В соответствии со словарем русского языка эффективность отождествляется со свойством быть действенным, эффективным. В свою очередь слово «эффективный» является производным от слова «эффект». Если речь идет об экономике, то эффект - это, как правило, экономия, дополнительный доход и т.д., а эффективность в экономике это результативность и она выражается отношением эффекта к затратам, необходимым для получения этого эффекта. То есть, эффективность - это относительная величина, так как в числителе и в знаменателе величины одной размерности, но разные по экономической природе.
В экономике существует немало экономических понятий, связанных с эффективностью, например эффективность инвестирования, эффективность основных производственных фондов и т.д. То есть речь идет об эффективности чего-то. Если речь идет об энергоэффективности, то в данном случае понимается эффективность в отношении использования энергии, так как энергия, подводимая к той или иной энергоустановке, может использоваться с разной степенью эффективности. Например, электроэнергия, подводимая к осветительным лампам накаливания, используется с коэффициентом полезного действия (КПД) 5-6 %, то есть только 5-6 % подводимой энергии преобразуется в энергию света. В люминесцентных лампах этот КПД равен 40 %, а в светодиодных лампах он достигает 80 %. Таким образом можно говорить, что последние более энер-гоэффективны. Таким образом, из данного примера видно, что энергоэффективность выражает степень эффективности использования энергетического ресурса, подводимого к установке, его потребляющего. Следует заметить, что при этом имеется в виду не эффективность использования энергии вообще, то есть для производства. Ни одно производство не может обойтись без энергии.
Речь идет о степени полноты использования подводимой энергии с целью производства той или иной продукции или выполнения работ.
При изучении понятия энергоффективности необходимо делать различия между энергоустановками, которые производят энергию, потребляя энергетические ресурсы, и энергоустановками, которые потребляют энергию .
К первым относятся электростанции, производящие электроэнергию, и котельные, производящие тепловую энергию. В данных установках, первичная энергия, содержащаяся в энергоресурсах, может быть выражена в тех же единицах измерения энергии, которая производится в этой установке. Отношение производимой энергии к подводимой - относительная величина, называемая коэффициентом полезного действия энергоустановки. Она может быть выражена в процентах, если ее умножить на 100. Этот показатель характеризует энергоэффективность генерирующей установки, то есть степень полезного использования первичной энергии. Различные генерирующие установки данного назначения могут сравниваться друг с другом по этому показателю и это дает основание судить о сравнительной энергоэффективности этих установок.
Ко вторым относятся энергоустановки, потребляющие энергию и преобразующие ее в другие формы и виды энергии. Наиболее типичным примером таких установок являются электродвигатели, потребляющие электроэнергию, и преобразующие ее в механическую энергию, которая используется для привода различных станков, оборудования, механизмов и т.д. Энергоэффективность таких установок также выражается коэффициентом полезного действия. Чем ниже потери энергии в этих установках, тем выше их энерго-эфективность.
Таким образом, энергоэффективность - это степень полезного использования подводимой к той или иной энергоустановке первичной энергии. Для количественной измерения ее применяются различные показатели. Одним из них является упомянутый выше коэффициент полезного действия. Могут применяться и другие показатели. Например, для тепловых электростанций используется такой показатель, как удельный расход топлива на отпущенную электроэнергию. Это показатель применяется для сравнения экономичности, эффективности работы различных электростанций. На-40 пример, для тепловых станций с докритическими параметрами пара удельный расход составляет 365 г у.т./кВт-ч, с закритическими параметрами - 320 г у.т./кВт-ч, для современных парогазовых станций - 260 г у.т./кВт-ч. Ясно, что эти показатели характеризуют энергоэффективность тепловых электростанций. Для электрических сетей энергоэффективность определяется величиной потерь электроэнергии в сетях, которая составляет в настоящее время примерно 11 % от отпущенной в сеть энергосистемы энергии, и может выражаться КПД передачи и распределения электроэнергии. Для энергосистемы в целом может быть использован показатель удельного расхода топлива по всем электростанциям, относимый на полезно отпущенную потребителям электроэнергию.
Для промышленных предприятий в качестве показателя энергоэффективности их функционирования используется показатель удельного расхода энергии на производимую продукцию, или, иначе называемый, показатель энергоемкости. Он показывает, сколько энергоресурсов или энергии затрачивается на производство единицы продукции предприятия. Сравнивая эти показатели для различных предприятий, выпускающих однородную продукцию, можно сделать вывод об сравнительной их энергоэффективности. Чем ниже расход энергии на единицу продукции, тем энергоэффективнее функционирует предприятие. Следует заметить, что энергоэффективность при этом зависит не только от коэффициента полезного действия используемых на предприятии энергоустановок, но и от применяемой технологии, которая может быть как расточительной в части использования энергии, так и энергосберегающей. В последнем случае эффект от использования энергии, выражаемый в объеме произведенной продукции, будет гораздо больше, чем для устаревшей технологии, потребляющей то же количество энергии.
Исходя из вышесказанного, можно дать более широкое определение энергоэффективности. Энергоэффективность - это степень полезного использования подводимой к той или иной энергоустановке первичной энергии и зависящая от применяемой технологии для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Следует заметить, что энергоэффективность не следует отождествлять с экономической эффективностью энергопотребления. Самая энергоэффективная установка не всегда может оказаться самой экономически эффективной, так как для достижения высокой энергоэффективности могут потребоваться значительные инвестиции, окупаемость которых в приемлемые сроки не всегда может быть обеспечена получаемой экономией энергии. Достижение высокой энергоэффективности, как правило требует значительных инвестиционных затрат и получаемая экономия энергии должна быть сопоставлена с соответствующими инвестиционными затратами. Таким образом, можно говорить об оптимальной энергоэффективности.
