Птицы зимой младшая группа познание. Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе (3–4 года)

Проект для второй младшей группы: «Подкормите птиц зимой!»


Лещенко Анна Викторовна
Место работы : воспитатель, МБОУ «Шегарская СОШ № 1», с. Мельниково

Предназначение: для детей второй младшей группы, педагогов, родителей, воспитателей.

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.


Актуальность проекта:
Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энергии. Поэтому в сильные морозы иногда попадаются замерзающие и погибшие пернатые. Воробьи на остановках заглядывают в глаза от голода, становятся такими смелыми, что берут крошки или семечки из рук. По данным ученых в холодные зимы погибает 7-8 синиц из 10. Можно помочь им пережить это время, организовав подкормку, просто повесив за окном простую кормушку. В наших краях кормушки посещают более десятка видов птиц. Среди города это будут большие синицы, домовые и полевой воробьи, сизый голубь, серая ворона. В большом парке, на окраине, в саду или в сельской местности, на опушке леса, видовой состав будет более разнообразен. К кормушка прилетят не только синицы, но и дятлы, поползни, пищухи, щеглы, снегири, сойки, сороки и многие другие. Но, все - таки, самые обычные посетители птичьей "столовой" - синицы. Их у нас обитает несколько видов. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно - по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших подкормке пернатых. Особенно необходима подкормка птиц в период ненастья, в гололедицу, после снегопада с липким снегом, в сильные морозы. В такие дни прекращать подкормку нельзя.
Цель проекта: Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Объект площадки: зимующие птицы.
Задачи:
- Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
- Формировать умение и навыки наблюдения за птицами;
- Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный
Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материала.Создание интереса у участников.Постановление задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.


2 этап- Основной
Реализация первого этапа через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми.
Проведение занятий, бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц.


3 этап – Заключительный
Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной деятельности.Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.

Формы и методы работы

Познание.
*Экскурсии и прогулки в парк
*Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:
- Особенности строения тела;
- Повадки;
- Кормление;
Коммуникация. Развитие речи.
-Рассматривание фотографий птиц.
-Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»
-Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их веселом возвращении.
Социализация.
Дидактические игры:
«Назови птицу»
«Кто где живёт?»
«Времена года»
«Когда это бывает»
«Кто как кричит?»
«Кого не стало?»
«Чей голос?»
«Подбери крылышко по цвету»
Настольные игры:
« Разрезные картинки»
«Помогите найти маму»
«Какая птица, назови»
«Кто что ест?»
Чтение художественной литературы.
-С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»,
-Е.Чарушин «Яшка»,
-М.Зощенко «Умная птичка», А.Майков «Ласточка примчалась»,
-Е.Авдеенко «Воробей»,
-А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».
Безопасность.
-Беседа на тему: «Не разоряйте птичьих гнёзд», «Не дадим птичке умереть» (защита птиц).Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)
Художественно-эстетическое развитие.
-Развлечение: «Птичьи голоса»
-Разучивание песен: «Песенка цыплёнка», «Тает снег».
-Вечер поэзии на тему «Встречаем птиц».
Развивающая среда.
-Сюжетные картины на тему «Птицы».
-Дидактические картинки: «Птицы мира», «Птицы России», «Домашние птицы».
-Книжки - раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».
Продуктивная деятельность.
-Работа по лепке: «Птичку слепим».
-Работа по аппликации: «Мы построили скворечник для весёлого скворец.
-Работа с родителями.
-Изготовление кормушек. Принести корм для птиц (семена растений, зерно, крупа, семечки)
-Наблюдение за птицами (дома, на кормушках, в саду, огороде и.д.)
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний о друзьях наших меньших, сформирование эмоционального отношения к миру природы. Доброжелательное отношение и помощь птицам в трудное время.

Автор : Татаринцева Светлана Васильевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 61», г. Новокузнецк.
Описание работы : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект познавательного занятия по формированию целостной картины мира.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу»

Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникация», «Социализация».
Цели:
расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
развивать зрительное восприятие, координацию движений;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку».
Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулок;
рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой)
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, клест, синица, свиристель, снегирь)
2. Отгадывание загадок + демонстрация наглядного материала (картинки зимующих птиц из загадок)
Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).
Воспитатель - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимуюшие).
3. Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
Воспитатель - Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
4. Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
5. Беседа «Кто чем питается?».
Воспитатель - Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками).
Воспитатель - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птиц.
6. Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест).
Продолжение беседы «Кто чем питается?».

Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
Воспитатель - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
Воспитатель - Клесты питаются семечками шишек.
7. Игра «Накорми птичку».
Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой.
Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.
8. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
9. Итог занятия.
Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).

Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познание» «Ознакомление с окружающим»

Тема: «Зимующие птицы»

II младшая группа № 4 «Морошка»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

Продолжать формировать представление о зиме, признаках зимы (стало холодно, деревья стоят голые, люди надели тёплую одежду, перелётные птицы улетели на юг и т.д.), учить из множества находить картину с изображением данного времени года;
- учить узнавать и называть зимующих птиц в цветном и силуэтном изображениях (голубь, воробей, ворона). называть корм для птиц;
- продолжать формировать художественные умения и навыки: правильно держать кисть, набирать клей и т.д.;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать константность зрительного восприятия;
- развивать связную речь;
- развивать слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать умение сортировать различные семена, опираясь на зрительный анализатор;

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность при работе с клеем;
- воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.

Оборудование: фланелеграфы, картины с изображением времён года, кормушка, аудиозаписи «Пение птиц», «Мяуканье кошки», подсолнечные семечки, семечки арбуза, рис, пшено, блюдца, тарелки, наклонные плоскости, цветные и силуэтные изображения зимующих птиц (голубь, воробей, ворона), клей, кисти и другие материалы для аппликации.

1. Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, скажите, какое сейчас время года? Как вы узнали?»
(Зима. На улице холодно, деревья стоят голые, кругом лежит снег, люди надели тёплую одежду, птицы улетели на юг.)

Воспитатель: «Все птицы улетели на юг или нет? Как мы называем одним словом тех птиц, которые остались с нами зимовать?»
(Нет. Зимующие птицы.)

Воспитатель: «Перед вами картины времён года. Покажите мне, пож-та, ту картину, на которой изображена зима. Посмотрите внимательно и скажите, какие зимующие птицы на неё изображены?»
(Голубь, воробей, ворона.)

Воспитатель: «Ребята, вы так много зимующих птиц назвали. Но почему-то в мою кормушку, которую я повесила на нашем участке, так никто и не прилетел. Как вы думаете почему?»
(Она пустая. Там нет корма.)

Воспитатель: «А чем же птицы питаются? Вы можете подсказать мне, какой корм нужно туда положить?»
(Пшено, семечки, хлеб, ягоды и др.)

Воспитатель: «Спасибо, вы мне очень помогли, я теперь постоянно буду наполнять кормушку кормом, и ещё больше зимующих птиц будет прилетать на наш участок».

2. Д/и «Сортировка»

Учитель-дефектолог: «А теперь посмотрим, что же ещё может служить кормом для птиц!? У вас на столах в зелёных тарелках лежит крупа (рис, пшено) и семечки (подсолнечные, арбузные), но пока я несла тарелки, ё меня всё перемешалось. Помогите мне, пож-та, разобраться - вам нужно в жёлтое блюдце переложить все семечки».
(Дети выполняют задание.)

3. Динамическая пауза «Птички и кот»

Учитель-дефектолог: «Мы с вами хорошо потрудились. И теперь давайте немножко отдохнём. Что вы слышите? А сейчас?»
(Воспитатель включает аудиозаписи «Пение птиц» и «Мяуканье кошки».
Поют птицы. Кошка мяукает.)
Учитель-дефектолог: «Как только услышите пение птиц, сразу начинаете летать. Давайте покажем, как птицы машут крыльями. Но как только мяукнет кошка, нужно сесть на корточки и затаиться, чтобы не попасться кошке в лапы».





