Стоим в очереди за деньги. Ожидание порождает чувство ненужности

Все мы стоим в очередях . В налоговой, в банке, на почте, в других госучреждениях, в больницах и магазинах. Иной раз на стояние в очереди приходится потратить несколько часов времени, которое можно было провести с гораздо большей пользой. Как-то стоя в очереди за паспортом находчивый студент из Омска Алексей Суворов случайно подслушал разговор двух женщин и придумал оригинальную идею для бизнеса. Он создал проект «В Очереди» . Человек, который не желает тратить время на многочасовое стояние в коридорах госучреждений, платит курьеру - трамитадору, который стоит в очереди за него. Сейчас сервис работает в десяти городах и его автор не собирается останавливаться на достигнутом.

-Кто такой трамитадор, и как он работает ?

-Трамитадор - слово испанского происхождения, его примерный перевод на русский - «исполнитель, проситель». Трамитадором называют курьера, который стоит в очереди за другого человека. Благодаря любви журналистов к подобным экзотическим словечкам, в последнее время в прессе оно встречается все чаще. Наш сервис, по сути, занимается тем, что сводит людей не желающих стоять в очереди, с людьми, готовыми это сделать за деньги.

То есть клиент подает нам заявку, а мы передаем ее на исполнение курьеру . Трамитадор занимает очередь в назначенном месте и как только очередь подходит, курьер сообщает об этом заказчику по телефону. Как только человек освобождается, он приезжает в учреждение и меняется местами с курьером. Затем оплачивает услугу и заходит в нужный кабинет.

- Действительно ли такие услуги востребованы на рынке? Есть ли у вас конкуренты ?

- Очереди никуда не исчезли, и я уверен, эта проблема будет также актуальна и в обозримом будущем. Заказы поступают постоянно, но, к сожалению, не в том количестве, сколько бы хотелось. Поэтому мы в постоянном поиске новых путей привлечения клиентов. Наши первоочередные конкуренты - люди продающие место в очереди, стоя непосредственно в ней. Но с ними у нас немного разные ниши, ведь мы, фактически, работаем по предзаказу. В других регионах существуют сервисы подобные "В Очереди", но с ними мы никак не пересекаемся.

- Как к вам пришла идея создать этот проект ?

Случилось это, как ни странно, в очереди. Получая свой второй паспорт в УФМС, я случайно подслушал разговор двух женщин стоящих передо мной. Они судачили о том, как им не хватает времени на все дела, а тут эта бесконечная очередь, и даже готовы были деньги заплатить кому-нибудь, чтобы тот отстоял очередь за них. Я прикинул и реализовал этот проект.

- Как реагируют на это люди, которые стоят в очереди ?

-Часто с интересом, но обычно им все равно, кто находится, и что вообще происходит рядом с ними. Курьер же не проводит за собой десять человек. Отмечу также, что мы в принципе не занимаемся такими вещами, которые могли бы помешать другим людям, и искусственно очереди не поддерживаем. Трамитадор , он, как и все, стоит в очереди только за себя, либо, в некоторых случаях, за одну семью.

- Вы действительно стоите в любых организациях, в которых могут быть очереди ?

Да. Готовы стоять в любых организациях, хоть в супермаркетах в предновогодний ажиотаж. В Москве, например, в декабре наши курьеры стояли в очереди к "Поясу Пресвятой Богородицы" . Поступают постоянные заказы на очереди за билетами на всевозможные столичные спектакли и выставки.

- Место в очереди в какие учреждения покупают чаще всего ?

По статистике, самые частые заказы приходятся на получение документов в УФМС. Да, на загранпаспорт теперь можно подать документы через интернет. Однако чтобы получить его, или тот же паспорт гражданина РФ, все равно придется лично посетить учреждение и, с большой вероятностью, столкнуться там с очередью.

- Кто ваши клиенты ?

- Сложно сказать. К нам обращаются и студенты и пенсионеры, мужчины, женщины. Разве что про средний возраст можно сделать вывод - это люди от 25 до 55 лет .

- В каких городах у вас развиваются партнерские программы ?

На данный момент мы работаем с Москвой (особенно плотно ) и областью. Городами Дмитров и Яхрома, а также Пермь, Рязань, Ульяновск, Челябинск. Есть планы по запуску сервиса в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Саратове, Иваново, Екатеринбурге и Самаре. Предложения о сотрудничестве поступают постоянно, что не может не радовать.

- Сколько стоят ваши услуги? От чего зависит цена и меняется ли она для разных городов ?

Для Омска стоимость одного часа услуги ожидания в очереди в период с 08:00 до 20:00 составляет 160 рублей, а с 20:00 до 08:00 - 240 рублей. В других регионах представители сами устанавливают ценовую политику. В Москве , конечно, и уровень доходов и платежеспособность населения не сопоставима с провинциальным Омском. Стоимость наших услуг там заметно выше.

-Какой человек может стать трамитадором ?

