Социальное обеспечение и социальное страхование. Меры по социальной поддержке населения

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Существует социальная отрасль экономики, которая называется социальным обеспечением. Она оказывает стабильную социальную поддержку определенным слоям населения со стороны государства, которая не связана с чрезвычайными ситуациями.

Эти люди живут в основном за счет государственного обеспечения.

Наиболее распространенным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, которая зависит от стажа работы и уровня заработной платы, получаемой до выхода на пенсию. В любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального уровня. Выплачиваются также пенсии по инвалидности. Они не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья.

Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, который образуется из отчислений предприятий и организаций и частично за счет государственного бюджета.

Различным категориям нуждающегося населения предоставляются разнообразные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный и временный характер. Пособия выдаются с целью социальной поддержки детей, больных, безработных, лиц, лишенных средств существования.

Государство создает и принимает на себя заботу о детских домах и интернатах, домах престарелых.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на государственный бюджет. Поэтому часть медицинских услуг и лекарств является платной, возникает страховая медицина. При страховой медицине формируются страховые фонды из заработной платы и отчислений предприятий и организаций. Денежные средства этих фондов передаются медицинским учреждениям. Медицинская помощь, оказываемая участнику фонда, является заранее оплаченной.

Государство оказывает помощь безработным. Для лиц, потерявших работу, выплачивается пособие в первые месяцы в объеме, близком к той заработной плате, которую они имели перед потерей работы. В последующие месяцы пособие снижается. Наряду с пособием государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных.

Еще по теме Социальное обеспечение и социальная помощь:

  1. Глава 3. Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центр помощи детям, оставшимся безпопечения родителей)
  2. Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центр помощи детям, оставшимся безпопечения родителей)
  3. Глава 2. Комплексный центр социального обслуживания населения, территориальный центр социальной помощи семье и детям, центр психолого-педагогической помощи населению
  4. 8.3. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
  5. Проблема российских брендов. Корпоративная социальная ответственность как брендинг. Формы социальной ответс-твенности бизнеса. Корпоративное гражданство: от филантропии к социальным инвестициям. Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: международные стандарты и индексы КСО. Сравнение несравнимых: индекс и рейтинг КСО. Социальное партнерство и корпоративные социальные коммуникации: PR как Public Relations и Public Responsibility. Быть частью большего...

Социальное обеспечение и социальная помощь

Методологические пояснения

Социальное обеспечение – предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Обязательное социальное страхование – одна из основных форм социального обеспечения, осуществляемая в соответствии с федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К числу фондов обязательного социального страхования относятся государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд занятости населения Российской Федерации (упразднен с 1 января 2001 г.).

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Единый социальный налог (взнос) – налог, зачисляемый в федеральный бюджет для финансирования базовой части трудовой пенсии, в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Введен с 1 января 2001 г. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Минимальные социальные гарантии – минимальные денежные выплаты, получение которых гарантировано населению государством в случаях, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами. К ним относятся минимальные размеры оплаты труда, стипендий, пособий и другие.

К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации. Приводятся данные о пенсионерах, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий (1993-2001 гг. - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

Реальный размер назначенных месячных пенсий – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Оценка в денежном эквиваленте суммы полученных членами обследованных домашних хозяйств льгот в виде полного или частичного освобождения от оплаты товаров и услуг. Оценка производится со слов опрашиваемых членов домашних хозяйств.

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Льгота – частичное или полное освобождение граждан от оплаты за товары и услуги.

К числу льгот, учитываемых при проведении выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, относятся все виды натуральной помощи, предоставляемой домашним хозяйствам как работодателем, так и из бюджетов всех уровней.

Оценка стоимости полученных льгот производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.

К льготам на питание относится как выдача талонов на питание, так и предоставление возможности приобретения продуктов питания по более низким ценам (при этом оценивается примерная разница в цене в случае покупки этих продуктов в торговых организациях).

К льготам на оплату транспортных расходов относятся пользование льготным проездом на всех видах транспорта, в том числе пользование служебным автомобилем, а также пользование транспортными средствами, предоставленными работодателем для личных нужд домашнего хозяйства (бесплатно или с частичной оплатой их аренды из средств домохозяйства).

