Платформа морской старт. S7 Group купила плавучий космодром "Морской старт"

В конце сентября крупнейший частный российский авиаперевозчик S7 Group выкупил у группы Sea Launch примерно за 160 млн долларов активы плавучего космодрома «Морской старт»: корабль Sea Launch Commander, морскую стартовую платформу Odyssey и наземный комплекс в базовом американском порту Лонг-Бич. Одни поспешили назвать главу и совладельца S7 Владислава Филёва недальновидным бизнесменом (в последнее время «Морской старт» приносил только гигантские убытки), которого обвели вокруг пальца, всучив некондицию, другие тут же окрестили русским Илоном Маском. На самом деле и те и другие далеки от истины. Партнеры и друзья отзываются о Владиславе как о предпринимателе, который дотошно просчитывает все риски. Вот и на встрече с «Популярной механикой» Владислав Филев ни на минуту не выпускал из рук карандаша: рисовал схемы, подсчитывал и выдавал по памяти огромный массив цифр. А говорили мы с ним о плавучих космодромах, ракетах-носителях, будущем космонавтики — в общем, о том, о чем мечтали в детстве.

Владислав Филев имеет к космонавтике самое непосредственное отношение: после окончания Военного инженерного института имени А. Ф. Можайского (сейчас Военно-космическая академия) с 1985 по 1993 годы служил в ракетных войсках стратегического назначения в должности военного инженера. И на вопрос о том, считает ли он хорошей идеей приобретение «Морского старта», не раздумывая, отвечает: «Для нашей страны это идея гениальная. Потому что у нас нет территорий для наземного космодрома на экваторе».

При старте с экватора космическая ракета может поднять на орбиту больше полезной нагрузки, эффективно используя скорость вращения Земли. Запуски «Морского старта» производились из экваториальной зоны в Тихом океане вблизи острова Рождества. Первый коммерческий запуск состоялся в октябре 1999 года, последний (на сегодняшний день) — в мае 2014-го.

Опередивший время

Само появление такого проекта, как «Морской старт», можно назвать чудом. С падением «железного занавеса» наша страна очень хотела выйти на мировой рынок космических запусков. Мы обладали колоссальным опытом вывода грузов на орбиту, но ничего не знали о функционировании этого рынка. Кроме того, на Западе нам не очень доверяли, а при упоминании о военной нагрузке вообще прекращали разговор. С другой стороны, США стремительно проигрывали в коммерческих запусках французской компании Aerospatiale, выводящей спутники при помощи ракет-носителей Ariane из района экватора. У американцев не было ни подходящей ракеты-носителя, ни экваториального космодрома. Когда генеральный директор ракетно-космического концерна «Энергия» Юрий Семенов предложил компании Boeing совместную реализацию проекта «Морской старт», это неожиданно нашло поддержку на всех уровнях. Невероятно, но этот фантастический замысел объединил сразу четыре страны: Россию, США, Норвегию и Украину, которые сейчас просто невозможно усадить за один стол. Причем каждая сторона была незаменима.

Украина поставляла «Зенит-3SL» — морскую модификацию самой совершенной на тот момент ракеты-носителя «Зенит-2». Этот комплекс создавался как оружие последнего дня: в чрезвычайной ситуации, когда из строя выведены все спутники, он мог запускать ракеты через каждые 2−6 часов, быстро восстанавливая орбитальную группировку. «Зенит» единственный в мире был способен в автоматическом режиме выполнять предпусковые операции и непосредственно старт — а это необходимое условие для запуска с морской платформы, ведь там не должно быть людей. Самая современная на тот момент система управления определяла положение ракеты в пространстве и выбирала оптимальную траекторию. Уникальные свойства можно перечислять долго. Так как создавали «Зенит» для военных нужд, главным разработчиком было назначено днепропетровское КБ «Южное», а изготовителем — «Южный машиностроительный завод», специализировавшиеся в СССР как раз на боевых ракетах.


Норвежская компания Kvaerner изготавливала морскую часть — сборочно-командное судно Sea Launch Commander и уникальную самоходную погружаемую стартовую платформу Odyssey. Платформа была перестроена из самоходной нефтедобывающей платформы Ocean Odyssey, которую спустили на воду в Японии в 1982 году. Шестью годами позже она сгорела в Северном море и была отстроена заново.

РКК «Энергия» делала для «Зенит-3SL» разгонный блок ДМ-SL и отвечала за монтаж стартового комплекса на платформу Odyssey на Выборгском судостроительном заводе (за основу был взят наземный стартовый комплекс «Зенита» на Байконуре). Помимо этого Россия поставляла в Днепропетровск около 70% комплектующих, включая лучший в то время ракетный двигатель первой ступени РД-171.

Компания Boeing, решавшая все вопросы маркетинга и поиска зарубежных заказчиков, разработала и изготавливала носовой блок полезного груза с обтекателем. Западные заказчики как огня боялись утечек секретных технологий. Отсек полезного груза собирался в здании берегового комплекса в порту Лонг-Бич без доступа российских специалистов и герметично запечатывался. Только после этого он стыковался с ракетой-носителем, которая морем доставлялась в Лонг-Бич из украинского Николаева.


Мы перечисляем все это настолько подробно, чтобы дать хотя бы поверхностное представление о беспрецедентной сложности международной кооперации в проекте «Морской старт», первоначальные расходы на который превысили 3,5 млрд долларов. Тем не менее компании не удалось обеспечить рентабельность проекта, и в 2009 году она обанкротилась, почти все акции выкупила РКК «Энергия» и после многочисленных попыток реанимации продала проект Владиславу Филеву.

Без альтернативы

Главная проблема нынешнего «Морского старта» не в маркетинге, а в том, что ракета-носитель производится на Украине и заменить ее невозможно: «Зенит-3SL» подходит к стартовому комплексу как ключ к замку. Однако оптимист Филев считает это удачей: если бы Россия с Украиной не поссорились, его бы к этому комплексу и близко не подпустили. Для S7 Group «Морской старт» — входной билет в космический бизнес. Вход в тему за такую небольшую сумму — это удача. «Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, — говорит Владислав, — и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone». Благотворительностью покупку космодрома он не считает, а рассматривает ее как коммерческий проект, перечисляя аргументы. Первое — это наличие готового, очень современного даже по сегодняшним меркам стартового комплекса. Второе — существование серьезного задела. Третье — отсутствие тяжелой ракеты в стране. России все равно нужно выводить грузы на орбиту, особенно гражданские — военные забрасывает сверхдорогая «Ангара». Научные и коммерческие задачи надо будет решать по‑другому.