Практически любой. Чаще всего трамитадорами подрабатывают студенты. Ведь на какой еще вакансии ты сам лично решаешь идти тебе сегодня на работу, или нет. График абсолютно свободный - был бы заказ. Опыта никакого не требуется. Можно на работу принимать и пенсионеров, если они умеют пользоваться компьютером, интернетом и мобильной связью.

- Сколько, если не секрет, вложили в проект и когда рассчитываете окупить затраты ?

Вложения на старте, на самом деле, были смешные. Доменное имя за 99 рублей в год, сим-карта с городским телефонным номером за 50 рублей в месяц и печать тысячи листовок за 800 рублей. Разумеется, за первый же месяц работы они были полностью отбиты. Сейчас добавились расходы на хостинг, но и они мизерные.

- Как обстоят дела с подобной услугой за границей?

Знаю, что в США существует агентство Linestanding , которое предоставляет похожие услуги. Неплохой сайт, и все еще онлайн - значит дела идут хорошо.

- Сколько в среднем времени уходит у трамитадора на стояние в очереди ?

Средний заказ для Омска длится два-три часа. В Москве эта цифра ближе к пяти. А еще в столице встречаются просто гигантские очереди продолжительностью в несколько суток.

- Есть ли у вас офис, или бизнес - это проект, осуществляемый только через интернет ?

Все, кроме, собственно, очередей, происходит в онлайне. А зачем нам офис ? Еще бы клиенты приучились подавать заявки не по телефону, а через интернет, было бы просто замечательно.

- Как, по-вашему, можно решить проблему очередей в госучреждениях ?

Следует переносить все, что только можно, в интернет. Если присутствие человека обязательно, то следует собирать статистику по образованию очередей и, если клиенту приходится находиться в ней более двадцати минут - оптимизировать процесс обслуживания . Нанимать больше сотрудников, сокращать перерывы, открывать новые отделения и так далее. Я прочел в газете такую статью "Россия стала рекордсменом по очередям". Так вот, люди у нас простаивают в одной очереди в среднем по 27 минут. Это миллиарды рублей в год, которые идут в никуда.

- Планы на будущее ?

Проект продвигается в регионы. Мы открыты любым предложениям о сотрудничестве. И еще, есть у меня такая мысль, что на основе построенной федеральной сети, можно в будущем запустить новый бизнес.

Фото с сайтов gorka.by, itrate.ru, kp.ru, segodnya.ua

Алексей Суворов, основатель проекта «В очереди», руководитель омского филиала

О проекте

Идея проекта появилась у меня в 2011 году. Я тогда учился в Омском университете по специальности «компьютерная безопасность». Мне исполнилось 20 лет, и нужно было получать новый паспорт. Я несколько часов простоял в очереди, где и услышал, как какая-то женщина сказала: «Я бы денег заплатила, чтобы не стоять». В тот момент я и придумал проект «В очереди». Запустил его на каникулах.

Первым трамитадором (так называются курьеры, стоящие в очереди за деньги) оказался я сам. Нужно было посмотреть, как это работает, прощупать почву. В этом нет ничего сложного. Вот только не всегда получалось найти время. Из-за этого порой приходилось отказываться от заказов.

Проект начался с сайта. Практически все затраты на начальном этапе были связаны с оплатой доменного имени и хостинга. Потом, когда дела пошли, мы делали рекламу на асфальте и распространяли листовки. Но поначалу продвижение ограничивалось интернетом.

О заказах

Сейчас у меня три трамитадора. Я стараюсь набирать постоянных работников, но многие выполняют пару заказов и уходят. При отборе новых людей я просто с ними общаюсь, смотрю, как себя ведут, и по итогам разговора могу очень многое сказать.

Никакого специального обучения не требуется. Я просто рассказываю людям, как надо работать, общаться с клиентом. С заказчиком необходимо постоянно держать связь, полностью информировать о том, как продвигается очередь. Иными словами, трамитадор должен стараться, чтобы все прошло гладко и клиент остался доволен.

В среднем приходится выполнять по одному заказу в день. Чаще всего это очереди в Федеральную миграционную службу или что-то в этом роде. Но бывают и интересные случаи. Например, когда в Москву привозили Пояс Пресвятой Богородицы, нашлось несколько предприимчивых людей, заказавших курьеров в очередь к храму Христа Спасителя. Она длилась около двух дней, и получилось довольно много часов.

О планах и перспективах

В будущем мы планируем искать новые способы привлечения клиентов, открыть дополнительные филиалы. Хотя я запустил проект в Омске, уже в первые месяцы ко мне стали обращаться желающие организовать подобный сервис в своих городах. Я поиском заинтересованных людей не занимаюсь, они всегда меня находят сами. Общаюсь с ними, узнаю, как они планируют все организовывать, объясняю, как работает наш сервис. Если я человеку доверяю, то выделяю ему место на сайте, могу подсказать какие-то технические моменты. Я ведь по образованию программист. А дальше он уже сам думает, как руководить своим филиалом.

