Тактико технические характеристики ту 95. История разработки самолёта

Из всех типов отечественных самолетов, до сих пор эксплуатируемых в гражданской авиации, Як-42 больше остальных остается в тени. Между тем, это уникальные машины, на которые стоит обратить внимание.
Сейчас крупнейшим эксплуатантом данного типа являются «Саратовские авиалинии». Это не удивительно, если учесть, что массовое производство Як-42 было налажено именно в Саратове.

2. Базовым аэропортом для саратовских «Яков» является Саратов, но очень часто саратовцев можно встретить в аэропорту Домодедово. В парке авиакомпании находятся 14 бортов Як-42, из них 4 на хранении.
Кроме «Саратовских авиалиний», Як-42 эксплуатируют следующие отечественные авиакомпании:
Ижавиа — 8 самолётов, Тулпар-ЭЙР — 7 самолётов, Грозный Авиа — 4 самолёта, КрасАвиа — 2 самолёта, МЧС РФ — 2 самолёта. До недавнего времени несколько Як-42 были у «Газпром авиа», но авиакомпания отказалась от этого типа. Также несколько бортов летают в Иране, Китае, Пакистане и на Кубе.

3. Немного об истории Як-42. Данный тип разрабатывался с 1972 по 1980 год для замены популярного, но устаревающего Ту-134. В 1988 году начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом — Як-42Д.

4. Всего было выпущено 183 самолёта Як-42 (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе с 1977 по 1981 год, большая часть — 172 борта на Саратовском авиазаводе. В 2003 году производство самолетов Як-42 было остановлено, фюзеляжи невыпущенных самолетов были распилены на металлолом.

5. Конструкция самолета разрабатывалась для эксплуатации на самых разных аэродромах. Так для Як-42 не требуется такая длинная взлетно-посадочная полоса, как наиболее распространенным типам самолетов Boeing-737 и Airbus А319. Также для Як-42 не требуется аэродромный трап.

6. Технические характеристики Як-42:
Фирма-производитель ОКБ А. С. Яковлева, тип среднемагистральный, узкофюзеляжный.
Длина 36,38 м, размах крыла 34,88 м, площадь крыла 150 м².
Крейсерская скорость 700 км/ч
Максимальная скорость 0,75 M (810 км/ч)
Дальность полёта 2900 км
Высота полёта 9100 м
Длина разбега 1800 м
Длина пробега 1670 м
Вес пустого 33500 кг
Расход топлива 3100 кг/ч
Удельный расход топлива 35,0 г/(пасс.·км)
Экипаж: 2 пилота и 1 бортмеханик
Число пассажиров (эконом) 120
Двигатели 3 × 63,74 kН Прогресс Д-36


7. Познакомимся с самолетом поближе. Для этого зайдем в ангар, в котором производится техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.

8. Самолет действительно уникальный.

9. Этот борт техники аэропорта между собой называют «капля».
После того, как саратовский авиационный завод перестал выпускать Як-42, а затем и вовсе обанкротился и закрылся, обслуживать этот тип стало очень сложно. Кажется, что только любовь к авиации позволяет техникам поддерживать жизнь в этих самолетах.

10. Надо сказать, что несмотря на недостатки, присущие Як-42, среди которых отмечается прежде всего низкая экономичность, у самолета были перспективы в развитии. Прорабатывались варианты замены двигателей, новой авионики, а также удлиненный вариант Як-42М, рассчитанный на 168 пассажиров.

11. К сожалению, планы по усовершенствованию Як-42 остались в прошлом.

12. Обойдем самолет сзади и зайдем внутрь по бортовому трапу.

13. Салон довольно короткий, компоновка 3+3.


14. На время ремонтных работ кресла заботливо укрыты чехлами.

15. Заглянем в кабину. Конечно, тут не встретишь кучу компьютеров. Теплые аналоговые приборы. Инженеры шаманят в кабине.

16. Дожидаюсь, пока кабина освободится, делаю еще один кадр.

17. Настоящий металлический штурвал с шикарным шильдиком «Як-42Д» по центру.

18. Такие же буквы, но крупнее на двери кабины.

19. Еще один кадр Як-42. В Саратов и обратно мы летели на более современном и комфортном , но всё равно очень хочется осуществить тот же самый перелет на отечественном Як-42.

Хочу сказать большое спасибо техникам, чьи золотые руки позволяют Якам до сих пор бороздить небо.

П.С. Интересные факты о Як-42:
1. Двигатели на Як-42 работают без реверса. Самолет садится с низкой скоростью, для торможения достаточно тормозов шасси и механизации крыла.
2. В грузинском городе Рустави списанный брат Як-42 - Як-40 переоборудован под детский сад (фото: www.kulturologia.ru).

3. Отечественный поп-деятель Сергей Минаев в пародии на песню шведской группы Yaki-Da спел следующие строки :
Коль в непогоду не летают самолёты не беда,
"Илы" не могут, а "Яки" да.

