Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.
Социальные отношения - это отношения между или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.Отношения классифицируют по следующим основаниям: -с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
- по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
- по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
- с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
- исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).
Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.
Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.
Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регулируемой. Основной признак нормальных экономических отношений - саморегулируемость за счет , соотношения . Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.
Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений-человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.
Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.
Идея Бога позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий жизни человека в целостный образ земного и небесного бытия человека. Различия в религиях - это прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя души человека. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п.). Если в принятии идеи Бога все верующие едины, то в ритуальной части богослужения и приближении к Богу они могут стать фанатически непримиримыми друг другу. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы . Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ. Гармония властных отношений может быть достигнута путем раз- деления властей - законодательной, исполнительной и судебной. Политические отношения в этом случае должны приобретать характер демократического процесса, в котором задача властных структур и лидеров заключается в поддержании баланса прав на свободу каждого члена общества. Этнические отношения возникают из различий сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое (родоплеменное) и географическое происхождение. Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад общественных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека к конкретной природной (географической и социальной) среде. Этот уклад естественно вытекает из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях. Соответствующий образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.
Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно-психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально-исторических стереотипах человеческих отношений.
В психологии уже много десятилетий идет разработка категории отношений в специфическом для этой науки ключе. Но объективности ради следует отметить, что иные психологические школы относились настороженно к попыткам создать теорию человеческих отношений. Однако такой подход явно неоправдан, поскольку названная теория несет в себе сильнейшее гуманистическое начало. Основателем теории человеческих отношений на Западе считается Э. Мэйо, хотя в России одновременно с ним о необходимости разработки теории отношений в психологии писали В.М. , А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев.
Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. Какое содержание необходимо вкладывать в категорию отношений?
Отвлечемся от многих сторон бытия, с которыми связан каждый человек и к которым у него есть свое отношение, и остановимся лишь на его отношениях с различными общностями, членом которых он является, а также на его отношениях с теми или иными людьми. В этом случае можно выявить, что отношение, во-первых, предполагает актуализацию знания в образнопонятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; вовторых, оно всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик взаимодействующих индивидов (общностей) на общность или личность; в-третьих, одновременно актуализирует определенное обращение с ними. Затем, если далее объективировать «психологическую изнанку» каждого из отношений, в систему которых включен человек, можно увидеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми, обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер ее отношений. У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой-то общностью и даже с отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение. В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак - наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми. Именно они сильнее всего влияют на восприятие личностью окружающего и толкают ее к нестандартным поступкам.
Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении человека, или, как говорил В.Н. Мясищев, в обращении человека с человеком. Формируясь как личность в конкретной социальной среде, человек усваивает и характерный для этой среды «язык» выражения отношений. Не останавливаясь на особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, следует отметить, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах этот «язык» может иметь свою весьма определенную специфику.
Глубоко интеллигентный человек выражает свое недовольство по отношению к другому человеку в корректной, не унижающей достоинство последнего форме. У плохо воспитанного, грубого человека форма выражения такого недовольства совсем иная. Даже проявление радости у представителей одной социальной подгруппы различается в зависимости от присущих им разных . Естественно, для того чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и к форме выражения этого отношения. Разумеется, сказанным не утверждается, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении участвуют и мимика, и пантомимика. И наконец, формой выражения отношения могут быть действие и поступок.
Вместе с тем существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения. В жизни имеют место случаи, когда человек в общении искусно имитирует какое-то иное отношение, которого у него фактически нет. И такой человек необязательно является лицемером. Чаще всего при общении истинное отношение скрывается, а имитируется другое отношение, если человек хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, в глазах тех, чьим мнением он дорожит. Мы завидуем более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства начальника, а мы не только ему не перечим, но и вслух одобряем его деяния. В жизни есть расхожая фраза: «Не портить отношения!», смыслу которой как раз и соответствуют приведенные примеры. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью. Нравственная цена этой сделки тем выше, чем серьезнее общественные последствия нашего двуличия. Сказанное вовсе не означает, что никогда и ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя скрывать своего истинного отношения к чему-то или комуто. Так, в работе врача, следователя, разведчика, тренера порой возникают ситуации, когда без маскировки переживаемого отношения невозможно решить свои профессиональные задачи.
Детальное описание других видов социальных отношений, которые не стали предметом рассмотрения в данном учебном пособии, содержится в книге Д. Майерса «Социальная психология».
Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения: способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии. Неприязнь или симпатия, испытываемые участниками общения, сказываются на его непринужденности и искренности, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участников «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разворачивающийся процесс общения понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает ее к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними.