4. Аппликация «Необычные кормушки»

Воспитатель: «Мы с вами поиграли, отдохнули. А теперь мы предлагаем помочь зимующим птицам пережить зиму - сделать для них замечательные кормушки! Перед вами силуэты зимующих птиц. Назовите их. У вас на столах есть баночки с клеем, но это не обычный клей, он сварен из муки и называется клейстер, поэтому для птиц он будет не вреден. Сейчас берём кисти, намазываем силуэты птиц клеем и начинаем посыпать пшеном, косточками и др.»

Учитель-дефектолог и воспитатель: «Посмотрите, какие замечательные и необычные кормушки у нас получились! Сегодня на прогулке мы обязательно повесим их на нашем участке и поможем зимующим птицам пережить зиму!»

Евгения Попова

Актуальность

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам , желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели . Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой .

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель : сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .

Задачи :

Сформировать представления о зимующих птицах ;

Формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;

Сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц ;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности ;

Создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта ).

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их детенышах ;

Определение среды обитания;

Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах , желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой ) ;

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Сроки реализации проекта :1.02.16- 14.02.16

1. Подготовительный этап :

Определение темы проекта ;

Разработка перспективного плана проекта ;

Создание необходимых условий для реализации проекта ;

Подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы » )

2. Основной (практический)

Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах , их повадках, особенностях жизни в зимний период.

1. Работа воспитателей с детьми;

2. Работа воспитателей с родителями;

3. Совместная деятельность родителей и детей.

Работа с воспитанниками

Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы работы : непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.

Познавательное развитие :

Беседы : «Что ты знаешь о зимующих птицах , «Чем птицы отличаются от животных?; «Где живут птицы , «Какие птицы прилетают на участок детского сада?» ; «Нужно ли заботиться о птицах ; «Какую пользу приносят птицы : «Меню птиц » ; «Найди домик для птички» .

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассматривание картин : «Птицы на кормушке » ; «Дети кормят птиц » .

Дидактические игры : «Один - много» ; «Угадай по описанию» ; «Что за птица ; «Угадай, кого не стало» ; «Большие и маленькие птицы на кормушке » ; «Накорми птиц » ; «Найди маме птенца» ; «Каких птиц много на дереве ; «Назови и покажи зимующих птиц » .

Разгадывание загадок о зимующих птицах .

Социально- коммуникативное развитие :

Подкормка птиц во время прогулок ; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.

Сюжетно- ролевые игры : «Больница птиц » ; «Пригласи синичку в гости» ; «Птичкина столовая» .

Ситуативный разговор : «Можно ли подбирать птичьи перышки?» , «Как птицы защищаются ; «Что значит заботиться о зимующих птицах ; «Пернатые друзья» .

Художественно- эстетическое развитие :

Рисование : «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» .

Раскрашивание раскрасок : «Воробей» , «Снегири на ветке» , «Синичка и рябина» и т. д.

Лепка : «Птички в гнездышках» .

Речевое развитие :

Беседы : «Каких птиц я видел , гуляя с родителями?» ; «Что кушает воробей?» , «Кормушки бывают разные» ; «Почему нужно зимой кормить птиц » .

Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…» .

Чтение : С. Маршак «Где обедал воробей?» ; З. Александрова «Гули-гули» ;

Н. Хилтон «Скворечник» ; В. Звягина «Воробей» ; Т. Евдошенко «Берегите птиц » ; В. Берестов «Воробушки» ; А. Барто «Воробей» .

Словесные игры : «Назови ласково» ; «Кто кем будет?» .

Физическое развитие :

Подвижные игры : «Птички летают» ; «Вороны и собачка» ; «Птички в гнездышках» ; «Воробушки и автомобиль» ; «Кот и воробьи» .

Пальчиковые игры : «Воробьи – воробышки» ; «Птичья кормушка» ; «Сел на ветку снегирек» ; «Сорока» ; «Птичка крылышками машет» .

2. Работа воспитателей с родителями.

Консультации : «Как помочь птицам пережить зиму » ; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц » .

Индивидуальные беседы : «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» .

Памятка для родителей : «Покормите птиц » .

В ходе данного проекта была реализована акция : «Покормите птиц » .

3. Работа родителей и воспитанников.

Участие в конкурсе «Птичкина столовая» (изготовление кормушек для птиц ) ; а также подкормка птиц во время прогулок .

