Типовые поведенческие ­сценарии и эффективная коммуникация. Сценарии поведения: как найти подход к любому

У многих детей и подростков (как и людей вообще) есть повторяющиеся, излюбленные сценарии поведения. Они возникают оттого, что все мы ограничены определенными общественными условностями и факторами этикета, которые часто требуют от нас скрывать свои чувства и истинные желания. Так, маленький ребенок может подойти ко взрослому и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» - или: «Похвали меня: я ведь хорошо прочитал стихотворение». Подросток не может этого сделать, а подсознание требует своего. С помощью таких специфических «сценариев» и подает сигналы подсознание. Если они повторяются часто, можно понять, в каких мотивационных факторах и сигналах нуждается подросток.

Рассмотрим несколько типичных сценариев и постараемся понять, о чем они говорят и каким образом вести себя с подопечным, если мы хотим расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие.

1. «Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все на мне»

Неправильная и непродуктивная реакция:

  • советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария);
  • отказ от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость; тем более «соревнование» («Да что там у тебя, вот я...»).

Этот очень распространенный сценарий. Иногда подросток действительно не умеет управлять временем и перегружен, а иногда его загрузка вполне нормальна, и он все, что надо, прекрасно успевает делать. На самом деле проблема в другом.

Основной сигнал, который посылает подросток при этом, состоит в следующем: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись» . Таким образом, мы получаем сигнал о том, что такому подростку не хватает признания собственной значимости . Наиболее успешная реакция - подтверждение этой значимости , периодическая похвала и поддержание разговора о том, как вы цените то, что подросток делает. Стоит признать, что от мнения и действий этого подростка действительно многое зависит, что вы цените его. Очень часто такой сценарий становится повторяющимся в ситуациях, когда подросток не получает роста состояния успеха, на которое претендует, или когда его деятельность сама по себе не дает необходимого ему признания. Тогда это может и должно быть компенсировано вожатым.

2. «Все пропало / Никто меня не понимает»

Неправильная реакция:

  • утверждение, что все проблемы собеседника - ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы;
  • обвинение собеседника;
  • соревнование.

Данный сценарий говорит о повышенной потребности подопечного в сочувствии, эмпатии, сопереживании .

Правильная реакция состоит в том, чтобы подтвердить, что вы понимаете эмоции подопечного . Согласитесь с ним, что нас действительно часто не понимают и в жизни часто приходится преодолевать трудности. Возможно присоединение и подтверждение примерами из своей жизни, как тяжело переживать такое (при этом стоит избегать соревнования). Постепенно следует выводить собеседника из этой темы, переводя разговор на продуктивные пути решения или на другую тему. Зацикливание на обозначенной проблеме может приводить к неадекватным реакциям подопечного и его депрессивному состоянию. Главное, о чем стоит задуматься - временное это явление или постоянное . Если временное, то мы можем просто увеличить «дозу» эмпатии, сопереживания в адрес подростка. Если же это постоянное состояние, то оно, как правило, свидетельствует о наличии существенных комплексов, жизненных проблем.

3. «Все они (вожатые, воспитатели, взрослые люди, ровесники и т. д.) - ругательное слово (козлы, проходимцы, идиоты, дуры и т. д. в зависимости от ситуации) / Не хочу никакого дела иметь с... (аналогично)».

Неправильная реакция:

  • Да ты сам/сама...
  • Вступление в дискуссию на рациональном уровне (у подростка в данный момент не та «волна»).
  • Слишком активное поощрение данных высказываний и длительное «зависание» на возникшей теме.

Этот сценарий показывает защитную позицию подопечного, который, чувствуя себя не очень уверенно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар . Например, неуверенная в себе девочка часто затрагивает тему «Все мальчики - сволочи».

Механизм защитной реакции очень простой; она сама нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с представителями другого пола - она ведь сама их не хочет видеть. Точно так же подросток, который испытывает некоторые комплексы по поводу своего социального статуса, начинает часто обращаться к идее о том, что все ровесники - сволочи, а все вожатые - придираются. При этом он как бы заранее оправдывается тем, что он-то хороший, не такой, как все остальные.

Правильная реакция (мы опять-таки говорим о мотивации подростка и о расположении к себе, а не о коррекции поведения или восприятия) состоит в частичном согласии (да, действительно, иногда такое случается) и сопереживании подопечному, что он столкнулся с неприятной для себя ситуацией. Важно понимать, что ребенок защищается , поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь человеческая попытка оградить себя от эмоциональных травм. Подобный повторяющийся сценарий указывает на зоны низкой уверенности в себе и/или некомпетентности. Поэтому, если сценарий касается отношений со сверстниками («Все вокруг - идиоты», «С девочками (мальчиками) ни о чем договориться нельзя: сами не знают, чего хотят» и т. д.), то вожатому стоит проверить поведение подопечного именно в этих сферах, а дальше задумываться о мерах по корректировке моделей поведения подопечного.

4. «У меня все равно не получится / Заранее извините...»

Неправильная реакция:

  • отмахнуться от предупреждения, голословно заявив, что все получится;
  • обвинить подростка в неспособности хоть что-нибудь сделать;
  • предложить отказаться от пробы.

