Выбираем зум-объектив. Объективы с переменным фокусным расстоянием

Один из самых популярных вопросов: что лучше купить – объектив с переменным или всё же с постоянным фокусным расстоянием? Но почему люди часто мечутся именно между этими вариантами? Чем зум и фикс похожи, а чем различаются? Давайте сегодня именно об этом и поговорим.

Что такое фикс? Фикс – объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Например, Nikon 35mm, Nikon 50mm и так далее. Зум – объектив с переменным фокусным расстоянием. Например, Nikon 18-105mm, Nikon 55-300mm и другие. Казалось бы, чем шире диапазон фокусных, тем объектив универсальнее, а стало быть и лучше. О, если бы всё было так просто. Свои преимущества и недостатки есть и у тех, и у других. Разберем на примерах.

Один из самых популярных примеров: вы хотите стекло для съемки портретов, и вот теперь вам предстоит выбрать между фиксом и зумом. Вам приглянулись два объектива: Sigma 85mm f/1.4 и Nikon 80-200mm f/2.8. Давайте на этом примере рассмотрим в чем преимущества и недостатки первого стекла, а в чем второго.

Объектив 85mm имеет фиксированное фокусное расстояние. Это его особенность, а для любителей универсальности – это ещё и недостаток. Из-за фокусного расстояния в 85mm объектив подходит для портретов, и иногда, но достаточно редко, для пейзажей. Не зря его называют именно портретным стеклом: основное назначение Sigma 85mm – съемка портретов. Плюс его, как фикса – это светосила и резкость. Ни для кого не секрет, что фиксы, в большинстве своем, резче и светосильнее, чем зумы. Так же и здесь. Sigma 85mm резкая с открытой. Светосила 1.4 больше чем 2.8 на 2 стопа. Помимо возможности съемки в худших условиях освещенности, это ещё дает и преимущество в «боке» – размытии заднего плана. Ну, и, конечно, один из плюсов фиксов – их вес и размер. Фикс-объективы меньше и легче, чем их «переменные» собратья, что для некоторых является решающим фактором. Скажем, Sigma 85mm весит 725 грамм, а Nikon 80-200 – 1300 грамм. Думаю, комментарии излишни.

Как вы уже поняли, главный плюс Nikon 80-200mm перед фиксом – переменное фокусное расстояние. Объектив гораздо универсальнее. Этим зумом можно снимать различного рода праздники/соревнования, не боясь потревожить собравшихся. Объектив также как и Sigma подходит для портретов, но в отличие от восьмидесяти пяти миллиметрового фикса, у этого зума есть возможность использовать более разнообразные варианты фокусного расстояния, в том числе классические портретные для ФФ 135mm. Ещё один плюс объектива – скорость фокусировки. У светосильных фиксов, она, чаще всего, ниже, чем зум-объективов.

Итак, что же получается? Чаще всего, чтобы сказать, что лучше взять зум или фикс, нужно смотреть конкретные экземпляры. В общем же можно утверждать следующее. Зумы более универсальные и шустрые, а фиксы более светлые, резкие и легкие. Для портретов светосила – один из важнейших критериев, поэтому для съемки в этом жанре чаще берут фиксы. А вот универсальный объектив каждый выбирает исходя из своих предпочтений: для кропа универсальными являются фикс 35mm, а также зум вроде 17-50mm. В следующих статьях мы постараемся сравнить конкретные модели. На этом всё. Выбор за вами!

UPD. Для нашего канала сделал видео. Прошло всё-таки уже больше 3 лет с момента написания данной статьи. Если хотите получить немного больше информации на данную тему — .

Статьи

Для начала разберемся с фокусным расстоянием. Изначально каждый объектив имел фиксированное фокусное расстояние, которое в соотношении с диагональю кадра и обуславливало его применение.

