Организации осуществляющие оценочную деятельность. Понятие и особенности оценочной деятельности

Оценочная деятельность это сфера самостоятельного предпринимательства , направленная на оценку природных ресурсов, финансовых активов, бизнеса, инвестиционных проектов, интеллектуальной собственности, основных фондов, движимого и недвижимого имущества, в частности, земли.

Предметом оценочной деятельности является установление рыночной, инвестиционной, ликвидационной и других видов стоимости объектов оценки . Данный вид деятельности, как и профессия, связанная с ним, - профессия оценщика, является новым для России видом бизнеса.

Субъектами оценочной деятельности являются оценщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на право оценки, с одной стороны, и заказчики - юридические лица, граждане, государство в лице уполномоченных органов, с другой стороны.

В то же время, оценочная деятельность - это и область научной деятельности со своим предметом, методами, принципами и стандартами.

Оценочная деятельность - это полноправный раздел экономической науки - прикладной экономический анализ, тесно связанный с другими экономическими науками: экономикой отрасли, бухучетом, анализом хозяйственной деятельности с финансовой математикой, финансовым менеджментом.

Оценочная деятельность необходима как органам государственной власти с целью налогообложения, так и физическим и юридическим лицам для нужд гражданского оборота. Необходимо различать правовое регулирование сферы недвижимости и правовое регулирование оценочной деятельности.

Правовые основы недвижимости и оценочной деятельности, а также их нормативное регулирование в Российской Федерации, находятся в периоде становления. В 1998 г. в России принят закон об оценочной деятельности, в 1997 г. - закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Также постепенно складывается и цивилизованный рынок услуг в области оценки: развитие профессиональных организаций, выработка и продвижение в практику профессиональных стандартов, создание баз данных по совершаемым сделкам и т. д.

Одно из направлений оценочной деятельности - оценка недвижимости. Цель оценки недвижимости - передача прав на недвижимость .

Статья 130 Гражданского кодекса РФ гласит, что "к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения". Законом к недвижимому имуществу может быть отнесено и иное имущество.

Для определения стоимости объекта недвижимости необходимо собрать информацию о рынке недвижимости.

Рынок недвижимости представляет собой совокупность отношений между лицами, заключающими сделки, а также совокупность механизмов, с помощью которых производятся следующие действия:

  • передаются права собственности и иные имущественные права на объекты недвижимости;
  • устанавливаются цены на объекты недвижимости;
  • распределяется территория по видам использования земель и ее улучшения (зданий, сооружений и т.д.).

Рынок недвижимости отличается от рынка других товаров и услуг, он является несовершенным рынком:

  • рынок недвижимости не является централизованным; он разделен на множество локальных (местных) рынков, каждый из которых ведет себя особым образом;
  • отсутствует стандартизированный движимый товар, обусловленность недвижимости своим местоположением приводит к уникальности любого объекта недвижимости, нет двух одинаковых объектов;
  • сделки осуществляются на нерегулярной основе;
  • данные о ценах, условиях сделок и кредитных отношениях носят конфиденциальный характер, не существует общепризнанного источника надежной информации;
  • объект недвижимости неотъемлем от своего местоположения и его будущее определяется ситуацией (экономической, демографической, политической, экологической);
  • предложение на рынке недвижимости неэластично, т. е. при резком изменении спроса сложно в короткий срок увеличить предложение объектов;
  • в каждой сделке могут быть свои особые условия финансирования;
  • рынок недвижимости в значительной степени подвержен государственному регулированию на местном и федеральном уровнях.

В оценочной деятельности рассматриваются три общепризнанных подхода оценки недвижимости: затратный, сравнительный (рыночный), доходный, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки; в соответствии со стандартами оценки используются все три подхода, затем проводится сравнительный анализ полученных результатов для окончательного вывода о величине стоимости.

В данной работе наиболее подробно исследуется доходный подход к оценке недвижимости и его основа - финансовые расчеты.

1. Понятие оценочной деятельности, субъекты и объекты оценочной деятельности

2. Понятие «стоимость», «цена», «затраты».

3. Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости.

4. Принципы оценки.

5. Процесс оценки.

§ 1. Понятие оценочной деятельности. Субъекты и объекты оценки.
Оценка во всем мире рассматривается как один из механизмов эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием класса собственников встает проблема ее эффективного использования и соответственно возникает потребность в услугах оценщика.

Основные проблемы, которые обычно призваны решать оценщики, связаны с оценкой стоимости. Она имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца при определении обоснованной цены сделки, для кредитора – при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компании - при возмещении ущерба. Если правительство отчуждает собственность, собственнику может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение правительства о "справедливой компенсации".

