Что есть трудовое законодательство? Никакой сверхурочной работы! Что нужно знать о новом Трудовом кодексе.

Крепко и надолго удержаться на одном месте и тем более пойти вверх по карьерной лестнице, если ты просто не знаешь своих свобод. Многие из нас, впервые решив устроиться на работу, даже не читают договор, который подписывают со своим будущим работодателем, но тот, в свою очередь, уже однажды наверняка наступал на эти грабли и теперь просто использует нашу беззащитность и доверие. Не раз такие неграмотные в правовом отношении люди попадались в ловушку, и им приходилось или работать, выполняя все требования, указанные в договоре, хотя они и ущемляли права, либо доводить дело до судебного разбирательства, что иногда не имело смысла. Ведь вы сами, по собственному желанию поставили свою подпись и, значит, согласились на А то, почему вы не сочли нужным его внимательно прочитать, не является оправданием. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо знать хотя бы основы Трудового Кодекса Российской Федерации. Вы живете в этой стране, значит, должны знать и соблюдать ее законы, а также уметь постоять за себя и свои права, ведь для этого есть все необходимое в тех же самых законах. А что вы знаете хотя бы из школьной программы о ТК РФ? Что это такое и для чего создано?

Трудовое законодательство - это особая самостоятельная отрасль правовых отношений, регулирующая систему норм, балансирующих отношения сторон в процессе труда. В Российской Федерации источником современного в основном, можно считать Трудовой Кодекс РФ. Это не застывший свод законов. Изменения в трудовом законодательстве постоянно фиксируются в процессе работы над этим государственным документом.

Предметом изучения и регулирования Закона о труде является структура общественных отношений, появляющихся по поводу имеющего договорный характер труда подчиняющегося определенному работодателю работника, лично выполняющего его за определенную (установленную) плату - оклад.

Трудовое законодательство имеет несколько определенных целей. Это - защита интересов и и их работников, организация благоприятных условий для работы граждан и защита их от безработицы и обеспечение государством гарантий трудового права и свобод граждан Российской Федерации.

Законодательство о труде возникло еще в советское время. Оно было выделено из уже имеющегося Гражданского права. Так как ранее труд не был рассмотрен как отдельный товар или услуга, и основным работодателем в те времена было государство, составляющее данные законы, соответственно каждому работнику полагались некоторые возможности - оплачиваемого отпуска, гарантии трудоустройства молодежи после окончания ВУЗов и других учебных заведений, защита женщин детородной возрастной категории. Основания для увольнения были очень ограничены.

Кодекс о в Российской Федерации был принят Государственной Думой 21.12. 2001 года и подтвержден Советом Федерации 26 декабря. С этого времени ТК становится главным регулятором взаимодействия между работником и работодателем.

Трудовое законодательство объединяет в себе черты частного и публичного права. Коллективно-договорное регулирование выполняется на различных уровнях — от одной организации до всего государства или непосредственно на территории взаимодействующих стран.

Трудовое законодательство - это помощник для каждого из нас. Законы, указанные в нем, помогают нам быть уверенными в своем будущем, достойно защищать свои права и интересы на работе непосредственно при общении с руководством и коллективом. Цените эту возможность и используйте знание Трудового Кодекса в своей жизни.

Существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права - это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом , т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания , т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

Виды нормативных правовых актов

Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы ;

  • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основные задачи трудового законодательства:

  • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
  • правовое регулирование трудовых отношений;
  • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;

Разделы Трудового кодекса РФ

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III.
  • Раздел IV.
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок,
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
206 Кбайт 937

Ваш адвокат

Анна МАЦЕРАС
Юрист

Новый Трудовой кодекс

1 февраля вступил в силу новый Трудовой кодекс (будем называть его КЗоТ). Он заменил КЗоТ старый, который "процарствовал" около 30 лет. Теперь давайте разберемся, что в этой связи изменится для работников.

