Понятие слова вдохновение. Вдохновение

Любое вдохновение – это вдохновение прекрасным. Вдохновить человека на творчество может все что угодно, любой предмет или явление, при условии, что в них есть гармония, симметрия и мера.

Вот солнечный луч пробивается сквозь листву дерева, стоящего у окна и, попадая в комнату, пронизывает стакан с горячим чаем и все вдруг становится волшебным: пар от чая, стекло стакана и луч солнца, преломившийся и нарисовавший на столе радугу. Это простая, красивая картина. Но что же может быть красивее природы , естественных, простых вещей?

Нужно чаще переключать мысли с вечных раздумий о делах насущных и замечать красоту вокруг! Как дрожит и светится золотом паутинка на дереве, как медленно опадает с него желтый лист, как шелестят еще зеленые листочки – любая мелочь может родить в сознании то, что называют вдохновением.

Прекрасны также и творения рук человека , но не всякие, а те, что созданы во благо людям, то есть относящиеся к категории искусства, ремесла и науки. Прекрасной может быть тарелка, детская игрушка, флакон духов и также картина, роман, музыкальная опера, сделанное открытие или техническое изобретение.

Прекрасное от безобразного отличает несколько факторов:

Прекрасное это не только нечто красивое, но и доброе . Поэтому, несмотря на то, что слова «красота» и «прекрасное» имеют один корень, красивое еще не означает прекрасное. Взрыв ядерной бомбы впечатляет и смотрится красиво, но он не прекрасен, а ужасен.


Прекрасное
– наивысшая эстетическая ценность и основная позитивная форма бытия, которая имеет свои законы :

  • гармонии,
  • симметрии,
  • меры.

Прекрасно то, что гармонично, правильно, чего не слишком много и не мало, что приятно глазу и сердцу.

Тем не менее, представление о прекрасном может разнится в зависимости от:

  • условий, образа, стиля жизни человека, его эстетических предпочтений;
  • особенностей национальной культуры и уровня индивидуальной культуры личности.

Вдохновение – это подъем душевных сил и психической энергии, наблюдаемый в процессе творческого труда. Без него не обойтись не только представителям творческих профессий (писателям, художникам, музыкантам, актерам, певцам и другим), но и ученому, простому рабочему, домохозяйке.

Почему все ищут вдохновение? Почему порой даже зарядку и уборку не сделать без вдохновения? Все дело в том, что оно словно бы заряжает энергетически и ускоряет время выполнения задания. Состояние вдохновения в некоторой степени похоже на транс, гипноз, его можно назвать измененным состоянием сознания.

Вдохновение характеризуется :

  • полной сосредоточенностью на процессе творчества;
  • устойчиво высокой концентрацией внимания;
  • яркостью образов памяти и воображения;
  • повышенным интересом, энтузиазмом,
  • уверенностью в себе и успешности результата,
  • активизацией познавательных и творческих способностей, умений, знаний.
    Вдохновение делает любой труд результативным:
  • рождаются новые замыслы, идеи, планы, цели;
  • находится решение проблем или как минимум проясняется ее суть;
  • возникают общие модели, базовые образы, «каркас» для предстоящей работы;
  • появляются новые или абсолютно уникальные продукты творчества.

В какой момент или временной отрезок творческого процесса рождается вдохновение? Многие гении не скрывали от общественности тот факт, что их открытия – результат внезапного озарения. Словно бы кто-то вкладывал им в сознание слова или картины, которые только то и оставалось сделать, что записать на бумаге.

Таинственность и непостижимость озарения связывалась (и в наше время также имеет место такая точка зрения) с наличием высшего, божественного источника вдохновения до тех пор, пока американский психолог Г. Уоллес ни разработал схему творческого процесса.

Выводы о творчестве Уоллес делал на основании анализа данных, полученных из дневников самонаблюдения известных гениев и ученых.

Итак, по Уоллесу творческий процесс складывается из четырех стадий :

Таким образом, становится понятно, что вдохновение и инсайт это не простая удача, а результат труда, проб и ошибок, настойчивости в решении задачи.

Вдохновение не приходит к тем, кто ничего не делает, оно любит активных людей. Иногда для того чтобы вдохновится деятельностью достаточно ее просто начать выполнять, сделать первый шаг.