Но попадается много не очень ответственных людей. Они открывают филиалы, быстро теряют интерес и бросают работать. Хотелось бы, чтобы люди относились к этому более серьезно.

Александр Качановский , руководитель московского филиала проекта «В очереди»

О себе

Я учился на экономиста в Академии народного хозяйства и работал в сфере торговли. Но хотелось найти что-то свое — область, в которой можно было бы применить свои силы. В мае или июне 2011 года у меня появилась идея, что можно стоять в очередях за деньги. Решил организовать такой сервис. Я был студентом, которому хотелось заработать, и такой бизнес казался мне оптимальным.

Стал искать в интернете, представлен ли на рынке подобный сервис. Поначалу ничего подобного не нашел. Но решил поискать еще и в результате узнал, что в Омске создали проект «В очереди», который как раз оказывает такие услуги. Я связался с Алексеем Суворовым и предложил создать филиал в Москве. Увидел в этом незаполненную нишу. Так я и присоединился к проекту.

О трамитадорах

Когда я начал заниматься московским филиалом проекта «В очереди», я собрал человек десять на Манежной площади и за 15 минут рассказал им о работе трамитадора. Офиса у меня тогда (как, впрочем, и сейчас) не было, поэтому собрались просто на лавочке. Из тех, кто пришел, осталось только четыре человека. А сегодня из тех четверых постоянно работает один. Если возникает необходимость, можно привлечь еще несколько (мои возможности ограничены) временных сотрудников. Но пока в этом нет необходимости. Сейчас мы выполняем в среднем один заказ в четыре дня. С наступлением весны их количество должно увеличиться. Думаю, будет по заказу в день.

Работа трамитадора не требует какого-то специального обучения. Я просто все рассказываю новичкам в двух словах, даю какие-то советы. Например, если заказ большой, то есть длительный по времени, а клиент не уверен, что ему понадобятся наши услуги, когда он узнает свое место в очереди, и он сможет попасть в необходимый кабинет.

О заказах и трудностях

Раньше были организации, которые можно было назвать постоянными «поставщиками заказов», например Федеральная миграционная служба. Но сейчас государство все больше заботится о том, чтобы люди экономили свое время, повсюду вводят электронные очереди. Поэтому заказов стало меньше, и они получаются очень разными. Я сам как-то несколько часов стоял в китайское посольство в качестве трамитадора.

А еще вспоминается интересный заказ. В 2012 году мы стояли около четырех суток возле «Олимпийского». Это была очередь на концерт Леди Гаги. Там работали два курьера, которые, сменяя друг друга, стояли в общей сложности четверо суток. Стоило клиенту это около 10 тыс. руб. Заказ сделала девушка, которая хотела попасть в какую-то особую фан-зону, очень популярную среди фанатов певицы.

Где заказать трамитадора

Проект «В очереди»
926-330-48-87 (московский филиал)
от 249 до 299 руб. в час

Стой, платить буду!

Они называют себя трамитадорами.

Речь идет о людях, готовых сутками простаивать в очередях за определенную плату. Само понятие «трамитадор» мы украли у испанцев пять лет назад. Собственно, как и сам бизнес. И если в Европе подобная услуга давно уже пользуется бешеным спросом, то в России этот бизнес приживается с трудом.

Сколько готовы платить люди, чтобы сэкономить время, и где можно стоять больше трех месяцев - в материале «МК».

Трамитадор с испанского переводится как «ходатай, проситель», но сама услуга появилась впервые не в , а в . Сегодня в соцсетях и порталах, предоставляющих услуги населению, можно найти любопытные объявления: «Вам надоело стоять в очереди и терять драгоценное время? Мы поможем вам». «Постою за вас в очереди. 1 час - 300 рублей». «Держу место в Ростове-на-Дону (Воронеже, Краснодаре и т.д.)». «Опытный трамитадор». «Минуете очередь в ФМС, ул. Солянка, 9. Места есть всегда. 1000 рублей - одно место». «Отстоим очередь в различные учреждения - при подаче документов на загранпаспорт, регистрацию, консульство, к врачу, налоговая, ГИБДД, БТИ, регистрационная палата, нотариус и т.д.»

Десятки предложений сопровождают отклики желающих воспользоваться услугой: «Срочно требуется трамитадор на завтра. Двойная цена». «Нужен человек на субботу, занять мангальное место в парке». «У кого-нибудь был опыт стояния в У Красногорска (МО)? Пытаемся оценить, можно ли за ночь уложиться». «Необходим опытный трамитадор в очередь с 15 на 16 октября (). С 20.00 до 8.00. Дом семейных торжеств». «Нужны 4 человека в Москве. На 28.10. Очень рано утром. Держать место в очереди в магазин с часу ночи до открытия». «Нужно отмечаться в очереди в ФМС, в . Каждый день в разное время, кроме среды. В понедельник в 20.00, во вторник - в 15.00, в четверг - в 18.00, в пятницу - в 15.00. Возможно, займет неделю-две. Очередь большая - около 200 человек».

Несмотря на множество просьб в Интернете, спрос на трамитадоров невелик. То ли народ еще не раскусил, каким образом можно облегчить себе жизнь. То ли попросту жалко отдавать деньги по большому счету ни за что.

«На концерт Леди Гаги очередь занимали за 5 суток»

Александр Качановский. 23 года. Коренной москвич. Этот парень один из первых подхватил идею раскрутить услуги трамитадоров в Москве.

Начало движению было положено в мае 2011 года в Омске, - начал Александр. - Я же тогда задумал открыть подобный филиал в столице. Официально мы регистрироваться не стали. Решили, если пойдет дело, начнутся прибыли, тогда уже стоит говорить и о налогах.

Дело у Александра не пошло. Доход от стояния в очередях оказался крайне нестабилен.

Почему-то нашими услугами упорно не желали пользоваться. На первых порах появлялся всего один заказ в неделю. Несерьезно. Рекорд за два года нашего существования был, когда пришло три заказа подряд в течение трех дней. С такими темпами даже на хлеб с маслом не заработаешь, - сокрушается молодой человек.

Зато желающих постоять в очереди набралось за это время хоть отбавляй. Спрос явно не превышал предложения.

Первое время мы сами решили на себе испытать все прелести процесса, позже стали набирать штат. Когда мы только выбросили на рынок услуг предложение по найму на службу - в первый день набралось аж пять человек. Две девушки-студентки, взрослый мужчина, который работал вахтером, и два пенсионера. Провели с ними подробный инструктаж. Собственно, единственное требование, которое мы предъявляли, - ответственность. Позже нас закидали резюме сотни желающих постоять в очереди. Но расширять штат нужды не было. Сработались с теми, кто был. Правда, тот самый вахтер в какой-то момент стал жульничать. Зажал процент от выручки. В итоге так и остался должен три тысячи рублей. Когда начался обман, я решил завязать с этим делом.

Стоимость услуг трамитадоров в Москве с 2011 по 2013 год составляла 250–300 рублей за час. 70 рублей за каждый час работник обязан был отдавать организаторам проекта. Неудивительно, что далеко не каждому хотелось делиться прибылью.

Помню, как-то мне самому пришлось простоять в одной очереди 5 суток, - вспоминает Алексей. - Тогда в Москву приехала Леди Гага. Одной ее фанатке было принципиально попасть в фан-зону одной из первых. Билет у нее был. Но в эту зону купили билеты еще 2000 человек. Ближе всего к сцене смогли бы пробраться лишь первые двести. В итоге дама отвалила нам 12 тысяч рублей, чтобы оказаться первой. Четверо суток мы стояли напрасно, очередь образовалась непосредственно за день до концерта. Но девушка решила перестраховаться. Также порядка 5 часов я стоял в Пушкинский музей - туда привезли какую-то редкую экспозицию, в театральные кассы одно время тоже выстраивались гигантские очереди.

«Выстоять неделю в УФМС способны люди только с устойчивой психикой»

Трамитадоры по всей России составили топ самых длинных очередей. В лидерах - управление ФМС. Рассказывает Алексей Суворов из Омска, тот самый, который запустил проект трамитадоров в .

Идея пришла мне в голову, когда я сам получал новый паспорт. В очереди одна женщина обронила, что готова кому-нибудь заплатить, лишь бы не стоять. Так я запустил проект в Омске. Поначалу стоял сам, потом стал подключать знакомых. В день обращались по 1–2 человека. Зимой спрос на наши услуги увеличивался. Позже я перебрался в Москву, продолжил заниматься этим бизнесом. Помню, как стоял на морозе 20 часов в храм Христа Спасителя, когда туда привезли дары волхвов. А вообще номер один в списке очередей - это УФМС. Там можно проскучать в очереди несколько недель. Один наш работник, пожилой мужчина, придумал себе занятие, чтобы не тосковать в ожидании, - освоил вязание. За пару лет работы всю семью обеспечил шарфами и шапками.

Вакансия трамитадора не имеет четких рамок. Принимают всех независимо от пола, возраста, образования, семейного положения.

Я работаю сама на себя, ни в каких организациях никогда не состояла, - рассказывает Ксения Стрелкова. - Причем в голову мне пришла идея совершенно случайно. Отправилась я однажды в УФМС Москвы, мне нужно было сдать документы. То, что я увидела, повергло меня в шок. В очереди стояли порядка 400 человек. Меня сразу предупредили: стояние займет месяц. Причем каждый понедельник и четверг была перекличка. Если человек не приходил на перекличку, его вычеркивали, и он терял очередь. Выбора у меня не осталось. Дважды в неделю я бежала на перекличку, и каждый раз в голове проносилась мысль: если бы мне продать свое место или за кого-то прокричать во время переклички, то можно хорошо заработать. И в какой-то момент меня неожиданно попросили выкрикнуть одну фамилию за деньги. Я согласилась. Вот так я стала зарабатывать на этом.