Как и положено, сферой действия основного закона о труде являются отношения по организации труда, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, социальному партнерству, материальной ответственности работодателей и работников, и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также разрешению трудовых споров. Старый кодекс провозглашал запрет на принудительный труд, новый КЗоТ РФ пошел дальше и дал понятие принудительного труда. Причем теперь он означает не только, скажем, выполнение работы под угрозой наказания или еще какого либо насилия. К нему относится, в частности, и нарушение сроков выплаты зарплаты или выплата ее не в полном размере.

Дано определение трудового отношения и даны четкие его признаки, что позволит отличать его от отношений гражданско правового характера, например:

  • подчинение работника внутреннему трудовому распорядку;
  • обеспечение работодателем условий труда. Сохраняется условие о том, что фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя трудовые отношения возникают независимо от того, заключен ли трудовой договор.
Права и обязанности работников

Перечень прав и обязанностей работников дан в статье 21 КЗоТ РФ. Среди основных прав и обязанностей можно отметить следующие. Введено право работника не только на равное вознаграждение за равный труд и т. д. Зарплата должна еще выплачиваться своевременно. Кстати, невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности является уголовным преступлением, предусмотренным статьей 145.1 УК РФ.

Работник имеет право не только на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой (как раньше), но и на компенсацию морального ущерба. Установлено также право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; право на участие в управлении организацией; право на забастовку (за исключением некоторых категорий работников); право на обязательное социальное в предусмотренных законом случаях.
Работник обязан (обязанностей значительно меньше):

  • добросовестно выполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
  • незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Права и обязанности работодателя

КЗоТ ввел перечень основных прав и обязанностей работодателей. И здесь ситуация прямо противоположная: прав у работодателя намного меньше, чем обязанностей. Работодатели имеют права "договорной" работы, т. е. право заключать, изменять, расторгать трудовые договоры, а также по результатам коллективных переговоров (в которые он обязан вступать) заключать коллективные договоры. Прописано право (а не обязанность) поощрять работников за добросовестный эффективный труд. Разумеется, работодатель имеет право привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности, требовать выполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения действующего внутреннего трудового распорядка, создавать и вступать в обЪединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов.

Вышерассмотренным правам работника соответствуют обязанности работодателя, т. е. предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, своевременно выплачивать зарплату и проч. Кстати, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, письменно известив работодателя, приостановить работу до выплаты задержанной суммы. Установлена обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Работодатель обязан своевременно выполнять предписания государственных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов о труде. Работодатель должен также обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с выполнением ими трудовых обязанностей. Относятся ли к бытовым нуждам бумажные салфетки, чай, кофе и прочая бакалея, пока неизвестно.

Участие в управлении организацией

Как и по старому КЗоТу, работники имеют право участвовать в управлении организацией непосредственно или через представителей. Причем говоря о представителях, новый КЗоТ имеет в виду не только профсоюзы, но и иных представителей, избираемых работниками. При этом наличие иного представителя не является препятствием для осуществления своих функций профсоюзами. Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

  • реорганизации и ликвидации организации;
  • введения технологических изменений, влекущих за собой изменения условий труда работников;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • а равно по другим вопросам.

Трудовой договор

Трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими 16, 15 лет (в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с законом общеобразовательного учреждения) и с 14 лет (при соблюдении ряда условий и с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства).

Необоснованный отказ в приеме на работу запрещается. Не допускается ограничение прав граждан в зависимости, в том числе и от местожительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по местужительства или пребывания) (п. 2 ст. 64 КЗоТ РФ). Помимо прочего, лицо, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме (п. 5 ст. 64 КЗоТ РФ). В перечне документов, которые должны быть предЪявлены при приеме на работу, фигурирует страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (п. 4 ст. 65 КЗоТ).