В отношении «Зенитов» Владислав Филев придерживается осторожного оптимизма. Да, «Морской старт» заточен строго под «Зениты», и производить их могут только в Днепропетровске. Но космическая тематика всегда была в стороне от политики. Например, какими бы натянутыми ни были отношения между СССР и США, сотрудничество по космическим программам не прекращалось никогда. «Космос может оказаться той самой ниточкой, которая будет связывать Россию и Украину, — улыбается Филев, — я надеюсь, что он останется той отраслью, где кооперация еще возможна». Другой довод Филева — семейство ракетных двигателей РД-171, которые производят в Химках на НПО «Энергомаш» по сложнейшим технологиям Rocket Science. Разработанный в конце 70-х, этот двигатель и сейчас вне конкуренции, недаром же американцы ставят созданные на его основе двигатели РД-180 и РД-181 на свои ракеты-носители: США до сих пор не могут разработать аналогов. Собственно, сейчас Штаты и являются единственным заказчиком этого семейства: у России после распада СССР нет своего носителя под передовой ракетный двигатель. Американцы периодически грозят прекратить закупки. И если это произойдет, России надо будет либо закрыть завод, либо договориться с Украиной, считает Филев. Да и у Украины тоже нет альтернативы.

К копированию «Зенита» на российских предприятиях Филев относится скептически. «Зачем повторять ту же самую ракету через сорок лет? — усмехается он. — Все равно потребуется заложить новые элементы и решения, которые позволили бы новой ракете быть лучше, дешевле, эффективней. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Однако нельзя оставить комплекс и ждать, когда сделают новую ракету, по трем причинам. Первое — мы потеряем технологии. Второе — людей. Третье — когда мы наконец сделаем ракету, рынок будет занят. «Зенит» для нас ключевой элемент, который не позволит вытеснить нас с рынка».

Нам нужен ракетный Т-34

Владислав Филев не любит сравнения с Илоном Маском и не разделяет его увлеченность многоразовыми ракетами. Мы уже это проходили: и боковые ускорители «Энергии» изначально проектировались как многоразовые, и тот самый легендарный РД-171 сконструирован на двадцать включений. С точки зрения экономики все это не работает. В двигателе после возвращения многое надо менять — и сопло, и камеру сгорания. Остается только насос высокого давления. И если посчитать, то он не стоит затрат на возвращение. С другой стороны, Филев считает, что одноразовую ракету-носитель можно сделать сильно дешевле. Стоимость изготовления немцами первоклассного редуктора с точностью в 20 мк (в 30 раз тоньше человеческого волоса) мелкосерийным способом сейчас составляет 50 евро за 1 кг. Стоимость современного авиадвигателя, например CFM56, — 4000 долларов за 1 кг. А ракетный двигатель производится по цене около 1000 долларов. Владислав Филев считает, что если их производить не мелкой серией, а на потоке, то стоимость можно опустить до 500 долларов и ниже. «Для этого надо делать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. — Филев тщательно подыскивает слова. — Нам нужен ракетный Т-34. Который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями».


Гибридные гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели SABRE будут использовать кислород из воздуха при полете в нижних слоях атмосферы и жидкий — из топливных баков — на высоте. Разработчики из Reaction Engines Ltd. планируют устанавливать их на космопланы Skylon, которые смогут достигать орбиты на одной ступени и в разы дешевле, чем сегодня.


Не самолет и не ракета

Но это все настоящее. Когда мы начинаем говорить о будущем, глаза Филева загораются. После Вернера фон Брауна нового пока ничего не придумано, считает он. Даже революционные МиГ-25 были сделаны в далекие шестидесятые. Сегодня самолеты стали чуть надежней и экономичней, но рывка в характеристиках не произошло. В ракетостроении все даже хуже: ракеты не стали ни экономичнее, ни надежнее, но значительно подорожали. Почти все современные разработки базируются на идеях, выдвинутых еще Вернером фон Брауном. Но есть в мире один эксперимент, который может стать революционным, уничтожить разницу между ракетой и самолетом. Почти четверть века назад три инженера в Rolls-Royce выдвинули идею принципиально нового двигателя Synergistic Air-Breathing Rocket Engine, SABRE, который работает на первом этапе как турбореактивный двигатель, используя в качестве окислителя забортный воздух. На втором этапе полета он действует как прямоточный. И на третьем — как обычный ракетный двигатель, используя внутренний бортовой окислитель. Не получив поддержку в Rolls-Royce, они основали свою компанию Reaction Engines и принялись за разработку. По мере готовности отдельных технологий супердвигателя росли и инвестиции в проект: сначала правительство Великобритании, потом British Aerospace, затем, говорят, Пентагон. Еще недавно основатели Reaction Engines говорили, что первый полет планируется на 2029 год. Сейчас называют уже 2024 год. Этот самолет будет выводить на круговую орбиту 1300 кг. Вот это и есть возможное будущее.

Зачем России нужен проект «Морской старт», и есть ли перспективы у одноразовых ракет?

Владислав Филёв, глава и совладелец компании S7

Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone. Для нашей страны «Морской старт» — это идея гениальная. Потому что у России нет территорий для наземного космодрома на экваторе. Надеюсь, космос останется той отраслью, где возможна международная кооперация. У одноразовых ракет есть будущее, если добиться значительного снижения их стоимости. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Надо изготавливать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. Нам нужен ракетный Т-34, который мы будем массово выпускать и который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями.

Главная причина, приведшая к созданию плавучего плацдарма - это безусловная выгода при выводе космических объектов на так называемую геостационарную орбиту. На ней, расположенной в плоскости экватора на расстоянии около 36000 километров от поверхности Земли, размещают обычно спутники связи.

Запуск с экватора позволяет не только обойтись без сверхэнергоемких маневров для поворота плоскости орбиты спутника, но и использовать при пуске ракеты-носителя дополнительный прирост скорости за счет вращения Земли. Таким образом, при той же мощности можно вывести гораздо больший полезный груз.

