Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В стихах этих — весь Печорин, его мироощущение, его отношение к жизни, его отношение к любви. Таков он в истории с Бэлой, в эксперименте с Мери. Точно так же Печорин ведет себя и по отношению к Вере.

Вера — главная женщина в его жизни. Роман с ней длится, очевидно, еще со времен его юности. Вера — замужняя женщина, однако она не любит своего второго мужа, впрочем, как и первого. Похоже, она всю жизнь любит Печорина. Судьба снова сводит их в Пятигорске, и Вера вверяется ему «с прежней беспечностью».

Однако Печорин вновь заставляет ее страдать и мучиться ревностью. Чтобы отвлечь подозрение от Веры, он обещает ей познакомиться с Литовскими и немного поухаживать за княжной Мери. Однако Печорин «весьма преуспевает» в своем «волокитстве»: Мери Литовская влюбляется в него. И Вера вновь терзается подозрениями, сомневаясь в чувствах Печорина. Узнав от мужа о дуэли Печорина с Грушницким, она не выдерживает и открывается во всем Семену Васильевичу. Муж увозит ее, перед отъездом она пишет Печорину письмо, которое ярко характеризует Веру и ее отношения с Печориным.

Вера — умная, проницательная женщина, она прекрасно понимает душу Печорина, его характер, его внутренний мир. «Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», — пишет Вера. Однако героиня приемлет такую мораль. И в этом сказывается не только недостаток «женственной гордости», но и длительная жизнь Веры в светском обществе, где она усваивает именно такой тип отношений мужчины и женщины.

Вера чувствует, что Печорин глубоко несчастен. И она поддается тайному, чисто женскому желанию пожертвовать собой для того, чтобы сделать своего избранника счастливым. И в этом — глубокое заблуждение героини. Она не может сделать Печорина счастливым, так как никто не может сделать этого. Григорий Александрович не способен к настоящей любви, надежда Веры и ее жертва напрасны. Однако героиня не сознает этого.

Письмо Веры проливает свет на характер ее отношений с Печориным. «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому что ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно...», — признается Вера. Ее чувство к Печорину не что иное, как болезненное обожание, болезненная зависимость. «Любовь охватывает ее с такой силой, что все остальные чувства как бы атрофируются. Она теряет „нравственное равновесие"».

Об этом говорит и сам Печорин, рассуждая о своих отношениях с женщинами. «...Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь», — признается герой в своем дневнике. Именно таковы его отношения с Верой.

Белинский считал, что образ этой героини неуловим и неопределенен, что отношения ее к Печорину похожи на загадку. «То она кажется вам женщиною глубокою, способною к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению; то видите в ней одну слабость и больше ничего. Особенно ощутителен в ней недостаток женственной гордости и чувства своего женственного достоинства, которые не мешают женщине любить горячо и беззаветно, но которые едва ли когда допустят истинно глубокую женщину сносить тиранство любви. Она любит Печорина, а в другой раз выходит замуж, и еще за старика, следовательно, по расчету, по какому бы то ни было; изменив для Печорина одному мужу, изменяет и другому, скорее по слабости, чем по увлечении чувства».

Другой исследователь выдвигает свою версию поведения Веры. «Идеальный и романтический элемент играл большую роль в ее любви, чем страсть», — замечает Стороженко.

Думается, оба критика правы. В отношениях с Печориным, безусловно, Веру привлекает романтизм: таинственность этих отношений, исключительность личности избранника. Но в героине ощутим и недостаток чувства собственного достоинства. Это натура не самостоятельная, слабая, попадающая под чужое влияние. Слабость характера Веры, ее неуверенность подчеркивают последние строки ее письма к Печорину: «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете...» В интонациях Веры — неуверенность, растерянность.

Вместе с тем, вероятно, подсознательно она догадывалась, какое впечатление произведет на Печорина ее послание. И действительно, при возможности потерять Веру она становится для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья». Как безумный он мчится в Ессентуки, пытаясь догнать ее. Однако увидеть Веру Печорину не суждено: он загоняет своего коня и остается в пяти верстах от Ессентуков.

Таким образом, эта история любви лишь подчеркивает одиночество Печорина, его разобщенность с людьми. Вера не могла дать ему счастья, к которому он так стремился, и причина здесь прежде всего в самом Печорине, в его душе.

Вот это сочинение, за которое меня похвалила моя учительница. Залог успеха - вновь одна из любимейших тем, я ее сама выбирала.

А вообще, вы, может, удивитесь, что я в 11 классе по Печорину пишу...Дело в том, что она как-то собрала всех медалистов (а у нас супер класс - 7 человек на медаль идут!) и сказала, что нам надо написать как минимум сочинений 50, чтобы натреенироваться. Ну это не реально, конечно...У нас времени нет просто..Кто-то вообще не стал писать...Я вот штук 5, дай бог, написала.

Вот, собственно. :)

Письмо Веры к Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» роль большинства персонажей, окружающих Печорина, состоит в том, чтобы полнее раскрыть образ самого Печорина. Из уст людей, с которыми он знаком, мы слышим самые различные характеристики, и это формирует единый образ «героя времени». Немаловажную роль среди такого рода характеристик играет прощальное письмо Веры, в котором она рассуждает о том, какой же все-таки Печорин. Так как основная цель этого письма - дать более полное представление о Печорине, посмотрим, какие черты его характера можно выявить по прочтении данного фрагмента.

Печорин получает письмо Веры сразу же после того, как возвращается с дуэли с Грушницким. Его чувства в этот момент обострены, вот почему он так чутко реагирует на все, написанное в письме. В дневнике Печорин описывает дуэль и получение письма уже некоторое время спустя, сидя в крепости у Максим Максимыча, и это, на мой взгляд, немаловажно. Прошло какое-то время и Печорин, вообще склонный к жесткому анализу своих поступков, может описать свои чувства и эмоции четко и ясно, будто со стороны, что позволяет нам получить объективную картину происходящего. А еще важно, что он помнит это письмо наизусть, «каждое слово его неизгладимо врезалось в его памяти». Значит, оно было действительно важно и дорого для него.

Вера пишет письмо, уверенная, что это ее последнее послание Печорину и что они больше никогда не увидятся. Также письмо Веры - это исповедь, все в нем правда. Она рассуждает о своей любви к Печорину и понимает, что он любил ее «как собственность». Вера понимала, что Печорин несчастлив, глубоко несчастлив, и пожертвовала собой, надеясь, что он это когда-нибудь оценит. Но позже, когда Вера узнала Печорина лучше, она поняла, что то была напрасная надежда. Она осознала, что Печорин не из тех, кто оценит жертву: он просто примет ее, насладится, а потом забудет. Но Вера не могла разлюбить Печорина: «Любовь срослась с душой моей».

Вера рассуждает о том, почему она полюбила именно Печорина, а не кого-то другого. «Не потому, что ты был лучше их», - говорит Вера. Ее привлекло то, что в нем было что-то «гордое и таинственное», что в его голосе есть «власть непобедимая», что «никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым», а главное - «ни в ком зло не бывает так привлекательно». Вот какой Печорин: властный, гордый, таинственный, жаждущий любви. Также мы узнаем из Вериного письма, что он умеет, как никто другой, пользоваться своими преимуществами, а значит, он хорошо разбирается в себе, четко представляет, какие у него недостатки, а какие преимущества.

Еще Вера утверждает, что «никто не может быть так истинно несчастлив, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». Она считает Печорина несчастным. Вот потому она и надеялась своей любовью осчастливить его, но для Печорина это не оказалось настоящим счастьем, хотя он воспользовался любовью отдавшейся ему Веры. Возможно, он сам точно не знает, в чем для него счастье. И вместе с тем, Вера говорит, что он пытается казаться счастливым, довольным, успешным, но это делает его только еще более несчастным, а, значит, в этой его попытке казаться каким-то другим, он не удачен и не способен обмануть чуткость Веры и, наверное, многих других людей, его окружающих.

Из письма Веры мы выносим представление о Печорине еще и как об эгоисте. Нам позволяет сделать этот вывод фраза Веры: «Она (причина) тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня». Она уже хорошо знает, что Печорина интересует и волнует только то, что касается лично его, а проблемы других ему безразличны. Также Вера говорит: «Я погибла, - но что за нужда?» Эта фраза является еще одним доказательством того, что она понимает, что гибель других, их проблемы и несчастья не представляют для Печорина особого интереса.

В конце она просит Печорина, чтобы он, если уж не любил, то хотя бы помнил о ней, и просит ради нее не жениться на Мери. Отчаяние звучит в ее последней фразе: «Ты должен принести мне эту жертву: я для тебя потеряла все на свете». Она все же надеется, что Печорин хоть что-то сделает ради нее.

Печорина это письмо приводит в отчаяние. Он вскакивает на коня, пытается догнать Веру, догнать ускользающее от него счастье. Но вот его лошадь не выдерживает бешеной скачки и падает в изнеможении. Все кончено. Он падает на землю, и вопль рыданий вырывается из его груди. Когда Печорин приходит в себя, он «понимает, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно». И когда он приходит домой, он даже рад, что этот вот случай заставил его пройтись пешком и нагулять аппетит. Как это в духе Печорина! Забывать и обесценивать так быстро то, что так недавно было ему дорого. Он сам говорил про себя, «что я никогда ничем очень не дорожу». Да, это чистая правда. И это-то страшно.

Так как сам Печорин говорит о Вере, что «это одна женщина, которая меня поняла совершенно» - роль этого эпизода именно в том, что мы узнаем самую верную характеристику Печорина, с которой согласен и он сам. Именно в этом письме перед нами предстает тот самый Печорин, тот самый «герой времени». Мы узнаем, как ведет себя Печорин по отношению к любимой женщине, что для него вообще значит Любовь, а, на мой взгляд, именно отношение человека к любви говорит нам самое важное, самое верное о нем.

Значение письма Веры к Печорину в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

В прощальном письме к Печорину, героиня романа говорит: «…ты любишь меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Главный герой ценит Веру за то, что только она поняла его, за ее искренность и отношение к себе.

Очерствевшее сердце Печорина страстно откликается на любовь этой женщины. При одной мысли, что он может навсегда потерять ее, Вера становится для него дороже всего на свете. Он мчится за ней – хочет ее догнать, а, может быть, даже настигнуть и свою судьбу, все то, что некогда потерял. И когда его конь рухнул, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Письмо Веры явилось прощанием и, вместе с тем, исповедью женщины, которая долгое время любила Печорина, хорошо знала его характер и проникла во все тайны его души. В нем героиня высказала все, что накопилось у нее на сердце. С самого начала она поняла, что любовь Печорина эгоистична, что она не принесет ей счастья.

Покорившись Печорину, Вера признается в письме, что нем есть что-то «особенное…ему одному свойственно, что-то гордое и таинственное». В его голосе – «власть непобедимая». Даже зло в нем привлекательно, а взор обещает только блаженство. Но все это оказывается обманом.

Тем не менее, Вера – единственная женщина, которую спустя годы Печорин любит и не мыслит остаться без нее. После долгой разлуки с Верой герой, как и прежде, услышал трепет своего сердца: звуки ее милого голоса возродили прежнее чувство. В ее сердце живет большая и чистая любовь.

Несмотря на их взаимные чувства, отношения у этих людей не сложились. За время их любви Вера сменила мужей, не любя ни одного, ни другого. Вера уверена в себе.

Жестокость логики в жизни подчеркивает эпизод письма. Убит Грушницкий; и на Печорина Обрушивается новый удар – потеря Веры. Конь не выдерживает безумной скачки. Печорин пешком возвращается в Кисловодск, где засыпает «сном Наполеона после Ватерлоо». После всем известной битвы, Наполеон проспал более полутора суток, проиграв. Так и наш герой.

Истощив все душевные силы, Вера не способна полюбить вновь. Она поняла, что погибла, но это не волнует ее. «Для тебя я потеряла все на свете», - так заканчивается ее письмо.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы.

Через образ главного героя романа, Григория Печорина, автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века. С большой психологической точностью изображается в романе чувство любви. Этим чувством проникнуты многие страницы произведения.

Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной. В обычной трактовке образа Печорин представляется героем с «холодным сердцем», не способным любить. Но в романе есть женский образ, который не позволяет так однозначно судить о Печорине. Это образ Веры.

Для главного героя Вера выделяется из числа всех женщин. Она «единственная женщина в мире», которую он «не в силах был бы обмануть». Кроме того, Вера - единственный человек в романе, который действительно понимает Печорина. Она принимает его таким, какой он есть, с его пороками и двойственностью: «никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Письмо Веры композиционно располагается ближе к финалу повести «Княжна Мери». Этот фрагмент выполняет две задачи в повествовании. Во-первых, он раскрывает всю силу прекрасной женской души, способной на чистую и безответную любовь. Вторая задача письма – более глубокое понимание характера Печорина. По сути, в письме речь идёт о тех самых чертах, которые открывает в себе и о которых рассуждает главный герой: сомнение, равнодушие, индивидуализм, власть над чужими чувствами. Вера как будто откликается на его признания.

Сравним некоторые высказывания Печорина с текстом Вериного письма.

Печорин спрашивает себя: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» Как бы отвечая на этот вопрос, Вера пишет: «…ни в ком зло не бывает так привлекательно…». Печорин: «Я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!» Вера откликается: «…никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым...» Григорий Александрович признается: «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на моём пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душеные силы». А Вера подтверждает: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Печорин: «Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…» Вера: «…ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды».

Воистину, эта героиня имела право сказать, что «проникла во все тайны души Печорина». Так прислушаемся же к тому, что говорит о главном герое женщина, которая поняла его лучше всех: «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! Но в твоей природе есть что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая…никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

В последней фразе раскрывается очень важная мысль. Печорин не может признаться самому себе в том, что он несчастлив. Он продолжает заниматься самообманом и двигаться к пропасти. И Вера, которая так нежно и беззаветно любила Григория Александровича, смогла понять это и предупредить своего возлюбленного. Но он не прислушался к ее словам.

Любовь Веры оказывается сильнее холодного разума и тонкого расчета Печорина: «… ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты поймёшь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий»; «моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Потерять всё ради любви – позиция, противоположная печоринской. Так, образ Веры противопоставляется Печорину.

Но и герой не остается равнодушным к такому проявлению чувств, какое выказала Вера в своем письме: «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!», «я упал на мокрую траву и заплакал как ребёнок».

До сих пор Печорин сам нередко становился причиной чужих слез: плакал Казбич, потеряв коня, почти до слёз доводил Печорин Азамата, плакала Бэла, слепой мальчик, княжна Мери и княгиня Лиговская. Но лишь эти слезы, слезы от потери Веры – знак истинности и искренности чувства того, кто с рассудочным хладнокровием взирал на слезы других. Это уже потом, когда «мысли придут в обычный порядок», Печорину удастся убедить себя в бессмысленности погони «за потерянным счастьем», он даже цинично отметит: «…приятно, что я могу плакать». И всё же переживания, связанные с потерей Веры, – ярчайшее подтверждение того, что, по выражению Белинского, «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля».


После прочтения письма Веры к Печорину мы понимаем, что сердце главного героя не «камень». Он всегда был любим женщинами. И однажды, сам испытал это чувство. Его избранницей стала Вера. В романе она появляется, как напоминание о пылкой молодости Печорина. Она также стала жертвой его необычного характера. Но только, в отличие от других, их стремления были взаимны. История их любви печальна. Печорин сильно и глубоко любил Веру. Но его чувства принесли ей много страданий и горя.
В прощальном письме к Печорину, героиня романа говорит: «…ты любишь меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Главный герой ценит Веру за то, что только она поняла его, за ее искренность и отношение к себе.
Очерствевшее сердце Печорина страстно откликается на любовь этой женщины. При одной мысли, что он может навсегда потерять ее, Вера становится для него дороже всего на свете. Он мчится за ней – хочет ее догнать, а, может быть, даже настигнуть и свою судьбу, все то, что некогда потерял. И когда его конь рухнул, Печорин «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».
Письмо Веры явилось прощанием и, вместе с тем, исповедью женщины, которая долгое время любила Печорина, хорошо знала его характер и проникла во все тайны его души. В нем героиня высказала все, что накопилось у нее на сердце. С самого начала она поняла, что любовь Печорина эгоистична, что она не принесет ей счастья.
Покорившись Печорину, Вера признается в письме, что нем есть что-то «особенное…ему одному свойственно, что-то гордое и таинственное». В его голосе – «власть непобедимая». Даже зло в нем привлекательно, а взор обещает только блаженство. Но все это оказывается обманом.
Тем не менее, Вера – единственная женщина, которую спустя годы Печорин любит и не мыслит остаться без нее. После долгой разлуки с Верой герой, как и прежде, услышал трепет своего сердца: звуки ее милого голоса возродили прежнее чувство. В ее сердце живет большая и чистая любовь.
Несмотря на их взаимные чувства, отношения у этих людей не сложились. За время их любви Вера сменила мужей, не любя ни одного, ни другого. Вера уверена в себе.
Жестокость логики в жизни подчеркивает эпизод письма. Убит Грушницкий; и на Печорина Обрушивается новый удар – потеря Веры. Конь не выдерживает безумной скачки. Печорин пешком возвращается в Кисловодск, где засыпает «сном Наполеона после Ватерлоо». После всем известной битвы, Наполеон проспал более полутора суток, проиграв. Так и наш герой.
Истощив все душевные силы, Вера не способна полюбить вновь. Она поняла, что погибла, но это не волнует ее. «Для тебя я потеряла все на свете», - так заканчивается ее письмо.