Роль автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг. Ценообразование и отчетность атп

Предприятие имеет право продавать и передавать другим юридическим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять безвозмездно во временное пользование или взаймы, принадлежащее ему средства производства. Также эти права могут быть переданы физическим лицам.

Предприятия на добровольной основе могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному и другим принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав представления общих интересов как государственных и иных органах, так и международных организаций. Объединение может быть централизованное для выполнения отдельных производственно-хозяйственных функций. Предприятия входящий в состав объединения сохраняют свое самостоятельность и юридическое лицо.

Ликвидация предприятия происходит либо по решению собственника (органа уполномоченного решать эти проблемы) либо по решению арбитражного суда. Причины ликвидации: 1.Банкротство 2.Запрет деятельности из-за не выполнения условий законодательства 3.Запрет из-за невыполнения условий лицензии

Предприятия классифицируются по следующим признакам:1.Отраслевая принадлежность 2.Структура производства 3.Мощность производственного потенциала(размер предприятия)

В зависимости от отраслевого различия выпускаемой продукции предприятия делятся: 1.Промышленные предприятия (выпуск машин, оборудования, инструментов, добыча сырья, выработка электроэнергии, производство материалов и средств производства) 2.Сельхоз предприятия 3.Предприятия строй индустрии 4.Транспортные предприятия

Крупные отрасли народного хозяйства состоят из более мелких, специализированных отраслей. В народном хозяйстве используют 2 определения отраслевой принадлежности предприятия:1.Административно-организационная принадлежность, где учитывается заявленный вид деятельности и принадлежность какому либо ведомству 2. Продуктовая принадлежность: структура и объем производства по каждой продуктовой(чистой) отрасли.

По структуре предприятия делятся на узко специализированные, многопрофильные и комбинированные. Узко специализированные предприятия изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

Многопрофильные предприятия выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Комбинированые предприятия один вид сырья или готовой продукции превращают в параллельно или последовательно др. вид и т.д.

По количественным параметрам предприятия делятся на малые, средние и крупные. Отнесения предприятий к этим видам осуществляется по численности работающих. В промышленности, в строительстве и на транспорте малым считается предприятие с численностью до 100 человек (закон РФ о гос. Поддержке малого предпринимательства в РФ). В сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 человек, в оптовой торговле до 50, в розничной торговле и в бытовом обслуживании до 30.


2. Автотранспортная деятельность заключается в выполнении комплекса работ и услуг, связанных с организацией и осуществлением автомобильных перевозок, грузов и пассажиров, включая техническую эксплуатацию транспортных средств, транспортно экспедиционные работы и другие услуги. Перевозки выполняются по договорам с клиентом, либо по обращению любого гражданина или юридического лица. Техническая эксплуатация- комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту, хранению и инструментальной проверки технического состояния транспортных средств.

Транспортная экспедиция- организация и или выполнение оператором услуг связанных с заключением и выполнением договора автомобильной перевозки груза. В зависимости от назначения предприятия транспорта разделяются на 3 типа:1. Автотранспортные (автоэксплуатационные) 2. Автообслуживающие 3. Авторемонтные

АТП выполняют главную задачу транспорта. В зависимости от вида перевозок АТП делятся на грузовые и пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные. Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными.

Комплексные АТП осуществляют не только перевозки но и хранение грузов ТО и ТР транспортных средств принадлежащих этому предприятию хотя могут на коммерческой основе оказывать эти услуги сторонним организациям и лицам.

Специализированные АТП выполняют только перевозки. Чаще всего это малые предприятия где содержание собственной ремонтной базы не целесообразна.

По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования (входят в систему министерства транспорта РФ) и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе и ведомственные (входят в состав отраслей не транспортного назначения) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли в которую входят.

Основными клиентами АТП являются предприятия товаропроизводящих отраслей. Вторая группа автообслуживания предприятия это автосервисные предприятия, терминалы, АЗС, автовокзалы, гаражи-стоянки.

По производственному признаку автопредприятия делятся на грузовые, легковые, смешанные, а по территориальному признаку - городские, районные, дорожные.

Виды и формы предпринимательства.

2.Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства.

1.Виды предпринимательской деятельности.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам:

По виду деятельности;

По формам собственности;

По количеству собственников;

По организационно-правовым и организационно-экономическим формам;

По степени использования наемного труда;

1) По виду или назначению предпринимательскую деятельность делят на:

а) производственную, включающую в себя инновационную деятельность, научно-техническую деятельность, производство товаров, оказание услуг, производственное потребление товаров, производственное потребление услуг и информационной деятельности;

б) коммерческую, включающую в себя: торговую деятельность, торгово-закупочную деятельность, торгово-посредническую деятельность, товарные биржи;

в) Финансовую, включающую в себя: банковскую деятельность, аудиторскую деятельность,страховую деятельность, аудиторскую деятельность, лизинговую деятельность, фондовые биржи;

г) консультативную деятельность: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, управление производством, информационные технологии, специализированные услуги;

2) По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, либо находится в собственности общественных организаций;

3) По количеству собственников: индивидуальная, коллективная.

Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая единовременно нескольким субъектам, либо с определением долей каждого из них (тогда это называется долевая собственность), либо без определения долей (совместная собственность);

4) К организационно-правовым формам относятся: товарищества, общества, кооперативы;

5)К организационно-экономическим формам относят: концерны, ассоциации, консоциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), и т.д.

Все формы предпринимательской деятельности делятся на организационно-правовые и организационно-экономические.

К организационно-правовым формам относятся:

1) Товарищество – объединение лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность. Они создаются в том случае, когда в предпринимательстве решает принять участие 2 и более партнера.

Преимущества:

Возможность привлечения дополнительного капитала,

Наличие нескольких владельцев, позволяет осуществить специализацию внутри организации на основании знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатки:

Каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от его вклада,

Действия 1 из партнеров являются обязывающими для всех остальных.

Товарищества могут быть полными (тогда поучают название товарищества с неограниченной ответственностью) и коммандитными (товарищества с ответственностью).

