Производственный персонал подразделяется на вспомогательный. в

Одной из ключевых задач сотрудников практически всех без исключения организаций является непосредственное обеспечение экономической выгоды предприятию – и производственный персонал – это именно те работники, которые прямо влияют на формирование доходов бизнеса. Однако данное определение является неполным – в частности, в вопросе того, кто относится к производственному персоналу, и какие профессии к нему относятся, экономическая теория и законодательство не дают однозначных ответов.

Производственный персонал – что это такое

Рассматривая вопрос, что это такое – производственный персонал, в первую очередь необходимо понимать ключевые принципы создания структуры кадров на предприятии. Несмотря на то, что в каждой организации может иметься своя, отдельная специфическая кадровая структура, общие принципы её создания являются одинаковыми. В большинстве случаев, работников можно разделить на две ключевых группы:

  • . К данной категории трудящихся можно отнести как всех руководителей – и отдельных подразделений, и высшее руководство предприятия, так и сотрудников, не влияющих на фактическое формирование доходов организации, но имеющих большое значение для функционирования организации. Например, к административному персоналу могут быть отнесены сотрудники бухгалтерии или отдела кадров.
  • Производственный персонал – это общая категория, включающая в себя в первую очередь всех специалистов и работников, являющихся фактическими исполнителями, деятельность которых обеспечивает организации её доход или исполнение её основных функций. Однако, в большинстве случаев к производственному персоналу также и относят обслуживающих работников низшего звена.

Следует отметить, что в экономической теории могут встречаться и иные принципы, по которым осуществляется разделение работников. В частности, может предполагаться отдельное подразделение на административный персонал, производственный и обслуживающий. Кроме этого, более глубокая структура разделения работников может предполагать также наличие вспомогательного персонала или же административно-технического.

Непосредственно положениями действующего трудового законодательства разделение сотрудников на производственный персонал или административно-управленческий не предусматривается. Однако частично работодатели и работники могут положиться на нормативы единых квалификационных справочников – для рабочих профессий и служащих. Которые, в свою очередь, разделяют различные должности работников.

Соответственно, прямое разделение сотрудников на различные виды персонала не является обязательным. Однако оно является целесообразным, так как позволяет работодателю более эффективно оценивать использование трудовых ресурсов и фактическое их соотношение. При этом качество работы производственного персонала и его эффективность могут быть оценены относительно легко. Правовую же основу для данного разделения работодатель может составить сам, зафиксировав отнесение тех или иных должностей к категории производственного персонала предприятия путем составления соответствующих локальных нормативных актов организации.

Кто относится к производственному персоналу предприятия

Как многих соискателей, так и работодателей интересует, что представляет собой производственный персонал и какие это профессии. Так как четкого законодательного разделения данное понятие не предусматривает, то взгляды на данный вопрос могут отличаться в различных течениях экономической теории. Однако наиболее часто встречается разделение производственного персонала, выполненное следующим образом:

Как можно понять из вышеприведенного перечня, производственный персонал не обязательно должен участвовать в процессе производства. Однако практическое участие в нем или просто прямое принесение прибыли предприятию своим трудом и непринадлежность к управленческим сотрудникам однозначно может свидетельствовать о принадлежности работника именно к производственной категории трудящихся.

Задачи производственного персонала организации

Четкое определение задач производственного персонала организации является достаточно сложным, но необходимым процессом для каждого работодателя. Учитывая широкое количество возможных профессий, относящихся к данной категории сотрудников, определить конкретные задачи и функции производственного персонала достаточно сложно. Так, единственной, общей задачей будет прямое исполнение решений вышестоящего руководства и ведение рабочей деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации или иными локальными нормативными актами, регламентирующими трудовую деятельность.

Примерами же конкретных задач производственного персонала можно назвать:

  • Обслуживание клиентов и предоставление им услуг. При этом производственный персонал может принимать участие в различных этапах общения с клиентами, однако основным отличием в данной сфере является непосредственное исполнение задач, а не решение полного комплекса вопросов, связанных с поиском клиентуры, разработкой подхода к потребителям, в отличие от .
  • Производство. Непосредственное участие в производственном процессе, на любом его практическом этапе часто является основной задачей рабочих, представляющих значительную часть производственного класса.
  • Обслуживание организации. Выполнение своих задач в рамках трудового договора или иной документации в целях обеспечения эффективной работы организации может являться основной функцией производственного персонала.

В большинстве случаев от производственного персонала требуются соответствующие личные качества, присущие исполнителям. То есть – высокая обучаемость, стрессоустойчивость, продуктивность. Мотивация же, креативность и стремление к развитию, разработке и внедрению инноваций не является необходимым для работников данной категории, в то время как подобные навыки могут быть определяющими для административно-управленческого персонала.

Прочие особенности деятельности производственного персонала

Работодателям следует учитывать отдельные особенности при регулировании деятельности производственного персонала, так как он имеет достаточно значительные отличия от административно-управленческого во многих аспектах труда. В частности, работодателям необходимо внимательно ознакомиться со следующими особенностями труда производственного персонала:

1.1. Рабочие, включая МОП, учеников и работников охраны.