В новом КЗоТе дан перечень существенных условий трудового договора. Существенные условия, напомним, это те условия, которые обязательно должны присутствовать в договоре. В трудовом договоре должны содержаться сведения о следующих условиях:

  • месте работы (с указанием структурного подразделения);
  • дате начала работы;
  • наименовании должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретной трудовой функции;
  • правах и обязанностях работника и работодателя;
  • характеристиках условий труда, компенсациях и льготах работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режиме труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
  • условиях оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • видах и условиях социального страхования, непосредственно связанных с трудовой деятельностью. Если заключается срочный договор, в нем указываются срок его действия и причина, по которой был заключен именно срочный, а не бессрочный трудовой договор. Перечень таких причин дан в статье 59 КЗоТ, приводить его целиком смысла нет. Хотелось бы отметить, что срочный трудовой договор может быть заключен, в частности,:
  • с лицами, поступающими на работу в организации - субЪекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 25 работников), а также к работодателям - физическим лицам;
  • с пенсионерами по возрасту;
  • с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Новый кодекс сохранил условие о том, что трудовые отношения возникают в случае фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен. Но при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе (п. 2 ст. 67 КЗоТ РФ).

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, трудовой договор аннулируется.

При прекращении трудового договора работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку и по письменному заявлению работника копии документов, связанных с работой. Если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Расторжение трудового договора

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. В то же время смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Предусмотрено право работника, находящегося на испытании, расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Из общих оснований прекращения трудового договора (ст. 29 старого КЗоТ) исключены, в частности:

  • часть 3 (призыв или поступление работника на военную службу);
  • часть 7 (вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы). Полный перечень общих оснований прекращения трудового договора дан в статье 77 нового КЗоТ РФ. Обращает на себя внимание появление, например, следующих оснований:
  • пункт 4 - расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
  • пункт 5 - перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
  • пункт 6 - отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;
  • пункт 9 - отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (ч. 1 ст. 72 КЗоТ РФ);
  • пункт 10 - обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 КЗоТ РФ). Сюда, в частности, "переместились" призыв в армию и осуждение;
  • наконец, пункт 11 - нарушение установленных кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 КЗоТ РФ).
Иные основания даны в статьях 80 "Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)" и 81 "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя". Кстати, в этой статье 13 оснований для увольнения и еще этот перечень не закрытый - уволить работника можно и "в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами". Радует то, что уволить за несоответствие занимаемой должности можно (помимо медпоказателей) только по результатам аттестации.

Отпуска и праздники

Изменяется порядок предоставления отпусков. Право на использование отпуска за первый год работы теперь возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации (ранее - 11 месяцев). С согласия работодателя отпуск может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска - 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Отпуск может быть разделен на части, одна из которых должна быть не менее 14 календарных дней. Устанавливается дополнительный праздничный день - 23 февраля (День защитника Отечества).

Если предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, с согласия работника допускается перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Оплата труда

По общему правилу зарплата производится в денежной форме в рублях. По коллективному или трудовому договору оплата труда может производиться и в иных законных формах. Но доля "натуральной" заработной платы не может превышать 20% от общей суммы заработной платы. Кроме того, "выплаты" в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и тому подобных вредных веществ не допускается.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%. В случаях удержания при исправительных работах, выплате алиментов и т. д. размер удержаний не может превышать 70%. Исчисление средней заработной платы производится следующим образом. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Среднедневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней). Среднедневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

Материальная ответственность

Работник по прежнему обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, но не упущенную выгоду. Прямой ущерб - это:

  • реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
  • необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
Причем работник несет материальную ответственность как за ущерб, который он причинил работодателю, так и за ущерб, который возник в результате возмещения работником ущерба прочим лицам.

Материальная ответственность работника исключается в тех случаях, если имеет место причинение ущерба вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • а также неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Работодатель может полностью или частично отказаться от взыскания ущерба с работника (ст. 240). За причиненный ущерб работник по прежнему несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка (ст. 241), за исключением случаев полной материальной ответственности, когда работник обязан возместить причиненный ущерб в полном размере (ст. 242).