Но нет ни одной страны, расположенной на экваторе, где можно было бы обеспечить столь необходимую для космических запусков стабильность сейсмическую, климатическую и политическую. Отсюда возникла идея создания плавающего, то есть передвижного, космодрома.

Интересно, что проект морского старта дважды обсуждался еще в СССР. Что неудивительно Байконур слишком далеко от экватора, в результате чего тот же «Протон» выводит на геостационарную орбиту только 1800 килограммов, тогда как на траекторию к Марсу около пяти тонн! Однако в итоге проект отвергли как фантастический.

Снова РКК «Энергия» заинтересовалась им, когда ученые начали обдумывать способ выброса в дальний космос радиоактивных отходов. Для этого стала прорабатываться концепция переделки супертанкера в стартовую площадку. В итоге концепция превратилась в одно из самых дерзких инженерных свершений конца XX столетия.

Для осуществления замысла «Морского старта» был создан международный консорциум в составе США, России, Норвегии и Украины. Координация работ была возложена на американскую аэрокосмическую компанию «Боинг». Она же оборудовала всем необходимым порт основного базирования плавучего космодрома в Лонг-Биче. Кроме того, она произвела обтекатели для запускаемых аппаратов. Также «Боинг» обеспечил их сопряжение в единую космическую головную часть, которая, в свою очередь, затем была состыкована с ракетой-носителем.

Главный представитель России в проекте «Морской старт» - ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. СП. Королёва. На нее возложили задачу производства верхней (в данном случае - третьей) ступени носителя, непосредственно выводящую спутник на требуемую орбиту. Этот разгонный блок хорошо себя зарекомендовал в качестве четвертой ступени ракеты «Протон» для запуска межпланетных станций и тех же спутников связи. Для «Морского старта» его, конечно, пришлось доработать. Впрочем, доработке подверглись и прочие составляющие этого международного комплекса.

Корпорация «Энергия» также разработала автоматизированные системы управления подготовкой, пуском и полетом ракеты и измерительный комплекс. Корпорация же координирует создание и монтаж ракетного оборудования в целом.

Кроме «Энергии» в проекте «Морской старт» участвуют КБ транспортного машиностроения, НПО автоматики и приборостроения, НПО «Криогенмаш», КБ транспортно-химического машиностроения, завод «Атоммаш», завод «Арсенал» и другие.

Всем, что связано непосредственно с морской частью проекта, занимается крупнейшая в мире норвежская морская корпорация «Квернер». На принадлежащей ей в шотландском городе Глазго верфи «Квернер-Говен» построено СКС — сборочно-командное судно «Си Лонч Коммандер». Его длина - 203 метра, ширина - 33 метра, водоизмещение - около 30000 тонн. На СКС расположен цех-ангар для сборки ракеты, комплекс автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, командный пункт управления полетом и другими системами.

От Украины участие в проекте приняли известное конструкторское бюро «Южное» и днепропетровский завод «Южмаш». Там еще в начале 1980-х годов была создана ступенчатая ракета-носитель «Зенит». Главные ее достоинства помимо хороших энергетических характеристик это высокая экологичность. А экологии уделяется большое внимание в этом проекте. В случае загрязнения океана само осуществление его ставилось под сомнение. В «Зените» используют экологически безвредные компоненты топлива: керосин и жидкий кислород.

Платформу - плавучую стартовую площадку - из Глазго по морю транспортировали в Выборг. Здесь на местном судостроительном заводе смонтировали стартовое оборудование. Для этого использовали гигантский катамаран «Одиссей», построенный несколько лет назад для разработки нефтяных месторождений в море. Водоизмещение этой платформы на ходу - 27,5 тысяч тонн, а в полузатопленном состоянии (перед
стартом) - 46 тысяч тонн.

«На сборочно-командном судне нам надо было смонтировать и испытать свыше 1000 тонн механического, заправочного, электротехнического и другого оборудования, необходимого для сборки ракет "Зенит", их автоматизированной подготовки к старту и управления полетом, - вспоминает заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» и руководитель ее научно-технического центра Валерий Алиев. - На саму же платформу предстояло смонтировать три тысячи тонн сложного стартового оборудования. Порой приходилось работать по 14-15 часов в сутки, корабелы сумели очень многое сделать уже у достроечной стенки. Пришлось кое-что даже доделывать в пути.

На верхней палубе платформы расположен ангар для размещения ракеты, ниже находится оборудование для заправки керосином и жидким кислородом. При старте ракеты огненная струя из сопел двигателей попадает прямо в воду, для чего стартовый стол вывешен за кормой.

После того как сборочно-командное судно и стартовая платформа были полностью оснащены и прошли предварительные испытания на Балтике, их отправили своим ходом в Тихий океан - к западному побережью США. Руководство консорциума отказалось от первоначального плана вести ее вокруг мыса Горн или мыса Доброй Надежды. «Одиссей» отправился через Гибралтар, Суэцкий канал, Сингапур. На борт СКС в Петербурге погрузили два комплекта ракет «Зенит» и два разгонных блока РКК "Энергия", необходимых для вывода спутников на геостационарную орбиту.

Лоцманы были непреклонны: только полное безветрие и штиль. В любую другую погоду они не гарантировали, что гигантский стальной остров, а его высота 58, длина 133, ширина 67 метров, впишется в узкие габариты канала, проходящего по шхерам Выборгского залива.

В итоге платформа благополучно прибыла в калифорнийский город Лонг-Бич, где неподалеку расположены фирмы-производители спутников. Здесь разместилась основная база "Морского старта". Там плавсредства должны заправляться топливом, туда же станут прибывать в разобранном виде ракеты-носители. В дальнейшем их собирают на борту командного судна, а затем перегружают в ангар платформы. В нем, при постоянном контроле условий хранения, ракета находиться в рейсе до места старта.

Для пусков выбрали место примерно на 152-м градусе западной долготы, к югу от Гавайских островов. Согласно статистическим данным, за полтора века этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным.