Где искать вдохновение прекрасным

Чтобы вдохновиться прекрасным, нужно уметь замечать его, а источников прекрасного немало:

  1. Природа. Любое ее проявление прекрасно! Земные ландшафты и стихии завораживают и вдохновляют. Современный человек имеет возможность вдохновиться красотами природы, даже не выходя из дома. Фотографы по всему миру запечатлевают на камеру и размещают в Интернете фото и видео гроз, извержений вулканов, высокие волны, горы, могучие снега, океаны, северное сияние и много другое. Конечно, важен и непосредственный контакт с природой: гулять, отдыхать, просто наблюдать за ней.
  2. Путешествие и нахождение в пути . Конечно, во время путешествий можно увидеть и узнать много нового и прекрасного, но не у всех есть возможность путешествовать так часто далеко как хотелось бы, зато каждый человек в течение дня перемещается по той местности, где живет. Если смотреть в окно трамвая не просто так, а с целью наблюдать окружающий мир, можно в привычном увидеть прекрасное.
  3. Дети. Все маленькие дети открытые, искренние, непосредственные, активные и, в конце концов, просто очень красивые, милые, чистые. Глядя на то, как ребенок радуется жизни и, прислушиваясь к тому, что он говорит, можно найти массу идей для творчества.
  4. Прекрасные люди . Человек тоже часть природы. Прекрасный душой и телом, успешный, мудрый, опытный или просто любящий и любимый человек способен вдохновить на покорение любых, даже нереальных вершин.
  5. Поэзия. В ней гармония, стройность мыслей и напевность.
  6. Книги. Не только вдохновляют, но и мотивируют, стимулируют образное мышление, развивают интеллект и воображение.
  7. Танцы. Способ найти вдохновение в красоте тела и его свободе, легкости, экспрессивности, инстинктивности, которые также естественные как любое другое явление природы.
  8. Музыка и звуки . Музыка способна поменять настроение, настроить на нужный лад, “переключить” на чувства и интуицию.
  9. Кинофильмы. Хороший фильм способен вдохновить не хуже книги, научить, подсказать, направить, придать уверенности в себе.
  10. Театр. О том, какое влияние на зрителей производит живая игра актеров, прекрасно знали еще в Древней Греции. Само слово «катарсис», обозначающее очищающее, облагораживающее воздействие произведения искусства, появилось в Древней Греции для обозначения переживания зрителями высшей гармонии театральной трагедии.
  11. Живопись. Яркость красок и игра воображения художника приводят в восторг и заставляют взглянуть на мир иначе.
  12. Юмор. Вдохновиться можно чужим позитивом и умением легко относиться к жизни.
  13. Преодоление трудностей . Преодолевая трудности, можно обнаружить гармонию, красоту и совершенство собственной души! Любая победа, достижение, работа над собой вдохновляют развиваться дальше и становиться все лучше. Важно замечать и отмечать собственные достижения и то, как они улучшают жизнь.
  14. Цель . Когда есть к чему стремиться, смысл, мотив, желание, любовь к тому, в чем требуется добиться вершин, вдохновение не заставит себя ждать.
  15. Любовь (в широком смысле этого слова). Пожалуй, самое прекрасное из вдохновляющего и самое вдохновляющее из прекрасного, что можно найти во внешнем и своем собственном, внутреннем мире! Любовь вдохновляет и сама по себе является творческим процессом.

О том, где еще можно найти вдохновение и как его удержать, читайте в статье

Вдохновение как качество личности — способность находиться в трансовом, озаренном состоянии, при котором возникает необычайный творческий подъем, полная погруженность в свое занятие и отключение от всего постороннего.

Интересно, придет ко мне вдохновение, если я буду писать о нем? Может тема притянет и саму музу, раз я о ней думаю? А о чем я, собственно, думаю? О том чего пока не знаю – о вдохновении.

Мне, как и вам, хорошо известно, что это озарение, состояние эйфории, творческий подъем, капризная муза, которая приходит и уходит когда ей вздумается. Что желательно тщательно подготовится к встрече с желанной гостьей: накрыть стол, украсить его розами, зажечь свечи. Словом, раз вдохновение пришло надо постараться его не «выдохнуть».

