Развитие личности подростка, групповые игры и упражнения. Развитие лидерских качеств

Тренинг развития личных и профессиональных качеств

Целью этой статьи является стремление практически помочь вам в достижение именно Ваших личных, конкретных, желанных целей! Иными словами, как только вы прочитаете ее, первое, что вы сразу сможете осуществить – это составить четкий список целей, выработать критерии их достижения, разобраться с препятствиями, определиться с ресурсами и наметить конкретный план действий. И самое главное сделать это – Легко.

Как вы, возможно, знаете коучинг – это профессиональное содействие (развитие) специалистом конкретному человеку в достижении его собственных целей.

Домашний коучинг – это тоже самое, только этим специалистом являетесь вы сами для самого себя.

Итак, вы обеспечите себе конкурентное преимущество перед остальными, уже хотя бы благодаря тому, что просто заполните эти строчки. Почему? Как выясняли ученые мужи, если мы формулируем и собственноручно записываем наши желания (цели), то вероятность их воплощения увеличивается на 15-20%. Например: Вы ведущий менеджер по продажам, а хотите стать Коммерческим директором. И что вы делаете? Всего лишь на всего позитивно формулируете желанный результат, т.е. пишите примерно следующее «Я хочу стать Коммерческим директором» или «Я Коммерческий директор». И все. После можно благополучно об этом забыть, но уже можете себя поздравить с 15-20% увеличением шансов. Это есть начальный коучинг самого себя или домашний коучинг.

Зачем так подробно объяснять? Это только намек о том, что проведя такую работу, но уже по всем правилам, даже ничего не делая для этого, вы все равно увеличите ваши шансы, но уже процентов на 30-40. За счет чего? За счет прояснения ситуации (картины) и активизации мыслительных, в том числе творческих процессов.

Настоятельно рекомендую делать эту работу не спеша, как бы не хотя. Перефразируем известную фразу и получим: Великая цель – не терпит суеты. Представьте себе штангиста, который готовится поднять приличный вес. Он ведь не пытается взбежать на помост, как можно быстрее. Естественно, нет. Он спокойно, не спеша, подходит к штанге, замирает на несколько секунд словно гипнотизируя ее и, когда полностью настраивается на поднятие веса, совершает рывок. И в некоторых случаях штангисты, если не настраиваются должным образом, то даже не совершают попытки поднять вес или делают их краткими (пробными), таким образом, экономя силы для решающего выхода.

Этапы, из которых состоит грамотный коучинговый подход в построении целей (конструирование результата).

Изначальное намерение
Желаемые цели
Конкретизация целей
Измерение количества
Ограничения
Идеальные условия
Реальные условия
Имеющиеся возможности (ресурсы)

Заключительный этап. Проектирование и проработка программы действий.

Рассмотрим последовательно все этапы в этом коучинговом процессе на уже знакомом нам примере с Коммерческим директором.

Первый шаг в коучинге. Изначальное намерение.

Захват коучинговый №1.
Собственное намерение. Здесь важно определиться со своим намерением, именно со своим, а не навязанным чем-то и кем-то, тогда это не будет вас тяготить, а наоборот придаст сил, энергии и уверенности. Предположим, кто-то из вашего окружения (родственники, друзья, коллеги, случайные авторитетные лица, включая СМИ) посоветовали и убедили заниматься продажами, потому что там можно заработать много денег, но вам всегда хотелось заниматься программированием, правда, вы об этом успешно позабыли.

Как думаете, будет ли ваша бессознательная часть (творческая) помогать вам в этом? Конечно, нет. Постоянно будет возникать конфликт. Как быть? Вот, пара возможных стратегий выхода из внутреннего конфликта.

Первое – это кардинальное изменение в профессиональном развитии, то есть заняться любимым делом программированием. Второе – это постепенное развитие, т.е. позволить совместить в себе два этих желания. Например: вы будущий Коммерческий директор, но уже программных продуктов или вы Коммерческий директор ТНП, активно внедряющий систему автоматизированного управления на своем предприятии.

Схемы могут быть разные, но основная идея, погасить остроту и направить энергию в воплощение уже своего намерения (процесс сублимации).

Захват коучинговый №2. Амбициозное намерение. Обозначьте именно то намерение, которое вы по настоящему сильно захотите. Что это значит? Коммерческих директоров много, это не так интересно, не так цепляет. Скучновато. А вот очень высокооплачиваемых Коммерческих директоров или авторитетных для других Коммерческих директоров, единицы. Такое намерение значительно привлекательнее.

Давайте признаемся и представим, что если мимо проходит девушка (или мужчина, если вы девушка). Первая реакция, внутренний диалог. Ну и что, что девушка или мужчина их немало, что с того?

Однако, давайте добавим несколько деталей, далее буду говорить про женский пол (гены). У нее стройная, изящная фигурка, высокие ножки, легкая, буквально скользящая походка, очень красивые, выразительные глаза, игривый и теплый взгляд, загадочная улыбка и она не куда не спешит. Думаю, любой нормальный, здоровый мужчина поведется. Вот это и есть амбициозная цель, которая манит, влечет и тянет со страшной силой.

В коучинге в целом, а в домашнем коучинге в частности, этот этап является очень важным. Он словно правильно отрегулированный прицел дает мощный импульс – поразить мишень в десятку.

Второй шаг в коучинге. Желаемые цели.

Захват коучинговый №1. Общая формулировка. Начинать лучше с общей формулировки, хотя бы, потому что возникает ощущение, что ничего не потеряно. Правило простое – от общего к частному. Например: моими желаемыми целями, чтобы стать Коммерческим директором, являются: изучение и исследование вопросов, связанных с деятельностью Коммерческого директора; освоение различных обучающих бизнес-программ, курсов; слежение за своим имиджем успешного коммерсанта и т.д.