Этот сценарий, как и другие, следует учитывать только если он повторяется . Если же подросток говорит об этом только в конкретной, отдельно взятой ситуации, то никаких выводов делать не стоит. В ситуации повторения этот сценарий по своей интерпретации очень похож на предыдущий - только он лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки. Ребенок заранее выставляет защиту , он обезопасил себя на тот случай, если действительно не получится.

Оптимально дать понять собеседнику, что вы приняли его предостережение, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию , однако предложить попробовать , заверив, что страшного ничего не произойдет и в том случае, если ничего не получится.

Впоследствии имеет смысл выяснить, что же именно смущало ребенка, и постараться поэтапно перевести его на позитивный настрой.

В дальнейшем следует повышать уровень компетентности подростка в этой сфере, а также повышать уровень самооценки и уверенности в себе.

5. «Да разве они могут (умеют)...»

Неправильная реакция:

  • на себя посмотри;
  • убеждение на логическом уровне о наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей.

Как правило, этот сценарий возникает вокруг тех дел и навыков, которыми подросток особенно гордится, при этом не очень уверенно чувствуя себя в других сферах. В любом случае, частое возникновение этого сценария говорит о существующих комплексах: принижая других, подросток как бы приподнимает себя .

Если вы хотите завоевать расположение подопечного в данный момент, достаточно бывает просто поддержать эту тему с определенным энтузиазмом и подтвердить качества или навыки его самого. Однако на будущее стоит корректировать поведение такого ребенка, так как оно может переходить в агрессию и привести к полной необъективности самооценки.

Стоит учитывать, что его взаимодействие с ровесниками, у которых данный сценарий встречается часто и в различных областях, может быть очень непростым и низкопродуктивным.

6. «То ли дело мы тогда.../ В прошлой лагерной смене...»

Неправильная реакция:

  • реальное сравнение на логическом уровне «старичков» и «новичков»;
  • снижение значимости заслуг говорящего в прошлом или настоящем;
  • обоснование различий на логическом уровне.

Данный сценарий также говорит об определенных защитах и неуверенности , при этом во главу угла встает не конкретный навык, как было в предыдущем случае, а «стаж». Однако основной идеей такого сценария можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент.

Именно поэтому наиболее удачной реакцией на подобный сценарий можно считать подтверждение значимости подопечного, его прошлых и нынешних заслуг . В дальнейшем стоит учитывать, что подросток стагнирует и живет прошлым, необходимо побудить его к развитию в настоящем и будущем, возможно, показав, как много есть того, чего он не знает, но может узнать, как много того, чего он пока не добился, но может добиться в дальнейшем.

Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого ребенка по отношению к новичкам или младшим ребятам.

7. «Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить) / Ну что тут может быть нового».

Неправильная реакция:

  • попытка доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или показать что-то, чего подопечный не знает, не делая акцента на его незнании);
  • логическое убеждение в пользе обучения.

Защитная реакция , подтверждение собственной значимости, компетентности. Очень часто этот сценарий актуален именно для подростков, не вполне уверенных в себе (уверенные в себе и адекватные ребята помнят о том, что получение дополнительного опыта всегда полезно).

В такой ситуации стоит подтвердить компетентность подопечного , его опыт и свести вопрос обучения, по сути дела, к обмену опытом, оценке опыта других ровесников и взрослых или каких-либо теорий. Впоследствии такого подростка стоит чем-то удивить, поразить . Если такой сценарий становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого подростка. Этот момент можно учитывать при управлении подопечными, а также культивировать среди своих ребят идею о том, что перспективность человека определяются его стремлением развиваться и обучаться.

8. «Быстрее, быстрее...»

Этот сценарий проявляется чаще всего не только словесно, а и в виде действий подростка, который стремится все больше и больше ускорить темп и ритм жизни, впечатлений. Очень часто такой сценарий сочетается с расторможенностью и некоторой суетливостью.

Наиболее правильная реакция - поддержание такого же темпа при общении с подобным ребенком. Однако на будущее стоит задуматься, от чего прячется этот подросток и что произойдет при снижении темпа. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких-либо комплексов, страхов, неуверенности в чем-то.

9. «Только о деле...»

Имеется в виду ситуация, когда ребенок всячески избегает появления разговоров, тем, отношений, ситуаций хотя бы чуть-чуть личных. Причем в крайнем варианте это сводится не только к тому, что сам подросток избегает таких тем и ситуаций, но и старается пресечь других. Крайний вариант этого сценария означает очень высокую степень неуверенности в себе в личной сфере, а также, как правило, свидетельствует о том, что подросток - интроверт .

Наиболее правильно при общении с таким подопечным (если мы говорим не о психокоррекции) - избегать касаться личных тем и свести общение сугубо к деловому . В целом, в плане отношений в детском лагере вообще такой сценарий не несет в себе особенных угроз.

Мы рассмотрели несколько достаточно типичных сценариев, которые проявляются при общении в деловом и личном общении. Важно понимать, что в большинстве случаев сценарии появляются на подсознательном уровне и дают нам возможность заглянуть за ширму этикета, понять скрытые потребности и слабые стороны ребенка. Это дает нам возможность правильно строить отношения с ребятами, правильно мотивировать и осуществлять влияние.

Важно оценивать фактор повторяемости , навязчивости сценария. Чем более типичным и повторяемым он является, тем более значим данный фактор для подростка, это обязательно надо учитывать. Один-два раза появившуюся тему считать сценарием нельзя и делать какие-либо выводы из этого не следует.