2) Общество – создается по согдашению не менее 2-х граждан или лиц путем объединения их вкладов для осуществления хозяйственной деятельности, подразделяются на ООО (общество с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам и несут ответственность только в пределах стоимости внесенных вкладов) и общества с дополнительной ответственностью (несут ответственность всем своим имуществом).

Наиболее распространенными являются акционерные общества, им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций.

Участники акционерных обществ (АО) несут ответственность за результаты свой деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

3) Кооператив – предприятие созданное группой лиц для совместной деятельности, здесь обязательным является личное трудовое или иное участие его членов, при его создание объединяются имущественные паевые взносы участников.

К организационно – экономическим формам относят:

1) Концерн – многоотраслевое АО контролирующее предприятия через систему участия.

Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний являющихся по отношению к нему дочерними.

2) Ассоциация – мягкая форма добровольного объединения экономики самостоятельных предприятий, которые одновременно могут входить в другие предприятия.

В его состав входит односпециализированные предприятия расположенные на определенной территории. Цель создания ассоциаций – совместное решение технических, экономических, социальных, научных и других задач.

3) Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. Оно имеет возможность вложить средства в крупный проект при этом риск вложений уменьшается, так как ответственность делится среди участников.

4) Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

5) Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, о разделе рынка сбыта, о долях в общем объеме производства, и т.д.

6) Финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединение промышленного, банковского, страхового, торгового капиталов и интеллектуального потенциала предприятий.

Сюда также относятся унитарные предприятия – не имеют права собственности, только распоряжаются ею (МУП).

Общая производственная структура предприятия.

1. Производство и производственные структуры.

2. Типы производственной структуры.

3. Типы организации производства.

Производство – процесс создания материальных благ необходимых для существования и развития общества.

1) Целесообразную работу или самостоятельный труд;

2) Предмет труда, т.е. все то, на что направлена деятельность человека.

3) Средства или орудия труда при помощи которых человек преобразует предметы труда.

Продукт производства – благо, которое представляет собой объединение вещества природы и труда.

Почти каждое предприятие состоит из производственных подразделений:

Участков;

Обслуживающих хозяйств;

Органов управления;

Организаций и учреждений удовлетворяющих нужды работников предприятия.

Общая структура предприятия состоит из комплекса производственных подразделений, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи, соотношение между ними по размеру площадей, численности работников и пропускной способности.

Производственную структуру предприятия составляют:

Участки;

Обслуживающие хозяйства;

Связи между ними взятые в совокупности.

Она определяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективности производства.

Основной структурной производственной единицей предприятия является цех.

Цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производства. Бывают:

Основными (заготовительные, обрабатывающие, сборочные);

Вспомогательными;

Побочными (очистка);

Подсобными (транспортный).

Также в структуре могут быть цеха службы и отделы обслуживающие не промышленные хозяйства.

Также на предприятиях имеется складское хозяйство, санитарно-технические устройства, коммуникации.

На предприятиях имеются конструкторские технологические подразделения, НИИ, лаборатории.

Существует 3 основных типа производственных структур предприятия:

1) Предметная структура:

Основные цеха предприятия и участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия.

Преимущество такой структуры:

Упрощает и ограничивает производственную взаимосвязь между цехами;

Сокращает путь движения деталей;

Упрощает и удешевляет межцеховой и цеховой транспорт;

Уменьшает длительность производственного цикла;

Повышает ответственность рынка за качество работ;

Повышает эффективность использования высокопроизводительных станков и оборудования.

2) Технологическая структура:

Здесь определяется четкая технологическая обособленность каждого цеха, участка.

Преимущества:

Упрощает руководство цехом;

Позволяет маневрировать расстановкой людей;

Позволяет перестраивать производство с одной номенклатуры изделий на другую.

Недостатки:

Возникновение встречных маршрутов движения изделий;

Усложнение производственных взаимосвязей между цехами;

Большие затраты времени на переналадку оборудования;

Ограниченность применения высокопроизводительного оборудования.

3) Смешанная структура: характеризуется наличием на одном и том же предприятии цехов, организованных как по предметному, так и по технологическому принципу.

Преимущества:

Уменьшение объемов внутрицеховых перевозок,

Снижение длительности производительного цикла;

Улучшение условий труда;

Высокий уровень загрузки оборудования;

Рост производительности;

Снижение себестоимости.

Тип организации производства – комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня производства.

На тип организации производства оказывает влияние ряд факторов к числу которых относят:

Уровень специализации;

Масштабность производства;

Сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий.

В связи с этим различают 3 основные типа организации производства:

1. Единичное производство – штучный выпуск изделий разнообразной и не постоянной номенклатурой ограниченного потребления.

Особенности:

Многономенклатурность выпускаемой продукции;

Организация по технологической специализации;

Использование универсального оборудования;

Преобладание высококвалифицированных рабочих универсалов;

Большая длительность производственного цикла;

Большая величина незавершенного производства.

2. Серийное производство – предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течении длительного времени.

Особенности:

Постоянство относительно большой номенклатуры повторяющейся продукции;

Специализация рабочих мест;

Периодичность изготовления сериями;

Преобладание специализированного оборудования;

Большая численность рабочих средней квалификации;

Небольшая длительность производственного цикла.

При серийном производстве различают: мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное.

3. Массовое производство – характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах.

Массовое производство является высшей формой специализации производства. Условием такого производства является высокий уровень стандартизации и унификации деталей, узлов, агрегатов, и т.д.

Особенности:

Строго установленный выпуск небольшой номенклатуры изделий в большом количестве;

Специализация рабочих мест для выполнения одной операции;

Большой удельный вес специализированного оборудования;

Высокий процент автоматизированных процессов;

Минимум времени на операции;

Применение труда рабочих невысокой квалификации.

Тип производства оказывает влияние на формирование структуры предприятия, условия, требования и критерии рациональной организации производства.

На производственную структуру влияет ряд факторов:

1) Отраслевая принадлежность. От нее зависят: номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, используемое сырье.