Стандартным для малоформатных пленочных камер, а теперь и для fullframe-цифровиков считается фокусное расстояние 50 мм. Дело в том, что при таких размерах кадра угол зрения 50-миллиметрового объектива практически равен углу обзора человеческого глаза, то есть с таким объективом камера «видит» подобно человеческому глазу. Но на практике нужно гораздо больше вариантов - так, например, выделился класс портретных объективов , имеющих не только увеличенное (70-90 мм) фокусное расстояние, но и повышенную светосилу: такой объектив акцентирует композицию кадра на центре и фокусе, красиво размывая фон, дает отличную детализацию и малый уровень искажений.

А что делать, когда нужно снимать с удаления? Тут нужен уже телеобъектив - неотъемлемый атрибут фотокамеры репортеров и папарацци, подобные объективы иногда разрастаются до чудовищных размеров: например, редчайший Canon EF 1200mm f/5.6 L USM весит 16,5 килограммов, и при съемке должен сам стоять на прочном штативе. При съемке зданий, напротив, нужно малое фокусное расстояние (менее 35 мм), обеспечивающее поле зрения широкоугольных объективов. Однако такой угол обзора несет и характерные искажения - края кадра «заваливаются» внутрь.

Развитие широкоугольников - «рыбий глаз », где фокусное расстояние минимально (порой всего несколько миллиметров), из-за чего искажения, характерные для широкоугольной оптики, доходят до абсолюта. Минимальное расстояние съемки у «рыбьих глаз» часто меньше, чем у макрооптики, иначе при таком угле зрения в кадр попадет слишком много лишнего.

Для макросъемки используются объективы, схожие по фокусному расстоянию с портретными, но их ключевые отличия - возможность сфокусироваться на сверхмалых расстояниях и прецизионная обработка линз, обеспечивающая наименее возможные искажения.

Но что же делать, если хочется снимать разные кадры, но нет денег на набор оптики? Что ж, зум-объективы изобретены уже давно. В них оптическая система сложнее, зато позволяет менять фокусное расстояние зачастую в широких пределах. Расплата за универсальность - потери в светосиле, рост искажений, особенно в крайних положениях фокуса. Тем не менее, хороший зум-объектив всегда найдется и в кофре профессионального фотографа.

Есть еще один интересный момент. В начале статьи мы упоминали, что оптика Canon, рассчитанная на байонет полноформатных матриц, может работать и на технике с «кропнутыми» матрицами. И тут раскрывается смысл кроп-фактора, указываемого в характеристиках фотоаппаратов. Например, если мы снимем с полноформатника нормальный объектив, то на камере с APS-C (кроп-фактор 1,6) он превратится по полю зрения… в 80-миллиметровый (50*1,6)! Нормальным же для этого фотоаппарата будет уже 30-миллиметровый, который на «старшей» камере будет работать широкоугольником. Теперь Вы понимаете, почему на компактных фотоаппаратах с очень маленькими матрицами такие короткие объективы? На сменной же оптике чаще всего фокусное расстояние указывается именно для полного кадра, так что для меньших матриц его нужно обязательно пересчитывать при выборе по кроп-фактору своей камеры.

Если фокусное расстояние определяет большую часть применимости оптики, то ее светосила - качество и возможности съемки в малой освещенности. Особенно светосила критична для недорогих матриц, у которых приходится часто выставлять светочувствительность до таких величин, что становятся ясно видны шумы. Светосила прямо отражена в минимально возможном относительном отверстии диафрагмы, то есть оптика с f/2.0 светосильнее, чем с f/3.5. Причем характерно, что, чем меньше фокусное расстояние, тем больше светосила - из-за большего угла зрения объектив пропускает больше света в совокупности. Поэтому не стоит считать, что оптика в телеобъективе с f/5.0 хуже, чем в широкоугольнике с f/1.8 - это совсем разные объективы. А вот требования к качеству матрицы фотоаппарата при желании работать с телеоптикой, понятно, выше.

