Объектами управления финансами хозяйствующего субъекта являются. Московский государственный университет печати

2.3 Управление финансами хозяйствующих субъектов

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (схема 1) обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Схема 1. Управление финансами хозяйствующего субъекта

Финансовый отдел хозяйствующего субъекта
Планово-экономическое бюро Бюро банковских и кассовых операций Расчетное бюро
ГРУППЫ
Финансово-кредитного планирования Оперативного планирования и контроля Экономического анализа Расчетов с покупателями Расчетов с поставщиками Претензионная

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат; выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов; содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.


1

Настоящая статья посвящена исследованию системы управления финансами организаций (предприятий), отражающей специфику их финансовой деятельности и влияющей на их финансовую устойчивость. Рассмотрена позиция научного сообщества по вопросу определения сущности и принципов организации финансов организаций (предприятий). Предложена авторская система управления финансами хозяйствующего субъекта, включающая такие взаимосвязанные компоненты, как субъекты; инструменты; объекты, в том числе полный перечень и укрупненные объекты финансового управления; конечную цель управления финансами хозяйствующего субъекта. Дана характеристика целей субъектов управления финансами хозяйствующего субъекта. Изучен механизм управления финансами хозяйствующего субъекта, содержащий стандартные и дополнительные показатели, которые возможно использовать в процессе проведения оценки эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта в разрезе отдельных объектов его финансового управления.

управление финансами

субъекты управления

финансовые показатели

объекты финансового управления

финансовая устойчивость

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995. – 383 с.

2. Большаков С.В. Основы управления финансами: учеб. пособие. – М.: Изд. дом «ФБК-Пресс», 2000. – 368 с.

3. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

4. Денежное хозяйство предприятий: учебник для вузов / А.Ю. Казак, О.Б. Веретенникова, М.С. Марамыгин, К.В. Ростовцев; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. О.Б. Веретенниковой. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. – 464 с.

5. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: учеб. для вузов. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998. – 639 с.

6. Финансы предприятий: учеб. для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 447 с.

7. Финансы предприятий: учебник / под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528 с.

8. Финансы: учеб. для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во «Перспектива», Изд-во «Юрайт», 2000. – 520 с.

9. Шатковская, Е.Г. Формирование банковских продуктов в современной экономике: монография / Е.Г. Шатковская. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. – 159 с.

10. Шатковская Е.Г. Формирование и реализация финансовой политики кредитной организации в условиях согласовательного регулирования: дис. … д-ра экон. наук. – Екатеринбург. 2015. – 399 с.

11. Шеремет, А.Д. Финансы предприятия / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 342 с.

Вопрос о сущности категории «финансы организаций (предприятий)» ведется как российским, так и зарубежным научным сообществом и остается дискуссионным по настоящее время. Единство мнений среди ученых по данной проблеме заключается в трактовке финансов хозяйствующих субъектов как совокупности денежных отношений.

Обзор основных трактовок содержания категории «финансы организаций (предприятий)» представлен в табл. 1.

Из представленной таблицы видно, что позиции большинства российских ученых по вопросу сущности финансов предприятий схожи, однако вопрос об определении принципов финансов предприятий является дискуссионным (табл. 2).

На наш взгляд все выделенные принципы в той или иной мере отражают специфику организации финансов предприятий и заслуживают внимания и реализации.

Позиция автора по организации и управлению финансами хозяйствующего субъекта сводится к формированию современной системы управления финансами хозяйствующего субъекта, отражающей его специфические особенности (рис. 1).

Рассмотрим последовательно указанные элементы системы управления финансами хозяйствующего субъекта.

1) Субъекты управления финансами хозяйствующего субъекта.

Под субъектами управления подразумеваются собственники и менеджеры хозяйствующего субъекта. При этом у каждого уровня управления имеются свои экономические и социальные цели (табл. 3).

2) Инструменты управления финансами хозяйствующего субъекта.

В процессе управления финансами хозяйствующего субъекта важно выбрать подходящий для него набор показателей оценки эффективности финансовой деятельности в разрезе объектов финансового управления. Автор предлагает использовать специальный механизм управления финансами хозяйствующего субъекта, содержащий два блока оценочных показателей, которые взаимодополняют друг друга:

Таблица 1

Обзор трактовок содержания категории «финансы организаций (предприятий)»

Исследователи

Проф. М.В. Романовский

«Система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств» .