Показатель энергоемкости, используемый для измерения энергоэффективности, может принимать различные формы, в зависимости от того, по какому виду энергоносителей выполняется расчет. Можно выделить следующие показатели :
Электроемкость продукции, определяемая отношением величины потребляемой электроэнергии Э к размеру выпуска продукции
эу = Э / П.
Теплоемкость продукции, определяемая отношением величины потребляемой тепловой энергии Q к размеру выпуска продукции П,
Топливоемкость продукции, определяемая отношением величины потребляемого топлива B к размеру выпуска продукции П,
Ьу = B / П.
Топливоемкость может дифференцироваться по видам топлива (природный газ, жидкое топливо, уголь), а тепловая энергия может дифференцироваться по видам тепла (пар, горячая вода).
Обобщающая характеристика энергоэффективности выражается показателем энергоемкости, рассчитанном для всех видов потребляемой энергии, и определяется по формуле:
Э = (Э-к + Q-к + B) / П,
где к 1 и к 2 - коэффициенты, переводящие соответственно электроэнергию и тепловую энергию в топливные единицы измерения, на-
пример в тонны условного топлива. Числитель может быть выражен также в единицах измерения электрической или тепловой энергии.
Возможны различные подходы к определению указанных коэффициентов. Один из них - это на основе топливного эквивалента. Так например, если числитель выражается в топливе, то топливный эквивалент для электроэнергии определится как k 1 = 860 ккал/кВт-ч: 7000 ккал/кг у.т. = 0,123 кг у.т./кВт-ч, для тепловой энергии k 2 = 1/7000 кг/ккал = 0,0001428 кг у.т./ккал = 142 кг у.т./Гкал.
Второй подход основан на использовании коэффициентов топ-ливоиспользования при производстве энергии. Например, в качестве коэффициента k 1 может быть использована величина удельного расхода топлива в энергосистеме на производство электроэнергии. Для каждой конкретной энергосистемы это может быть своя величина, например 0,3 кг у.т./кВт-ч. Этот коэффициент будет всегда больше, чем значение его, найденное по топливному эквиваленту. Для коэффициента k2 это будет удельный расход топлива на производство тепловой энергии. Если тепловая энергия производится в котельной с КПД 90 %, то получаем k2 = 142: 0,9 = 158 кг у.т./Гкал.
Энергоемкость может определяться для отдельных предприятий, отраслей промышленности, для всей промышленности и для страны в целом. Если расчет ведется для предприятия, промышленности или отрасли промышленности, то в качестве показателя П принимается объем выпущенной продукции. Если же расчет ведется для страны в целом, то в качестве П принимается валовой внутренний продукт.
Информирование клиентов – важное условие для процветания практически любого бизнеса. Клиенты, как постоянные, так и потенциальные, должны как можно больше знать о вас, и предлагаемых вами товарах и услугах. Ведь в случае, когда данный товар понадобится, человек вспомнит, что именно ваш магазин ему его предлагал.
Зачем это необходимо?
Сколько клиентов будет у компании, если о новом товаре она будет сообщать только прямым покупателям? Ответ напрашивается сам собой — их будет не так уж много.
Но если информацию о товаре распространится среди огромного количества людей, которые ранее о данной компании даже не слышали, количество ее клиентов сможет существенно увеличиться. Информирование – один из востребованных инструментов маркетологов. Своевременное донесение информации до потенциального клиента является важным составляющим успеха.
Основные методы информирования
Современные маркетологи разработали несколько основных методов информирования клиентов:
- Реклама – ролики по телевидению, на радио, объявления в прессе – все это привлекает определенное количество клиентов. Однако, многие из нас попросту переключают телевизионный канал на время рекламного блока. То же самое зачастую делается и во время рекламы на радио. Что касается объявлений в прессе, то приобретает печатные издания сравнительно небольшая категория населения. Соответственно, можно сделать простой вывод – данный способ информирования может привлечь клиентов, но лишь незначительное количество.
- Раздача листовок, буклетов. Сегодня большинство торговых сетей устраивают регулярные акции и распродажи, или же радуют клиентов скидками. Чтобы проинформировать покупателей о предстоящих акциях, непосредственно в магазинах, и на улице раздаются рекламные брошюры. Из них потребитель может получить полезную информацию. И если увидит интересующий товар, вероятнее всего, он посетит магазин в момент проведения распродажи/акции.
- Смс-рассылка – это способ информирования постоянных клиентов, которые зарегистрировались на сайте компании, магазина. Это помогает не только предупредить клиента о новых предложениях, но и возобновить интерес к вашей компании в случае, если человек начал предпочитать продукцию конкурентов.
- Рассылка по электронной почте – способ информирования, схожий с смс-рассылкой. Однако, в отличие от короткого сообщения он дает возможность представить новую информацию максимально полно. Преимущество данного метода, равно как и смс, состоит в том, что после прочтения информация обстается на носителе. То есть, в любой момент клиент может ознакомиться с ней повторно.
- Обзвон – еще один достаточно эффективный способ донесения информации. Сегодня услугами операторов пользуются крайне редко. В большинстве случаев клиент просто получает автоматический звонок и слышит, как воспроизводится ранее записанный текст.
Выбор метода информирования клиентов зависит исключительно от руководства компании. Если есть необходимость оповестить постоянных клиентов, рациональнее использовать смс-рассылку или электронные письма, поскольку информация о потребителе уже есть в базе компании. Если же необходимо привлечь новых покупателей, то лучше пользоваться привычной рекламой, буклетами.