1.2. Служащие – всего

В том числе:

1.2.1. Руководители:

а) руководители предприятий и учреждений;

б) руководители структурных подразделений на предприятиях и в учреждениях.

1.2.2. Специалисты . Данная группа делится на несколько групп, например

– занятые инженерной;

Конструкторской;

Экономической;

и иной деятельностью.

1.2.3. Другие работники , относящиеся к служащим. Включают в себя три группы работников:

– занятых в делопроизводстве и хозяйственном обслуживании;

Информатизации;

Техническом обеспечение процесса управления.

2. Непромышленный персонал .

В него входят: работники транспортных и коммунальных предприятий, торговли и общественного питания, подсобных с/хозяйственных предприятий, редакций газет и радиовещания, медсанчасти, здравпунктов, оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, уч. дошкольного воспитания, учреждений культуры, состоящих на балансе предприятия.

Дополнительные сведения :

На некоторых предприятиях материальной сферы делят персонал по двум формам деятельности на:

1. персонал основной деятельности и

2. неосновной, обслуживающий персонал (включаются люди, занятые в социальной инфраструктуре предприятия).

На промышленных предприятиях выделяется промышленно-производственный персонал и персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе промышленного предприятия (д/с, ДК ЖКУ)

В официальной статистике персонал предприятия делится на след категории работников:

1. административно-управленческий персонал (работники аппарата управления)

2. рабочие основные и вспомогательные;

3. ученики и младший обслуживающий персонал (МОП).

Таким образом, персонал предприятия можно классифицировать по следующим направлениям:

1. По имущественным отношениям:

Собственники предприятия

Наемные работники

Рабочие;

Служащие, в т.ч. руководители и специалисты.

3. По сфере деятельности:

Занятые в основной деятельности;



Занятые в не основной деятельности.

4. По месту основной работы:

Состоящие в штате;

Не состоящие в штате.

При значительных масштабах сложного по структуре производства невозможны правильная оценка и ориентировка в направлениях его развития без четкого разделения и учета трудовых затрат по видам и назначению работ.

Задача определения количественной потребности в персонале сводится к расчету численности работников на определенный период времени.

Для анализа эффективности использования персонала необходимо рассмотреть показатели численности персонала.

В соответствии с законодательством предприятие само определяет численность персонала, его профессиональный и квалификационный состав, утверждает штаты.

Различают общую и списочную численность ППП . Общая численность персонала (Ч общ) – сумма численности ППП и непромышленного персонала.

Списочная численность ППП (Ч ППП) включает в себя общее число всех работников предприятия(рабочих Ч раб., руководителей –Ч рук., специалистов – Ч спец., прочих служащих – Ч сл), принятых на постоянную, сезонную, а также временную работу на срок один и более дней:

Ч ппп = Ч раб +Ч рук + Ч спец + Ч сл.

В списочную численность включают фактически работающих, а также находящихся в командировках, в очередных отпусках, учебных отпусках, отпусках по беременности и родам, не вышедших на работу в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей, по болезни, с разрешения администрации, прогулявших работу, а также временно отвлеченных на другие работы, если за ними сохранено штатное место.

Для расчета численности работников за определенный период используют показатель среднесписочной численности работников . Он необходим для анализа таких показателей, как средняя выработка, средняя зарплата, средний доход, движение кадров и интенсивность их использования. Так, среднесписочную численность работников за месяц определяют путем деления суммы списочной численности работников за каждый рабочий день месяца, включая праздничные и выходные дни, на число рабочих дней в месяце:

Ч ср. спис. = Ч списочная численность работников каждого рабочего дня месяца: н (число рабочих дней в месяце)

Обеспеченность предприятия персоналом устанавливают путем сопоставления фактической численности персонала с расчетной планового (базисного) периодов.

Одним из методов анализа количественной потребности в персонале является определение абсолютного отклонения численности персонала.

Анализ начинается с расчета абсолютного отклонения фактической численности от плановой в целом и по категориям персонала. Данные заносятся в таблицу.

Табл. 1. Отклонение фактической численности

Категория работников Численность персонала организации Абсолютный излишек или недостаток (+, -) работников
Базисный год план факт Гр. 2-гр.1 Гр.3-гр.1 Гр.3-гр.2
Весь персонал +2 -2 -4
В том числе: ППП -0 -1 -1
Из него рабочие -10 -11 -1
Из них основные -0 -5 -5
вспомогательные -10 -6 +4
специалисты +7 +6 -1
служащие +1 +1 -
МОП +2 +3 +1
Непром. персонал +2 -1 -3

Результат расчета свидетельствует, что в целом предприятие укомплектовано кадрами.

Статистика абсолютного отклонения от плановых данных по категориям персонала показывает, что предприятие имеет недостаток основных рабочих (5 чел), а вспомогательных излишек (4 чел).НЕ все категории персонала играют одинаковую роль в производственном процессе.

При анализе численности рабочих, непосредственно влияющих на выпуск продукции, нельзя ограничиться только статистикой абсолютных отклонений.

Для этого рассчитывается относительное отклонение численности рабочих от плановых данных.

Эта величина определяется как разность между фактической и плановой, скорректированной на уровень выполнения плана производства. Предположим, что численность рабочих и объем производства взаимосвязаны прямой пропорциональной зависимостью.

Предположим, что план выпуска товарной продукции выполнен на 98%. Отсюда потребность в рабочих при заданном объеме производства определяется следующим образом:

плановая численность рабочих умножается на процент плана по выпуску продукции и делится на 100:

710 * 98: 100 = 696 чел.

Следовательно, при заданном объеме производства излишек рабочих составил 13 чел.

Используя данные таблицы 1. проведем анализ структуры персонала:

Табл. 2 – Анализ структуры персонала

Категории персонала Удельный вес категорий персонала,% Отклонение в %
Базисный год план факт Гр.2-гр.1 Гр.3-гр.1 Гр.3-гр.2
Рабочие 87,8 86,6 86,6 -1,2 -1,2 -
Из них основные 52,9 52,0 51,5 - -0,5 -0,5
вспомогательные 35,8 34,5 35,1 -1,3 -0,7 -0,6
специалисты 9,9 9,8 9,6 +0,9 +0,7 -0,2
служащие 3,1 3,2 3,2 +0,1 +0,1 -
МОП 0,2 0,4 0,6 +0,2 +0,4 +0,2
Всего ППП 100,0 100,0 100,0

Особое внимание при анализе рекомендуется обратить на сокращение числа вспомогательных рабочих, которые обслуживают основных рабочих. Большой удельный вес вспомогательных рабочих зачастую характеризует наличие недостатков в организации производства и механизации вспомогательных работ.

Однако внедрение новой техники и технологии, особенно автоматизации производственных процессов приводит к сокращению доли основных рабочих и увеличение доли вспомогательных рабочих при сокращении абсолютного числа тех и других.

Расчет ведется по традиционным формулам:

К числ. осн. раб. = Ч р. Исн. : Ч р.ппп * 100%

К = 427: 820 * 100 = 52, 0%

Следующим этапом анализа обеспеченности предприятия персоналом является анализ его качественного состава.

2.5. Производственный персонал предприятия

Одним из основных факторов производственного процесса, как известно, является живой труд, а его источником на промышлен-ном предприятии - его производственный персонал. Для успешной деятельности предприятия необходимо:

Полное обеспечение предприятия по численности работающих;

Требуемый профессиональный и квалификационный состав кадров;

Установление рациональной структуры занятых в производ-стве людей;

Систематическое пополнение промышленных кадров, ввиду увольнения работающих по различным причинам;

Постоянная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Весь промышленно-производственный персонал предприятия, вне зависимости от категории работающих, подразделяется по про-фессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия характеризует определенный вид деятельности работ-ника, требующий особого комплекса знаний, умений и практиче-ских навыков для ее выполнения, приобретенных в результате спе-циальной подготовки и опыта работы.

Специальность - это результат углубления профессионального разделения труда определенной категории работающих. Например, профессия инженер, а специальности: инженер-механик, инженер-технолог и т.д., или профессия слесарь, а специальности: слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик и т.д.

Под квалификацией работающих следует понимать их способ-ность выполнять работу (служебные обязанности) определенной сложности в рамках той или иной профессии в соответствии с уровнем образования и подготовки. Процесс подбора, подготовки и расстановки кадров на предприятии имеет своей главной целью доведение до полного соответствия квалификации работающих до уровня квалификации выполняемых ими работ.

В структуру кадров современного промышленного предприятия входят:

Высшее звено управления предприятием - президент ком-пании, генеральный директор и другие члены правления (топ-менеджеры);

Среднее звено управления предприятием - руководители управлений и самостоятельных отделов, лабораторий, на-чальники смен и др. (мидел-менеджеры);

Низшие звенья управления предприятием - руководители подотделов, лабораторий, начальники смен и др. (ловер-менеджеры);

Инженерно-технический персонал и конторские служащие;

Рабочие, занятые физическим трудом;

Рабочие социальной инфраструктуры.

В основу классификации кадров в РФ положен характер осуще-ствляемых на производстве отдельными категориями работников функций, т.е. функциональное разделение труда.

В составе кадров промышленного предприятия (см. рис. 2.4), в зависимости от участия их в производственной деятельности, выде-ляется группа промышленно-производственного персонала (ППП) и группа непромышленного персонала. Весь промышленно-производственный персонал предприятия по характеру выполняе-мых функций подразделяется на следующие категории работающих: административно-управленческий персонал (АУП), инженерно-технические работники (ИТР), служащие, работающие, младший обслуживающий персонал (МОП), работники охраны. На рис. 2.4 представлен состав работающих промышленного предприятия.

Рис.2.4. Состав работающих предприятия в соответствии с функциональным разделением труда

К административно-управленческому персоналу относятся руко-водитель предприятия, его заместители, главные специалисты, на-чальники управлений и крупных отделов и руководители структур-ных подразделений предприятия (производств, цехов и филиалов предприятия). К категории ИТР относятся работающие, осуществ-ляющие техническое, производственное и экономическое руковод-ство деятельностью подразделений предприятия (технолог, эконо-мист цеха, начальник смены, мастер участка и т.д.). Категория слу- жащих включает в себя работающих, занимающихся учетными, кан-целярскими, административно-хозяйственными функциями (бухгал-теры, секретари-машинистки, экономисты и т.д.). К категории ра- бочих относится персонал, непосредственно участвующий в техно-логическом процессе по переработке исходного сырья в готовый продукт или занимающийся обслуживанием этого процесса. Рабо-чие подразделяются на основных производственных рабочих (ста-ночники, аппаратчики, прессовщики, доменщики и т.д.) и вспомо-гательных рабочих (рабочие, занятые обслуживанием, ремонтом оборудования, подготовкой, погрузкой и разгрузкой материально-сырьевых ресурсов и др.). К категории МОП относятся работаю-щие, занятые выполнением функций по уходу за служебными и производственными помещениями, обслуживанию АУЛ, рабочих, ИТР и служащих. Ученики - это лица, зачисленные в штат пред-приятия и проходящие обучение для получения, как правило, рабо-чей профессии непосредственно на рабочем месте.

Работники, относящиеся к категории охраны предприятия, за-нимаются сторожевой охраной материальных ценностей и имуще-ства предприятия.

Непромышленный персонал - это работники, занятые содержани-ем и обслуживанием жилых домов, амбулаторий, детских дошколь-ных учреждений, подсобных хозяйств и других подразделений не-промышленной инфраструктуры, принадлежащих предприятию.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) «работода-тель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, по-вышение квалификации работников, обучение их вторым профес-сиям в организации (на предприятии), а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего про-фессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, согла-шениями, трудовым договором» (ст. 196 ТК РФ). Профессиональ-ная подготовка осуществляется в целях получения рабочей или иной профессии по определенной специальности. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифика-ции работников предприятия, а также перечень необходимых про-фессий и специальностей определяется работодателем с учетом по-желаний работников и потребностей предприятия. Работникам, проходящим профессиональную подготовку без отрыва от произ-водства, работодатель обязан создать необходимые условия для со-вмещения работы с учебой, предоставлять гарантии, установленные законодательными актами, в том числе и ТК РФ, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

Процесс подготовки, переподготовки и повышения квалифика-ции профессиональных кадров организуется и осуществляется на разных уровнях подготовки. Так, подготовка рабочих кадров разных профессий осуществляется в учебных учреждениях начальной про-фессиональной подготовки (технических училищах и лицеях), в учебных центрах крупных предприятий или непосредственно на рабочих местах в качестве учеников. Ученичество осуществляется в форме индивидуального или бригадного обучения в соответствии с договором, заключенным между физическим лицом, ищущим рабо-ту, и работодателем.

Средний уровень профессиональной подготовки ориентирован на обучение специалистов средней квалификации по ряду необхо-димых предприятиям профессий и в том числе техников-технологов, бухгалтеров, экономистов и др. Подготовкой таких спе-циалистов занимаются образовательные учреждения среднего про-фессионального образования (техникумы, колледжи).

Высшее профессиональное образование предназначено для под-готовки специалистов предприятия, для которых высшее специаль-ное образование необходимо в соответствии с профессиональными требованиями. Такую подготовку осуществляют как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения высшего про-фессионального образования. Предприятие может осуществлять на-бор специалистов с высшим профессиональным образованием как через открытый рынок труда, так и посредством целевой подготовки таких специалистов. Целевая подготовка специалистов, осуществляе-мая предприятиями посредством выдачи заказа высшему учебному заведению, приобрела в последние годы достаточно широкий мас-штаб. В этом случае предприятие, вне зависимости от организацион-но-правовой формы, через органы государственного или муници-пального управления заключает с тем или иным вузом договора на целевую подготовку специалистов из числа лиц, рекомендованных данным предприятием. Практика работы по таким договорам пока-зала достаточно высокую эффективность подобного пути подготовки кадров, поскольку, с одной стороны, это способствует закреплению таких специалистов на предприятии, пославшем его на учебу, а с другой - позволяет повысить качество подготовки специалистов ввиду их целевого и во многом индивидуального обучения.

Повышение квалификации и переподготовка кадров - непре-менное условие их эффективной работы. Необходимость реализа-ции этого процесса обусловлена такими обстоятельствами, как: раз-витие науки и техники и необходимость внедрения его результатов в производство, быстрое «старение» знаний и потребность их об-новления, стремление работающих к повышению своей квалифика-ции, мотивируемое возможностью профессионального роста и по-вышения на этой основе материального и морального вознагражде-ния. Повышение квалификации и переподготовка кадров в зависи-мости от конкретной профессии осуществляется на различных кур-сах, в специализированных институтах повышения квалификации, на специальных факультетах высших учебных заведений.

Планирование численности ППП - это целенаправленный про-цесс определения обеспеченности предприятия персоналом в соот-ветствии с необходимым количественным составом, требуемой структурой по профессиям, специальностям и квалификации как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям, а также с учетом перспектив развития предприятия. В процессе разработки таких планов рассчитывается общая потребность в ра-ботниках, представляющая собой всю численность персонала по всем его категориям, необходимая предприятию для выполнения запланированного объема работ, а также дополнительная потреб-ность в работниках, которая представляет собой количество персо-нала, необходимое в планируемом периоде дополнительно к имею-щейся численности базового года и обусловленное запланирован-ным увеличением объема работ предприятия.