2) Простота конструкции и технологичность изделия;

3) Уровень требований предъявляемых к качеству продукции;

4) Тип производства и уровень специализации;

5) Состав оборудования и технологичность оснастки;

6) Способность производства оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции;

На предприятиях должна постоянно вестись работа по поиску основных путей в совершенствовании производственной структуры. К ним относятся:

Укрупнение предприятий и цехов;

Поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов и производств;

Соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

Интеграция отдельных предприятий в объединения;

Обеспечение пропорциональности между всеми цехами предприятия;

Изменение производственного профиля;

Развитие комбинированного производства;

Достижение однородности продукции за счет стандартизации и унификации;

Создание безцеховой структуры управления производством.

Материально-техническое обеспечение АТП.

1.Определение потребностей в материальных ресурсах.

2. Форма материально-технического обеспечения.

3. Организация складского хозяйства.

1. Определение потребностей в материальных ресурсах.

Объектами материально-технического снабжения является Подвижной состав, инструменты, гаражное и ремонтное оборудование, топливо топливо-смазочные материалы, шины, зап.части, материалы для ремонта, электроэнергия, тепло и т.д.

Задачами службы материально-технического обеспечения (МТО) является определение потребности в ресурсах, организация хранения, получения, выдачи материалов, а также контроль за использованием этих ресурсов. Потребность в МТО устанавливается исходя из норм расхода этих ресурсов.

1) Потребность в топливе определяют для каждой марки ПС на основании линейных норм расхода, учитывающих дорожные, климатические условия и специфику перевозок. Расход топлива на ремонт автомобиля и хозяйственные расходы в эти нормы не включается и фиксируется отдельно. Норма расхода топлива утверждается Минтрансом и периодически пересматривается. Для автомобилей общего назначения устанавливаются следующие нормы:

Базовые нормы на 100 км пробега;

Норма на 100 т·км транспортной работы;

Норма на ездку с грузом;

Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя. Норма на ездку с грузом учитывает маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-выгрузки. Базовая норма устанавливается для определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы.

Расход топлива зависит от множества факторов, главным из которых является пробег. Также на расход топлива влияет техническое состояние, категория условий эксплуатации, категория водителей и т.д. Для учета этих факторов к нормам расхода вводятся поправочные коэффициенты. При работе автомобиля в зимнее время базовые нормы увеличиваются:

В южных районах на 5%;

В северных районах на 15%;

На крайнем севере 20%;

в остальных регионах на 10%.

При эксплуатации автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода снижаются.

2) Потребность в топливо-смазочных материалах рассчитывается на основании норм установленных для каждой марки и модели автомобиля в литрах на 100 л расхода топлива. А нормы расхода пластичных смазок в кг на 100 л расхода топлива. Нормы могут уменьшаться на 50% для всех автомобилей кроме ВАЗ и легковых иностранных, находящихся в эксплуатации до 3-х лет, и увеличивается до 20% для автомобилей находящихся в эксплуатации более 8 лет.

3) Потребность в шинах определяется на основании рекомендаций по нормам эксплуатации ресурса шин (центроргтрудавтотранс минтранса). Нормы эксплуатации пробега шин устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом они устанавливаются для каждого типа, размера и модели шины. Учет дорожно-траспортных условий производится при помощи поправочных коэффициентов.

4) Потребность в материалах и запчастях. Нормы расхода устанавливаются на 1000км пробега по видам технического воздействия. При этом потребляемое количество запчастей и материалов определяют делением запланированного пробега автомобилей на 10000 км и умножением полученного результата на норму расхода. На крупных АТП потребность в запчастях и материалах рассчитывают на основании норм среднегодового расхода конкретной детали на 100 автомобилей в год. Мелкие АТП определяют потребность в запчастях по фактическому расходу.

5) Электроэнергия – снабжаются АТП на основании договоров с местной эксплуатирующей организацией. Расход электроэнергии зависит от расходов на основное технологическое оборудование, освещение, выработку сжатого воздуха, вентиляцию. Расчет производится для каждого потребителя отдельно.

6) Тепловая энергия – расход тепла зависит от расхода на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение. Расход зависит от объема отапливаемого здания, внутренней темперетуры, средней наружной температуры за отопительный период, данных о расходе горячей воды в течение года.

7) Водопотребление – годовой расход воды складывается из расходов на производственные, хозяйственно-бытовые нужды и противопожарные нужды.

2. . Форма материально-технического обеспечения

Для приобретения материалов и запчастей предприятие применяет способы:

1) прямые хозяйственные связи;

2) Оптовая торговля;

3) Приобретение материалов на предприятии мелкорозничной торговли.

При прямых связях заключаются договора на поставку и используются договорные цены.

Транзитная форма (от изготовителя к потребителю) уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы и хранения на промежуточных базах.

При оптовой торговле договора заключаются с оптовыми организациями. При этом посредник осуществляет поставку широкого перечня наименований. С другой стороны оптовая торговля предполагает применение складской формы организации сбыта. Поэтому такая форма снабжения целесообразна для крупного АТП.

Складское хозяйство – комплекс складов и обслуживающий персонал, осуществляющие приемку, размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к потреблению и отпуск материальных ресурсов.

Производственные запасы материалов и запчастей хранят в специально оборудованных складах. На крупных и средних АТП должны функционировать: Основной материальный склад, специализированный склад, склад утиля.

Склады обеспечивают сохранность, пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников.

ТСМ должны храниться в стандартных резервуарах, которые либо закапывают, либо располагают в подвалах и открытых площадках.

Горючее может храниться в тарах от 125 до 500 л.

Масла хранятся в подвальных помещениях под постами ТО.

На складах смазочных материалов хранятся также керосин, тормозная жидкость.

Шины хранятся в сухих помещениях с температурой от 10 до 25°С при влажности 50-60%.

Запчасти и агрегаты хранят в закрытых складах.

Учет материальных ценностей поставленных на склад, выданных в производство и возвращенные обратно осуществляются с использованием типовой первичной документации: приходный ордер, акт о приемке материалов, накладная, характеристики складского учета, ведомости учета остатков материалов на складе.

