История становления и развития оао газпром. Приватизация компании

Развернувшиеся баталии вокруг цен на газ для хунты навели меня на мысль еще раз напомнить всем давно известную истину - кому и на сколько принадлежит, считающийся российским, гигант нашей энергодобывающей индустрии - ГАЗПРОМ.

Согласно совершенно открытым данным, "государству" принадлежат лишь 50% акций (+1 голос). Я беру слово государству в кавычки, потому, что это небольшая уловка, позволяющая подсластить пилюльку. В реальности непосредственно государству, в лице его госоргана Росимущество, принадлежит уже не 50, а лишь 38,37% акций гиганта, остальные поделены между ОАО Роснефтегаз (10,74%) и ОАО Росгазификация (0,89%).

Что это означает? Ровно то, что президент Путин может жестко рявкнуть: "ша! делай как я сказал!" только на 38%. Согласитесь, это уже несколько другой коленкор в командно-административной системе управления корпорацией. Кстати, прибыль от продажи газа распределяется также - нам с вами достается всего лишь 38% от добытого ГАЗПРОМом, ибо содержимое наших недр, пройдя по трубе на поверхность, как-то трансформируется и начинает принадлежать техникам, воткнувшим эту самую трубу. Как, если бы сосед, поставив насос на колодец у вас во дворе, продавал воду всем желающим (ну и вам в том числе), оплачивая вам налог с этого действа. Но это я отвлекся, вернемся к ГАЗПРОМу, уточнив, что и добытый газ даже на 38% еще принадлежит не нам с вами, а самому ГАЗПРОМу, нам принадлежит только доля в прибыли.

Есть еще «Роснефтегаз», 100% принадлежащий Росиимуществу, который создавался как «временное хранилище» акций «Роснефти» и «Газпрома». Предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит полученный многомиллиардный кредит, но существует до сих пор. Зачем? А затем, чтобы не сосредоточивать контрольный пакет акций в одних руках. Ведь прямой блокирующий пакет должен составлять 50% + 1 акция. В этом и тонкость - чтобы прямо заблокировать то ли иное решение, 50% +1 должны быть сосредоточены в одних руках. В противном случае начинаются танцы с конями.

К чему я это все? К тому, что в своих решениях по ГАЗПРОМу Россия не авторитарна, наши должны договариваться с остальными владельцами.

Кто же они, эти "остальные владельцы"? Из графика можно увидеть - это Bank of NY и некие "прочие".

Ну, BoNY тут понятно каким боком - он рядится под эмитента американских депозитарных расписок, выпущенных на акции ГАЗПРОМА. Чтобы не ломать зря голову, поясню - это завуалировыанная форма передачи гос.собственности от колонии метрополии. Т.е. 27% в прямую переданы "нашим американским партнерам", как любит весело шутить ВВП. Почему 27? А потому, что с 25 процентов наступает "огласовка" акций, т.е. владелец этих 27% может зарубить решения, принимаемые Обществом.

Кто еще в акционерах, кто эти "прочие"?

E.ON Ruhrgas AG, крупнейшая германская компания-дистрибьютор природного газа - 6,5%
Deutsche UFG, компания-хэджфонд, 100% принадлежащая Дойче Банку - более 3 %
НАФТА-МОСКВА, Кипрская компания (догадайтесь для чего и кем созданная) - 5,3%
НАФТА-ВОСТОК, фонд, опять же даже объяснять не стоит кем создан, - 1,5%
ИНТЕКО (да-да, мадам Батуриной) - 1%
Остальные 5,5% распылены междусобойчиком, т.с. на молочишко себе любимым.

Итак, Росия, точнее наш президент Путин В.В. (я в принципе не отделяю с некоторых пор моего президента), не в состоянии жестко принять однозначное решение по тем или иным действиям ГАЗПРОМа, а должны договариваться с теми же, кто и готовит всю эту херню с газовыми поставками - амерами, бюргерами и 5-й колонной, владеющей активами, располагающимися вне российской юрисдикции, и непосредственно управляющими концерном.

И вот теперь посмотрите - Путин в ГАЗПРОМе один. Против него и акционеры, авторы переворота на Украине, и управленцы, которых держат за кадык их активов эти же акционеры.