Камера, укомплектованная стандартным объективом по выбору производителя, не способна полностью раскрыть свои возможности. Поэтому перед владельцем фотоаппарата неизбежно встает вопрос о выборе объектива. Разнообразие объективов на рынке поражает воображение и делает процесс выбора достаточно сложным.

Однако, если мы выбираем универсальный объектив для своей фотокамеры, то это, безусловно, должен быть объектив с зумом, позволяющий приближать объекты, соответственно, уменьшая угол обзора. Такие объективы обладают гибкостью в использовании, удобством в работе и возможностью применения в различных условиях съемки. Как же правильно подойти к выбору зум-объектива? Об этом мы и расскажем более подробно.

Фокусное расстояние

Все объективы имеют такую характеристику, как фокусное расстояние, то есть расстояние, на которое удален сенсор фотокамеры от оптического центра объектива. Фокусное расстояние, измеряемое в миллиметрах, определяет, насколько объектив «приближает» или «отдаляет» снимаемый объект. С учетом фокусного расстояния все модели объективов можно условно разделить на следующие виды:

— Широкоугольные объективы

Объективы с фокусным расстоянием примерно 14 – 35 мм. Они подходят для съемки пейзажей, репортажей или интерьерной съемки при работе в каких-либо ограниченных условиях.

— Стандартные объективы

Стандартные объективы пользуются наибольшей популярностью, поскольку позволяют снимать широкий круг сюжетов – от портретных снимков до пейзажей даже в условиях недостаточного освещения. У таких объективов фокусное расстояние составляет35 – 60 мм. Угол зрения стандартного объектива наиболее приближен к углу зрения человека, его также отличает большая светосила и минимум искажений.

— Телеобъективы

Телеобъективы имеют фокусное расстояние 70 –200 мм, что позволяет фотографу снимать любой объект крупным планом. Телеобъективы применяются для предметной или портретной съемки.

— Супертелеобъективы

Подобные объективы отличает большое фокусное расстояние — 200–600 мм. Они находят применение при съемках динамичных спортивных событий и дикой природы с дальнего расстояния.

— Зум-объективы

Зум-объективы – это объективы с переменным фокусным расстоянием, то есть Вы получаете возможность приближать или отдалять от себя объект съемки. Таким образом, зум-объективы могут покрывать различное фокусное расстояние. Если мы хотим получить более универсальный объектив, то мы выбираем зум-объектив с большим диапазоном изменения фокусного расстояния. Короткое фокусное расстояние позволяет поместить в кадр много объектов и заснять их. Длинное фокусное расстояние, в свою очередь, дает нам возможность приблизить отдаленные объекты и, тем самым, превратить оптику своей камеры в настоящую подзорную трубу.

Если мы говорим об универсальных характеристиках объектива, то лучше выбрать зум-объектив с диапазоном изменения фокусного расстояния от 24 до 135 мм. Это позволит Вам иметь максимальную гибкость в построении кадра и снимать самые разные сюжеты. Возможностей такого объектива Вам вполне хватит, за исключением, возможно, съемки издалека.

Светосила объектива

Еще одна характеристика, имеющая значение для любого объектива, — это светосила. Этой величиной принято называть освещенность матрицы или пленки, которая определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Понятно, что чем выше светосила, тем больше света допускает объектив к матрице фотоаппарата. Объектив с большей светосилой позволяет вести съемку на более коротких выдержках и дает возможность размыть изображение, которое находится не в фокусе.

Таким образом, светосильные объективы обеспечивают Вам высокую резкость изображения и меньший уровень искажений при съемке. Недаром такие объективы стоят несколько дороже, однако не стоит слишком сильно гнаться за светосильными объективами. Ведь светосильная оптика одновременно увеличивает размеры и вес объектива. Поэтому лучше найти оптимальное соотношение между подходящей характеристикой светосилы и удобством в пользовании.

Мотор фокусировки

Известно, что для обеспечения автоматической фокусировки фотокамере приходиться механическим способом двигать линзы в объективе. Для этого к фотоаппарату прилагается отвертка, которая необходима для передачи вращающего усилия от камеры к объективу.