При поступлении на склад новых материалов оформляется приходный ордер. Движение материалов оформляется накладной в 2-х экземплярах.

Учет материальных ценностей ведется по сальдовому методу. При этом на складах осуществляется количественный учет, в бухгалтерии – стоимостной.

На складах составляются карточки складского учета, в бухгалтерии – оборотные ведомости. В конце каждого месяца остатки карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается их общая стоимость и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.

Федеральное агентство по Образованию

Южно-Уральский Государственный Университет

Автотракторный факультет

Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»

Курсовая работа

По курсу «Производственно-финансовая деятельность АТП»

«Бизнес план»

Руководитель

“­­­­­___”______________2006

Челябинск 2006

1. Задание на курсовую работу________________________________ 3стр.

2. Введение________________________________________________ 4стр.

3. Раздел №1 «Производственная программа по эксплуатации подвижного состава»_______________________________________________________6стр.

4. Раздел №2 «Потребность в эксплуатационных материалах»______9стр.

5. Раздел №3 «Программа по техническому обслуживанию и текущему ремонту»_____________________________________________________13стр.

6. Раздел №4 «Численность и фонд заработной платы работников АТП»_______________________________________________________ 14стр.

7. Радел №5 «Себестоимость перевозок»_______________________20стр.

8. Раздел №6 «Производственные фонды АТП»_________________23стр.

9. Раздел №7 «Финансовые показатели деятельности АТП»_______ 25стр.

10. Заключение_____________________________________________27стр.

11. Литература_____________________________________________28стр.

Задание.

Целью курсовой работы является закрепление знаний при изучении курса экономики АТП. Рассчитать бизнес план грузового автотранспортного предприятия.

Курсовая работа состоит из расчётно-пояснительной записки, которая содержит расчёты, таблицы и графики.

Расчётно-пояснительная записка включает 7 разделов:

1. Производственная программа по эксплуатации подвижного состава.

2. Потребность в эксплуатационных материалах.

3. Программа по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

4. Численность и фонд заработной платы работников АТП.

5. Себестоимость перевозок.

6. Производственные фонды АТП.

7. Финансовые показатели деятельности АТП.

Исходные данные указаны в таблице №1

Таблица №1 «Исходные данные»

Введение.

Большое разнообразие материальных благ человеческого общества, необходимых для его жизнедеятельности и развития, создаётся с участием транспорта, который обслуживает процессы производства и обращения. Отличительной особенностью транспорта является то, что его продукцией является перемещение. Транспорт, как самостоятельная отрасль материального производства, обладает особенностями, присущими обществу и действующей системе производственных отношений.

Основной задачей АТП является полное удовлетворение потребностей населения в автомобильных перевозках, рациональное использование подвижного состава, обеспечение безопасности и надлежащего качества перевозок пассажиров и сокращение транспортных издержек в народном хозяйстве. АТП обязаны систематически улучшать экономическую работу, совершенствовать методы перевозок пассажиров и изыскивать дополнительные резервы для снижения себестоимости и повышение рентабельности перевозок.

Спрос на грузовые автомобильные перевозки во многом определяется динамикой и структурой изменения объёмов производства в стране, а также платёжеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики.

Автомобильным транспортом в России перевозится около 80 % общего объёма грузов, перевозимых всеми видами транспорта, т.е. подавляющая часть грузов не может быть доставлена потребителям без автомобильного транспорта. Таким образом, основная сфера деятельности АТ – это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта.

Учитывая специфику АТ, важной проблемой является организация его взаимодействия с другими видами транспорта в транспортных узлах. Здесь на АТ ложится значительный объём завоза-вывоза грузов, отправляемых мелкими отправками, и обслуживания клиентуры, не имеющей других транспортных коммуникаций, кроме автомобильных дорог.

Грузовые автомобильные перевозки являются важным фактором развития экономики страны и обеспечения её внешне-экономических связей. Процесс обеспечения перевозок сопряжён с решением целого ряда организационных, технологических и управленческих проблем.

В связи с расширением интеграции экономики России в мировое сообщество, которое существенно ускорится после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), автотранспортная промышленность будет играть всё более важную роль в развитии страны. Одновременно российское транспортное законодательство, технические стандарты и нормативы будут приближаться к европейским. Автотранспортный бизнес станет более «прозрачным» с экономической и правовой точек зрения, но одновременно повысятся требования к качеству и эффективности работы перевозчика.

Автотранспорту нет альтернативы при перевозках дорогостоящих грузов на малые и средние расстояния, в розничной торговле, в промышленности, системах производственной логистики, в транспортном обеспечении малого бизнеса и обслуживания агрокомплекса.

В процессе международной интеграции значительно возросла роль АТ во внешней торговле. За последние 10 лет объём перевозок внешнеторговых грузов АТ увеличился почти в 12 раз.

Раздел №1 «Производственная программа по эксплуатации

подвижного состава»

В качестве объекта для выполнения курсовой работы является предприятие «Терра», имеющее потребность в доставке автомобильным транспортом промышленных и продовольственных товаров.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ проводится механизировано. Для определения времени простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными работами за одну ездку рассчитаем по прейскуранту 13-01-01:

На балансе предприятия имеется 150 автомобилей Камаз 5320 (бортовой).

Возраст парка в среднем изношен на 25%.

Производственная база.

Суточная программа для одного автомобиля.

Программа перевозок по парку за год.

Для проверки правильности расчета годового объёма рассчитаем по другой формуле и определим процентное соотношение. Если разница не превышает 1 %, то первое значение оставим без изменения.

Из этого следует что. Разница на 0.7 % поэтому первое значение показателя оставляем без изменения.

Таблица №2 «Производственная программа по эксплуатации подвижного состава»

Раздел №2 «Потребность в эксплуатационных материалах»

При планировании материально-технического снабжения потребность в продукции рассчитывают по каждому виду материальных фондов. Потребность в топливе для автомобилей определяется с использованием удельных или линейных норм расхода. Так же с учётом марки авто, типа ПС, вида перевозок, климатических условий эксплуатации и других факторов.