Сбор корма для птиц .

Наблюдение за птицами вне детского сада .

3. Заключительный этап. Подведение итогов.

В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы » у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц , для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.

В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.





Проект «Зимующие птицы» (Вторая младшая группа)

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность : краткосрочный

Состав участников :

Дети 2 мл. группы №3 «Черепашки»

Воспитатели

Родители

Актуальность

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Цель проекта :

1. Развивать устойчивый познавательный интерес к зимующим птицам, изучение образ жизни и поведения птиц зимой, вызвать желание заботиться о птицах.

Задачи проекта:

Обучающие:

Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.


- Пополнить развивающую среду по теме проекта.


- Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.


- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Укреплять детско-родительские отношения.

Ожидаемый результат:

Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой)
- совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их детенышах;

Определение среды обитания;

Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.

Этап 1: Подготовительный

Взаимодействие с детьми и их родителями;

Выбор темы проекта;

- Постановка целей, задач;

Определение методов;

Подбор художественной литературы;

Подборка материалов для картотеки пальчиковых и подвижных игр;

Этап 2: Начальный

Изготовление наглядного материала-лепбука о зимующих птицах;

Оформление уголка книги;

Привлечение родителей в изготовлении кормушек для птиц;

Сбор корма для птиц.

Этап 3: Основной

В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности научить детей различать и правильно называть зимующих птиц, среду обитания;

Формировать правильное отношение к зимующим птицам.

Результат :

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Формы и методы работы:

НОД

Беседы о зимующих птицах

Наблюдение за птицами

Рассматривание иллюстраций

Дидактические игры

Подвижные игры

Настольные игры

Пальчиковые игры

Речевые игры

Чтение художественной литературы

Музыкально-ритмические движения

Заучивание стихотворений и пословиц

Планирование работы над проектом

по разным видам деятельности

Познавательное развитие

Познавательно-исследов в ательская

Наблюдение на прогулке .

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок, закрепить название знакомых птиц. Формировать умение различать количество птиц: много-один (один-много).

Этюд «Птицы».

Педагог говорит вместе с детьми: «Мы любим вас, птицы! Мы всегда радуемся вашему пению!»

Беседа .

Познакомить детей с названием птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы летают . Развивать умение сравнивать птиц по цвету, форме, величине . НОД «Путешествие в волшебный лес».

Закрепление основных цветов, геометрических фигур, закрепить счет до 5, понятие о величине, ширине, высоте.

коммуникативная

Беседа .

«Птицы вокруг нас» Закрепить знания детей о птицах, побуждать детей к общению друг с другом. Активизировать словарь детей. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить птиц по названию, называть их местоположение (справа, слева, рядом, около). Обогащать словарь детей существительными, обозначающие названия птиц, прилагательными, обозначающими цвет, величину.

Рассматривание картины, составление описательного рассказа В.В. Гербова Наглядно дидактическое пособие «Заботимся о птицах». авторы С. Н. Николаева Н.Н.Мешкова «У кормушки» Формировать умение внимательно рассматривать картину художника с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над ее содержанием. Упражнять в составлении рассказа по картине, используя развернутые связные высказывания. Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой. Развивать внимание, память, воображение (с помощью приема «вхождения в образ»), формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета, воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; учить проявлять сочувствие, желание прийти на помощь.

П альчиковая игра.

«Пой-ка, подпевайка - ка: десять птичек – стайка».

Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Отгадывание загадок .

Цель: развивать логическое мышление, речь, внимание. Формировать сдержанность, удовлетворение от решённой, задачи. Учить детей отгадывать загадки о птицах, узнавать знакомых птиц по описанию (Воробей, сорока, ворона, снегирь, синица).

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений художественной литературы иллюстрированных энциклопедии «Птицы наших лесов», «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся» (Г.Снегирев); «Хозяева ночи» (В. Бабенко, Е. Коблик); «Воробьишко» (М. Горький); «В гостях у дятла» (Ю. Димитриев, Н. Пожарицкая); «Двор непуганых птиц» (К. Киршина); (закреплять умения определять пространственные направления, расширять представления о частях суток, объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра).

