Что значит инн физического лица. Расшифровка ИНН. Для тех, кто не знает

Многие граждане нашей страны знают о том, что у нас существует определенный пакет «обязательных» документов, который есть в доме каждого человека. К ним всегда относят паспорт, свидетельство о рождении, полис обязательного медицинского страхования. Помимо этих обязательных бумаг, существует еще один документ, который есть практически у каждого гражданина России. Речь идет об ИНН.

Несмотря на его «популярность», многие граждане даже не знают о том, для чего он нужен. Оформили когда-то перед устройством на работу и забыли, забросив в шкафу в папке с остальными «ненужными» документами. Однако на самом деле важность ИНН сложно переоценить для рядового работающего гражданина, в том числе и для предпринимателей, а также владельцев недвижимости, земельных участков и так далее.

Аббревиатура ИНН расшифровывается как «Идентификационный номер налогоплательщика». Отсюда становится очевидным, что главная задача документа – это однозначно определить конкретное физическое лицо для налоговых служб. Помимо этого, расшифровка дает еще одно важное знание – ИНН является не только и не столько документом, сколько двенадцатью цифрами, которые и позволяют однозначно выделить гражданина среди прочих налогоплательщиков. Однако так уж повелось, что в народе документ начали называть не «свидетельством налогоплательщика», а ИНН. К слову, на самой бумаге эти цифры указаны.

Как бы там ни было, много людей все еще не знают «истинного предназначения» этого документа и просто представляют его начальству, когда то попросит. Давайте же разберемся вместе, зачем вообще нужна такая бумага, как ИНН?

В этой статье мы подробно осветим все правовые аспекты данного документа. Зачем нужен ИНН, в частности физическому лицу? Для чего он используется? Кому его нужно представлять? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Что представляет собой ИНН?

Идентификационный номер налогоплательщика – это, как уже было сказано, двенадцать цифр, которые позволяют налоговым службам однозначно определить того или иного гражданина, выплачивающего налоги. Это своего рода лицевой счет сотрудника, который открывается на его имя в налоговых органах. При регистрации такого лицевого счета государственные служащие, конечно, обращают внимание на паспортные данные человека, но определяют его отнюдь не по ним, а именно по ИНН. Сами же данные, указанные при регистрации налогоплательщика, остаются в базе и практически не используются.

Поговорим немного о структуре кода. Первые две цифры обозначают регион, в котором гражданин оформил этот документ. Третья и четвертая – отделение налоговых органов, в которое он обратился с заявлением. Все последующие – это его личный код, который выдается в обычном порядке. Соответственно, не может существовать двух людей с одинаковым ИНН. Государственными органами предусмотрены все меры, которые не позволяют такому случиться.

Помимо номера, ИНН называют также и бумагу, которая выдается налогоплательщику после регистрации. На ней указываются его личные данные, указанные в заявлении (фамилия, имя, отчество, номер и серия паспорта и так далее), а также сам код.

Нужно ли заменять ИНН?

Существует много случаев, во время которых вам придется задумываться над этим вопросом. Смена фамилии или имени, утеря старого документа или его порча – все это является достаточным основанием для того, чтобы сменить документ и получить новый. Однако из-за неточной формулировки здесь можно немного запутаться. Давайте разберемся более подробно, когда нужно менять код, а когда – бумагу.

  1. Код налогоплательщика выдается налоговыми органами один раз и на всю жизнь. Таким образом, идентификационный номер менять никогда не нужно, какими бы ни были обстоятельства. Если вы, например, сменили фамилию или другие паспортные данные, тоновые сведения поступят в налоговую, и она обновит базу. Тем не менее ваш идентификационный код останется нетронутым. Поэтому ИНН как номер остается вашим на всю жизнь.
  2. Документ с кодом налогоплательщика необходимо заменять во всех вышеописанных случаях. Однако не переживайте – это не срочная процедура. Поскольку главным определяющим является именно идентификатор, любые государственные служащие смогут простить вам промедление с заменой документа. Тем не менее сменить свидетельство вы обязаны, поскольку это указано в законодательстве, хоть и без указаний срока. К тому же, предоставление ИНН, на котором ваши паспортные данные отличаются от паспортных данных в базе налоговой службы, может повлечь много неприятных вопросов.

Зачем нужен ИНН?

В первую очередь это единственный документ, который подтверждает ваши права как налогоплательщика. Именно это свидетельство является гарантией того, что вы исправно выплачиваете обязательные налоги государству.

В нашем государстве у каждого гражданина должно быть несколько документов. К ним относятся свидетельство о рождении, паспорт гражданина Российской Федерации, полис обязательного медицинского страхования и СНИЛС (пенсионное свидетельство). Еще одним крайне «популярным» документом является ИНН. Что это такое и для чего нужен ИНН?

Эта бумага представляет собой личный документ налогоплательщика. Сама аббревиатура ИНН расшифровывается как «Идентификационный номер налогоплательщика». Таким образом, фактически ИНН – это не бумага, а двенадцать цифр, которые присваиваются каждому человеку, выплачивающему налоги. Однако так повелось, что вместо длинного и официального названия самой бумаги люди называют документ просто «ИНН». Тем не менее нужно иметь в виду, что на самом деле это не сама бумага, а цифры, указанные на ней.