Всмотримся и вслушаемся в само слово. Вдохновение – это вдох – новение, то есть состояние, когда в нас вдохнули дар, дух или одухотворение. Первоначально и предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо, овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Человек получает «наитие». Он внезапно проникает в истину, потому что произошло соитие творческой, духовной силы человека с абсолютным знанием Высшего Разума, когда человек осознает себя частичкой мироздания. Это состояние гармонии на всех уровнях: «Я», «Ты», «Мы» и истинного знания.

Зададимся вопросом: ко всем ли приходит вдохновение? Или сначала надо подготовить для оного «посадочную полосу»? Необходимым условием для «посадки» вдохновения служит наш профессионализм, наши знания в той сфере жизни, где мы способны реализовать потенциал вдохновения. К примеру, вы пишите диссертацию. Перед ее написанием вы получили соответствующее образование в школе, университете, а затем в аспирантуре. По своей тематике вы прочитали огромное количество книг, «перелопатили» массу фактического материала, возможно, изучили вашу тему на практике. Словом, по свое тематике вы обогатили свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество. Все, финиш. Если вы и дальше пойдете по пути расширения своих знаний, значит, вы еще ученик.

Безусловно, учиться надо всю жизнь, но все знать невозможно. Люди вообще делятся на тех, которые не знают, и которые не знают, что не знают. На каком-то жизненно отрезке вы должны сказать себе: «Всё! С этого момента я сам себе учитель. Все вопросы я буду задавать только себе. Я покинул мир чужих знаний и ушел в монастырь своей души и разума. Время изложений кончилось. Теперь я буду писать только сочинения». При такой позиции вы уже не ученик, блуждающий по лабиринтам чужих знаний. Теперь ваш единственный консультант – ваша душа. Если ранее вы были сориентированы на чужие знания, то теперь вы и только вы являетесь интеллектуальным капиталом для решения поставленных целей.

Однако, душа будет вас консультировать, если вы заняты любимым делом . Дело, которому вы служите, должно быть праздником, который всегда с вами. Помните, что время, проведенное за любимым делом, бог не засчитывает в срок жизни. Если вам в детстве насильно всучили смычок от скрипки и заставили играть, трудно предполагать, что вы будете вдохновенно исполнять музыкальные шедевры. Скорее всего, будете «пилить» на скрипке, вызывая гнев и ненависть соседей. Моцарт и стал Моцартом, потому что первым его наслаждением была музыка. Мы все мечтаем уходить на работу с радостью, а возвращаться с удовольствием. Трудно вообразить ученого или композитора, которые достигли триумфальных высот в своем деле, не имея к нему любви. Одержимые своей любовью они готовы идти на любые лишения, забывают о сне и еде. Микеланджело Буаноротти четыре года расписывал своды храма, лежа на лесах, в результате чего он почти полностью лишился зрения. Его вдохновение было настолько мощным, что он без колебаний пожертвовал своим здоровьем.

Иными словами, вдохновение станет вашей постоянной гостьей, если вы самодостаточный профессионал, влюбленный в свое дело. Три в одном. Нет хотя бы одного компонента – вдохновения вам не видать.

Таким образом, необходимыми, но еще не достаточными, условиями для прихода вдохновения является:

— ваш в избранном деле;

— отказ от чужого знания и полный уход в себя , к своей душе и разуму;

любимое дело , работа или занятие.

Вдохновение может вас посетить, если не закрыта дверь. Дверь для вдохновения – ваша душа. Давно замечено, что гениальные творения человеческого разума рождаются, когда душа работает на полную катушку. Написаны тысячи книг и картин, снято множество фильмов и только единицы доставляют нам истинное удовольствие, только некоторые из них остаются в памяти. Все, что сделано с душой, безошибочно улавливается людьми на уровне подсознания. От вдохновенных произведений исходит особая энергетика. От них невозможно оторваться. Душа гениев проявляется в их творениях. В то же время, все, что сделано без души тоже безошибочно определяется потребителем. Сразу видно, что это щирпотреб, общепит или конвейер. Товар, сделанный с душой, в котором видна индивидуальность мастера, всегда высоко ценится. Эксклюзивные вещи делаются не по трафарету.

Мне нравится эпизод из жизни великого русского художника К.Брюллова, где в контексте нашей темы раскрывается разница между гениальным произведением, сделанным с душой или только на основе разума.

Поправляя этюд ученика, художник в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось», - сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», - сказал Брюллов.