Выделяет три функции финансов предприятий: регулирование денежных потоков предприятия; формирование капитала; использование капитала, доходов и денежных фондов

Проф. А.Д. Шеремет,

Р.С. Сайфулин

«Финансы - это система денежных отношений экономического субъекта, возникающая в процессе его производственно-хозяйственной деятельности»

В.В. Бочаров

«Финансы предприятий выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов … реальное формирование финансовых ресурсов предприятий начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от реализации товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонд возмещения, оплаты труда, прибыль)» .

Выделяет три функции финансов предприятий: формирование капитала (дохода); использование капитала (дохода); контрольная функция

И.Т. Балабанов

«Финансы любого хозяйствующего субъекта охватывают денежные отношения данного субъекта с другими хозяйствующими субъектами (по оплате поставок сырья, товаров, других материальных ценностей, по реализации продукции, при получении финансовых и коммерческих кредитов, при вложении капитала и т.п.); учредителями (при распределении прибыли); трудовым коллективом (по оплате труда, при распределении доходов и прибыли, при выплате дивидендов по акциям, процентов по облигациям и т.п.); государственными органами управления (при уплате налогов, обязательной продаже части экспортной выручки и т.п.)» .

Финансы предприятий выполняют три функции: формирование денежных фондов (доходы); использование этих фондов (расходы); контроль за их формированием и использованием

О.Б. Веретенникова

«Система денежных отношений по поводу формирования и использования предприятиями денежных средств для производства товаров и услуг, построенная на взаимоотношениях с государством в рамках возложенных на него функций» .

Функциями финансов предприятий, исходя из их сущности, являются: формирование денежных средств предприятий и использование денежных средств предприятий

Л.Н. Павлова

Финансы предприятий имеют две функции - распределительную и контрольную

Стандартные показатели, расчет которых производится по бухгалтерской отчетности, что сокращает срок получения данных для принятия соответствующих управленческих решений;

Дополнительные показатели, рассчитываемые по управленческой отчетности и дающие более точную и подробную оценку эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта (рис. 2).

3) Объекты управления финансами хозяйствующего субъекта автор делит на две группы:

Полный перечень объектов финансового управления, включающий денежный капитал, инвестиции в основной капитал, вложения в оборотный капитал, расходы, прибыль, денежные потоки;

Укрупненные объекты финансового управления, в том числе: пассивы, активы, рентабельность и ликвидность.

Такой подход позволяет субъектам управления проводить как экспресс-анализ эффективности управления финансами хозяйствующего субъекта по укрупненным объектам финансового управления, так и более детальный анализ в разрезе всего перечня объектов финансового управления на основе управленческой отчетности. При экспресс-анализе используется бухгалтерская отчетность, в частности: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» и форма № 4 «Отчет о движении денежных средств».

Таблица 2

Принципы организации финансов предприятий, выделяемые российскими учеными

Исследователи

Принципы организации финансов предприятий

Профессор М.В. Романовский

Плановость; финансовое соотношение сроков; взаимозависимость финансовых показателей; гибкость (маневрирование); минимизация финансовых издержек; рациональность; финансовая устойчивость

Профессор О.Б. Веретенникова

При командно-административной системе управления (1917-1987 гг.):

Плановость;

Демократический централизм;

Сохранность собственных оборотных средств и недопущение их иммобилизации в другие активы, кроме оборотных.

В период перестройки экономики (1987-1991 гг.):

Плановость;

Демократический централизм;

Строгое разделение средств основной деятельности от капитальных вложений;

Сохранность собственных оборотных средств и недопущение их мобилизации в другие активы кроме оборотных;

Самофинансирование, самоокупаемость и полный хозрасчет.

