Профессия летчик и пилот. Профессия: пилот гражданской авиации

Мой путь в небо начался, когда мне было пять лет. Многих приводят в небо мечты. Большинство пилотов – это потомственные авиаторы. Красота самолетов, возможность побывать по всему миру, постоянные разъезды и командировки, форма – всё это притягивает мальчишек. Притянуло и меня.

Легко ли стать пилотом?

В России есть два высших учебных заведения: Ульяновский институт гражданской авиации и Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Есть несколько средних специальных: Сасовское, Бугурусланское, Краснокутское училища. Но после училища невозможно стать командиром воздушного судна. Для этого нужно получить высшее образование. Система обучения такая же, как и в других учебных заведениях. В училище можно поступить после девятого класса, в вуз – после одиннадцатого. Однако, если есть высшее образование и энная сума денег, свидетельство пилота можно получить в Челябинске, в школе подготовки пилотов.

В чём заключаются обязанности пилота?

Для обывателя профессия пилота – это полёты, и отели. Но мало кто знает о работе вне аэродрома: предварительные подготовки, тренажёры, сдача зачётов и экзаменов, постоянное повторение и подтверждение квалификаций (многое из этого приходится на выходные дни), собрания в лётных отрядах, разборы полётов и инструктажи.

Какими качествами надо обладать хорошему лётчику?

Для пилота важна пунктуальность. Делать всё вовремя, не опаздывать и уметь учиться. Порой этого достаточно, чтобы долго и беззаботно летать. Если есть желание расти и развиваться, то шикарная карьера обеспечена. Также необходимо постоянно поддерживать своё здоровье. Это обеспечит «лётное долголетие».

Чего лётчик никогда не должен делать? Есть ли среди пилотов суеверия?

Каждый сам выбирает приметы: кто-то не фотографируется перед вылетом, кто-то не трогает руками самолёт до вылета – кто во что горазд. Примет огромное количество. Но никаких негласных стандартов поведения нет.

Какие плюсы у этой профессии?

Самое приятное – разнообразие. Нет одинаковых полётов, одинаковых условий. Постоянно приходится адаптироваться и учиться. Казалось бы, только стал вторым пилотом и выучился, открыли новое направление и новый аэропорт ­– учишься. Только «устаканилось» – пора сдавать зачёты и тренироваться, чтобы стать капитаном. Или зима сменилась летом – снова перемены.

Есть ли минусы, профессиональные заболевания?

Среди пилотов очень высока смертность от инфарктов и раковых заболеваний. За годы работы здоровье, которое было идеальным при поступлении, разменивается на болячки. После постоянного пересечения часовых поясов трудно уснуть, организм начинает давать сбои. Большая часть времени проходит вдали от друзей и семьи, что тоже накладывает отпечаток на психоэмоциональное состояние и опять-таки приводит к болезням.

Когда лётчик выходит на пенсию?

Время выхода на пенсию у гражданского пилота измеряется налётом часов. Эта цифра постоянно меняется. Но происходит это намного раньше, чем в остальных профессиях. Лет в 35 уже можно стать «пенсионером».

Какие требования предъявляют к здоровью пилотов?

Требования очень просты – быть здоровым. Если у вас сколиоз, плоскостопие, проблемы с сердцем или вестибулярным аппаратом, тогда дорога в небо для вас закрыта. Медкомиссию проходят два раза в год. Неотъемлемой её частью является обширный набор анализов и длинный список врачей, которые с пристрастием изучат всё твоё тело.

Как трудоустроиться вчерашнему студенту лётного училища или вуза?

Сейчас нет распределения после выпуска из учебного заведения, и очень трудно найти работу, не имея диплома с отличием. Вся история гражданской авиации состоит из взлетов и падений, и если сегодня не хватает пилотов, через четыре года стабильно начинаются сокращения, и всё повторяется.

На какую зарплату может рассчитывать новичок в профессии и опытный пилот?

Зарплаты очень разные: от 30 тысяч рублей у пилотов в аэроклубах до 500 тысяч – в больших авиакомпаниях. За границей можно получать вдвое-втрое больше.

Как выбрать работодателя, на что обратить внимание?

Выбирать не приходится. После институтов хватаются за первый попавшийся вариант. Оформление контрактов сейчас начинается ещё в лётных училищах. А принципиальной разницы между работодателями нет.

Есть ли риск вообще остаться без работы?

Риск огромен. Около 50 % пилотов после выпуска остаются без работы. Приходится очень и очень долго ждать очереди.

Как происходит отбор кандидатов на вакансию пилота?

Резюме, как правило, не существует. Зато есть набор квалификаций и требований. Диплом, сертификаты о курсах, которые приходится проходить за свой счёт, подтверждение знаний английского языка, пилотское свидетельство, наличие допусков (если уже приходилось работать) на типы воздушных судов, медицинское заключение и многое другое должно быть в копилке каждого пилота. Далее, при наличии этих документов, компания проводит тестирования (на тренажёрах, устные собеседования) и принимает решение.

Как к вашей профессии относятся близкие?

Родные стараются понимать. Например, один из выходных я могу полностью провести дома, не вставая с кровати. Хочется элементарно выспаться. Потому что в остальное время это практически нереально.

Какую карьеру может сделать лётчик?

«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Вся работа – это карьерный рост. Пилот не может оставаться на одном уровне. Он либо развивается, либо деградирует. Сначала хочется стать командиром воздушного судна, потом инструктором, потом экзаменатором, потом переучиться на другой самолёт или вовсе сменить место работы. И тогда всё начнется сначала.

Летчик – это человек, который управляет самолетом или вертолетом. В гражданской авиации таких специалистов называют пилотами. В детстве многих привлекала романтика голубого неба, однако лишь для некоторых мечта воплотилась в реальность.

Профессия летчик считается одной из самых тяжелых и ответственных, экипаж судна полностью отвечает за жизнь всех пассажиров. Конечно, сегодня в помощь пилотам разработано высокотехнологическое оборудование, однако специалист должен непрерывно следить за показателями приборов, поддерживать связь с диспетчером, анализировать поступающую информацию.

Состав экипажа зависит от типа авиа судна, в него могут входить несколько человек: первый и второй летчик, штурман, бортинженер и др. Все приказы отдает командир на основе входящей информации, а так же подсказок команды.

Описание профессии летчик

Летчики военной авиации и пилоты гражданской работают в чрезвычайно большой психологической напряженности. От их решений зависит жизнь людей, поэтому работать приходится в постоянной концентрации. К обязательным качествам профессии пилот относят: хорошее зрение и слух, развитый вестибулярный аппарат, внимательность, быстрая реакция. Для работы на международных линиях обязательно знание иностранного языка.

Обязанности пилота заключаются в следующем:

  • профессиональное управление летательным средством;
  • организация работы в воздухе и на земле согласно с требованиями правил безопасности;
  • анализ метеорологической обстановки, принятие соответствующих решений на основе полученных данных;
  • контроль состояния судна перед полетом;
  • эксплуатация воздушного судна в соответствии с AFM.

Плюсы и минусы профессии летчик (пилот)

Преимущества:

  • профессия, которая воплощает мечты;
  • подходит для любителей путешествовать;
  • достойная зарплата.

Недостатки:

  • мало свободного времени для личной жизни;
  • рискованная работа. Хотя авиатранспорт считается самым безопасным, на психологическом уровне многие боятся летать;
  • трудно сменить работу или найти что-нибудь смежное.

Зарплата пилота зависит от квалификации, компании и типа воздушного судна. Динамику изменения можно посмотреть на рисунке:

В зависимости от выбора сферы деятельности – военная или гражданская авиация, карьерный рост покорителей неба отличается. У военных продвижение заключается в приобретении профессионального мастерства, количестве летных часов и получении звания. В гражданской авиации карьера так же построена на получении профессиональных навыков, а так же пилотировании различных типов судов.

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь - осуществимый замысел.

Средняя заработная плата: 194000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота - хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

История

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, - человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое - целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота - командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств второй пилот должен быть готов полностью взять на себя функцию управления самолетом.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию - это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых - отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках - это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения - четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, - не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование - только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Кому подходит

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Противопоказана эта работа при нарушениях органов зрения, вестибулярного аппарата, при нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваниях, при болезнях, связанных с потерей сознания, и при нарушении координации движений.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines - 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия "Летчик" ваше призвание - не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию "Карьерный вектор" .

Строки популярной песни знакомы каждому. Однако мало кто знает, что в небо пускают не каждого. В рубрике расскажем о пилотах - летчиках гражданской авиации.

Небо, самолеты…

По данным Росстата, на сегодня в РФ насчитывается 15 тыс. пилотов. Возраст большинства из них приближается к 50 годам. Балансирование на грани резкой нехватки кадров - суровая действительность нашей авиации.

Кстати, среди пилотов катастрофически мало женщин. Во многом это обусловлено спецификой профессии: ненормированный рабочий день, психологическое напряжение. Ответственность за жизнь людей, находящихся в салоне в буквальном смысле давит, и далеко не каждый готов к такой нагрузке.

Будни пилота

Рабочий день пилота начинается как минимум за два часа до вылета: до того, как сесть за штурвал, необходимо успеть многое. Во-первых, медицинский осмотр - обязательная процедура, которую проходит каждый пилот перед рейсом. При малейшем подозрении на опьянение пилота заставляют «дуть в трубочку», и если подозрение подтверждается, летчик до вылета не допускается.

Затем брифинг, где экипаж получает данные для полета: NOTAMы, планы, карты погоды, бортжурналы. Капитан узнает количество пассажиров и багажа, эти сведения вводятся в компьютер, и на их основании программа рассчитывает loadsheet - данные по рейсу. От технических характеристик самолета, веса загрузки, маршрута и прочего зависит количество топлива, которое необходимо залить.

Ответственность за жизнь людей, находящихся в салоне в буквальном смысле давит, и далеко не каждый готов к такой нагрузке.

После брифинга и посещения наземных служб экипаж поднимается на борт. Начинается стандартная процедура подготовки к полету: проверка всех систем и оборудования, изучение бортжурналов, установка и устранение неполадок. У каждого члена экипажа свой участок работы, но больше всего дел у капитана воздушного судна: на его плечах проверка общего состояния самолета и контроль над действиями всего экипажа. После того как будет проверено все до мелочей, когда капитан убедится в полной исправности судна и готовности к полету, самолет пойдет на взлет.

Где учиться

Стать пилотом сложно. И одного горячего желания подняться в небо недостаточно. В первую очередь необходимо поступить в одно из летных училищ страны.

Высшие учебные заведения: Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации в Ульяновске, Московский Авиационный институт, Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации.

Обучение в вузах длится пять лет, после них выпускник получает звание пилота первого или второго класса.

Есть и средне-специальные учебные заведения: Сасовское летное училище, Краснокутское летное училище, Бугурусланское летное училище, Омский ЛТ колледж.

В них курс рассчитан на три года. Выпускник получает звание пилота третьего класса. К полетам на воздушных судах допускаются летчики не ниже второго класса.

Обучение одного курсанта обходится дорого - 7–8 млн. руб. Государство готово идти на такие расходы, так как дефицит кадров в этой отрасли огромен.

Чтобы поступить в учебное заведение, потребуется не только продемонстрировать хорошие знания, полученные в школе, но и доказать безупречное здоровье, пройдя медицинскую комиссию.

Однако до звания командира воздушного судна или хотя бы второго пилота выпускнику еще далеко. Никто не допустит за штурвал пассажирского самолета вчерашнего ученика. Чтобы претендовать на должность хотя бы второго пилота, курсанту необходимо налетать не менее 250 часов на грузовом самолете. Вместе со 150 часами, который каждый будущий летчик обязан отлетать в училище, опыт получается приличным.

Правда, и тут есть одно «но»: не все курсанты допускаются до полетов. Инструкторы четко разделяют теорию и практику, и до последней дело доходит не у каждого. Немаловажную роль в получении разрешения на учебные полеты играет психологическая устойчивость курсанта.

Еще один немаловажный аспект обучения - иностранный язык. Все переговоры с диспетчерами и службами при международных перелетах ведутся на английском. А потому знание языка должно быть не ниже четвертого уровня. Причем не просто в разговорном, а в профессиональном варианте английского, со знанием специализированной терминологии. Языковые курсы часто организуют сами авиакомпании, однако изучение языка - добровольная обязанность пилота, соответственно и затраты на обучение он несет самостоятельно.