Основная идея состоит в следующем: когда ваш подопечный ребенок на подсознательном уровне просит вас о какой-то реакции, позитивном моральном стимуле для него, этот стимул обязательно надо дать . Это поможет вам более успешно влиять на подростка и мотивировать его.

Я закончил тем, что перечислил, что необходимо сделать при обработке результатов:

  1. Дать общую характеристику среды ;
  2. Описать целевую аудиторию , создать персонажей и сценарии их поведения на сайте;
  3. Написать концепцию сайта : каким он будет, чем будет отличаться от конкурентов и как будет развиваться.
Далее я раскрою каждый пункт. Для наглядности рекомендую сверяться с приложенным примером обработки результатов для сайта бутика ХХХ .

На всякий случай скажу, что в этой статье вы не найдёте советов по непосредственному анализу количественных и качественных данных. На эту тему написано сотни книг, некоторые из которых мы приводим в списке рекомендуемой литературы в конце статьи. я расскажу, как структурировать и интерпретировать уже полученные данные, как превратить их в полезную для проектирования сайта информацию.

Общая характеристика среды

Здесь всё довольно просто. Мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о среде». Напомню, что, как правило, о среде мы должны узнать следующее:
  1. Основные характеристики , которые могут повлиять на сайт: законодательные ограничения, правила и стереотипы поведения, особенности продажи продукта и т.п.
  2. Как работают конкуренты (для отстройки от них).
  3. Как среда развивается (нужно ли нам учитывать это при проектировании сайта).
Ответы на вопросы должны быть настолько подробными, насколько это нужно для вхождения в контекст проекта, которое, в свою очередь, помогает составить план интервью.

Целевая аудитория

А вот здесь начинается самое интересное. Во-первых, мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о ЦА»:
  1. Нужен ли ЦА такой сайт и, если да, то зачем.
  2. Чем она будет руководствоваться при оценке сайта: почему сайт понравится и почему нет, как оценивают аналогичные сайты (если есть опыт взаимодействия).
  3. Какие задачи и как будут решаться на таком сайте.
  4. Каковы основные сценарии использования сайта.
  5. Каковы ожидания от результатов взаимодействия, поведения и содержания сайта.
Во-вторых, на основе полученной информации мы должны создать персонажей, для которых мы будем проектировать сайт.

Создаём персонажей

Персонаж - это реалистичный собирательный образ пользователя сайта, представляющий один сегмент целевой аудитории сайта. Персонажи отличаются моделью поведения, целями, задачами, потребностями и ценностями.

О пользе создания персонажей

Зачем создавать персонажей? Затем, что таким образом мы повышаем эффективность проектирования и рабочего процесса в принципе. Описывая возможности сайта, мы исходим из потребностей персонажей. Создавая интерфейс, мы представляем себе персонажа, который будет им пользоваться. Рисуя картинки, мы задаём себе вопрос, понравится ли это нашим персонажам, как они их воспримут. И так далее.

Мы используем персонажей как инструмент проектирования, потому что что считаем, что лучше всего проектировать под реальных людей с реальными потребностями, а не под абстрактное нечто, не осязаемое, не воспринимаемое как человек. Гораздо легче поставить себя на место реального человека с реальными потребностями, почувствовать его.

Более того, проектирование под широкую аудиторию - это попытка удовлетворить потребности всех, без расстановки приоритетов , без ориентации на конкретных пользователей. Потребности разных групп могут войти в противоречие друг с другом, и в результате получится чудовищный продукт, который не нужен ни одной из целевых групп, а выбор необходимо делать в пользу самых нужных пользователей. Принцип Парето ещё никто не отменял.

Есть довольно интересные примеры проектирования под конкретного персонажа, результаты которого впоследствии стали массовыми продуктами. Например, чемодан на колёсиках проектировался для стюардесс, а стикеры - как закладка для книги.

Наконец, персонажи помогают создать единое видени е в команде проекта. В любых спорах о дизайне или функционале есть арбитр - персонаж. Благодаря этому вместо споров до хрипоты отом, кому что нравится, появляется инструмент выбора правильного решения: «наш Иван Петров никогда бы так не поступил потому-то и потому-то».

Критика персонажей

Однако, с нами далеко не все согласны. Нельзя не упомянуть о том, что практика использования персонажей критикуется с момента её возникновения в конце 90-х годов. В достаточно сжатом виде с критикой можно ознакомиться в статье Чэпмена и Милхэма «The Personas’ New Clothes» . Вкратце, основные аргументы противников таковы:
  1. Результаты процесса создания персонажей невоспроизводимы. Две команды по одним и тем же данным создадут разные наборы персонажей, и невозможно доказать, какой из них «правильный».
  2. Невозможно оценить, насколько точно набор персонажей описывает ЦА. Какую часть ЦА описывает конкретный персонаж и насколько он важен для проекта? Сколько потенциальных пользователей оказались не описанными ни одним из персонажей?
  3. «Проклятие размерности»: чем более специфично описание персонажа (чем больше количество дифференцируемых характеристик), тем меньшую долю ЦА описывает такой персонаж (пять булевых характеристик дадут 1/32, то есть 3% аудитории).
Споры и исследования ведутся по сей день, и можно говорить только о своём опыте и применимости инструмента. Мы не можем точно сказать, хороши ли персонажи при разработке кружек-термосов или систем управления погрузчиками дерева. Вместе с тем, мы с уверенностью готовы сказать по своему опыту: персонажи эффективны при разработке веб-сайтов практически любой сложности.