Логотип ГазПрома

Одни из первых месторождений природного газа были открыты в Советском Союзе еще в 1942 году. Тогда же был построен первый газопровод «Бугуруслан — Куйбышев». Разведка и освоение газовых источников непрерывно продолжались, строились все новые магистрали и трубопроводы. Тем не менее этого не всегда хватало на то, чтобы в достаточной мере удовлетворять потребности всего советского населения. Все изменил период с 1970 по1980 годы. Для СССР он был ознаменован открытием новых газовых месторождений в области Поволжья, Сибири и на Урале. Добыча газа в Советском Союзе выросла почти в пять раз и уже в 1984 году он занял лидирующую позицию на мировом ринге газового сырья. Добыча данного ресурса в год составила 587 млрд. куб. м.

До этого времени, с 1948 года, в СССР действовало Главное управление по добыче природного газа. В 1956 году оно терпит ряд преобразований, в результате чего становится уже Главгазом (Главное управление газовой промышленности при совете министров СССР). В 1963 году создается Государственный производственный комитет по газовой промышленности СССР, который берет на себя функции своего предшественника. 1965 год — происходит формирование Министерства газовой промышленности. Из него впоследствии выделяются организации двух направлений: газовой и нефтяной. Именно данное Министерство и стало платформой для будущего компании. В 1989 году создается Государственный газовый концерн «Газпром «, который, в свою очередь, становится платформой для РАО «Газпром» (Российское Акционерное Общество). Он был образован в 1993 году, а в 1998 году был переименован уже в нынешний ОАО «Газпром» (Открытое Акционерное Общество).

Виктор Степанович Черномырдин

С 1989 по 1992 года возглавляет В.С.Черномырдин , которого назначил на этот пост Б.Ельцин. На тот момент концерн полностью контролировал поиски газовых месторождений на территории всего СССР, осуществлял его распределение и продажу. В 1991 году происходит развал Советского Союза, что сказывается не самым лучшим образом. Страны, которые раньше входили в состав СССР, получают независимость, а вместе с ней и права на все газовые источники, находящиеся на их территории, равно как права собственности на соответствующие магистрали. Потери на тот момент составили 25% от общего количества компрессорных станций, а также свыше 30% трубопроводов. Контроль над всеми транзитными газопроводами, которые проходили из России в Европу, всецело перешел странам СНГ и Балтии. Тогда же российское правительство пришло к выводу, что с целью улучшения функционирования концерна, следует создать независимые компании, которые могли бы также производить добычу данного ресурса. Инициатором этого проекта стал министр топлива и энергетики В.Лопухин. На этой же почве у него и возник конфликт с хозяином «Газпрома» В.Черномырдиным, который придерживался противоположного мнения и не собирался делить концерн ни с кем.

Следующий год стал более успешным. Интенсивность его экономического влияния резко увеличивается. Происходит это из-за того, что в 1992 года на пост премьер-министра назначается Виктор Степанович и, естественно, что его «детище» получает целый ряд налоговых льгот. В этом же году Черномырдин передает свои полномочия по руководству своему первому заместителю Рему Вяхиреву, а президент подписывает несколько Указов, из которых следует, что газовые ресурсы всей страны передаются в ведение концерна.

Приватизация компании. Попытки реформирования.

В 1993 году Министерство финансов одобрило проект по «Газпрома». Если в начале 1992 года он полностью принадлежал государству, то в 1993 году начинается распределение газпромовских акций. Согласно схеме распределения, 40% оставалось в собственности государства, 28,7% продавалось за ваучеры, 15% принадлежало руководителям концерна, 10% предназначалось для продажи зарубежным компаниям, 5,2% находилось в собственности ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ), 1,1% переходил в пользование организации «Росгазификация».
Рыночное положение акций было весьма противоречивым и отпугивало иностранных покупателей из-за своей неликвидности. Причиной этому являлись исключительные правила концерна, в соответствии с которыми компания осуществляла контроль вторичного рынка своих акций. Продажа могла осуществиться только с его позволения. Требовалось обязательно ставить в известность его руководство и предлагать покупку сначала, непосредственно, концерну. Только в случае его отказа можно было продавать их другим организациям.

Комплекс зданий которые принадлежат концерну.