За что мы так любим творчество Владимира Высоцкого? Прежде всего, великий бард вложил в свои песни «нерв» свой и общества. Он осознал душевные запросы людей, их настроения и помыслы. Его стихопение – это искусство бардов издревле считалось самой эффективной формой усвоения стиха. Кроме того, Высоцкий работал над каждым словом, каждой фразой, заботясь о предельной простоте формы. Его стихи простые и понятные не потому, что он был простым, как правда. Великий бард сознательно преподнес свое творчество в такой форме ради людей. Именно интерес к людям, их судьбам стал для него источником вдохновения. На примере В. Высоцкого мы отчетливо понимаем, что вдохновение приходит к тем, кто делает свое дело ради людей с душой и на нерве. В единстве души и разума залог вдохновения.

Может мотивацией вдохновения у великих людей были слава, деньги или общественное положение? В какой-то мере, да. Они такие же люди. Ничто человеческое им не чуждо. Но, при всем при этом, их творения – это плоды души и разума. Слава и деньги как атрибуты успеха могли только мешать вдохновению. Они отвлекающий фактор для вдохновения. Любые желания – его враги. К примеру, композитор стремится к славе. Слава для него самая притягательная цель. Уверяю, что с вдохновением у него будет напряженность. Слава – это атрибут цели, а не сама цель. Если он в союзе с вдохновением вложит душу в свою музыку, слава его найдет. Грустно, что иногда слава и деньги находят автора посмертно. Однако, иного пути нет. Здесь не сработает принцип: утром деньги – вечером душу. Сначала душу, а потом деньги и слава. Душа – магнит для вдохновения. Если душа и разум поют в унисон – это самая благодатная атмосфера для вдохновения.

Дети вдохновения всегда прорастают новыми идеями, целями и задачами. При этом их новые цели всегда на ступень выше предыдущих. Они ставят себе вопросы, которые никто никогда не ставил. Они любят неизведанные маршруты жизни. Все новое притягивает их подобно магниту. Они любят экспериментировать. Вдохновение обожает таких людей, и терпеть не может рожденных ползать.

Необходимо отметить, что вдохновение любит творческих людей. Оно готово прийти к любому человеку, если знает, что он способен творить. Обычные люди не имеют творческого опыта и квалификации, поэтому они не дружат с вдохновением. Творческий, одаренный человек соответствующей квалификации может принять пришедшее к нему знание, систематизировать его и, затем, ретранслировать его людям. Это задача далеко не всем по плечу.

Давайте внимательно послушаем одного из фаворитов вдохновения Моцарта: ««Мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они берутся, я не знаю и никак не причастен к этому. Стоит только возникнуть теме, как появляется другая мелодия, и сама связывается с первой в соответствии с требованиями композиции. Композиция приходит ко мне не последовательно, не по частям, разработанным в деталях, какими они станут позднее, а во всей полноте , так что мое воображение позволяет мне услышать ее целиком». Моцарт говорит о непонятном ему феномене, какой-то неизвестной сферы сознания, которая целиком, во всей полноте и ясности внезапно озаряет сознание. Все становится понятным и даже возникает досада, как это мне раньше не пришло в голову. Моцарт свидетельствует, что он лишь проводник музыки Вселенной, что его телесная оболочка не причастна к музыке Верховного Сознания. Композитор утверждает, что его роль и заслуга в этом действе состоит лишь в рутинной части творчества – детальной разработки композиции в соответствии с требованиями музыкальной грамоты. И такие визиты вдохновения начались с детства. Маленький Моцарт подбегал к отцу и кричал: «Папа! Меня душат ноты!».

О необъяснимом феномене вдохновения писал Эйнштейн: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впос­ледствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое - всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».

Вдохновение требует предельной концентрации мысли на своем деле. Без полного отрешения от внешних обстоятельств, самоуглубления и полного сосредоточения на своем деле оно невозможно. Человек должен находиться перед приходом вдохновения в состоянии своеобразного стресса. В обычном состоянии у нас мысли порхают вольной птицей. При стрессе мы не можем ни о чем другом думать, кроме причины, вызвавшей стресс. Одна доминантная мысль парализует наше сознание. Влюбленные тоже находятся в своеобразном стрессе. Они тоже думают только о предмете своей любви. Весь мир, все внешние воздействия перестают для них существовать. Именно такое состояние испытывают творческие личности. Доходит до того, что они ни зрением, ни слухом, ни каким-либо иным органом чувств не воспринимают какое-либо раздражение или ощущение. Происходит полное отождествление человека и мысли. Наградой за такую концентрацию мысли и является вдохновение.

