Американская фотохудожница Вивиан Майер (Vivian Maier): биография, лучшие работы. В попытке «распилить лошадь» Вивиан Майер

Интереснейший уличный фотограф Вивиан Дороти Майер (Vivian Dorothea Maier) родилась в Нью-Йорке 1 февраля 1926 года. Затем она росла во Франции, но позже вернулась в Соединенные Штаты. Майер работала в Чикаго няней и именно в этот период сделала более 100 000 снимков. Эти фотографии передают ее раннее видение и представление о людях, городских пейзажах и взгляды на улицу. Наиболее важным аспектом для Майер стал тот факт, что практически на протяжении всей жизни ее работы нигде не выставлялись и не оценивались. Фактически никто не знал о существовании такого талантливого уличного фотографа.

Лишь в конце 2007 года работы Вивиан Майер обнаружил местный чикагский историк и коллекционер Джон Малуф (John Maloof). После этого ее работы начали стремительно распространяться по всей сети. Последовали многочисленные награды и выставки по всему миру, но, к сожалению, 21 апреля 2009 года Вивиан Майер скончалась.

После возвращения из Франции Майер работала в потогонной мастерской. В возрасте 25 лет она устроилась няней в семью из 14 человек и часто бродила по улицам Чикаго, снимая портреты людей с ее драгоценной камерой Rolleiflex. Джон Малуф совершенно случайно обнаружил работы Майер через аукцион. Он своим высокохудожественным взглядом разглядел блестящие фотографии из совершенно другой эпохи.

Чем отличаются работы Вивиан Майер

Если задуматься, то больше всего в этих фотографиях восхищает выбор субъектов для портретной съемки и мастерски обыгранный свет.
Проявление искусства в уличной фотографии, пожалуй, единственный путь, чтобы каждый человек, смог полюбоваться вашей работой. И возникает ощущение, что фотографии Майер этого жанра легко понятны восхищенному зрителю.
Подобно многим современным уличным фотографам, Майер не только заполняла кадр, но и уделяла внимание качеству света и подчеркивала достоинство изображаемого человека.
Ощутима смелость фотографа, которая толкает ее за пределы зоны комфорта, чтобы встретить незнакомцев на улице. Выстраивание отношений в пределах фотографии, это также одна из граней ее работ.
Самые главные портреты это те, которые выделяются в портфолио фотографа. Работы Майер смелые и блестящие. Ее уличные портреты сохраняют суть и характерное очарование.
Стиль работы фотографа вдохновляет. Она разговаривала с субъектами, чтобы запечатлеть их. Не все в наше время задумываются об этой детали. Это форма скромной признательности и чувство комфорта, которое можно было дать субъекту съемки.
Композиция на этих фотографиях простая и элегантная. Работы Вивиан Майер это мастер-класс по позиционированию объектов в кадре.

. Художница и активистка Московской феминистской группы МИКАЭЛА рассказывает о Вивиан Майер.

При жизни Вивиан Майер как фотограф никому не была известна. Часто люди, у которых она работала няней - а няней она работала около 40 лет, - даже не знали, что она много фотографирует, или думали о фотоаппарате в ее руках как о хобби. Свои пленки она проявляла в ванной; снимки, за редким исключением, никому не показывала, никогда не пробовала публиковаться. Ее знали как немного, возможно, эксцентричную и замкнутую, но неизменно элегантную няню, прекрасно ладившую с детьми. Ее сравнивали с Мэри Поппинс. По всей вероятности, Майер была замечательной и профессиональной няней, так как, когда она постарела, заботу о ней взяли на себя ее бывшие воспитанники, братья Генсбург. В 2007 году, незадолго до смерти Вивиан, содержимое ее ячейки в хранилище выставили на аукцион за неуплату аренды. На аукционе архив случайно приобрел 26-летний Джон Малуф. В коробках он нашел около 100 000 фотонегативов исключительного качества и 7 тысяч отснятых видеопленок, отсортированных по годам съемки. Основой массив пленок приходился на период с конца 50-х по начало 80-х. Эта покупка превратила Джона Малуфа в первого исследователя творчества Вивиан Майер и изменила историю фотографии ХХ века. Открытие ее визуального языка стало сенсацией в мире искусства и в мире вообще.