Методика создания персонажей

Описание персонажа содержит несколько смысловых блоков (они будут рассмотрены далее). Характеристики персонажа, кроме портрета, должны быть синтезированными : это означает, что они должны совмещать в себе все значимые характеристики представителя группы ЦА, с добавлением специфических черт для придания персонажу реальности. Таким образом, мы повышаем эффективность проектирования, его глубину и точность попадания.

Выделение ключевых отличий

Самое главное, с чего начинается создание персонажей - это осознание отличий различных сегментов аудитории. Важно сконцентрироваться на самых главных отличиях, которых обычно должно быть от двух до четырёх. Например, они могут касаться:
  1. Целей пользователей,
  2. Периода пользования сайтом (зайдёт один раз, получит результат и уйдёт, либо будет постоянным посетителем),
  3. Осведомлённости (знание предметной области, восприятие бренда, ключевые мотиваторы),
  4. Поведенческих шаблонов (способы реализации своих потребностей вне сайта, частота реализации потребностей, …).
Далее всё «мясо» персонажа нарастает на «скелет» этих ключевых отличий.

Портрет персонажа

Портрет - это общее описание персонажа безотносительно сайта: фотография, имя, возраст, пол, профессия, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с сайтом, взгляды и интересы в интересующей нас сфере.

Цели персонажа

Переходим к взаимодействию персонажа с сайтом и определяем для начала его цели - зачем ему нужен сайт. Мы делим цели на такие типы:
  1. Цели, не связанные с сайтом - это цели, которые персонаж может достичь без сайта.
  2. Цели, связанные с сайтом:
    • Личные - это цели, которые человек полностью разделяет и имеет мотивацию их достичь.
    • Навязанные - это цели, которые человеку диктует нечто извне - например, его компания, люди в его окружении или законодательство и которые он может не разделять. В этом случае нужно говорить не о мотивации, а о внешнем стимуле.

Взаимодействие с сайтом

Здесь нам нужно рассказать, как персонаж будет взаимодействовать с сайтом:
  • В какой обстановке будет использоваться сайт;
  • Был ли опыт использования подобных сайтов;
  • Каковы факторы оценки сайта;
  • Каковы ожидания от поведения и содержания сайта;
  • Каковы ожидаемые результаты от взаимодействия.

Проверка и определение типов персонажей

После описания персонажей необходимо проверить их на полноту/избыточность описания. Мы могли что-то забыть - например, важную цель или фактор оценки - или напротив написать что-то лишнее. Помните: поменьше лишних деталей, не имеющих прямого отношения к сайту и взаимодействию с ним.

После создания расширенного списка персонажей мы должны выделить два типа, с которыми мы будем работать:

  1. Ключевой персонаж - именно для него мы будем проектировать сайт.
  2. Второстепенный персонаж - его потребности мы учитываем, но их реализация не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои.
Ключевой персонаж должен объединять основные характеристики приоритетной целевой группы, совмещать в себе максимум её целей.

Как правило, ключевых персонажей бывает не больше двух. Исключение составляют сложные проекты с множественными ролями - сложные веб-сервисы, бизнес-системы и т.п. Смысл выделения ключевых персонажей - в расстановке приоретитов, в выборе тех, кто принесёт наибольшую пользу, и ориентации проекта на них. Проектирование для бо́льшего количества в принципе вредно: это означает проектирование ни для кого и, как следствие, мы теряем все целевые группы, что ключевые, что второстепенные.

Создаём сценарии поведения персонажей

Сценарий поведения - это ситуация взаимодействия персонажа с сайтом . Сценарий описывает действия персонажа, цели, которые он хочет достичь, и ожидания от производимых действий.

О пользе сценариев

Сценарии помогают нам смоделировать максимально короткий и эффективный способ достижения персонажем своих целей на сайте и, что также важно, предлагать пользователю контекстную информацию на его пути следования по сценарию.

Основная польза сценариев в том, что они помогают избегать проектирования под исключительные ситуации , чем так часто страдают, например, программисты, для которых исключительные ситуации - это самое сладкое.

Сценарий основан на цели/потребности пользователя и поэтому не позволяет от неё отклоняться при проектировании. К примеру, если у нас основной сценарий на сайте бутика ХХХ - это «изучить каталог одежды и решить, ехать в шоу-рум или нет», то мы должны, очевидно, дать на него ссылку из любого места сайта, максимально облегчить его просмотр, а дальше подсказать, что делать после просмотра каталога - ехать в шоу-рум или заказать одежду с сайта. Это означает, что вся лишняя информация «на всякий случай, вдруг будет интересно», акцентные контекстные блоки, новости и т.п. должны либо отсутствовать в процессе просмотра, либо присутствовать по крайней необходимости очень незаметно.

Таким образом, сценарий заставляет решать конкретную задачу , а не проектировать навигацию и функционал, отталкиваясь от типовых возможностей CMS, практики создания аналогичных сайтов, увиденных примеров, личных представлений и тому подобного.

Чем сайт будет отличаться от конкурентов

Исследование конкурентов и ЦА даёт нам достаточно информации, чтобы сделать выводы: чем сайты конкурентов хороши, а чем плохи; что и как можно сделать, чтобы наш сайт выгодно от них отличался.