Цели оценки тесно связаны с ее методами. Оптимальность выбора того или иного метода оценки объекта в большой степени зависит от квалификации и практического опыта оценщика.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ.«Оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценки, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».

^ Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности» (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15 ФЗ «Об оценочной деятельности» (ст. 4 ФЗ).

Объекты оценки (ст. 5 ФЗ):

1. Отдельные материальные объекты (вещи).

2. Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое, недвижимое, предприятие).

3. Право собственности и иные вещественные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества.

4. Права требования, обязательства (долги)

5. Работы, услуги, информация

6. Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Существует 4 основных вида оценки:

· оценка недвижимости;

· оценка машин, оборудования и транспортных средств;


· оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности;

· оценка стоимости предприятий (бизнеса).

§ 2. Понятие «стоимость» (общеэкономическая категория), «цена», «затраты».

1. Выступает как мера полезности вещи.

2. Мера умственных и физических усилий человека, связанных с созданием вещи.

3. Мера относительной редкости вещей.

4. Вещь должна обладать способностью к обмену (быть товаром), чтобы обладать стоимостью.

5. Денежный эквивалент собственности.

Цена – денежная сумма, передаваемая покупателем продавцу в обмен на вещь в реальной сделке.
Цена – деньги, фактически уплаченные за собственность.
Затраты – мера издержек, необходимых для того, чтобы создать объект собственности сходный с оцениваемым.
Затраты – деньги, необходимые для воспроизводства собственности.

§ 3 Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости.
Существует риск путаницы между терминами "стоимость" и "ценность". В отчетах по оценке стоимости объектов во избежание введения в заблуждение клиента принята практика использования только термина "стоимость" для выражения объективно установленной стоимости в обмене на данную дату и использования только термина "ценность" в контексте субъективного понятия стоимости в использовании.

1. Стоимость обмена – стоимость, рассматриваемая в связи с отчуждением вещи и проявляющаяся в форме цены при обмене этой вещи на другие вещи или деньги.

Данный вид стоимости устанавливается при продаже, значит, основан на суждении хотя бы двух людей. Следовательно, это объективная стоимость.

2. Стоимость использования – стоимость вещи с точки зрения конкретного человека, использующего или собирающегося использовать эту вещь определенным образом для удовлетворения собственных потребностей. Устанавливается одним пользователем, следовательно, это субъективная стоимость.

Виды стоимости
При использовании понятия стоимости при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки (ФСО № 2).

При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:

· рыночная стоимость;

· инвестиционная стоимость;

· ликвидационная стоимость;

· кадастровая стоимость.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях:

· при изъятии имущества для государственных нужд;

· при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;

· при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;

· при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал;

· при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;

· при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Кроме этого, в процессе оценки различают следующие виды стоимости, не отраженные в Федеральных стандартах оценки.

^ В зависимости от характера аналога различают стоимость воспроизводства и стоимость замещения.
Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.
^ Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
^ В бухгалтерском учете различают балансовую и восстановительную стоимости.
Балансовая стоимость
– затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает полной (первоначальная стоимость на момент ввода в эксплуатацию) и остаточной (с учетом амортизации).

^ Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, определяется в процессе переоценки основных фондов. Также может быть полной и остаточной.

Основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются:

· спрос на объект собственности;

· доход от объекта в результате его эксплуатации;

· время получения дохода;

· риск, связанный с получением дохода;

· степень контроля над объектами;

· степень ликвидности собственности;

· ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект;

· затраты на создание аналогичных объектов;

· соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;

· наличие и развитость инфраструктуры;

· законодательство в области оценки, собственности, налогообложения;

· экономическая и политическая ситуация в стране;

· географический фактор.

1.0 История оценочной деятельности.

1.1 Оценочная деятельность и система ее регулирования

1.2 Стандарты оценки

Вопросы для самопроверки

1.0 История оценочной деятельности

Становление оценочной деятельности происходило параллельно с развитием института частной собственности, которая предполагает продажу, сдачу в аренду, сдачу в качестве залога имущества и т.д.

Оценочная деятельность возникла в рамках профессии сюрвейера (от англ. Surveyor – землемер) в Великобритании в середине XIX столетия, когда в 1861 г. Королем Великобритании была дарована хартия профессиональным сюрвейерам на право саморегулирования профессии и соответственно был создан Королевский институт чартерных сюрвейеров. В настоящее время это крупнейшая в мире организация насчитывает более 70 тыс. членов в 100 странах мира. Для того, чтобы получть звание члена Королевского института чартерных сюрвейеров (The Royal Institution of Chartred Surveyors – RICS), необходимо получить университетское образование в области недвижимости в одном из аккредитованных RICS университетах и пройти не менее, чем двухлетнюю стажировку на фирме под руководством члена RICS.