По прибытии к месту старта платформу при помощи балласта заглубили на 21 метр, чтобы придать дополнительную устойчивость. Теперь на нее не действуют никакие мыслимые волны. Точность положения комплекса поддерживается системой динамического позиционирования. После стабилизации платформы из ее ангара вывозится и устанавливается вертикально ракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполняет эту операцию автоматизированный транспортер-подъемник, управление которым, как и всеми последующими действиями, ведется с командного судна. Туда же заранее переходит и экипаж платформы, дополнив собою его собственную команду из 230 человек».

«Эта гигантская платформа на больших понтонах на волны совершенно не реагирует, - рассказал руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия» имени СП. Королёва Юрий Семенов. - Кроме того, возможность дистанционной подготовки к пуску повышает его безопасность. А старт из пустынной части океана позволяет не беспокоиться, что кому-нибудь на дом упадут отработавшие свое первые ступени ракеты-носителя... Получилось так, что один из самых сложных космических проектов конца XX века - чисто коммерческий, он не использует государственных средств. Финансирование осуществляется из средств самих партнеров, а также за счет кредитов банков.

Экваториальное расположение "Морского старта" позволяет «Зениту» выводить спутники значительно более тяжелые, нежели при старте с Байконура, что существенно удешевляет запуски. Поэтому "Си Лонч" продекларировала цены за запуск на 30-40 миллионов долларов ниже по сравнению с использованием европейской ракеты "Ариан-4", что сразу привлекло внимание заказчиков. Довольно быстро у фирмы "Боинг", которая в "Морском старте" занимается маркетингом, сформировался портфель заказов на тридцать запусков. Это ускорит окупаемость проекта.

Россия уже получила реальную выгоду. Ведь четыре года около тридцати тысяч человек работали для "Морского старта", причем зарплату получали сотрудники предприятий самых бедствующих наших отраслей. Рабочие места даст и продолжение поставок ракет. РКК «Энергия» подготовила четыреста человек для обслуживания "Морского старта" — двойной экипаж с запасом.

В марте 1999 года состоялся первый испытательный пуск ракетно-космической системы "Морской старт". Запуском демонстрационного макета была доказана практическая возможность вывода коммерческих спутников с экватора».

У президента РКК «Энергия» Юрия Семенова есть мечта - создать сугубо российский «Морской старт». Все наши судостроительные верфи наперебой предлагают свои услуги и готовы заменить норвежцев. И технически такой проект вполне выполним в России. Вот только бы деньги нашлись...

Российская компания S7 Group станет владельцем морской платформы для запуска космических аппаратов Sea Launch. Владельцы рассчитывают заработать на коммерческих запусках, эксперты сомневаются в успехе проблемного проекта

Морская платформа для запуска космических аппаратов Sea Launch (Фото: Damian Dovarganes/AP)

О подписании договора, согласно которому S7 получит в собственность корабль Sea Launch Commander, на котором доставляются ракеты-носители на плавучий космодром на экваторе, платформу Odyssey, с которой осуществляются запуски, наземное оборудование в базовом порту в Калифорнии и сам бренд Sea Launch, было объявлено в Мексике в рамках Международного астронавтического конгресса IAC-2016 в Гвадалахаре.

Сделка будет закрыта через полгода. Она должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Основной владелец S7 Group Владислав Филев заявил, что компания стала обладателем космодрома за $160 млн. «В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн», — приводит слова Филева о стоимости сделки ТАСС .

Продавцом выступила госкомпания РКК «Энергия», пытавшаяся выйти из проекта еще с 2014 года. Sea Launch («Морской старт») была создана еще в 1995 году как международный консорциум для осуществления коммерческих космических запусков. Основная роль в проекте принадлежала России (в лице ракетно-космической корпорации «Энергия») ​и американской компании BoeingCommercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации Boeing), имевших на старте проекта 25 и 40% акций соответственно. Еще 15% в совокупности было у украинских КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (разрабатывали и производили ракеты-носители «Зенит»), 20% — у норвежской судостроительной компании Aker Kværner. Инвестиции в запуск проекта составляли $3,5 млрд.

Амбициозный проект оказался тем не менее убыточным. В 2009 году компания Sea Launch прошла через процедуру банкротства, долги компании составляли до $1 млрд при стоимости активов от $100 млн до $500 млн. Проблемы были связаны с недостаточной интенсивностью запусков при высокой стоимости обслуживания проекта.

После этого проект стал фактически российским: совет директоров SLC принял решение отдать главную роль Ракетно-космической корпорации (РКК). После реорганизации, последовавшей за решением суда летом 2010 года, 95% акций компании досталось «дочке» РКК «Энергия» Energia Overseas Limited, 3% — американской Boeing, 2% — норвежской Aker Solutions.

В 2014 году запуски с Sea Launсh и вовсе прекратились — на фоне конфликта с Украиной запуски ракет «Зенит» украинского производства, под которые было смонтировано все оборудование, на плавучем космодроме стало невозможным. Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин сообщал о переговорах с партнерами из стран БРИКС о совместной реанимации проекта, однако это не дало результата.

В марте 2016 года в СМИ появились сообщения, что владелец S7 Владислав Филев — выпускник Ленинградской академии Военно-космических сил — заинтересован в покупке космодрома. Его сравнивали с Илоном Маском.

После объявления о сделке Филев заявил, что рассчитывает заработать на этом проекте, а S7 станет не только авиационной, но и космической компанией. «Приобретение космодрома — это «входной билет» для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — приводятся слова Филева в официальном пресс-релизе. По его словам, к концу 2018 года он планирует расконсервировать проект и рассчитывает осуществить до 70 коммерческих запусков за 15 лет после этого.

Не все эксперты разделяют оптимизм бизнесмена. Филев не сможет получить коммерческую выгоду из этого проекта каким-то другим путем, кроме перепродажи другой стране, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его словам, частному инвестору требуются какие-то иные основания для приобретения «Морского старта», чем использование по его прямому назначению.

Капвложения в разработку новой ракеты взамен «Зенита» составят порядка $1 млрд, подсчитал эксперт, и Россия обладает всеми ресурсами для создания такой ракеты. «Но «Морской старт» ранее не показал коммерческой эффективности, не нашлось столько полезных нагрузок, а окончательный крест на проекте поставил российско-украинский конфликт с прекращением выпуска ракет «Зенит». Рынок поделен, и частному игроку сложно туда войти. Мы не можем найти заказчиков даже на «Протон», — сказал Моисеев.

