Каковы причины появления виньетирования на фотографии? Виды виньетирования. От чего зависит появление виньетирования? Когда получается эффект виньетирования

Слово «виньетка» происходит от корня слова «виноградная лоза», которое изначально было взято для обозначения декоративной границы на странице. В фотографии имеется ввиду участок по краям изображения. Эта граница обусловлена уменьшением интенсивности света от центра изображения. Уменьшение количества света может возникнуть по разным причинам: количество света, попадающее на сенсор, тип используемого объектива или намеренное добавление виньетирования при постобработке. В этой статье мы поговорим о последнем.

При добавлении виньетирования в процессе постобработки у вас есть два варианта: темнее или светлее, мягкий градиент или жесткие края.

Зачем добавлять виньетирование?

Добавление виньетирования в постобработке сводится к вашему личному вкусу. Также это в большой степени зависит от вашего стиля в фотографии и типа изображения, которое вы обрабатываете. Говоря в целом, высокий ключ не требует темного обрамления. Если вы хотите добавить виньетирование в яркое изображение, то светлое будет смотреться лучше, но все же следует быть осторожным с ее добавлением.

Виньетирование помогает привлечь внимание зрителя к центру изображения. Это особенно полезно, если оно загромождено или содержит отвлекающие элемента по краям. Точно так же, если по краям достаточно пусто, что делает изображение плоским, виньетка добавит иллюзию переднего плана или еще одного слоя, придавая таким образом глубины.

Добавляя виньетирование, делайте это мягко и постепенно, так как она может усилить или испортить изображение. Что часто работает лучше всего, так это градиентное и очень слабое виньетирование, особенно для портретов. Более выраженная виньетка может быть уместна на некоторых художественных фотографиях – выбор за вами. Если вы хотите добавить в изображение световое пятно, то виньетирование будет необходимым. Жесткая виньетка, сделанная непреднамеренно, сделает ваше фото таким, будто вы смотрите через перископ, и может обжечь ваше изображение, как пламя обжигает крылья мотылька.

Вот четыре быстрых способа добавить виньетирование

В Adobe Camera Raw

Самый быстрый и простой способ добавить мягкое и плавное виньетирование в ваше изображение – это использование Adobe Camera Raw (работает как для Photoshop, так и для Lightroom).

1. Использование закладки Коррекция дисторсии (Коррекция объектива)

На изображении ниже вы видите ползунок Виньетирование линзы в закладке Коррекция дисторсии. Передвигайте его, чтобы добавить или удалить виньетирование в соответствии с вашими предпочтениями.

2. С помощью инструмента Радиальный фильтр

Светлую или темную виньетку можно добавить с помощью радиально фильтра. На панели настроек вы должны определить, где добавить виньетирование – в или за пределами радиуса, затем настроить экспонирование для осветления или затемнения виньетки (используя этот метод, вы даже можете применить размытие, уменьшить блики или изменить ее цвет – все с помощью ползунков). Это действительно очень удобная функция в ACR, так как она работает подобно маске слоя, хотя с помощью этого инструмента вы не сможете сделать тонкую настройку, как в Photoshop.

Ниже приводится изображение с достаточно темным и тяжелым виньетированием. На мой взгляд, это слишком, и скорее отвлекает от изображения, чем улучшает его. Мне кажется, выглядит совершенно неправильно.

Ниже то же фото, но со светлой виньеткой, на мой взгляд фото также выглядит неправильно в данном варианте

В этом варианте, я думаю, виньетирование как раз то, что надо, оно улучшает первоначальный вид фотографии, что и было моей целью.

В Adobe Photoshop

Если вы выйдете из Adobe Camera Raw и откроете ваш файл в Photoshop, то найдете там еще несколько способов добавить виньетирование. Ниже приведены два самых быстрых способа, которые я нашла. Но прежде, чем добавлять виньетку в Photoshop, чтобы ваши действия были обратимыми, я рекомендую изучить использование слоев и масок.

1. С помощью режимов наложения

Первым быстрым способом добавления виньетирования в программе Photoshop является дублирование фонового слоя с помощью CMD/CNTRL + J. Все ваши настройки необходимо проводить на верхнем слое, который находится поверх фонового, таким образом ваш исходный файл будет в безопасности и нетронут.