Захват коучинговый №2. Множество различных целей. Полезно помнить, что цели должны продвигать к изначальному намерению. И хорошо когда они являются разными как по приоритету, так и по степени сложности. Это важно для собственного мотивирования. Общая рекомендация такова, прописать сначала самые актуальные, первостепенные, легкие цели, это каждый решает сам для себя. И при осуществлении можно маневрировать как угодно, больше ориентируясь на свои ощущения, нежели на строгую последовательность. Важно делать именно то, что хочется.

Третий шаг в коучинге. Конкретизация целей.

Захват коучинговый №1.
Цели действия. Здесь вы можете сказать себе и записать, что для того чтобы стать тем-то и тем-то, мне понадобиться предпринять следующие действия. И далее перечисляете, начиная с глагола (действия). Например: для того чтобы стать Коммерческим директором, мне понадобиться: читать профессиональную литературу, в первую очередь по теме «Управление продажами»; изучать опыт других Коммерческих директоров, участвуя в специализированных форумах; посещать различные деловые мероприятия (круглые столы); пройти полезные тренинговые курсы; освоить навыки публичного выступления (ораторского искусства); прыгнуть с парашютом или пройти полевые бизнес-тренинги в самом жестком формате (для стирания страхов и укрепления боевого духа); приобретать различные атрибуты, способствующие восприятию этого образа.

Захват коучинговый №2. Цель – подцель (задача). Общее правило на прописывание одной цели, прописать минимум 2 подцели. В качестве примера как вы помните, мы написали, что желаемой целью является: изучение и исследование вопросов, связанных с деятельностью Коммерческого директора (смотри выше). Соответственно подцель это: 1. Читать профессиональную литературу, в первую очередь по теме «Управление продажами». 2. Изучать опыт других Коммерческих директоров, участвуя в специализированных форумах; и даже 3. Посещать различные деловые мероприятия (круглые столы). Я специально пишу так подробно, чтобы не возникало никаких головоломок, таким образом, сэкономленная энергия, может быть направлена на нечто созидательное, например на домашний коучинг.

Четвертый шаг в коучинге. Измерение количества.

Захват коучинговый №1. Золотой вопрос. Этот вопрос, который вы задаете, в первую очередь для самого себя, будет звучать примерно так. КАК я пойму, что успешно справился с установленной подцелью или по каким критериям я буду определять успешность по каждой подцели (задаче)?

Захват коучинговый №2. Единицы измерения. Как только этот вопрос прозвучал, логично будет уставить «измерители». Внимание! При их установке полезно помнить о нагрузке. Лучше меньше, но обязательно. На своем примере: Больной для многих вопрос. Как легко встать утром и пойти на работу, а не проспать. Очень просто! Сформировать привычку. Как? Устанавливаете для себя единицы измерения.

Даете себе команду. Я начинаю отсчет с 3 и встаю на счет 1. Встать для меня это означает = принять вертикальное положение, когда ступни ног соприкасаются с поверхностью пола. Смешно? Это хорошо. Итак, представьте, прозвенел будильник, и вы начинаете отсчет времени. Три вы можете делать все, что угодно, потом два, иногда полезно растянуть и произнести два с половиной…, два с четвертью…ОДИН! Приняли вертикальное положение. Похвалите себя за силу воли. Весело? Механизм должен работать как автомат. Нажали на спусковой крючок, получите выстрел.

Предупреждение: не играйте с единицей «1», иначе сформируется навык «осечка». И хуже того, он может, как вирус перенестись на все стороны вашей жизни. И тогда в один прекрасный момент, когда на вас будет направлено «дуло чужого автомата вместо чудесной очереди вы получите «добрую» осечку». Вот будет кому-то смешно и весело. И все же я уверен, что эту статью читают мудрые, умные люди, поэтому все будет хорошо. Превратите навык формирования привычек в забавную игру! Результат не заставит себя ждать.

Касаясь нашего примера с Коммерческим директором, определяем следующие показатели успешности. 1. Читать профессиональную литературу, в первую очередь по теме «Управление продажами» – минимум 400 страниц в месяц; 2. Изучать опыт других Коммерческих директоров, участвуя в специализированных форумах – находиться в сети 2 часа в неделю; 3. Посещать различные деловые мероприятия (круглые столы) – 1 раз в квартал.

Короче, такими единицами измерения может быть: количество раз, продолжительность, цикличность, конечный срок и т.п.

Пятый шаг в коучинге. Ограничения.

Захват коучинговый №1. Внутренние враги и внешние обстоятельства. Как известно способность признаться самому себе в каком-либо страхе – это значит взять его под контроль. Дальше мы уже можем управлять им по своему усмотрению. Безусловно, самый главный наш враг, конечно же, внутренний. С ними мы постепенно обязаны разобраться. И разберемся, будьте уверены. С внешними обстоятельствами несколько иначе, мы их просто учитываем, замечая все сильные и слабые стороны в происходящем.

В нашем случае наш герой, ведущий менеджер по продажам может сказать себе, примерно следующее: «Мои внутренние враги: излишняя мягкость, недостаточная настойчивость, повышенная расслабленность». А под внешними обстоятельствами записать: «Недоброжелательное отношение заместителя Коммерческого директора или бесперспективное (болото) новое направление, в которое хотят направить и т.д.».

Захват коучинговый №2. Меры нейтрализации. Выявив такие досадные ограничения, корректируем или добавляем новые цели, подцели и устанавливаем дополнительные «измерители». Наш случай. Что касается излишней мягкости, можно порекомендовать менеджеру для начала сходить на тренинг «Жестких переговоров». По поводу настойчивости замечательно будет заняться видом спорта, развивающим это качество. Установлено, хорошо этому способствуют плавание, бег, лыжи, гребля. Ну, а насчет расслабленности можно посетить дельный тренинговый курс по тайм-менеджменту, но лучше найти достойного Коуча и заняться профессионально коучингом по этому ограничителю. Примерно так следует прописать, естественно установив «измерители» успешности.
По внешним обстоятельствам, точно также наметить план и прописать его, разумеется, каждый раз корректируя его, по мере выяснения новых обстоятельств.