А так же в США Институт оценки существует с середины 30-х. годов, объединяющий более 15 тыс. членов Институт ведет собственную систему подготовки оценщиков (400 часов в два уровня по четыре недели в каждом). Для получения профессионального звания «Член института оценки» необходим стаж практической работы не менее 5 лет.

В России проблема собственности на землю всегда была в центре внимания. Оценка земли начинает формироваться в России с конца XV века, когда появляется поместье, как специфическая разновидность часнто-феодальной условной земельной собственности. Главная особенность оценки земельной собственности вплоть до середины XIX века была оценка земли с прикрепленным к ней зависимым крестьянином. Описание и оценка земель были возложены на специально созданный в XVI веке поместный приказ – центральное государственное учреждение.

Основные вехи:

28 февраля 1752 г. – Елизаветинским манифестом было положено начало общегосударственным межевым оценочным работам. В инструкции 1754 года определились правила и порядок оценочных работ.

19 сентября 1765 года – Манифест Екатерины II – началось проведение генерального межевания, целью которого было размежевание земельных дач (населенных и ненаселенных единиц владения) урочищ по всей территории Российской империи. Одновременно проводилось изучение, описание дворянских имений.

1779 год – для улучшения качества в проводимых по генеральному межеванию создана в Москве Константиновская школа землемеров- оценщиков, преобразованная в 1835 г. в межевой институт.

Начало XIX века – изменения в земельном законодательстве. Указ от 12 декабря 1801 г. –право (купцам, мещанам, казенным крестьянам) приобретать вне городов в собственность земельные владения без крестьян.

1864 год – оценочная деятельность была отнесена к компетенции змских губернских и уездных учреждений. Под руководством земства в 1860-1880 г. были осуществлены массовые оценочные работы в сфере недвижимости по всей территории Российской империи. Начало зарождения оценочной статистики, включающее работы по обследованию и оценке земель сельскохозяйственного назначения в целях налогообложения.

В 1870 году право оценивать недвижимость было предoставлено городской управе, по правилам, разработанным городской думой. Основа для оценки городской недвижимости стала ее доходность.

В 1883 г. были приняты Правила оценки недвижимого имущества. В основе не материальная ценность, а ценность, определенная на основе доходности. По этим правилам земские учреждения рассматривали имущество города как одну единицу и стремились найти правильное соотношение между стоимостью, или доходностью, такой коллективной единицы и стоимостью, или доходностью остального имущества земского обложения.

Таким образом, в XIX веке в России преобладал метод оценки по доходности, и современный доходный подход к оценке предприятия можно назвать традиционно русским подходом.

Следующий шаг связан с развитием кредитно-денежных отношений. Во второй половине XIX века образовалось два вида кредитных институтов: коммерческие банки, специализирующиеся на выдаче под движимые ценности, и земельные банки, в которых выдавались ссуды под залог недвижимости, при этом залог оставался во владении собственника. Таким образом, банк получал возможность всегда иметь сведения о действительном состоянии залога и определять его экономическую ценность, производить оценку недвижимости. Стоимость заложенного имущества определялась по нормальной или специальной цене. При специальной цене определялась доходность покупаемой земли или закладываемого имения, после чего рассчитывалась оценочная стоимость путем капитализации суммы доходов.

Помимо страхования, брокерских услуг и услуг страховых агентов в 90-е годы в России начался образовываться новый финансовый институт – независимые оценщики. Их появление напрямую связано с инфляцией. В результате постоянного изменения результатов инфляции, требовалось ежегодно переоценивать суммы ущерба предприятий, чем в большинстве своем занимались отделения Госкомстата или независимые оценщики, привлекаемые на период отчетности. После того как необходимость в них исчезла, оценщики снова превращались в независимых юристов.

Однако толчок был дан, и работы стало больше не только в период отчетов.

Пионером оценочной деятельности в России стало Российское Общество Оценщиков. В настоящее время функционируют такие общественные организации, как Национальная Лига субъектов оценочной деятельности, Российская Коллегия Оценщиков, Московское общество оценщиков.

С развитием рыночных отношений оценочная деятельность становится все более актуальной.

Перевод собственности из одной формы в другую стал необходим, но тормозится отсутствием обоснованной стоимостной оценки ресурсов при операциях с ними. Однако существует множество причин, препятствующих развитию института оценки:

Плохая информированность;

Неконкурентоспособность продукции товаров, оборудования и т.д.;

Холодный инвестиционный климат;

Непривлекательность российского бизнеса, имущества, приватизированных частных предприятий;

Дальнейшее расширение числа неэффективных и не конкурентоспособных предприятий, в том числе государственных и муниципальных.

