Расчет чистой прибыли и расходы. Как рассчитать рентабельность прибыли

Рентабельность прибыли является ключевым показателем финансового анализа, который позволяет понять, окупает ли себя бизнес и насколько эффективно. Расчет данного показателя потребуется вам для качественного составления бизнес-плана, слежения за динамикой затрат, для корректировки цен на продукцию или услуги, а также для общей оценки прибыльности вашей компании в анализируемом периоде. Рентабельность прибыли обычно выражается в процентах, и чем выше этот процент, тем более прибыльным является бизнес.

Шаги

Часть 1

Расчет рентабельности прибыли

    Поймите разницу между валовой прибылью, рентабельностью валовой прибыли и чистой прибылью. Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи товаров или оказания услуг и их себестоимостью. В ее расчете не учитываются коммерческие, управленческие и иные расходы, учитываются лишь те затраты, которые непосредственно связаны с производством товаров или оказанием услуг. Рентабельность валовой прибыли – это отношение валовой прибыли к выручке.

    Определите расчетный период. Для вычисления рентабельности прибыли первым делом необходимо определить тот период, который предстоит проанализировать. Обычно для расчета берут сопоставимые месяцы, кварталы или годы и вычисляют рентабельность для этих периодов.

    • Подумайте, зачем вам требуется рассчитать рентабельность? Если вы хотите получить одобрение кредита или привлечь инвесторов, то в этом случае заинтересованным людям будет необходим анализ более длительного промежутка времени работы вашей компании. Тем не менее, если вы хотите сопоставить показатели рентабельности от месяца к месяцу для своих собственных нужд, то вполне допустимо брать для расчета более короткие месячные промежутки времени.
  1. Рассчитайте общую выручку, полученную вашей компанией в анализируемом периоде. Выручка – это весь доход компании от продажи товаров или оказания услуг.

    • Если вы только продаете товары, например, держите розничный магазин, то вашей выручкой за анализируемый период будут все реализованные продажи за вычетом сделанных скидок и возвратов товара. Если у вас нет под рукой готовых цифр, то умножьте количество проданных товаров на их цену и скорректируйте результат на сделанные скидки и осуществленные возвраты.
    • Аналогичным образом, если ваша компания занимается оказанием услуг, например, по ремонту и пошиву одежды, то вашей выручкой будут все полученные средства за оказание услуг в конкретном периоде.
    • Наконец, если вы держите инвестиционную компанию, то в расчете своих доходов вы должны учесть доходы по процентам и полученные дивиденды.
  2. Для расчета чистой прибыли вычтите из выручки все свои расходы. Расходы по своей природе противоположны выручке. Они представляют собой затраты, которые вам пришлось понести за период в связи с производством товаров или услуг и использованием в своей деятельности определенных средств. К вашим расходам будет относиться не только себестоимость, но также операционные, инвестиционные и иные виды расходов.

    Поделите полученную чистую прибыль на выручку. Результат деления, выраженный в процентах, будет представлять собой рентабельность чистой прибыли, а именно, процентную долю чистой прибыли в выручке компании.

    • Для вышеупомянутого примера расчет будет выглядеть следующим образом: (300 000 ÷ 1 000 000) *100% = 30%
    • В целях еще одного объяснения смысла показателя рентабельности можно привести в пример бизнес по продаже картин. Рентабельность в данном случае будет говорить о том, какая доля от полученных за продажу картин денег перекрывает затраты и позволяет получать прибыль.

Часть 2

Правильное применение показателя рентабельности прибыли
  1. Оцените, соответствует ли значение рентабельности тому, что необходимо вашему бизнесу. Если вы планируете жить исключительно на доход от своей предпринимательской деятельности, проанализируйте рентабельность и объемы продаж, которые обычно удается реализовать за год. Часть полученной прибыли вы обязательно захотите потратить на реинвестирование в бизнес, поэтому подсчитайте, будет ли вам хватать на привычный образ жизни того, что останется от прибыли?

    • Например, как было упомянуто выше, чистая прибыль компании составила 300 000 рублей из 1 000 000 рублей выручки. Если 150 000 рублей будут потрачены на реинвестирование в бизнес, то на руках у вас останется лишь 150 000 рублей.
  2. Сравните показатель рентабельности своей компании с показателями рентабельности других сопоставимых компаний. Другим полезным применением показателя рентабельности служит его использование в сравнительном анализе сопоставимых компаний. Если вы хотите получить для компании кредит в банке, то работники банка сообщат вам, какова должны быть рентабельность вашего вида бизнеса с учетом его размера для одобрения кредита. Если у вас достаточно крупная компания, у которой имеются свои конкуренты, вы можете собрать информацию о конкурентах и рассчитать их рентабельность для сравнения со своей.

    • Например, у Компании 1 выручка составляет 5 000 000 рублей, а все расходы – 2 300 000 рублей, что дает рентабельность 54%.
    • У Компании 2 выручка равна 10 000 000 рублей, а расходы – 5 800 000 рублям, поэтому ее рентабельность составляет 42%.
    • В данной ситуации показатель рентабельность Компании 1 лучше, несмотря на то, что Компания 2 получает в два раза больше выручки и имеет более высокую чистую прибыль.
  3. При сравнении показателей рентабельности не стоит "сравнивать вилки с бутылками". Рентабельность компаний сильно варьируется в зависимости от их размера и отрасли деятельности. Чтобы получить максимальную пользу от сравнительного анализа, лучше всего сравнивать две или более компаний одной отрасли, которые имеют примерно одинаковую выручку.

  4. При необходимости постарайтесь улучшить показатель рентабельности своей компании. Изменить рентабельность можно увеличением выручки (например, за счет повышения цен или увеличения продаж) или сокращением расходов на ведение бизнеса. Кроме того, даже если после предпринятых действий по увеличению выручки и снижению затрат значение рентабельности не изменится, вы получите рост чистой прибыли в рублевом выражении. Тем не менее, во время экспериментов с поднятием цен или снижением затрат не забывайте учитывать особенности своего бизнеса, его устойчивость к рискам и конкуренцию.

    • Обычно необходимо вносить мелкие изменения, прежде чем решаться на более крупные, чтобы не привести бизнес к разорению или не вызвать недовольство клиентов. Помните о том, что за увеличение рентабельности придется заплатить свою цену, а слишком агрессивные попытки увеличения рентабельности могут оказать обратный эффект на ваш бизнес.
    • Кроме того, не следует путать рентабельность с торговой наценкой. Торговая наценка представляет собой разницу между ценой продажи товара и его себестоимостью.

Прибыль (валовой доход) является основным источником денежных средств любой компании. Прибыль поступает в активы предприятия в форме наличных и безналичных денежных средств путем:

  • Продажа продукции,
  • оказание услуг.

Все материальные затраты, оплачиваемые за счет этих средств, не включаются в понятие прибыли. Каждое предприятие должно стремиться получать максимально возможный объем прибыли.

Валовой доход представляет собой оценочный показатель, при этом убыточным будет считаться даже та компания, которая за счет собственной прибыли обладает возможностью только к покрытию расходов.

Формула прибыли от продаж

Прибыль от продаж определяется путем вычитания из валовой прибыли расходов по реализации товара.

Формула прибыли от продаж в общем виде выглядит следующим образом:

П=В-УР-КР

Здесь П – прибыль от продаж,

В – валовая прибыль,

УР – управленческие расходы,

КР – коммерческие расходы.

В соответствии с валовой прибылью рассчитывается эффективность работы любого предприятия. Валовая прибыль рассчитывается как разность суммы, которая получена от продажи товаров, и себестоимостью товаров. Формула прибыли от продаж (валовая) выглядит следующим образом:

Пвал=В-С

Здесь Пвал – прибыль валовая,

В – выручка от продажи продукции,

С – себестоимость продукции.

Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль составляет разницу между реализационной прибылью и суммой переменных затрат (не включая налог на добавленную стоимость). Формула прибыли от продаж (маржинальная) выглядит так:

Пмарж=В – ПЗ

Здесь Пмарж – прибыль маржинальная,

В – выручка,

ПЗ – переменные затраты.

К переменным затратам можно отнести:

  • заработную плату сотрудников,
  • затраты на производственное сырье,
  • оплата энергии, воды, газа и др.

При расширении производства маржинальная прибыль будет расти, а переменные расходы будут снижаться. Маржинальная прибыль считается источником для покрытия постоянных затрат предприятия и образования новой прибыли.

Факторы прибыли от продаж

Прежде чем искать источники повышения прибыли, важно определить факторы, от которых она зависит. На прибыль от продаж могут оказывать влияние внутренние и внешние факторы.Внутренними факторами могут быть:

  • Количество реализуемого товара, которое находится в прямой зависимости от рентабельности продаж. Так, если рентабельность высокая и при этом увеличиваются продажи, то прибыль от продаж будет расти. Если рентабельность низкая, то увеличение объема продаваемой продукции приведет к падению размера прибыли.
  • Структура ассортимента.
  • Стоимость товара (если стоимость растет, то растет и прибыль).
  • Себестоимость продукции (если себестоимость растет, то прибыль будет падать, и наоборот)
  • Коммерческие расходы.

Внешние факторы не оказывают прямого воздействия на величину прибыли, но напрямую от них зависит себестоимость и конечный объем товара. Эти факторы включают в себя:

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2