В период рыночной экономики (с 1992 г. по наст. время):

Плановость;

Обеспечение финансовой устойчивости предприятий

Профессор Н.В. Колчина

Принцип хозяйственной самостоятельности; самофинансирования; материальной ответственности; заинтересованности в результатах деятельности; формирования финансовых резервов

Профессор С.В. Большаков

Полный хозяйственный (коммерческий) расчет; разграничение средств основной и инвестиционной деятельности; деление оборотных средств на собственные и заемные; обеспечение сохранности собственных оборотных средств; образование денежных фондов и резервов; планирование

Рис. 1. Система управления финансами хозяйствующего субъекта.

2.3 Управление финансами хозяйствующих субъектов

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (схема 1) обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Схема 1. Управление финансами хозяйствующего субъекта

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат; выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов; содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.

2.4 Автоматизированная система управления финансами

В системе финансов РФ выделяют две составляющие: государственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.

Управление государственными финансами находится в ведении высших законодательных органов власти. Это Федеральное собрание и две его палаты – Государственная Дума и Совет Федерации.

Управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов России и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

Составление проекта федерального бюджета и его исполнение;

Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, осуществление мер по развитию финансового рынка;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами;

Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

Разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

Принимает участие в определении ценовой политики;

Работает в направлении совершенствования страховой деятельности в стране;

Разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов РФ, а также осуществляет их выпуск;

Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;


Разрабатывает проекты программ внешних займов РФ.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную службу налоговой полиции РФ и ее органы на местах – налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

Действовать в строгом соответствии с законодательством;

Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства в отношении правильного исчисления, полноты и современности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

Проводить проверки налогоплательщиков;

Ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

Информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

Осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пени.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, который обязан:

Проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

Проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

Взимать недоимки по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Часть функций государственного контроля возложены на Счетную палату и Центробанк.

В ходе рыночных преобразований система управления агропромышленным комплексом как единым объектом распалась. Произошло рассогласование интересов не только за пределами, но и внутри комплекса. Многие функции государственного управления АПК необоснованно утрачены и рассредоточены между министерствами.

Управление финансами АПК сегодня осуществляют Департамент экономики и финансов, Управление бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства РФ, Департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ. Причем Министерство сельского хозяйства лишилось возможности государственного управления с помощью экономических рычагов в ценообразовании, финансировании и кредитовании агропромышленного производства.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляют бухгалтерская служба или финансово-расчетный центр. В финансово-промышленных группах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором. Финансовая дирекция функционирует на основе положения, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность.

Финансовая дирекция выполняет следующие функции:

Обеспечивает хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов;

Разрабатывает финансовую программу развития хозяйствующих субъектов, определяет инвестиционную и кредитную политику;

Разрабатывает планы финансовых мероприятий, сметы финансовых расходов для всех подразделений, участвует в разработке бизнес-планов хозяйствующих субъектов;

Ведет финансовые расчеты с поставщиками, покупателями, банками, налоговой службой;

Осуществляет страхование от финансовых рисков, залоговые, лизинговые и другие операции;

Анализирует финансово-коммерческую деятельность финансово-промышленной группы и ее участников;

Ведет бухгалтерский и статистический учет, составляет сводные балансы финансово-промышленной группы.

В управлении финансовой деятельностью главное действующее лицо – финансовый менеджер. Это специалист, осуществляющий квалифицированное руководство финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта. Его функциональные обязанности:

Разработка прогнозов и планов вложения капитала, оценка вариантов вложения средств и выбор оптимального решения;

Разработка финансового раздела бизнес-плана, смет и балансов;

Организация заемных средств, проведение кредитной политики;

Формирование финансовой документации;

Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и эффективности использования ресурсов;

Контроль за выполнением финансовых планов.

Управление финансами этого звена осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных предприятий.

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами посредством и в пределах предпринимательской деятельности предприятий и организаций. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента на предприятиях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) хозяйствующих субъектов осуществляют оперативные финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление, включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделения товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менед-жеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическое, расчетное, претензионное, оператив- но-финансовое. Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, кассовые. Важными задачами финансовых служб хозяствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения прибыли или дохода и повышение рентабельности;

обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; капитальным вложениям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов;

содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обес-печение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

Еще по теме В чем особенности управления финансами хозяйствующих субъектов?:

  1. В чем заключается природа финансов хозяйствующих субъектов?