Поскольку процесс приватизации проходил под чутким контролем Виктора Степановича, интересы холдинга никоим образом не пострадали. В 1994 году между Р.Вяхиревым и правительством был подписан трастовый договор, согласно которому 35% государственных акций переходило в ведение монополиста. В этом же году агентом по размещению акций за границей стал инвестиционный банк Kleinwort Benson. Но поскольку на тот момент они не пользовались популярностью, на предложение продажи спроса не оказалось.
В 1995 году аудитором концерна становится Price Waterhouse, но в 1997 году он передает эстафету De Golyer & McNaughton. Тут встает необходимость продвижения на мировых рынках капитала и в 1996 году он размещает 1% своих акций на лондонской бирже. Через год происходит крупный скандал. Фигурировала в нем Regent GAZ Investment, которая посредством своей дочерней компании пыталась приобрести газпромовские акции на российской бирже с целью их дальнейшей перепродажи за рубежом. После этого инцидента Б.Ельцин выпустил Указ «О порядке обращения акций РАО «Газпром», в соответствии с которым права иностранных и отечественных инвесторов существенно ущемлялись.

1990-е годы.

1990-е годы были ознаменованы для весьма нестабильными отношениями с правительством. Для молодых реформаторов он олицетворял собой непоколебимый оплот командно-административной экономики России и, естественно, что они всячески пытались ограничить его власть. На протяжении времени президентства Б.Ельцина, концерн не раз приходил ему на выручку. Так, например, в 1996 году, газовый монополист берет на внешних рынках займ в размере 40 трлн , который в свою очередь расходуется на уплату долгов пенсионерам. После этого Б.Ельцину снова удается победить на выборах.
С приходом С.Кириенко ровные отношения с правительством были нарушены.

Новый председатель требовал разорвать трастовый договор, заключенный с концерном в 1994 году, и обвинял его в злостной неуплате налогов. В это же время в руководстве монополиста выделяется заместитель Рема Вяхирева — Вячеслав Шеремет. На время отсутствия Вяхирева он стойко отстаивает интересы. В дальнейшем Вяхирев скажет, что желает видеть в качестве своего приемника именно Шеремета .
В 1998 году Ельцин снимает Черномырдина с поста премьер-министра. Это же время совпадает с началом . Правительство предъявляет претензии по неуплате налогов и оказывает на него сильное воздействие, в результате чего концерну все же приходится их уплатить. Председателем правления остается Черномырдин.
После Виктора Степановича его место занял Евгений Примаков. Его политика в отношении компании была более лояльна. Тем не менее, в 1999 году развернулась ожесточенная борьба между крупнейшим российским газовым монополистом и правительством. К тому времени концерн имел довольно сильное влияние на канал НТВ, на котором вовсю критиковалась политика Кремля в отношении компании. «Газпром» заявил, что его убытки в 1998 году составили около 2 млрд , а, следовательно, никакие дивиденды акционерам он платить не собирается. Естественно, что акционеры в свою очередь требовали привлечь концерн к ответственности. В конце года на пост премьер-министра был назначен В.Путин, после чего В.Черномырдину был предъявлен целый список обвинений в адрес руководства, а в частности Вяхирева.

Подводя итоги 1990-х годов, можно сказать, что несмотря на действительно существующие нарушения со стороны концерна, тем не менее, он продолжал оставаться «тихой гаванью». Во время нестабильной политической обстановки в стране его поддерживал государственный бюджет, проводил достаточно лояльную ценовую политику в отношении газового обеспечения, параллельно с этим осуществлял ряд политических и социальных функций.

С 2000 года.

В 2000 году пост председателя совета директоров занял Дмитрий Медведев . А в 2001 году место Рема Вяхирева было отдано А.Миллеру. После этого началось массовое перераспределение мест. Большинство людей, работавших под руководством Вяхирева были смещены со своих постов или ушли по собственной инициативе. Время разногласий с Кремлем стало историей. Несмотря на относительную неизвестность Миллера, цены акций концерна на Лондонской бирже подскочили почти на 7%. Хоты многие утверждали, что он не сможет держать под контролем деятельность газового гиганта, практика показала, что Миллер не только отлично справляется со своими обязанностями, но и делает существенные сдвиги по улучшению работы компании, борется с коррупцией, случаи которой участились в конце 90-х. К тому впервые за последнее время политика концерна стала полностью совпадать с интересами государства.