Планирование численности ППП предприятия осуществляется по-разному в зависимости от категории работающих. Так, напри-мер, планирование численности рабочих по предприятию в целом, его структурным подразделениям, профессиям и уровню квалифи-кации осуществляется методом расчета по трудоемкости. Эта чис-ленность рассчитывается делением запланированного объема работ в нормо-часах (трудоемкость) на полезный (эффективный) фонд времени работы одного рабочего в часах и на запланированный процент выполнения норм выработки. Кроме того, плановая чис-ленность основных производственных рабочих может быть рассчи-тана путем деления намечаемого объема производства продукции в натуральных единицах измерения на запланированную норму выра-ботки этой продукции в расчете на одного рабочего. Плановая чис-ленность рабочих-повременщиков определяется на основе установ-ления норм обслуживания или исходя из числа рабочих мест. Расчет плановой численности ИТР и служащих осуществляется на основе штатного расписания, перечня функционально-должностных обязанностей, установленных нормативов, структуры предприятия и схемы управления, с учетом сменности и режимности его работы.

Производительность труда и организация его оплаты. Произво-дительность труда (выработка) - это показатель, характеризующий эффективность его использования и оценивающий объем выработ-ки (в натуральных единицах измерения, в стоимостном выражении или в нормо-часах) продукции одним работающим в единицу вре-мени (как правило, за год). Различают в соответствии с этим три метода определения этого показателя: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральный метод оценки показателя производительности труда используется в монономенклатурных производствах, когда объем вы-пуска продукции может быть выражен в соответствующих физиче-ских (натуральных) единицах измерения (штуках, тоннах, м 3 и т.д.). Такой метод расчета этого показателя является точным, однако в силу его несопоставимости имеет ограниченную сферу применения, ввиду крайне небольшого количества промышленных предприятий, выпускающих однородную продукцию. При выпуске нескольких видов или марок однородной продукции используется условно-натуральный, или метод условных учетных единиц (условная тонна, условная шина и т.д.).

Трудовой метод оценки производительности труда основан на использовании показателя трудоемкости продукции, отражающей объем затрат живого труда на изготовление единицы продукции. В данном случае весь объем производства, например, за год, оценива-ется суммой затрат труда и относится к численности работников, занятых изготовлением этого объема. Такой показатель использует-ся преимущественно на машиностроительных предприятиях и предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности при оценке производительности труда основных производственных ра-бочих на отдельных участках, в бригадах и при выпуске разнород-ной и незавершенной производством продукции, объем которой нельзя измерить ни в натуральных единицах, ни в стоимостном вы-ражении.

Стоимостной метод измерения производительности труда явля-ется наиболее универсальным и поэтому нашел самое широкое применение. С его помощью можно рассчитать производительность труда на предприятиях со многономенклатурными производствами. При использовании стоимостного метода оценки можно определять и сравнивать производительность труда не только внутри одного предприятия, но и в регионе, отрасли и в стране в целом. В качест-ве объема производства при оценке этого показателя по стоимостному методу используется валовая, товарная или реализованная продукция.

На уровень производительности труда влияет множество факторов, которые можно разделить на две группы: индивидуальные и внешние по отношению к работнику. К индивидуальным относятся квалифи-кация, стаж работы на одном месте, возраст и т.д. Внешними счита-ются следующие факторы: условия труда, уровень трудоемкости про-дукции, действующая система оплаты и стимулирования труда.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ «оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соот-ветствии с законами, иными нормативными и правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными норма-тивными актами и трудовыми договорами». Заработная плата ра-ботника представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стиму-лирующего характера.

Организация заработной платы - важнейшая функция управле-ния персоналом предприятия. Для работника заработная плата явля-ется практически единственным источником личного дохода и бла-госостояния его семьи. Поэтому любой работник заинтересован в том, чтобы заработная плата, а точнее ее размер самым тесным обра-зом коррелировался с результатами его труда. Для работодателя опла-та труда работающих выступает в качестве издержек производства. Его интересы связаны с минимизацией удельных затрат по заработ-ной плате в себестоимости продукции. Ликвидацией этих противоре-чий в интересах наемного рабочего и работодателя и призвана зани-маться система оплаты труда на предприятии. При этом необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством РФ работодатель должен гарантировать работнику определенный этим законодательством минимальный размер оплаты труда, который в нашей стране еще далек от прожиточного минимума.

Реальный уровень заработной платы должен обеспечить нормаль-ные условия жизни, быта, лечения и отдыха работника и возможность воспроизводства трудовых ресурсов и желательно - расширенного. Со стороны работодателя должны предприниматься необходимые меры по сокращению удельных затрат по оплате труда, но не за счет сниже-ния заработной платы, ибо это грозит ему низким уровнем эффектив-ности их труда, высокой текучестью кадров, дефицитом рабочей силы на предприятии и другими негативными последствиями.

Уровень заработной платы работника на предприятии определя-ется такими факторами, как его квалификация, сложность выпол-няемой работы, количество и качество затраченного труда, стажа его работы на данном предприятии, условиями труда и др. В соот-ветствии с законодательством РФ максимальным размером уровень заработной платы не ограничен.

В основе организации заработной платы на предприятии долж-ны лежать следующие принципы:

Равная оплата за равный труд;

Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства;

Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада, содержания и условий труда;

Гибкость системы оплаты труда, простота и «прозрачность» ее построения;

Усиление социальной защищенности работников.

Трудовым кодексом определено, что в РФ применяется тариф-ная система оплаты труда, которая включает в себя тарифные став-ки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты, а слож-ность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работ-ников различных категорий.

Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанно-стей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Тарифная сетка включает в себя совокупность тарифных разря-дов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работни-ков с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент (разряд) - величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Квалификационный разряд работника - это величина, характе-ризующая уровень его профессиональной подготовки.

Тарификация работы представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зави-симости от сложности труда.

Системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов и различного вида выплат устанавливаются:

Работникам организаций (предприятий), финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными правовыми и нормативными актами;

Работникам других предприятий - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Работодатель вправе устанавливать для работников предприятий различные системы премирования, стимулирующих доплат и надба-вок, а также компенсирующих выплат.

Важнейшим показателем, оценивающим эффективность системы оплаты труда, является средняя заработная плата работников предпри-ятия за определенный период (месяц, год). Единый порядок исчисле-ния средней заработной платы, определенный ТК РФ (ст. 139), преду-сматривает, что в размер средней заработной платы включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации (предприятии) независимо от источни-ков этих выплат. Размер средней заработной платы служит надежным индикатором финансово-экономического состояния предприятия и лучшим критерием для выбора места работы на рынке труда.

{SITELINK-S276}возврат к п.2.4. {/SITELINK} {SITELINK-S265} в содержание {/SITELINK} {SITELINK-S301}переход к п.2.6.{/SITELINK}

  • VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • VII. МЕНЕДЖМЕНТ ОГРАНИЧЕН ВНУТРЕННЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • VII. Требования к организации транспортирования медицинских отходов
  • 1. Производственные кадры и их классификация

    2. Состав и структура кадров предприятия

    1. Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия. На уровне отдельного предприятия вместо термина «трудовые, ресурсы» чаще используют термины «кадры» и «персонал».

    Основной (штатный) состав постоянных работников предприятия (учреждения, организации) называют производственными кадрами . За рубежом для обозначения этого понятия более распространен другой термин – персонал . Теперь он официально принят и в России.

    Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие. Перечисленные работники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал (ППП).

    Профессия – совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства.

    Специальность – вид деятельности в пределах данной профессии, которая имеет специфические особенности и требует от работников специальных знаний и навыков.

    Квалификация – совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности.

    Весь производственный персонал делят на рабочих, руководителей, специалистов и других служащих.

    К рабочим относят людей, непосредственно занятых в производстве материальных ценностей, а также занятых обслуживанием этого производства и оказанием материальных услуг.

    Руководителями считают работников, занимающих должности руководителей организаций и их структурных подразделений. К руководителям относят также глав администраций территорий, министров, президентов, председателей, а также их заместителей, главных специалистов, государственных инспекторов.



    В группу специалистов включают работников, выполняющих инженерно-технические, экономические и другие подобные работы (администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инспектора, агрономы, художники, экономисты, учителя).

    Другими служащими считают работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Примером других специалистов могут служить должности архивариусов, делопроизводителей, секретарей-машинисток, табельщиков, учетчиков, чертежников, копировщиков технической документации.

    По уровню квалификации рабочих можно разделить: на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных. Квалификация рабочих определяется разрядами.

    Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3-й категории и без категории.

    Руководители распределяются по структурам управления и звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейные и функциональные, по звеньям управления – на высшего, среднего и низового звена.

    Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами: инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты.



    Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: делопроизводители, кассиры, табельщики, учетчики.

    Кроме рассмотренного разделения персонала, в статистической практике осуществляют разработку информации по основному и неосновным видам деятельности предприятия (организации). В зависимости от профиля деятельности организации отнесение к той или иной группе производят по соответствующим методикам. На промышленных предприятиях к работникам основной деятельности – промышленно-производственному персоналу – относят численность всех структурных подразделений, занятых подготовкой, осуществлением и обслуживанием всего цикла изготовления и реализации продукции, включая административный и технический персонал.

    Персоналом, занятым в неосновной деятельности, считают работников таких структурных подразделений, которые совершенно не связаны с профильной деятельностью предприятия. Число таких подразделений бывает довольно значительным. В число неосновных подразделений входят учреждения здравоохранения (здравпункты, санатории-профилактории), оздоровительные и отдыха, физической культуры, жилищного и коллективного хозяйства, предприятия бытового обслуживания, редакции заводских многотиражных газет и радиовещания, торговли и общественного питания, учреждений культуры, образования, подсобных сельскохозяйственных структур.

    В аналитической работе экономических служб предприятий и организационно-производственной деятельности данных, требуемых органами статистического учета, зачастую оказывается недостаточно. Поэтому, в зависимости от поставленных при этом целей, могут различать и другие разновидности структурного деления производственных кадров. Широко используют разделение персонала по признакам: функциональному, профессионально-квалификационному, возрастному, по стажу, половому, образовательному. Каждая из таких структур характеризует состав и количественные соотношения выделенных классификационных групп категорий работающих.

    При рассмотрении структуры производственных кадров по функциональному признаку выделяют следующие группы работников: инженерно-технические работники (ИТР), служащие, основные и вспомогательные рабочие, младший обслуживающий персонал, охрана и ученики.

    В соответствии с этой структурой долгое время собирали статистическую информацию, огромный массив которой еще долго будет служить источником разнообразных данных, необходимых в различных исследованиях.

    К группе инженерно-технических работников относят специалистов, организующих производственный процесс и руководящих им. По номенклатуре к ним относят директоров предприятий, их заместителей по производственно-техническим вопросам, главных инженеров, начальников производств, корпусов и цехов, общезаводских, цеховых отделов и бюро, инженеров, техников, мастеров.

    К служащим относят работников, которые осуществляли финансово-расчетные, экономические, снабженческие, учетные и конторские функции.

    Работников, предназначенных для содержания служебных помещений в чистоте и порядке, занятых хозяйственным обслуживанием рабочих и служащих, относили к младшему обслуживающему персоналу .

    Личный состав военизированной, вооруженно-вахтерской, сторожевой, пожарной охраны включали в группу охраны .

    Учениками считают лиц, которых обучают на предприятиях в ходе производственного процесса в порядке индивидуального и бригадного обучения, и оплачиваемых по ставкам учеников.

    Необоснованное выделение работника в ту или иную классификационную группу означает присвоение ему несвойственного правового статуса и общественно признанной значимости. Это неизбежно приводит к деформации в структуре кадров и их оплате и к ухудшению их использования.

    Современный этап развития производства и необходимость обеспечения его эффективности требуют повышения образовательного и общекультурного уровня работников всех уровней и категорий. Весь кадровый состав предприятий делили на две большие группы: работников, занятых умственным трудом, и работников физического труда.

    В первую группу входили руководители, специалисты высшего звена, специалисты среднего звена и работники вспомогательного труда.

    Особенно высокие требования предъявляются к руководителям. Их непосредственной обязанностью является принятие производственно-хозяйственных решений, нередко определяющих судьбу предприятия. Поэтому для включения в эту группу отбирают специалистов, обладающих солидным производственным и жизненным опытом, в совершенстве владеющих современными методами организации производства, труда и управления, способных обеспечить высокую экономическую эффективность принимаемых решений. Для этого необходимы, помимо технологии, техники и экономики, достаточно глубокие знания психологии, социологии, конфликтологии, информатики, кредитно-финансовой политики. Руководителей должна отличать высокая интеллектуальная и общая культура.

    Это в значительной степени относится и к специалистам высшего и среднего звена. Они не принимают кардинальных решений, но именно они готовят эти решения, всесторонне обосновывая их, проводя необходимые исследования, расчеты и производственные эксперименты.

    2. Соотношение перечисленных категорий работников в общей их численности, выраженное в процентах, называется структурой кадров . Структура кадров также может определяться по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации и другим признакам.

    В практике учета и планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный составы.

    Явочный состав – минимально необходимое число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения задания в установленные сроки.

    Списочный состав – все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как выполняющие в данный момент работу, так и находящиеся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам. Списочная численность работников может быть установлена на определенную дату.

    Среднесписочный состав определяется путем суммирования списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, и деления полученной суммы на полное календарное число дней периода.

    Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. В этой связи определяется индекс текучести кадров .

    Лекция 4. Персонал предприятия и эффективность его использования

    ТЕМА 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

    Основные понятия:

    персонал предприятия; промыщленно – производственный и непромышленный персонал; рабочие; руководящие работники; специалисты; другие служащие; младший обслуживающий персонал; ученики; охрана; профессия; специальность; квалификация; структура персонала; производительность труда; выработка; факторы и резервы роста производительности труда.

    Персонал предприятия - это совокупность всœех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия.

    Персонал предприятия по характеру участия в производственном процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный. Состав и классификация персонала предприятия представлена на рисунке 4.1.

    Промышленно-производственный персонал (ППП) занят непосредственно выполнением производственного процесса и обслуживанием производства. Это работники базовых и вспомогательных подразделœений, заводоуправления, научно–исследовательских и опытно–конструкторских отделов и бюро, бухгалтерии, планово–финансового отдела и др.

    Непромышленный персонал включает работников, занятых на предприятиях общественного питания, в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, в детских дошкольных учреждениях, домах отдыха и пансионатах, подсобных хозяйствах, числящихся на балансе предприятия.

    Учитывая зависимость отхарактера выполняемых функций выделяются следующие категории промышленно – производственного персонала : рабочие, руководящие работники, специалисты, другие служащие, младший обслуживающий персонал, ученики и охрана.

    Рабочие непосредственно принимают участие в производственном процессе. Οʜᴎ делятся на базовых и вспомогательных. Основные рабочие осуществляют производство продукции, вспомогательные заняты обслуживанием производственных процессов. В современных условиях вследствие автоматизации и компьютеризации производства, использования гибких производственных систем и робототехнических комплексов основным содержанием деятельности рабочих становится наблюдение за оборудованием, его наладка, регулировка, ремонт, в связи с этим изменяется соотношение базовых и вспомогательных рабочих.

    Руководящие работники – персонал, осуществляющий техническое, организационное и экономическое руководство производственным процессом и трудовым коллективом. Οʜᴎ подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения. Это руководители предприятия (директор и его заместители, главный инженер, главный бухгалтер, главный экономист, главный энергетик и т.д.), руководители структурных подразделœений (начальник отдела, бюро, сектора), линœейные руководители (начальники участков, смен, цехов, производств, мастера).

    Специалисты обеспечивают сбор и обработку всœей управленческой информации, заняты выполнением экономических, бухгалтерских, технических и научно–исследовательских функций. Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.

    Другие служащие (технические исполнители) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: работники канцелярии, секретари–референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.

    Младший обслуживающий персонал (МОП) составляют работники, осуществляющие функции по уходу за служебными помещениями, обслуживанию рабочих, руководящих работников и специалистов. Это уборщики, кладовщики, гардеробщики, операторы копировальных, множительных и вычислительных машин, курьер и т.д.;

    Ученики – это работники предприятия, проходящие производственное обучение с целью овладения определœенной профессией.

    Охрана - д анная категория работников обеспечивает безопасность предприятия, сохраняя его материальные ценности от хищений и стихийных бедствий, обеспечивая неприкосновенность информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.

    Персонал предприятия можно охарактеризовать с помощью количественных и качественных показателœей. Количественные показатели связаны с оценкой численности работников, в том числе по категориям ППП. К качественным показателям относятся профессия, специальность и квалификация.

    Под профессией принято понимать вид трудовой деятельности, требующий теоретических знаний и практических навыков. Понятие “специальность” определяет вид трудовой деятельности в рамках данной профессии, имеющий специфические особенности и требующий дополнительных навыков и знаний.

    К примеру, профессия слесарь, специальность – слесарь механосборочных работ, слесарь контрольно-измерительных приборов; профессия токарь, а специальность – токарь–карусельщик, токарь–расточник и др.).

    Квалификация это способность специалиста выполнять работу определœенной сложности. Квалификация определяется теоретической подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приобретаемого в практической деятельности. Каждая профессия требует своего сочетания теоретической подготовки и опыта. По уровню квалификации рабочие делятся на низкоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.

    Важно заметить, что для специалистов также можно выделить два вида квалификации в зависимости от:

    · уровня образования: специалисты со средним специальным образованием; специалисты с высшим образованием; специалисты высшей квалификации, имеющие ученые степени (кандидата и доктора наук) или ученое звание (доцент, старший научный сотрудник, профессор);

    · от полученной специальности: экономист, экономист–менеджер, инженер–механик, инженер–технолог, инженер–экономист и т.д.

    Для характеристики уровня квалификации работников применяются тарифные разряды. Основными факторами, оказывающими влияние на квалификационный разряд, являются уровень образования конкретного работника и сложность работы, требующей соответствующей квалификации. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных квалификационными справочниками “Единый тарифно–квалификационный справочник работ и профессий” и “Квалификационный справочник должностей служащих”.

    Распределœение работников предприятий Республики Беларусь по тарифным разрядам производится на основе Единой тарифной сетки, которая содержит диапазон тарифных разрядов от 1 до 23.

    Уровень квалификации работников предприятий оценивается следующими тарифными разрядами:

    · рабочих - с 1 по 8;

    · специалистов со средним образованием – с 6 по 10;

    · специалистов с высшим образованием – с 10 по 15;

    · руководителœей структурных подразделœений – с 14 по 19;

    · главные специалисты – с 15 по 22;

    · линœейные руководители – с 11 по 20;

    · руководитель организации с 16 по 23.

    Специфика предприятия, его размер, организационно–правовая форма и отраслевая принадлежность обуславливают требования к профессионально–квалификационному составу работников.

    Структуру персонала предприятия характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численности. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие.

    К основным факторам, оказывающим влияние на структуру персонала относятся:

    · уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства;

    · применение современных технологических процессов;

    · использование новых видов энергии и материалов;

    · формы организации производства и др.

    Для обеспечения соответствия образовательного и квалификационного уровня работников требованиям современного производства постоянно совершенствуется система их подготовки и переподготовки. Причинами, вызывающими крайне важность обучения персонала, являются: нехватка достаточно квалифицированных рабочих кадров, технологические изменения, требующие овладения новыми знаниями и переподготовки персонала, развитие рыночных отношений и потенциала работников, усиление конкуренции со стороны зарубежных фирм, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции и др.

    Обучение может проводиться по следующим направлениям:

    · вводное обучение для новых сотрудников;

    · производственное обучение для овладения в кратчайший срок необходимыми методами работы;

    · обучение на курсах с использованием тренажеров;

    · наблюдающее обучение для улучшения знаний технических и административных аспектов работ;

    · обучение руководящих работников и специалистов с целью совершенствования профессиональных знаний и управленческих навыков и повышения эффективности их работы;

    · ротация - временное использование кадров на других постах;

    · стажировки на зарубежных фирмах.