Московская школа управления (МШУ) «Сколково» совместно с Агентством
стратегических инициатив подготовила атлас 100 новых
и 30 отмирающих
профессий. Согласно ему к 2020 году
отомрут такие профессии, как диагност, стенографист, турагент, швея, лифтер, почтальон и пр.
После 2020 года
не останется
журналистов, юрисконсультов, нотариусов, провизоров, аналитиков, банковских работников, логистов, лекторов. На смену
им придут сити-фермеры,
экоурбанисты, биотрансдукторы, тайм-брокеры,
ГМО-агрономы
и прочие
специалисты будущего.
Российская газета пообщалась на эту
тему сразу с двумя
членами НП «Эксперты Рынка Труда».
Атлас будут распространять в вузах
и школах,
чтобы наглядно показать, что больше не нужны
юристы и экономисты.
Однако не все
эксперты рынка труда согласны с таким
прогнозом. В частности,
Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «ЮНИТИ», сомневается в реалистичности
таких исследований: «Крайне сомнительно, что через 6–10 лет
не станет
почтальонов или швей, да и других
специалистов, перечисленных в атласе.
В краткосрочной
перспективе такие предположения выглядят как цитаты из фантастического
романа. Возможно, в далекой
перспективе эти прогнозы частично сбудутся, но вряд ли
на нашем
веку».
"Насколько серьезно стоит относиться к прогнозам,
что через пару пятилеток вдруг окажутся невостребованными таксисты, нотариусы, бухгалтеры, переводчики, туроператоры и авиадиспетчеры? -
вопрошает Руслана Беренд, руководитель направления Банки/Финансы холдинга «Империя Кадров» (корпоративный член НП «Эксперты Рынка Труда)
.-
И к тому,
что вдруг резко возрастет спрос на дизайнеров
виртуальных миров и инженеров-космодорожников?
Очевидно, что вероятность того, что в скором
времени функции по перевозке пассажиров, сведению балансов и оформлению
завещательных распоряжений и доверенностей
будут переложены на плечи
всемогущих машин, сильно преувеличена. Еще более
маловероятно, что в современном
мире с его
перманентными экономическими проблемами, техногенными катастрофами, политическими кризисами и локальными
военными конфликтами вдруг неожиданно окажутся востребованы специалисты в области
«корпоративной антропологии» и «тайм-брокерства».
По словам рекрутеров, сегодня в большей
степени наблюдается тенденция к возрастанию
спроса на многофункциональных
специалистов, обладающих квалификацией сразу в нескольких
профессиональных областях, например: юрист-экономист; фармацевт-маркетолог; нотариус-переводчик.
Однако один из авторов атласа, профессор практики МШУ «Сколково» Павел Лукша, не согласен с такой оценкой. «Наша работа выполнялась по методологии, которая подтверждена с ведущими международными экспертами в области прогнозирования потребностей на рынках труда, включая Международную организацию труда. Выводы базируются на анализе тенденций, которые развиваются в 19 основных отраслях экономики, в том числе на статистических данных, прогнозах развития и инвестиционных и научно-исследовательских планах ведущих государственных и частных компаний. Они были сформированы и многократно подтверждены в работе с ведущими отраслевыми специалистами по каждой из отраслей - с людьми, которые знают реальную практику этих отраслей и то, что в них планируется. В этом смысле ни одна из профессий не является фантазией для нас, все они были предложены отраслевыми экспертами в результате проведенных аналитических и стратегических сессий. Поскольку речь идет о новых профессиях, то они, разумеется, не будут походить на те профессии, которые есть на рынке сейчас. Это профессии, которые имеют дело с задачами, которых в настоящее время еще нет, которые только появляются. Многие из этих задач для неспециалистов выглядят фантастично, но они уже входят в отраслевую практику». Это подтверждает и Руслан Ларин , директор департамента управления персоналом ГК «Диарси», член НП «Эксперты Рынка Труда» : «Я обратил внимание на те профессии, что востребованы уже сегодня, и уверен, будут востребованы еще больше к 2020-му. Повышенный спрос, например, на кибербезопасников и прочих специалистов по обеспечению безопасности данных продиктован, безусловно, возрастающим количеством кибератак через Сеть. Персональный бренд-менеджер - это тема не только 2020 года, но и сегодняшнего дня. Не только известные персоны задумываются над формированием правильного имиджа на публичных площадках, сегодня это уже важно для каждого топ-менеджера или эксперта на рынке».