Более оптимистично настроен профессор кафедры аэрокосмических систем МГТУ им. Баумана Егор Щеглов. Он считает, что проект может стать выгодным, если будет подходящая ракета. «При старте с экватора в космос ракета сможет поднять наибольшую свободную массу на орбиту. Ранее с «Морского старта» достаточно выгодно запускали американские спутники. При условии наличия ракеты рынком услуг для Филева могли бы стать коммерческие компании, которые запускают спутники связи. Спутниковые операторы постоянно нуждаются в запуске новых спутников, так как старые выходят из строя. Однако после каждого пуска ракету нужно везти в порт, а это может быть довольно далеко, ранее она базировалась в Америке», — рассказал Щеглов. Пока непонятны детали о том, где будет базироваться «Морской старт», экономическую выгоду этого проекта оценить сложно.

По состоянию на 2015 год доля России на мировом коммерческом космическом рынке составляла около 1%. Общегодовая выручка компаний от предоставления коммерческих космических услуг составила около $2 млрд. С учетом государственного заказа за 2015 год российские предприятия получили выручку в размере около $6 млрд (при общем объеме мирового рынка $277 млрд).

Глава S7 Group (в её состав входит авиакомпания «Сибирь») Владислав Филёв объявил о покупке плавучего космодрома «Морской старт», расположенного в Тихом океане. «Я буду первым в космосе», – заявил Владислав Филёв на пресс-конференции, посвящённой покупке. Откуда такая уверенность? «Морской старт» не функционирует с 2014 года, непонятно, с помощью каких ракет производить запуски...

РКК «Энергия» и российская сторона будто отползала от проекта, Boing в долгах по нему, Россия успела за это время построить космодром Восточный, и откуда у S7 на это деньги? Что же задумал «российский Илон Маск», как уже поспешили назвать г-на Филёва западные журналисты? Насколько вообще оправданно такое сравнение, мы обязательно постараемся выяснить в последующих публикациях.

Космодром «Морской старт» появился вблизи острова Рождества в Тихом океане в 1995 году. Он позволяет запускать ракеты прямо с экватора, а значит, максимально эффективно использовать энергию вращения Земли при старте носителей. Всего с плавучей платформы провели 36 пусков, 32 из которых оказались успешными! Однако затем начались проблемы.

Изначально проект был международным – 40% акций управляющей компании принадлежало Boeing, 25% – российской Ракетно-космической корпорации «Энергия» (РКК «Энергия»), 5 и 10% соответственно – КБ «Южное» и производственному объединению «Южмаш» (Украина). Ещё 20% акций владела норвежская судостроительная компания Aker Kværner (ныне Aker Solutions). Несколько лет назад в ходе запущенной процедуры банкротства пакет акций перераспределился. РКК «Энергия» стало принадлежать 95%, Boeing – 3%, Aker Solutions – 2%. Роскосмос вёл переговоры о продаже «Морского старта» с 2014 года, в том числе с США, ОАЭ, Китаем и Австралией. Однако они покупать космодром не захотели. В итоге полгода назад стало известно об интересе к проекту со стороны S7. В рамках сделки компания станет владельцем корабля Sea Launch Commander и платформы Odyssey, где установлено оборудование ракетного сегмента, а также наземного оборудования в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарного знака Sea Launch.

Но так и хочется спросить: а для чего всё это делается? По отчётности S7 за 2015 год, её общий объём кредитов, займов и прочей задолженности составлял 26,2 млрд рублей. Большой рычаг – обычная ситуация для авиакомпаний. Есть версия, что Филёв купил «Морской старт» в пользу государства и получит скоро госгарантии для кредитов или живые средства из бюджета. Но даже если он купил его за свои, то остаётся немаловажный вопрос – зачем России пятый по счёту космодром? Ведь он либо начнёт конкурировать с имеющимися (и тогда государству разумно попросить не покупать «Морской старт», так как он обрушит заказы на свеженький Восточный), либо государство призналось, что новый космодром неэффективен и нужна более дешёвая площадка. Это больше похоже на то, что найдена новая технология вывода средств из бюджета крупными кусками – иначе как объяснить, что скоро в распоряжении нашей страны будет очередной космодром. Давайте посчитаем – Байконур ещё в аренде на долгие годы, Восточный вот-вот запустят, Плесецк в Архангельской области, а ещё есть полигон Капустин Яр в Астраханской, недостроенный Свободный в Амурской области, о котором ранее писала «Наша Версия», и исключительно военная пусковая база-космодром Ясный в Оренбургской области. Зачем нам нужен ещё один на экваторе при дефицитном бюджете, кто-то знает?

Ракетный дефицит

Планы на «Морской старт» у нового владельца грандиозные. Но возникает проблема: «Морской старт» изначально создавался для запуска ракет модификации «Зенит-3SL», которые производились на украинском предприятии «Южмаш». Однако по экономическим причинам «Южмаш» не выпускает «Зениты» больше двух лет. Предприятие даже не может изготовить единственный «Зенит» для запуска новейшего украинского спутника связи, хотя сам спутник давно готов. На покупку комплектующих в России у компании нет денег.

Не менее экономики важен и политический момент. Ключевые элементы для «Зенитов», в частности маршевые двигатели, поставлял Роскосмос. И как только поставки двигателей прекратились, производство «Зенитов» встало. Потому, если даже руководство S7 согласует все вопросы с «Южмашем», эти договорённости мало что будут означать. Передача на Украину таких высокотехнологичных изделий, как двигатель «Зенита» РД-171, в нынешних условиях представляется практически невозможным делом.

«Мы готовы работать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит», одновременно с этим прорабатываем другие варианты, в том числе создание новой ракеты с учётом современных технологий», – заявил Владимир Филёв.

СПРАВКА

Группа S7 на 100% принадлежит семье Филёвых – Наталье и Владиславу. В состав S7 входят компании: S7 Airlines, S7 Tour, S7 Ticket, S7 Travel Retail, S7 Service, S7 Training, S7 Cargo, Sibir Technics, S7 Engineering и другие.