Заучивание потешки «Сорока – белобока»

Инсценировка

«Села птичка на окошко» Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами

Разучивание считалок (подготовка к порядковому счету)

Художественно- эстетическое развитие

Продуктивная

Восприятие произведений изобразительного искусства

Полочка красоты

Рассматривать с детьми репродукции с изображением птиц, воспитывать любовь и уважение к пернатым. , использовать в речи прилагательные: закрепляя цвет.

Рисование

«Моя любимая птичка» учить детей создавать в рисунке образ понравившейся птички. Передовая форму тела (овальная), головы (круглая) , расположение частей тела птицы, их относительную величину .

Лепка

«Птички прилетели на кормушку» Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз.

Аппликация. «Снегирь» Закреплять знание детей о круглой форме. Учить наклеивать готовые формы. Учить составлять целое из частей. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Оформление выставок детского творчества

Слушание музыки Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц "), закрепить понятие «множество».

« Кто как кричит? » ( звукоподражание)

Социально –коммуникативное развитие

Игровая

Дидактические игры с математическим содержанием . Развивать умение играть вместе со сверстниками. Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти. «Угадай птицу». Приобщение общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, не выкрикивать хором, а отвечать на вопрос.

«Каждую птицу на свое место»

Це ли: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм. Развивать речь, внимание, пространственные представления. Совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

«Птицы, звери, насекомые» Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формировать желание больше знать о родной природе. Кто нарисован в первом ряду? Сколько всего птиц на картине? Назовите их. Кого на картине больше: зверей, птиц или на насекомых?

«Найди маме птенца»

Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать положительные чувства по отношению к птенцам, желание их охранять, не нарушать покой. «Каких птиц много на дереве?» Цели: усвоение категории родительного падежа множественного числа.

Физическое развитие

двигательная

Подвижные игры с правилами

«Найди свой скворечник» «Воробушки», «Воробушки и автомобиль», упражнять детей в ориентировке в пространстве, развивать ловкость, наблюдательность, закреплять форму

Труд

трудовая

Мастерская добрых дел «Как помочь птицам?» (изготовление кормушек, скворечников совместно с родителями)
Задачи : Обобщить представления детей о птицах как живых существах. Учить проявлять заботу. Развивать глазомер, умение находить предметы шире (уже), толще (тоньше). На какую ветку повесить

Трудовые поручения . Кормление птиц на участке . (упражнять в отсчёте предметов, в пределах 3) Учить детей насыпать в кормушки заранее приготовленный корм прививать любовь к птицам, поощрять стремление заботиться о них. Расчистка дорожек к кормушке. (сделать узкую и широкую дорожку) Совершенствовать умение пользоваться лопаткой для уборки снега, учить действовать сообща, помогать друг другу.

Наблюдения за трудом взрослых . За трудом плотника, обсудить назначение различных трудовых операций, технику их выполнения. « Синичкина столовая »

Работа с детьми по решению задач проекта:

1.Работа воспитателей с детьми
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.

Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель:Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Дидактические игры
«Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

2.Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
Прогулки
Наблюдение за птицами.
Птичьи следы.
Беседы о зимующих птицах.
Подвижные игры
«Воронята»
«Птички»
«Воробушки и кот»

Экскурсия по территории детского сада
Открытие «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.

Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
3. Совместная деятельность родителей и детей
Конкурс «Птичья столовая»
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.

СНЕГИРЬ

Длина тела около 15 см.

Признаки: самцы: чёрная шапочка на голове, серо-голубая спинка, чёрные крылья с широкой белой полоской; белое подхвостье и чёрный хвост; нижняя часть тела киноварно-красная. Самки: верхняя часть тела буровато-серая, нижняя красновато-серая. Ныряющий полёт; круглый год чаще всего парами; тоскливые крики «дю-дю», перелёты совершают в стае.

Питание: почки, ягоды, семена, насекомые.

Размножение: чашеобразное гнездо из прутиков, травинок, стебельков, мха, шерсти и перьев; в кустах и колючей изгороди; в кладке 4-6 светло-голубоватых яиц с красными или бурыми крапинками и пятнышками; кладка с апреля – мая; два выводка в год.