Шестой шаг в коучинге. Идеальные условия.

Захват коучинговый №1. Полет фантазии. Начните с волшебной фразы «Если бы у меня было» и не останавливайтесь до тех пор, пока не начнете часто повторяться. В нашем варианте менеджер может записать, примерно следующее: Если бы у меня была степень MBA и лучше престижная на западе, серьезные связи в деловых и политических кругах, репутация известного специалиста, надежные и очень успешные друзья, красивый автомобиль, возможность на супер выгодных условиях брать кредиты и т.д.

Захват коучинговый №2. Отсутствие критики. В какой то момент вы, может быть, захотите себя остановить. Воздержитесь от этого желания и продолжайте записывать все, что приходит на ум. Поверьте, в этом есть своя логика и вы это поймете, когда наступит момент. Очень скоро.

Седьмой шаг в коучинге. Реальные условия.

Захват коучинговый №1. Хождение по земле. После того как вы полетаете в своем воображении полезно вернуться на «грешную землю» и предаться трезвым мыслям, начиная с фразы «У меня есть». Наш менеджер тоже начнет с нее: у меня есть диплом о высшем образовании «Плехановской Академии», сертификат о прохождении тренингового курса «Навыки продаж – 1 часть», предприимчивые друзья, стабильная работа, спортивный мотоцикл, деловой костюм «тройка», собственные денежные сбережения и т.д.

Захват коучинговый №2. Инвентаризация. Важный момент. Всегда полезно привести мысли в порядок. Бардак и хаос ни к чему. Правда, не стоит их путать с творческим беспорядком. Каждый раз, когда мы проводим время от времени такую инвентаризацию, у нас будет возникать такое прекрасное состояние ясности (трезвости) мыслей, а значит и поступков. Это и есть наша опора. Не важно, с какими цветами линз розовыми или черными ходят другие. Важно самому смотреть на это мир – прозрачно. А подыграть другим вы всегда сумеете. Ведь как сладок и волнителен плен иллюзий!?

Восьмой шаг в коучинге. Имеющиеся возможности (ресурсы).

Захват коучинговый №1. Потенциал к бою! Вот здесь как раз стоит потрудиться особо. И если вы тщательно проделали всю работу, и в частности шестой шаг в коучинге, и в особенности коучинговый захват №2, то восьмой шаг в коучинге сделать не составит труда. Пусть вам в этом поможет адресованный к самому себе вопрос. Какие есть еще у меня возможности, включая потенциальные, в различных сферах (информационных, финансовых, людских, сырьевых и т.п.)? Работу по составлению, имеющихся возможностей (ресурсов) нашего менеджера можно представить примерно так:
1. Компания готова направить меня на семинар «Эффективная работа с ключевыми клиентами».
2. Есть база данных Коммерческих директоров и Директоров по персоналу.
3. Мой друг Сергей, имеет членский билет в нужный мне закрытый клуб.
4. У меня хорошие налаженные связи с некоторыми представителями городской власти г. Мытищи.
5. Безлимитный канал – домашний интернет.
6. Диктофон, цифровая видеокамера.
7. Скидка 25 % в спортивный клуб и т.п.

Захват коучинговый №2. Дойдите до предела! Вы должны стремиться записать как можно больше. Зачем? Вспомните, как это бывает на переговорах. Кажется абсолютно бессмысленный аргумент, случайно произнесенный, но именно он оказывается решающим. Потому что, мы не можем все знать и все предусмотреть заранее. Как говорится у охотников «даже незаряженное ружье стреляет один раз в год». Пусть подключается ваше мышление, включая творческую часть, как это может быть использовано. Когда у вас много всяких разных инструментов, вам будет проще построить дом.

Заключительный этап. Проектирование и проработка программы действий.

Этот этап нужен лишь для того, чтобы повторить пройденный материал и окончательно расставить приоритеты, четко ответив себе на два основных вопроса. Что? и Как? И начать делать конкретные вещи. Как говорил Гете: «Хотеть недостаточно, надо действовать».

От себя я могу лишь повторить те некоторые ключевые слова, с которых начинается Ваше знакомство с нашим сайтом (www.businesstg.ru). Лучшим показателем, ведущим к свободе, влиянию, деньгам, энергии и любви – является ваш успех на любом поприще. Мы же, в свою очередь, постоянно стремимся усилить и максимально укрепить ваши позиции.

Мы рады знакомству! И как говорил Б. Наполеон: «Первый порыв людей драгоценен, всегда нужно уметь им воспользоваться».

Поэтому, для тех, кто уже сейчас хочет для удобства получить готовую форму «Конструирование результата» на 2-х страницах с настраивающим позитивным пожеланием от автора статьи, могут сделать это на главной странице нашего сайта, подписавшись на рассылку (тест на инициативность, смелость, а также). Узнаете.

Александр Тарков
Руководитель направления Business Training Ground (BTG),
Полевой бизнес-тренер, консультант
www.businesstg.ru

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Список моих лучших качеств»

Цель : осознать, какие свои качества мы считаем лучшими, сформулировать, записать и отследить, как с помощью неосознаваемых процессов оценки себя и других по одному и тому же параметру могут варьироваться с точностью до наоборот.

Инструкция . Пожалуйста, будьте внимательны и следуйте инструкции пошагово, это крайне важно в данном упражнении. Сейчас вы будете вспоминать свои лучшие качества и записывать их. Это будет происходить в три приема.

