Финансы государственных и муниципальных предприятий являются. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) – организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Последнее неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие работников; собственником передаваемого имущества являются учредившие ГУП и МУП федеральные и местные органы государственной власти.

1. Управление УП осуществляет руководитель, назначаемый собственником имущества. УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ею казенного предприятия. Цели деятельности УП определяет собственник его имущества.

2. УП могут быть созданы на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;

3. Для созданных на правах хозяйственного ведения УП характерно:

Уставный фонд УП должен быть полностью оплачен на момент регистрации УП;

Сохранность переданного УП имущества и его использование по назначению контролирует собственник этого имущества;

Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, внесения в качестве вклада в УК хозяйственных товариществ и обществ, также иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника;

Часть прибыли от деятельности УП принадлежит собственнику его имущества;

УП могут учреждать дочерние предприятия, передавая им имущество в хозяйственное ведение. Если банкротство такого предприятия происходит по вине его учредителя, на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности принадлежащего ему имущества.

4. УП, созданные на правах оперативного управления , являются федеральными казенными предприятиями. Им свойственно:

Они создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

Их реорганизация или ликвидация осуществляется только по решению Правительства РФ;

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенных заводов осуществляется в соответствии с планом – заказом и планом развития завода;

- план – заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Минфином РФ, является обязательным для исполнения и содержит следующие основные показатели:

а) объем поставок с учетом номенклатуры, ассортимента и качества товаров (работ, услуг);

б) сроки поставок, их цены и условия изменения последних;

в) лимит численности работников;

г) объем средств, выделяемых из федерального бюджета.

- план развития завода разрабатывается самим заводом, согласуется с уполномоченным органом и содержит перечень конкретизированных показателей для выполнения план – заказа и осуществления разрешенной самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности;

Финансирование, связанное с выполнением плана – заказа и плана развития завода, осуществлением других необходимых затрат, производится за счет доходов от реализации завода. Средства из федерального бюджета могут быть выделены в случае недостаточности собственных средств завода на реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры и компенсацию убытков от выполнения плана – заказа;

Часть прибыли УП направляется на финансирование плана – заказа, плана развития и на социальное развитие по спускаемым уполномоченным органом нормативам. Другая часть прибыли в виде её свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета;

Казенный завод предоставляет уполномоченному органу отчет об использовании бюджетных средств и произведенных амортизационных отчислениях;

Завод может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ.

Финансы малых предприятий.

К субъектам малого предпринимательства (МП) относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%. При этом должен выполняться законодательно установленный лимит средней численности работников за отчетный период. Лимиты различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий: для занятых в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в промышленности – 100 человек и т.д.

Предприниматели без образования юридического лица также являются субъектами МП.

Многопрофильные предприятия относятся к МП по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Предприятия, учрежденные иностранными лицами, однозначно рассматриваются как МП лишь в случае, если учредители являются физическими лицами, а предприятие создается в соответствии с законодательством РФ и отвечает критериям отнесения к МП. Иные варианты учреждения предприятий иностранными лицами на территории РФ предполагают выполнение дополнительных условий для обеспечения возможности отнесения к МП.

Основным достоинством МП как организационно – правовой формы ведения бизнеса является их способность быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах (работах, услугах). Организация собственного дела в форме МП не требует больших накоплений ввиду отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах и за счет высокой оборачиваемости капитала. МП создают конкурентную среду и способны в сфере обслуживания населения стать преобладающей формой организации труда.

Высокая мобильность небольшого по величине капитала МП, однако, не позволяет им выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, что может быть названо главным недостатком МП.

Субъекты МП имеют право применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Право на ее использование получают любые организации и индивидуальные предприниматели, имеющие:

Численность работающих до 100 человек;

Доход от реализации за год до 15 млн. руб.;

Стоимость амортизируемого имущества до 100 млн. руб.