Если отношения участников общения, так сказать, асимметричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а последний испытывает к нему неприязнь и даже, может быть, ненависть - нормального межличностного общения не произойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будет стремление к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого - либо общение на формальном уровне, либо попытки «поставить партнера по общению на место», либо откровенное избегание общения.
Итак, мы рассмотрели , субъектами которого выступали отдельные личности. Однако в повседневной жизни помимо общения человека с реальными партнерами имеет место общение с самим собой. Такое общение «в уме» называют пролонгированным. Индивид может мысленно продолжать разговор с человеком, с которым недавно общался, особенно если они вели спор и некоторые аргументы пришли ему на ум позже.
Во внутреннем, умственном, плане происходит и предобщение человека: он может заранее обдумывать предстоящий разговор, предполагать возможные аргументы и контраргументы участников общения. Как правило, продумывается тактика разговора, предполагающая ориентировку в содержании общения, в возможных типах контактов, пространственно-временной организации общения (размещении участников, времени начала общения и т. п.).
Продумывание «в уме» тактики общения предполагает наличие у человека образа партера (партнеров) по взаимодействию и прежде всего предвосхищение того, кто будет стремиться доминировать в общении или занимать подчиненную позицию, а кто расположен к равноправному общению, к сотрудничеству и взаимопониманию. Исходя из изложенного о пролонгированном общении и предобщении, можно говорить об общении с представляемым партнером, воображаемым собеседником. В отличие от общения, происходящего в воображении писателей, здесь имеет место представление образа реально существующего человека, который в данный момент отсутствует. Такой вид общения чрезвычайно важен для развития личности и формирования ее самосознания. Это могут быть общение со своим вторым «Я» или внутренняя речь, являющаяся ретрорефлексией, т. е. анализом совершенных действий, поступков, критическая их оценка в настоящий период.
Разновидностью общения с самим собой может быть крайний вариант эгоцентрической речи. В этом случае общение может протекать с реальным человеком или конкретными людьми, но личность настолько увлекается произнесением речи, своими высказываниями, что забывает о партнерах и продолжает говорить «бесконечно», хотя слушателям это явно надоело и они перестали слушать.
Здесь общение носит явно односторонний характер. В этом параграфе даны самые общие характеристики общения и отношения, которые далее будут освещены в новом ракурсе и более конкретно.
Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения
Социальные нормы являются правилами поведения общего характера
Социальные нормы - правила поведения.
Признаки социальных норм
Понятие и виды социальных норм
В любом обществе, социальной группе действуют определенные правила поведения, которые называют социальными нормами. Они разнообразны по своему содержанию и направленности.
Норма [от лат. norma ]- это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.
Социальные нормы обладают следующими характерными признаками:
Ониустанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки.
Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.
Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, которые предусмотрены правилом.
Словом,социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.
Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости- государственно-властным принуждением.
Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно действующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:
1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяются на:
o нормы права -общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством;
o нормы морали -правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле,справедливости и несправедливости, долге,чести, достоинстве.Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;
o нормы обычаев -это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;
Особая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы .Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту,вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.
Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды .Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.
o нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;
o политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами,социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти,способом организации и деятельности государства.
o экономические нормы - представляют собой правила поведения,регулирующие общественные отношения,связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.
o нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения,регулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.
o религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е.верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии;
2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах,постановлениях, указах и т. д.).
В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.
Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.
Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.
Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.
Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.
Группы бывают:
Формальными (формализованными) и неформальными.
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.
Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.
В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.
Малыми, средними и большими.
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5-7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).
Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.
Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.).
Первичными и вторичными.
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.
Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.
Реальными и социальными.
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:
Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;
Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;
Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п.
Интерактивными и номинальными.
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.
Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.
Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.
Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.
Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.
Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т. д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, классифицировать социальные группы по следующим трем показателям.
Так, по степени устойчивости различают: (1) кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (таковы, скажем, театральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, туристическая группа, митингующая толпа и т.п.); (2) группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс) и (3) устойчивые общности (такие, как нации или классы).
По размерам тоже выделяют три основные группы. «Во-первых , большие социальные общности, т. е. группы, существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т. д.). «Во-вторых , средние социальные общности - скажем, жители Екатеринбурга или всей Свердловской области; работники такого автозавода-гиганта, как КамАЗ в Набережных Челнах и т.п. «В-третьих , малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, очередной космический экипаж на орбитальной станции «Мир», коллектив работников небольшого кафе или магазина, учебную группу в техникуме.
Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения. При этом здесь можно назвать две главные разновидности групп: (а) формальные группы, которые создаются специально и действуют согласно определенному административно-правовому порядку - уставу, положению, инструкции и т. д. (к примеру, студенческая группа в целом); (б) неформальные группы, естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий (это может быть часть представителей той же студенческой группы, объединенных, скажем, занятиями в спортивной секции или увлечением музыкой).
Наконец, по содержанию социальные общности можно разделить еще на пять групп:
(1) социально-экономические (касты, сословия, классы);
(2) социально-этнические (роды, племена, народности, нации);
(3) социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.);
(4) социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, врачи и другие профессиональные группы);
(5) социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов и т.д.).
Наряду с терминами «социальная общность» и «социальная группа» сегодня в ходу и такое слово, как «социум» (от лат. socium - общее, совместное). Социумом чаще всего называют большие устойчивые и относительно обособленные социальные общности (этнические, классовые, территориальные и даже те или иные общества в целом), а также вообще социальное окружение человека.
Наибольшее внимание социологов привлекают социально-экономические общности, которые предполагают деление общества по таким признакам, как происхождение людей, их образование, доходы, положение в производстве. С этим связана проблема так называемой социальной стратификации.
Социальная стратификация
В любом обществе неизбежно социальное неравенство. Одни люди более трудолюбивы, усердны, предприимчивы и могут иметь хорошее образование и высокие заработки. У других меньше энергии, а значит, и успехов в жизни. Кроме этого, кто-то может оказаться счастливым наследником высоких титулов и больших состояний, а кому-то в этом плане «не повезло».
Таким образом, из-за неравенства общество напоминает «слоеный пирог», в котором можно выделить несколько социальных пластов, различающихся по уровню благосостояния людей, или по степени их обеспеченности жизненными благами. На основе этого можно выстроить своеобразную иерархическую лестницу благополучия, разместив на её ступеньках (по вертикали) социальные слои людей (страты) с примерно одинаковым уровнем жизнеобеспечения. Такое разделение общества по уровню благосостояния людей на страты (слои), расположенные друг над другом, называется социальной стратификацией. Для стратификации населения в разные исторические эпохи и в разных обществах применялись различные принципы и виды страт. При этом можно выделить три основные системы стратификации: кастовая, сословная, классовая.
Определенные кастовые и сословные пережитки сохраняются и по сей день: первые, в частности, в Индии, вторые - в Соединенном Королевстве и Японии. Поэтому в этих странах имеют место смешанные системы стратификации (кастово- и сословно-классовые). К большинству же современных развитых обществ применима классовая стратификация, хотя само понятие классов трактуется марксистами и западными социологами по-разному.
Марксизм определяет классы на основе отношений собственности на средства производства. Отсюда во всех классовых обществах выделяются две основные страты: (1) класс имущих (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и(2) класс неимущих (рабы, крестьяне, рабочие).
В отличие от этого западная социология использует многомерный подход, при котором классовая стратификация современных обществ проводится по пяти главным критериям: доход, богатство, власть, образование, профессия . Охарактеризуем их по порядку.
Доход - это общая сумма денег, полученных индивидом или всей его семьей за определенный период (зарплата, гонорары, доходы от собственности, алименты, пенсии, стипендии, пособия и т.д.).
Богатство образуется, когда доходы очень высоки и перекрывают текущие расходы «на жизнь». В результате часть доходов накапливается в виде денег или имущества, которые становятся богатством и определяюще влияют на положение человека, его семьи и потомков в обществе.
Власть можно определить как возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, способность подчинять своей воле других людей, воздействовать на чих. Она значительно повышает социальный вес человека, часто обеспечивая ему определенные привилегии и влиятельность в обществе.
Образование , т. е. совокупность приобретенных человеком знаний, играет в современном интеллектуально-информационном обществе все возрастающую роль. При этом часто важен не только уровень образования (среднее, высшее и т.д.), но и так называемая престижность учебных заведений, в которых оно получено.
Профессия (от лат. profiteor - объявляю своим делом) - это род трудовой деятельности (занятий) человека, по которой он имеет соответствующую теоретическую и практическую подготовку (например, автослесарь, бухгалтер, врач, программист и т.д.). Здесь тоже важна престижность профессии, а также занимаемая человеком должность (одно дело, скажем, строитель, другое - архитектор; или - банковский кассир и председатель правления банка).
Понятие «социальный институт»
Социальный институт выступает в качестве объекта социологических исследований, а многие авторы в данной сфере называют его базовой категорией социологической науки. Значимость социальных институтов возрастает, и в современном мире невозможно представить себе структуру социума без такого разделения. Связано это с многообразием жизнедеятельности человека, отсутствием статичности, а также динамичным развитием всех социально-политических, экономических и духовных областей.