Стратегии визуальности

Жанр Майер, ее язык - уличная фотография, фиксирующая повседневность. Она создает сюжет как бы из ничего - из повседневных сцен, которые обычно остаются незаметными и никогда не кажутся достойными специального внимания. Дети, играющие на пляже. Пьяница, которого уводят под руки. Расплакавшаяся девочка. Свалка коробок. Ссора с полицейским. Разговор пожилых женщин. Лица случайных прохожих. Ее интересуют детали: руки, ноги людей, ботинки, фактура обгоревшего кресла, вывеска забегаловки, афиша, фрагмент платья или прически. Куда уж более обыденно? Как в разговоре по оговоркам и интонации можно узнать о человеке больше, чем по словам, - так же и Майер в своих снимках фиксирует детали как оговорки, непреднамеренные и бессознательные, а потому наиболее точные и подлинные свидетельства реальности. Сформированная кадром микросценка обретает масштаб события. Вот Майер снимает, как дети идут из школы: ну что в этом такого интересного, казалось бы? Но за три минуты мы успеваем увидеть маленький индивидуальный жест в каждом проходящем мимо ребенке, понаблюдать, как они реагируют на камеру, рассмотреть одежду и прически, узнать в детях себя или своих детей и знакомых, поразиться сходству, поразиться отличию. И так в каждом кадре. Поэтому, посмотрев около 30 фотографий и несколько фильмов, можно отчетливо представить точный психологический портрет Чикаго и Нью-Йорка 1960-1970-х.

Vivian Maier

Еще одна характерная черта снимков Майер - внимание к уязвимости и интимности. В кадре чаще всего появляются женщины, дети, старики или пожилые люди, афроамериканцы, бедняки, бездомные, животные, работяги. Влюбленные, уязвимые в своей искренности и невозможности скрыть возникшую между ними близость. Люди на пляже, уязвимые в своей телесной неловкости и наготе. Она часто выбирает ракурс со спины или сбоку, снимает спящих людей. Если это сюжет для фильма, то ее интересуют, например, несчастный случай, последствия торнадо или снос здания. При этом сама она, ее авторство остаются незаметными, мы не ощущаем присутствия ее мнения, оценки или комментария. Майер просто наблюдает, поэтому снимок балансирует между документальным и художественным полями, являясь одновременно и репортажем, и портретом повседневности.

Vivian Maier

Неизвестно, была ли Вивиан Майер знакома с современной феминистской художественной критикой; вполне возможно, что да. В любом случае она определяла себя как феминистку и социалистку (по свидетельству Джона Малуфа, об этом рассказывали ему ранние воспитанники Майер. - Ред .) и уже с конца 50-х вовсю использовала то, что в 70-х будет названо «феминистской оптикой» (и я сейчас не имею в виду камеру Rolleiflex ). Чувствительность к уязвимости, социальной реальности, стремление к анонимности, внимание к деталям и частным «маленьким» проблемам, сознательный отказ включаться в мейнстрим, стремление упорно и глубоко разрабатывать свою тему - эти стратегии исследовательница Люси Липпард определяла как феминистский реализм, пик развития которого пришелся на 70-е.

Стратегии выживания

У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната .

Вирджиния Вульф

Вопрос о собственном творчестве и искусстве для женщин слишком часто начинается с одного и базового: «Как это вообще возможно - быть женщиной и при этом быть художницей?» Или - в более прямом варианте: «Как выжить, если ты женщина и хочешь серьезно заниматься искусством? Как найти для этого место? Деньги? И особенно время?» Несмотря на то что информации о жизни Вивиан Майер мало, даже по этим сведениям видно, насколько осознанными и независимыми были ее личные стратегии.