«В последние годы мы не поддерживаем отношений с «Южмашем» и не имеем достоверной информации о том, что там сейчас происходит, – признался глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев. – Замена украинской ракете «Зенит» может быть создана в течение пяти лет. Для этого потребуется дополнительное внебюджетное финансирование проекта со стороны инвестора «Морского старта» – консорциума S7, где не исключают участия в разработке новой ракеты. Мы готовы ускорить создание ракеты в случае, если инвестор «Морского старта» проявит заинтересованность и посчитает целесообразным поддержать данный подход».

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» уже сообщила, что готова ускорить разработку новой ракеты «Сункар» для использования на плавучем космодроме. Однако финансирование работ по созданию ракеты «Сункар» запланировано лишь на 2020 год.

Роскосмос рад сделке

Прояснить многочисленные вопросы, возникающие в связи с новостью о переходе «Морского старта» на российскую «прописку, вероятно, мог бы глава Рос­космоса Игорь Комаров. Его появление ожидалось на пресс-конференции, однако перед журналистами он так и не появился. Оказывается, в это время глава Роскосмоса был у Владимира Путина, где как раз рассказывал президенту о подписании контракта «Морского старта» с компанией S7.

Игорю Комарову наверняка было чему радоваться – согласие Владимира Филёва войти в проект закроет существенную часть убытков «Энергии». А это ни много ни мало 19 млрд рублей, которые остались у «Энергии» от работы с «Морским стартом».

«Мы с РКК « Энергия» будем делать проект вместе. В авиа­компаниях это называется «совместная эксплуатация авиалиний». Будем зарабатывать вместе, – оптимистически заявил г-н Филёв. – Компания S7 рассчитывает ежегодно тратить на запуски с космодрома «Морской старт» 1,6 млрд рублей. Запуск одного спутника стоит 250 млн плюс 70 млн стоит пуск. Очевидно, что 1,6 млрд в год (каждый год) я из кармана вытащить не могу. Компания планирует привлекать партнёров. Управление будет частно-государственным...»

Глава S7 уверен, что ресурса платформы хватит ещё на 90 запусков. Потом ей понадобится модернизация, после чего будет производиться по 6 запусков в год в течение 15 лет. В коммерческих пусках с «Морского старта» заинтересованы крупнейшие мировые телекоммуникационные компании. При грамотном и чётком управлении эти пуски могут принести 30 млрд долларов в год! Остаётся лишь удивляться, что в таком жёстком минусе оказалась РКК «Энергия». Но справится ли г-н Филёв с этой сложной задачей?

Вызывает вопросы и персона нового владельца космодрома – г-на Филёва. У S7 есть многочисленные скелеты в шкафах – список авиапроисшествий с самолётами авиакомпании «Сибирь» более чем внушительный... Про ЧП в небе над Швейцарией в январе 2002 года российские СМИ не писали, потому что история, по всей видимости, была тщательно замята с помощью давнего друга г-на Филёва Александра Нерадько, занимавшего в тот момент пост первого заместителя министра транспорта. Что произошло? Самолёт авиакомпании «Сибирь» Ту-204 Женева – Москва шёл на взлёт, когда неожиданно произошла разгерметизация салона. При этом на борту самолёта не оказалось кислородных масок. Пассажиры начали задыхаться. К счастью, самолёт успели посадить.

Вот и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев тоже жаловался на работу авиакомпании «Сибирь». Он даже отправлял телеграмму министру транспорта, просил принять меры по обеспечению безопасности полётов. Тулеев отмечал, что компания использует самолёты зарубежного производства со значительным сроком эксплуатации. Также в адрес авиакомпании не раз звучали упрёки в недостаточном внимании к подготовке лётного состава и в постоянном стремлении сэкономить. Не скажется ли любовь к экономии на космических запусках?

Индия


Другим азиатским гигантов активно развивающим свои ракетные технологии является Индия. В первую очередь это связано с совершенствованием ракетно-ядерного потенциала в противостоянии с Китаем и Пакистаном. При этом попутно реализуются национальные космические программы.


Индийские ракеты-носители

На юге штата Андхра-Прадеш, на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе построен индийский «Космический центр имени Сатиша Дхавана».

Он назван в честь бывшего главы космического центра, после его смерти. Космодром принадлежит Индийской организации космических исследований. Близость к экватору является одним из несомненных преимуществ космодрома. Первый запуск с космодрома состоялся 18 июля 1980 года.


Старт индийской лёгкой ракеты-носителя ASLV

На космодроме имеется две стартовые площадки и ведётся строительство третьей.Кроме стартовых комплексов для ракет различного назначения на космодроме есть станция слежения, два монтажно-испытательных комплекса, специальные стенды для испытаний ракетных двигателей. На территории космодрома построен завод по производству ракетного топлива.


Спутниковый снимок Google Earth: пусковая установка на космодроме Шрихарикота

С космодрома осуществляются запуски РН: легкого типа ASLV, стартовая масса 41000 кг и тяжелого типа GSLV, стартовая масса до 644 750 кг.

Индия - одна из очень немногих космических держав, которая самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту (первый GSAT-2 - 2003 год), возвращаемых космических аппаратов (SRE - 2007 год) и автоматических межпланетных станций к Луне (Чандраян-1 - 2008 год) и оказывает международные пусковые услуги.

ракета-носитель GSLV транспортируется на стартовую позицию

Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и ожидается, что с 2016 года она начнёт пилотируемые космические полёты собственными силами и станет четвёртой космической сверхдержавой. Большую помощь в этом оказывает Россия.

Япония

Крупнейшим японским космодромом является «Космический центр Танэгасима».

Космодром расположен на юго-восточном побережье острова Танэгасима, на юге префектуры Кагосима, в 115 км южнее острова Кюсю. Он был основан в 1969 году, и управляется Японским агентством аэрокосмических исследований.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром Танэгасима»

Здесь собирают, испытывают, запускают и следят за спутниками, а также испытывают ракетные двигатели. С космодрома запускаются тяжелые японские тяжелые ракеты-носители H-IIA и H-IIB, стартовая масса до 531 000 кг.


Старт ракеты-носителя H-IIB

Это основные ракеты-носители, запускаемые с космодрома, кроме них отсюда также запускают лёгкие геофизические ракеты, предназначенные для суборбитальных научных исследований.