Не имеют права воспользоваться этой системой:

1. организации, имеющие филиалы или представительства;

2. банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

3. организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, переведенные на систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей;

4. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, кроме организаций, чей уставный капитал полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Упрощенная система налогообложения предусматривает:

1. замену уплаты налога на прибыль (у организаций) и налога на доходы физических лиц (у предпринимателей), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога;

2. предоставление налогоплательщикам права в качестве объекта налогообложения выбрать либо доход, либо доходы за минусом расходов. При этом с дохода ставка налога предусмотрена в размере 6%, а с дохода, уменьшенного на сумму расходов, - 15%. Организации, определяющие налоговую базу как разницу между доходами и расходами, независимо от ее размера должны уплачивать минимальный налог в размере 1% от суммы доходов без уменьшения их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма единого налога, определенная исходя из налоговой базы, меньше его размера;

3. возможность уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%;

4. необходимость ведения налогового учета в книге учета доходов и расходов; бухгалтерский учет организации и ПБОЮЛ должны вести в общеустановленном порядке;

5. необходимость обладания патентом, выдаваемым сроком на один календарный год государственной налоговой инспекцией для подтверждения права использования упрощенной системы. Годовая стоимость патента выплачивается с распределением платежей по кварталам.

Хозяйственные субъекты, соответствующие всем критериям и решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на эту систему, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) подать соответствующее заявление, в котором указывается размер полученного дохода за 9 месяцев текущего года. Этот размер не может превышать 11 млн. руб.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход превысил 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик переводится на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения со следующего календарного года, уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, с которого предполагается осуществить этот переход.

Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; норма амортизации для этих целей не может превышать линейный аналог более чем в 2 раза.

Кредитование и страхование МП осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией возникающей у кредитных и страховых организаций разницы за счет средств фондов поддержки МП.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. Фонд в числе прочего выступает гарантом по целевым кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку МП и самим МП со стороны отечественных кредитных организаций.


В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятии " представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. Например, отношения по налого- обложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансового контроля, организация расчетов - институтом денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме этого, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т. д.
Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «Об автономных учреждениях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, ведомственными нормативными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. Например, Правительством РФ принято постановление от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о при-ведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ; администрацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании государственного унитарного предприятия «Курганзем- проект».
Нормативное определение государством финансовой деятельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями - естественными монополистами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.
Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства свидетельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило, императивными методами. Следовательно, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован-ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складывающихся правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.
В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоот- ношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные правоотношения.
Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, так действуют унитарные пред-приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (государства).
Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хо-зяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.
Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) определенной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.
Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которого складывают-ся различные, в том числе и финансовые правоотношения.

Еще по теме § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования:

  1. Глава 21. Общая характеристика и правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий
  2. Глава 16. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  3. Глава 22. Правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
  4. 2. Экологическая система как объект правового регулирования
  5. 22. ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В уставе унитарного предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Иными словами, унитарное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

При создании унитарного предприятия ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

В уставе определяются предмет и цели деятельности унитарного предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

Правила устанавливают особенности создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает в установленном порядке разделительный баланс или передаточный акт.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Программа деятельности и смета доходов и расходов составляются по утверждаемой уполномоченным органом форме. Смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности.

Руководитель предприятия ежегодно представляет в установленном порядке в уполномоченный орган:

а) проект программы деятельности и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;

б) годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;

в) отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;

г) предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

Размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложе- ний о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

Не более 25% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

Не менее 75% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Финансы предприятий (коммерческих организаций) - одно из звеньев единой финансовой системы.

Важнейшая особенность и значение финансов предприятий за­ключаются в их непосредственной связи с материальным произ­водством и иной производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы:

а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования;

б) относится к децентрализованным финансам (в отличие от государственного бюджета, государственного кредита и др.).

Финансы предприятий - это система экономических (де­нежных) отношений, возникающих при образовании, распределе­нии и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социаль­ной деятельности 1 . В материальном выражении они представля­ют собой совокупность денежных фондов, т.е. финансовых ресур­сов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий.

1 Сходные понятия приводятся в экономической литературе. См., например: Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. М., 1998. С. 7; Финансы / Под ред. Л.А- Дробозиной. М., 1999. С. 77. Иной подход и более развернутое опре­деление понятия финансов предприятий предлагает Д.С. Моляков. См.: Моля-ковД.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М., 2000. С. 7.

266 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

К ним относятся фонды накопления, фонды потребления, резерв­ные фонды и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, форми­руется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников: прежде всего за счет собственных ресур­сов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банка, средства, выделяемые вышестоящей организацией, ассигнования из государственного бюджета и др. Также планомерно они используются предпри­ятиями в соответствии с их планами и программами экономичес­кого и социального развития, договорами.