Vivian Maier

Вивиан родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье француженки и бельгийца. Вскоре после ее рождения родители развелись, мать Вивиан вернулась во Францию, в свой родной город, и забрала дочь с собой. Поэтому, когда Вивиан приехала в 1951 году в Чикаго, ей пришлось выучить английский как второй язык, что она и сделала, посмотрев множество фильмов. Вероятнее всего, семья Вивиан не принадлежала к среднему классу, так как в Чикаго она начала с работы в кондитерской и, видимо, жила без какой бы то ни было семейной поддержки. Все это отнюдь не легкие и не идеальные условия для занятий искусством, и скорее всего вопрос о выживании творческой индивидуальности стоял для нее достаточно остро. Тем не менее она выбрала успешную долгосрочную стратегию, позволившую заниматься фотографией. Наиболее точно стратегию Вивиан Майер определяют слова «соблюдение собственных границ», «независимость» и «преданность своему делу».

Vivian Maier

Очевидно, что в отсутствие собственных средств художнице была необходима материальная база, которая позволяла бы ей быть уверенной в куске хлеба на завтра плюс дала бы возможность иметь досуг. Стандартный гендерный сценарий, который предлагается женщине для решения этой проблемы, - замужество - Майер не подходил. По воспоминаниям Фила Донахью, в семье которого Майер проработала восемь лет, он попытался при первой встрече обратиться к ней «миссис Майер» и получил строгий ответ: «МИСС Майер, пожалуйста. И я горжусь этим». Замужество и материнство означали бы постоянную, не лимитированную ничем домашнюю работу, стремящуюся, как знает любая жена, занять все возможное свободное время. Работа няни в семьях с достатком означала кров, кусок хлеба, возможность эмоционального контакта с детьми и вместе с тем четкие границы рабочего дня плюс выходные, которые можно было полностью посвящать фотографии. Вивиан брала с собой камеру на прогулки и в поездки. На протяжении минимум 30 лет она фотографировала буквально в любое свободное время. С конца 50-х по конец 70-х она снимала около 5000 кадров в год, что составляет примерно одну пленку в день.

Vivian Maier

Вивиан Майер была очень чувствительна к личным границам. Она почти никогда и никому не показывала свои снимки, не разрешала трогать личный архив, никогда нигде не публиковалась, и одной из первых ее просьб при въезде в новый дом было установить замок на дверь ее комнаты. Это планомерное создание своего скрытого от всех, свободного от оценки общества и потому независимого пространства, видимо, было необходимо для того, чтоб чувствовать себя свободно. Когда все считают тебя немного чудаковатой старой девой, ты в общем-то можешь делать все, что тебе хочется. Когда твою работу не видел ни один критик, ты свободна, потому что ты никому не хочешь нравиться. Такая самоизоляция, позволяющая оставаться наедине с собой и снизить социальное давление, достаточно распространена среди художниц и писательниц, использовавших для тех же целей псевдонимы, анонимные групповые и сетевые проекты.

Лишь в конце 2007 года работы Вивиан Майер обнаружил местный чикагский историк и коллекционер Джон Малуф (John Maloof). После этого ее работы начали стремительно распространяться по всей сети. Последовали многочисленные награды и выставки по всему миру, но, к сожалению, 21 апреля 2009 года Вивиан Майер скончалась.

© Вивиан Майер

После возвращения из Франции Майер работала в потогонной мастерской. В возрасте 25 лет она устроилась няней в семью из 14 человек и часто бродила по улицам Чикаго, снимая портреты людей с ее драгоценной камерой Rolleiflex. Джон Малуф совершенно случайно обнаружил работы Майер через аукцион. Он своим высокохудожественным взглядом разглядел блестящие фотографии из совершенно другой эпохи.