К льготам на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам в соответствии с действующим законодательством льготы и субсидии, а также оплата жилья работодателем.

К льготам на оплату отдыха относятся предоставленные органами социального страхования, работодателями скидки и дотации на оплату путевок в дома отдыха, санатории, детские летние оздоровительные лагеря, а также туристических поездок и экскурсий.

К льготам на медицинское обслуживание относятся льготы на медицинское и стоматологическое обслуживание, льготы по оплате лекарств. Не включается стоимость предоставленных населению бесплатно медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию.

Субсидия - это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются адресным видом социальной помощи и предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Льгота по оплате жилья и коммунальных услуг – это скидка, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством).

Стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот - оценка в денежном эквиваленте полученных членами обследованных домашних хозяйств льгот в виде полного или частичного освобождения от оплаты за товары и услуги. Учитываются льготы, полученные как от работодателя, так и из бюджетов всех уровней. Оценка производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.

Социальная помощь - поддержка в денежной или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми.

Принятый летом 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи», разрабатывавшийся как закон о перестройке всей системы социальной защиты на основе адресного принципа, в существующей редакции может означать лишь появление дополнительного вида социальных выплат, осуществляемых на основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.

Социальное обеспечение - государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных. Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

  • - материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
  • - обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:

  • - пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
  • - пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
  • - содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальныхучреждениях (домах-интернатах);

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности. Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения, роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

  • 6.1.1. Социальное обеспечение - это система, базирующаяся на, принципе универсализма, на механизме максимально широкого включения граждан (пользователей) в систему предлагаемых государством благ и услуг в денежной или натуральной форме. Социальное обеспечение практически не содержит механизмов исключения граждан из числа получателей различных социальных благ. В общем виде социальное обеспечение можно определить как содержание за счет общества (государства) разных категорий населения, в особых случаях и особыми способами. Считается, что социальное обеспечение - обязанность всего общества, реализуемая государством. Государственная централизованная система социального обеспечения населения сложилась и существовала в советское время. Первоначально она охватывала только рабочих и служащих, затем распространилась на все население и стало всеобщей, т.с. универсальной. Сегодня, несмотря на привычное и широкое использование понятия «социальное обеспечение» как теоретиками, так и практиками, оно фактически устарело, неточно и постепенно заменяется другими понятиями, такими, как «социальное страхование», «помощь», «обслуживание» и т.п.
  • 6.1.2. Социальное страхование заключается во включении в число получателей социальных благ только работающих и членов их семей. Причем такое включение обусловлено предшествующими страховыми взносами работников и работодателей, поэтому в этой системе государство определяет только нормы включения, а работники и работодатели ее финансируют. И наконец, социальная помощь также имеет адресный характер, т.е. содержит механизм включения только тех получателей, которые наиболее нуждаются по каким-либо критериям. Как правило, критерием включения в число получателей социальной помощи является малообеспеченность или неспособность улучшить свое положение самостоятельно.

В начале 1990-х гг. вопрос об универсальности или адресности социальной поддержки государства был решен в пользу адресности. Этот выбор был связан с экономическими отношениями, потому что определяется уровнем налогов, необходимых для реализации принципа универсализма или принципа адресности. Адресная помощь населению обходится государству дешевле. Это также вопрос отношений государства с общественными организациями, с муниципальной властью, с семьей, поскольку реализация принципа адресности дешевле для государственного бюджета, но требует широкой общественной поддержки.

6.1.3. Советская система социального обеспечения включала распределение средств производства , трудовых ресурсов , а также предметов потребления и услуг. Эта система исключала безработицу, обеспечивала стабильный, хотя и отстающий от мировых стандартов, уровень жизни, была направлена на сокращение социально-экономического неравенства. Ее важным аспектом было первичное формирование доходов семьи: оплата по труду в общественном хозяйстве и дополняющие оплату по труду денежные выплаты из общественных фондов потребления (пенсии, пособия, стипендии, оплата ежегодных отпусков) .