Для планирования используется линейные нормы в литрах на 100 км. пробега в том случае, когда определяется потребность для конкретного автомобиля и удельные нормы расхода в литрах на единицу работы при укрупнённых расчётах для всего парка.

Линейные нормы расхода топлива и смазочные материалы установлены по маркам автомобилей: Р3112194-0366-97(2002) «Нормы расхода топлив и смазочных материалов».

Корректировочные коэффициенты вводятся с учётом особенностей эксплуатации автомобиля видов груза и т.д.

Д1 – работа в зимнее время. 10 % за 1 год. В Челябинске зимнее время держится примерно 5 месяцев. Поэтому поправочный коэффициент будет равен 4,2%.

Д2 – корректировка в зависимости от населения. Так как в Челябинске проживает более 1 млн. человек, то коэф. увеличивается на 15%.

Д3 – для новых автомобилей надбавка 5% на 1000 км.

Если одновременно используется несколько Д, то норма расхода устанавливается суммированием поправок:

Общую потребность в АТП в топливе рассчитывают исходя из планируемого пробега автомобиля, объёма транспортной работы в ткм. и установления норм расхода топлива. При этом расход топлива для бортовых грузовых автомобилей слагается из двух элементов: нормы на 100 км. пробега и нормы на каждые 100 ткм. транспортной работы. Последняя составляет для дизельных – 1,3 л. на 100 км.

Общая потребность топлива для грузовых перевозок, работающих сдельно рассчитывается по формуле:

Расход топлива с учётом общего пробега, грузооборота и поправочных коэффициентов;

Нормы расхода топлива на 100 км;

Нормы расхода топлива на 100 ткм;

Сумма поправочных коэффициентов.

Дополнительные затраты топлива также связанны с тем, что парк автомобилей новый, поэтому необходим дополнительный пробег на обкатку:

Внутригаражный расход топлива принимается 1 % от общего расхода топлива, т.е. 4245 литров в год.

Затраты на топливо равны:

Потребность в моторном масле рассчитывается:

Норма расхода на 100 л. топлива.

Рассчитаем общие затраты на моторное масло:

Потребность в трансмиссионном масле рассчитывается:

Рассчитаем общие затраты на трансмиссионное масло:

Потребность в консистентной смазке рассчитывается:

Рассчитаем общие затраты на консистентную смазку:

Потребность в керосине рассчитывается как половина от общего расхода топлива и с учётом удельного веса топлива. Удельный вес керосина равен 0,72. Таким образом, потребность в керосине можно подсчитать:

Рассчитаем общие затраты на керосин:

Все выше перечисленные значения сведены в таблице №3.

Таблица №3 «Потребность в ГСМ»


Раздел №3 «Программа по техническому обслуживанию и

текущему ремонту подвижного состава»

Программа по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) подвижного состава включает расчёт количества всех видов ТО и расчёт трудоёмкости ТО и ТР в человеко-часах.

Задачей ТО и ТР является поддержание ПС в технически исправном состоянии. Показателями оценки работы служат коэффициент технической готовности и затраты на ТО и ТР .

Количество технических обслуживаний и ремонтов определяется исходя из принятых норм пробега до капитального ремонта и до соответствующего вида техобслуживания путём добавления общего годового пробега автомобилей на скорректированную норму пробега до соответствующего вида технического обслуживания и ремонта.

Трудоёмкость работ определяется по каждому виду технического обслуживания в отдельности умножением их количества на скорректированную норму трудоёмкости.

Данное предприятие пользуется услугами специального предприятия и не имеет собственной ремонтной базы. Предприятие имеет бригаду ремонтных рабочих в количестве 10 человек, которые проводят разовый ремонт и ежедневное обслуживание. Форма оплаты почасовая. Средний разряд 2,5.

Затраты стоимости проведения ТО-1, ТО-2 и ТР подробнее будет рассмотрено в разделе себестоимости перевозок.

Раздел №4 «Численность и фонд заработной платы работников

АТП»

4 .1. Водители.

Исходными данными для расчёта количества водителей является программа работы автомобилей за год на линии и годового фонда рабочего времени одного водителя.

Человеко-часы работы водителей, принимается равным АЧр;

Часы на подготовительно-заключительное время, принимается в размере 2,5 минут в час работы;

Часы участия водителя в выполнении ТО и ТР. Этот показатель равен нулю, т.к. пользуемся услугами сторонних организаций.

Годовой Фонд Рабочего Времени.

365 - дни календарные;

52 – дни выходные;

11 – праздничные дни;

24 – дни отпуска;

10 – прочие дни;

7 час. – время смены;

4 – выходные дни совпадающие с отпуском.

Таким образом, количество водителей составит:

Количество водителей распределяется по классам:

20% водителей 1 класса = 38 чел.

50 % водителей 2 класса = 94 чел.

30 % водителей 3 класса = 56 чел.

Фонд заработной платы водителей определяется исходя из принятой системы оплаты труда. Для водителей грузовых «сдельных» автомобилей устанавливается сдельно-премиальная система оплаты труда. При этой системе оплаты заработная плата определяется исходя из объёма выполненной работы в тоннах и тонно-километрах и соответствующих сдельных расценок.

Основанием для начисления заработной платы служат нормы времени на одну тонну и один тонно-километр и часовые тарифные ставки водителя 3 класса соответствующей модели автомобиля.

Часовая тарифная ставка (Ч3) водителя 3 класса принимается 20 руб/час.

Норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой на одну тонну:

Время погрузки-разгрузки;

Грузоподъёмность автомобиля.

Норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой на один тонно-км:

1 час = 60 мин.

0,417 час = 2,5 мин.

Расценка за одну тонну перевезённого груза:

Расценка за один выполненный тонно-км:

Следует учесть класс перевозимого груза. Скорректированная по классу груза расценка равна:

Фонд заработной платы за выполненную работу составит:

Доплаты и надбавки:

1. Всем водителям производится доплата за квалификацию в процентах от часовой тарифной ставки водителя 3 класса. 1 класс – 25%, 2 класс – 10 %

2. Доплата за руководство бригадой. Производится в % от часовой тарифной ставки водителя 3 класса.