1.1 Оценочная деятельность и система ее регулирования

Успешная реализация экономических реформ в Российской Федерации предполагает активное участие профессионально подготовленных, грамотных и эрудированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в различных областях науки и практики. В производственно - экономической практике экономических субъектов в частности появляется множество случаев, когда возникает необходимость в такой области профессиональных услуг, как определение рыночного или иного вида стоимости имущества. Без оценки собственности уже не обходится ни одна операция по купле - продаже предприятий, кредитовании под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Справедливо и грамотно установленный вид стоимости особенно необходим в активных видах оценки, на основе результатов которых выносятся определенные решения.

Отсюда возникает потребность в специалистах, которые могут решать данную задачу квалифицированно и беспристрастно - экспертах-оценщиках. Лицензированные оценщики обладают специальными знаниями в области оценки различных объектов, что дает возможность корректно рассчитать их стоимость.

Итак, под оценочной деятельностью понимается:

    Деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (в соответствии с ФЗ " Об оценочной деятельности в РФ" ФЗ № 135 от 29 июля 1998г.) (Далее ФЗ № 135);

    Научно обоснованное суждение эксперта - оценщика о стоимости оцениваемого объекта, а также процесс ее определения.

Т.е. оценка - это процесс и результат. Целью оценки (с позиции оценщика) является определение необходимого стандарта стоимости. У заказчика (клиента) могут быть различные цели, исходя из которых он может столкнуться с необходимостью проведения оценки.

Схема оценки представляет собой краткую последовательность этапов оценки, систематизированное представление оценки как процесса:

В соответствие со стандартами оценки, Оценщик обязан определить стоимость объекта оценки с помощью трех подходов - доходного, затратного и сравнительного. Если по каким то причинам это невозможно, то необходимо обосновать отказ от применения какого-либо подхода. В рамках каждого подхода содержится множество методов, применяющихся в зависимости от ситуации по усмотрению оценщика.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

К объектам оценки (в соответствии с ФЗ № 135) относятся:

    отдельные материальные объекты (вещи);

    совокупность вещей (имущество);

    право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи;

    права требования, обязательства (долги);

    услуги, работы, информация;

    иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В оценочной практике принято делить все объекты на группы (блоки) по принципу идентичности применяемых методов. Таким образом, выделяют следующие блоки оценки:

    недвижимость, в т.ч. земля;

    машины и оборудования;

    нематериальные активы;

  • прочие объекты.

Процесс оценки осуществляется между субъектами оценочной деятельности. Основанием для проведения оценки является договор на оказание услуг по оценке какого-либо объекта.

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется законом № 135 - ФЗ, а также их клиенты с другой стороны.

Оценщики могут быть внутренними и внешними. Внешний оценщик может не быть независимым оценщиком. Независимый оценщик - это внешний оценщик, который не имеет прямо или косвенно - через партнеров, содиректоров или близких родственников значительных финансовых интересов в компании клиента или наоборот и не имеет отношений, связанных с получением гонораров (отличных от гонорара за настоящую оценку) либо в настоящее время, или в течение 24 месяцев. Данный критерий независимости оценщика взят из МСО - Международных стандартов оценки. В российском законодательстве тоже есть такой критерий, но он более расплывчат, менее конкретизирован. Сведения о независимости оценщика содержатся в ст. 16 ФЗ № 135.

Случай внешнего оценщика, который не является подлинно независимым, имеет место когда он не является внутренним, но иным образом не выполняет какое - либо из условий, изложенных выше. Квалифицированный оценщик может быть внутренним, являясь при этом администратором, директором или служащим, который имеет надлежащую квалификацию и не имеет значительного финансового или политического интереса, определяемого как:

    либо нахождение в своей собственности, непосредственно семьи или через посредство траста доли в 5% акционерного капитала предприятия

    либо вознаграждение, аналогичное опционам на акции или бонусам, связанное с результатами оценки

    либо положение в органе государственной власти, когда существуют или могут ощущаться разумной третьей стороной явные конфликты.

Согласно ЕСО (Европейским стандартам оценки) сведения о независимости оценщика должны быть указаны в отчете.

Случаи обращения к оценщику подразделены на обязательное проведение оценки и добровольное.

Для РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц установлено безусловное право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов независимо от установленного порядка статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности. Проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям.