За последнее десятилетие наблюдался активный рост компании . «Газпром » заключает все новые контракты на поставку газа в европейские страны, налаживает отношения со странами Азии. В результате интенсивного развития оборот концерна в 2009 году только составил около 150 млрд . Одним из основных направлений миллеровской политики стало возвращение активов, которые при Вяхиреве не контролировались должным образом. Так, в 2002 году был восстановлен утраченный ранее контроль над «Запсибгазпромом», «Пургазом», «Востокгазпромом». Помимо этого в собственность концерна перешел «Севернефтегазпром» (концерн его купил). Нельзя не упомянуть про компанию «Итера», которая считалась вторым газовым гигантом. Постепенно ей пришлось вернуть концерну добывающие газовые активы, которые были получены еще при Вяхиреве, после чего ей не осталось ничего другого, как согласиться с лидером и перейти в его фактическое подчинение. Аналогичная участь постигла и «Нортгаз», который занимался разработкой Северо-Уренгойского месторождения. Как только добыча начала набирать приличные объемы, монополист обратил не него внимание и заявил о своих правах. После недолгого сопротивления «Нортгаз» сдался и заключил с компанией соглашение. В настоящее время концерн по праву считается единственной газовой монополией в России.

Помимо своей непосредственной деятельности газовый гигант занимается научно-исследовательскими разработками и принимает активное участие в социальной жизни страны. Уже давно он является меценатом всевозможных спортивных мероприятий, покровительствует нескольким отечественным футбольным клубам, а также занимается благотворительной деятельностью. Только в 2010 году на благотворительность концерном было потрачено свыше 12 млрд рублей. Даже несмотря на 2008-2009 годов, Концерн так и остался оплотом стабильности для страны. Скорее всего так будет и дальше, поскольку трудно представить, чтобы у монополиста такого масштаба могли быть сколько-нибудь серьезные конкуренты, чье сопротивление он бы не смог сломить.

В мире немного компаний, пользующихся столь противоречивой репутацией, как «Газпром». Имя корпорации нередко упоминается в СМИ, часто - российских, ничуть не реже - в европейских. Для многих в Европе это монстр, используемый Россией для политического давления и экономического угнетения целых народов. Чем на самом деле является Газпром? Какова история его деятельности?

Чтобы представить себе масштаб предприятия, достаточно одного простого факта - нынешний «Газпром» во времена советского союза был целым «Министерством газовой промышленности СССР». Только в 1989 году оно было преобразовано в государственный концерн «Газпром», а в 1992 году концерн приватизирован, преобразован в РАО «Газпром», позже ОАО «Газпром».

В 90-е годы прошлого века, возглавляемый Рэмом Вяхиревым (до 2001 г) концерн и его деятельность неоднократно становились информационными поводами для средств массовой информации - он отметился как в политических (в том числе коррупционных), так и экономических скандалах.

Несмотря на то, что концерн являлся крупнейшим газодобывающим предприятием в мире, иностранные компании проявляли к его акциям ограниченный интерес - во многом, из-за непрозрачности деятельности самой компании и ее дочерних предприятий, дискриминационных условий для иностранных инвесторов и др.

С 2001 года на посту главы «Газпрома» Р. Вяхирева сменил Алексей Миллер, некоторое время председателем совета директоров работал нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев. С этого времени деятельность руководства концерна была направлена на возвращение активов, утерянных в 90-е гг., после приватизации и последовавших за ней многочисленных операций, смысл которых для большинства населения России не был понятен тогда и, тем более, забыт сегодня.

Сегодня «Газпром» — это не только структура газодобычи и крупнейшая в мире газотранспортная сеть. Всего более 600000 км, в т. ч. на «магистральные» трубопроводы приходится почти 200000 км, имеются масштабные планы дальнейшего расширения и строительства сети.

Кроме того, дочерние предприятия концерна занимаются всевозможными, в том числе, совершенно непрофильными видами деятельности - Газпромнефть задействована в нефтедобыче (по поставкам нефти «Газпром» - в двадцатке крупнейших мировых производителей), Газпромбанк - управляет финансами и многими непрофильными активами концерна, Газпром-Медиа - владеет средствами массовой информации: изданиями, телеканалами и радиостанциями, в том числе, и, в этом есть некоторая ирония, откровенно оппозиционными, вроде «Эха Москвы». Для концерна с государственным участием более 51% — деятельность, на первый взгляд, довольно странная.