Стартовая площадка для ракет H-IIA и H-IIB- включает в себя две пусковые площадки с башнями обслуживания. РН H-IIA - транспортируются и устанавливаются на площадки в полностью собранном виде.

Вторым космодромом Японии является «Космический центр Утиноура». Он расположен на побережье Тихого океана вблизи японского города Кимоцуки (бывший Утиноура), в префектуре Кагосима. Строительство Космического центра предназначенного для экспериментальных запусков крупных ракет было начато в 1961 году, и завершено в феврале 1962 года. До момента образования Японского агентства аэрокосмических исследований в 2003 году, он обозначался как Космический центр Кагосима и работал под эгидой Института Космонавтики и Аэронавтики.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Утиноура»

На космодроме имеется четыре пусковых установки. С космодрома «Утиноура» стартуют твердотопливные ракеты-носители легкого класса «Мю», стартовая масса до 139000 кг.

Они применялись для всех запусков японских космических аппаратов научного назначения, а также геофизические и метеорологические ракеты.


запуск ракеты-носителя Мю-5

На смену Mю-5 должна прийти ракета Epsilon, которая хоть и может вывести на низкую околоземную орбиту несколько меньшую полезную нагрузку, чем Mю-5, но должна стать намного дешевле.

Япония помимо запуска коммерческих и научных спутников учувствует в ряде международных программ. РН Мю-5 запущены спутники для исследования Марса «Нодзоми» и КА «Хаябуса», исследовавший астероид «Итокава». Последний пуск, во время которого на орбиту были выведены спутники Solar-B и HIT-SAT, а также солнечный парус SSSAT, с помощью РН H-IIB доставляются грузы на МКС.

Бразилия

Ещё одним после французского «Куру» южно-американским космодромом стал бразильский «Центр запусков Алкантара», на севере атлантического побережья страны. Он расположен ещё ближе к экватору, чем французский «Куру».

Попытки Бразилии развивать собственные космические программы, из-за недостатка опыта, невысокой научной и технологической базы не привели к желаемому результату.


бразильская ракета-носитель VLS-1

Очередные испытания 22 августа 2003 года бразильской ракеты-носителя VLS-1 лёгкого класса закончились трагедией. Ракета взорвалась на пусковом столе за два дня до запуска.

От взрыва погиб 21 человек. Этот инцидент крайне негативно сказался на всей бразильской космической программе.


Спутниковый снимок стартовая позиция космодрома "Алкантара" после взрыва

Не имея возможности строить собственные эффективные ракеты-носители, Бразилия пытается развивать космодром в рамках международного сотрудничества. В 2003 году были подписаны контракты о запуске украинских ракет-носителей «Циклон-4» и израильских «Шавит». Есть планы по заключению аналогичных контрактов в отношении российских «Протонов» и китайских «Великий Поход – 4».

Израиль

На авиабазе «Пальмахим» расположенной рядом с кибуцем Пальмахим, неподалёку от городов Ришон-ле-Цион и Явне, построен пусковой центр для запуска ракет «Шавит» и других ракет. Первый запуск состоялся 19 сентября 1988 года. Запуски ракет осуществляются не в восточном, как у абсолютного большинства космодромов, а в западном направлении, то есть против вращения Земли. Это, безусловно, снижает забрасываемый на орбиту вес. Причина этого в том, что трассу запуска можно проложить только над Средиземным морем: земли к востоку от базы густо заселены, и при этом сопредельные страны расположены довольно близко.

Израиль начал космическую программу в связи с оборонной необходимостью: как для получения разведданных (слежения за вероятным противником с помощью спутников), так и по программам создания ракет, способных доставить ядерные заряды.


ночной запуск ракеты-носителя «Шафит»

Израильская РН «Шавит» представляет собой трёхступенчатую твердотопливную ракету. Первые две ступени идентичны, имеют вес по 13 т каждая, серийно производятся в Израиле концерном «IAI». Третья ступень построена компанией «Rafael» и весит 2,6 т. Ракета-носитель «Шавит» была запущена с 1988 по 2010 год восемь раз. Эта ракета может быть использована как носитель ядерной боеголовки. С помощью ракеты Шавит осуществляется запуск израильских разведывательных спутников «Офек». Спутники «Офек» («горизонт») разработаны в Израиле концерном «IAI». Всего к 2010 году создано девять спутников «Офек».

Государство Израиль обладает развитой радио-электронной промышленностью, которая позволяет создавать достаточно совершенные спутники любого назначения. Но в силу небольшой территории и географических обстоятельств, в этой стране отсутствует возможность строительства космодрома, с которого можно было бы осуществлять безопасные пуски ракет-носителей по эффективным траекториям. Вывод на орбиту телекоммуникационных и научных израильских спутников осуществляется в ходе коммерческих запусков иностранных ракет-носителей с космодромов за рубежом. В то же время, Израиль демонстрирует желание развивать собственные космические программы и осуществлять вывод на орбиту спутников военного назначения с помощью собственных ракет-носителей. В связи с этим ведутся переговоры с рядом государств, в первую очередь с США и Бразилией, о возможности запуска израильских ракет с космодромов расположенных на их территории.

Иран

Иранский космодром «Семнан» функционирует с 2 февраля 2009 года, когда на орбиту с помощью ракеты-носителя «Сафир» («Посланник») выведен иранский спутник «Омид».

Космодром расположен в пустыне Деште-Кевир (север Ирана), близ его административного центра - города Семнан.


Иранская ракета-носитель «Сафир»

Ракета-носитель лёгкого класса «Сафир» - создана на базе боевой баллистической ракеты средней дальности «Шахаб-3/4».


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка космодрома «Семнан»

Космодром «Семнан» имеет недостатки и ограничения в силу своего расположения, вследствие чего Иранское космическое агентство намеревается начать строительство второго космодрома для запуска космических аппаратов, который будет находиться на юге страны.

КНДР

В начале 80-х в Северной Корее на восточном побережье, в уезде Хвадэ-гун провинции Хамгён-Пукто началось строительство ракетного полигона, который позже стал известен как космодром «Тонхэ».


Северокорейские балистические ракеты

На выбор местоположения полигона повлияли такие факторы, как достаточная удалённость от демилитаризованной зоны, минимизация опасности пролета ракет над территорией сопредельных стран, общая удалённость от крупных населённых пунктов, относительно благоприятные метеорологические факторы.