Разобьем водителей на 10 в бригаду. Тогда количество бригад составит:

Доплата производится ежемесячно в твёрдой сумме бригадиру 300 руб. в месяц.

3. За выполнение обязанностей экспедиторов. Производится в % от зарплаты за работу повременщиков в зависимости от категории перевозимого груза(2 категория = 5 %).

4. Доплата за выполнение обязанностей грузчика – отсутствует.

5. Премиальные доплаты принимаются в размере 40%

Итого основной фонд заработной платы водителей:

Также водителям предусматривается дополнительный фонд заработной платы в размере до 10 % от основного:

На основной и дополнительный фонд заработной платы начисляется районная надбавка (на Урале в размере 15%):

Суммарный фонд заработной платы водителям составляет:

Средняя заработная плата водителя составит:

Отчисления по ЕСН составляют 26 % от ФЗПв:

Таким образом, фонд оплаты труда водителей составит:

Все расчеты, которые были проведены выше, сведём в одну таблицу №4.

Таблица №4 «Численность и фонд заработной платы водителей»


4.2. Ремонтно-вспомогательные рабочие.

Количество ремонтно-вспомогательных рабочих составляет 15 человек. Оплата будет повременно-премиальной. Среднемесячная зарплата 3000 руб. (включая надбавки).

4.3. Численность и фонд заработной платы ИТР, служащих, МОП и ПСО.

Численность инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала определяется штатным расписанием, которое зависит от размеров АТП, режима работы, коэффициента выпуска автомобилей на линию, характера и условий работы. Штатное расписание составляется в соответствии с утверждёнными типовыми штатами.

Фонд заработной платы ИТР, служащих рассчитывается согласно штатному расписанию АТП и установленным должностным окладам по соответствующим разрядам.

Таблица №5 «Численность и фонд заработной платы ИТР, служащих, МОП»

Таблица №6 «Численность и фонд заработной платы АТП»

На предприятии на оплату труда предназначено 240 260 40,9. Это меньше чем норма ФЗП. Отсюда следует что перерасход не наблюдается.

Раздел №5 «Себестоимость перевозок»

Себестоимость перевозок рассчитывается по статьям указанным ниже.

1. Расходы на оплату труда. Фонд заработной платы всех работников АТП без суммы отчислений по единому социальному налогу составляет 17 148 502,83 руб.

2. Отчисления по единому социальному налогу составляют 4 832 622,886 руб.

3. Затраты на топливо для автомобилей составляют 59 484 586 руб.

4. Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы составляют 22 656 136руб.

5. Затраты на автомобильные шины. Определяются исходя из стоимости одной шины, общего пробега автомобилей за год и норм на ремонт и восстановление шин в процентах к стоимости комплекта шин на 1000 км. пробега.

Затраты на ремонт шин;

3200 руб. - цена одной шины;

6 – количество колёс;

670140 км. – общий годовой пробег автомобилей;

6% - норма затрат на ремонт и восстановление автомобильных шин на 1000 км. в %.

6. Затраты на ТО и ТР. Определяются исходя из общего пробега автомобилей и норм затрат на 1000 км пробега.

237 руб. – нормы затрат на запасные части;

270 руб. – нормы затрат на материалы.

7. Амортизация ПС на полное восстановление. Определяются исходя из общего пробега автомобиля и норм амортизационных отчислений на полное восстановление, установленных в процентах от балансовой стоимости автомобиля на 1000 км. пробега.

8. Накладные расходы. Включают большой перечень затрат, которые можно укрупнено рассчитать, используя нормы накладных расходов на один списочный автомобиль. Для новых АТП накладные расходы планируют по нормам установленных в рублях на 1 списочный автомобиль в год. Эта сумма составляет 44000 руб. Таким образом, сумма накладных расходов составит:

Дополнительные статьи затрат.

1. Платежи по обязательному медицинскому страхованию составляют 3.5 % от фонда оплаты труда.

2. Платежи по обязательному страхованию имущества АТП составляют 0,15 % от стоимости ОФ и норматива оборотных средств.

3. Плата за воду, исходя из суточного потребления в объёме 400 литров на один авто и 20 литров на одного работающего. Стоимость 1 м3 = 25 руб.

4. Плата за выбросы в атмосферу загрязнённых веществ в размере 300 руб. на каждую тонну сожжённого топлива.

Результаты проведённых расчётов приведены в таблице №7 «Смета затрат и калькуляция себестоимости»

Таблица №7 «Смета затрат и калькуляция себестоимости»


Раздел №6 «Производственные фонды АТП»

Производственные фонды включают стоимость основных фондов (зданий, сооружений и т.д. срок службы больше года) и оборотных средств в качестве норматива оборотных средств.

Капитальные вложения в строительство, реконструкцию, модернизацию производства включается в баланс предприятия, выступая как основные фонды.

Капитальные вложения на строительство определяют по нормативам удельных капитальных вложений на один списочный авто. Норматив удельных капитальных вложений зависит от типа АТП, от типа ПС, от способа хранения, от условий эксплуатации и др.

НОС определяется путём деления годовых затрат по статьям на календарный период. Порядок расчёта по статьям представлен в таблице №8

Таблица №8 «Норматив оборотных средств»

Годовые затраты на шины (новые) рассчитываются путём деления годового пробега автомобилей на норму пробега шины и умножением на количество колёс на автомобиле и на стоимость одного комплекта шин.

Годовые затраты на оборотные агрегаты можно определить укрупнено: для грузовых АТП они составляют 0,8 от стоимости ПС, а в норматив отчисляется 3 % от полученной суммы:

Малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь определяется из расчёта 2000 руб. на один списочный автомобиль.

Таким образом, производственные фонды равны:

Раздел 7 «Финансовые показатели деятельности АТП»

Основными показателями, характеризующими производственную деятельность АТП, являются доход и прибыль.

Доход.

Доход АТП формируется за счёт дохода от перевозок и дохода и дохода от экспедирования грузов. Предприятие может также получать доходы от других видов деятельности, но в данном случае они равны нулю.