К сожалению, юридическая грамотность в стране еще не достигла того уровня, когда каждый гражданин с уверенностью может сказать, что за документы лежат в его личной папке дома, для чего они нужны и кому их нужно представлять. В этой статье мы постараемся улучшить ситуацию, подробно и доступно разъяснив, что такое ИНН (как сама бумага, так и номер), зачем он нужен и кто имеет право требовать у вас этот документ.

Что представляет собой номер налогоплательщика?

Как уже было сказано, этот код присваивается каждому законному налогоплательщику. Без него гражданин не сможет выплачивать никакие налоги и фактически на него будет наложена налоговая ответственность, если он получает облагаемый налогами доход и не имеет идентификационного номера. Поэтому у любого трудоустроенного (официально, разумеется) гражданина Российской Федерации есть такое личное число.

Он представляет собой двенадцать цифр, которые однозначно определяют его для налоговой службы. Таким образом, налогоплательщика любые налоговые органы определяют именно по этим цифрам, а не по паспортным или иным данным. Это своего рода лицевой счет, который открывается на имя налогоплательщика в специальных органах.

Как уже было сказано, номер состоит из двенадцати цифр. Первые две из них – это число региона, в котором был получен ИНН. Следующие две – порядковое число конкретного отдела налоговых служб в этом регионе. Все последующие – это личный (порядковый) код гражданина, на чье имя был записан идентификационный номер. Таким образом, совпадение лицевого счета у двух разных граждан невозможно.

Меняется ли когда-нибудь ИНН?

Многие граждане, особенно замужние женщины, задумывались над тем, нужно ли менять ИНН при смене фамилии или любых других личных данных. Ответ будет разный для ИНН как бумаги (документа) и как номера.

  1. Непосредственно документ менять при смене паспортных данных необходимо. Это необязательно делать в срочном порядке, но заменить его все равно придется. Это связано с тем, что налоговые службы ориентируются на представленные вами паспортные данные. Когда вы изменяете их, ЗАГС сообщает новую информацию о вас в вашу службу, и та заменяет старые данные на новые в своей базе. Однако если вы попытаетесь представить документ со старой информацией в какой-либо из служб, то могут возникнуть вопросы. Конечно, большинство сотрудников спокойно относятся к этому, поскольку главная информация на документе – это номер ИНН. Да и предъявлять бумагу приходится не так часто. Тем не менее замена документа предусмотрена законодательством и должна быть проведена.
  1. Сам идентификационный номер дается каждому гражданину один раз и на всю жизнь. Поэтому будьте уверены, что при смене фамилии, имени или отчества, а также пола или других паспортных данных, ваш идентификационный номер налогоплательщика останется прежним.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговой инспекцией по месту жительства или регистрации физическим и юридическим лицам. Это уникальный номер – код, который должен иметь каждый налогоплательщик независимо от формы собственности. Этот код состоит из 12 цифр, две первые – код региона, где постоянно зарегистрировано данное физическое или юридическое лицо, две следующие цифры – номер налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, остальные восемь цифр – порядковый номер и контрольные цифры.

ИНН необходим для идентификации любого налогоплательщика, состоящего в этом качестве на учете на территории РФ. По этому номеру налоговики могут контролировать начисление и уплату налогов. То, что у вас есть ИНН, подтвердит документ, который называется «Свидетельство о постановке на учет физического (или юридического) лица в налоговом органе на территории Российской Федерации», в нем этот ИНН также указывается.

Один раз полученный ИНН остается у человека навсегда, даже когда он меняет место прописки и остальные паспортные данные.

Требовать свидетельство ИНН у вас могут в случае, когда вы хотите устроиться на работу в какую-нибудь государственную структуру. Вы имеете право не сообщать его кому-либо, даже если обращаетесь в банк по поводу предоставления кредита или сдаете в налоговую инспекцию свою декларацию о доходах, сотрудники и так найдут этот номер по своей базе данных.

ИНН присваивается в обязательном порядке всем, кто должен платить налоги на территории России, в том числе гражданам других государств.

Нужно ли менять ИНН при смене прописки или фамилии

Если вы сменили место постоянной регистрации и встали на учет в другую налоговую инспекцию, а также, если у вас произошла смена фамилии, имени или отчества, ИНН не меняется, но сам бланк, в котором указаны устаревшие сведения, подлежит замене. С заявлением об этом вы должны обратиться в налоговую инспекцию по новому месту жительства или в ту же самую, если произошла лишь смена фамилии.

К заявлению приложите старое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документ, удостоверяющий вашу личность; справку о новом месте жительства или документ-основание для смены фамилии: свидетельство о заключении или расторжении брака, свидетельство об изменении фамилии, имени или отчества. В налоговую инспекцию по месту предыдущей регистрации никаких сведений вам подавать не требуется – они снимут вас с учета на основании информации, которую предоставляют из паспортного стола.