В период с середины 80-х годов до начала 90-х годов были построены командный пункт, ЦУП, топливохранилище, склады, испытательный стенд, модернизированы коммуникации.

Вначале 90-х здесь начали проводиться испытательные пуски северокорейских баллистических ракет.


Спутниковый снимок: космодром «Тонхэ»

Американские и японские средства ПВО и контроля за космическим пространством неоднократно фиксировали пуски ракет средней и большой дальности с космодрома «Тонхэ».


Испытательный запуск ракеты-носителя «Ынха-2»

Часть из них расценивались как попытки вывода на космическую орбиту искусственных спутников. По заявлению информационного агентства КНДР 5 апреля 2009 года с космодрома был произведён запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванмёнсон-2» с помощью ракеты-носителя «Ынха-2». Несмотря на противоречивые сообщения источников разных стран, вероятнее всего, вывод спутника на орбиту окончился неудачей.

Республика Корея

Строительство Южнокорейского космодрома «Наро», расположенного вблизи самой южной оконечности Корейского полуострова, на острове Венародо, началось в августе 2003 года.

25 августа 2009 года с космодрома был произведён запуск первой корейской ракеты-носителя, получившей название «Наро-1». Пуск окончился неудачей - из-за сбоя при отделении обтекателя спутник на расчетную орбиту не вышел. 10 июня 2010 года также неудачей окончился второй запуск ракеты-носителя.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Наро»

Третий успешный запуск ракеты-носителя «Наро-1»(KSLV-1) состоялся 30 января 2013 года, что сделало Южную Корею 11-ой космической державой.


Запуск транслировался в прямом эфире местными телеканалами, ракета вышла на заданную высоту и вывела на орбиту исследовательский спутник STSAT-2C.


Запуск «Наро-1»

Ракета лёгкого класса «Наро-1», со стартовой массой до 140 600 кг, произведена Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI) совместно с авиакомпанией Korean Air и российским космическим Центром имени Хруничева. По сообщениям южнокорейских СМИ, KSLV-1 на 80 % повторяет ракету-носитель «Ангара», создаваемую в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

Плавучий космодром «Морской старт» («Одиссей»)

В 1995 году в рамках международного космического сотрудничества был создан консорциум Sea Launch Company (SLC). В него входили: американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). Данный способ был использован в 1964-1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякорённую платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.

Морской сегмент комплекса «Морской старт» состоит из двух морских судов: стартовой платформы (СП) «Odyssey» и сборочно-командного судна (СКС) «Sea Launch Commander».


Комплекс "Морской старт"

В качестве стартовой платформы использована бывшая самоходная нефтедобывающая платформа «OCEAN ODYSSEY», построенная в Йокосуке, Япония в 1982-1984 годах. Платформа соответствовала классу для неограниченного района мореплавания. Платформа сильно пострадала во время пожара 22 сентября 1988 года. После пожара платформу частично демонтировали, и по прямому назначению она больше не использовалась. В 1992 платформа прошла ремонт и переоборудование на Выборгском судостроительном заводе. Было принято решение использовать её в проекте «Морской старт». «Одиссей» имеет весьма внушительные размеры: длина 133 м, ширина 67 м, высота 60 м, водоизмещение 46 тыс.тонн.


Стартовая платформа «Одиссей»

В 1996-1997 на норвежской верфи «Rosenberg» в Ставангере, на платформу смонтировали специальное оборудование для запусков, и она стала называться «Odyssey». Второй этап переоборудования СП проходил на Выборгском судостроительном заводе.

Сборочно-командное судно(СКС) «Sea Launch Commander» было построено специально для проекта «Морской старт» компанией «Kvaerner Govan Ltd.», Глазго, Шотландия в 1997 году. В 1998 СКС было дооборудовано на Канонерском судоремонтном заводе, Санкт-Петербург. СКС оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока компонентами топлива и окислителя, сборку ракеты-носителя.


Сборочно-командное судно «Sea Launch Commander»

СКС выполняет также функции ЦУПа при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагаются командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений. Характеристики СКС: длина 203 м, ширина 32 м, высота 50 м, водоизмещение 27 тыс.тонн, максимальная скорость 21 узел.


Спутниковый снимок Google Earth: комплекс «Морской старт» на стоянке Лонг-Бич

На плавучем космодроме «Морской старт» используется ракеты-носители: «Зенит-2S» и «Зенит-3SL» среднего класса, со стартовой массой до 470,800 кг.

В «Зените» в отличие от многих отечественных РН не применяется токсичный гидрозин и агрессивный окислитель. В качестве топлива используется керосин, а окислителем служит кислород, что делает ракету экологически безопасной. Всего с 27 марта 1999 года, по 1 февраля 2013 года с плавучей платформы было осуществлено 35 запусков.

Точка старта - акватория Тихого океана с координатами 0°00′ с.ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленным от морских путей. Однако, уже пару раз непростые погодные условия заставляли переносить время запуска на несколько дней.

К сожалению, программа «Морской старт» в настоящее время испытывает серьёзные финансовые трудности, объявлено о её банкротстве и будущее не определено. По данным издания «Коммерсант» к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию. Так же негативную роль сыграла не высокая надёжность РН «Зенит», из 80 пусков ракет-носителей "Зенит"- 12 завершились аварией.

Глава ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота предложил передать государству контроль над проектом "Морской старт". И осуществлять с неё пуски в рамках Федеральной космической программы. Однако правительство Российской Федерации необходимости в этом не видит.

К "Морскому старту" проявляют интерес представители бизнеса из целого ряда стран - Китая, Австралии, США. Есть заинтересованность со стороны крупных компаний, таких как Loсkheed Martin. При желании Россия могла бы стать обладателем этого уникального комплекса, сделав местом его базирования, порты Советская гавань, Находка или Владивосток.

По материалам:
http://geimint.blogspot.ru/2007/07/fire-from-space.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Космодром
http://georg071941.ru/kosmodromyi-ssha
http://www.walkinspace.ru/blog/2010-12-22-588
http://sea-launch.narod.ru/2013.htm
Все спутниковые снимки любезно предоставлены Google Планета Земля