Тариф за перевозку 1 тонны груза, руб.

Тариф за перевозку зависит от себестоимости перевозки груза, класса груза. Кроме того, учитывается рентабельность перевозок, налоги и сборы.

94* 1.1 * 1.18 * 1.3 * 1.16 = 184руб.

Себестоимость за одну тонну груза.

Класс груза.

НДС берётся в размере 18 %.

Доход за экспедирование берётся % от дохода за перевозки, выполненные с элементами экспедирования. Процент зависит от категории груза. Так как у нас вторая категория груза, то берём 10 %.

Общий доход будет равен:

Прибыль.

Прибыль АТП определяется разницей доходов и затрат, с вычетом отчислений на содержание дорог в размере 1.5 % от дохода за перевозки.

Различают балансовую и расчётную прибыль.

Расчётная прибыль отличается от балансовой на величину отчислений в бюджет (16% от Пб), НДС (18% от Д) и экологический налог (статья себестоимости)

Рентабельность.

Показывает сколько прибыли получает предприятие на каждый рубль производственных фондов. Для удобства её рассчитывают в %.

Общая рентабельность:

Расчётная рентабельность:

Заключение.

Проделав данную курсовую работу мы рассчитали бизнес план работы предприятия и определили следующие основные показатели:

Общий доход будет равен:

Расчётная прибыль:

Рентабельность:

Литература.

1. Экономика АТП: Методические указания к выполнению курсовой работы / составители: Л.С. Глухих, З.В. Альметова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 1999.

2. Голованенко С.Л. «Экономика автомобильного транспорта» - Киев: Техника, 1988.

3. Голованенко С.Л. «Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта». – Минск: Высшая школа, 1991.

4. Краткий автомобильный справочник НИИАТ – М.:Транспорт,1986.

РЕФЕРАТ

на тему

«Основы организации работы и виды автотранспортного предприятия»


1 Организационная структура автотранспортного предприятия

Автотранспортное предприятие (АТП) - организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

· организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;

· хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

· материально-техническое снабжение предприятия;

· подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;

· организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

· основное производство;

· вспомогательное производство;

· обслуживающее производство;

· управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте - выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия - это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта. Автотранспортное предприятие для успешной деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 1).

Производственная структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:

· основная (эксплуатационная) служба – служба организации перевозок;

· вспомогательное производство – техническая служба;

· обслуживающее производство – служба главного механика и энергетика;

· служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.);

· службы управления.

Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации - воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.

Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта (рис. 2).

АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.

На автомобильном транспорте общего пользования грузовые АТП и производственные объединения подчинены в своей деятельности транспортным управлениям; пассажирские АТП и их объединения - управлениям пассажирского автомобильного транспорта. Работой транспортных управлений руководят региональные объединения, которые непосредственно подчиняются Министерству автомобильного транспорта. На ведомственном автомобильном транспорте работой АТП руководят транспортные управления министерств или организаций.

2 Производственная мощность АТП

Каждое АТП имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальное количество продукции определенной номенклатуры, которое может произвести производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, совершенной технологии и организации производства и соответствующей квалификации кадров.

Производственная мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и его грузоподъемности.

Производственная мощность зон технического и ремонта подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.

3 Классификация и виды автотранспортных предприятий

автотранспортный предприятие мастерская ремонт

По первоначальному классифицирующему признаку все предприятия, связанные с автоперевозками, делятся на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия занимаются непосредственно перевозками грузов и пассажиров. Кроме того, в область их деятельности также входят техобслуживание транспорта, его ремонт, хранение и оснащение. По функционалу они делятся на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные. По организации производственной деятельности - на комплексные (занимаются всеми видами ТО) и текущего ремонта и хранения подвижного состава (их транспортная работа, ТО и ТР централизованы). Последние АТП состоят из основного предприятия, на котором производятся наиболее трудные ремонты и текущие работы и хранится свой подвижной состав, и филиалов, где производятся несложные ремонты и хранится основной состав всего предприятия.

В категорию «автообслуживающие предприятия» входят базы централизованного ТО (БЦТО), станции ТО (СТО), гаражи-стоянки, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые и топливозаправочные автостанции. БЦТО выполняют сложные ремонтные и обслуживающие работы по транспорту, принадлежащему расположенным вблизи баз неполным АТП. В зависимости от категорий транспорта БЦТО работают с грузовыми машинами, автобусами или легковыми машинами. СТО занимаются обслуживанием личного транспорта, выполняют все виды ТО и снабжают транспорт запчастями и сопутствующими материалами. СТО делятся на городские и придорожные. Пассажирские автостанции организуются в городах с малоинтенсивным междугородним автобусным и таксомоторным сообщением. В крупных городах, где сосредоточено несколько конечных станций междугороднего пассажирского сообщения, организуются автовокзалы, оборудованные посадочными площадками, кассами и залами ожидания. Грузовые автостанции осуществляют сбор, хранение и комплектование грузов. Автозаправочные станции обеспечивают транспорт топливом, маслами, смазками, антифризом и водой, а также иногда шинным азотом.

Авторемонтные предприятия - это специализированные предприятия, занимающиеся ремонтом автомобилей и их механизмов. В число АРП входят авторемонтные и агрегатноремонтные заводы, авторемонтные и шиноремонтные мастерские, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цехи. Последние занимаются ремонтом узлов и механизмов, окрасочными, кузовными и другими работами.

Грузовые АТП.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т.д). Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

В зависимости от структуры управления автотранспортные объединения подразделяются на два типа:

1) Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав;

2) Второй тип объединений не имеет головного (базового) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

Наибольшее распространение получил первый тип автотранспортных объединений.

Пассажирские АТП.

Пассажирские АТП (автобусные) обычно располагаются в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения наименьших нулевых пробегов и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

Таксомоторные АТП.

Таксомоторные АТП располагают в центральных зонах городов и строят одноэтажными и многоэтажными. Многоэтажные здания позволяют снизить размеры земельных участков, что очень важно при строительстве объектов в городской черте.