Однако, в современных объективах такая отвертка отсутствует вообще и в них обычно встраивают специальные ультразвуковые моторы.

Установка объектива без встроенного мотора и без использования отвертки возможна, но автофокус в этом случае работать не будет. Хотя индикатор наведения на резкость и будет действовать. Поэтому рекомендуется приобретать объектив со встроенным мотором автофокусировки, ведь он обеспечивает более высокую скорость наведения на резкость. Кроме того, встроенный ультразвуковой мотор не шумит, что дает Вам возможность снимать там, где лишний шум камеры может стать помехой.

Стабилизация изображения

Еще на что необходимо обратить свое внимание при выборе объектива – это стабилизация изображения. Это технология, призванная обеспечить предотвращение смазывания изображения при больших выдержках и небольших угловых движения камеры.

Стабилизация изображения может обеспечиваться компенсирующим смещением матрицы в самом фотоаппарате или механизмом смещения корректирующей линзы в объективе. Поэтому перед покупкой Вам нужно будет принять решение – выбрать более дешевый нестабилизированный объектив или предпочесть объектив со встроенной технологией стабилизации изображения. Если Вы выбрали второй вариант, то Вам нужно знать, что стабилизация изображения может быть двух следующих типов:

— Оптическая стабилизация

Технология оптической стабилизации предусматривает смещение одной из линз объектива с помощью моторов. Этот способ похож на тот, который используется в самых камерах для перемещения светочувствительной матрицы.

— Электронная стабилизация

В этом случае стабилизация изображения обеспечивается без использования каких-либо моторов, а за счет только электроники и специального программного алгоритма. Во время съемки электроника анализирует отснятые кадры и компенсирует любые малые смещения.

Если мы выбираем универсальный объектив, то лучше все же остановиться на оптике со встроенным оптическим стабилизатором. Оптическая стабилизация позволит Вам снимать без штатива даже в условиях плохой освещенности и устранить дрожание картинки.

Итак, универсальный зум-объектив должен давать Вам возможность снимать как в помещениях, так и на улице даже в пасмурный день. С его помощью Вы смогли бы получать качественные, резкие снимки. Для этого Вам стоит остановить свой выбор на оптике с фокусным расстоянием от 24 до 135 мм, оптимальным параметром светосилы, встроенным мотором фокусировки и оптической стабилизацией изображения.

Основной параметр объектива – его фокусное расстояние, измеряемое в миллиметрах. Неискушенные покупатели думают, что изменение фокуса объектива позволяет приближать или удалять объект, без перемещения фотографа в пространстве. Опытные же фотографы знают, что фокус - мощнейший инструмент влияния на композицию фотографии. Поэтому, при покупке фототехники, и те и другие, задаются вопросом, какой объектив лучше: зум , суперзум или фикс ?

Фиксированный фокус

В начале был «фикс ». Полное название: объектив с фиксированным (то есть единственным) фокусным расстоянием. Такая оптика проще в расчетах и изготовлении, что было важно на заре фотографии, но не сейчас. Однако, у фикса и по сей день есть гигантское преимущество перед зумом или суперзумом – светосила, то есть способность объектива пропускать через себя свет. Поэтому, многие опытные фотографы покупают себе светосильный фикс в качестве… второго объектива, в дополнение к менее светосильному зуму. Второе, непревзойденное зумами преимущество - качество изображения. Любой зум , сопоставимый по классу с фиксом , не будет давать столь подробное изображение. Эти свойства фиксов сохраняют их актуальность до сих пор, хотя, в последние десятилетия он изрядно уступил позиции. Почему?