Измените режим наложения скопированного слоя на Затемнение или Умножение, чтобы добавить темную виньетку, или Экран или Осветление для светлой виньетки. Теперь добавьте маску слоя к скопированному слою. Если вы будете рисовать по виньетке, то убедитесь, что маска черная. Выберите большую мягкую кисть с очень низкой непрозрачностью и рисуйте белым цветом на виньетке по краям.

В качестве альтернативы вы можете удалить виньетку вместо того, чтобы рисовать на ней, что я в данном случае предпочла бы. Добавьте белую маску к скопированному фоновому слою. Выберите большую мягкую кисть с более высокой непрозрачностью и рисуйте по маске черным цветом, начиная от середины и осторожно отходя в стороны до тех пор, пока вся виньетка не будет удалена из центра, оставив ее только по краям. Установите непрозрачность слоя на ваше усмотрение.

Ниже приведены два примера преувеличенного виньетирования, добавленного в Photoshop данным способом.

Прорисовка вручную или удаление виньетирования дает вам возможность применить его в нужном месте, отрегулировать глубину и интенсивность в зависимости от того, что подходит больше конкретному изображению.

2. Использование слоя со сплошным цветом

Другой быстрый способ состоит в добавлении сплошного цвета. Этот метод более экспериментален, так как изменить цвета одним щелчком инструмента Пипетка очень просто.

Сплошной цвет разместится поверх вашего изображения, таким образом вы увидите прямоугольник определенного цвета. Теперь нужно применить маску слоя и приступить к удалению цвета, начиная от центра и двигаясь к краям. Еще раз, используйте большую мягкую черную кисть для удаления цвета. Если вы используете такой вид виньетирования, как на двух приведенных ниже изображениях, то это должно быть осознанно, так как оно совершенно не придает изображению естественного вида. Это подходит для скрапбукинга или других особых целей, но это не тот вид изображения, который я бы отдала клиенту.

На изображении ниже виньетка была добавлена описанным методом сплошного цвета. Вы можете поэкспериментировать с режимами наложения, чтобы посмотреть, что выглядит лучше.

Это было сделано с помощью сплошного цвета, как и выше, но использован режим наложения Затемнение основы.

К этому изображению применен черный цвет с маской и режим наложения Перекрытие с непрозрачностью 80%.

Вы можете также задать форму виньетки, используя инструмент Овальная форма. Он был применен для изображения ниже, создавая виньетку с жесткими краями. Задайте форму путем перетаскивания инструмента по изображению, и вы увидите мигающие точки вокруг созданной вами формы. Вам нужно инвертировать ее, используя комбинацию CMD/CNTRL + shift + I, таким образом будет выделена наружная часть формы и отмечена мигающим выделением (как показано ниже).

Нажмите на иконку сплошного цвета и выберите нужный цвет. Новый слой с вашей формой автоматически заполнится выбранным цветом. Выберите этот слой и поиграйте с режимами наложения и непрозрачностью. Ниже вы увидите, как выглядят режимы наложения Разделить, Затемнение основы и Перекрытие.

Режим наложения Затемнение основы

Режим наложения Разделить

Режим наложения Перекрытие

Вы захотите растушевать маску на цветном слое или смешать края вручную с помощью кисти таким образом, чтобы края виньетирования не были четкими и видимыми. Я оставила это в таком виде, чтобы продемонстрировать, что делает слой с виньетированием.

Ниже приведено финальное изображение только с оттенком виньетирования по краям для того, чтобы уменьшить яркость сцены.

Я надеюсь, что эта статья дала вам несколько новых идей того, как улучшить свои фотографии с помощью виньетирования.

Присмотревшись к различным фотографиям, которые Вы можете встретить на просторах Интернета, Вы увидите, что некоторые из них имеют затемненные края. Либо края могут быть слабо насыщенными по отношению к центру, причем это может быть как резкий контраст, так и постепенное уменьшение интенсивности яркости. То есть в данном случае мы имеем дело с эффектом падения яркости и насыщенности кадра от его центральной части к краям. Этот эффект в фотографии называют виньетированием. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Когда проявляется эффект виньетирования, как его убрать и в каких случаях он может быть полезен – об этом мы более подробно расскажем в этой статье.