Не обязательно, но возможно проведение оценки и в других целях, например с целью отражения в отчетности; купли-продажи, мены, иного отчуждения; проведения конкурсов, аукционов, торгов; аренды, доверительного управления, лизинга; залога; раздела, наследования, дарения; страхования; исчисления налогов, пошлин, сборов; выкупа, конфискации, изъятия; ликвидации; разрешения имущественных споров; передачи прав собственности; переуступки долговых обязательств; внесения имущества в уставный капитал; определения доли имущественных прав; передачи в доверительное управление; инвестиционного проектирования; коммерческой концессии; возмещения ущерба; хранения; составления брачного контракта и др.

Среди них выделяют

    гражданские сделки (в т.ч. купля - продажа, мена, дарение...);

    приватизация;

    для целей налогообложения;

    для целей страхования;

    для целей управления;

    для целей залога (в т.ч. ипотеки);

    для целей возмещения ущерба;

    для иных целей.

Именно для этих целей клиенты обращаются к оценщику для оценки.

Для контроля над деятельностью оценщиков в большинстве стран с рыночной экономикой предусмотрена система сертификации и лицензирования, как со стороны государства, так и со стороны обществ оценщиков.

Система регулирования оценочной деятельности представлена:

    Системой лицензирования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 731 "О лицензировании оценочной деятельности";

    Страхованием гражданской ответственности оценщика;

    Системой стандартов оценочных работ.

Структура органов регулирования представлена следующим образом:

    Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ);

    Министерство образования в части подготовки кадров (т.е. косвенно, через создание программ обучения, переподготовку специалистов-оценщиков);

    Комитеты по управлению имуществом субъектов РФ;

    Саморегулируемые организации оценщиков.

ФАУФИ представляет собой самый главный орган, регулирующий процесс оценочной деятельности на государственном уровне. В его компетенции лежит постоянный мониторинг оценочных компаний и частнопрактикующих оценщиков, ведение реестра оценщиков и выдача лицензий на осуществление оценочных услуг. При отсутствии такой лицензии оценщик не вправе осуществлять деятельность по оказанию оценочных услуг

Во всех странах с рыночной экономикой существуют и активно функционируют общественные организации оценщиков. Например, в США сейчас действуют 32 такие организации. Наиболее известные из них это Фонд оценки и Институт оценки США, в которых насчитывается примерно 40 000 специалистов.

Со становлением профессии оценщиков в России также образовались различные общественные организации оценщиков. Это, в первую очередь, Российское общество оценщиков (РОО) (создано в 1993 г.), Санкт-Петербургское общество оценщиков, Межрегиональное общество экспертов-оценщиков, Московское общество оценщиков, Московское областное общество оценщиков и др.

Главные задачи обществ оценщиков (саморегулируемых организаций) состоят в контроле над деятельностью своих членов и лоббировании своих интересов в законодательных и исполнительных органах государства. Саморегулируемые организации: предлагают своим членам образование на очень высоком уровне и открывают возможность практикующим оценщикам влиять на законодательство. Профессиональная организация может защитить своего члена, обвиняемого в каких-либо нарушениях, результат дела может отразиться на профессии в целом. Возможен обмен опытом между оценщиками по всему миру.

Основными нормативно - правовыми документами, регулирующими оценочную деятельность, является ФЗ РФ " Об оценочной деятельности в РФ" № 135 - ФЗ от 29 июля, 1998г. с последними изменениями и дополнениями от 27.02 2003г. № 29 - ФЗ., а также Постановление "Об утверждении стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности" от 6 июля 2001 г. № 519.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, представлено не только этими нормативно-правовыми актами, но также состоит из иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную деятельность в соответствии с федеральным законом. Кроме законодательства, регулирующего оценочную деятельность, особое внимание у оценщиков вызывает законодательство, регулирующее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения относительно объектов оценки.

Основой такого законодательства служит Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс и другие законодательные и нормативные акты, в том числе по приватизации, банкротству, аренде, залогу, ипотеке, доверительному управлению и пр.

Рассмотрим основные положения данных нормативно-правовых актов, касающиеся оценочной деятельности.

Закон № 144-ФЗ от 8 июля 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций", регулирующий порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций с целью преодоления их финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо для осуществления процедуры ликвидации, устанавливает процедуру привлечения независимого оценщика (ст. 18) для оценки стоимости активов кредитной организации, выставляемых на продажу специализированным Агентством по реструктуризации.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127- ФЗ регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. В соответствии со ст. 130 ("Оценка имущества должника") данного Закона, в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В случае если имуществом должника, подлежащим продаже в процессе конкурсного производства, является недвижимость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика (ч. 2, ст. 130).

Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ определяет порядок привлечения независимого оценщика для оценки вклада в уставный капитал общества в случае, если его номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости), оплачиваемая неденежным вкладом, составляет более двухсот МРОТ (ч. 2, ст. 15). Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком. В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

Аналогичная норма содержится в законе "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ в редакции от 31.10.2002, определяющем порядок создания и правовое положение акционерных обществ. В соответствии со ст. 34 Закона акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров в соответствии со ст. 77., для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров общества не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Для определения рыночной стоимости имущества акционерного общества может быть привлечен независимый оценщик (ч. 3, ст. 77 Закона). Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества является обязательным в случае выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

Закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ в ред.11.02.2202, регулирует отношения, возникающие из договора залога недвижимости. Ст. 9 Закона определяет содержание договора об ипотеке, т. е. его существенные условия. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой (ч. 1, ст. 9). Оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством РФ по соглашению залогодателя с залогодержателем и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении. При ипотеке государственного и муниципального имущества его оценка осуществляется в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, или в определенном им порядке. Стороны договора об ипотеке могут поручить оценку предмета ипотеки независимой профессиональной организации (ч. 3, ст. 9).

Оценочная деятельность – это профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов. В Российской Федерации, в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

Нормативное регулирование оценочной деятельности

Оценщик – это специалист, который имеет право проводить оценку и подписывать отчет об оценке недвижимости, транспортных средств, оборудования, предприятий, прав требования, работ и пр.

Деятельность оценщиков регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями.

Национальный совет по оценочной деятельности, созданный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполняет следующие функции:

    формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;

    координация деятельности оценщиков;

    разработка федеральных стандартов и правил оценки.

Договор по оказанию оценочных услуг

Статьей 10 Закона N 135-ФЗ определены обязательные требования к договору по оказанию оценочных услуг.

Так договор по оказанию оценочных услуг должен содержать:

    основания заключения договора;

    вид объекта оценки;

    вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

    денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

    сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Объекты оценочной деятельности

К объектам оценочной деятельности относятся:

    все виды недвижимости;

    транспортные средства;

    ценные бумаги;

    объекты интеллектуальной собственности;

    бизнес (действующее предприятие);

    машины и оборудование.

Кто занимается оценочной деятельностью

Оценочной деятельностью занимаются профессиональные оценщики.

Профессиональные оценщики – это физические лица, которые являются полноправными членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховали свою ответственность согласно требованиям действующего законодательством об оценочной деятельности.

При осуществлении оценочной деятельности применяются специальные методики и правила.

Требования к деятельности профессиональных оценщиков

К деятельности профессиональных оценщиков в Российской Федерации предъявляют следующие требования.

Оценочная деятельность: подробности для бухгалтера

  • Основные фейковые постулаты в оценочной учебной и научной литературе, в законодательстве РФ об оценочной деятельности, в Федеральных и международных стандартах оценки

    Литературе, в законодательстве по вопросам оценочной деятельности и в стандартах оценки неправомерно... насаждении химеризации, хаотизации и фейковизации оценочной деятельности. В «мутной воде» легче « ... бакалавров и магистров, якобы обученных оценочной деятельности? Как остановить поток лженауки в... преподавателям учебных заведений. Почему регулятор оценочной деятельности в стране (Минэкономразвития РФ) практически... и научная литература, законодательство об оценочной деятельности в РФ, международные и...

  • Самые первые из первых (первейшие) люди современной России в области оценочной деятельности по направлению «оценка бизнеса» (c дополнениями от 17 января 2019 г.)

    Верхушка совремённой элиты в оценочной деятельности в России по направлению « ... (первейших) людей в области оценочной деятельности, относительно малочисленная группа просто первых... упоминаемой элиты в указанной области оценочной деятельности предлагаю составить другим знатокам... представлена верхушка совремённой элиты в оценочной деятельности в России по направлению... PwC (Россия). Высокая экономическая эффективность оценочной деятельности этих людей неопровержимо подтверждается уровнем...

  • К вопросу о стратегии развития оценочной деятельности в России

    Важные, ключевые стратегические проблемы развития оценочной деятельности преимущественно в области определения достоверной... те стратегические проблемы обеспечения развития оценочной деятельности в стране, которые требуют первоочередного... экономически значимых предприятий Ключевые слова: оценочная деятельность, стратегия развития, предприятие, стоимость, оценка... важные, ключевые стратегические проблемы развития оценочной деятельности преимущественно в области определения достоверной...