Так или иначе, государство контролирует гигантский «механизм», в управлении которого 17% мировой добычи газа и более 60% — российской, причем, при необходимости, поставки (или отсутствие таковых, игры с ценами и контрактами) легко могут быть использованы для политического давления на европейских т. н. «партнеров», в том числе - Украину, Польшу, Белоруссию, балтийские и другие страны, в зависимости от текущей внешнеполитической ситуации. Во всяком случае, в этом обвиняют Россию «партнеры» концерна.

Основным «пугалом» для «Газпрома» сегодня является сланцевый газ - не новый, но, до недавнего времени, сравнительно мало использованный тип углеводородов (все дело в специфике добычи). Его добыча семимильными шагами развивается в США, последние воодушевляют на сотрудничество своих европейских сателлитов.

Пока американские и европейские СМИ трубят о скором конце зависимости от ресурсов «Газпрома», стоит помнить, что достоверных данных на этот счет пока нет, те, что есть, нельзя назвать достоверными хотя бы потому, что они имеют отчетливо политический окрас.

В результате, дальнейшие перспективы «Газпрома» достоверно оценить довольно трудно - слишком много факторов влияют на положение компании на рынке - начиная от особенностей мировой политики и заканчивая наличием газовых ресурсов в том или ином типе сланцев, наличии перспективных месторождений и т. п.

Можно предположить одно - если у «Газпрома» начнутся серьезные проблемы, они неизбежно начнутся и у российского населения. Слишком много в России «завязано» на сырьевой сектор экономики.

О том, что Газпром "де факто" частная компания, мы догадывались давно. А теперь давайте посмотрим, что из себя Газпром представляет "де юре"...
Инфа взята с официально сайта Газпрома http://www.gazprom.ru/investors/stock/
Вот что получается:
Из ста процентов акций Газпрома принадлежат частникам без сомнения:
25,6%- прочие лица (понятно кто,- частники)
23.4%.-владельцы американских депозитарных расписок (АДР) Газпрома, торгующихся на биржах США (надо полагать,- частники). АДР,-это акции нештатовских компаний, которые держат и торгуют штатовские банки.
Принадлежит частникам под «сомнением»:
10,7 % акций Газпрома, которые принадлежат ОАО Роснефтегаз (яплакаль,-зарегистрировано ОАО Роснефтегаз в тверской области в поселке с символическим названием БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕРКИ (ох и любят же сатанисты символичность), основной вид деятельности (а вот и не угадали, не нефть и не газ, а), "деятельность по управлению ценными бумагами". Можете проверить вот тут http://www.skrin.ru/issuers/RABPT/
Теперь, с учетом того, что 50%+1 акция, акций Газпрома, чтобы он считался государственной компанией, должны находиться в руках государства, (в том числе и владелец газпромовских акций,- ОАО Роснефтегаз, в котором контрольный пакет (замечу не 51%, и даже не 50%+1 акция, а контрольный пакет, который может составлять и 30 и 25 и даже 20 %) должны быть в собственности государства.) все ФОРМАЛЬНО соблюдено. (38,373% акций Росимущества+10,740% акций РОснефтегаза+0,889 акций РОсгазификации) Да не все. Т.к. если в ОАО Роснефтегаз (с Росгазификацией та же ситуация) государству принадлежит контрольный пакет в (допустим) 30% и этот пакет НА САМОМ деле является контрольным, то Роснефтегаз,-ВСЕ РАВНО ЧАСТНАЯ КОМПАНИЯ, т.к. 70% ее,-находятся в частных руках. Ферштейн? Я состава акционеров Роснефтегаза не видел, т.к. он не раскрывается, но готов дать руку на отсечение, если размер контрольного пакета государства в Роснефтегазе вдруг окажется больше 49%, т.е как минимум 51% Роснефтегаза в руках у частников и значит, де факто,-это частная компания.
Теперь суммируем:
Частники и частные владельцы Американских депозитарных расписок Газпрома на пару, владеют 49% акций Газпрома, плюс, формально частная с контрольным пакетом в собственности у государства ОАО Роснефтегаз (из Больших Перемерок тверской области Ха-Ха-Ха!, занимающеяся депозитарной деятельностью ("я ща обосрусь") владеет еще 10,7%, плюс подкупленные или пролоббированные интересы частных владельцев (кто в этом сомневается?) в Росимуществе, которому принадлежит 38,37% акций Газпрома.
Теперь, после этого краткого обзора я полностью «убежден», что Газпром-Супер-пупер «государственная компания»... Кроме того, в новом июньском уставе Газпрома, который можно посмотреть на вышекуказанном официальном сайте Газпрома, вообще нет упоминания про обязательную долю государства и/или хотя бы обязательном контрольном пакете, который должен принадлежать государству в ОАО-шках, владеющих акциями Газпрома.
Так что пусть власти не компостируют народу мозги басенками о том, что «Что хорошо для Газпрома,-то хорошо для России»… Газпром частная компания, интересы которой мало, если вообще как-то, связаны с интересами народа. Манипуляторы рулят!

