Отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства. Когда ООО – это субъект малого предпринимательства

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие — средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек).

Второе условие — выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий и 1 млрд. руб. для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Комментируемым законом требование к такой периодичности исключено.
Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) — доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. « »). Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины (см. « »).

ИП - это субъекты малого бизнеса согласно, прежде всего, численности штатных сотрудников. Критерием, согласно которому то или иное предприятие относится к малому бизнесу, является количество как штатных сотрудников, так и работающих по трудовому договору. Субъектами малого бизнеса согласно статье 3 Закона под номером 88-ФЗ являются различные коммерческие организации, в которых доля РФ в уставном капитале, субъектов РФ, общественных организаций и религиозных объединений, благотворительных обществ не более 25%. Доля лица, не относящегося к субъектам малого хозяйствования, также не превышает 25%. Среднее количество сотрудников за отчётный период не превышает: в промышленном блоке, для строительной сферы и на транспорте - не более 100 человек, в сельском хозяйстве и научной сфере - 60 человек, для розничной торговли и оказании услуг бытового характера - 30 человек, для ведения оптовой торговли и в остальных случаях - 50 человек.

Полноправными участниками сферы ведения хозяйства являются и индивидуальные предприниматели, субъекты малого бизнеса они еще и потому, что численность их ИП зачастую одно физическое лицо. Действуют они без образования юридического лица. Индивидуальные предпринимательства с общей численностью работников до 15 человек и отчисляющие налоги по упрощённой системе налогообложения также являются субъектами малого предпринимательства, причём вне зависимости от вида самой деятельности.

Не относятся к субъектам малого бизнеса государственные и муниципальные предприятия и организации.

На практике существует проблема единого подхода ко всем субъектам малого бизнеса. Хотя получение такого статуса играет весьма важную роль, так как он позволяет воспользоваться законом № 209 ФЗ, гарантирующим поддержку государства при развитии бизнеса и возможность защитить права и интересы предпринимателя. Предприниматели, которые осуществляют не один вид хозяйственной деятельности, тоже относятся к субъектам малого бизнеса, если число работников не более 100 человек. Размер прибыли при такой форме хозяйствования без учёта налога на добавленную стоимость не должен превысить максимальные значения, установленные законом.

Правовое положение субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, в частности, определяется законом № 209-ФЗ. Политика государства в сфере развития и поддержания малого бизнеса осуществляется государственными органами и направлена на решение правовых, экономических, образовательных и других вопросов; принимает по необходимости консультационные, обучающие и информационные меры к участникам товарооборота.

В целом же государственная политика в этой сфере направлена на:

Развитие малых предпринимательств для формирования адекватной конкурентной среды в экономике;

Обеспечение условий для развития уже существующих субъектов малого бизнеса;

Поддержку конкурентоспособности таких субъектов;

Постепенное увеличение общего количества предпринимателей в целях уменьшения безработицы;

Увеличение налоговых поступлений в бюджет за счёт регистрации новых субъектов малого предпринимательства.

Не могут стать субъектами малого предпринимательства лица, занимающиеся производством или продажей подакцизных товаров, организацией лотерей, ведущие банковскую и аудиторскую деятельность, а также занятые в сфере кредитных организаций, на рынке ценных бумаг, добычи нефти и нефтепродуктов, игорного бизнеса и хранения зерна, даже если индивидуальные предприниматели - субъекты малого бизнеса.

В настоящее время достаточно низкий уровень развития малого предпринимательства связывают и с недостаточным кредитованием этой сферы. По статистике только треть заявителей получают положительный ответ при потребности в займе. Сейчас малый бизнес находится на достаточно низком уровне. Этому способствует налоговая нагрузка, неимение достаточных финансовых возможностей для развития бизнеса, коррупция в государственных органах, высокая стоимость арендной платы, трудности с поиском персонала достаточной квалификации и проблемы, возникающие при регистрации индивидуального предпринимателя и прочих организаций.

Принадлежность предприятия к субъектам малого бизнеса позволяет предприятиям пользоваться налоговыми послаблениями и льготами, предоставляемыми государством. Порядок причисления предприятий к малому бизнесу четко определен.

При соответствии данных коммерческой фирмы критериям право применить льготы возникает у предприятий :

  • Зарегистрированных в качестве юридических лиц.
  • Оформленных как индивидуальные предприниматели.