Важным субъектом социального обеспечения выступали профсоюзы. Так, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) участвовал в принятии государственных решений но труду и социальным вопросам. Фабрично-заводские местные комитеты принимали непосредственное участие в регулировании трудовых отношений на предприятиях, в организациях, учреждениях; решали вопросы о выдаче материальной помощи нуждающимся, о распределении путевок в санатории и дома отдыха, в пионерские лагеря; совместно с медицинским учреждением и администрацией предприятия разрабатывали и осуществляли мероприятия по снижению заболеваемости работников; совместно с администрацией готовили документы, необходимые для назначения пенсий рабочим, служащим и их семьям.

В целом система государственного социального обеспечения, с одной стороны, реализовывала конституционные права граждан на труд, отдых, образование и здоровье, обеспечивала стабильность и уверенность в завтрашнем дне. С другой - выступала тормозом экономического развития, поскольку государство изымало у непосредственных производителей значительную часть доходов и осуществляло жестко централизованное, по сути уравнительное, их перераспределение. Это касалось и заработной платы, и большинства видов социальных выплат. В результате благосостояние советских людей стало зависеть все меньше от их собственных трудовых усилий, от их активности, и все больше от государственной политики социального обеспечения. Уравнительное распределение порождало иждивенчество, снижало стимулы к производительному труду. Поэтому одной из целей перехода к рынку в начале 1990-х гг. было изменение модели поведения людей в экономической и социальной сферах, их отношения к груду и социальному обеспечению на основе повышения самостоятельности и ответственности за уровень своего благосостояния. Реализация данной цели потребовала реформирования социальной сферы.

6.1.4. Социальное обеспечение всегда было связано с большими издержками из-за того, что все работавшие принимали участие в его финансировании, а распределялось оно в соответствии с разделением населения на определенные категории, которым в соответствии с категорией предоставлялись льготы, компенсации и субсидии, т.е. осуществлялось их включение в ресурсную среду. Причем выделение категорий зачастую было связано не с трудовыми заслугами или какими-либо жизненными проблемами, а с политическими или идеологическими задачами государства. Выделение обеспечиваемых категорий носило характер бюрократических процедур, закрепленных законом. Если какая-либо группа не была указана в законах как объект дополнительного, т.е. льготного социального обеспечения, то она не имеет права на него. Поэтому, хотя и считалось, что социальная политика в СССР носила универсальный характер, в то же время она была направлена на защиту интересов номенклатуры, что отмечал английский исследователь Р. Титмусс еще в 1970-е гг. Фактически советская социальная политика дифференцировала разные категории граждан по степени их «права» на получение социальной помощи от государства. Дифференцированный и дифференцирующий подходы советской социальной политики в полной мере проявились в отношении участников различных войн, разных групп пенсионеров и т.д. Например, ветераны войны в Афганистане вынуждены были очень долго лоббировать свои интересы и нужды в социальном обеспечении, поскольку государство не кодифицировало их как ветеранов войны и не включало в число льготных категорий. Аналогичная ситуация сложилась в настоящее время с участниками боевых действий в Чечне.

И, напротив, если какая-то группа была кодифицирована в законах как нуждающаяся, она имела право на включение в систему социального обеспечения независимо от степени реальной нуждаемости. В то же время любая из традиционно признаваемых слабыми групп населения внутренне ие однородна. Не только дети и пожилые могут значительно отличаться по уровню доходов и условиям жизни, но даже и инвалиды. Конечно, это социально уязвимые группы, но единые нормы социального обеспечения имеют для них разную значимость. Так, льготы на оплату телефона, квартиры, коммунальных услуг полагаются всем, а реально ими пользуются лишь те, у кого соответственно есть телефон, водопровод и прочее, поскольку далеко не все жители России живут в населенных пунктах, где есть блага цивилизации, пользование которыми носит льготный характер, где есть необходимая ресурсная среда. Одним, например, действительно нуждающимся городским пенсионерам (одиноким, живущим в коммунальных квартирах), льготы дают очень важную поддержку, которая тем не менее может оцениваться более благополучными людьми или семьями как незначительная. Малообеспеченным пожилым, не имеющим дач, не нужны льготы па проезд в пригородном транспорте, зато важен бесплатный проезд в городском и т.д. Таким образом, для системы социального обеспечения характерны многочисленные ошибки включения в число получателей слишком широкого числа клиентов, вызванные идеологически подчеркнутым принципом универсализма.