Когда получается эффект виньетирования?

Само слово «виньетирование» происходит от французского слова Vignette или «виньетка», что означает рамку, закрывающую изображение по краям. Изначально под виньеткой понимали декорирование границ в книгах, но позже слово виньетирование стало применяться для портретов в фотографии, изображение на которых четко видно в центре, но постепенно исчезает на краях. Обычно под виньетированием подразумевают потемнение углов изображения, вызванное физической особенностью объективов по распределению светового потока. Подобный эффект возникает также при съемке проецируемых изображений или кинофильмов с проекционного экрана.

В фотографии виньетирование наиболее часто проявляется при использовании широкоугольных объективов, телеобъективов и оптических систем, характеризующихся большой светосилой. Как правило, виньетирование обеспечивает изменение яркости изображения от центра до краев изображения, но при компьютерной обработке можно создать и противоположный эффект — когда края фотографии окажутся более светлыми, нежели центр изображения.

Очень заметным и выделяющимся эффект виньетирования становится при установке объектива, предназначенного для камеры с кропнутой матрицей формата APS-C, на полнокадровый фотоаппарат. Стоит отметить, что виньетирование зачастую бывает случайным и совсем нежелательным для фотографа эффектом, обусловленным неправильными настройками камеры или дефектом объектива. Широко распространено мнение о том, что чем меньше виньетирование, тем лучше и качественнее объектив.

Существует такой параметр, как коэффициент виньетирования. Это величина, характеризующая падение освещенности изображения, создаваемого оптической системой. В целом же, эффект виньетирования определяется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. В частности, виньетирование -1EV говорит о том, что края изображения затемнены на одну ступень или на один стоп сильней, чем центр фотографии. Один стоп, как известно, равен падению экспозиции в два раза.


Виньетирование. Фото: yudzz88 / Foter.com / CC BY-NC-SA

От чего зависит эффект виньетирования? Можно выделить следующие основные причины проявления данного эффекта:

— Виньетирование может происходить вследствие физического блокирования света вдоль периферии объектива. Такую виньетку часто называют физическим виньетированием.

Физическое блокирование света может быть вызвано дефектами самой фотокамеры, ошибками фотографа, установкой большого количества фильтров на объективе, перекосом линз. Виньетирование проявляется, например, когда на объектив надета защитная линза или светофильтр с высокими бортиками, которые существенно увеличивают проявление данного эффекта.

— Виньетирование может быть вызвано применением нескольких линз, таких как телеобъектив, макро-объектив или широкоугольная оптика. Ведь каждая линза преломляет свет и сужает эффективную диафрагму, а во многих современных объективах количество таких элементов может достигать двадцати и более.

Это называется оптическим виньетированием и наиболее часто такой эффект появляется при использовании дешевой, не самой качественной оптики. В этой связи фотографу необходимо не переусердствовать с наложением линз на фотокамеру, в противном случае он может столкнуться с заметными оптическими искажениями и дефектами.

— Существует также природное виньетирование. Количество света, попадающего на края матрицы, уменьшается по сравнению с центром в соответствии с законом обратных квадратов, предполагающим, что достижение светом углов датчика изображения займет немного больше времени.

Кроме того, эффективное открытие оптики относительно углов светочувствительного сенсора имеет эллиптическую форму, в результате чего последние получают еще меньше света, образуя тем самым дефект в перспективе. Некоторые объективы более склонны к этому явлению, конструкция других же специально продумана таким образом, чтобы избежать этой проблемы. Эффект, вызванный природным виньетированием, как правило, менее заметен на фотографиях по сравнению с двумя вышеупомянутыми.


Виньетирование. fmmr / Foter.com / CC BY-NC-SA

Говоря об ошибках фотографа, которые могут обеспечить проявление эффекта виньетирование, стоит отметить такие распространенные случаи, когда на объектив просто неправильно одевают бленду. Обычно бленда имеют форму «тюльпана», причем с одной стороны размещаются лепестки «тюльпана» меньшего размера, чем с другой. Если в спешке перепутать стороны бленды и не правильно установить ее на объектив, то можно испортить свои фотографии эффектом виньетирования. Также нужно упомянуть, что сегодня существуют специальные фильтры, которые позволяют фотографу использовать виньетирование намеренно, для того, чтобы привлечь внимание зрителя к центру кадра.