В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяйственной дея­тельностью предприятий, за правильностью расходования матери­альных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и реализации продукции, за получением и использованием накопле­ний, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но и призваны ак­тивно воздействовать на повышение ее эффективности.

Финансы предприятий входят в систему финансов соответст­вующих отраслей экономики, к которой относятся, кроме того, денежные фонды, находящиеся в непосредственном распоряже­нии министерств и других отраслевых органов государственного управления. Это централизованные в масштабах отрасли целевые и резервные денежные фонды. Они образуются в результате кон­центрации части накоплений и перераспределения финансовых ресурсов подведомственных организаций, получения средств из государственного бюджета и банковских кредитов.

Соответственно отраслям экономики различают финансы про­мышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д. При общих основных чертах они имеют и особенности, обу­словленные спецификой соответствующей отрасли. Например, в финансах сельского хозяйства важная роль принадлежит страхо­вым и резервным фондам денежных средств, так как данная от­расль в большей мере, чем другие, зависит от природных и сти­хийных факторов. Имеются особенности в источниках финансо­вых ресурсов и др.

Финансы предприятий и отраслей экономики играют важную роль не только в обеспечении производственно-хозяйственной де­ятельности, но и социальной жизни каждого соответствующего

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 267

трудового коллектива, а также в социально-экономическом раз­витии страны в целом.

Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предпри­ятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы, посредством налоговых и иных платежей.

Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом 1 . Однако на современном этапе в связи с труд-ностимя экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учесть, что оно охватывает предприятия (коммерческие организа­ции) 2 , основанные на разных формах собственности. Основной целью всех их является извлечение прибыли.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношени­ям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако значительное число государственных (и муниципальных) предприятий продолжает действовать в такой форме. К тому же не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства. Вмес­те с тем в условиях становления рыночных отношений государст­венный сектор имеет важное значение в обеспечении устойчивос­ти экономики и социальной стабильности 3 .

Государственные и муниципальные предприятия особо выде­ляются и в аспекте финансово-правовых отношений. Это обу­словлено тем, что они, в отличие от других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления, кото­рые распространяются и на их финансовую деятельность. Поэто­му круг финансовых отношений государственно-властного харак­тера с участием государственных и муниципальных предприятий является более широким, чем с участием других предприятий. Последние же вступают в финансовые правоотношения в основ­ном по поводу обязательных платежей (налогов и др.) в бюджет­ную систему, в определенных случаях - в связи с оказанием им финансовой поддержки за счет государственных средств. Такие правоотношения свойственны и государственным (муниципаль­ным) предприятиям, однако помимо них они вступают и в другие финансовые отношения государственно-властного характера.

1 См., например: Финансы / Под ред. С.И. Лушина. М., 2000. С. 18.

О понятии коммерческой организации см. ст. 50 ГК РФ. 3 См.: Моляков Д.С. Указ. соч. С. 19.

268 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

Имущество таких предприятий находится соответственно в го­сударственной или муниципальной собственности. Государствен­ные и муниципальные предприятия действуют в форме унитар­ных 1 . Это означает, что имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципаль­ные предприятия.

Среди них законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления, именуемые казенными предприятиями (ст. 113-115 ГК РФ).

Унитарные государственные и муниципальные предпри­ятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и их устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательст­вам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований).

Создание казенных предприятий было предусмотрено еще до принятия ГК РФ Указом Президента РФ от 25 мая 1994 г. «О ре­форме государственных предприятий» 2 , касавшимся ликвидиру­емых убыточных федеральных предприятий. Учреждение таких предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия. Например, Указом Президента РФ от 25 сентября 1995 г. «О преобразовании государственных предприятий учреж­дений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды» предписано преобразовать названные предприятия в феде­ральные казенные предприятия 3 . Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить федеральное государствен­ное унитарное предприятие «Росстройпром» на праве оперативно­го управления 4 .

В законодательстве упоминаются казенные предприятия фе­дерального уровня, однако запрета на создание таких предпри­ятий других уровней не содержится.

Казенное предприятие создается по решению Правительства РФ, которое утверждает и его устав. Такие предприятия работают

1 Государственная собственность в рассматриваемой области может быть представлена и в форме акционерных предприятий с контрольным пакетом акций в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления.