Исключительно важно понимать, что данный процесс «вспоминания, формулирования и записывания своих качеств» у каждого сугубо индивидуален. Здесь нет никаких норм. Если вы закончили список в первый раз и после контрольного вопроса («Это все?») в памяти ничего не всплывает, пожалуйста, удержитесь от того, чтобы «выжимать» из себя что-то еще только потому, что в инструкции предусмотрены дополнительные шаги. В то же время не торопитесь, пусть если что-то и всплывет, то всплывет свободно, просто терпеливо ждите и дайте материалу шанс появиться и проявиться. И будьте готовы к тому, что может ничего не появиться, и это тоже нормально. Найдите «золотую середину» процесса и придерживайтесь ее. То есть в этой работе важно «отпустить себя» и дать вашему внутреннему процессу развиваться свободно, следуя за ним и немного направляя его, удерживая себя от попыток «пришпорить» или «обесценить» его, что неоднократно может возникать во время внутренней работы над собой. Чтобы вам было легче опознать собственные попытки помешать процессу протекать ровно и естественно, приведем примеры.

Попытки «пришпоривания» себя могут проявиться так: «Ну, хватит! Никто так долго не сидит над первой колонкой. Пора переходить ко второй, а то это все затянется». Или: «Ну что это такое? У всех нормальных людей наверняка списки как списки, а я почему-то так мало хороших качеств вспомнила. А ну-ка, поднажмем и сформулируем еще немного, что я, хуже других, что ли?» Отслеживайте эти мысли и интенции и спокойно останавливайте попытки нарушить ваш естественный процесс.

Попытки «обесценивания» своей работы могут проявиться так: «Да ну, все это ерунда, просто слова и игра в слова». Будьте бдительны и отводите и эти мысли и переживания, не давайте им сбить ваш процесс, охраняйте его от подобных вмешательств. Встречаясь с такими внутренними вмешательствами, не огорчайтесь, не ругайте, а поздравляйте себя – ведь вы смогли это отследить, осознать и отвести, а это уже большая победа над своими автоматическими психическими реакциями!

1 . Возьмите бумагу. Разделите ее двумя вертикальными чертами, чтобы у вас получилось три колонки, примерно равные по ширине. Задумайтесь на какое-то время над вопросом: «Каковы мои самые лучшие качества?»

2 . Запишите в 1-й колонке в столбик ваши самые лучшие качества, или по крайней мере те, что вы на сегодня считаете лучшими качествами в себе. При этом формулируйте это в прилагательных. Поставьте вверху букву «Я» и, думая о себе, пишите сверху вниз все самое хорошее о себе: «Я (допустим) умный, красивый...» и пр. Работайте таким образом столько, сколько потребуется, дайте себе время на запись всего, что просится на бумагу, не ограничивайте себя. Количество качеств в 1-й колонке не ограничено ничем, кроме вашего внутреннего ощущения, что, пожалуй, вы перечислили все. Поэтому, работая, будьте предельно внимательны к процессу, происходящему параллельно и одновременно внутри вас. Записав некоторое количество качеств, отследите в себе в первый раз пришедшее ощущение завершенности (субъективно переживается как «Ну вроде все.

Когда это чувство придет, не торопитесь. Остановитесь.

3 . Прочитайте ваш список и спросите себя: «Это действительно все мои лучшие качества, не осталось ли что-то, о чем я не вспомнил(а)?» Очень возможно, что после такого вопроса вы обнаружите еще кое-что, о чем сразу не вспомнилось.

Если этого не произойдет, переходите к пункту № 3, но прислушивайтесь к процессу внутри очень чутко и стремитесь следовать ему, удерживая себя от привычной торопливости и готовности сделать все побыстрее. Наоборот, дайте себе время прислушаться к тому, что происходит внутри вас.

4 . Если после последнего вопроса вы прислушались и добавили к первоначальному списку лучших качеств несколько новых, вы вторично переживете уже знакомое чувство некоторой завершенности («Ну уж теперь-то вроде все»). Если то чувство придет, опять же не торопитесь. Остановитесь!

5 . Вторично прочитайте ваш список и спросите себя: «А теперь это действительно все мои лучшие качества?» Это будет как бы последний контрольный вопрос, последний шанс в этом упражнении поднять материал из глубин психики, насколько это сейчас возможно. Часто бывает, что после такого последнею контрольного вопроса обнаруживается что-то еще, о чем не вспомнилось ни в первом, ни во втором приближении. Вы удивитесь, но иногда это может быть то, что вы считаете самым лучшим у вас. Вы поймете это по тому, как что-то еще вспыхнет в памяти, и рука опять потянется к листу.

6 . Вторая колонка называется «Ты». (После полного и завершенного, по вашему внутреннему ощущению, выполнения предыдущего этапа.) Напишите вверху этой колонки слово «Ты». Возьмите первое свое лучшее качество из первой колонки и «примерьте» ею сюда. Для этого, пожалуйста, представьте себе, что это же самое качество есть у другого человека, и оно у него несколько усилено, как бы шаржировано, и отчасти потому потеряет долю своей привлекательности. Скажем, если о себе вы написали «(я) настойчивый», то напротив, во 2-й колонке, думая о другом человеке, напишите: «(ты) упрямый».

Проделайте так со всеми качествами из вашего списка в первой колонке.

7 . Третья колонка называется «Он». Напишите это слово вверху этой колонки. Продолжайте поочередно работать с качествами из первого списка, которые уже были однажды вами переформулированы. Возьмите опять самое первое качество (настойчивый – упрямый).

Теперь, думая все о том же качестве, представьте, что оно доведено до крайности. У нас было «я настойчивый», «ты упрямый», здесь будет «(он) настырный». Проделайте это с каждым из своих качеств из 1-й колонки.

Обсуждение с партнером

  • Что вы думаете обо всем этом?
  • Как вы думаете, если наши предпочтения и наши оценки (убеждения относительно себя и других) настолько легко переходят в свою противоположность, есть ли они нечто постоянное и могут ли они служить основой для принятия важных решений и действий в жизни?
  • Насколько часто вы принимаете решения исходя именно из таких оценок и предпочтений?

Цель занятия: Развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, позитивного самоотношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа тренинга «Личность в каждом из нас»

Цель занятия: Развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, позитивного самоотношения.

Данный тренинг проводится уже в сплоченной группе и не требует "ритуалов знакомства" и заданий, направленных на командообразование.

Время: Два занятия. Первое - 45 минут. Второе (коллажирование) - 60 минут

ЗАНЯТИЕ 1.

Упражнение «Приветствие»

Стартовое упражнение

Инструкция: Ведущий предлагает поздороваться участникам так, как приветствуют

друг друга народы различных стран:

В Новой Зеландии – плечами;

В Колумбии – спинами;

В Зимбабве – коленками;

В Бразилии - хлопают друг друга по плечу;

В Македонии - локтями;

В Японии - поклон;

В Италии - обнимаются;

В России - пожимают друг другу руки

Упражнение «Я принес с собой сегодня »

Инструкция: Участники продолжают фразу «Я принес с собой сегодня в своем рюкзаке (багаже, мешке и т. п.)» описанием своего состояния (хорошее, плохое, среднее настроение), переживаемые чувства (радость, обиду, огорчение, тоску, злость, опасение и т. д.), готовность общаться и принимать участие в упражнениях и т. д. В первые несколько раз ведущий может начать с себя и показать, как можно описать свое состояние и чувства, помогает высказываться участникам. Позже участники делают это самостоятельно.

Упражнение «Переход»

Цель:

Материалы: Ассоциативные метафорические карты «Переход» Н. Огненко, О.Болгарской.

Инструкция: Участникам группы предлагается рассмотреть и выбрать карту с изображением, которая описывала бы актуальное видение своего жизненного пути.

Обсуждение: Каждый из участников демонстрирует выбранную карту другим членам группы и отвечает на следующие вопросы .

  1. Что ты видишь?
  2. Где ты находишься?
  3. Это тебе нравится? Не нравится?
  4. Что тебя ждет на другой стороне (за дверью, на другом конце моста и т.п.)
  5. Чего именно ты хочешь в своей жизни?
  6. Как тебе кажется, зачем ты выбрал именно этот образ?
  7. Какой переход ты хочешь совершить?
  8. Куда ты желаешь попасть?
  9. Чем это место будет отличаться от места, в котором ты сейчас находишься?

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.

Инструкция: Участники группы получают задание: на листе бумаге написать три заветных желания, которые они попросили бы исполнить золотую рыбку, попадись она в руки. Затем, листы с желаниями складываются. И каждый из участников зачитывает по одному из листов, отвечая на следующие вопросы:

  1. Может ли это желание выполнить кто-то другой, помимо золотой рыбки?
  2. Может ли сам человек сделать что-то, чтобы это желание осуществилось?

Обсуждение: Легко ли было выбрать три желания? Все ли желания были учтены, не было ли забыто какое-то важное желание?

Упражнение «Могущество»

Цель: Актуализация личностных ресурсов, оказание помощи участникам в раскрытии своих сильных сторон.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и закончите предложение „Я могу...". Напишите не менее 20 продолжений. Подчеркните среди них то, что могут немногие люди».

Обсуждение: Ведущий предлагает участникам поговорить о том, что такое могущество. «Оно происходит от слова „могу", и его основу составляют умения. Могущественный человек - это человек, который многое умеет. Мы не всегда осознаем всю силу своего могущества, потому дома самостоятельно продолжайте этот список. Постепенно он может значительно разрастись».

Упражнение «Этапы большого пути»

Цель: Актуализация личностных ресурсов, развитие творческого мышления.

Материалы: разрезанные фрагменты копий датского художника Херлуфа Бидструпа «Жизненный путь».

Инструкция: Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Разрезанные фрагменты вперемешку раздаются каждой группе по 2-3 штуки каждой. Задача участников - сочинить рассказ о жизни человека с опорой на имеющиеся «документальные снимки» его жизненного пути. Рассказы фиксируются на бумаге, а по завершению работы зачитываются группе. После того как все рассказы озвучены, группе демонстрируется оригинал рисунка.

Обсуждение:

Упражнение «Я - это Я»

Цель: Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе принятия себя.

Материалы: лист А4

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата.

В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можете описать их несколькими словами, например, „умею по-настоящему дружить", „всегда довожу начатое дело до конца".

После того как задание выполнено, тренер предлагает: «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: „Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: „А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Резюме тренера. «Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться!

Мы можем относиться к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по- настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества.

На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».

А теперь подумайте: как вы относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь так, будто перед вами только квадраты 3 и 4?

Вы можете потренироваться относиться к ним, исходя из квадратов 1 и 2. Постарайтесь выполнить это упражнение дома, описывая качества людей, которые вас раздражают. Вы увидите, как постепенно меняется ваше отношение к ним».

Пример заполнения квадратов

Жизнерадостный, остроумный, люблю шутить.

Всегда забочусь о своих друзьях. Люблю учиться.

Все делаю аккуратно, люблю порядок. Находчивый, нахожу выход из любого положения.

Эмоциональный, искренне выражаю свои чувства.

Динамичный, люблю быстрый темп жизни.

Чувствительный, остро чувствую

несправедливость.

Лидер, умею привлечь внимание.

Продумываю последствия,

осторожный.

Несдержанный, иногда

говорю то, о чем лучше промолчать.