Как избавиться от виньетирования?

Нежелательное виньетирование можно частично или полностью убрать путем редактирования фотографий программными средствами, либо автоматическими с помощью встроенных функций в самой фотокамере. Многие современные цифровые камеры располагают встроенным обработчиком корректировки виньетирования. Например, подобную функцию можно найти в камерах Nikon.

В фотоаппаратах Canon за коррекцию виньетирования, в свою очередь, отвечает функция под названием «контроль периферийного освещения». Данная функция предназначена для исправления виньетирования в зависимости от установленного объектива. Для этого, правда, необходимо, чтобы фотокамера распознала используемую оптику.

В графических редакторах, например, в AdobePhotoshop, эффект виньетирования можно убрать достаточно легко. Причем проще всего исправить виньетирование посредством редактирования RAW-файлов. Вообще, при фотосъемке в формате RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества и мелких деталей. В графических редакторах можно не только убрать виньетку, но и усилить ее специально, чтобы получить интересный художественный эффект. Наиболее сложно или практически невозможно убрать виньетирование, которое проявляется вследствие применения объективов для кропнутых камер или фильтра на полнокадровых фотоаппаратах.

Во время съемки для уменьшения эффекта виньетирования, то есть степени потемнения углов изображения, можно прикрывать диафрагму. Виньетирование напрямую связано с относительным отверстием диафрагмы в оптической системе (F). Чем сильней закрыта диафрагма (и больше значение F), тем меньше будет проявляться эффект виньетирования. Наоборот, чем больше открыта диафрагма, тем сильней становится заметным виньетирование. Также степень затемнения краев изображения имеет определенную связь с дистанцией фокусировки. Обычно наиболее сильно эффект виньетирования проявляется на предельных значениях фокусного расстояния.

Виньетирование – дефект или творческий прием?

Если рассматривать чисто техническую сторону, то эффект виньетирования, конечно, является дефектом фотоизображения, вызванным недостатками камеры или оптики. Недаром отсутствие виньетирования считается одним из признаков качественного объектива. Несмотря на это, падение яркости от центра фотографии к ее краям зачастую используется фотографами как интересный художественный прием. Впрочем, во многих ситуациях эффект виньетирования неприемлем. Например, в пейзажной фотографии виньетирование в большинстве случаев совершенно нежелательно. Снимки, где присутствует голубое небо с виньетированием, смотрятся грубо и несколько портят общую картинку.


Фото: The ReflexMan / Foter.com / CC BY-ND

В свою очередь, существуют жанры фотографии, где виньетирование выглядит уместно и выигрышно. В первую очередь, это портретная съемка, где подобный эффект позволяет сконцентрировать внимание зрителя на центре композиции, то есть на лице человека на портрете. Эффект виньетирование может использоваться и во многих других жанрах, в которых требуется выделить на фотографии какой-то ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение или определенное настроение. В частности, подобный эффект оптимально подходит для оформления свадебных фотографий или снимков с юбилеев и семейных торжеств. Виньетирование также иногда применяется для придания фотографиям оттенка старины.

В принципе, использовать виньетирование или избавиться от него – это индивидуальный выбор фотографа. Для того, чтобы получить эффект виньетирования целенаправленно, в художественных целях, можно применить специальные фильтры или воспользоваться программными инструментами постобработки. Способов создания эффекта виньетирования в графических редакторах несколько.

Например, виньетирование для фотографии очень легко создать через прозрачность слоев. Для этого необходимо открыть нужную фотографию в графическом редакторе, создать новый прозрачный слой выше фонового слоя и закрасить его белым или другим цветов в зависимости от цветовой гаммы изображения и личных предпочтений. Далее нужно отключить видимость слоя «Фон для снимка» и переключиться на слой с фотографией. Посредством инструмента «Эллиптическое выделение» требуется создать овальное выделение, после чего можно вернуться на верхний слой. После этого задействуется инструмент растушевки для того, чтобы смягчить края выделения. Наконец, остается только включить обратно видимость верхнего слоя и удалить выделение. Вся процедура довольно проста и не отнимает много времени.