Не относятся к малым предприятиям унитарные муниципальные и государственные учреждения. Малые предприятия имеют хорошие условия для роста и развития благодаря упрощенным положениям учета, установленным на законодательном уровне. Плюсом малых предприятий служит возможность привлечения государственных субсидий.

На законодательном уровне новые параметры и критерии установлены Постановлением Правительства от 04.04.2016 года № 265. Нововведения вступили в силу с 01 августа 2016 года и продолжают действовать в 2019 году.

Правила отнесения к малому бизнесу

Законодательство не обязывает предприятия получать свидетельство о принадлежности к субъектам малого бизнеса. Для использования льгот необходимо соблюдать ограничительные критерии.

Юридические лица для отнесения к малому бизнесу должны соблюдать требования по вхождению в долей учредителей:

  • Общая часть капитала российских предприятий различных форм не должно превышать 49% общей стоимости уставного фонда.
  • Суммарная доля вхождения иностранных предприятий – не более 49% капитала.
  • Общая доля участия в уставном капитале других компаний, не принадлежащих к субъектам малого бизнеса – не более 25%.

Критерии не распространяются на ИП в связи с отсутствием у предпринимателей уставного капитала и учредителей. Право на принадлежность к малому бизнесу юридическое лицо может потерять, начиная с даты внесения изменений в реестр (в случае превышения установленных лимитов участия).

Остальные критерии действуют применительно к ИП и организациям. Предприятие не должно превысить:

  • Размер годовой выручки в сумме 800 млн. рублей. Доход определяется в рамках календарного года. Порядок определения дохода установлен НК РФ. Для предприятий, использующих режим , учитывается вмененный доход.
  • Численность работников в количестве 100 человек. Расчет производится по правилам определения , установленным актами органов статистики.

Организация или ИП могут потерять статус малого предприятия при превышении показателей, возникших на протяжении 3-х последовательно взятых лет. Смена статуса и лишение льгот устанавливаются с начала нового календарного периода. Например, если в течение 2016 – 2018 годов компания не выдержала нормативы, лишение статуса произойдет в 2019 году. При определении лимитов учитываются данные, действующие в календарном периоде (закон не имеет обратной силы).

Для вновь организованных предприятий критерии первого года деятельности определяются с момента регистрации до конца календарного периода. Предприятия, использующие в деятельности патент, автоматически принадлежат к микро бизнесу.

Порядок отнесения среднему бизнесу

В 2019 году критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу составляют:

  • Численность (среднесписочная) работников в пределах от 101 до 250 человек.
  • Величина выручки – не выше 2 000 млн. рублей.

Аналогично критериям определения малых предприятий показатели учитываются по 3-м последовательно взятым годам. На предприятия распространяются требования по включению долей других предприятий.

Таблица. Критерии отнесения предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Нововведения

В 2016 году произошли изменения в отношении предприятий малого бизнеса , позволяющие:

  • Расширить число субъектов благодаря увеличению предельных критерий принадлежности (порядок действует с июля 2015 года).
  • Увеличен перечень предприятий, имеющих право на принадлежность к малым предприятиям (применяется с июля 2015 года).
  • Изменить порядок определения численности. Применяемый ранее показатель заменен на среднесписочный.
  • Исключить организацию или ИП из списка проверяемых ИФНС компаний по графику плановых проверок.

Налоговые каникулы при условии обращения в ИФНС предоставляются на 3 года.

Льготы для малого предприятия

Законодательством установлены льготы и налоговые послабления ведения деятельности.

Малое предприятие имеет право :

  1. Не устанавливать лимита . При ведении расчетов наличными деньгами можно иметь неограниченную величину сумм в кассе и использовать средства для любого экономически оправданного назначения. Для применения безлимитных денежных оборотов необходимо утвердить порядок в учетной политике. Условие действует также в отношении всех индивидуальных предпринимателей.
  2. Представлять бухгалтерскую отчетность в ограниченном формате. Компании подают балансы формы 1 и 2 и отчет о целевом использовании полученных средств (за период 2015 года). Формы составляются в упрощенном виде с укрупненными показателями.
  3. Подавать статистическую отчетность в упрощенном виде.
  4. Вести повседневный учет по ограниченным счетам. На формирование показателей не действуют ПБУ, обязательные для записи операций бухучета. Если предприятие принадлежит к категории микро с численностью менее 15 человек и выручкой ниже 120 млн. рублей, вести учет в бухгалтерии можно сплошным способом без ведения двойной записи.
  5. Участвовать в программах , предоставляемых банками.

Субъекты малого бизнеса имеют возможность получать . Внедрены и успешно действуют программы, поддерживающие компании малого бизнеса.

Помощь безвозмездного характера получают в первую очередь предприятия:

  • Ведущие деятельность в производственном или сельскохозяйственном направлениях.
  • Вложившие собственные средства в приобретение оборудования, имущества и использующие его в предпринимательской деятельности.
  • Организующие новые рабочие места или планирующие их создавать.

Для получения инвестиций необходимо обратиться в органы исполнительной власти регионального или муниципального уровня и представить необходимые документы, основным из которых является .

В региональных актах большинства субъектов предусмотрены дополнительные льготы, например, относительно или ставок при уплате единого налога при ведении .

Налоговые проверки

Начиная с 2016 года, субъекты малого бизнеса приобрели возможность использовать налоговые каникулы . Компания, при условии отсутствия грубых нарушений в предыдущих периодах, имеет право исключить себя из плана проверок. Контроль над деятельностью будет осуществляться , по данным представляемой отчетности.

Получение льготы осуществляется ИФНС после обращения малого предприятия. В налоговый орган подается заявление с приложением документов, подтверждающих право отнесения к предприятиям малого бизнеса. На период 2016 – 2019 годы предусмотрена отмена неналоговых проверок – санитарного контроля, пожарной охраны и аналогичных. На внеплановые проверки льгота не распространяется.

О поддержке малого и среднего бизнеса в России смотрите в следующем видео сюжете:

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

Государство в целях увеличения занятости населения идёт навстречу малому бизнесу путём снижения налоговой и административной нагрузки.

Рассматривая вариант открытия собственного дела, возникает вопрос, кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Законодательные основы

Субъектом малого бизнеса может быть коммерческое предприятие или индивидуальный предприниматель с основной целью - получение прибыли.

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, разделяют на несколько категорий:

  • ведение крестьянского, фермерского хозяйства;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственное партнёрство.

Формирования, не подпадающие под понятие малый бизнес:

  • муниципальные и государственные общества;
  • некоммерческие общества.

Статистика

На сегодняшний день в Реестре МП зарегистрировано более 257 тысяч тех организаций, какие относятся к субъектам малого предпринимательства, из них индивидуальных предпринимателей больше 30 тысяч.

Критерии, позволяющие расценивать предприятие как малое

Основные требования при отнесении бизнеса к категории малого - численность наемных работников и размер дохода.

Для малых предприятий среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 100 человек. Если речь идёт о микробизнесе, то сотрудников должно быть не более 15.

Максимальная сумма выручки за 1 год, без учета НДС, не может превышать 800 млн рублей, нижняя планка - 400 млн рублей. Если речь идет о микробизнесе, то выручка должна быть от 60 до 120 млн рублей.

Доля в уставном капитале малого предприятии других организаций, не подпадающих под это определение, не должна превышать 49%.

Для индивидуальных предпринимателей такие же критерии определения категории бизнеса. Если у ИП нет в штате сотрудников, то категория МП определяется только по размеру выручки. Предприниматели, которые выбрали патентную систему налогообложения, однозначно относят к категории малого предприятия.

Возникает логический вопрос - относятся ли ООО к субъектам малого предпринимательства? Да, относятся, если соответствуют вышеописанным критериям.

Когда утрачивается статус МП?

Даже если предприятие превысило граничный лимит по выручке или по количеству сотрудников, то статус малого предприятия еще не будет утрачен на протяжении 3 лет. К примеру, если лимит по выручке был превышен в 2015 года, то перейти на общую систему придется только в 2018 году.

Реестр субъектов

К субъектам малого предпринимательства относятся лица, внесенные в Единый реестр. Ознакомиться с данными можно на сайте налоговой службы. Все сведения попадают туда автоматические при регистрации предприятия и подаче налоговой отчетности. После внесения в реестр малые предприятия больше не обязаны подтверждать свой статус, как ранее, когда приходилось подавать финансовую отчетность и отчет по среднесписочному составу.

В свободном доступе можно узнать следующие сведения:

  • наименование и организационно-правовую форму предприятия;
  • категорию, то есть предприятие является малым, средним или микро;
  • КВЭД;
  • наличие лицензий.

Если вдруг нет информации, относится ли организация к субъектам малого предпринимательства, либо она не соответствует действительности, то такое лицо должно подать заявку оператору Реестра, чтобы данные были проверены и внесены соответствующие изменения.

При желании самого субъекта малого бизнеса в реестр могут вноситься другие сведения, к примеру, о выпускаемой продукции, сотрудничает ли предприятие с государственными органами и свои контактные данные.

Преимущества статуса МП

Для тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства, предусмотрены определенные льготы. Государство, таким образом, пытается вывести из тени бизнес, снизить расходы на пособия по безработице, создать новые рабочие места, улучшить климат для развития инноваций. Естественно, что самый простой путь к достижению этих целей - это упрощение процедуры регистрации, снижение административного давления со стороны государственных органов и уменьшение налоговой нагрузки.

Преференции для МП:

  1. Льготное налогообложение. Это специальные режимы, ЕНВД, ПСН, УСН или ЕХСН. Местные власти имеют право на установление минимальных ставок. К примеру, если УСН на уровне государства установлен в размере 6%, то местные власти вправе снизить налог до 1%. Если индивидуальный предприниматель регистрируется впервые, то региональные власти могут освободить такое лицо от уплаты налогов на срок до 2 лет.
  2. Финансовые льготы. На уровне государства предусмотрены гранты и безвозмездные субсидии. Денежные средства могут выдаваться под частичное погашение по лизинговым договорам или на участие в выставочных мероприятиях. Программы действуют до 2020 года.
  3. Административные послабления. Такие преимущества в виде упрощённой системы ведения бухгалтерского учета и кассовой дисциплины. Предусматриваются надзорные каникулы, то его ограничивается количество и периодичность проверок. Существует и государственная квота в размере 15% от всех заказов, то есть в эти проценты попадают МП.

Для микропредприятий в этом году предусмотрены дополнительные льготы, такие лица могут отказаться от практики принятия локальных документов, к примеру, не нужно создавать правила внутреннего трудового распорядка или составлять графики сменности. Однако такие условия придется внести в трудовой договор с каждым сотрудником. Если бизнес утрачивает статус микропредприятия, то создать все локальные документы оно должно за 4 месяца.

Проверки

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, к которым применяются сокращенные сроки проведения проверок. Каждый контролирующий орган не вправе проверять субъект МП более чем 50 часов в 12 месяцев. Для микропредприятий вообще минимальный срок - не более 15 часов в год.

Предприятия, которые попадают в категорию МП, имеют право на налоговые каникулы, которые действуют до конца 2018 года. Однако такие послабления действуют только в отношении плановых проверок. Если на предпринимателя поступила жалоба с информацией о нарушении законодательства, то к такому лицу придут проверяющие органы для уточнения полученных данных.

Ответственность

Не стоит забывать, что даже те, кто относится к субъектам малого предпринимательства, несут ответственность за свои неправомерные деяния. Если предприниматель или другое малое предприятие нарушит требования и условия, предусмотренные лицензией или разрешением на осуществление определенного вида деятельности, то последует следующая ответственность:

  • Вынесение предупреждения и наложение административного штрафа до 2 тыс. рублей. Эта мера предусмотрена для граждан.
  • Штраф для должностных лиц предусмотрен выше - до 4 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц - до 40 тыс. рублей.

Более высокие штрафные санкции предусмотрены для тех случаев, когда нарушение можно считать грубым. Хотя законодательством не предусматриваются критерии определения грубого проступка. По сути, такие нарушения должны предусматриваться лицензионными правилами.

Также предусматриваются административные штрафы и для тех лиц, кто относится к субъектам малого предпринимательства, но осуществляет определенную деятельность без разрешительных документов. Размер наказания в этом случае меньше, но если такие деяния продолжаются и могут квалифицироваться как грубые, то это уже другой порядок цифр. К примеру, за отсутствующее разрешение на тот вид деятельности, который обязательно подлежит получению такого документа для предпринимателей предусматривает штраф до 20 тыс. рублей с приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Потенциал

Экономический спад не лучшим образом отразился на субъектах малого бизнеса, поэтому без поддержки со стороны государства количество рабочих мест будет только сокращаться, опять предприниматели будут уходить в «тень». Поэтому очень важно, чтобы законодатель не только декларировал помощь, а действительно помогал, субсидировал уплату процентов по кредитным договорам и давал большие объемы для МП при государственных закупках.