© Вивиан Майер

Чем отличаются работы Вивиан Майер

Если задуматься, то больше всего в этих фотографиях восхищает выбор субъектов для портретной съемки и мастерски обыгранный свет.
Проявление искусства в уличной фотографии, пожалуй, единственный путь, чтобы каждый человек, смог полюбоваться вашей работой. И возникает ощущение, что фотографии Майер этого жанра легко понятны восхищенному зрителю.
Подобно многим современным уличным фотографам, Майер не только заполняла кадр, но и уделяла внимание качеству света и подчеркивала достоинство изображаемого человека.
Ощутима смелость фотографа, которая толкает ее за пределы зоны комфорта, чтобы встретить незнакомцев на улице. Выстраивание отношений в пределах фотографии, это также одна из граней ее работ.
Самые главные портреты это те, которые выделяются в портфолио фотографа. Работы Майер смелые и блестящие. Ее уличные портреты сохраняют суть и характерное очарование.
Стиль работы фотографа вдохновляет. Она разговаривала с субъектами, чтобы запечатлеть их. Не все в наше время задумываются об этой детали. Это форма скромной признательности и чувство комфорта, которое можно было дать субъекту съемки.
Композиция на этих фотографиях простая и элегантная. Работы Вивиан Майер это мастер-класс по позиционированию объектов в кадре.

© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер

Поиск Вивиан Майер – официальное видео

Документальный фильм о том, как разыскивали женщину и мастера фотографии. Люди, вовлеченные в историю, появляются на протяжении всего фильма.

Вивиан Майер - уличный фотограф и няня

Замечательное повествование на популярном телевизионном ток-шоу Tonight Show в Чикагскаго о красоте фотографий Майер и история жизни фотографа.

Поиск Вивиан Майер

Продолжение того же сюжета. Здесь еще больше внимания уделено работам Майер и еще больше подробной информации об ее жизни. Красивый документальный проект, повествующий об этом фотографе.

При жизни она была никому не известна как фотограф. История ее жизни напоминает детектив. Слишком много загадок, невыясненных вопросов. Несмотря на то, что наследие Вивиан Майер составляет более 100 тысяч негативов, исследователи уверены, что это далеко не весь архив. Часть его, скорее всего, утрачена.

Она могла стать газетным репортером, журналистом, и заниматься любимым делом, получая за это деньги. Слава все равно бы настигла ее, хоть и на старости лет. Но полное отсутствие тщеславия привело к тому, что Вивиан Майер всю жизнь проработала няней, а свои последние годы жизни провела в не самом лучшем доме для престарелых.

Мир никогда бы не узнал о фотографе Вивиан Майер, если бы ее работы случайно не попали в руки неравнодушного исследователя. Риелтор и фрилансер Джон Малуф имел привычку посещать мелкие аукционы, на которых распродавалось имущество из хранилищ, хозяева которых перестали платить за его аренду.

В 2007 году он приобрел на аукционе коробку с негативами за 400 долларов. Проявив несколько пленок, Малуф понял, что нашел настоящий клад. Он вернулся и купил оставшиеся коробки. Джон решил, что о необычном фотографе должны знать как можно больше людей и создал сайт с фотографиями, но в 2008 году раскрутить новый сайт было не так-то просто: за несколько месяцев на страничку так никто не зашел. Малуф решил пойти другим путем: на фликре он разместил несколько работ и создал обсуждение. Фотографии Вивиан Майер моментально стали популярны.

Джон Малуф утверждает, что сначала не знал имени владельца негативов. Лишь через год, разобрав архив, он нашел конверт с именем - Вивиан Майер. Малуф начал разыскивать таинственного фотографа, но к тому времени женщины уже не было в живых.

Малуф по крупицам начал собирать сведения о фотографе. Ее официальная биография оказалась не особо богата событиями. Вивиан Майер родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье француженки и австрийца. Отец покинул семью, когда Вивиан было четыре года. Мать с дочерь жили в квартире вместе с женщиной-фотографом Жанной Бертран, которая по-видимому и научила девочку фотографировать. Некоторое время семья жила во Франции, где у родственников матери Вивьен была ферма.

Вивиан окончательно вернулась в Америку в 1951 году. Она обосновалась в Чикаго. Некоторое время работала швеей, но вскоре решила стать няней. Ее родным языком был французский, и это обстоятельство помогло ей получить хорошо оплачиваемую работу в респектабельных чикагских семьях. Она обязательно договаривалась, что у нее будет отдельная комната (которая будет запираться на замок) и выходные дни.