Итак, эффект виньетирования может быть как интересным творческим инструментом, так и создавать определенные неудобства фотографу. В большинстве случаев не стоит сильно переживать из-за проявления затемненных краев по краям фотоизображения. Данный эффект по-настоящему бросается в глаза и сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых фотокамерах, где виньетирование приобретает недопустимый характер. В остальных же случаях он нисколько не мешает и даже может придать фотографии некую художественность, особенно это касается портретных снимков. Впрочем, хотя порой эффект виньетирования и выглядит очень привлекательно, перебарщивать и использовать виньетку в своей каждой второй фотографии стоит.

— это эффект затемнения углов изображения. Часто виньетирование называют просто ‘виньеткой

В более широком смысле, виньетирование — это изменения яркости изображения от центра до краев изображения. Можно сделать и ‘виньетирование наоборот’, когда края будут более светлыми, нежели центр изображения.

Выше показан пример виньетирования, которое дает объектив при использовании на полнокадровой камере и при полностью открытой диафрагме, объектив сфокусирован на бесконечность, сфотографирован белый лист со штатива. По углам изображения заметно падение яркости, а самая яркая часть изображения находится в центре изображения.

Учитывая тот факт, что при использовании полнокадровых , или любых других объективов под 35-ти миллиметровую пленку на кропнутых , матрица кропнутой камеры фиксирует только центральную часть изображения, то эффект виньетирования в таком случае практически полностью сводится к нулю.

Управление диафрагмой уменьшает виньетирование

Виньетирование напрямую связано с числом F. Чем больше число F (чем сильней закрыта ) — тем меньше виньетирование. И наоборот, чем меньше число F (чем сильней открыта ) — тем сильней заметно виньетирование. Как управлять числом ‘F’ можете почитать .

Зависимость виньетирвования от . На закрытой диафрагме виньетка меньше.

Я нигде не встречал информации о том, что дистанция фокусировки также влияет на степерь виньетирования . У разных объективов при фокусировке на бесконечность и на МДФ (минимальную дистанцию фокусировки) проявляется разная степень виньетирвоания. Такой эффект я заметил при , когда при МДФ объектив вовсе не давал виньетки, а при фокусировке на бесконечность виньетка была просто ужасной. Ниже необычный пример фотографии, который показывает взаимосвязь дистанции фокусировки и силы виньетирования при использовании полнокадровой камеры в обычном режиме работы и кропнутого объектива.

Необычный эффект виньетирования. Кропнутый объектив не дает виньетки при МДФ на полнокадровой камере.

В зависимости от типа объектива, эффект взаимосвязи виньетирвоания и дистанции фокусировки проявляется по разному. Ниже пример разной степени виньетирования при использовании объектива на камере , при МДФ виньетирвоание сильней, чем при фокусировке на бесконечность.

Также, у зум объективов при разном фокусном расстоянии наблюдается разная степень виньетирования. Обычно самая сильная виньетка заметна на предельных значениях фокусного расстояния.

Например, для пейзажной фотографии виньетирование часто крайне нежелательно, потому, чтобы получить изображения без виньетирования нужно снимать на прикрытых диафрагмах. А в портретной съемке виньетирование часто может идти только на пользу.

Виньетирование измеряется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. Например, виньетирование -1E.V. означает, что края изображения затемнены на 1 ступень или на 1 стоп сильней, чем центр изображения. Один стоп равен падению в два раза.

Еще одной причиной появления виньетирования могут служить светофильтры и бленды. Очень часто виньетирование появляется на фотографиях, которые были сняты на объектив с неправильно одетой блендой . Обычно бленды имеют форму ‘тюльпана’, и с одной стороны лепестки ‘бленды-тюльпана’ меньшего размера, чем с другой, это связано с прямоугольной формой матрицы или пленки. Если перепутать стороны бленды или не правильно установить бленду на объектив, то можно испортить целую серию фотографий. Компенсировать виньетку от светофильтра или бленды иногда просто невозможно и приходиться кадрировать изображение.

Виньетирование очень просто исправить с помощью редактировании RAW файлов. Точно так же эффект виньетирования можно усилить специально, чтобы получить художественный эффект, как на снимке ниже. Многие камеры имеют встроенный обработчик корректировки виньетирвоания. Например, такую функцию имеют камеры , и т.д. У камер Canon за контроль виньетирование отвечает функция ‘контроль периферийного освещения ‘. Обычно виньетирование делается специально для того, чтобы выделить на фотографии ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение.