Учитывая, что у «Яков» требования к аэродромам ниже, это очень похоже на действительность.
4. Еще были проекты транспортных вариантов Як-42 .

Подписывайтесь на журнал ! Впереди много интересного.
Также я есть

Предназначенный для перелетов малой и средней дальности, Як-42 был разработан в Советском Союзе в 1970-х годах в КБ Яковлева, чтобы заменить устаревшие Ил-18 и Ту-134. Самолет имеет три турбовентиляторных двигателя, расположенных в хвостовой части фюзеляжа и форкиле. Способен взлетать и садиться на слабо подготовленных аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, имеет высокую топливную эффективность, обладает надежностью двигателей и систем обслуживания.

Общие сведения о самолете Як-42

Летные испытания были проведены в 1975 г., а в 1977 г. Як-42 впервые был представлен на выставке во Франции. С 1980 г. самолет поступил в распоряжение «Аэрофлота».

За два года эксплуатации на отечественных Як-42 было перевезено полтора миллиона человек, самолет использовался на большом количестве маршрутов как внутри страны, так и на международных направлениях.

Модель с повышенной дальностью полета Як-42 Д (см. фото) поступила в серийное производство в 1988 г.

Судьба самолета, несмотря на его эффективность, не сложилась. Перестройка и распад Союза, уменьшение пассажироперевозок, разнообразие привлекательных иностранных моделей сыграли не в пользу отечественного маленького Як-42. После закрытия Саратовского авиационного завода в 2003 г. серийное производство самолета было прекращено.

На 2018 г. в эксплуатации у российских авиаперевозчиков находятся 35 Як-42. Еще 2 – в Китае, 8 — в Северной Корее и 4 — на Кубе. Несколько самолетов находятся в лизинге в Пакистане и Иране.

Летно-технические характеристики

Схема салона Як-42 на один класс обслуживания

Находящиеся в эксплуатации в настоящее время Як-42 и Як-42 Д имеют два типа компоновки салона: на один и два класса. Ознакомимся с конфигурацией салона одного класса на 120 пассажиров и определим лучшие и худшие места (см. схему).

Вход в самолет расположен в хвостовой части, кроме него имеются 6 аварийных выходов.

В начале и в конце салона расположены два туалета (см. схему салона).

1 ряд – увеличенное пространство для ног. Комфортные места с небольшим недостатком из-за близости туалета.

За 6 рядом находится перегородка, а сразу за ней – два аварийных выхода. Спинки сидений шестого ряда отклоняются на небольшой угол.

Перед 7 рядом большое пространство для свободного доступа к запасным дверям. Под сидения нельзя ставить багаж. Места рядом с запасными выходами не предоставляются:

  • детям до 12 лет;
  • инвалидам;
  • пассажирам, перевозящим животных;
  • иностранным гражданам, не владеющим русским или английским языком.

Еще два аварийных выхода находятся между 13 и 14 рядами. Спинки кресел в 13 ряду зафиксированы.

Лучшие места

Для комфортного перелета очень важно сидеть расслабившись. Это можно сделать, вытянув ноги и откинув спинку кресла. Лучшие места в Як-42:

  • 1, 7 и 14 – полностью

Худшие места

Худшими можно назвать места в хвостовой части самолета, места рядом с санузлами и те, у которых не раскладывается спинка. В Як-42 это:

  • 6, 13 и 20 – полностью

У этих мест спинки кресел не откидываются.

19 C, D – места в проходе рядом с санузлами

Места 20 последнего ряда самые некомфортные. У них фиксированные спинки, за ними расположены туалеты и они находятся в хвосте самолета. Здесь также сильно слышен шум двигателей.

Схема салона Як-42 на два класса обслуживания

В Як-42 существует компоновка на 100 пассажиров в салоне на два класса. Бизнес-класс занимает пространство первых шести рядов (см. схему). Всего 16 мест.

В остальном, конфигурация и выбор лучших мест такие же как в салоне Як-42 на 120 пассажиров. (Начиная с 7 ряда схемы совпадают)

По отзывам пассажиров, Як-42 в целом нравится путешественникам. Уступая внешне иностранным лайнерам, наш отечественный «Яшка» не уступает им в надежности, мощности и устойчивости. Этот небольшой самолет быстро взлетает, летит очень ровно, быстро садится. Шум в носовой части совсем небольшой, а в хвосте не больше, чем в Аэробусах и Боингах, а по некоторым отзывам даже меньше. Когда идешь по салону, не качает и не трясет. Ему не нужна длинная посадочная полоса и он быстро останавливается после приземления.

Во времена СССР было разработано много отличных самолетов и при возможности развития отечественного авиастроения и вложения средств, Як-42 при дальнейшем усовершенствовании смог бы занять почетное место в ряду современных коммерческих лайнеров.

Авиакомпания «Ижавиа» базируется в аэропорту Ижевска и осуществляет рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург, а также сезонно в Анапу, Сочи, Краснодар, Уфу. Помимо этого, авиакомпания совершает перелеты между некоторыми другими городами России. Авиакомпания является открытым акционерным обществом, все акции которого принадлежат Удмуртской Республике.

Самолетный парк авиакомпании состоит в основном из весьма старых самолетов Як-42Д.

Именно на самолете данного типа «Ижавиа» 3 раза в неделю летает в Санкт-Петербург.

Мой перелет осуществлялся на самолете с бортовым номером RA-42368, который носит имя Виктора Гончаренко. По информации с сайта russianplanes.net возраст самолета составляет 25 лет, первый полет он совершил в далеком 1989 году. В авиакомпании «Ижавиа» эксплуатируется с ноября 2011 года.

Сразу отмечу, что по моему впечатлению авиакомпания заботится о своих самолетах и, несмотря на их возраст, старается содержать их в нормальном состоянии. Тем не менее, конечно, по степени комфорта полет на этом самолете сложно сравнить с полетом на Boeing или Airbus со схожей компоновкой салона.

Расстояние от Ижевска до Санкт-Петербурга составляет примерно 1950 километров, время в полете около двух с половиной часов.

Добраться до аэропорта города Ижевск можно на автомобиле, на автобусе из центра города или на такси. Удобнее всего конечно добираться на такси, особенно учитывая то, что в городе очень большая конкуренция среди подобных служб. Добраться почти из любой части города можно примерно за 300 рублей. Это при том, что аэропорт находится за городом.

Здание аэропорта

Слева от здания аэропорта находится недостроенное красное кирпичное здание. В свое время оно должно было стать терминалом отправления и прибытия международных рейсов, но проект заморозили.

Парковка перед аэропортом

Внутри аэропорта. Справа стойка регистрации (всего их то ли 2, то ли 4 штуки) и выход на посадку.

Табло отправления и прибытия рейсов, фотография сделана с лестницы, которая ведет на второй этаж

На втором этаже находится зал ожидания, отсюда открывается отличный вид на летное поле.

Самолеты Як-42Д авиакомпании «Ижавиа» и самолет Pilatus PC-12 авиакомпании Dexter, который с минуту на минуту должен отправиться в Киров

Еще три самолета Як-42Д и Ту-134 авиакомпании «Ижавиа» (самый последний, видна его носовая часть)

Dexter отправляется в Киров

Гирлянды на окнах - как напоминание о том, что новый год был не так уж и давно.

А вот так к самолету доставляют багаж пассажиров нашего рейса

Зато в аэропорту Ижевска есть новый автобус ЗИЛ, который доставляет пассажиров от терминала к самолету

Посадка осуществлялась через хвост самолета

Просто пара фотографий, на второй неплохо виден Ту-134

В самолете мне досталось место примерно в середине салона, у иллюминатора.

Иллюминатор (полностью круглый) и вид на стоящий рядом такой же Як

Расстояние до переднего кресла очень маленькое. К сожалению, не сделал фотографию на уровне ног.

Вот так выглядит салон

На самом деле, я хотел сделать гораздо больше фотографий в салоне на память, но сотрудники авиакомпании (да и сотрудники аэропорта тоже) пресекали попытки что-либо сфотографировать. Сразу подходили и просили убрать камеру (в моем случае это был телефон).

Вылетели мы точно по расписанию. Взлет, да и весь полет в целом прошел абсолютно нормально. Я за несколько дней до этого летел этим же самым самолетом из Москвы в Ижевск, тогда полет прошел тоже хорошо и, что важно, без задержек и опозданий. Вот фото этого самолета у телетрапа в аэропорту Домодедово.

Где-то над Удмуртской республикой

Во время перелета разнесли горячий обед. Хочу отметить, что кормят в «Ижавиа» очень вкусно. По крайней мере, лучше, чем на рейсах некоторых крупных российских авиакомпаний. К сожалению, фотографий обеда я не сделал.

Из минусов могу отметить только два момента.

Во-первых, это очень неудобные сидения. Они очень мягкие и если поначалу это кажется комфортным, то примерно через час спина затекает и начинает сильно болеть.

Во-вторых, это маленькое расстояние между сидениями. С моим очень средним ростом (174 см) места для ног было откровенно мало.

Кстати, на пути из Москвы в Ижевск мне повезло, и я получил место в 5 ряду. Это сразу после бизнеса, первый ряд в экономе. Там сидеть очень комфортно, вот фото для сравнения.

Не смог не сфотографировать туалетную комнату

Есть ощущение, что находишься не в самолете, а в поезде.

После приземления в Санкт-Петербурге

В завершении хочу сказать, что самолет и перелет в целом мне понравился. Если вам предстоит вылетать из аэропорта Ижевска, то приезжайте не более чем за час до вылета, так как в аэропорту заняться совершенно нечем.

Надеюсь, что вам понравился обзор. И еще раз прошу прощения, что так мало фотографий.