить, что солнце _ теплое, а трава _ зеленая.

Душа настоящего человека _ есть самый сложный и самый нежный музыкальный инструмент.

2. Тире на месте пропуска ставится в предложении.

Достичь совершенства в своей работе _ большое счастье.

Самое трудное _ познать самого себя, самое легкое _ давать советы другим.

3) Зелень у березы _ как искусно вырезанное кружево.

4) Молчание _ есть английский способ беседовать.

3.Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Мода _ как женщина, потому она и капризна.

3) Зависть, бесспорно, _ яд для сердца.

4) Преувеличение _ есть ложь благовоспитан­ных людей.

4.Тире на месте пропуска ставится в предложении

Я презираю свет, в котором любовь _ тщесла­вие, а дружба _ прихоть.

2) Мое единственное назначение на земле _ раз­рушить надежды.

3) В этакую ночь человек _ как слепой котенок.

4)Мелкие рачки, миллионами плавающие в верхних слоях воды, _ основная еда усатых китов.

5. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1)Книжная полка _ молчаливое хранилище прекрасных текстов.

2)История литературы, в сущности, _ часть ис­тории данной страны.

3) Лицо у капитана _ широкое, скулы по-мон­гольски крутые.

4) Ты _ как отзвук забытого гимна в моей тем­ной и дикой судьбе.

11.Тире на месте пропуска ставится в предложе­нии

Красота _ есть не что иное, как обещание счастья.

Ночь _ лунная, теплая, ясная.

Жизнь _ не теплица, и ты _ не тепличное рас­тение.

Заночевать в лесу _ перспектива отнюдь не увлекательная.

12.Тире на месте пропуска ставится в предложении

Прошлогодний лист в овраге средь кустов _ как ворох меди.

Знание _ есть орудие, а не цель.

Обдумать _ значит обойти по кругу, вернуть­ся в то же место и начать сначала.

Самое трудное _ работа над словом.

13.Тире на месте пропуска ставится в предложе­нии

Характер _ есть окончательно сформировав­шаяся воля.

Быть поэтом _ значит петь раздолье.

Ложь _ как масло: она лишь скользит по по­верхности истины.

Жизнь без движения _ пуста.

14.Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Конный пешему _ не попутчик.

Любовь _ самое загадочное человеческое чув­ство.

А орешки _ не простые, в них скорлупки зо­лотые.

Искусство _ как поиски алмазов: ищут сто человек, а находит один.

15.Тире на месте пропуска ставится в предложении

Музыка _ как небо над землей.

Музыка _ есть самое распространенное и че­ловечное из всех искусств.

Историк _ это пророк, обращенный в про­шлое.

16.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Скромность, по словам Паустовского, одна из величайших черт русского народа.

Почтительность - есть самый замаскирован­ный, самый скрытый и самый элегантный ком­плимент.

Книги как корабли мысли, странствующие по волнам времени.

Единственные страсти, которые не дают на­слаждения, - зависть и страх.

17.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Стать человеком настоящее искусство.

Сам необыкновенный язык наш есть великая тайна.

Следы на снегу как красивое обещание.

Интуиция - это уступка, которую логика де­лает нетерпению

18.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Ветер теплый, тихий.

Самое важное в походе уметь предохранить спички от сырости.

Жара для леса - беда не смертельная.

Способность к счастью - это редкий талант.

19.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Мирская молва что морская волна.

Жалость - сестра презрения.

Обиды мешают дело делать, останавливаться около них - даром время терять.

Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная.

20.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Уважение к минувшему - вот черта, отли­чающая образованность от дикости.

Запоздалый совет - все равно что дождь пос­ле жатвы.

Все грибы - съедобны, но некоторые только раз в жизни.

Расставания и встречи две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.

Хасад (черная зависть) – это негативное чувство, возникающее у человека тогда, когда он видит успехи и блага других людей и испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами. При черной зависти человек жаждет, чтобы у людей не было этих благ, которыми не обладает он, чтобы они не пользовались успехом. Однозначно, верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. Черная зависть (хасад) и вера не могут спокойно сосуществовать в сердце человека. Одно непременно вытесняет второе.

Гыбта (белая зависть) – это чувство, которое возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нем неприязни к этим людям. Он не стремится к тому, чтобы они перестали быть успешными. Наоборот, он рад за них и желает им всяческих благ, а также сам дозволенными путями желает достигнуть таких же успехов. Это относится к допустимому, положительному.

Хочется поподробнее поговорить о черной зависти. Так как сегодняшняя жизнь буквально обрамлена негативным влиянием этого качества. Сегодня многие болеют этим недугом, независимо от своего материального или иного положения. На первый взгляд, это может показаться парадоксальным: разве облеченный властью и всеми благами испытывает подобное? Как ни странно, да. Ведь дело все же не во взаимоотношениях богатый-бедный или везучий-неудачливый, а в причине возникновения этого чувства, т.е. в сравнении себя с другими, вне зависимости от занимаемого положения. Помимо всего прочего, черная зависть опасна еще тем, что временами она не ограничивается просто желанием, а заставляет переходить к действиям, когда завистник начинает строить козни, распускать слухи и клевету, а порой применяет физическую силу.

Зависть – самое действенное орудие в руках Иблиса, которое он применил еще на заре истории человечества, когда поддавшийся дьявольским наущениям Каин убил своего брата Авеля. Священный Коран говорит о Каине: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (сура «Трапеза», аят 30).

По Корану известно, что Иблис отказался выполнить условие Всевышнего: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», аят 76). Конечно, не только зависть послужила этому причиной. Но факт, что некое чувство зависти поразило Иблиса – «Почему не я, а он?»

Также в истории Йусуфа мы видим, что зависть, возникшая на почве «первенства» одного из братьев перед отцом, привела к намерению убийства единокровного брата.

Поэтому можно смело сказать, что зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах. Ведь не зря Имам Садык (да будет мир с ним) говорил: «Неверие имеет три корня: алчность, высокомерие и зависть» (Книга «Аль-Кафи»). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки» (Книга «Аль-мухаджатуль-байда»)

Какие точные слова, передающие всю сущность зависти! Ведь действительно, кто больше всех страдает от зависти? Конечно же, сам завистник. Он сам отнимает свой покой, сам очерняет свою жизнь, сам лишает себя счастья. Зависть разъедает его душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Завистник своими поступками может свести на нет все свои благие деяния, который он совершал в течение жизни. Действительно, если вы хоть раз испытывали зависть, то наверняка знаете, как были несчастны в это время. Таким образом, в этом состоянии мы умудряемся растрачивать свои собственные силы на постоянное отслеживание чужих способностей и удач. Барух Спиноза точно заметил: «Тот, кто беден и втайне мечтает стать богатым, постоянно говорит о том, что деньги есть зло, и причисляет их к порокам. Однако вследствие этого человек не вызывает ничего другого, кроме жалости, поскольку как раз то, что он злится, и указывает на его озабоченность – и даже не столько собственной бедностью, сколько богатством других». Всем знакомы такие выражения: «Раз богатый – значит вор», «Раз политик – значит негодяй» . Мы часто слышим их, но это признаки зависти, это гнев души. Вы, наверное, замечали, что завистливые люди действительно часто злятся. Но, как правило, этим людям даже не приходит в голову, что надо злиться на самих себя из-за отсутствия определенных способностей, которые принесли бы удачу. Не стоит забывать, если культивировать в себе зависть в течение долгого времени, то это может превратить вас в брюзгу и глубоко несчастного человека.

Передается со слов Абу-Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк Мухаммад, сказал: «Не питайте друг к другу ненависти и зависти, не испытывайте алчности и не нарушайте правил торговли между собой. Живите как братья и будьте рабами Аллаха» .

Ибн Вафа да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни в коем случае не завидуйте тому, кого удостоил своей щедростью Всевышний Аллах – наделил благом и поднял его уровень выше вашего. Ибо из-за зависти вы можете навлечь на себя недовольство Аллаха. Тогда ваше положение может измениться, и вас ожидает печальная учесть, подобная участи Иблиса (шайтана), который из-за зависти к Адаму, будет доволен им Аллах, стал проклятым» .

Один из мудрецов сказал: «Завистник противоречит Воле своего Господа в пяти пунктах :

  1. Он недоволен благом Всевышнего, когда видит его у других.
  2. Он недоволен распределением благ Всевышним Аллахом. Завистник как бы заявляет Творцу: «Почему Ты именно так распределил блага?»
  3. Когда Щедрый Аллах в изобилии дарует свои блага другим, завистник, не желая этого, проявляет наивысшую жадность.
  4. Он хочет унизить любимых рабов Аллаха, одаренных Им своей милостью и щедростью.
  5. Когда он завидует, он помогает своему врагу и «врагу Аллаха» - шайтану».

Каждому известно, что в суре (Аль-Фаляк) Всевышний Аллах говорит в последним аяте:

«(Ищу защиты у Господа рассвета) от зла зависти завистника» .

В тафсире этой суры сказано, что если бы было что либо, хуже зависти, то в этой суре говорилось бы именно об этом.

Имам Али (да будет мир с ним) говорил, что нет душевной болезни хуже зависти: «Зависть – самая худшая болезнь» (Гурар Аль-Хикам). Эта болезнь способна лишить человека друзей, свидетельством чему являются слова Имама Али: «Завистник не способен дружить (любить)» .

Охваченный завистью человек, возможно, сам того не сознавая, начинает испытывать недовольство по отношению к справедливости и мудрости Аллаха. И тогда его сердце перестает наслаждаться искренней верой во всеобъемлющую милость Творца.

В следующем хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) сказано: «Зависть стоит у истоков всех мерзких нравственных качеств» (Гурар аль-хикам). Сплетни, доносы, клевета, подозрение, ложь, вероломство в большинстве случаев исходят от завистников, которые этим путем потакают охватившей их зависти.

Исламские ученые считают, что на возникновение зависти влияют следующие причины:

  • Вражда и ненависть.
  • Высокомерие и надменность.
  • Страх не достигнуть желаемого.
  • Любовь к власти и славе.
  • Малодушие и чувство собственной униженности.
  • Алчность и скупость.

Порой в появлении зависти не последнюю роль играют убеждения человека. Можно сказать, что завистливый человек не обладает твердой верой в могущество Аллаха, в Его справедливость, мудрость и благосклонность. Завистливый человек словно возражает Аллаху: «Почему Ты дал милости этому человеку? Почему Ты не дал эти милости мне?»

В хадисе от Пророка Закарии (да будет мир с ним) сказано: «Аллах говорит: «Завистник – враг Моих благ. Он зол на Мое предопределение. Он недоволен тем, как Я распределили блага среди Своих рабов» (Книга Аль-мухаджатуль-байда).

Некоторых людей зависть охватывает настолько сильно, что они уже лишаются способности избавиться от нее до конца своих дней. Имам Али (да будет мир с ним) сказал о подобных людях: «Зависть – болезнь, делающая завистника немощным и бессильным. Она не пройдет, пока не будет уничтожен завистник или пока тот, кому он завидует, не покинет этот мир» (Мустадрак Аль-васаиль).

Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием и успехом других. В христианской философии говорят про зависть так: «Зависть есть печаль души, преходящее от благополучия ближнего» . Вспомните, как тяжело иногда, когда кто-то более привлекателен, чем вы. Женщина страдает, если мужчина увлекся другой, а не ею, особенно, когда она хотела и планировала эти отношения. Это проявление зависти.

Но как бы ни тяжело было это осознавать, только низкий человек страдает от того, что у других лучше, чем у него. Порядочная, то есть возвышенная, личность счастлива, что у кого-то все хорошо. Живое существо благодаря общению с такими возвышенными людьми может поднять свой уровень, потому что, только общаясь с людьми лучше нас, помогая им, мы можем поднять собственный уровень.

И сегодня как никогда актуальны слова имама Аль-Газали из его книги «Ихья Улюмид-дин», да будет доволен им Аллах:

«Знай, что одной из серьезнейших болезней сердца является зависть. Болезни сердца лечатся только знанием и соблюдением Шариата. Лекарством от зависти является знание того, что зависть лишь приносит ущерб, как в этом мире, так и в будущем. Человеку, которому завидуют, от нее нет никакого вреда в обоих мирах, а наоборот, быть может, есть некая польза. Если человек поразмышляет о вреде зависти, то поймет, насколько большой урон она наносит завистнику. Потому что через нее он становится врагом самому себе и другом своего врага».

Поэтому мы должны работать над своим сердцем. Если мы страдаем от высокомерия, любви к показухе, зависти, нам нужно бороться с этим. И нам нужно проверять себя на эти болезни. Ведь для того, чтобы зерно росло в почве, время от времени нужно разрыхлять ее и ухаживать за ней. А вера, как зерно в наших сердцах. Не стоит забывать, зависть (черная) и любовь к Богу не могут жить в сердце одновременно. Одно непременно вытесняет другое. Так давайте же любовью к Богу вытеснять из своих сердец все пороки и недостатки!

Подготовил Абдрахман Хабибуллин