Всем известно, что периодическая система химических элементов Д. Менделееву приснилась. Почему она не приснилась Чайковскому, Ленину или зятю химика – Блоку? Потому что Менделеев концентрировал свою мысль в направлении систематизации и поиска связей между химическими элементами. Его мозг интенсивно искал выход и нашел, когда произошла встреча с вдохновением.

В состояние генератора идей, творца шедевров можно войти только с высоким уровнем энергетики . Негативисты, скептики обладают низким уровнем энергетики. Апатия, депрессия и пессимизм не могут быть по определению симпатичными вдохновению. Наоборот, человек с высоким жизненным тонусом ретранслирует в мир свою успешность и, тем самым, привлекает вдохновение.

Казалось, мы учли все капризы вдохновения, однако, забыли о правиле: «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей». В страстном ожидании желанной гостьи мы украшаем лепестками белых роз свое рабочее место, забывая, что вдохновение — производное труда. В момент творчества нам необходимо полное спокойствие. Ожидания, нетерпение, жгучее желание скорей достигнуть своей цели лишь выбивают нас из рабочей колеи, разрушая унисон души и разума. Запомните, для вдохновения пугалом служит всякая подготовка, ожидания и стремление быстрей достичь своей цели. Начните работать – оно и придет к вам. Помните рецепт вдохновения от П.И. Чайковского: «Я сажусь за фортепьяно и начинаю что-то играть, хотя бы перебирать клавиши. Я делаю это как угодно долго: до тех, пока не придет вдохновение».

Любимой игрушкой маленького Брамса были оловянные солдатики. Часами он мог выстраивать свою «оловянную армию». Но и став уже взрослым мужчиной и прославленным композитором, Брамс продолжал подолгу играть в солдатиков. — Ах, маэстро, как это можно? — удивлялись друзья. — Вы совершенно не жалеете свое время! — Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках, — отвечал композитор. — Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей: «вперед», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время, как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю…

Таким образом, для прихода вдохновения необходимо устранить все элементы избыточной значимости: ожидания, цель работы, подготовка и желания.

Интересно, а когда, в какое время дня или ночи приходит вдохновение? Одна женщина как-то пошутила: «Мой муж уезжает в командировку и ко мне приходит вдохновение». Думается, что самым благодатным временем для прихода вдохновения является момент наибольшего освобождения мозга творческой личности. Малейшие проявления усталости затрудняют наступление момента озарения. Опыт великих людей говорит, что утренние часы (4-5 утра) наиболее благоприятные и плодотворные для творчества. Выдающийся русский поэт Маяковский соскакивал с постели ночью, записывая строчки стихов, которые внезапно приходили ему на ум, и снова ложился спать. В тоже время, легче всего ему писалось в трамвае. Многие творческие люди плодотворно мыслят во время ходьбы. Эйнштейн встречался с вдохновением под душем. Словом, у каждого по-своему.

Пока я излагал свои думы о вдохновении, может быть, оно каким-то образом нашептывало мне в ухо маленькие секреты о себе? Может это не я, а оно мне сказало: «Я приду к вам при таких условиях:

1. если у вас высокий уровень профессионализма в избранном деле;

2. если вы отказались от чужого знания и полностью ушли в себя , к своей душе и разуму;

3. если вы заняты любимым делом , работой или занятием;

4. если вы делаете свое дело ради людей в единстве души и разума;

5. если вы творческая личность;

6. если вы добились предельной концентрации мысли на своем деле;

7. если у вас высокий уровень энергетики :

8. если вы устранили все элементы избыточной значимости: ожидания, цель работы, подготовку и желания».

Петр Ковалев 2013 год

ВДОХНОВЕНИЕ, -я, ср. Творческий подъем, прилив творческих сил.