Ее воспитанники и родители вспоминают ее как прекрасную воспитательницу, хотя и несколько замкнутую женщину. Дольше всех - с 1956 по 1972 год (16 лет!) - она проработала в семье Гинсбургов, где росло трое мальчишек. Когда уже взрослых Гинсбургов разыскал Малуф, то они были ошарашены известием, что их няня была великим фотографом. Ее воспитанники в основном рассказывают о ней через призму детского восприятия: как она приносила им из леса мертвых змей, не боялась лягушек и летучих мышей и устраивала пикники. В общем, было замечательной няней… Недаром она посвятила этой профессии почти сорок лет.

Позже повзрослевшие Гинсбурги, узнав, что их постаревшая няня Вивиан бедствует и оказалась бездомной, решили сообща снимать ей квартиру, в которой та жила долгие годы, пока не попала в дом для престарелых. Свое имущество - несколько десятков ящиков - она хранила в арендованных боксах. Когда она перестала платить за аренду (в последние годы жизни страдала потерей памяти) - то ее имущество пошло с молотка.

Собственно на этом исчерпывается биография няни Вивиан Майер, и начинается биография другой женщины - великого фотографа 20 столетия.

Почему из своего хобби Вивиан сделала тайну, так до сих пор и неясно. Скорее всего родственники скептически отнеслись к увлечению юной Вивиан фотографией, и в дальнейшем Вивиан решила о своем хобби не распространяться.

Ее серьезное увлечение фотографией началось, когда она покинула Францию и стала самостоятельно зарабатывать. В начале 50-х Вивиан сменила свой первый детский фотоаппарат Kodak Brownie на профессиональный Rolleiflex. Работа позволяла ей снимать все свободное время. Она фотографирует непритязательные уличные сценки: детей, стариков, бедняков, реже - благополучных женщин и мужчин. В кадр попадают бедные кварталы, самые обычные люди, которые зачастую не подозревали, что их фотографируют. Иногда, чтобы сделать портрет, она просила разрешения. Легче всего ей было договариваться с детьми - на снимках их очень много.

Не ставя перед собой никаких целей, Вивиан Майер запечатлела портрет Америки середины 50-х. Ее дар наблюдения, острый глаз, чувство композиции помогали ей делать уникальные кадры. Она запечатлела американские типажи, которых вряд встретишь в наши дни. Элегантных чернокожих горничных, рабочих, детей, которые гуляют целыми днями без присмотра взрослых - она не гонялась за чем-то уникальным, не стремилась фиксировать аномалии. Ее портреты и жанровые сценки как раз типичны: но спустя полвека лица кажутся прекрасными и одухотворенными, а скучные чикагские улицы оказались наполнены артефактами и достопримечательностями.

Она редко тратила больше одного кадра на уличную сценку. Вивиан безошибочно отыскивала уникальные точки съемки, чтобы сделать один-единственный кадр и идти дальше. Ее композиционные решения гениальны. Вивиан Майер часто сравнивают с Андре Кертешем. Но в отличие от Кертеша, Вивьен не стремилась показать кому-то свои работы.

Она фотографировала не только в Чикаго. В 1959-1960 годах, получив наследство, Вивиан объездила юго-восточную Азию, Италию, Египет. Несмотря на то, что она покинула на это время семейство Гинсбургов, Вивьен к ним и вернулась. Важную роль сыграло наличие собственной ванны, которую она превратила в проявочную.

В течение жизни она постоянно делала свои автопортреты. Их сохранилось множество, вышла даже монография с автопортретами Майер. Несомненно, ей нравились собственные изображения. Неулыбчивая и строгая, она не стремилась запечатлеть богатство эмоций, а искала интересные ракурсы для съемки. Она снимала свое отражение в витринах и зеркалах, тень на песке с мечехвостом на месте сердца. Вивиан хотела остаться в памяти, хоть и своей собственной. Пленки с автопортретами она старалась проявлять, хотя множество негативов осталось непроявленными.

В начале 70-х Майер стала снимать на цветную пленку. В этот период ее мало интересуют жанровые сценки, она становится абстракционисткой, фотографируя замысловатые узоры на сумках прохожих, мусор, скопления прохожих. Часть архива за эти годы скорее всего утеряна и не будет найдена. Вивиан копила не только фотопленки, часть ее архива составляли газетные вырезки, любительское видео- и аудиозаписи, личные вещи. Джон Малуф подозревает, что большая часть имущества была выкуплена другим лицом и выброшена за ненадобностью.