Нетерпеливый.

Обидчивый.

Выскочка, люблю быть в центре внимания.

Трус, многого боюсь.

Несерьезный, шут гороховый Навязчивый прилипала. «Синий чулок». Зануда.

Самоуверенный ловкач.

Комментарии для тренера. Иногда участники затрудняются в пере-формулировке своих качеств. Это происходит из-за устоявшегося отношения к ним. В таких случаях нужно помочь. Тренер может сделать это тихо, подойдя к участнику. Если же участник задает вопрос вслух и открыто называет качество, которое нужно переформулировать, этот процесс может стать увлекательной и веселой тренировкой для всей группы.

Упражнение «Многогранный образ Я»

Цель: Стимуляция самосознавания.

Материалы: лист А4.

Инструкция: «Разделите лист на 4 части. Опишите 4 своих „Я": реальное (какой я на самом деле, каким я вижу себя изнутри), идеальное (каким бы я хотел быть), внешнее (каким меня видят окружающие люди), семейное (каким меня видят близкие люди, родные)».

Обсуждение. Насколько большие различия между идеальным Я и реальным, между внутренним и внешним? Как вы думаете, из-за чего возникают такие большие различая?

Рассказ тренера. «Человек тем гармоничнее, увереннее в себе, спокойнее и душевно сильнее, чем меньше разница между его различными Я. Для того чтобы разница была меньше, необходимо снизить планку требований идеального Я (часто идеальный образ бывает слишком требователен, а порой просто нереален) и подумать, что можно сделать, чтобы улучшить реальные качества. И еще хорошо бы понять, почему образ внешнего Я отличается от образа внутреннего Я? Чем это объясняется? Что можно сделать, чтобы это изменить? Если вы всерьез захотите разобраться с этим, вы можете пойти на консультацию к психологу».

Комментарии для тренера. Если участники заинтересуются поставленными вопросами, лучше всего обсудить это прямо в группе. При согласии участника вы сможете провести демонстрационную беседу с одним из них и проанализировать волнующие различия.

Упражнение «Генеральная уборка»

Цель: «Инвентаризация» негативного и позитивного жизненного опыта.

Материалы: По 3 картонные коробки для каждого участника (например, для «сейфа» - из-под обуви, для «мусора» можно использовать картонные стаканы из-под попкорна и т. п.). Можно также использовать бумажные пакеты или конверты (но коробки производят более сильное впечатление). Листы бумаги А6 и любая бумага (для упаковки коробок). Ручки, фломастеры, ножницы, скотч. Большой полиэтиленовый мешок для мусора (для сбора «мусорных» коробок участников).

Инструкция: «Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в ней перебирают все вещи. Определяют их ценность, что-то чинят, что-то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак как-то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее.

Сейчас вы тоже наведете генеральную уборку, только не в доме, а в собственной душе. За годы в ней накопилось много всего - это и что-то очень-очень ценное, это и что-то сломанное, треснувшее, и оно так и осталось на том же месте вашей души, каждый раз царапая вас, когда нечаянно заденете. Это и что-то совсем уже не нужное, но все нет времени задуматься, и так и валяется оно прямо в центре вашей души.

Так вот, время настало. Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней крупными буквами: „Мусор". Потом возьмите другую коробку и напишите на ней „Чердак", а затем возьмите третью коробку и напишите на ней „Сейф".

„Мусор" - это то, что вам совсем не нужно, и вы готовы избавиться от этого.

„Сейф" - это то, что для вас очень ценно, и вы хотите сберечь это.

„Чердак" - это то, что вам не очень-то и нужно, но как-то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.

Теперь возьмите листочки бумаги и вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему-то неприятно, стыдно, обидно или даже больно - чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочках несколькими словами. А потом решите, в какую коробку вы хотите их положить. Распределите эти листочки.

Теперь вспомните самое дорогое для вас - моменты и события своей жизни, людей, предметы, места. Пометьте их на листочках и распределите их по коробкам. Может быть, в сейф, а может быть, пока вы думали, у вас изменилось к этому отношение, и вы переложите какую-то ценность в другую коробку.

Теперь подумайте о том, что в вашей жизни есть не очень-то и нужное, но и выкинуть это из жизни, из памяти, из души жалко. Пометьте это на листочках и поместите на „чердак". Но, может быть, вы перемените свое отношение, и тогда поместите в какие- то другие коробки.

Теперь вам нужно будет запечатать коробки. Накройте их листом бумаги или крышкой и проклейте скотчем. Но сначала подумайте, все ли на месте, ведь переложить уже не удастся. Например, коробку с мусором мы выкинем, а коробку -„чердак" придется отправить в самый дальний укол дома или же и в самом деле отнести в сарай или на чердак. Так что подумайте еще раз.

Запечатайте коробки с помощью крышек, бумаги и скотча.

Встаньте и бросьте свои мусорные коробки вот в этот мусорный пакет. Теперь я его запечатываю скотчем. После занятий я его выкину на помойку. Остальные коробки возьмите домой и определите каждую на свое место».

Резюме тренера. Тренер делает резюме в соответствии с отзывами участников. В конце он может добавить обобщающие слова: «Каждый из нас носит в своей душе много ценного и много лишнего. И очень важно иногда решиться и выбросить все ненужное, мешающее, и заново почувствовать ценность важного. Только предварительно нужно хорошенечко подумать, чтобы отличить одно от другого».

Упражнение «Гости из будущего»

Цель: Развитие позитивного мышления, коррекция жизненного пути, формирование мотивации.

Инструкция: Ведущий раздает участникам листы А6 и предлагает написать на нем свое имя. Затем листы собираются, перемешиваются и ссыпаются в непрозрачный пакет или картонную коробку. Каждый из участников по очереди подходит и "вслепую" вынимает один из листков с именем. Он его никому не показывает и имя не сообщает.

Ведущий предлагает участникам представить себе, что он тайно смогли переместиться в будущее, вперед на 10 лет. Теперь они могут увидеть человека, имя которого написано на листе, таким, каким он станет через 10 лет.

Опишите один из наиболее типичных дней из жизни этого человека. В рассказе нужно остановиться на том, что и кто окружает этого человека, какова его профессия, о чем он думает, к чему стремиться, что ему пришлось уже преодолеть и какие качества его личности ему в этом помогли. На составление рассказа отводиться 5-10 минут. Его можно зачитать, а можно только сделать какие-то пометки для памяти. На рассказ отводится не более 3 минут. Затем по очереди все участники представляют свои рассказы. Задача остальных - догадаться о ком идет речь.

Упражнение «Для меня сегодня было важно...и особенно полезно...»

Рефлексия

Участники продолжают фразу «Для меня сегодня было важно... и особенно полезно.».

В первые несколько раз ведущий может начать с себя и показать, как можно описать свое состояние и чувства, помогает высказываться участникам. Позже участники делают это самостоятельно.

ЗАНЯТИЕ 2.

Упражнение «Коллаж желаний (создание доски визуализации)»

Цель: планирование будущего, развитие рефлексии, усиление личностного ресурса, повышение самооценки.

Задачи:

  1. Научится структурировать пространство в связи с целями.
  2. Научить слушать и слышать внутренний голос и интуицию.
  3. Задействовать тактильные ощущения для большего внутреннего опыта.
  4. Развить эмоциональный интеллект.
  5. Развить способность адекватного принятия себя и своего окружения.

Инвентарь: лист АЗ (лист ватман), клей, журналы, ножницы, фотография клиента.

Время работы: 60 минут.

Целевая аудитория: студенты 1 курса

Техника создания коллажа

Процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным для участников. Параллельно с диагностической работой проходит и терапевтическая, развивающая работа. Активная деятельность созидания и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, использовать творческий потенциал в планировании образа собственного будущего, позволить себе смелость мечтать и заявлять о своих желаниях. Коллаж умеет упорядочивать чувственный опыт и структурирует информацию в её визуальном представлении. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы,

клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Главное в коллаже - возможность выразить свои мысли, идеи,

спой взгляд и свое понимание темы. Коллажирование - прекрасная возможность планирования будущего, работы с временными перспективами, активизации личностного ресурса.

Алгоритм работы

Вступление:

1. Ознакомление с темой «Я и мой успех»

2. Предоставить целевой аудитории инвентарь.

3. Ознакомление с правилами создания коллажей.

4. Основная часть:

Создание работы.

  • Выбор страниц журналов (15 минут).
  • Вырезание нужных изображений, фраз и т.д. (10 минут).
  • Составление макета на листе А-3 (5-7 мин). Важно, чтобы изображения были «на своём месте» на листе и относительно друг друга (3-5 мин).
  • Утверждение макета автором.
  • Наклеивание (5-7 минут).
  • Обозначение названия коллажа.
  • Беседа по итогам созданной работы (15-20 минут).
  • 5. Презентация работы

Обсуждение:

1. Как называется коллаж, что Вы на нём создали?

2. С какой сферой (семья, личное, друзья, здоровье, саморазвитие, духовное, отдых, досуг), жизни связаны разные части Вашей работы?

3. Если предположить, что слева- прошлое, правое - будущее, середина настоящее время Вашей жизни, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?

4. Если предположить, что верхняя часть - мысли, мечты, нижняя часть -дела и поступки, средняя часть - эмоционально окрашенные стороны жизни, социальные отношения, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?

5. Какие изображения накладываются одно на другое, про что это для Вас?

6. Какая часть Вашего коллажа самая ресурсная?

7. Какую смысловую нагрузку несет Ваша работа, о каких главных жизненных задачах она?

Литература:

  1. Огненко Н., Болгарская О. Переход. Ассоциативно-метафорические фотокарты: проективная методика. СПБ.: Речь, 2014. 80 с.
  2. Сакович Н.А. Практика сказкотерпаии. СПБ.: Речь, 2007. с. 144.
  3. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. СПБ.: Речь, 2008. с. 143.
  4. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / Под ред. Е.В. Емельяновой. - СПБ.: Речь, 2010. 384 с.
  5. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. СПБ.: Речь, 2008. с. 40.
  6. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / Под ред. Е.В. Емельяновой. - СПБ.: Речь, 2010. 384 с.
  7. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера: научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, 2013. 147-148 с.

Проведение реабилитационных занятий в рамках социального направления очень значимо в настоящее время, так как при работе с детьми важно создать условия для формирования гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе. Именно тогда мы можем говорить о воспитании творческой, интеллектуальной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мои качества личности»- реабилитационное занятие.

Цель: способствовать проведению учащимися анализа своей личности, уровня развития собственного «Я», выявление качеств личности через различные игровые тренинги.

Оборудование: чистые листы бумаги, ручки, клубочек ниток, фломастеры, карточки с заданием.

Ход занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дорогие ребята. Я рада, что мы сегодня здесь собрались все вместе, чтобы пообщаться и лучше узнать друг друга. Узнать, что нравится каждому из вас, а что нет, как вы можете охарактеризовать себя, свою личность. И для этого я предлагаю вам занятие по теме: «Мои качества личности».

Игра «Великолепная Валерия».

Участники по очереди называют свое имя и при этом какое-либо качество, характеризующее себя на первую букву своего имени. Следующий участник называет имя и качество предыдущего, а затем свое. Например, Люба, любознательная и т.д.

И сейчас я предлагаю вам более подробно рассказать о себе с помощью игры «Паутина».

Игровой тренинг «Паутина».

Участники садятся в круг. Предлагается рассказать как можно более подробно о себе. Начинает игру ведущий. Он берет клубок ниток, сказав, что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.

Рефлексия:

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

Что помогло сделать ее такой мощной?

После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. (Если нить запуталась, вас выручит юмор: «Все, ребята, мы тесно связаны друг с другом»).

Такие интересные рассказы у вас получились.

А сейчас мы попытаемся разбираться в себе самом. Что это значит? (знать свои положительные и отрицательные качества, «сильные» и «слабые» стороны, четко видеть перед собой цель, реально оценивать свои возможности, пытаться что-то изменить к лучшему).

Что же включает в себя понятие «личность»?

Каждого ли человека можно назвать «личностью»? (ответы детей)

Действительно, каждый человек - это личность, которая наделена особенностями, отличающими ее от других. Главная отличительная черта личности - индивидуальность. Положительные стороны каждой личности: «Ты – индивидуальность, в тебе много хорошего...

../ Ценности;

../ Идеалы;

../ Стремления;

../ Интересы;

../ Достоинства личности.» (обсуждение сторон личности).

А что же формирует о каждой личности позитивное или негативное мнение окружающих? (общение с окружающими, умение представить, преподнести себя).

Это вам сейчас и предстоит сделать через ряд игровых ситуаций.

Игра «Символика».

Каждый из вас на время сегодняшней встречи должен обзавестись своей личной символикой. Каждый участник сейчас придумает для себя три символических атрибута:

* псевдоним

* именной отличительный знак

* девиз

Именной отличительный знак должен быть нарисован просто и символично. Девиз должен быть кратким и образным. Например, псевдоним - дядя Вася, отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко!». (жизненная позиция, принцип и т.д.)

Покажите и расскажите, что у вас получилось.

Вы сделали себе оригинальные «Визитные карточки» на наше занятие и представили их. Я увидела, что вы все здесь люди творческие и сейчас мы с вами составим на каждого из вас «Досье»- картотеку творческих личностей.

Игровой тренинг «Досье».

Участникам выдают небольшие карточки для составления картотеки творческих личностей. На карточке ребенок расшифровывает каждую букву своего имени через характеристику наблюдаемых в себе специфических действий без оценивания.

Пример. Вера:

В - все время болтаю на уроках с соседом

Е - естественна, никогда не притворяюсь,

Р - радуюсь хорошим отметкам,

А - активна по утрам.

Мы много узнали друг о друге через вашу, так сказать, «презентацию» о себе. А теперь предлагается вам на несколько минут превратиться в художников и нарисовать свой автопортрет - человечка, каким вы видите себя со стороны, каким сами себя представляете.

Игровой тренинг «Я рисую человечка».

Вот такими вы себя представляете. Интересные получились у вас образы. (чтение стихотворения)

Я рисую человечка.

(Л. Моругина)

Я рисую человечка,

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан.

У Алеши атаман.

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей бородой.

А у Славика - девчонка,

Словно Быкова Аленка,

Паша негра рисовал -

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.

Итог : Человечки у всех получились разные, т.к. вы все разные, не похожие друг на друга. Каждая личность отличается от других, нет одинаковых людей.

И с этим заданием вы успешно справились. Я предлагаю следующее.

Игровой тренинг «10 «Я»».

Каждому участнику даются карандаш и бумага. Предлагается 10 раз ответить на вопросы «Кто я?», «Какой я? », используя качества своей личности.

Рефлексия:

Сложно ли было подобрать такое количество характеристик?

Легко ли было демонстрировать информацию о себе другим?

Что вы узнали о себе нового?

Что нового вы узнали о других?

Молодцы, подобрали себе замечательные, а главное - объективные характеристики. Я думаю, что всегда надо знать качества своей личности, как позитивные, так и негативные, и анализировать их, стараться изменить себя в лучшую сторону, потому что если ты сам себя не изменишь, никто не в силах сделать это. Измениться самому и помочь другим изменить себя - вот одна из задач лидера.

Мы все в жизни стараемся добиваться успеха. Но, на мой взгляд, нужно не только самому добиваться успеха. А так же создавать ситуацию успеха и для других. Как можно этого добиться? (через доброе слово, комплимент и т.д.).

Я предлагаю вам сейчас собрать «Рюкзачок успеха».

Игровой тренинг «Рюкзачок успеха».

Воспитатель объясняет детям, что для того, что - бы в жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего, правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств. Воспитатель предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый ребенок на отдельном листочке записывает одно положительное качество. Все листочки собираются в один яркий рюкзачок. Каждый участник по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное и «дарит» это качество кому-то из присутствующих. Надо следить, чтобы у все участников в конце тренинга оказалось по одному листочку с качеством. Преподносить качество надо со словами: « Я знаю, что ты, и поэтому это качество именно для тебя» или « Я желаю тебе в жизни быть...» и т.д.

  • понравилось \ не понравилось занятие час;
  • что было самым интересным и запоминающимся;
  • что каждый ребенок взял для себя с этого занятия;
  • надо и проводить такие занятия и дальше;
  • пригодятся ли знания, полученные на занятии в дальнейшем и т.д.

Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.

Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.

Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик , выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.

Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.

Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и .

Психологический тренинг личностного роста

Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.

Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.

Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:

— формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;

— вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);

— изучение отношений членов группы;

— усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.

Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.

Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.

Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.

Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.

Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.

Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.

Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.

Виды тренингов личностного роста :

— развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;

— психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);

— тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);

— тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);

— трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, ), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.

Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.

Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.

Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.

Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.

Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.

Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.

Не все подряд занятия для могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.

На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.

Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.

В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.

Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.

Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.

Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».

Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.

Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.

Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.

Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.

Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.

Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.

Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает , вину, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.