Места обитания: сады, кладбища и парки, фруктовые сады, хвойные и смешанные леса с густым подлеском; равнины и горы; многие районы Европы и Азии.

СИНИЦА.

Длина тела 130-165 см, вес около 20 г..

Признаки: спина желтовато-зелёная, брюшко жёлтое с широкой чёрной полосой вдоль груди и брюха. Верхняя сторона головы, бока шеи, горло и прилежащая часть шеи блестяще-чёрные с синеватым, стальным отливом, бока головы белые. Крыло серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый с голубоватым налётом.

Питание: всеядная. Летом – яйца, гусеницы, взрослые особи бабочек, жуки, пауки; осенью – семена, ягоды и жуки. Кусочки сала.

Размножение: две кладки в течении сезона: 10-15 яиц в апреле, 7-11 яиц в июне, срок насиживания 13-14 дней.

Места обитания: в зарослях по берегам рек и водоёмов, в садах и парках, это осёдлая птица.

ГОЛУБЬ

Длина тела около 40 см.

Признаки: основная окраска серо-голубая; белые пятна по бокам головы; белые поперечные полоски на крыльях, особенно отчётливо заметные в полёте.

Питание: зелёные листья, ягоды, желуди, ягоды, семена и буковые орешки; птенцов родители вскармливают первое время «голубиным молочком» - содержимым зоба.

Размножение: гнездо на тонких ветках диаметром около 30 см, обычно на деревьях и кустах; 2 белых яйца; кладка с апреля; несколько выводков в год..

Места обитания: леса и полевые посадки, парки и кладбища; в городах гнездится на деревьях и в зданиях; почти вся Европа, отдельные районы Азии и Северо-западной Африки.

ВОРОБЕЙ ПОЛЕВОЙ.

Длина тела около 14 см.

Признаки: каштановая шапочка, чёрное горло, чёрные пятна на щеках; спина бурая с тёмными продольными полосами; на крыле одна отчётливая и одна неясная светлая поперечная полоса; окраска самцов и самок одинаковая.

Питание: семена, зелёные части растений и мелкие животные, прежде всего насекомые.

Размножение : гнездятся в дуплах деревьев или гнездовых ящиках; неряшливое сооружение из стебельков, листьев и перьев; 5 – 6 яиц; кладка с начала апреля; два выводка в год; срок насиживания 11 – 14 дней; оба родителя высиживают поочерёдно.

Места обитания : на открытых пространствах, где есть лесопосадки и живые изгороди; зимой появляется также в деревнях и на окраинах городов; частично кочующая птица; распространён на обширных территориях Европы и Азии.

ВОРОНА.

Длина тела 47 см.

Признаки: чёрное оперение, в зависимости от освещения с разным отблеском; чёрный клюв, чёрное основание клюва; одинаковая окраска у обоих полов.

Питание : мелкие животные, птенцы, падаль, части растений, семена, отбросы.

Размножение: гнёзда из прутьев высоко на деревьях; кладка из 5 – 6 светло-голубых или зеленоватых яиц с серыми и бурыми крапинками; начало кладки: конец марта – начало апреля, один выводок в год.

Места обитания : открытые местности, леса и парки; осёдлая птица, кроме времени высиживания птенцов; летает по определённой местности в поисках корма; широко распространена в Европе и Азии.

СОРОКА

Длина тела вместе с длинным ступенчатым хвостом 46 см.

Признаки: оперение чёрно-белое, с металлическим зелёным отливом; самцы и самки одинаковые; на земле ковыляет; летает порхая; характерные крики «шак-шак-шак».

Питание : многообразное: насекомые и их личинки, пауки, черви, улитки, гусеницы, яйца и птенцы, плоды и семена, падаль и отбросы.

Размножение: строит из ветвей и прутьев шаровидное или яйцевидное гнездо с боковым входом; 6-7 яиц; на желтоватом, или сером фоне бурые и серые пятнышки; кладка с апреля; один выводок в год.

Места обитания : открытая местность с группами деревьев, лесопосадки, парки и сады; живёт на месте круглый год; распространена на больших территориях Европы, Центральной Азии и Северной Америки.