Можно считать большой удачей, что коллекция Майер попала в руки 26-летнего Джона Малуфа. Из риэлтора вышел отличный исследователь, который посвятил свою жизнь творчеству фотографа. Малуф не только стал биографом Майер, он постоянно консультируется с известными фотографами по поводу ее творчества. Издает книги, при его непосредственном участии вышел фильм о Вивиан.

В 2011 году была издана первая книга « » (Vivian Maier: Street Photographer), в 2012 - Вивьен Майер: Вне Тени (Vivian Maier: Out of Shadows). В Европе и США прошло 16 выставок, посвященных творчеству фотографа.

История американской фотохудожницы Вивьен Майер (Vivian Maier) - интересный случай славы, пришедшей к фотографу лишь после смерти. Ее тщательно собранный архив из почти ста тысяч негативов никто не видел, он был обнаружен случайно, и произвел настоящий международный фурор.

Подробная и самобытная иллюстрация жизни американского общества 60-х и 70-х годов, забавные уличные сюжеты и удивительно характерные портреты не оставляют равнодушными никого из зрителей. По уровню профессионализма, умения приблизиться к модели и раскрыть ее личность, Майер сравнивают с Робертом Франком и Ли Фридлендером.

Искусство вечно и работы переживают своих создателей, которые служат лишь "проводниками" между творчеством и зрителем. К сожалению, имя Майер стало известно лишь после ее смерти, и она не получила признания, которого заслуживает. Сегодня Вивьен Майер прославляют снимки, сделанные среднеформатной камерой Rolleiflex, с которой она почти не расставалась. Знакомые называли ее "Мери Поппинс с фотоаппаратом" - Вивьен работала гувернанткой в состоятельных чикагских семьях.

Возможно, из-за гендерных и социальных барьеров середины ХХ века женщина не пыталась прославиться при жизни - или пыталась, но неудачно. Сегодняшним исследователям крайне мало известно о ее личности и истории. В этом также проявляется уникальность фотографа - за нее говорят только ее работы, впечатление о личности мы формируем через призму таланта.

Стиль Майер - внимательное наблюдение за действительностью и точное "выхватывание" интересных и красноречивых деталей из пестрого полотна жизни американцев. По ее работам мы можем получить полное, объемное представление о том, как выглядело и чем "дышало" высшее общество и обеспеченные классы, среди которых жила фотохудожница, посмотреть, какие сцены разворачивались на улицах и в парках Чикаго, что носили и как выражали эмоции горожане.

Фотографии Майер - не беспристрастные иллюстрации, а сформированные сюжеты, выдающие в авторе неординарного рассказчика, яркого, с чувством юмора и активной социальной позицией. В год Вивьен снимала не менее 200 пленок, проявляя их в своей комнате (она сделала из нее фотолабораторию) - это уровень полноценного профессионала. При этом у нее была и основная работа. Менять ее на карьеру фотографа она не собиралась, но архив бережно систематизировала и хранила. Обнаружен он был абсолютно случайно.

Случайная находка, посмертная слава и судебные скандалы

В 2007 году 26-летний житель Чикаго Джон Малуф решил написать книгу про родной город. Профессиональный агент по недвижимости, он случайно попал на распродажу склада хранения, где решил купить несколько никому не принадлежащих коробок, от которых избавлялись из-за неуплаты за место. Заплатив 400 долларов, он получил более ста тысяч отснятых пленок и негативов и решил отсканировать их и проявить фотографии. Взглянув на готовые снимки, он сразу понял - перед ним сокровище.

В архиве находились великолепные фотографии, сделанные в жанре уличного репортажа, 3000 фотоотпечатков, любительские документальные фильмы на восьми- и шестнадцатидюймовой пленке и записанные на магнитофон интервью с чикагцами. Кроме основной части, выкупленной Джоном, в архиве были и другие снимки - их продали Рону Слаттери и Ренди Проу. Они выложили несколько фото в своих блогах, но общественного резонанса не вызвали.

Все изменилось, когда Малуф разместил фотографии на хостинге Flickr. Выложив несколько снимков на авторитетном фотоблоге, он сразу же получил около двух сотен предложений - его просили организовать выставки, снять документальный фильм об авторе и рассказать о ее истории. Джон выкупил оставшиеся части архива у совладельцев и стал собственником более 90% снимков и прав на их публикацию.

Малуфу пришлось потратить немало сил, чтобы выяснить, кто же сделал фотографии, вызвавшие такой ажиотаж среди профессионалов. Имя Майер было написано на одной из коробок, которые купил Джон. Он начал искать родственников и знакомых фотохудожницы и смог связаться с двумя семьями, в которых она работала гувернанткой. Одна из них передала Малуфу личные вещи Вивьен - коробки с газетными вырезками, проявленные снимки и фототехнику, альбомы по фотографии, принадлежавшие ей, записки и платежные документы. По ним и рассказам воспитанников удалось восстановить информацию о фотографе, так как живых ее родственников Джон не нашел.

Малуф занялся организацией выставок фотохудожницы. Первая прошла в Норвегии, в 2010 году, затем экспозиции открылись в Америке и в других странах Европы и Азии. Через год свет увидела книга о Майер Out of Shadows ("Из тени"), а еще через три года, в 2014, на Малуфа подали судебный иск о защите прав предполагаемого наследника.

Адвокат Девид Дил получил информацию, что во Франции живет кузен Майер Франс Белль, имеющий по закону США право на ее архив. Юрист потребовал прекратить коммерческое распространение фото и заявил, что снимки используются нелегально. Несмотря на то, что нынешние владельцы архива выкупили права у найденной второй кузины Вивьен, Сильвии Жоссен, им пришлось включиться в тяжбу. Одна из причин запутанной ситуации с наследством Майер - малоизученность ее биографии.

Биография Вивьен Майер: что мир знает о гениальном, но таинственном репортажнике

О фотохудожнике, родившейся в 1926 году в Нью-Йорке, известно до обидного мало. Она была дочерью австрийца и француженки, все детство путешествовала между Америкой, Европой и деревней СенБонне-ан-Шансор в Альпах, где жила с матерью. Английский язык не было родным для Вивьен, его она полноценно освоила уже в американский период жизни (по слухам для этого она помногу ходила в театр). После развода родителей в 1930 году Вивьен стала брать уроки фотографии у подруги матери, профессионального фотографа, годы Второй мировой войны провела во Франции, а затем, в двадцатипятилетнем возрасте, вернулась в США. В 1960 году она, судя по всему, на доходы от продажи дома в деревне, путешествовала по Европе, ближнему Востоку и Юго-Восточной Азии - от Египта до Тайваня и Индонезии.

Пять лет она жила в Нью-Йорке и работала в кондитерском магазине, а потом сменила профессию на работу гувернантки и переехала в Чикаго. Там Майер прожила до самой смерти, 40 лет воспитывая детей в обеспеченных семьях. Рядом с одной из своих воспитанниц Вивьен прожила 14 лет. Семейство Гинзбургов не прекращало общаться с Майер до самой ее смерти и даже подарило ей небольшую квартиру в престижном районе города. Кроме этой семьи, Вивьен работала у состоятельных Реймондов и даже у известного американского ведущего Фила Донахью.

Майер не расставалась с камерой, снимая социальные сюжеты о малообеспеченных жителях Чикаго и высшем обществе. Во время прогулок с детьми она фотографировала уличных зевак, ей позировали прохожие и богатые знакомые ее нанимателей. Всегда в мужских брюках, широкополой шляпе и строгих туфлях, она ходила с камерой по городу и непрерывно работала. Воспитанники вспоминают, что она придерживалась социалистических взглядов, склонялась к феминизму и всегда искренне говорила людям правду в глаза.

Умерла фотохудожница в 2009 году, в доме престарелых, куда попала из-за травмы головы от падения на льду. Она скончалась незадолго до своего триумфа. Мы так и не узнаем, как бы отнеслась Майер к пришедшей 100% заслуженной славе.