Профессия космобиолога и еще несколько десятков удивительных специальностей, возможно, станут востребованными уже в следующем десятилетии. Вакансии ГМО-агрономов, метеоэнергетиков, дизайнеров умных пространств, кибердворников, экспертов по образу будущего ребенка и разработчиков семейной траектории развития вскоре могут появиться на рекрутинговых сайтах, потеснив привычных бухгалтеров и менеджеров.
Атлас 100 новых профессий и 30 профессий, которые уничтожит автоматизация, Московская школа управления "Сколково" планирует активно распространять с начала учебного года в вузах и в среде старшеклассников, чтобы наглядно показать грядущие изменения на рынке труда.
Как рассказали "Ведомости" , авторы этого труда считают, что многие популярные сейчас профессии не будут востребованы уже через 10 лет и структура рынка труда изменится. Один из авторов атласа, профессор практики МШУ "Сколково" Павел Лукша утверждает, что работодатели формируют запрос на новых специалистов, ориентируюсь на текущие потребности. Они сначала сталкиваются с дефицитом каких-либо специалистов, потом его ищут.
Атлас должен сориентировать на подготовку нужных специалистов ведущие вузы. Например, активно развивающаяся биотехнологическая отрасль, приводит пример Лукша, всего через 5-7 лет будет занимать иное положение на рынке - возникнет спрос на таких специалистов, которых сейчас еще нет.
В атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до и после 2020 года. В исследовании приняли участие около 2000 экспертов.
Профессии будущего и вымирающие профессии
Будут ли востребованы профессии, которые составители атласа отложили на "после 2020", - зависит от удачного технологического развития страны и мира (без мировых войн, глобальных катаклизмов, намеренного торможения развития технологий), утверждают эксперты.
"Для нашей экономики это скорее то, что мы хотели бы видеть. К сожалению, большинство наших предприятий очень далеки от технологической границы. И этот разрыв не сокращается, и нет никаких причин считать, что в следующие 10 лет мы его наверстаем, - считает Ирина Денисова, профессор РЭШ и ЦЭФИР. - В атласе за кадром остается ответ на вопрос, почему это в нашей технологически отсталой экономике вдруг через 20 лет появится значительный новый сектор".
Отдельная глава атласа посвящена 30 вымирающим профессиям. Авторы утверждают, что некоторые из них покинут рынок под натиском автоматизированных и роботизированных систем. Другая часть отомрет вместе с отраслью. К скорому отмиранию в "Сколкове" приговорили целлюлозно-бумажную промышленность, издательское дело, архивно-библиотечное дело и почтовую службу.
Уже до 2020 года, по прогнозам экспертов, с рынка труда исчезнут турагент, копирайтер, лектор, архивариус, швея, лифтер, машинист и почтальон. А после 2020 года в число ненужных попадут вахтеры, прорабы, шахтеры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС.
Одна из главных причин отмирания профессии - автоматизация и механизация процесса, но это не сокращает занятости, поясняет он. Люди переходят в другие специализации, требующие более тонкого труда, которых раньше просто не было.
«Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля. У многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести», - эти слова из передовицы первого номера «Учительской газеты», вышедшей 3 октября 1924 года, принадлежат Надежде Константиновне Крупской. Именно она, руководитель Главполитпросвета при Наркомпросе, а затем и заместитель наркома просвещения РСФСР, стояла у истоков «Учительской газеты», помогала создавать ее, формулировать ее главную задачу – вскрывать и решать проблемы учительства. Быстро, грамотно, сообща… В этом году «Учительской газете» исполняется 95 лет. В этом же году мы отмечаем 150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской. Об этих, неразрывно связанных юбилеях, в материалах наших авторов – Надежды Тумовой и профессора Михаила Богуславского.
Пожалуй, самое главное для подростка – пользоваться авторитетом в своей среде. Мнения родителей и учителей, о том, как он учится, выглядит и вообще поступает в разных жизненных ситуациях, отходят в этом возрасте на второй план. Главное – что думают сверстники. Как в такой ситуации не оказаться изгоем? Кто такой лидер в современной подростковой среде? Какими качествами нужно обладать, чтобы им стать? Ответы в новом выпуске газеты в газете «Эпицентр».
«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» - таково кредо студента в Китае. Сегодня в вузах этой страны учатся в три раза больше человек, чем живут в нашей. Цифра колоссальная! И здесь хорошо уяснили: образование – движущая сила экономики, поэтому учиться нужно всем и всегда. О том, как удается организовать и направить в нужное образовательное русло такое количество человек, узнал из первых уст Сергей Рыков.
Предисловие................................................ | |
Атлас новых профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Биотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Медицина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Энергогенерация и накопление энергии. . . . . . . . . . . . . . . . | |
Энергосети и управление энергопотреблением. . . . . . . . . . . . | |
Наземный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Водный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Авиация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Космос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Новые материалы и нанотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
ИТ-сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Добыча и переработка полезных ископаемых. . . . . . . . . . . . . | |
Строительство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Робототехника и машиностроение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Финансовый сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Экология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Менеджмент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Социальная сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Индустрия детских товаров и сервисов. . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Профессии-пенсионеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Причины устаревания профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Устаревающие интеллектуальные профессии. . . . . . . . . . . . . | |
Устаревающие рабочие профессии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Участники форсайт-сессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ
Предисловие
ЧТО зА КАРТы ВНУТРИ, еСлИ ЭТО «АТлАС»?
«Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие
в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия
в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.
«Атлас» – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее.
Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим,
чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected] .
КАК РОДИлСя «АТлАС»?
Впервые в России Московская школа управления «СКОлКОВО» и Агентство
стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий» .
Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство)
и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным.
ФОРСАйТ - ПОДзОРНАя ТРУБА В БУДУщее?
Форсайт (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.
ОСНОВНые ПРИНцИПы ФОРСАйТА:
Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;
есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подгото-
виться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Именно исходя из этих принципов, Атлас новых профессий показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий и т.п. Атлас является одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить.
Каждой отрасли отводится отдельный раздел, в начале которого вы можете ознакомиться с кратким прогнозом развития отрасли до 2030 года, узнать, какие новые технологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателями как наиболее интересные и перспективные.
Для каждой отрасли приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не является окончательным и исчерпывающим (вполне возможно, могут появиться и другие профессии и специализации) – однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы.
ХАРАКТеРИСТИКИ ПРОФеССИй
Для каждой профессии указываются ее ключевые характеристики, такие как:» (и далее уже блоки «горизонт», «тип специализации»и пр.).
гОРИзОНТ ВОзНИКНОВеНИя:
НАВИгАцИя ПО «АТлАСУ» | До 2020 года – профессии, которые |
«Атлас новых профессий» состоит из двух | востребованы «завтра». В развитых |
странах многие из этих профессий |
|
появились уже сегодня (например, |
|
Первая часть посвящена новым про- | энергоаудиторы, сетевые врачи, |
гМО-агрономы и др.). Это профес- |
|
сии, которые будут востребованы |
|
Вторая часть посвящена «професси- | в России в ближайшее десятилетие.» |
ям-пенсионерам». | |
Первая часть посвящена профессиям, | |
которые будут возникать в ближайшие | После 2020 года – профессии, ко- |
годы в наиболее перспективных, высоко- |
|
технологичных и быстрорастущих отраслях | торые потребуются «послезавтра» |
российской экономики. | и при благоприятном технологиче- |
ском развитии страны и мира. Эти |
АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ
профессии сегодня могут показаться фантастическими, хотя первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, задачи киберпротезистов, программистов виртуальных миров и др.) уже сделаны. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для других стран.
ТИП СПецИАлИзАцИИ:
Кросс-отраслевая – набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу в разных отраслях / на стыке отраслей.
Внутриотраслевая – набор знаний, умений и навыков, позволяющий работать в одной отрасли.
НАДПРОФеССИОНАлЬНые НАВыКИ И УМеНИя
Эти навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность
профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это:
Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
Умение управлять проектами и процессами.
Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
Бережливое производство.
какие вузы России дают базовую подготовку позволяющую через несколько лет оказаться в первом составе специалистов будущего;
какие крупнейшие работодатели
присутствуют на российском рынке в рассматриваемых отраслях, готовятся к внедрению новых технологий и, значит, уже сейчас определяют спрос на специалистов будущего;