Смотреть значение ВДОХНОВЕНИЕ в других словарях

Вдохновение — наитие
Словарь синонимов

Вдохновение — вдохнуть, см. вдыхать.
Толковый словарь Даля

Вдохновение — вдохновения, ср. (книжн.). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. Не часто к нам слетает вдохновенье. Дельвиг. нужно в геометрии, как и в поэзии. Пушкин.
Толковый словарь Ушакова

Вдохновение — Божественное, буйное, бурное, волнующее, волшебное, всеохватывающее, высокое, глубокое, душевное, дьявольское, живительное, животворное, лирическое, лучезарное, молитвенное,........
Словарь эпитетов

Вдохновение Ср. — 1. Состояние творческого подъема, прилив творческих сил. 2. Приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление.
Толковый словарь Ефремовой

Вдохновение — -я; ср. Состояние наивысшего подъёма душевных сил. Творческое, поэтическое в. Петь с вдохновением. В. нашло на кого-л. (разг.).
Толковый словарь Кузнецова

Вдохновение — Это заимствованное из старославянского языка слова образовано, вероятно, методом калька с греческого empnoia; первоначальная форма имела, видимо, значение "вдохнуть".
Этимологический словарь Крылова

Вдохновение — приподнятое состояние духа, вызванное самим человеком, Богом, добрым или злым духом. В последнем случае вдохновение называется одержимостью. - порыв страстных неопределенных........
Исторический словарь

Вдохновение — (англ. inspiration) - резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. В. характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью........
Психологическая энциклопедия

момент творческого процесса. Он характеризуется резким возрастанием активности творческой личности. Ее усилия носят интенсивный и продуктивный характер. Признаки вдохновения: отрешенность от посторонних событий, полная погруженность в творческий процесс, живость восприятия, неожиданные, внезапные решения творческих задач, острая жажда к творчеству, глубокое душевное удовлетворение, эмоциональный подъем от сделанного («ликование духа» - А. Куприн). Вдохновение присутствует в любом творческом процессе, связанном с созданием нового. Особенно велика его роль в создании произведений искусства. Вдохновение связано с природой творчества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вдохновение

В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между людьми в этом отношении признать невозможно; некоторая степень вдохновения необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово "вдохновение" (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обусловливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на вдохновение мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов - например, у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (то есть также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение, как на внутренний эффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно-сущего или вечных идей (см. в особенности диалог Федр). Впрочем, у Платона - и еще более у позднейших неоплатоников - идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме.

По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом, как чужая сила - вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение.

Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения - наряду с инстинктом, религиозным чувством и так далее - к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест.

Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством. Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на вдохновение могут быть подведены под три главных точки зрения: 1) или вдохновение понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил, 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания, 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основные взгляда отвечают собственно на три различные вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая или производящая (causa efficiens), во втором - причина формальная или идеальная (?????), в третьем - причина материальная или субстрат (?? ???????????).

Во всяком случае эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно-научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Словарь Ушакова

Вдохновение

вдохнове ние , вдохновения, ср. (книж. ). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. «Не часто к нам слетает вдохновенье.» Дельвиг . «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.» Пушкин .

Гаспаров. Записи и выписки

Вдохновение

♦ О посредственности - запись в дневнике А. И. Ромма, РГАЛИ 1495.1.80, 73 об.: Ne pouvant se croire grande, elle simagine les autres mesquins pour les predominer… Cest comme cela quun imitateur litteraire ne croit pas a linspiration.

Тезаурус русской деловой лексики

Вдохновение

Syn: воодушевление

Словарь Ожегова

ВДОХНОВЕ НИЕ, я, ср. Творческий подъём, прилив творческих сил.

Словарь Ефремовой

Вдохновение

  1. ср.
    1. Состояние творческого подъема, прилив творческих сил.
    2. Приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вдохновение

В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между лицами в этом отношении признать невозможно; некоторая степень В. необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово вдохновение (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обуславливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием, или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на В. мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов - напр., у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (т. е. также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманистов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение как на внутренний аффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно сущего или вечных идей (см. в особенности диалог "Федр"). Впрочем, у Платона - и еще более у позднейших неоплатоников - идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом как чужая сила - вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos: см. Hegel, "Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften", § 560). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения - наряду с инстинктом, религиозным чувством и т. д. - к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством (см. Гений). Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на В. могут быть подведены под три главные точки зрения: 1) или В. понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил; 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания; 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основных взгляда отвечают, собственно, на три различных вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая, или производящая (causa efficiens, αρχή της χινήσεως), во втором - причина формальная, или идеальная (έίδος), в третьем - причина материальная, или субстрат (το ύποκείμενον). Во всяком случае, эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.