6.1.5. Несмотря на либерализацию экономики и, естественно, новый подход к решению социальных проблем в 1990-е гг., в России к началу 2004 г. было 103 млн льготников. Финансовый «вес» льгот составляет примерно 2,8 трлн руб., т.е. около 21% бюджета государства. Правда, государство выполняет свои обязательства, как правило, не более чем на 40% от необходимой суммы, ссылаясь на невозможность финансировать все типы льгот. Фактическое недофинансирование и изменение подхода к социальному обеспечению привело к тому, что, начиная с 1992 г. одно правительство за другим объявляло о необходимости перейти к системе, больше ориентированной на эффективное включение действительно малообеспеченных членов льготных категорий населения, к адресной системе помощи. Так, в 2001 г. часть льгот потеряли военнослужащие, затем почетные доноры и студенты и т.д. Но после завершения выборной компании 2003/2004 г. государство решило, наконец, «взять льготников за горло». Конечно, формально льготы очень часто достаются в наибольшем объеме проживающим в городах и далеко не самым нуждающимся пенсионерам. Но, учитывая то, что весьма большая часть пенсионеров имеет пенсию ниже прожиточного минимума, льготы для них вовсе не лишние. Предлагаемые же денежные компенсации льгот в размере от 450 до 1800 руб. (ситуация па июнь 2004 г.) могут стать реальным подспорьем только для сельских пенсионеров, которые просто не могли получать льготы в натуральной форме из-за отсутствия возможности пользования транспортом, аптекой, телефоном и т.п. Для части же городских льготников такие компенсации не возмещают потерь. Кроме финансовых это потери, связанные с социальным статусом пожилых людей, который в известной мере также конструировался разнообразными льготами как признанием их заслуг.

Вызывает озабоченность то, что все льготники «поделены» между федеральными и региональными бюджетами. Региональные законодатели должны до 31 декабря 2004 г. продумать и закрыть все пятна, появившиеся в законодательстве, принять законы и заложить в бюджет новые статьи расходов. Даже передача информации, т.е. документов льготников, может затянуться надолго и привести к тому, что люди не смогут получать причитающиеся суммы. К сожалению, социальная ответственность законодателей и правительства и в этом очень низка.

Если даже согласиться с необходимостью перестройки системы льгот, первым шагом мог бы быть более продуманный порядок их использования, т.е. более гибкий порядок включения клиентов в ресурсную среду. Так, проблемы перегрузки транспорта можно было бы попытаться решить за счет перераспределения пассажирских потоков. Например, для городского транспорта определить «часы пик», когда льготный проезд не разрешен. Для пригородного установить дни (будние), когда льготный проезд разрешен, и выходные дни, когда для всех категорий населения проезд платный. Конечно, это привело бы льготников к необходимости действовать в определенных рамках. Зато работающее население могло бы ехать на дачи в менее стесненных условиях и вопрос дополнительного транспорта в выходные дни отпал бы. Это сузило бы сферу действия льгот, но не ухудшило бы материального положения льготников. Однако создается впечатление, что правительство больше озабочено тем, чтобы соответствовать «принципам» рыночной экономики, чем сделать систему льгот более справедливой и удобной для всего населения.

  • Волчкова Л. Т, Минина В. Н. Становление и развитие системы социальной защиты населения в России в 1991-2002 г. / под ред. И. Григорьевой. II. Килдал, С. Кюнле, В. Мининой // Развитие государства благосостояния в странах Северной Европы и России: сравнительная перспектива. Сб. статей. СПб., 2004. С. 66-84.
  • Titmuss R. М. Social Policy. L., 1974.