Личный опыт

Я вовсе не переживаю за эффект виньетки, так как практически всегда снимаю в RAW. Эффект виньетирования сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах, например является недопустимой. Несколько раз я не до конца закручивал бленду-тюльпан на объективе, и в результате получал виньетку на изображении. Многие фотографы очень часто перебарщивают с виньеткой, а сам эффект встречается чуть ли ни на каждой второй портретной фотографии.

Выводы:

Виньетирование — физическая особенность объективов по распределению светового потока от центра до краев изображения. Обычно под виньетированием просто понимают потемнение углов изображения . Чтобы уменьшить степень потемнения углов изображения следует прикрывать диафрагму. Также, на виньетку влияет дистанция фокусировки . Виньетирование легко исправляется автоматически самой камерой , либо с помощью программного обеспечения . При съемке в RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества. Виньетка также может служить в качестве неплохого художественного эффекта , особенно для создания портретных снимков.

Лайкаем — . Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Рассматривая фотографии, вы можете увидеть, что на многих снимках края затемнены. Это говорит о том, что в процессе съемки на них попадает меньше света. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Эффект падения яркости кадра от его центральной части к краям называют виньетированием.

Слово «виньетирование» происходит от французского Vignette - «виньетка», то есть рамка, закрывающая изображение по краям. Виньетирование наиболее характерно для широкоугольных объективов , телеобъективов и для оптических систем, обладающих большой светосилой. Сильное виньетирование наблюдается при надевании объектива предназначенного для камеры с кропнутой APS - C матрицей на полноформатную камеру по причине разницы углов обзора.

В некоторых случаях виньетирование используется как художественный прием. Принято считать, что чем меньше виньетирование, тем лучше объектив. Эффект виньетирования также проявляется в том случае, когда на объектив надета защитная линза или светофильтр с высокими бортиками, многократно увеличивающими виньетирование.

От чего зависит появление виньетирования?

Эффект виньетирования наблюдается в следующих случаях:

Он может достигаться целенаправленно при использовании инструментов постпроцессинга. При этом результат виньетировния выбирается самим фотографом. Таким образом, достигается некоторая степень художественности фотографии. Прием часто используется в портретной съемке . Виньетирование также может применяться для придания фотографии оттенка старины.

Виньетирование может быть природным, зависящим от угла падения света на объектив и сенсор изображения. В отличие от широкоугольных объективов, зум-объективы, превышающие определенное фокусное расстояние , менее склонны к появлению природного виньетирования.

Третий случай виньетирования происходит из-за физического препятствия между лучами света, проникающими в фотоаппарат и пучками света, попадающими на сенсор изображения случайно. Из этого несложно сделать вывод, что при небольшом значении диафрагмы , механическое виньетирование увеличивается. При увеличении значения диафрагмы нежелательный эффект виньетирования снижается или исчезает совсем.

Фактические размеры современных объективов - еще одна причина появления виньетирования. В дорогих объективах очень часто имеется около 20 отдельных элементов и более. Пока свет проникает через них, теряется часть его интенсивности, так как у задних элементов от входящего света имеется защита в виде линз, которые находятся перед ними.

Как избавиться от виньетирования?

Использовать виньетирование или избавиться от него - личный выбор фотографа. Главное здесь - не переусердствовать, чтобы не выглядеть дилетантом. Нежелательное виньетирование частично или полностью убирается путем редактирования фотографий программными продуктами (к примеру, Photoshop), а также автоматически. Камеры Canon, например, оснащены функцией коррекции периферийного освещения. Виньетирование, образующееся из-за применения объективов для кропнутых камер или фильтра, на полноформатных камерах убрать нельзя. Снизить эффект виньетирования или избавиться от него полностью можно, уменьшив относительное отверстие диафрагмы в оптической системе.

Виньетирование в объективе - хорошо это или плохо?

Как уже отмечалось выше, отсутствие виньетирования является одним из признаков качественного объектива. Следовательно, эффект виньетирования можно считать уделом его плохого качества. Но так ли уж плох сам по себе этот эффект?