Во-первых: чтобы иметь возможность полноценно влиять на композицию фотографии, надо купить несколько фиксов: минимум 3, а лучше 5. При съемке портрета, например, фотограф может использовать три объектива, при этом фокусные расстояния объектива будут неудобными при съемке большинства пейзажей. Всю эту оптику надо носить в большом, тяжёлом кофре и, о боже(!), менять во время фотосъемки: репортер, во время ее смены, рискует пропустить важный момент, портретист может не успеть зафиксировать особое эмоциональное состояние модели, а иногда это просто неудобно или лень.

Зум – объектив с множеством фокусных расстояний

Зум включает в себя фокусные расстояния сразу нескольких фиксов, что, безусловно, удобно. Правильно подобранный зум дает возможность фотографу провести всю съемку одним объективом, не отвлекаясь на их замену. Расплатой за это удобство будет некоторое снижение качества изображения (которого, всё же, вполне достаточно для подавляющего большинства фотосъемок, в том числе профессиональных) и падение светосилы объектива .

Светосила стоит денег, и особенно это заметно у зумов. Сравните: профессиональный объектив Canon 24-70mm, со стабилизатором и светосилой f/4 стоит около $800, а вдвое светосильный, то есть пропускающий вдвое больше света, объектив Canon 24-70mm f/2.8 стоит уже $1700, и он еще без стабилизатора! Объектив-фикс Canon 50mm, со светосилой f/1.4, в 8 раз светосильней чем зум с f/4, а стоит всего $330. Однако, удобство от использования одного зум-объектива вместо множества фиксов столь значительно, что большинство фотографов отдают предпочтение именно зумам, покупая, в дополнение, светосильный фикс для съемок в условиях недостаточного освещения.


Кратность зума и суперзум

Прежде чем говорить о суперзумах , надо поведать о кратности зума . Кратность зума, это деление большего значения фокуса зума на его меньшее значение. Например, у зума «Canon24-70» этот показатель будет: 70/24 = 2.9, у «Canon 24-105»: 105/24 = 4.4. Значит, возможности последнего зума по изменению фокусного расстояния больше, он более универсальный. Что же такое суперзум ? Это объектив с кратностью... выше 5 (эту цифру я придумал, основываясь на своей интуиции). Таким объективом, к примеру, обладает фотокамера Panasonic Lumix DMC-FZ72 . Кратность ее объектива 1200/20 = 60! Это не просто круто, это очень круто. Это невероятно круто! Но…

Я стал искать суперзумы для зеркальных фотокамер. Нашел у Canon два таких объектива: 18-200 и 28-300 mm (кратность 11). Это далеко не 60, как у Panasonic, и даже не 20, как у многих других компактных фотокамер (мыльниц). Почему профессиональные зумы не делают с большой кратностью? Разумеется, такой зум трудней в изготовлении. Но есть и вторая причина: чем выше кратность - тем ниже качество получаемого изображения. Производители профессиональной техники, не готовы жертвовать своей репутацией ради большей универсальности объектива и редко превышают кратность 3 для профессиональной оптики, а фотографы вынуждены покупать несколько зумов. Например, типичный комплект многих фотографов с зеркальными фотокамерами: 24-70 mmи 70-200 mm. Владельцам же компакт-камер невозможно поменять объектив, да и требование к качеству фотографии у их владельцев невысокое. Поэтому производители могут использовать суперзумы в таких камерах, чтобы дать фотографу больше творческой свободы.

Фикс, зум или суперзум?

Если вы снимаете «для себя», неспешно и/или требовательны к качеству изображения больше меня, то подумайте о том чтобы купить несколько фиксов. Для многих портретистов это объективы с фокусными расстояниями 50, 85 и 135 mm, для пейзажистов - 14, 24, 35 mm.

Если вы хотите иметь оптику для профессиональной деятельности, то обратите внимание на средние зумы, дающие удобство работы и хорошее качество фотографии. Мой выбор: 24-105 mm (95% фотографий) и 70-200 mm.

Если вы покупаете компактную фотокамеру для фотозарисовок о жизни вашей семьи, путешествиях, или вы хотите снимать издалека, то подумайте о суперзумах.