2 СЗРФ. 1995. №5. Ст. 393.

3 СЗРФ. 1995. №40. Ст. 3800.

4 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3541; 2000. № 21. Ст. 2240; № 50. Ст. 4897.

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 269

в более жестком правовом режиме, что относится и к финансовой деятельности. В частности, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, не вправе отчуждать закрепленное за ними недвижимое имущество. В уставах казен­ных предприятий закрепляются, помимо видов обязательной де­ятельности, для которых они созданы, также и виды их самосто­ятельной деятельности, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства цо це­левому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиар­ную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ).

В отношении государственных унитарных предприятий пред­приняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую. В частности, в отношении федеральных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок, включив это требование в устав предприятия 1 .

В связи с функционированием финансов государственных и му­ниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, объединения, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предпри­ятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы.

Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права. Значительную часть их регулирует финансовое право.

Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряд финансово-правовых институтов, в частности, институтах налого вого права, государственных и муниципальных расходов и др.

Вместе с тем определенную совокупность представляю 1 нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий, объединений и отраслей эконо­мики в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, оп­ределяющие виды денежных фондов предприятий, объединений, отраслевых органов государственного управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, объединений, органов государствен­ного управления по планированию, образованию и использова­нию денежных фондов, распределению накоплений. Совокуп­ность таких норм характеризует правовой режим финансов

СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 763, 777.

270 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

государственных и муниципальных предприятий как особое под­разделение финансового права.

При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и му­ниципальные предприятия вступают в правоотношения с выше­стоящими органами государственного управления, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотрасле­вых объединений. Возникают также правоотношения между теми и другими названными государственными органами. Осно­ванием возникновения этих отношений обычно является финан­совый план предприятия, а также индивидуальные финансово-правовые акты отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления - с орга­низацией и руководством этой деятельностью.

Для активной финансовой деятельности и эффективного ис­пользования финансов важно четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и ру­ководящих звеньев отрасли экономики, что на настоящем этапе не достигло еще должностного уровня.

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

Государственным и муниципальным предприятиям для реа­лизации своих производственных и социальных задач необходи­мо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ре­сурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятель­ность, основное содержание и целенаправленность которой опре­деляются упомянутыми задачами.

Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномо­чиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производст­венных и социальных задач.

Финансовую деятельность осуществляют также органы госу­дарственного управления отраслями экономики. Она представля­ет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, рас­пределению и использованию денежных фондов в связи с осу­ществлением задач по руководству отраслью экономики.

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271

Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и му­ниципальных предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полу­ченного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых ком­петентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными пред­приятиями договоров 1 ;

б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение произ­водства, материальное поощрение работников, социально-куль­турные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государст­вом, вышестоящими органами и банками и др.;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими про­изводственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными

предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотно­шения с соответствующими отраслевыми государственными и му­ниципальными органами, которые осуществляют свои полномо­чия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих от­раслей экономики, утверждению для подведомственных предпри­ятий основных показателей, необходимых для финансовых расче­тов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

б) по распределению и использованию находящихся в их рас­поряжении финансовых 1 ресурсов на проведение централизован­ных мероприятий по развитию отрасли и содержание централь­ного аппарата;

" См. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. «О мерах по по-выщению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предпри­ятий» // СЗ РФ. 2002. 15. Ст. 1440.

272 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 273

в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;

г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выде­ленных в их распоряжение, между подведомственными предпри­ятиями; »

д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные ме­роприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

е) по осуществлению финансового контроля за подведомствен­ными предприятиями, объединениями, организациями и в систе­ме центрального аппарата.

Федеральные казенные предприятия находятся в непосредст­венных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.

В целях обеспечения эффективного управления государствен­ным сектором экономики Министерство имущественных отноше­ний РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предпри­ятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов ис­полнительной власти 1 .

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее от­ражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

1. Принцип самостоятельности предприятий в области фи­нансов, сочетающейся с государственным регулированием и уп­равлением в установленных правовыми нормами пределах.

2. Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования произ­водственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования предпола­гает необходимость создания на предприятиях финансовых резер­вов (резервных фондов).

1 См. постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. «О реестре пока­зателей экономической эффективности деятельности федеральных государствен­ных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 274.

В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собст­венных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кре­дитом только по разрешению Правительства РФ.

Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказы­вается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.

4. Принцип ответственности предприятий и их должност­ных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами фи­нансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предпри­ятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным пред­приятиям применяются налоговые санкции и т.д.

5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их де­нежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для ос­новной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Дан­ный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Обо­ротные средства предназначены только для основной деятельнос­ти и не могут быть использованы для капитальных вложений. Со­ставляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.

7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Кон­троль осуществляется компетентными государственными органа­ми, в соответствующих случаях - органами местного самоуправ­ления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяй­ственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

274 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства и социального развития и соответствующего ис­пользования финансовых ресурсов. Так, Трудовым кодексом РФ (ст. 2) 1 , исходя из общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и в соответствии с Конституцией РФ к числу основ­ных принципов правового регулирования трудовых отношений отнесено обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.

В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима фи­нансов государственных и муниципальных предприятий и фи­нансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулиро­вание на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.

Что касается правового порядка формирования и использова­ния финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправ­ления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадле­жит Конституции РФ, определившей основы организации финан­совой системы страны.

В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти 2 , а также акты самих отраслевых государственных органов.

Существенное значение имеют уставы федеральных государст­венных унитарных предприятий, утверждаемые соответствую­щими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ 3 .

Контрольные вопросы

1 СЗ РФ72002. №1.Ст. 3.

2 См., например: Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. Ут­верждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4824.

3 См., например: Устав федерального государственного унитарного предпри­ятия «Росспиртпром». Утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октяб­ря 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4281; Устав федерального унитарного пред­приятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской рес­публике», основанного на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2788.

На региональном и местном уровнях в отношении государст­венных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов го­сударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуп­равления (как общего, так и отраслевого масштаба), соответст­вующие компетенции названных органов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..«*;,

1. Дайте определение финансов предприятий (коммерческих органи­заций). Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.

2. Какова роль финансов предприятий?

3. Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функци­онированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организа­ционно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?

4. Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные предприятия.

5. Дайте определение финансовой деятельности предприятия.

6. Назовите основные права и обязанности государственных и муни­ципальных предприятий, соответствующих их функциям в области фи­нансовой деятельности.

7. Каковы полномочия органов государственного управления и мест­ного самоуправления в области финансовой деятельности предприятий?

8. Каковы особенности правового положения государственных уни­тарных предприятий в сравнении с федеральными казенными предпри­ятиями?

9. Назовите правовые принципы финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий.

10. На какой основе осуществляется планирование финансов пред­приятий?

11. На какие цели используются финансовые ресурсы предприятий?

12. С какими органами государственной власти вступают в финансо­вые правоотношения государственные предприятия?

13. Что означает самоокупаемость и самофинансирование примини-тельно к предприятиям?

14. На основе каких правовых актов осуществляют финансовую дея­тельность государственные и муниципальные предприятия?

§ 1. Источники финансовых ресурсов

Г л а в а 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие государственных и муниципальных финансов, их сущность и особенности, отличительные черты и характеристика. Анализ современного состояния и развития государственных и муниципальных финансов в России, их проблемы и перспективы дальнейшего развития.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2009

    Понятие и общая характеристика учреждений. Анализ государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ на примере государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука". Управление государственными финансами.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Современные экономисты об особенностях организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. Состояние финансовых ресурсов и использования их в унитарном предприятии.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2010

    Функции финансов предприятий. Понятие финансовой стратегии. Анализ особенностей финансового состояния государственных предприятий в Республике Беларусь. Организация финансов государственного образовательного учреждения как некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Основы и принципы функционирования государственных и муниципальных финансов. Сущность выполняемых ими функций и направления их реализации. Расчет показателей, необходимых для составления финансового плана предприятия. Разработка его основных разделов.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2012

    Сущность и функции финансов. Способы регулирования экономики с помощью финансов. Понятие и структура государственных финансов. Виды налогов, способы их взимания. Государственный долг и кредит. Денежное обращение и оборот. Роль и функции страхования.

    курс лекций , добавлен 21.11.2011

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие и сущность финансов. Особенности организации и функционирования финансов организаций различных правовых форм (коммерческих организаций, товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.) и различных отраслей экономики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010