В этом разделе мы это и пишем, буквально по пунктам: делаем так и так, чтобы быть лучше или просто отличаться от конкурентов. В основном сайты отличаются друг от друга дизайном, функциональными возможностями, содержанием (составом, стилем речи, манерой подачи ключевых сообщений, и так далее).

Определение этапов развития сайта

Что необходимо и достаточно для запуска

Исходя из основных сценариев мы определяем, какого функционала будет достаточно для запуска сайта, во-первых, для решения основных задач пользователей, без которых сайт им будет не нужен, и, во-вторых, для решения основных задач бизнеса/клиента, без которых запуск не имеет смысла.

Это нужно далеко не всегда, если, например, сайт небольшой и запускается в один этап. Но даже на небольших сайтах бывает так, что информацию нужно подавать постепенно, проверить какие-то функции или разделы. Советую задумываться об этом в любом случае.

Куда будем развиваться

После этого мы определяем возможные (!) направления развития сайта, которое при необходимости делим на этапы. Этот прогноз мы делаем совместно с клиентом, исходя из его понимания стратегии развития бизнеса, исходя из контент-стратегии, ситуации на рынке.

Например, в бутике ХХХ на первом этапе будет возможность просмотреть одежду и попросить отложить её на один день. А позже, когда мы будем организационно готовы к этому, одежду можно будет заказать с доставкой в пределах России.

Куда развития точно не будет

На этот вопрос также важно ответить. Это ограничивает фантазию клиента, менеджера проекта и разработчика, которая частенько тяготеет к бессмысленному развитию ради развития, добавлению лишних функций. Часто это просто бесполезно, но бывает и крайне вредно, потому что нарушает концепцию, размывает бренд и т.д.

Например, на сайте бутика ХХХ совершенно точно не появятся форум, блог и тому подобное для болтовни, которая здесь не решает ни одной задачи.

Источники

Советуем почитать:
  1. «Об интерфейсе» Алана Купера и его сайт

У многих людей есть повторяющиеся, излюбленные сценарии поведения. Это объясняется тем, что все мы, живя и взаимодействуя в социуме, ограничены определенными условностями и факторами этикета. Так, ребенок может подойти к маме и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» или: «Похвали меня, я ведь хорошо прочитал стихотворение». Для взрослого человека такое поведение нелепо, однако его подсознание (на которое приходится 5/6 перерабатываемой информации по отношению к 1/6, приходящейся на сознание) нуждается в самовыражении и подает сигналы с помощью специфических «сценариев». При условии, что они повторяются довольно часто, мы можем понять, в каких мотивационных психологических факторах и сигналах нуждается кандидат. Рассмотрим несколько типичных примеров сценариев, обсудим, как их можно интерпретировать и каким образом вести себя с человеком, если мы хотим расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие (при проведении психоанализа или психокоррекции стоит другая задача - модифицировать поведение и восприятие, однако этого аспекта мы практически не будем касаться).

«Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все на мне»
Такой сценарий является одним из самых распространенных, причем в одних случаях человек действительно не умеет управлять своим временем, вследствие чего перегружен, а в других его загрузка вполне нормальна, и он прекрасно справляется с порученным объемом работы. Но на самом деле это не имеет особого значения.
Основной сигнал, посылаемый в такой ситуации, состоит в следующем: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись». Его поведение свидетельствует о том, что такому человеку не хватает признания собственной значимости. Наиболее предпочтительная реакция - подтверждение этой значимости, периодическая похвала и поддержание разговора о том, как вы (возможно, не только вы, но и другие люди) цените то, что он делает. Следует подтвердить, что от мнения и действий этого человека действительно многое зависит. Очень часто такой сценарий становится повторяющимся в ситуациях, когда сотрудник не получает возможности карьерного роста, на который претендует, или когда работа сама по себе не дает необходимого человеку признания. Тогда это может и должно быть компенсировано руководителем. Сам по себе такой сценарий не опасен, его нельзя считать особенно негативным, но он помогает корректировать подход к мотивации сотрудника.
Неправильная и непродуктивная реакция: советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария); отказ от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость; использование элемента «соревнования» («Да что там у тебя, вот я...»).
«Все пропало/Никто меня не понимает»
Данный сценарий говорит о повышенной потребности человека в сочувствии, эмпатии, сопереживании.

Правильная реакция заключается в том, чтобы подтвердить: вы разделяете эмоции человека и в целом согласны, что в жизни мы действительно часто сталкиваемся с непониманием. Мысль о том, как это трудно пережить, можно подтвердить примерами из собственной жизни (но избегая сравнений). Следует постепенно уводить человека от этой темы, переводя разговор на продуктивные пути выхода из сложной ситуации или на другой предмет. Зацикливание на обозначенной проблеме может привести к неадекватной реакции собеседника и его депрессивному состоянию. Главное, о чем стоит задуматься руководителю, - это является ли такое настроение сотрудника временным или постоянным. Если оно временное, то мы можем просто увеличить «дозу» адресованных ему эмпатии, сопереживания. Если же это его постоянное состояние, то оно, как правило, свидетельствует о наличии у него достаточно серьезных комплексов и жизненных проблем. В такой ситуации важно определить, как они сказываются на работе и готов ли руководитель постоянно оказывать данному сотруднику поддержку.
Неправильная реакция: утверждать, что все проблемы собеседника - ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы; обвинять собеседника; использовать элемент соревнования.
«Все они (мужчины, начальники, обеспеченные люди, женщины и пид.) -ругательное слово (проходимцы, идиоты, дуры и пид. в зависимости от ситуации) /Не хочу никакого дела иметь с...»
Этот сценарий демонстрирует защитную реакцию человека, который, чувствуя себя не очень уверенно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар. Например, неуверенная в себе женщина (это может быть как постоянным, так и временным ее состоянием) очень часто затрагивает тему мужского эгоизма. Механизм защитной реакции очень прост: она нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с мужчинами - она ведь сама их отвергает. Точно так же человек, который испытывает некоторые комплексы по поводу своего социального статуса или
дохода, начинает часто обращаться к идее о том, что все начальники - мягко говоря, не очень хорошие люди, а обеспеченные граждане - воры и взяточники. При этом он как бы заранее оправдывает свою социальную неуспешность тем, что он-то хороший, не такой, как остальные. Подобных примеров можно привести очень много.
Правильная реакция (мы опять-таки говорим о мотивации и расположении к себе, а не о коррекции поведения или восприятия) состоит в частичном согласии (да, действительно, ИНОГДА такое случается) и сопереживании человеку, столкнувшемуся с неприятной для себя ситуацией. Важно понимать, что он ЗАЩИЩАЕТСЯ, поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь попытка не очень уверенного в себе (в определенной сфере) человека избежать эмоциональных травм. Безусловно, такая самооценка человека и данный тип поведения требуют коррекции, но это отдельная тема. Следует лишь учесть, что подобный повторяющийся сценарий указывает на зоны низкой уверенности в себе и/или некомпетентности. Поэтому, если речь идет о рабочих отношениях («Все клиенты - идиоты», «С поставщиками ни о чем нельзя договориться: сами не знают, чего хотят» и т.д.), руководителю стоит проверить профессионализм и поведение сотрудника именно в этих сферах, а дальше задуматься о мерах по корректировке моделей его поведения или о его обучении.
Неправильная реакция: «Да ты сам/сама...»; вступление в дискуссию (у человека в данный момент не тот настрой); слишком активное поощрение данных высказываний и длительное обсуждение этой темы.
«У меня все равно не получится I Заранее извините...»
Данный сценарий имеет смысл учитывать только в том случае, если он является повторяющимся; если же человек поступает так только в конкретный, отдельно взятый момент, то никаких выводов делать не стоит. В ситуации повторения такой сценарий
очень похож на предыдущий, разве что лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки (возможно, в какой-то одной сфере). Человек заранее обезопасил себя на тот случай, если не справится с порученной работой.
Оптимальный вариант: дать понять собеседнику, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию и вы приняли его предостережение, однако предложить ему попробовать, заверив, что ничего страшного не произойдет и в том случае, если у него ничего не получится. Впоследствии следует выяснить, что же именно его смущало, и постараться постепенно внушить ему позитивный настрой. В дальнейшем необходимо повышать квалификацию сотрудника в этой сфере, а также его самооценку и уверенность в себе.
Неправильная реакция: отмахнуться от предупреждения, заявив, что все получится; обвинить человека в неспособности хоть что-нибудь сделать; предложить отказаться от попытки что-либо предпринять.
«Да разве могут (умеют)...»
Как правило, данный сценарий возникает, когда речь идет о тех навыках, которыми сотрудник особенно гордится, но при этом не очень уверенно чувствует себя в других сферах. В любом случае, его частое возникновение свидетельствует об имеющихся комплексах: принижая других, человек как бы возвышает себя.
Если вы хотите завоевать расположение сотрудника, порой бывает достаточно с энтузиазмом поддержать эту тему и подтвердить его достоинства. Однако в будущем необходимо корректировать поведение такого человека, т.к. оно может перейти в агрессию и привести к необъективности его самооценки.
Неправильная реакция: «На себя посмотри»; попытка убедить в наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей.

Следует учесть, что взаимодействие с людьми, у которых данный сценарий проявляется часто и в различных областях, может быть очень непростым и низкопродуктивным.
«Толи дело мы тогда.../В наши годы...»
Данный сценарий также говорит об определенной неуверенности в себе, при этом подчеркивается не конкретный навык, как в предыдущем случае, а «стаж». Если довести такой сценарий до крайности, то мы придем к классической «дедовщине», где уже присутствуют элементы некоторой мстительности и морального садизма, однако его основной причиной можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент.
Именно поэтому наилучшей реакцией будет подтверждение достоинств данного сотрудника, его прошлых и нынешних заслуг. Но в дальнейшем не следует позволять ему стагнировать и жить прошлым. Необходимо побудить его к развитию, например показав, как много он еще не знает, но может узнать и каких результатов способен достичь в в настоящем и будущем.
Неправильная реакция: объективное сравнение «стариков» и «молодых»; снижение значимости заслуг собеседника в прошлом или настоящем; анализ различий между поколениями.
Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.
«Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить?) /Ну что тут может быть нового!»
Защитная реакция, подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Очень часто этот сценарий характерен именно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенный в своих способностях и адекватный человек помнит о том, что получение дополнительных знаний всегда полезно).

В такой ситуации следует подтвердить компетентность и прошлые заслуги сотрудника и свести вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке навыков других людей или каких-либо теорий. Такого человека следует чем-то удивить, поразить. Если же подобный сценарий становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого работника. Этот момент стоит учитывать при управлении организацией, культивируя в ней идею о том, что перспективность человека и его карьерный рост определяются стремлением развиваться и обучаться.
Неправильная реакция: попытка доказать некомпетентность данного сотрудника (можно удивить его или продемонстрировать ему что-то, чего он не знает, не подчеркивая его неосведомленность); убеждать в том, что обучение полезно.
«Быстрее, быстрее...»
Этот сценарий чаще всего проявляется не только в процессе коммуникации, но и в действиях сотрудника, который стремится все больше и больше ускорить темп жизни. Очень часто такое поведение сочетается с расторможенностью и некоторой суетливостью.
Наиболее правильная реакция - поддерживать общение в привычном для этого человека темпе. Однако в будущем стоит задуматься, от каких проблем он хочет таким образом устраниться и что произойдет при снижении интенсивности его деятельности. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких- либо комплексов, страхов, неуверенности в завтрашнем дне.
«Только о деле...»
Имеется в виду ситуация, когда человек всячески избегает обсуждения тем, хотя бы в некоторой степени носящих личный характер. Причем это часто выливается в то, что он не только сам уклоняется от подобных разговоров, но и старается пресечь разговоры других. Крайний вариант этого сценария означает очень высокую степень неуверенности в себе, проявляющуюся в личной сфере, а также, как правило, свидетельствует о том, что такой человек - интроверт.

Наиболее правильным будет (если, конечно, мы говорим не о психокоррекции) не касаться личных тем и свести общение с таким сотрудником к сугубо деловым вопросам. В целом такой сценарий не несет в себе особых угроз для бизнеса и деловых отношений.
Мы рассмотрели несколько достаточно типичных сценариев, которые проявляются как при взаимодействии с человеком в бизнес-среде, так и при личном общении. Важно понимать, что в большинстве случаев причины нашего поведения лежат в подсознании. Они дают нам возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности и слабости человека. Их нужно учитывать, чтобы правильно строить с ним отношения, эффективно его мотивировать и влиять на него.
Важно оценивать фактор повторяемости, навязчивости сценария. Чем он типичнее и чем чаще проявляется, тем более значим данный фактор для человека.
Главная идея заключается в следующем: если человек на подсознательном уровне просит вас о необходимом ему позитивном моральном стимуле, такой стимул ему обязательно нужно дать. Это поможет вам более успешно влиять на сотрудника и мотивировать его. В дальнейшем, в зависимости от отношения к человеку и собственных возможностей, можно начать постепенно корректировать его мировосприятие и поведение.
о ЗАДАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫИ ОТДЕЛ Попробуйте спрогнозировать типовые сценарии, которые могут проявиться у каждого из сотрудников Виртуального отдела. Обоснуйте свое мнение. Предложите пути нейтрализации техсценариев, которые вы выявили.

Почему же мы так часто бываем несчастны?
Живём не так как нам хотелось бы...
Не с тем с кем нам хотелось бы..
Работаем не на той работе, которая на самом деле нам нравится...
И много много всего в нашей жизни вовсе не так, как нам хотесь когда-то давно в юности, в молодости. Тогда ведь казалось, что жизнь будет такой прекрасной, интересной и обязательно счастливой...

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах нам с вами вначале нужно понять какой же механизм запускает все несчастья в нашей жизни.
Психологи установили, что все упущенные возможности в жизни человека происходят из-за его пассивности.

В определении пассивности я буду опираться на то, как её трактует Трансактный анализ.
Оказывается пассивность - это способ поддержания своего сценария, неосознанности, автоматизма. Человек, у которого частенько отмечается пассивность, фактически большую часть своего времени находится в Адаптивном Ребёнке. Пассивное поведение возникает у людей в моменты стресса и не приводит к разрешению ситуации, к решению проблемы.

Таким образом, пассивное поведение - это такое поведение, которое не решает проблему!!!

Давайте рассмотрим, какие виды пассивного поведения бывают:
Ничегонеделание - человек нервничая, просто прекращает предпринимать какие-либо действия. Он просто замирает, как ребёнок в утробе матери. Часто такое наблюдается на экзаменах, когда у человека от страха все мысли исчезают из головы и он замирает, ничего не может ответить.
Сверхадаптация - человек подстраивается под желания других людей, а свои собственные желания, потребности не осознает. При этом он не решает свои жизненные задачи, а делает то, что указывают ему другие. У этих людей очень часто встречается в речи слова: мне надо, я должен. На самом деле «должен» - это чужое хочу. Я таких людей спрашиваю: Как интересно, ты должен? Кому и что ты должен? А сам ты что хочешь?
Ажитация - в момент стресса человек вместо того, чтобы предпринимать что-либо для разрешения ситуации, начинает в панике суетиться, лихорадочно повторять одни и те же слова, рыдать…
Беспомощность или насилие - человек пытается решить проблему с помощью своей агрессии. Беспомощность - это его агрессия. направлена внутрь себя. Насилие - это агрессия направленная на другого.

Итак, я думаю, вы теперь понимаете, что такое пассивность. Пассивность - это поведение человека, которое не решает возникшую проблему. И как вы видите, люди практически всё время практикуют именно пассивность при решении своих проблем. А уж как эта пассивность выглядит - в виде скандала, оскорблений, криков давления или в виде слёз, - это уже зависти от личностной адаптации человека.

Естественно, что такое неэффективное поведение не сможет привести человека к его счастью. А вот проигрышный сценарий такое поведение конечно поддерживает.

Человек, практикующий в своей жизни пассивность, находится в неосознанном состоянии. Он практически всё время воссоединён со своим Адаптивным Ребёнком или же со своим Внутренним Монстром (Негативным Контролирующим Родителем).

Внутренняя Сила Души заблокирована. Фактически он не является хозяином самому себе. Он стихийно подпадает под влияние своих вредных привычек, часто бывает в раздражении. Ощущает напряжение, неудовлетворённость, упадок сил. Как результат - проблемы в жизни человека и болезни.

О каком счастье и радости жизни тут можно говорить? Всё на пределе сил.

В Трансактном анализе, как вы видите много специфических терминов, понятий. В то же время ТА несёт людям драгоценные знания.

Я, для того, чтобы облегчить понимание простыми людьми всех этих терминов позволяю себе некоторую вольность и ввожу простые и емкие названия, чтобы всё сразу было ясно. Так мне значительно легче разговаривать со своими учениками, клиентами.

Например, по этой теме все виды пассивного поведения я называю Глупым Разрушающим Поведением. А термин осознанность, я часто заменяю на Мудрость. Соответственно вы теперь понимаете, что т.к. при пассивном поведении человек находится в своём сценарии, в Адаптивном Ребёнке или в Контролирующем Негативном Родителе, то можно сказать иначе по-простому:

Большую часть времени люди, к сожалению, практикуют Глупое Разрушающее их жизнь Поведение. Они не являются Мудрыми, потому что при общении с близкими, при решении жизненно важных задач проявляют свои самые неприглядные маски - состояние Жертвы или свою часть, называемую Монстром.

Каков же механизм, который поддерживает такое сценарное поведение человека, как пассивность?

У кого, какие есть мысли, каким образом мы регулярно в нашей жизни запускаем наш сценарий и практикуем Глупое Разрушающее Поведение, вместо того чтобы демонстрировать Мудрое Поведение. Почему мы так себя ведём?

Поведение человека складывается из отдельных поведенческих сценариев, которые начинают закладываться ещё в детстве и потом на протяжении всей жизни добавляются и совершенствуются. Таким образом, каждый человек, в общем, знает, как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации на основании своего опыта. Но некоторые поведенческие сценарии, усвоенные ранее, нам мешают, а не помогают. При помощи НЛП возможно безболезненно заменить неработающие или негативные сценарии поведения и перестать делать глупости, которые вам мешают достичь своих целей в жизненных ситуациях.

Как изменить привычные реакции при помощи НЛП

Бывают моменты, когда случайно сказанная фраза буквально выбивает человека из колеи. До этого всё было хорошо, переговоры велись в правильном направлении, но прозвучала эта фраза, и человек занервничал, вышел из себя, в результате переговоры сорваны, сделка провалилась.

При помощи техник НЛП можно предусмотреть и исправить такую ситуацию. Давайте на примере посмотрим, как это сделать.

Меняем сценарий поведения

Давайте попробуем вспомнить какую-то ситуацию из жизни, при которой до определённого момента всё было хорошо, но после какой-то случайно сказанной фразы или слова всё изменилось.

  1. Погрузимся в эту ситуацию. Необходимо представить эту ситуацию в виде фильма, вернее, в виде киноплёнки, на которую записан фильм.
  2. Теперь просмотрим этот кинофильм кадр за кадром. Вот всё идёт хорошо, хорошо, но вот мы дошли до момента срыва, и далее началось неправильное поведение нашего героя.
  3. Отрезаем этот кусок плёнки, где записано плохое кино с неправильным поведением главного героя.
  4. Но при этом оставляем кадры самого момента срыва, кадры с плохой фразой.
  5. Теперь необходимо успокоиться, обдумать ситуацию, и записать другое кино, в котором после ключевой фразы главный герой теперь будет вести себя спокойно и правильно.
  6. Если трудно самостоятельно выработать правильную стратегию поведения, то можно прибегнуть к помощи любимых кино-героев – представить, как бы они себя повели в этой ситуации.
  7. Потом склеиваем новый фильм, приклеив получившийся «правильный кусок» после ключевой фразы. Теперь нужно вновь просмотреть это кино и убедиться, что после ключевой фразы нет никакого срыва, наш герой сдержан и ведёт себя правильно.

Всё. Ситуация исправлена. Любые переговоры пройдут успешно, и сделка состоится.

Прокручиваем новый, исправленный сценарий поведения

Теперь достаточно перенести этот вымышленный фильм в реальную жизнь, и когда в следующий раз возникнет подобная ситуация, уже будет ясно, как себя вести, потому что на этот случай у нас есть учебный фильм.

  • Ситуации в жизни бывают разные.
  • Разными бывают и фразы, которые могут вывести человека из себя.
  • Разными могут быть и сами сценарии.

Поэтому таких «учебных фильмов» нужно записать несколько, для разных жизненных ситуаций. И перед следующей беседой просматривать некоторые из этих «учебных фильмов», которые могли бы пригодиться во время беседы с очередным клиентом.

Точно так же работает процесс при исправлении поведения в отношениях с любимым человеком. Просмотрите фильм со своей последней ссорой и замените проблемный кусок новым решением. Успеха!

Прочтите также: