Почему выровнять горизонт не так просто? Горизонт завален! Хорошо или плохо.



Вопрос о том, где нужно располагать горизонт на снимке, может вызывать разногласия, как с композиционной точки зрения, так и с точки зрения личных предпочтений. Если разместить линию горизонта правильно, то она или сделает композицию лучше, или не будет привлекать к себе внимания. А вот если разместить её неудачно, она может оттягивать внимание зрителя от действительно интересных элементов фотографии.
Одно из основных «правил» о расположении линии горизонта, с которым можно столкнуться во многих письменных источниках, говорит о том, что вам никогда не стоит помещать линию горизонта в центр кадра, лучше оставить её на одной трети от края кадра. Как и в случае с большинством правил, существует много ситуаций, когда на данное правило можно без зазрения совести закрыть глаза, так что вот несколько принципов, которые помогут вам определить в какой части вашей фотографии лучше расположить линию горизонта.

Низкий горизонт

Размещение линии горизонта ближе к нижней части фотографии – это отличный способ подчеркнуть эффектное небо. Оставив горизонт в нижней части кадра, вы делаете верхнюю часть изображения более приоритетной, поэтому в идеале вам нужно, чтобы в ней было что-то, что захватит внимание зрителя. Не размещайте горизонт низко, если на небе нет ничего, потому что в таком случае вы оставите более половины кадра для пустого голубого неба, что не сможет надолго заинтересовать людей, смотрящих на снимок.

Низкий горизонт даёт небу возможность доминировать на фотографии, помогая подчёркнуть движение облаков.

Высокий горизонт

В противоположность сказанному ранее, размещение линии горизонта ближе к верхней части кадра позволяет доминировать нижней части фотографии, что в свою очередь даёт вам возможность выделить детали на переднем плане и провести взгляд зрителя через них к небу.

Пустое небо и передний план, на котором есть много деталей, делают выбор того, где разместить на фотографии горизонт, очень простым.

В обоих из описанных выше случаев, не забывайте об искажении любых вертикальных линий, которые находятся у края кадра (например, деревья, здания). Линии либо окажутся вогнутыми по направлению к центру фотографии, либо будут выгибаться за края, поэтому, возможно, придётся поработать над ними на этапе постобработки.

Горизонт в центре кадра

Это, наверное, самый сложный тип расположения горизонта с точки зрения композиции. Когда линия горизонта находится настолько близко к центру кадра, велика вероятность того, что сцена будет выглядеть несбалансированной. Если вы собираетесь делать подобные снимки, следите за тем, чтобы линия горизонта находилась точно по центру кадра. Если она будет расположена чуть-чуть выше или чуть-чуть ниже, то, скорее всего, будет создаваться впечатление, что вы хотели сделать фотографию с линией горизонта в центре кадра, но не были достаточно аккуратны либо во время работы над композицией, либо при обрезке кадра.
Линия горизонта в центре кадра очень хорошо смотрится на фотографиях с отражением, ведь на подобных снимках изначально очень легко получить сбалансированную композицию.

Расположение линии горизонта в центре может отлично сработать при съёмке отражений.

Также, если кадр будет разделён линией горизонта пополам, желательно следить за тем, чтобы на снимке находилось что-нибудь, что прерывает линию горизонта (идущее от земли к небу). Благодаря этому удастся сохранить связь между двумя половинами фотографии.

Два столбика, прерывающих линию горизонта на данной фотографии, помогают связать небо и передний план, чтобы они не воспринимались как два отдельных элемента.

Без горизонта

В разговоре о размещении линии горизонта стоит упомянуть опцию отсутствия этой самой линии на фотографии. Если небо не добавляет ничего к сцене, которую вы видите перед собой, подумайте над тем, чтобы оставить его вне кадра и сконцентрироваться лишь на деталях ландшафта.

Вы можете вообще убрать линию горизонта со своей фотографии и сконцентрироваться на деталях ландшафта.

Ну, вот, собственно, и все с рассуждениями, которые призваны помочь вам понять, что же вы хотите сфотографировать и где в кадре, исходя из этого, стоит разместить линию горизонта.

В предыдущих главах было много сказано о технических аспектах художественной фотосъемки. Мы начали с азов фотографии, таких как выдержка, диафрагма, экспозиция и прочих базовых понятий, затем познакомились с фокусным расстоянием и перспективой, глубиной резко изображаемого пространства, светом и тенью. Все это, безусловно очень важно, однако, есть еще одна вещь, без которой все эти знания не имеют смысла. Взгляните на эти снимки - они взяты из социальных сетей, стояли как аватары пользователей (что говорит о том, что кто-то эти фотографии считал весьма удачными). По понятным причинам, лица с фотографий убраны:

Очевидно, это фотография сделана во время путешествия по пригородам Санкт-Петербурга (выдает характерный постамент с гербом). Но где это сфотографировано, и на фоне чего этого человека фотографировали? Не понятно! Памятнику обрезали голову, здание на заднем плане валится вправо, все объекты переднего плана почему-то сгрудились в левом нижнем углу. Еще пример...

Красивая и стройная девушка, очевидно, специально готовилась к фотосессии - накрасилась, красиво оделась... А смотришь на эту фотографию и начинаешь вместо модели рассматривать плюшевого медведя, занавески, телевизор, стоящие в вазе засушенные растения, рисунок на паласе...

Вот еще изображение из чьего-то домашнего альбома - из него даже сделали "демотиватор".

Подобных примеров можно привести тысячи, но суть у них одна - "фотографы", которые делали эти фотоснимки не имеют ни малейшего понятия о такой вещи как композиция.

Композиция – это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра.

Прежде чем говорить о правилах построения композиции, следует научиться как-то классифицировать объекты в кадре по степени их значимости. Это нужно для того, чтобы при первичной компоновке кадра наиболее значимым объектам достались более выигрышные места (которые подчеркнут эту значимость).

Итак, объекты в кадре делятся на две категории:

  • Главные (ключевые)
  • Второстепенные объекты (элементы среды, фона)

Посмотрим несколько примеров фотографий и выясним, что же такое ключевые объекты на конкретных примерах.

На этой фотографии безо всяких комментариев ясно, что главный объект - электричка, стоящая слева от платформы. Она видна нам с "лицевой" части, то есть с наиболее выигрышного ракурса. Заметьте, что справа от платформы стоит точно такой же состав, но мы видим только его бок, поэтому он воспринимается как второстепенный объект, который всего лишь уравновешивает фотографию. Остальные объекты - платформа, столбы, пешеходный мост - это элементы среды. Если бы их не было, то это была бы просто фотография электрички. Но благодаря составлению композиции из главного и второстепенных объектов мы получили вполне гармоничную фотографию железнодорожной станции целиком.

Главных объектов может быть и несколько.

На этой вечерней деревенской фотографии присутствуют два главных объекта - дом со светящимися окнами и уличный фонарь. Обратите внимание, на то, как они расположены - практически симметрично относительно центра и направлены друг к другу. Таким образом, опять же получается сбалансированная устойчивая композиция.

Ниже приведен пример фотографии с тремя ключевыми объектами:

Легко догадаться, что объекты - колоски на переднем плане (объект может и составным!), силуэты деревьев (тоже составной объект) и солнце на заднем плане.

Фотографии с большим количеством ключевых объектов в композиции часто воспринимаются излишне перегруженными, поэтому злоупотреблять количеством не стоит.

На первом этапе ваша цель - научиться составлять гармоничные композиции, из одного, двух и трех ключевых объектов. В этом вам помогут два несложных правила...

Правило третей

Когда у нас 1 или 2 ключевых объекта, для составления композиции замечательно подходит правило третей. Оно очень простое - кадр делится на 3 равных части по горизонтали и по вертикали. Точки пересечения линий - так называемые зрительные центры . В них-то и размещаются ключевые объекты и к ним же "привязывается" линия горизонта.

Когда мы имеем дело с тремя ключевыми объектами, их следует выстроить либо по диагонали, либо по зигзагу - главное, чтобы эти линии уходили "вглубь" кадра и увлекали за собой внимание зрителя:

На приведенной выше фотографии ключевыми объектами являются два цветущих желтых куста и большое облако в правой части.

Правило трех треугольников

Еще одна композиция из трех объектов, они выстроены по уходящему вдаль зигзагу. В подобных случаях удобно применять правило трех треугольников - мыслено рисуем одну диагональ и проводим перпендикулярно ей из угла еще одну линию, как бы разбивая кадр на 3 прямоугольных треугольника. Каждый объект расположен в отдельном треугольнике.

Возможны разные варианты построения подобной схемы - кадр может делиться и по другой диагонали. Также правило 3 треугольников работает для вертикальных кадров.

При составлении более сложных композиций с большим количеством объектов основная надежда только на собственный художественный вкус и чутье, универсальных рецептов просто нет...

Как располагать горизонт - сверху, снизу или по середине?

Все зависит от того, на чем вы хотите сделать акцент. Если в пейзажной композиции первичен передний план, то горизонт следует располагать ближе к верхнему краю кадра (на уровне 1/3 сверху), если хочется сделать акцент на дальнем плане или небе, то горизонт следует располагать в нижней части кадра (примерно на уровне 2/3 сверху).

Верхний горизонт (для сюжетов с подчеркнутым передним планом)

Нижний горизонт (когда больше внимания нужно уделить заднему плану, либо когда передний план просто отсутствует)

С верхним и нижним горизонтом все достаточно просто. Осталось только научиться не заваливать его вправо и влево, чтобы горизонт был горизонтальным (равно как и масло масляное:)

Горизонт посередине - отступление от общепринятых правил композиции или полезный художественный прием?

Возможно, вам уже приходилось читать или слышать, что следует любыми способами избегать горизонта посередине кадра. По крайней мере, во многих учебниках серединный горизонт характеризуется как недостаток в композиции. Но, фотография - не физика и не математика! От правил можно и нужно отступать. Но, все же делать это следует с осторожностью, тщательно взвесив все за и против.

Долгое время я был противником серединного горизонта в пейзаже, однако, относительно недавно изменил свое мнение на этот счет. Основным поводом для этого стало пополнение моего арсенала сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 14 мм (). За небольшой промежуток времени с этим объективом было сделано немало удачных фотографий, горизонт на которых располагался, как будто в насмешку над всеми правилами и канонами, ровно посередине кадра. Вот несколько примеров:

Гороховец, вид с Лысой горы:

Вечер в Ворсме (1):

Вечер в Ворсме (2):

Я пытался понять, почему серединный горизонт на этих фотографиях абсолютно не режет глаз, а наоборот, обеспечивает некий эффект присутствия? И, похоже, выяснил это...

Объектив 14 мм на полном кадре имеет угол поля зрения, сопоставимый с углом зрения человека (2 глазами, с учетом периферийного зрения) - 115-120 градусов. В обычном состоянии мы держим голову прямо и, совершенно очевидно, что линию горизонта мы привыкли видеть посередине! Вот и вся разгадка. Именно поэтому, на фотографиях, сделанных с таким широким углом охвата линия горизонта, делящая кадр пополам - вполне разумный композиционный ход.

Из этого можно сделать смелый вывод, что классические правила композиции (пришедшие в фотографию из живописи) на сверхширокоугольных объективах не так уж незыблемы! Все равно что геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, либо классическая механика и квантовая:)

Но вот вопрос - стоит ли использовать серединный горизонт с более традиционной оптикой? Попробуем взять одну из фотографий и сделать ее кроп, соответствующий, скажем, фокусному расстоянию 28 мм...

Вариант 1: горизонт посередине

И два других варианта - композиция соответствует и правилу третей и правилу 3 треугольников (с небольшой натяжкой):

Вариант 2: нижний горизонт

Вариант 3: верхний горизонт

Что мы видим? Первый вариант выглядит довольно куце и незаконченно - вроде бы и передний план есть, но он сильно обрезан, а небо при этом абсолютно пустое! Но стоит сместить кадр чуть выше или чуть ниже (2 и 3 варианты), мы получаем вполне гармоничные и законченные композиции. С увеличением фокусного расстояния все встало на свои места - снова работает правило третей!

В редких случаях серединный горизонт оправдан и на "традиционных" объективах. В основном, когда происходит съемка объектов, отражающихся в спокойной воде.

В остальных случаях горизонт посередине кадра лучше, действительно, избегать.

Контрольное задание

Попрактикуйтесь в составлении пейзажных композиций из 1,2,3 объектов по правилам "третей" и "3 треугольников". Обязательно используйте знания, полученные вами во время прочтения предыдущих глав! Выберите интересное место и подходящее время для съемок. Если все сделаете правильно, вероятность получения красивых художественных фотографий будет весьма высока. Удачных съемок!

Что нужно знать для того, чтобы не завалить горизонт, фотографируя архитектуру и различные здания.

Фотографируя здания, следует следить за тем, чтобы высокие здания не подвергались искажению, превращаясь в подобия пирамид. Чаще всего начинающие фотографы допускают ошибку при съемке широкоугольными объективами. Они заваливают горизонт, вследствие чего здания становятся похожими на Пизанскую башню.

Чтобы избежать этой ошибки есть четыре способа.

Первый способ - фотографирование объекта с точки, возвышающейся над уровнем земли. Снимать можно из окна, с балкона или крыши здания.

Второй способ - увеличение площади переднего плана. На переднем плане можно расположить какой либо объект. Это может быть обычная лужа или небольшой кустарник, различные предметы и приборы. Эти дополнительные объекты должны гармонично вписываться в общий кадр. Многие знаменитые фотографы пользуются этим приёмом. Можно часто встретить снимки зданий, сделанные с другой стороны дороги или даже с другого берега реки или парка.

Третий способ - постобработка в Фотошопе позволит исправить заваленный горизонт или геометрические искажения, но часто на все 100% исправить кадр не удается. Для предотвращения порчи кадров нужно учиться снимать хорошо с самого начала, а не надеяться на Фотошоп.

Четвертый способ - применение в съемке специальных тилт-шифт объективов. Этот способ подойдет не всем, так как такие объективы стоят не дешево, и они не слишком распространены, однако они позволяют избавиться от геометрических искажений на стадии фотографирования.

При фотографировании городских пейзажей может быть очень полезной функция отображения сетки на экране камеры. Благодаря этой сетке очень просто заметить малейшие отклонения от линии горизонта.

Избегать заваленного горизонта стоит там, где его не должно быть. Именно так, ведь наклон линии горизонта является впечатляющим художественным эффектом, который работает на раскрытие замысла фотографа, однако этим приёмом следует пользоваться аккуратно и обдуманно.

Линия горизонта является важным композиционным элементом фотографии. Если во время экспонирования кадра Ваша фотокамера будет наклонена, то Вы получите кадр с так называемым заваленным горизонтом, когда объекты в кадре как бы заваливаются в сторону. Это одна из наиболее распространенных ошибок начинающих любителей фотографии. Впрочем, заваленный горизонт можно всегда при необходимости выровнять в любом графическом редакторе, хоть и с некоторым ухудшением качества картинки. А вот вопрос, как правильно располагать горизонт в кадре, чтобы сделать снимок наиболее выигрышным для зрителя, кажется, куда более сложным. Неверное расположение горизонта может отвлечь внимание зрителя от наиболее важных и интересных деталей, загубив, тем самым, всю идея фото.

В теории фотографии существует несколько основополагающих правил, одно из которых касается и расположения линии горизонта. Это правило гласит, что нельзя размещать линию горизонта прямо в центре кадра, а лучше расположить ее на расстоянии примерно одной трети от границ снимка. То есть иными словами линию горизонта нужно размещать ближе к низу или верху кадра, ориентируясь по сетке.

Однако, как известно, любое правило имеет свои исключения. Что уж говорить о таком творческом занятии, как фотография. Следование этому правилу далеко не всегда является оптимальным решением. Выбор расположения линии горизонта в кадре (сверху, снизу или посередине) будет зависеть от того, что Вы хотите снять и на что хотите акцентировать основное внимание зрителя. В этой связи можно более подробно остановиться на том, какое расположение горизонта будет предпочтительным в той или иной ситуации:

Горизонт ближе к нижней части кадра

Один из наиболее часто встречающихся и распространённых вариантов расположения линии горизонта– это нижний горизонт. Благодаря размещению горизонта ближе к нижней части фотоизображения, верхняя область снимка становится доминирующей. Она то и притягивает внимание зрителя. Выбор нижнего горизонта выглядит наиболее целесообразным, если Вам требуется уделить большее внимание заднему плану или когда передний план на снимке просто отсутствует.

В пейзажной фотосъемке такой прием часто используется, если фотограф хочет показать зрителю завораживающее по своей красоте небо, потрясающий закат или облака причудливой формы. Не нужно размещать линию горизонта слишком низко, если в верхней области кадра нет ничего, что может заинтересовать зрителя. Это сделает фотографию довольно скучной и не выразительной по своему содержанию. Например, далеко не всегда пустое голубое небо может смотреться интересно и привлекательно, поэтому имеет смысл несколько поднять линию горизонта.

— Линия горизонта ближе к верхней части кадра

Противоположный вариант – когда линия горизонта размещается ближе к верхней границе кадра. Это хорошее решение для тех фотографий, где Вам нужно особо подчеркнуть передний план. Ведь в данном случае доминирующей в композиции уже становится нижняя область фотоизображения. Небо или закат на заднем плане станут лишь дополнением к снимку. Высокий горизонт предпочтителен, когда на переднем плане присутствуют какие-либо интересные объекты или детали, несущие в себе определенную смысловую нагрузку.


Горизонт ближе к верхней части кадра

С верхним и нижним горизонтом необходимо помнить о вертикальных линиях, размещающихся у границ снимка. Это могут быть деревья или архитектурные сооружения. Из-за размещения горизонта эти линии могут получиться вогнутыми по направлению к центру, либо, наоборот, будут выгибаться за границы кадра. Исправить эти возможные недостатки можно в процессе постобработки изображения.

Интересный вариант, который является, как мы уже выяснили, отступлением от общепринятых правил построения композиции. Основная сложность, с которой сталкивается фотограф, размещая линия горизонта по центру кадра – это несбалансированность фотографии, то есть когда одна часть кадра будет визуально «перевешивать» другую. На практике бывает довольно трудно определить правильный баланс фотографии, поэтому такое расположение горизонта следует использовать только в исключительных случаях, когда этого требует общая идея снимка. Например, наиболее выигрышно размещение горизонта посередине будет смотреться на фотографиях с отражением, где изначально гораздо легче получить сбалансированную композицию.


Кроме того, в такой ситуации снимок будет смотреться еще более интересным и привлекательным, если линия горизонта будет прерываться какими-либо объектами, например, идущими от земной поверхности к небу. Это могут быть деревья, столбики, сооружения. За счет них выстроится определенная взаимосвязь между верхней и нижней областью изображения. При использовании центрального расположения следует быть предельно аккуратным: горизонт должен размещаться строго по центру кадра, а не чуть-чуть выше или ниже. В противном случае это усугубит целостное восприятие фотографии. Если Вы решили задуматься о размещении линии горизонта по центру кадра, то помните, что правила композиции вполне можно нарушать, но делать это необходимо обдуманно, взвешивая все за и против.

А можно ли снимать в пейзажной или архитектурной фотографии вообще без горизонта? Например, понятие горизонта при съемке в закрытом помещении, в принципе, само по себе бессмысленно. Разумеется, это возможно и более того во многих случаях вполне оправданно. Зачем разбивать снимок линией горизонта, если голубое небо не способно внести в композицию кадра ничего интересного, лишь визуально утяжелив фотографию. В этой ситуации рекомендуется сосредоточиться на отдельных деталях ландшафта, просто оставив линию горизонта вне кадра.

Итак, выбор размещения линии горизонта целиком зависит от того, что Вы хотите получить и на чем акцентировать основное внимание зрителя. Например, если Вы планируете обратить внимание на яркий передний план, то линию горизонта следует расположить сверху на расстоянии одной трети от границ кадра. Если же хочется сделать акцент на заднем плане, то выбирайте нижний горизонт. В некоторых случаях выгодно использовать центральное расположение, но важно, чтобы отдельные области фотоизображения оказались сбалансированными.

Касательно линии горизонта существует только одна рекомендация, адресованная любителям фотографии. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, лишний раз подумайте над композицией фотографии и оцените кадр по видоискателю или ЖК-дисплею. Потратьте немного свободного времени на то, чтобы подвигать камеру вверх-вниз и вправо-влево для определения наиболее удачного ракурса и выигрышного положения линии горизонта. Это позволит избежать ошибок, способных испортить впечатление от фотографии. Проблему же заваленного горизонта поможет решить электроника. Благо во многих современных цифровых камерах существует функция электронного уровня для облегчения выравнивания аппарата.