Если работник не достиг 18 лет, он может нести полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Случаи полной материальной ответственности (ст. 243):

  • когда обязанность возместить ущерб в полном обЪеме возникла в силу закона;
  • в случае недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • при умышленном причинении ущерба или причинении ущерба в состоянии любого рода опьянения;
  • при причинении ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда или же в результате административного проступка, установленного соответствующим государственным органом;
  • в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную);
  • при причинении ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Это законные основания полной материальной ответственности. В то же время материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором (с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером) или же договором о полной материальной ответственности.

Они заключаются, как и раньше, только с лицами, достигшими 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Конкретный перечень правительством на момент подготовки этого материала пока не утвержден. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника обЪяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба является обязательным. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднемесячного заработка, производится по распоряжению работодателя, которое может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его среднемесячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю. Работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя.

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

Источником трудового права является и Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "Об образовании" от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 21 июня 2002 года, Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу. Нельзя не заметить, что нормотворчество федеральных министерств и ведомств имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний. Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством. Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

Трудовое законодательство помогает решать вопросы, которые возникают между работником и работодателем по поводу трудовых отношений, которые имеются между ними. Есть несколько важных законов и нормативных актов, без которых нельзя обойтись в своей трудовой деятельности.

Главным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс. Он регулирует общие основы трудовых отношений, без конкретики и специфики. Например, в одной из его статей сказано, что работодатель обязан оплачивать своему работнику ежегодный отпуск, а размеры и порядок оплаты регулируется другим законом.
Этот закон состоит из 424 статей, которые объединены в 62 главы. Каждая глава кодекса имеет важное значение при решении трудовых вопросов.
Трудовой кодекс важен и для работника, и для работодателя.

Гражданский кодекс

Если речь идёт о гражданско-правовых отношениях, то нормы ТК РФ применять нельзя. Для регулирования таких отношений необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса, а в частности:

  • На главу 37 «Подряд»;
  • На главу 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • На главу 39 «Возмездное оказание услуг»

Конституция РФ

К трудовой деятельности прямое отношение имеет Конституция нашей страны. В п. 2 ст. 7 сказано, что «труд охраняется государством», посредством установления минимального размера оплаты труда.
Также в ст. 37 сказано, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать себе профессию и трудовую деятельность по своему усмотрению.
В Конституции говорится о преступности трудовой дискриминации по какому-либо признаку.

Административный кодекс

В ст. 37 Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на получение вознаграждения за свой труд. Если работодатель, который и должен выплачивать вознаграждение (то есть заработную плату и другие выплаты) не соблюдает своих обязанностей, то он подвергается административной ответственности по ст. 5. 27 и 5. 31 КоАП РФ за административное правонарушение.

Уголовный кодекс

В случаях регулярного нарушения трудового законодательства работодателем, то работодатель может быть подвергнут и уголовному наказанию в соответствии со ст. 145. 1 УК РФ.

Налоговый кодекс

Это федеральный закон связан с трудовым законодательством главой 23, в части исчисления и выплат подоходного налога с каждого работника, который работает по трудовому договору.
Положениями этой главы чаще пользуются бухгалтеры, чем работники. Однако последним нужно знать положения ст. 218 НК РФ о предоставлении стандартных налоговых вычетов лицам, имеющим детей.

В Законе РФ от 19. 04. 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" даётся определение занятого и безработного гражданина, подходящей и неподходящей работы.
Этот закон регулирует предоставление гарантий со стороны государства занятым и безработным гражданам нашей страны.

Закон Об охране труда

Федеральный закон от 17. 07. 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" говорит о том, что каждый работник имеет право на труд в приемлемых и безопасных условиях.
Если одна из сторон трудовых отношений нарушает условия по охране труда, то она подвергается гражданской ответственности в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Существует такой Федеральный Закон от 07.03.2018 года «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя.

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 - I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 - I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I "О статусе судей в Российской Федерации".

Региональное законодательство

Власти регионов имеют право выпускать свои нормативные акты, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Например, Закон г. Москвы от 22. 10. 1997 года № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" с последними изменениями и дополнениями.