Замечание 1
Принято рассматривать социальные институты как структурообразующий элемент социальной системы, так как жизнь человека институциолизировалась в течение продолжительного времени, что привело к выделению в ней ряда крупных общественных элементов. Именно эти процессы определили существование социологии и ее дальнейшее развитие.
В связи с существованием разнообразных точек зрения сегодня невозможно выделить только одно определение понятия «социальный институт». Поэтому в результате выделяют сразу несколько равноценных определений:
- Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которая преследует единую цель. В данном случае авторы выделяют несколько основных социальных институтов: собственность, государство, семью, образование, управление и другие;
- Социальный институт выступает в качестве основной формой закрепления деятельности, а также способы ее осуществления, которые обеспечивают стабильное развитие и функционирование общества и общественных элементов во всех сферах жизнедеятельности человека (в политической, экономической, социальной и духовной сферах);
- Социальный институт в западной социологии представляет собой устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм и установок, которые являются общеобязательными и распространяются на все сферы человеческой жизни (на политику, армию, церковь, школу, семью, мораль, право, здравоохранение, спорт).
Признаки социального института
Определение 1
Общество – это и есть совокупность всех имеющихся социальных институтов, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Связь между ними безусловно, и основана она на признаках единства, функциональности и продолжительности.
Сами социальные институты также обладают рядом своих уникальных признаков. Во-первых, они целесообразны, преследуют единую цель, а представители институтов ставят перед собой важные задачи, решение которых необходимо для жизни человека, его успешного функционирования и развития. По сути, цель социального института – максимально удовлетворить потребность человека, которая формируется в определенный временной промежуток. Потребности также складываются по мере тенденций развития общества. Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности человека в первичной социализации, для реализации репродуктивной и воспитательной функции.
Во-вторых, в каждом социальном институте существует своя система социальных статусов. Социальный статус – это права и обязанности человека. Помимо статуса в социальных институтах регламентируются социальные роли. В результате такого структурирования образуется своеобразная иерархия. Например, в институте образования существуют такие статусы и роли, как ректор, декан, преподавательский состав, лаборанты и сами студенты. Каждому статусу и роли соответствует свой регулятор социальных связей: ментальность, нормы поведения, нормы морали, а также идеология.
В-третьих, социальные статусы и роли, которые определены в рамках отдельного социального института, необходимы для того, чтобы реализовывать потребности человека в соответствии с ценностями и нормами, которые предписаны в отдельном обществе.
В-четвертых, один из ключевых – их исторический характер. Авторы, которые глубоко исследуют данную тему, отмечают, что возникновение социальных институтов было стихийных, они появились как бы «сами собой». Никто не придумывает их, они формируются самостоятельность. Безусловно, с развитием общества появилась необходимость в контроле этих социальных институтов, поэтому вокруг них сформировались социальные нормы, правила, которые носят санкционный и легитимный характер.
Виды социальных институтов
Социальный институт включает в себя целую совокупность разнопорядковых и разноуровневых компонентов, которые отличаются по некоторым признакам: субъект деятельности, предмет исследования, средства и результаты достижения поставленных целей и реализации задач, широкий функционал. В связи с этим традиционно среди ключевых выделяют следующие:
- Институт образования, куда входит наука, образование, специальное образование для детей с особенностями развития, общее образование, дошкольное и школьное образование, а также послевузовское образование;
- Институт экономики – включает в себя все уровни производства, банки, предприятия, потребительскую кооперацию, а также такие направления, как менеджмент, реклама, public relations;
- Институт армии – таможенная служба, внутренние войска, система допуска государственных служащих, социальная защита военнослужащих и их семей, дедовщина;
- Система медицинского страхования, а также социальная защита населения, которая распространяется на все социальные слои, которые нуждаются в ней и в ее ключевых средствах (реабилитация, медицинское обслуживание, патронаж, опекунство).
Замечание 2
Также среди других видов социальных институтов выделяются следующие: экономико-социальные институты (банки, деньги, обмен, собственность, хозяйственные объединения), (государство, партии, профсоюзы, а также иные виды организаций, которые поддерживают политическую деятельность и охватывают широкие слои населения), социально-культурные и воспитательные институты, которые ответственны за сохранение, закрепление и трансляцию культурных норм и ценностей; нормативно-ориентирующие институты, нормативно-санкционирующие институты, которые формируют правовое сознание индивидов и регулируют его.