Выпустившись из летного училища, свежеиспеченный летчик получает квалификацию пилота 2 класса (реже - первого) и допуск на полеты на грузовом судне. Чтобы перейти в пассажироперевозки, ему необходимо «налетать» положенное количество часов, а затем получить допуск на управление уже пассажирским судном, сдав соответствующий экзамен. После этого потребуется изучать пилотирование уже большего по размерам самолета - и так далее, вплоть до Boeing и Airbus.

Марта Спирос, HR-менеджер авиакомпании: «В гражданской авиации огромный дефицит кадров. А потому даже уволенные за какие-либо проступки летчики часто могут тут же устроиться на прежнюю должность в другую авиакомпанию».

Дефицит кадров предлагается покрывать за счет привлечения иностранной рабочей силы. Однако курсанты летных училищ, наоборот, жалуются на сложности с трудоустройством.

По мнению пилота Евгения Фенцера, все дело в амбициях молодых выпускников: «Вот выпустился он - и ему сразу оклад в двести тысяч подавай, на меньшее он не согласен. У него 150 часов налета, ему в транспортники идти не по чину».

Заработок

Профессия пилота одна из самых высокооплачиваемых в стране. И это не преувеличение. По данным Росстата, заработная плата летчиков колеблется в рамках от 90 000 до 450 000 руб. И в эту сумму не входят бонусы. Не зря летчиков в шутку называют «летающими олигархами».

Почти полмиллиона рублей! Внушительная цифра, не правда ли? А теперь давайте разберемся подробнее. Во-первых, статистика озвучивает оклады только летчиков на пассажирских судах, не затрагивая транспортную и уж тем более военную авиацию. Во-вторых, конечная сумма зависит не только от занимаемой должности, но и от типа самолета, и от количества «летных часов» в месяц. И зависимость тут прямая: чем больше самолет, чем выше ответственность, тем больше зарплата. У второго пилота оклад, как правило, на четверть, а то и на треть ниже, чем у капитана воздушного судна.

По данным Росстата, заработная плата летчиков колеблется в рамках от 90 000 до 450 000 руб.

Разумеется, фантастические заработки - не выдумка статистов, и такие оклады существуют. Заработную плату в полмиллиона рублей получают летчики-«международники», специалисты высочайшего класса, обладатели различных сертификатов и допусков. У пилотов на внутренних рейсах оклады поскромнее - 150–200 000 руб.

Неимоверное напряжение, огромная ответственность, постоянные стрессы и напрочь сбитый ритм «день-ночь» - постоянные спутники летчика. Однако весь негатив от такой сложной работы перекрывает кайф от пилотирования стального гиганта и непередаваемое ощущение полета.

Евгений Фенцер, пилот: «А самое главное знаете что? Меня вот сейчас на землю посади, ну хотя бы на месяц - я волком взвою без неба и самолетов. Я потом среди ночи сам, ножками, на своих двоих в аэропорт побегу!»

Многие мальчики мечтали когда-то стать пилотами, и лишь единицы воплощают детскую мечту. Это не просто романтичная профессия, она еще и крайне ответственная. Получить лицензию пилота частного самолета относительно нетрудно: необходимо пройти курсы и налетать минимум 40 часов, однако в кресло командира воздушного судна гражданской авиации можно попасть только после 15 лет стажа.

Поднимаясь на борт туристического лайнера, наверное, практически у всех пассажиров возникает подобная мысль: «Как же все-таки эта штука летает?». Чаще всего основная часть полета проходит в автоматическом режиме, а мастерство и опыт пилота требуются во время взлета и посадки. В данной статье мы расскажем в общих чертах, как управлять самолетом.

Для управления самолета предусмотрена сложная система, которая бывает трех видов:

  • неавтоматической;
  • полуавтоматической;
  • автоматической.

Управление в неавтоматическом (ручном) режиме требует от пилота высочайшего уровня мастерства, так как ему необходимо контролировать буквально каждую деталь: угол наклона носовой части самолета, высоту, положение в воздухе и так далее. Вдобавок даже само удержание рулевых поверхностей в нужном положении требует прикладывания довольно больших физических сил. Как правило, полеты в нормальных условиях не проходят в ручном режиме, ведь автоматизация позволяет гарантировать максимальную безопасность, осуществляя контроль за настолько большим количеством параметров, одинаково уследить за которыми человек практически не в силах, а также исключая влияние человеческого фактора.

В полуавтоматическом режиме пилоту оказывается помощь со стороны автоматических систем, которые многократно облегчают процесс управления. Однако все же успех по большей части зависит от действий капитана воздушного судна. Полностью автоматический режим примечателен тем, что отдельные этапы полета проходят без участия человека вообще.

Рули управления

Осуществлять управление самолетом гораздо труднее, чем автомобилем. Во-первых, это требует значительных физических усилий. Во-вторых, у авиалайнера имеется несколько рулей, которые отвечают за различные функции. В отличие от машины самолет можно направить не только влево или вправо, но также вниз или вверх, накренить вбок и так далее. Поэтому в системе управления самолетом имеется несколько рулей, отвечающих за высоту, направление, отклоняемые элероны.

Схема расположения осей относительно друг друга и движения самолета по данным осям

Связанная система координат

Самолет движется по сложной траектории, для описания перемещения судна по воздуху используются оси ОX (продольная), ОY (вертикальная), ОZ (поперечная). Так как оси движутся и вращаются вместе с самолетом, система координат была названа связанной. Все они проходят через центральную точку масс.

Ось ОХ является основной, ее называют строительной. Закладывается она на начальном этапе – при проектировании лайнера. Во время вращения вокруг данной оси самолет опускает одну консоль крыла и одновременно поднимает другую. Данное движение называют термином «крен». Осуществлять управление креном пилот может при помощи элеронов.

Вертикальная ось OY проходит перпендикулярно предыдущей. Располагается она непосредственно в плоскости симметрии конструкции. Движение вокруг данной оси в авиации называется забавным словом «рыскание». Управление движения самолета по данной оси осуществляется при помощи руля направления, в результате смещения положения которого нос воздушного судна отклоняется вправо-влево.

Ось OZ находится в перпендикулярном положении от оси симметрии. При вращении вокруг данной оси самолет совершает движение, называемое «тангажом» (говоря простым языком, самолет поднимает и опускает нос). Угол между осями OX и OZ называется углом тангажа. Если угол увеличивается, лайнер карбирует, а если уменьшается – пикирует. Тангажом управляет руль высоты.

Штурвал

Напротив кресла пилота располагается штурвал, который выполняет приблизительно ту же функцию, что и руль автомобиля, а именно, регулирует положение носа лайнера и угол наклона крыльев. Между сиденьями пилотов находятся две кнопки - газ и регулятор горючей смеси. Кнопка газа отвечает за впуск топлива.

Интересный факт: за поворот самолета на взлетно-посадочной полосе отвечают две педали, расположенные под сиденьем пилота, а не штурвал.

Пилоту необходимо не только контролировать штурвал, но и следить за информацией о полете. На приборной панели выводятся следующие данные: высота над уровнем моря, на которой находятся самолет, курс, скорость, температура за бортом и так далее.

Взлет

Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция - создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

Для обучения пилотов полностью воссоздается на тренажере кабина настоящего лайнера вплоть до компьютерного изображения ВПП

Посадка

Процедура посадки начинается в тот момент, когда пилот снижает высоту и заканчивается полной остановкой самолета на ВПП. Вначале пилоту необходимо зайти на посадку и лишь после этого начать снижение. Во время захода на посадку лайнер маневрирует в пределах воздушной территории аэропорта, меняет конфигурацию самолета, снижает скорость до посадочной.

Пилот сажает самолет, ориентируясь исключительно на показания приборов. Как только лайнер опускается до высоты 100 метров, необходимо переключить внимание на взлетно-посадочную полосу. После прохождения точки, находящейся на высоте 50 метров от земли, наступает самый сложный этап: пилоту необходимо уловить правильный момент и потянуть на себя штурвал так, чтобы задние шасси аккуратно коснулись ВПП. Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса. Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео.

Вконтакте