  • Две первоочередных задачи в сфере оценочной деятельности в России

    Первоочередными две задачи в сфере оценочной деятельности (ОД) в России. Именно... задач. И, наконец, регулятору оценочной деятельности в России следует запретить применение... и учебную литературу по вопросам оценочной деятельности, понимать неадекватность словосочетания «оценка... развития науки и совершенствования практики оценочной деятельности. Необходимо сделать всё возможное для... оценщиков и государственных экспертов результатов оценочной деятельности по проблемным активам освободит арбитражные...

  • «Троянские кони» в аудите, консалтинге и в оценке стоимости экономически значимых предприятий и компаний России

    Рейтингования компаний, аудита, консалтинга и оценочной деятельности, в частности, по направлению... быть переработаны Федеральный закон об оценочной деятельности, федеральные стандарты оценки, существующие... дорожные карты, образовательные стандарты оценочной деятельности; учебники, учебные пособия и... научные монографии по оценочной деятельности, а также соответствующие программы... хаоса в понятийно-терминологическом аппарате оценочной деятельности, в частности, в рассматриваемом...

  • Узаконенная фейковая оценка стоимости экономически крупных предприятий России

    Управления объединений. Созданная система фейковизации оценочной деятельности в стране сравнительно молода, ей... понятийно-терминологического аппарата оценочной деятельности, нужной для «затуманивания мозгов» регуляторов оценочной деятельности, законодателей в... хаоса в понятийно-терминологическом аппарате оценочной деятельности в России. Мошенническое навязывание условий... » (Плане мероприятий) по программе «Совершенствование оценочной деятельности», утверждённой распоряжением Правительства РФ от...

  • Концепция корректного решения задачи определения достоверной стоимости предприятий

    Таких оценочных работ (закон об оценочной деятельности, федеральные стандарты оценки, образовательные... действующем у нас законодательстве об оценочной деятельности, в федеральных и международных... действующей законодательной базы, существующих стандартов оценочной деятельности, образовательных стандартов оценки, научной... Чиновники, отвечающие за состояние оценочной деятельности в стране в целом совершенно... честные отечественные и зарубежные теоретики оценочной деятельности, которые смогут успешно решить...

  • Внутрицеховой сговор «теоретиков», преподавателей вопросов оценки и оценщиков экономически значимых предприятий против использования современных креативных методов определения их достоверной стоимости

    На печальном отечественном опыте оценочной деятельности в области оценки стоимости... , профессоров и доцентов, занимающихся оценочной деятельностью. Трудно себе даже представить, ... терминологического аппарата, применяемого сегодня в оценочной деятельности. Вместо корректного словосочетания «оценка... модернизацией широко известного в теории оценочной деятельности - метода прямой капитализации годового... занимающимся или интересующимся вопросами оценочной деятельности представителям органов власти и...

  • О недостоверности оценок стоимости предприятий. Что с этим делать?

    В российские Закон об оценочной деятельности и Федеральные стандарты оценочной деятельности, вследствие этого экспертиза... по совершенствованию законодательства в области оценочной деятельности под руководством Грачёва И. ... соответствии с 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлены... регулируется законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности». Необходимо все виды стоимостей... регулирующего и контрольного органа за оценочной деятельностью. В настоящее же время...

  • О мотивированном активном противодействии «элиты» оценочного сообщества страны прогрессивному развитию теории и практики оценки стоимости предприятий

    При участии нескольких отечественных энтузиастов оценочной деятельности (ОД) был завезен «метод определения... , считая профессиональный стандарт «Специалист в оценочной деятельности», и «работа» продолжается – кипит! (Существуют...); - противозаконное разрушение Национального совета по оценочной деятельности, неправомерная передача его компетенций нынешнему... : предприятия, доходоприносящие активы, стоимость, оценка, оценочная деятельность (ОД), стандарты оценки, оценка квалификаций...

  • О подоходной стоимости предприятия незадолго до его закрытия

    Действующего в стране законодательства об оценочной деятельности и утверждённых федеральных стандартов оценки... предназначена для теоретиков и практиков оценочной деятельности, а также для авторов учебников...

  • Проблемы развития методов оценки стоимости экономически значимых предприятий

    При участии нескольких отечественных энтузиастов оценочной деятельности (ОД) был завезен... при участии нескольких отечественных энтузиастов оценочной деятельности (ОД) был завезен... считая профессиональный стандарт «Специалист в оценочной деятельности»). [ Любой здравомыслящий человек знает... квалификаций и компетенций специалистов в оценочной деятельности. Сегодня взять их негде... противозаконное разрушение Национального совета по оценочной деятельности, неправомерная передача его компетенций нынешнему...