Цена на услуги трамитадора зависит от места действия и времени года. В Москве и Питере цена чуть ли не в два раза выше, чем в регионах.

Зимой стоимость услуги возрастает, в мороз на улице стоять немного желающих, а клиентская база как раз в это время года увеличивается, - продолжает Ксения. - Лично мне платили в холодное время от 1000 до 5000 рублей за выстраданное место. Мой личный рекорд стояния - с 5.00 до 19.00. Работаю трамитадором два раза в неделю. Мне хватает. Получаю от 20 тысяч рублей. Зимой заработок доходил до 80 тысяч. У меня и постоянные клиенты появились, работает сарафанное радио. Конкурентов тоже хватает. Некоторые мои коллеги пытались переманить клиентов, цену занизить. В мой адрес даже угрозы поступали. Но это, как правило, происходит там, где образуются очереди больше 1000 человек на какие-либо мероприятия. Там не отстаивают очередь, а продают места в этой же очереди. Цена такого места доходила до 25 тысяч рублей. Это уже серьезный бизнес. Он к нам не имеет отношения.

Недавно термин «трамитадор» узнали мигранты. Уроженец Узбекистана Жонибек Худайбердиев вспоминает период стояния в очередях как лучшее место работы в столице.

О трамитадорах мне рассказала жена. В то время я был, как и многие мигранты, совершенно безработный, - начал Худайбердиев. - По телевизору прошел сюжет о том, что открылась фирма и посредник набирает людей для разовых подработок - стоять в очереди. Меня это заинтересовало, поскольку там платили сразу и не смотрели на мое иностранное гражданство. Жена тогда только родила дочку, и было туго с деньгами. Я набрал указанный номер телефона, и вечером того же дня мне поступил заказ - стоять в очереди на получение визы. В 5 часов утра я уже был у ворот посольства . Поначалу заказов было мало, в день обращались один-два человека, однако моя пунктуальность и безотказность со временем сделали свое дело - ко мне стали обращаться. Платили в среднем 250–350 рублей за час. Как правило, стоял я по нескольку часов в день, получал менее тысячи рублей, да и то не всегда. В целом работа нестабильная, но приятная и нехлопотная по сравнению со стройкой или другими «мигрантскими» вакансиями. Тяжело было лишь выстаивать в ФМС. Приходилось стоять сутками, посменно, в ход шли списки по 350 человек. Но деваться некуда, людям приходилось стоять - и почти никто не уходил. Поскольку возле дверей ФМС всегда стоит толпа, люди дежурили ночами, отогревались в машинах, запасались горячим питанием. Зимой особенно тяжело было. Однажды мы стояли в такой очереди с моим приятелем из Узбекистана, продрогли до костей. В итоге над нами сжалился дворник, обслуживавший территорию ФМС. Мы с другом по очереди грелись у него в подвале близ входа, иначе совсем бы околели. Ранним утром перед входом в ФМС всегда начиналась давка. Люди, у которых «горели» сроки по каким-то бумагам, но по спискам они еще были далеко, брали учреждение на абордаж. Взрослые мужчины и женщины дрались до крови. Как-то жильцы близлежащих домов вызвали и «скорую» после такой потасовки. Помню, одна женщина ползком попыталась пролезть в дверь, так люди начали пинать ее ногами и кричать. Это был мой самый тяжелый день на работе.

Лучшее время для трамитадора, по мнению Жонибека, лето. Погода комфортная, да и в ФМС народу немного.

Самое неожиданное предложение, которое мне поступало, - постоять за билетами в театр всю ночь, - продолжает мужчина. - Отказаться от работы мне пришлось лишь раз - нужно было стоять у посольства с трех часов ночи. Но я не мог туда приехать, ведь личного транспорта у меня нет, а метро в это время закрыто. Работают трамитадорами в основном студенты, мигранты, не имеющие гражданства, одинокие мамы. Если бы позволяли мои документы - без гражданства меня никуда не берут, - я бы лучше устроился курьером, там зарплата небольшая, но есть стабильность - заранее известно, сколько будешь иметь в месяц денег, можешь планировать свой бюджет. Трамитадорить я бросил. Потому что в какой-то момент надоело постоянно срываться с места и бежать в ночь, чтобы занять очередь.

«Если о наших услугах узнают, то волна народного гнева неизбежна»

Андрей Кузовлев провел в очередях больше пяти лет. Его смело можно считать легендарным трамитадором. Удивительно, но мужчина, кажется, прикипел к подработке всей душой.

В 2010 году я зарегистрировался на портале различных услуг и сам предложил людям постоять в очереди за деньги. Желающие нашлись, но не быстро. За свои услуги сегодня я беру 500 рублей в час, в зависимости от продолжительности «мероприятия».

- Не много ли? Вроде другие трамитадоры стоят дешевле.

Есть те, кто и за 300 рублей стоит. Это несерьезно. Опытные трамитадоры на окраину Москвы меньше чем за 500 рублей не поедут. Минимальная курьерская доставка по Москве - 430 рублей. Поскольку большинство из нас тусуется в этой среде, мы исходим из этих расценок. Но в нашей профессии есть свои нюансы. Если в очереди приходится стоять по 7–10 часов да еще несколько недель, то берем в среднем 1500–2000 тысячи за 5–6 часов. Чем дольше стояние, тем дешевле выходит. Скидки делаем студентам, многодетным матерям - с них берем 250–300 рублей за час. Если меня вызывают срочно постоять в 15–20 минут, меньше 500 рублей даже торговаться смешно. Я ведь трачу свое время. 95 процентов тех, кто к нам обращается, такая стоимость устраивает.

- Случалось, когда вас просили постоять всего 15–20 минут?

Недавно со мной связался мужчина из Америки. По телефону он сделал заказ. Мне требовалось подъехать в отделение ГИБДД, получить талончик для его девушки, а потом передать ей документы. Талончик я получил через 15 минут.

- Чаще всего где стоите?

До Крыма мы еще не добрались, но вот недалеко от Москвы выезжали. Минувшим летом один товарищ попросил ему занять беседку для шашлыков в подмосковном парке в пойме реки. С 5 утра до вечера я караулил беседку, пока не подъехал клиент. Занять мангальное место - одна из самых популярных просьб в летнее время. Караулил я площадки в парках «Коломенское», «Царицыно», Ногинском районе, в Орехово-Зуеве, Одинцове.

- У вас есть постоянные клиенты?

Среди тех, кто стоит в миграционную службу, много постоянных заказчиков. Случается, отстоишь за одного человека, потом звонят снова от него, просят постоять за других членов семьи.

- В среднем сколько у вас выходит в месяц?

Это неосновная моя работа. Выходит от 8 до 25 тысяч рублей. Кто этим занимается на постоянной основе, зарабатывают до 40–45 тысяч рублей.

- Есть какие-то тонкости в вашей профессии?

Когда стоишь в очереди, главное, не дать понять окружающим, что ты стоишь за кого-то. В этом случае может вспыхнуть волна народного гнева. Это кажется странным. Но как только ты в телефонном разговоре или случайно обмолвишься о своем приработке, пожилые люди и народ среднего возраста тут же высказывают возмущение типа: «Какого черта я тут стою сам, а барыги, аристократы нанимают специально обученных людей». Однажды в очереди дедушка лет 80 даже попытался меня за это поколотить.

- Наверное, когда очередь растягивается на недели, попросту нервы у людей сдают?

Очереди - извечная проблема России начиная с Советского Союза. И даже сейчас, в век технологий, она неискоренима. Мне искренне жалко людей, которые сами вынуждены отстаивать очередь. Я бы уже по собственной нужде, за себя точно стоять не стал. Если мне потребуется контакт с органами власти, я лучше растяну это во времени, но не буду стоять в очереди, воспользуюсь сайтом госуслуг. Психологически сильно устаешь в такой атмосфере - от разговоров, эмоциональной обстановки. Не получается все время проводить в наушниках, информацию от людей волей-неволей впитываешь. Главное - вовремя включить фильтр. Слава богу, когда я пересекаю порог дома, тут же возвращаюсь к реальности. И ночью кошмары про очереди пока еще не снятся.

«Если вижу столпотворение перед кассой в магазине, разворачиваюсь и ухожу. Для себя стоять не стану»

Далеко не все трамитадоры прикипели всей душой к своей профессии. Большинство разочаровались.

Асхат РАХИМЖАНОВ, город Нягань: «У нас в городе огромные очереди собираются в поликлинику. Однажды я всю ночь простоял, чтобы получить талон к хирургу. Дело в том, что поликлиника работает с 8 утра, но люди собираются в 4 утра, чтобы получить заветный талон. Электронные очереди существуют только на словах. Судите сами, при электронной записи дают вам талон на две недели вперед, а если вы берете талон с утра в окошке регистратуры, то к врачу вас записывают именно на этот же день. Также во всех очередях сразу видно, кто не дружит с компьютером, чтобы зарегистрироваться по Интернету. Среди старшего поколения таких людей полно. Я это дело давно забросил, клиентов мало, денег на жизнь не заработаешь, больше нервов потратишь».

Андрей, : «Однажды приехал в УФМС, а на стекле здания висит объявление: «Если заметите, что за кого-то стоят в очереди посторонние люди, сообщайте о нарушениях по телефону…».

Ильгиз КИНЗЯБАЕВ, : «Я пытался открыть в Уфе такое агентство, но бизнес не возымел успеха. В основном наши трамитадоры отдавали документы на загранпаспорт и стояли в налоговую. Брали мы недорого. Если приходилось стоять с 8 до 20.00, то первый час обходился в 120 рублей, второй и последующие - 100 рублей. Ночные часы оплачивались иначе. 220 рублей - за первый час, 200 - последующие. Ночные заказы касались в основном покупки билетов на хоккей. У нас ажиотаж был у касс, когда шли матчи плей-офф. Вот многие трамитадоры жаловались на холод зимой: мол, лучше стоять в помещении, чем мерзнуть на дворе. Не соглашусь. По мне, так на улице гораздо комфортнее ожидание. В госучреждениях, как правило, не хватает мест для сидения, система вентиляции не рассчитана на то, чтобы в коридоре собирались десятки людей, элементарно возникает проблема нехватки воздуха».

Евгений ГОРЕЕВ: «Честно говоря, денег от стояния в очередях хватает только на опохмел. За 200 рублей я стоять всегда отказывался, моя такса - 500 рублей в час. Цена резко повышается в тех случаях, когда звонят и говорят: «Мне срочно завтра надо постоять». Если человек соглашается с моими условиями, я беру отгул на основной работе и иду в очередь. Года три уже верчусь в этой среде, но заступаю на вахту, когда с деньгами совсем напряг. Как только выставляю в Интернет объявление «Готов выстоять длинную очередь», так сразу налетают желающие воспользоваться услугой. Однажды столкнулся с мошенничеством. Отстоял за человека положенное время, потом он подъехал и заплатил половину обещанной суммы со словами «нам уже не надо» - но тем не менее не удалился восвояси. Я тогда предупредил позади стоящего человека в очереди, чтобы он не пропускал неблагодарного клиента. В итоге клиент половину денег потратил, а толку никакого. В последнее время все чаще к нам обращаются граждане , которые хотят получить регистрацию, гражданство. Одиноких беременных дам много стало. Я же после трех лет стояния в очередях бесплатно ни за что стоять не стану. Даже если мне очень надо в магазине что-то купить, вижу толпу перед кассой, разворачиваюсь и удаляюсь».

Если задуматься, то значительную часть времени мы проводим именно в очередях. На то нас вынуждают обстоятельства. Но если за границей подход к этому явлению сугубо деловой: не хочешь стоять - плати, то Россия и здесь разворачивается к цивилизованному миру со скрипом. В очередях мы по-прежнему любим стоять сами. Чего здесь больше - желания сэкономить, боязни быть облапошенным трамитадором или банальной привычки, помноженной на нехватку общения, - сказать трудно. Наверное, и того, и другого, и третьего.

СПРАВКА "МК"

В 2011 году Россия побила рекорд: отечественные очереди оказались самыми длинными и вялотекущими во всей Европе. На первое место по очередям Россию поставили специалисты Ассоциации поставщиков услуг, которые провели собственное исследование.

В России люди простаивают в одной очереди в среднем по 27 минут. На втором месте оказалась , граждане которой ждут обслуживания по 14 минут. Наименее затруднительными для людей стали очереди в Швеции: там люди проводят в ожидании лишь по две минуты.

Длина средней очереди в Европе не превышает 4,4 человека, тогда как в России она измеряется примерно семью посетителями. При этом лидером по очередям в Европе стали банки, где люди проводят по 19,5 минуты, почтовые отделения - 19,3 минуты и торговые центры - 10,8 минуты.

В России же лидером по очередям значатся государственные и муниципальные учреждения, а также поликлиники, паспортные столы, ЖЭКи и почта. За ними следуют банки и продовольственные магазины.

ТОП УЧРЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ СОБИРАЮТ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ОЧЕРЕДИ (ПО МНЕНИЮ РОССИЙСКИХ ТРАМИТАДОРОВ):

■ УФМС (время ожидания в очереди до нескольких недель).

■ Паспортный стол (до 20 часов).

■ ГИБДД - отделения регистрации машин (до 20 часов - очередь занимают с ночи).

■ Налоговая (до 12 часов, очередь занимают с ночи).

■ Пенсионный фонд (до 8 часов).

На остановках автобусов, на почте, в магазинах: в Англии повсюду можно увидеть дисциплинированные очереди. Никто не толкается, не рвется вперед, все соблюдают дистанцию до соседа. Для туристов это может стать настоящим испытанием.

У нас действует закон сильнейшего – как минимум, когда дело касается стояния в очереди. Работать локтями, толкаться и пытаться проскочить без очереди — для нас вещи совершенно обыденные. Но совсем иначе дело обстоит в Великобритании. Стояние в очереди в этой стране – это высокое искусство, которому иностранцам следует научиться как можно быстрее. Потому что оно необходимо в Британии везде: на автобусной остановке, в супермаркете, у банковской стойки. И каждая очередь формируется по строгим установленным правилам.

При этом самым важным является соблюдение правильного интервала до стоящего впереди вас. Если оставить до впередистоящего слишком много места, следующий пристраивающийся обязательно поинтересуется: «Are you in the queue?» – «А вы стоите в очереди?» Хотя звучит это весьма вежливо, на самом деле смысл сказанного таков: «Вы что, сонный дурень, не знаете, как правильно стоять в очереди?»

Очереди из одного человека

В качестве меры расстояния для стояния в очереди газета «Guardian» рекомендует приезжающим в Британию туристам следующее правило: оставьте перед собой столько места, сколько вы оставили бы, танцуя с вашей бабушкой, воспитанной в викторианском стиле.

Еще одно важное правило: Если в британском супермаркете открывается новая касса, то совершенно немыслимым представляется, чтобы все стоящие в соседнюю кассу моментально наперегонки ринулись туда (как это в порядке вещей у нас). Вместо этого в Британии в новую кассу выстраиваются в соответствии с позицией в предыдущей очереди – чрезвычайно сложный, но в высшей степени справедливый процесс.

Местная особенность – очереди из одного человека. Если один единственный англичанин стоит на автобусной остановке, он автоматически становится «головой» очереди. Если к остановке подходит следующий пассажир, ему следует пристроиться за уже стоящим на остановке: «Не видите, здесь очередь!»

Толкаться – абсолютное табу

Абсолютно недопустимо в очередях толкаться и пытаться проскочить без очереди. Это общественно презираемое деяние. Правда, если кто-то все же наберется наглости и влезет без очереди, ему в этом препятствовать не станут – для этого британцы слишком воспитаны. Но громкое шипящее «чшшшшш» нарушитель порядка обязательно услышит и поймает на себе злые взгляды очереди, ибо в Британии устроить прилюдно сцену кому бы то ни было считается еще менее приличным и культурным, чем переться без очереди.

Откуда же пошла традиция формирования британских очередей? Сами англичане объясняют это тем, что британцы исторически выше всего ценили сдержанное поведение. А твердые правила, которых придерживаются все и всегда, самая лучшая при этом помощь. Это не допускает возникновения ненужных дискуссий и препятствует спорам и ссорам.

Предыдущее правительство Великобритании хотело даже ввести правила поведения в очередях в состав тестов для претендентов на получение гражданства и вида на жительство. Поэтому всем, кто не хочет вызвать в Британии неудовольствие местных жителей и ловить на себе недовольные взгляды, следует постараться научиться правильно стоять в английских очередях.




Часто люди говорят, что тот, кто ждет, всегда дождется лучшего. Но вот лазейка: а что, если бы можно было найти кого-то, кто за определенную плату ждал бы вместо вас?

Он Лайн Дудес (SOLD Inc.) является новым сервисом в Нью-Йорке, который помогает людям занять очередь за последними, самыми популярными и самыми модными из новых продуктов. За 25$ в течение первого часа и за 10$ в течение каждого получаса впоследствии за вас будут стоять в очереди.


Идея, как зарабатывать деньги, возникла у Роберта Сэмюэля после того, как он получил 325$, продав два гаджета, отстояв в очереди за новым iPhone 5 в прошлом году. Именно тогда он понял, что может заработать на нежелании людей пропустить горячие новинки. Роберт считает это явление феноменальным. Этот находчивый мужчина объясняет German Public Radio, что в наше время эта работа является крайне актуальной. Люди так желают обладать этими вещами, будто завтра наступит конец света. Когда Роберт появляется в их поле зрения с тем,что они заказали, покупатели понимают, что это стоило заплаченных денег.




В прошлом такие организации уже существовали, но их методы работы были немного неэтичны. Люди покупали товары оптом, а потом продавали их по более высоким ценам. Но Роберт яростно уверяет, что "играет по правилам". У него в клиентской базе имеется пару невероятно богатых покупателей. Когда один из них хочет заказать что-то для своих гостей к чаю, Сэмюэль добирается до пекарни за пару часов. Он всегда снаряжен и оснащен – портативное зарядное устройство, два iPhone, iPad mini и грелка для рук всегда в его распоряжении. Шезлонг, MetroCast и HBO Go являются материальным доказательством того, что ожидание в очереди далеко не скучное время провождение. Иногда Роберту приходится ждать дольше обычного, как, например, на запуске коллекции Изабель Марант для H&M, для девочек-подростков, которые хотят быть лучше своих друзей. Он взял с собой спальный мешок и палатку в тот день. Но день, когда он ждал дольше всего, был на запуске Iphone 5 - мужчина прождал целых 19 часов. Он тогда на днях потерял рабочее в AT&T, соответственно, он должен был заняться поиском альтернативных вариантов заработка. Занимание очередей оказалось наилучшим вариантом.

Роберт живет в паре кварталов от Apple Store, поэтому ему абсолютно не проблематично постоять в очереди. Человек дал ему 100$ на покупку, и позже отменил запрос (Роберт деньги сохранил). И потом продал место другому парню за 100$. Потом он попросил друзей занять очередь, и снова продал их места за те же деньги. Теперь это стало бизнесом Роберта, на котором он неплохо зарабатывает.