На самом деле вопрос о том, как правильно располагать линию горизонта на снимке, во многом дискуссионный. Все зависит не только от композиционных правил, но еще и от личных предпочтений фотографа, а также от его творческой задумки. Иногда даже фотография с заваленным горизонтом, которая противоречит всем общепринятым правилам композиции, может производить невероятно сильное впечатление на зрителей.

Во время просмотра недавно сделанных фотографий обнаружили, что на некоторых из них завалена линия горизонта? Не спешите удалять кадры: их ещё можно спасти. Для этого вам потребуется лишь установить на ПК фоторедактор и прочесть эту статью. В ней пошагово разберемся, как исправить заваленный горизонт, а также расскажем, как можно вовсе предотвратить его появление на ваших фотографиях.

Причины появления

Заваленный горизонт - частый гость на работах начинающих фотографов. Но профессионалов эта беда тоже не всегда обходит стороной. И дело совсем не в опыте и знаниях: иногда сбой дает сама техника и преподносит фотографу неприятный сюрприз в виде подпорченных кадров.

Бывают случаи, когда «завал горизонта» используется в качестве художественного приема. Он называется голландский (или немецкий) угол: съемка осуществляется снизу вверх, а сам кадр в итоге частично завален на бок. В фотографию этот прием пришел из кинематографа: режиссеры немецких экспрессионистских фильмов часто использовали его для изображения беспокойства и дезориентации героя.



Если это не ваш случай, то постарайтесь всеми средствами предотвратить появление на фото неровного горизонта. В большинство современных моделей фотокамер уже встроена функция-помощник. Например, в Canon 60D она называется «электронный уровень». Также можно использовать сетку «правило третей», которая поможет не только проследить за горизонтом, но и распланировать композицию кадра.

Линию горизонта постарайтесь выбирать осознанно. Если снимаете пейзаж, то заранее определите, на чем хотите сделать акцент: на верхней части снимка или нижней. Фотографии, на которых линия горизонта проходит строго по центру, часто проигрывают кадрам, на которых он сдвинут чуть ниже или выше. Например, здесь сделан акцент на небо:



Если избежать появления дефекта не удалось, то воспользуйтесь фоторедактором. Это очень легко! Вы исправите заваленный горизонт в программе всего за три шага.

Шаг 1. Запустите программу

Для начала скачайте программу с нашего сайта. Это не займет много времени: дистрибутив весит 39 МБ - это в десятки раз меньше, чем фотошоп и другие популярные фоторедакторы. Установка тоже не вызовет никаких проблем: процесс стандартен и займет не более трех минут. После её окончания запустите «ФотоМАСТЕР». Кликните по кнопке «Открыть фото» и загрузите снимок, который хотите отредактировать.


Шаг 2. Исправьте горизонт

Теперь перейдем непосредственно к решению нашей проблемы. Для этого обратимся к разделу «Композиция» и выберем опцию «Геометрия». Фото можно исправить «на глаз», но лучше сразу включить сетку: только так вы сможете внести максимально точные правки. Попробуйте и убедитесь сами!



Выровняйте горизонт, ориентируясь на линию, расположенную ближе к нему. Когда это будет сделано, кликните «Обрезать автоматически» и белые края, появившиеся из-за поворота, исчезнут.



Шаг 3. Сохраните результат

Теперь вы знаете, что значит завален горизонт на фото и как его можно исправить. Осталось лишь сохранить обработанное фото. Его можно оставить на компьютере в любом графическом формате: JPG, BMP, PNG и TIFF. Также «ФотоМАСТЕР» позволяет распечатывать снимки, предварительно детально настраивая этот процесса.


Другие возможности: быстрая обработка любых фото

Если фотографии не хватает четкости, то вы можете продолжить редактирование и повысить ее резкость. В разделе «Улучшения» > «Резкость» передвигайте бегунки по шкалам и следите за изменениями снимка на экране. Абсолютно аналогично можно скорректировать и другие параметры фотоснимка: экспозицию, баланс белого, насыщенность и т.д.



Также в программе есть подборка инструментов для проведения ретуши и улучшения пейзажных снимков. К примеру, с помощью вы усилите глубину кадра и поможете заиграть ему новыми красками.

Как видите, если на фото горизонт завален, то это значит, что нужно воспользоваться редактором и исправить ошибку. В «ФотоМАСТЕРе» вы быстро разберетесь с этой проблемой и выровняете горизонт на любом фото на раз-два!