  • Случаи обязательной оценки имущества

    Регламентируются не только законодательством об оценочной деятельности, но и указами Президента, ... с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. б) Оценка вкладов в... с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. в) Оценка имущества федерального... соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости... с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. б) Оценка земельных участков, ...

  • Проблемы адекватного перевода с английского языка на русский язык слов “value”, “worth”, “cost” и “price”

    Слов, широко применяемых в оценочной деятельности. Результатом такой ситуации является... деле позволяет получать результаты оценочной деятельности путём мошеннически контролируемого «гадания... Шедеврами» переводной словесной эквилибристики в оценочной деятельности можно считать неадекватное употребление вместо... рукописей отечественных авторов на темы оценочной деятельности выступали люди, глубоко профессионально... слов, широко применяемых в оценочной деятельности. Результатом такой ситуации является...

  • Должны ли оценщики сдавать очередной экзамен и что делать аудиторам, получившим квалификационный аттестат СРО?

    Сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности. Ныне сдача квалификационного экзамена... проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности,…» , совершенно непонятно, сколько... То есть, законом об оценочной деятельности предлагается выдавать квалификационные аттестаты на... В соответствии с законом об оценочной деятельности, профессиональное обучение оценщиков осуществляется... во времени. Законом об оценочной деятельности не предусмотрено получение особенного...

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся:

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 и др.

Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Выделяют следующие виды стоимости объекта оценки:

1) рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

2) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

3) стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

4) стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

5) стоимость объекта оценки при существующем использовании – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

6) инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

7) стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

8) ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

9) утилизационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

10) специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.

Под объектами оценки понимаются любые объекты гражданских прав, участвующие в гражданском обороте.

К объектам оценки относятся:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Выделяют два вида оценки :

1) обязательная оценка;

2) инициативная (добровольная) оценка.

Обязательная оценка осуществляется в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

При национализации имущества;

При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Инициативная (добровольная) оценка осуществляется в случаях, не предусмотренных законодательством.

21.2. Субъекты оценочной деятельности

К числу субъектов оценочной деятельности относятся ниже перечисленные лица.

1. Оценщики – физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.

К оценочной деятельности физических лиц предъявляются следующие требования:

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

Наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

К оценочной деятельности юридических лиц предъявляются следующие требования:

Соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

Государственная регистрация в качестве юридического лица;

Наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Оценщики обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года, а также заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности (ст. 24 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

2. Потребители услуг оценщиков (заказчики) – любые физические и юридические лица, заключившие договор об оказании услуг по оценке определенного объекта оценки.

3. Государственный орган, осуществляющий регулирование оценочной деятельности (Министерство экономического развития и торговли РФ).

Функциями уполномоченных в данной сфере органов являются:

Контроль за осуществлением оценочной деятельности;

Регулирование оценочной деятельности;

Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

Согласование проектов стандартов оценки;

Согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Саморегулируемые организации оценщиков. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.

Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

Защищать интересы оценщиков;

Содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

Содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

Разрабатывать собственные стандарты оценки;

Разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

21.3. Правовое положение оценщика

Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Оценщик имеет право :

1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

2) требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

3) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

4) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

5) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

6) отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

7) требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Оценщик обязан :

1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования законодательства об оценочной деятельности;

2) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

3) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

4) предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

5) предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

6) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

8) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

1) в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

2) оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки (ст. 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Обязательным условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, является страхование гражданской ответственности оценщиков . Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки (ст. 17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

21.4. Порядок проведения оценки

Проведение оценки включает в себя ряд этапов.

1. Заключение с заказчиком договора об оценке . Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

Основания заключения договора;

Вид объекта оценки;

Вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

Денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

Сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

2. Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки . При этом оценщик осуществляет сбор и обработку:

Правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц;

Данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

Информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

Информации, необходимой для установления количественных и качественных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с объектом оценки;

3. Анализ рынка, к которому относится объект оценки. Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор;

4. Выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов . При этом оценщик использует следующие подходы к оценке:

Затратный подход– совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

На данном этапе оценщик осуществляет также необходимые расчеты того или иного вида стоимости объекта оценки с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшающих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рисков), и другой информации.

5. Обобщение результатов , полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки .

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

6. Составление и передача заказчику отчета об оценке .

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, – реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком – индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте оценочную деятельность как один из видов предпринимательской деятельности.

2. В каких случаях проводится обязательная оценка?

3. Каково правовое положение оценщика?

4. Перечислите полномочия государственного органа, осуществляющего государственное регулирование оценочной деятельности.

5. Охарактеризуйте порядок проведения оценки.