Характеристика ОАО «Газпром»

История развития ОАО «Газпром»

Рис. 1.

История создания столь надежного и стабильного поставщика энергоресурсов берет начало с 1989 года, когда Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». Позже, в ноябре 1992 года, был подписан Указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ.

В конце мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров РАО, которым в совокупности принадлежало в общей сложности 67,85% голосов. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. Международная компания «ПрайсвотерхаусКуперс» была утверждена аудитором Общества. В августе того же года состоялась официальная презентация центрального офиса Газпрома на улице Наметкина 16 «Газпром сегодня» Описание создания и развития «ОАО Газпром» М.: Издание «Газпром», 2011..

Следующим важнейшим событием в истории организации стало 26 июня 1998 года, день когда состоялось годовое общее Собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования в Совет директоров Общества были избраны 11 его членов и принято решение о преобразовании Российского акционерного общества «Газпром» в Открытое акционерное общество «Газпром», организационно-правовая форма которого не изменилась и по сей день.

Согласно Гражданскому кодексу РФ акционерное общество признается обществом, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В том случае, когда его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, то такое общество признается открытым акционерным обществом. Оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. На данный момент времени ОАО «Газпром» по размеру организации относится к классу «крупного» бизнеса.

Наряду с прочной позицией организации существуют проблемы, которые имеют как стратегический, так и финансовый характер:

· возрастающая взаимозависимость рынков, которая в эпоху глобализации приводит к синхронизации экономик стран и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов либо кризисов из одной страны в другую. Такие условия могут в значительной мере повлиять на рыночные позиции Газпрома.

· проблема международного регулирования отрасли. Регулирование энергетической отрасли осуществляется по различным направлениям. Наиболее важными сферами являются либерализация, таможенное и налоговое законодательство, природоохранное законодательство и энергетическая безопасность.

· высокая конкуренция при выходе в новые регионы и на новые рынки. Примером могут послужить реализация инвестиционных проектов и выход Газпрома на рынок США, где преобладает высокая конкуренция со стороны работающих на этом рынке поставщиков данного вида топлива и высокая либерализация цен на газ.

· географические условия и климат. Значительная доля добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Существенная географическая удаленность разрабатываемых западносибирских месторождений от основных регионов реализации продукции требует значительных затрат на транспортировку газа.

· изменение валютных курсов и инфляции. Значительная часть выручки Газпрома номинирована в долларах или евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов.

· рост затрат. В последние несколько лет сохраняется ситуация, когда удельные затраты в капитальном строительстве в нефтегазовой отрасли растут темпами, превышающими темпы инфляции. Определяющими факторами этого роста являются увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, газоперекачивающие агрегаты, затраты на бурение скважин и т. д. Для минимизации рисков, связанных с ростом затрат, ОАО «Газпром» использует тендеры по выбору поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками. Разработана и реализуется программа оптимизации (сокращения) затрат, осуществляется работа по повышению эффективности управления, прозрачности и контроля за расходованием средств.

Данные проблемы возникают на пути развития практически любой крупной структуры, однако Газпром уверенно смотрит вперед, укрепляя позиции на глобальном энергетическом рынке, способствуя повышению авторитета и влияния компании в мировом сообществе, а также обеспечению долгосрочного роста ее стоимости.