Наряду с комплексными АТП значительное распространение получили автообслуживающие и авторемонтные предприятия, которые являются специализированными предприятиями автомобильного транспорта, выполняющие определенные функции технического обеспечения автомобилей:

1) хранение;

2) техническое обслуживание;

3) ремонт.

К автообслуживающим предприятиям относятся: гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пассажирские и грузовые станции, транспортно-экспедиционные предприятия.

Гаражи-стоянки представляют собой специализированные предприятия по хранению автомобилей. Иногда в них выполняются работы по техническому обслуживанию (в объеме ежедневного обслуживания и снабжению эксплуатационными материалами.

Гаражи-стоянки общего пользования предназначаются для хранения автомобилей, принадлежащих преимущественно индивидуальным владельцам. Они могут быть домовые, квартальные, районные, а также строиться для временного хранения автомобилей с целью разгрузки улиц и площадей городов (у вокзалов, стадионов, торговых центров и т.д.).


К атегория:

Автомобилестроение

Общие сведения об автотранспортном предприятии


Автотранспортные предприятия осуществляют перевозки грузов и пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (автомобилей, прицепов и полуприцепов).

По роду выполняемых работ автотранспортные предприятия подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей), смешанные (грузовые и пассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

Автотранспортное предприятие состоит из двух основных служб: эксплуатационной и технической. Служба эксплуатации организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями. Задачи технической службы состоят в обеспечении технической готовности автомобилей к работе на линии путем своевременного и высококачественного выполнения технического обслуживания и ремонта, хранения автомобилей и материально-технического снабжения автотранспортного предприятия.

Техническая служба возглавляется главным инженером автотранспортного предприятия. В соответствии с ее задачами техническая служба включает гараж-стоянку, зоны технического обслуживания и ремонта, производственно-вспомогательные цехи или участки: агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, шиномонтажный, шиноремонтный, кузнечно-рессорный, сварочный, медницкий, кузовной и малярный.

В агрегатном цехе выполняют разборочно-сборочные, моечные, Регулировочные и контрольные работы по агрегатам (агрегат - соединение нескольких разнотипных узлов, устройств и деталей в одно целое для совместной работы) и узлам, снятым с автомобилей ^я текущего ремонта.

Основными слесарно-механическими работами являются изготовление крепежных деталей и втулок, механическая обработка Деталей после наплавки и заварки, ремонт гаражного оборудования и др.

Электротехнический и аккумуляторный цехи проверяют и ремонтируют приборы электрооборудования, снятые с автомобиля, заряжают и ремонтируют аккумуляторные батареи.

В цехе топливной аппаратуры проверяют, ремонтируют и испытывают приборы и трубопроводы систем питания двигателей.

Шиномонтажный и шиноремонтный цехи выполняют демонтаж- монтаж шин, ремонт дисков колес и камер, балансировку колес (покрышки ремонтируют, как правило, на специализированных шиноремонтных заводах).

Основными работами, выполняемыми в кузнечно-рессорном; сварочном и медницком цехах, являются: ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, ковка, клепка), ремонт рессор, сварка поломанных деталей, заварка трещин, наплавка изношенных деталей, ремонт радиаторов, топливных баков и пайка различных трубопроводов.

В кузовном и малярном цехах выполняют столярные, арматурные, жестяницкие, обойные работы, местную и полную окраску кузовов, кабин и грузовых платформ, подкраску номерных знаков, нанесение надписей и номеров на бортах, на маршрутных досках автобусов и т. д.

В автомобильном транспорте перспективными являются автокомбинаты, имеющие по 700-1000 автомобилей. Автокомбинат состоит из основного предприятия и нескольких филиалов (150-200 автомобилей), расположенных на других территориях - в районе обслуживания перевозками. В основном предприятии выполняют наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания и текущего ремонта всех автомобилей комбината. В филиалах осуществляется хранение, ежедневное и первое техническое обслуживание и мелкий текущий ремонт автомобилей данного филиала.

Построение правильной организационной структуры на предприятии является главное задачей управляющего. От связи составов подразделений, их рационального состава и взаимодействия на прямую зависит слаженная работа организации.

Признаками правильного построения организационной структуры:

    быстрота реакции на изменения графика и условий работы;

    наличие как в структуре управления, так и в составе рабочих специалистов;

    небольшое количество подразделений с сотрудниками высокой квалификации, так же умеренное количество управляющих;

    высокая производительность и эффективность труда;

Если рассматривать стандартную организационную структуру АТП, то можно выделить три самостоятельных блока управления:

    эксплуатационный

    технический

    экономический

Они тесно связанны между собой, но каждый блок подчиняется своему руководителю.(рис 1.1)

Для АТП характерна бесцеховая организационная структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

Организационная структура управления большинства АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) – методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.

Такая структура характеризуется использованием формальных процедур и правил. Каждый исполнитель подчиняется только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного руководителя. Между исполнителем и функциональными подразделениями остаются информационные связи методического и консультационного характера. Для того, чтобы решение функционального подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем.

В организациях, состоящих из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Именно она выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

Вообще, в любых организациях, в том числе и АТП, выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей:

    вертикальные и горизонтальные;

    линейные и функциональные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.

В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях.

Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. Поэтому особый интерес представляет анализ практики и изучение способов установления таких связей.

В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям. Так, например, директор может предложить главному экономисту и начальнику отдела кадров самостоятельно решать вопросы установления окладов для работников, поскольку он доверяет им. Но, как только один из них оставит пост по каким-то причинам, руководитель скорее всего вернет это право себе назад и будет им пользоваться до тех пор, пока другой сотрудник не заслужит у него доверия.

Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи.

Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей – совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации.

Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья.

Основой же работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Рассмотрим работу служб автотранспортного предприятия.

Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она находит и изучает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.

Техническая служба АТП рассматривает вопросы поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.

Главными задачами технической службы предприятия являются:

    организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);

    разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);

    оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);

    руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения);

    разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится и экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Таким образом, оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции.

Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности.

С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками. Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников.

Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии – водитель.

Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.