В некоторых случаях эффект виньетирования неприемлем, например, при съемках голубого неба, так как смотрится грубо и портит картинку. Другое дело - портретная съемка, здесь подобное искажение выглядит уместно и выигрышно, так как позволяет сконцентрироваться на центре композиции - лице человека на портрете.

Еще один вариант применения виньетирования - это фотографии в стиле ретро с эффектом старины. Не стоит отказываться от покупки, если объектив обладает данным эффектом, так как его можно использовать для привлечения внимания к центральной части кадра или убрать, используя для этого специальные программы. .

Показать html-код для вставки в блог

Что такое виньетирование в фото?

Рассматривая фотографии, вы можете увидеть, что на многих снимках края затемнены. Это говорит о том, что в процессе съемки на них попадает меньше света. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Эффект падения яркости кадра от его центральной

Читать подробнее

Виньетированием называется затемнение углов фотографии. Виньетирование еще часто называют виньеткой .

Виньетирование

На самом деле, виньетирование может проявляться не только как затемнение, но и как осветление краев изображения. Правильная виньетка выглядит как плавное изменение тона фотографии от центра к краям.

Пример виньетирвоания

Виньетирование может появляться вследствие использования некоторых объективов в сочетании с определенными камерами. К примеру, можно рассмотреть виньетирование, которое получилось вследствие фотографирования белого листа бумаги на фотоаппарат Nikon D700 объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Фото сделано при максимально открытой диафрагме на выдержке 1/80, ISO 400. Фокусировка настроена на бесконечность. На фото можно увидеть, как симок становится темнее к краям.

Если использовать объективы, предназначенные для полнокадровых камер на кропнутых фотоаппаратах, то эффект виньетирования не будет проявляться.

Настройки диафрагмы регулируют виньетирование

Закономерность проста. Чем больше диафрагма закрыта, тем виньетирование проявляется меньше.

Зависимость виньетирования от диафрагмы.

Виньетирование также может зависеть от расстояния фокусировки. К примеру, некоторые объективы на минимальном расстоянии фокусировки (когда объект съемки максимально близко) могут вовсе не давать виньетирование, а при фокусировке на далеких объектах виньетирование может проявляться очень сильно. В основном это проявляется если использовать объектив для кропнутой камеры на полнокадровом фотоаппарате.

Ниже можно увидеть, как влияет расстояние фокусировки на виньетирование при использовании на камере Nikon D700 объектива Nikon 28-105mm f/3.5-4.5D AF Nikkor.

У зум-объективов также виньетирование проявляется по-рзному в зависимости от фокусного расстояния. На максимальных значениях виньетка обычно сильнее, чем на минимальных. Виньетирование - это не всегда плохо. В портретной съемке оно позволяет сконцентрировать внимание зрителя на модели, а вот при фотографировании пейзажей виньетирование не желательно.

Легкая виньетка на портрете

Измеряют виньетирование стопами или EV. Если виньетка к краю изображения темнее чем в центре на 1EV - это означает, что по краям экспозиция в 2 раза меньше, чем в центре. Отрицательные значения говорят о затемнении (-1EV, -1,1/3EV), а положительные - об осветлении (1EV, 2EV).

К появлению виньетирования может приводить использование светофильтров или бленд. Неправильно одетая бленда может давать существенное затемнение кадра к краям. Бленды обычно имеют форму цветка с лепестками различного размера. Это связано с тем, что сенсор камеры имеет прямоугольную форму. Если бленду неправильно развернуть, то можно испортить все фотографии. В графическом редакторе часто бывает невозможно вытащить экспозицию на краях, и приходится кадрировать снимок.

В RAW конвертерах можно корректировать виньетирование. Его можно как ослабить, так и усилить для получения художественного эффекта.

Сильное виньетирование использовано в художественных целях

Не стоит сильно переживать из-за появления виньетирования. Оно обычно проявляется только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах и при неправильной установке бленды. Просто подберите правильный объектив и всегда закручивайте до конца бленду. Если вы наоборот хотите получить виньетирование, то лучше его делать в графическом редакторе. Там его можно более гибко настраивать и убрать его вовсе, если эффект не понравится.

На основе материалов с сайта: