Обзор Sony Cyber-shot DSC-RX100 − Большие возможности еще никогда не были столь компактны. Автофокусировка и скорость работы

На что способен новый компакт из прославленной серии RX100.

Пять лет назад Sony презентовала модель RX100, компактную камеру, которая легко умещается в кармане брюк и при этом может делать прекрасные фотографии.

Модель регулярно обновлялась, и сейчас доступна пятая версия RX100 V.

В какой-то степени камера стала заложником своего форм-фактора. Многие энтузиасты и профессиональные фотографы даже не подозревают, что эта маленькая камера может снимать со скоростью 24 к/с и при этом выполнять автофокусировку и коррекцию экспозиции между кадрами.

Сравнение камер серии RX100

Sony Cyber-shot RX100 V Sony Cyber-shot RX100 IV Sony Cyber-shot RX100 III Sony Cyber-shot RX100 II Sony Cyber-shot RX100 II
Матрица 1« 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп
Объектив ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9
Формат снимков RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648)
Формат видео 3840×2160@30p, 1920×1080@120p, 1136×384@1000p 3840×2160@30p, 1920×1080@60p, 1280×720@120p, 1110×384@1000p 1920×1080@60p, 1440×1080@30p, 1280×720@120p 1920×1080@60p, 1280×720@60p 1920×1080@60p, 1280×720@60p
Диапазон ISO ISO 125–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 125–6400 (80–25600)
Диапазон выдержек 1/32000–30 c 1/32000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с
Экран « LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2,36 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х электронный, разрешение - 1,44 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х нет нет
Вспышка встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 15 м
Wi-Fi встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC Eye-Fi
Память карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч
Размеры и вес 102×58×41 мм, 299 г 102x58x41 мм, 298 г 102x58x41 мм, 290 г 102x58x38 мм, 281 г 102x58x36 мм, 240 г
Цена в России 79 990 ₽ 69 990 ₽ 53 990 ₽ 44 990 ₽ 34 990 ₽





Если не ошибаюсь, первая модель Sony Cyber-shot DSC-RX100 довольно скоро получила прозвище «рыкса», позаимствовав прозвище у неслабого автомобиля Mazda RX-8. Может, конечно, у предшествующей модели Mazda RX-7, но здесь, думаю, надо остановиться, ибо есть опасность копать до Рыксы Лотарингской, но ничего не выкопать.

Вернемся к моделям Sony. Рыкса DSC-RX100 стала, конечно, очень заметным явлением. Не все ее купили, но я помню много людей, которые собирались это сделать. Или очень хотели. Но уж больно кусалась цена: примерно 25 000 в 2012 году за компактную камеру. Это же не айфон, чтобы выкладывать такую сумму! Но все равно многие хотели купить, про камеру ходили слухи, что на дюймовой матрице она творит чудеса и снимает не хуже зеркалки. И все потому, что Sony другим отдает матрицы второго сорта, а себе оставляет первого…

Sony RX100 Sony RX100 II Sony RX100 III Sony RX100 IV
Дата анонса июль 2012 июнь 2013 май 2014 июль 2015
Влаго- и пылезащита корпуса нет данных
Матрица Exmor R CMOS, 20 Мп, 1″ Exmor RS CMOS
20 Мп, 1″
Объектив Vario-Sonnar T, f/1.8-4.9, 28-100mm Vario-Sonnar T, f/1.8-2.8, 24-70mm
Минимальное расстояние фокусировки от 5 см в широкоугольном положении
от 30 см в положении «теле»
Чувствительность, ISO 100 - 25 600 160 - 12 800
100 - 25 600 *
125 - 12 800
80 - 25 600 *
Автофокус (с определением лиц) контрастный
Экран RGB, 3″, 1 228 800 точек, фиксированный RGB, 3″, 1 228 800 точек, откидной
Видоискатель нет опция (электронный) OLED, 1 440 000 точек, 100%, 0,59x OLED, 2 360 000 точек, 100%, 0,59x
Скорость серийной съемки 10 fps 16 fps
Видео 1920×1080 50p 3840×2160 30p
Стабилизатор оптический
Процессор Bionz Bionz X
Затвор 30 - 1/2000, механич. 30 - 1/2000, механич., до 1/32000 электрон.
Карты памяти SD / SDHC / SDXC, Memory Stick Pro Duo / Pro-HG Duo
Wi-Fi / USB / GPS опция / USB 2.0 / нет встроенный / USB 2.0 / нет
Ресурс аккумулятора (стандарт CIPA) 330 350 320 280
Размеры, вес 102×58×36 мм, 240 г 102×58×36 мм, 281 г 102×58×38 мм, 290 г 102×58×41 мм, 298 г
Цена T-8270355 T-10405658 T-10846608 T-12767152

Потом Sony Cyber-shot DSC-RX100 стала эволюционировать - каждый год появлялась новая модификация. В таблице выше хорошо видно, что новенького появлялось в каждой модели. RX100 III получила новый светосильный объектив. С меньшим диапазоном фокусных расстояний, но зато с более широким углом (ЭФР = 24 мм) и светосилой f/2,8 в положении «теле». Кроме того, у третьей «рыксы» появился встроенный OLED-видоискатель и более мощный процессор Bionz X. А у четвертой - , электронный затвор, возможность снимать 4K-видео и серийная съемка до 16 fps. Но за это пришлось расплачиваться: ресурс аккумулятора упал до 280 кадров по стандарту CIPA, а вес увеличился до 298 граммов. И еще заметно выросла цена. Размеры модификаций, конструкция корпуса, диапазон чувствительности ISO - все это менялось несильно.

Мы не будем расписывать все достоинства новинки, их можно найти , там очень подробно и по делу рассказывается обо всех новых возможностях. А наше дело - выявить то, что мы можем выявить в тестах. В конце концов, видео с суперзамедлением до 40 раз - это важно и прикольно, но Homo Photos (человек фотографирующий) больше всего интересуется шумами и точностью автофокуса. Хотя некоторые возможности Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV исключительно интересны - например, возможность снимать фотографии с разрешением до 17 Мп во время видеосъемки без негативных последствий для видео.

Основные характеристики
Корпус, защита Металлический сплав, данных по защите нет
Объектив Vario-Sonnar T, f/1.8-2.8, 8.8-25.7mm, экв. фокусное расстояние - 24-70 мм
Матрица Матрица 20 Мп, Exmor RS CMOS, 1″ (13,2×8,8 мм);
коэффициент пересчета фокусного расстояния - 2,73
Светочувствительность ISO 125 - 12 800, в расширенном режиме - ISO 80 - 25 600
Управление фокусировкой Контрастный автофокус с функциями «распознавание лица» и «фокусировка по глазам»
Управление экспозицией Управление экспозицией TTL, мультисекторный, матричный
Экран 3,0 дюйма RGB, 1 228 800 точек, откидной. Угол обзора ≈170°, покрытие кадра ≈100%
Видоискатель Электронный, OLED, 2 360 000 точек, покрытие кадра ≈100%, увеличение ≈0,59x
Стабилизация изображения В режиме фото: оптическая. В режиме видео: интеллектуальная стабилизация (оптическая с электронной компенсацией искажений)
Режимы съемки
  • Интеллектуальный авторежим / Суперавторежим;
  • PASM (фото, видео);
  • Режим вызова из памяти (MR) 1,2,3;
  • Панорама;
  • Выбор сцены.
Серийная съемка До 16 кадров в секунду
Затвор Механический: 30 - 1/2000 с, электронный 30 - 1/32 000 с
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит, несжатый), RAW + JPEG
Видео Максимальное разрешение 4K, 3840×2160 30p в формате XAVC, съемка Full HD - возможна в формате AVCHD вер. 2.0
Память 1 универсальный слот: SD / SDHC / SDXC, Memory Stick Pro Duo / Pro-HG Duo
Источник питания Литий-ионная аккумуляторная батарея NP-BX1 (≈280 кадров по стандарту CIPA)
Размеры, вес 101,6 × 58,1 × 41,0 мм; 298 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак» нет
Встроенная вспышка есть, ведущее число до 10,2 (ISO Auto)
Подсветка автофокуса есть
Брекетинг По экспозиции, по балансу белого, по параметрам DRO (оптимизатора динамического диапазона)
Интерфейс
  • Мультиразъем/разъем Micro-USB, высокоскоростной USB (USB 2.0);
  • Micro-HDMI;
  • Wi-Fi (IEEE802.11 b/g/n, диапазон 2,4 ГГц);
Wi-Fi / USB / GPS Встроенный модуль / USB 2.0 / нет
Автоспуск
  • 10 / 5 / 2 с.
  • 3 или 5 последовательных кадра с задержкой 10 / 5 / 2 с.
  • Кадры с брекетингом с задержкой 10 / 5 / 2 с.
Форматы съемки JPEG, 3:2 - 20 Мп (5472×3648), 4:3 - 18 Мп (4864×3648), 16:9 - 17 Мп (5472×3080), 1:1 - 13 Мп (3648×3648)
Особенности
  • Процессор Bionz X.
  • Антидисторсионный электронный затвор с минимальной выдержкой 1/32000 с.
  • Автофокусировки по глазам.
  • Дистанционное беспроводное управление съемкой.
  • Полноценная фотосъемка в режиме видеосъемки, в том числе автоматическая (интервальная).

Количество функций Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV очень велико. Некоторые видны в паспортных характеристиках, с некоторыми мы познакомимся в следующей главе, постараемся ничего интересного не пропустить. Но охватить все просто невозможно. Кроме того, мы не будем подробно останавливаться на возможностях видео, поскольку в разделе «Цифровое видео».

Но главное, что вырисовывается (особенно если проследить историю развития камер Sony DSC-RX100):

  • Производитель считает дизайн и конструкцию камеры удачными, старается их не трогать (помните анекдот про программиста, который велел сыну не трогать Солнышко, если оно работает?).
  • При этом растет плотность конструкции и монтажа электроники, камера становится тяжелее, растет ее энергопотребление. Отчасти это связано с появлением видоискателя с очень высоким разрешением, но только отчасти - параметры основного экрана не изменились, а количество кадров, которые камера может отснять без видоискателя все равно снизилось.
  • И, конечно, сделано все возможное, чтобы использовать электронную начинку камеры по полной программе. Разумеется, мы посмотрим, на что способен многослойный сенсор Exmor RS, но его размеры остались прежними, по площади в 3,6 раза меньше, чем APS-C, так что на низкий уровень шумов сложно рассчитывать.
  • Этот недостаток Sony пытается исправить за счет светосильной оптики, хорошей стабилизации, фильтрации шумов. Все это старые рецепты, но Sony старается из старого сделать новое - если все характеристики приподнять процентов на 10-15, мы получим качественно новый продукт.
  • Кроме того, сам вектор камеры устремлен в будущее. Скорее всего, опыт общения со смартфонами приведет к тому, что новое поколение фотолюбителей будет относиться к фотокамере, как к еще одному смартфону, на который можно и нужно устанавливать новые программы (в частности, средства общения с социальными сетями). Который просто обязан общаться с ноутбуком и планшетом по Wi-Fi. Который будет подталкивать потребителя к видео с разрешением 4К, и получать команды от внешних устройств по каналу «меток» NFC.
  • То, что некоторые эти технологии останутся нишевыми или вовсе канут в лету, никого не смущает. Будущее надо показывать здесь и сейчас. Даже если цена камеры при этом неслабо растет.

Впрочем, не будем делать окончательные выводы, давайте займемся более плотным знакомством с четвертой «рыксой».

Конструкция, дизайн, управление

Когда мы примериваемся к зеркалке или крупной беззеркалке, можно говорить о «хвате» и «чувствах руки». Применительно к Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV (и многим дорогим компактам) такой разговор не имеет особого смысла. Их корпус - это просто «коробочка», разве что покрытая нескользящим, «непотеющим» покрытием. Хотя назвать такой аппарат «мыльницей» язык не повернется.

Телескопический объектив камеры в положении «теле» сильно выдвигается за пределы корпуса. В выключенном состоянии камера закрывает переднюю линзу автоматическими шторками.
Самая главная функция передней панели - зумирование. Либо резкое с помощью верхнего рычажка, либо плавное с помощью кольца управления (вокруг объектива).

В сочетании с управляющими кнопками кольцо управления позволяет быстро выбрать нужный параметр.

Разъемы закрываются легкой (но надежной) крышкой. Метка Wi-Fi напоминает, что провода сегодня использовать не обязательно. Разве что при зарядке камеры.

Рядом мы видим кнопку «Видео» и кусочек покрытия под большой палец, улучшающего хват (все-таки какой-то хват у камеры есть).

Здесь мы можем рассмотреть конструкцию откидного экрана. Кажется, еще третья модель DSC-RX100 получила селфи-экран (с поворотом до 180 градусов вверх для автопортретов).

Но сенсорным экран при этом не стал. Что, согласитесь, странно, если вектор камеры направлен в будущее.

Управление на задней панели традиционно не только для компактов Sony, но для компактов вообще (премиум-класса, не ниже). Мультиселектор совмещен со вторым управляющим кольцом. Значки по краям подсказывают, что нажатие селектора вызовет установки: режима протяжки, выбор информации на дисплее, режим вспышки и экспокоррекцию.

Назначение кнопок Fn, Menu, Play и «Корзина» понятны. Кнопка «С» (пользовательская) - по сути еще одна функциональная кнопка, к которой можно привязать полюбившиеся функции. Но основное ее назначение - управление пользовательскими настройками.

С левого борта мы видим рычажок выброса видоискателя. И ниже - значок NFC. У меня нет статистики, насколько эта технология востребована. Одни ее любят и пользуются, другие - пробовали, им не понравилось. Хотя возможность установить связь между камерой и смартфоном в одно касание - привлекательна.

Здесь хорошо видно, что OLED-видоискатель камеры не только выбрасывается из корпуса камеры, но еще и выдвигается назад. Конструкция внешне несколько странная (идет против японского правила «Не все красивое правильно, но все правильное красиво»).

А вот так выглядит внешняя панель без выброса вспышки и видоискателя.

Как видите, в сложенном состоянии объектив почти полностью убирается в корпус и закрывается автоматическими шторками. Кольцо управления вокруг объектива - довольно удобный инструмент. Впрочем, подобные конструкции появились еще до первой «рыксы».

На верхней панели мы еще не отметили кнопку включения и рычажок выброса вспышки. И главный элемент верхней панели - диск режимов съемки, которые предоставляет на выбор:
  • Auto - интеллектуальный авторежим с определением сцены. При включении режима «Суперавто» камера создает комбинированные (наложенные наподобие HDR) кадры повышенного качества.
  • Классику PASM, которая обеспечивает не только фото, но и видеосъемку.
  • MR - оригинальный режим Memory Recall (как в калькуляторе). Это вызов запомненных (часто используемых) настроек.
  • Видео.
  • HFR - замедленная видеосъемка с выбором частоты кадров.
  • Панорама.
  • SCN - выбор сцены.
И наконец, на нижней панели мы видим «бюджетный» вариант расположения слотов для аккумулятора и карты памяти - в одном флаконе.

Конечно, это не стремление создать конструкцию подешевле, это стремление к сверхминиатюризации.


Давайте поставим промежуточный диагноз:

  • Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV камера с очень высокой плотностью монтажа. Даже более высокой, чем у предыдущих представителей серии RX100. Это в общем хорошо, компактная камера все равно не стала весить больше 300 грамм, но запас энергии она расходует быстро: с экраном можно отщелкать только 280 кадров, с видоискателем - всего 230.
  • Судя по количеству режимов съемки и по паспортным данным количество функций RX100 IV очень велико, но внешний интерфейс не выглядит перегруженным. После знакомства с меню, мы сможем судить, насколько удачно организовано взаимодействие внешнего управления с функциями меню.
  • О вкусах не спорят, но я слышал мнение нескольких фотографов, что дизайн камер Sony не слишком удачный. Как «на глаз», так и по ощущениям «камера в руках». Может, мне просто не повезло с выборкой, так что настаивать на этой точке зрения просто не имею права. И все же есть некоторые очевидные вещи. Видоискатель RX100 IV по удобству использования нельзя сравнить не только с видоискателями зеркалок, но даже с электронными видоискателями беззеркалок. Например, как у недавно протестированной у нас Fujifilm X-T10. Правда, эта беззеркалка и крупнее, и тяжелее RX100 IV. Здесь возникает вопросы: «А нужно ли так гнаться за миниатюрностью камеры, если это идет во вред удобству?», «Может, лучше было не впихивать видоискатель в камеру, а оставить вариант второй «рыксы» - вспышку слева, а посередине «горячий башмак» и видоискатель как опцию?»

Это только вопросы. Надеюсь, Sony знает, что делает. А ответ на действия этой неслабой компании даст рынок. Мы же перейдем к изучению меню четвертой «рыксы»:


Итак, несложно заметить, что функционал RX100 IV рассчитан на продвинутого любителя. Им просто необходимо быть, чтобы освоить многочисленные возможности, а не оставаться в «зеленой» автоматической зоне. Хотя даже в этой зоне придется сделать выбор: работать в обычном «Интеллектуальном авто» или в «Суперавто». И для приведения камеры в боевую готовность (выбор наиболее востребованных функций, отработка приемов по переключению из режима в режим и т.д.) надо знать фотодело. Иначе большая часть функций RX100 IV не будет востребована.

Sony сделала немало, чтобы уместить немалые возможности RX100 IV в относительно компактный и легкий корпус. Но все-таки мысль о том, стоит ли такая игра свеч, посещала меня не раз и не два. Можно назвать несколько моделей беззеркалок, которые вместе с универсальным объективом обеспечивают практически такой же функционал, но оснащены матрицей «4/3» или APS-C. Корпус которых чуть побольше, но намного удобнее в съемке, а вес - больше на 100 граммов. И цена более щадящая. Разве что видео в разрешении 4K эти камеры не пишут. Но востребованность 4K на сегодняшний день - сомнительная.

Вот такие «мысли вслух» можно произнести после шапочного знакомства с четвертой «рыксой». Перед тем как перейти к «Конкуренты» я еще раз повторю, что на записи видео я почти не останавливался, поскольку, как уже было сказано, в нашем разделе «Цифровом видео».

Прямых конкурентов у Sony DSC-RX100 IV нет, по возможностям эта камера конкурирует не с компактами премиум-класса, а с беззеркалками, причем довольно дорогими. Поэтому мы выбрали альтернативные варианты по принципу «что можно купить за те же деньги (плюс-минус 20 процентов), относительно компактное и сразу со стандартным объективом». И в итоге получили такой список:

Sony RX100 IV и конкуренты
Fujifilm
X-E2 Kit
Fujifilm
X-T10 Kit
Olympus OM-D
E-M5 Mark II Kit
Panasonic Lumix
DMC-G7 Kit
Sony
DSC-RX100 IV
Матрица 16 Мп APS-C
X-Trans II CMOS
16 Мп APS-C
X-Trans II CMOS
16 Мп 4/3″
Live Mos
16 Мп 4/3″
Live Mos
20 Мп, 1″
Exmor RS CMOS
Объектив
ЭФР - 27-84 мм
Съемный, Fujinon XF09-55 мм F2.8-4 R LM OIS
ЭФР - 27-84 мм
Съемный, Olympus ED 12-50mm f/3.5-6.3 EZ
ЭФР - 24-100 мм
Съемный, Panasonic 14-42mm f/3.5-5.6 Aspherical
ЭФР - 24-84 мм
Несъемный, Vario-Sonnar T f/1.8-2.8
ЭФР - 24-70 мм
Автофокус TTL, гибридный TTL, гибридный TTL, гибридный TTL, гибридный TTL, контрастный
Чувствительность 200 - 6400
100 - 25 600 *
200 - 6400
100 - 51 200 *
200 - 25 600
100 - 25 600 **
200 - 25 600
100 - 25 600 **
125 - 12 800
80 - 25 600 **
ЖК-экран 3,0″ RGB
1 040 000
фиксированный
3,0″ RGB
920 000
откидной
3,0″ RGB
1 040 000
откидной,
поворотный, сенсорный
3,0″ RGB
1 040 000
откидной,
поворотный, сенсорный
3,0″ RGB
1 228 800
откидной
Видоискатель OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,64x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,62x
TFT 2 360 000
≈100%, ≈0,74x
TFT 2 360 000
≈100%, ≈0,70x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,59x
Затвор мех. 30–1/4000
Х-sync 1/180 с
мех. 30–1/4000
Х-sync 1/180 с
электрон.
1/2500 - 1/32000 с
мех. 30–1/8000
Х-sync 1/180 с
электрон.
1/320 - 1/16000 с
мех. 60–1/4000
Х-sync 1/160 с
электрон.
1 - 1/16000 с
мех. 60–1/2000
Х-sync N/D ****
электрон.
30 - 1/32000 с
Встроенная вспышка вед. число число 7
(ISO 200)
вед. число число 7
(ISO 200)
нет **** вед. число 9,3
(ISO 200)
вед. число до 10,2
(ISO Auto)
Стабилизатор в объективе в объективе матричный в объективе матричный
Серийная съемка ≈7,0 fps ≈8,0 fps ≈10,0 fps ≈7,0 fps ≈16,0 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
3840×2160
30p
3840×2160
30p
Запас аккумулятора 350 кадров 350 кадров 310 кадров 360 кадров 280 кадров
Размеры, вес 129×75×37
350 г
118×83×41
381 г
124×85×37
496 г
125×86×77
410 г
102×58×41
298 г
Размеры и вес объектива ∅65×70, 310 г ∅65×70, 310 г ∅57×83, 211 г ∅61×64, 165 г -
Ориентировочная цена T-10548232 T-12562537 T-12114519 T-12705460 T-12767152

* Расширенный диапазон ISO, без возможности снимать в RAW.
** Расширенный диапазон ISO.
*** На ресурсах Sony не указывается. По непроверенным данным - 1/800 секунды, применительно к электронному затвору.
**** В комплекте камеры - компактная внешняя вспышка, вед. число 12,9 (ISO 200).

После просмотра таблицы становится понятен расчет Sony в создании и развитии серии RX100:

  • Размер сенсора выбран такой же, как у беззеркалок Nikon, в два раза меньше по площади, чем Four Thirds.
  • Беззеркалки Nikon высоким качеством картинки не страдают, но камеры Olympus и Panasonic, оснащенные матрицами Four Thirds, выдают качество достойное, соизмеримое с тем, что дают аппараты APS-C (хотя по площади на треть меньше).
  • Значит, если приложить некоторые усилия, можно от дюймового сенсора добиться неплохих результатов.
  • Для этого надо снабдить камеру светосильным объективом, который даст выигрыш в 1 или 2 ступени EV. И в равных условиях RX100 позволит снизить чувствительность на 1 или 2 ступени.
  • Кроме того, матрица Exmor RS CMOS превосходит аналоги, меньше шумит. Это дает еще некоторый выигрыш.
  • Мы создадим камеру дорогую, но очень компактную и легкую. Возможности ее будут - как у продвинутых беззеркалок. Оптика будет несъемная, но очень качественная.
  • И аналогов у нашей камеры не будет.

Расчет вполне здравый. Но и цена для потребителя рисуется немалая. Едва ли за Sony RX100 потянутся другие производители, это продукт, скажем так, нишевый. Но, если расчет верный, и камера, действительно, выдает снимки достойного качества, у нее найдется свой потребитель.

Так что теперь нам осталось проверить, насколько высокое (или низкое) качество снимков дает Sony DSC-RX100 IV ?

Качество изображения - разрешение и шумы

К сожалению, я не нашел точный текст одного поста на форуме, но смысл его был такой: «Тоже мне, открыли Америку. Сравнили две камеры. Матрицы у них одинакового размера, но у одной разрешение выше, у другой ниже. И получили «результат»: оказывается, если разрешение ниже, то матрица шумит меньше. Кто же этого не знает!!!»

Да, это знают все. Априори можно поставить диагноз (то есть прикинуть, насколько высоки шумы) по размеру и разрешению матрицы. Но если следовать этой логике до конца, тогда получится, что все матрицы одинакового размера и разрешения шумят одинаково, а это не так. Неплохое доказательство того, что матрицы бывают разными, мы увидим в этом тесте. Хотя (это тоже знают все) даже совершенно идентичные матрицы в разных камерах дают разные результаты. Даже на уровне RAW результат зависит от электроники и ПО, а на уровне JPG с включенным фильтром шумов эта зависимость еще выше, поскольку картинка обрабатывается шумодавом.

Sony RX100 IV, RAW Sony RX100 IV, JPG

Подвести итог, разложить плюсы и минусы объектива несложно. Характеристики Zeiss Vario-Sonnar T 1.8-2.8 / 8.8-25.7 - почти сплошные плюсы. Высокое разрешение, идеальная «геометрия», низкая «хроматика». Эффективность стабилизатора хотя не выдающаяся, но по нынешним меркам нормально высокая.

Единственно, чем объектив не может похвастаться - разрешением на краю кадра в широкоугольном положении. Но это, по большому счету, не самая важная характеристика. Главное, что в «портретной» и «крупноплановой» зоне фокусных расстояний разрешение высокое и в центре кадра, и на краю.

Особенности Sony RX100 IV

Работа автофокуса при пониженной освещенности

Sony так представляет автофокус Sony DSC-RX100 IV: «В камере реализована быстрая интеллектуальная автофокусировка с высокой скоростью отклика и контрастным автофокусом для повышения точности фокусировки. В основе этой системы лежит система автофокусировки, реализованная в камерах серии Аlpha 7» .

Понятно, производитель всегда хвалит свои разработки, но в данном случае мы решили поместить цитату, поскольку возможности контрастного автофокуса Sony DSC-RX100 IV нас приятно удивили:


Как видите, скорость контрастного АФ у Sony DSC-RX100 IV феноменально высокая. Задание нашего теста камера выполнила за 29 секунд с небольшим «хвостиком» и при пониженной освещенности (−1EV) и при сильно пониженной освещенности (−2EV). Это результат, который выводит контрастный АФ на уровень фазового - по скорости. Точность фокусировки при этом не идеальная, но относительно высокая. До Sony DSC-RX100 IV рекорды, установленные несколькими камерами, были порядка 60–66 секунд на тест:


Кстати, здесь можно вспомнить еще одно замечание на форуме. Это было недовольство по поводу нашей методики оценки качества автофокуса в пониженной освещенности, высказанное примерно такими словами: «в полутьме с крошечной ГРИП снимаются объекты, получается куча брака и по этой куче делаются какие-то выводы» .

Дорогой друг. Вы почти все правильно поняли, методика построена следующим образом:

  • Все фотокамеры тестируются при пониженном освещении, когда автофокусу довольно сложно поймать «цель».
  • Поскольку съемка ведется с расстояния порядка 4-6 метров, ГРИП - не крошечная, а не очень большая. Больше метра для сенсора APS-C и больше двух метров для дюймового сенсора. Для съемки плоского объекта этого вполне достаточно. А, с другой стороны, это необходимое условие, чтобы поймать промахи автофокуса. Кстати, в последнее время мы чуть изменили методику: фотограф не просто приближается к мишени, а периодически приближается к ней и удаляется от нее.
  • В сложных условиях каждая камера худо-бедно решает задачу - фотографирует объект с разных расстояний. Одни камеры справляются с задачей более успешно, другие - менее успешно.
  • По результатам съемки мы получаем возможность оценить точность и скорость работы АФ. И, соответственно, сделать вывод - насколько успешно камера справляется со съемкой в условиях недостаточной освещенности.

Что же тут странного и непонятного? Или неправильного? Иногда мы снимаем в идеальных условиях, но довольно часто - в неидеальных условиях, когда света не хватает. Соответственно, мы вынуждены открывать диафрагму (чтобы уловить как можно больше света) и уменьшать ГРИП. Если при этом мы ведем съемку подвижного объекта, нас очень волнует, насколько быстро и точно работает автофокус. И наш тест довольно здраво воспроизводит условия такой съемки. Если вы придумаете что-то более здравое, делитесь идеями, мы всегда рады, когда форум дает нам конструктивные советы.

Результаты проверки в условиях низкого освещения мы теперь представляем в виде диаграммы, где каждый столбик сначала демонстрирует точность АФ (синяя часть столбика - средний балл в испытаниях −1EV и −2EV), а потом - скорость АФ (красная часть столбика - скорость, которая считается по формуле: 200 / суммарное время, затраченное на прохождение тестов −1EV и −2EV).


И для тех, кого интересуют более точные данные по скорости и точности АФ, диаграмма строится по следующим данным (средним для тестов −1EV и −2EV):


Как видите, точность съемки Sony DSC-RX100 IV не самая высокая, но и не слишком низкая. Можно ориентировочно считать, что при освещенности −1EV камера будет делать 4 хорошо сфокусированных кадра из 5. А скорость, повторимся, феноменально быстрая, контрастный автофокус Sony RX100 IV работает вдвое быстрее, чем контрастный (гибридный) АФ самых сильных конкурентов.

Полное описание методики см. , комментарии к ней - .

Автофокус и серийная съемка

Итак, предыдущий тест - это проверка работы автофокуса в сложных условиях (низкая освещенность, невысокий контраст снимаемого объекта). Но, разумеется, нас также интересует работа АФ в идеальных условиях (нормальная освещенность, высокий контраст). Этот тест мы совместили с замерами скорости серийной съемки. Условия тестирования изложены в статье « ».

У Sony DSC-RX100 IV есть два режима серийной съемки: обычный и ускоренный. Причем в инструкции, как обычно, не объясняется, как в этих режимах работает автофокус. Хотя, по идее, было бы несложно написать: «Работа автофокуса определяется установкой меню “Режим работы АФ”. Он может быть покадровым и непрерывным».

Поскольку мы тестируем скорость съемки и работу автофокуса одновременно, в этом тесте мы установили непрерывный режим АФ, хотя это, по идее, снижает скорость съемки. Но серийная съемка с фокусировкой по первому кадру серии - это нечто экзотическое. Это съемка неподвижного хорошо освещенного объекта (без вспышки). Что может быть таким объектом? Конечно, можно найти примеры, но нам представляется ценной скорость серийной съемки, когда камера успевает отследить перемещения объекта. А максимальная скорость серийной съемки, которую камера в принципе может развить, имеет сомнительную практическую ценность.


Но перейдем к практике. При съемке JPG высокого качества (Fine) обычная серийная съемка идет ровно, без быстрой серии. Камера просто «щелкает» до бесконечности со скоростью 5,3 fps. Когда мы начинаем снимать JPG в ускоренной съемке, сначала идет быстрая серия - 27 кадров со скоростью 10,2 fps, а потом (после заполнения буфера) камера переходит в режим обычной съемки - скоростью 5,3 fps до бесконечности.

Как видите, максимальная скорость здесь сильно отличается от заявленных 16 fps. Но зато автофокус камеры практически не «мажет». Как видно по графикам, отдельные кадры «выпадают», оказываются не в фокусе. Но в целом съемка ведется очень точная, средний балл более 9,3. То есть почти все кадры в длинной серии (200-300 кадров) очень хорошо сфокусированы, практически идеально. Напомним, что фотограф во время съемки не стоит на месте, а периодически приближается/удаляется от мишени и к мишени.


Переходим к съемке RAW. В режиме обычной съемки камера «отщелкивает» 31 кадр со скоростью 4,6 fps, а потом переходит в медленный режим 1,6 fps, в котором может «щелкать» до бесконечности.

В режиме ускоренной съемки скорость быстрой серии возрастает до 8,2 fps, а количество кадров остается весьма внушительным - 27 кадров. Потом буфер заполняется и камера переходит в такой же медленный бесконечный режим 1,6 fps. Здесь мы также видим очень высокую точность фокусировки - 9,3–9,4 балла из 10 возможных.


И, наконец, во время съемки RAW+JPG в обычном режиме камера «отщелкивает» быструю серию 30 кадров со скоростью 4,4 fps, а потом переходит в медленный бесконечный режим 1,3 fps. В режиме ускоренной съемки быстрая серия из 28 кадров «отщелкивается» со скоростью 8,9 fps. После чего следует все тот же медленный режим 1,3 fps.

Здесь, судя по левому графику, автофокус Sony DSC-RX100 IV сбился во время быстрой серии. Не знаю, что это было. Может, баг прошивки, может, случайный сбой. Но вот такая штука нам встретилась.

Скорее всего, это был случайный сбой АФ, поскольку в ускоренном режиме ничего подобного не наблюдалось. Да и во всех режимах съемки JPG и RAW тоже не наблюдалось. Но средний балл точности из-за сбоя упал до 8,8. А ускоренный режим подтвердил, что автофокус Sony DSC-RX100 IV работает очень точно - набирает в среднем 9,3 балла из 10 возможных.

Бесконечностью в этом тесте мы считаем возможность сделать в установившемся режиме 100 и более кадров. Съемка производилась с выдержкой 1/160 - 1/200 секунды, со скоростной картой памяти SanDisk Extreme Pro SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 95 МБ/с).

Видео

Слава богу, на этот раз мне не надо позориться и изображать спеца по видео. Сергей Мерьков протестировал Sony DSC-RX100M4 в своем разделе «iXBT Цифровое фото». Мне же остается еще раз дать и процитировать выводы Сергея Мерькова:

«Из минусов Sony DSC-RX100M4, которые были найдены в процессе тестирования, хочется отметить склонность к перегреву электронной начинки, который не позволяет вести длительную видеозапись в режиме 4K. Привередливость камеры в отношении карт памяти является сдерживающим фактором, однако это всего лишь констатация факта, не более. Ведь владелец камеры, зная о такой ее особенности, наверняка заранее обзаведется нужным количеством «правильных» носителей. Ограниченная емкость аккумулятора легко компенсируется стационарным питанием либо использованием любой внешней батареи с портом USB. Пожалуй, других негативных моментов в этой камере и нет.

Плюсы же можно перечислять очень долго, мы остановимся на самых выдающихся: хорошая чувствительность, неплохая разрешающая способность, электронный стабилизатор с признаками интеллекта, идеальный для фотоаппарата и даже видеокамеры, великолепно исполненный режим скоростной видеозаписи. И, конечно, огромное количество настроек, которому позавидует любая профессиональная камера - это, по меньшей мере, удивляет. Но требуется ли подобное количество настроек аппарату, форм-фактор которого не предполагает профессиональное использование? Ответом на вопрос будет... тоже вопрос: а кто сказал, что не предполагает?»

В этих выводах меня напрягает только фраза: «…электронный стабилизатор с признаками интеллекта, идеальный для фотоаппарата и даже видеокамеры…» . Напрягает, поскольку в фоторежиме мы не обнаружили высокой эффективности стабилизатора. А электронный стабилизатор с признаками интеллекта - это «игрушка» для видео, в фоторежиме она просто не работает. Даже не включается.

Итоги

Это наш второй тест, который заканчивается не размытыми выводами, а так называемой «Тестовой картой»:

Показатель Оценка количественная Оценка качественная *
Дизайн, эргономика - Хорошо
Функциональность - Очень хорошо
Минимизация веса, размеров - Отлично
Соотношение качество / цена - Хорошо
Разрешение в светлых сценах
(различимые мегапиксели)
14,2 из 20 Хорошо
Разрешение в темных сценах
(различимые мегапиксели)
11,5 из 20 Хорошо
Уровень шума в светлых сценах 3,0 балла Хорошо
Уровень шума в темных сценах 5,4 балла Удовлетворительно
Точность контрастного АФ в светлых сценах 9,4 балла Очень хорошо
Точность контрастного АФ в темных сценах 7,4 балла Хорошо
Скорость контрастного АФ в светлых сценах - Отлично **
Скорость контрастного АФ в темных сценах 3,4 балла Отлично ***
Скорость серийной съемки
со следящим АФ
JPG - 10,2 fps /27 кадров
RAW - 8,2 fps / 27 кадров
Отлично
Общие показатели объектива - Отлично
Эффективность стабилизатора
в режиме фото
3 EV Хорошо
Общие показатели видеосъемки - Очень хорошо

* Учитывает класс камеры.
** Соответствует уникально быстрой скорости серийной съемки.
*** Скорость контрастного АФ достигла уровня фазового АФ.


К тестовой таблице необходимо добавить пояснения:

  • Уникальному дизайну Sony DSC-RX100 IV мы поставили оценку «Хорошо». Конечно, Sony сделала невозможное, создала технический шедевр. Но этот шедевр не слишком удобен в съемке. По нашему скромному мнению, можно было пожертвовать миниатюризацией, но сделать камеру более удобной.
  • Уровень шума (3 балла в светлых сценах и 5,4 балла в темных сценах) для сенсора 1 дюйм уникально низкий. Но по меркам Four Thirds и тем более APS-C он довольно высок. Поэтому уровню шума также была поставлена отметка «Хорошо» в светлых сценах и «Удовлетворительно» в темных.

Еще раз можно отметить, что Sony DSC-RX100 IV - уникальна. Это компакт с замашками профессиональной камеры. Возможности компактов эта камера перекрыла с огромным запасом. Но по качеству картинки лишь приблизилась к уровню зеркалки начального класса.

Для тех, кому необходима именно компактная камера, лучше Sony DSC-RX100 IV пока ничего не создано (правда, с оглядкой на весьма высокую цену). Но рекламный слоган «профессиональные возможности в компактном корпусе» - явное преувеличение. Если сделать рекламный слоган более правдивым, получится что-то вроде: «Удивительный, опережающий свое время компакт - с качеством снимков почти как у зеркалки начального уровня, с профессионально высокой скоростью съемки. Но очень дорогой» .

Галерея

И теперь переходим к еще одном тесту - не лабораторному. Большая часть кадров галереи снята на чувствительности до ISO 500. И демонстрирует, что на низкой чувствительности Sony DSC-RX100 IV делает очень неплохие кадры, как не слишком продвинутая зеркалка. Но потом, по мере роста ISO, мы наблюдаем все более интенсивную работу шумодава.

И, к сожалению, от этого никуда не деться. Хотя «Рыкса IV» сделала сильный рывок и обогнала все известные мне компакты, она не допрыгнула до APS-C-зеркалки, и кадры, сделанные на чувствительности выше ISO 500, постепенно теряют фотореализм, проходят через фильтры шумодава.

На некоторых кадрах видно, как хорошо Sony DSC-RX100 IV размывает передний план и как тяжело ей дается сильное размытие заднего плана.

Галерея
Галерея

Выдержка . Она стала короче, гораздо короче минимально возможной выдержки на Cyber-shot RX100 III. Была 1/2000 секунды, стала 1/32000. В умелых руках это позволит получать интересные кадры, недоступные камерам прошлых поколений. Но в реальности любительских сюжетов, для которых была бы нужна столь короткая выдержка почти нет. Не стоит забывать еще и о том, что для нормальной экспозиции на 1/32000 секунды нужно очень-очень-очень много света – даже в солнечный день могут возникнуть трудности.

Серийная съемка . Было 10 кадров в секунду, стало 16. Прогресс налицо, но, опять же, эта разница не столь значительна, как может показаться. Во-первых, автофокус работает только по первому кадру (со следящей фокусировкой о такой скорости съемки можно не мечтать). А во-вторых, такая частота съемки не будет востребована в любительских сюжетах. Можно возразить, что заниматься коммерческой съемкой можно и с компактом, но я все равно не могу представить себе RX100 в руках опытного профессионала. Разве что в роли вспомогательной камеры для предварительной съемки и оперативного согласования сюжета с заказчиков.

Лучший автофокус . Sony, конечно, говорила о том, что камера стала наводиться быстрее, однако никакой разницы с Cyber-shot RX100 III я не заметил. При хорошем освещении камера четко «цепляется» за объект в нужной точке, но в сумерках ее возможности выглядят не столь впечатляющими. Не удивительно, ведь для фокусировки камера использует старый добрый контрастный метод.

Тестовые снимки, автономная работа

Sony не торопится менять 20-мегапиксельнй однодюймовый сенсор на что-то новое. Точно такой же BSI-CMOS датчик использовался и в RX100 III, и в RX100 II. В случае с RX100 IV можно говорить лишь о небольшом программном тюнинге изображения. Принципиальной разницы в уровне шумов между камерами прошлого и нынешнего поколения не видно.

Эта статья посвящена очень необычному фотоаппарату, который в равной степени может подойти и новичку и профессионалу, для репортажной, пейзажной, домашней и других видов съемки. После того, как я лично протестировал фотоаппарат Sony DSC-RX100, посмотрел примеры фотографий, попробовал снимать в разных режимах, сало понятно, что мне попался очень хороший фотоаппарат , который сочетает в себе такие свойства как компактность и высокое качество фотографий, полностью автоматический и ручной режим съемки. Одним словом, это фотокамера, на которую стоит обратить внимание.

Первое впечатление от фотоаппарата Sony DSC-RX100

Начать эту часть повествования надо с того, что что фотография - это мое давнее хобби. Многие говорят, что снимают с семи и даже с пяти лет. Я тоже начинал примерно в первом классе школы, но тогда это было просто баловство. Серьезно я начал заниматься фотографией примерно 20 лет назад и к настоящему времени дорос до определенных успехов, пользуюсь профессиональной техникой, например Canon EOS 5D MarkII. За долгую фотографическую карьеру было перепробовано много разных фотоаппаратов, однако, конечно самое высокое качество всегда давали мне именно зеркалки. По этой причине я считал, что не стоит быть столь требовательным к компактным фотоаппаратам, которые в любом случае выдают более "шумные" фотографии по причине небольшой площади матрицы.


Дело здесь не в мегапикселях, за которыми гоняется непосвященный народ. Речь идет о размере матрицы в миллиметрах (или дюймах). Чем больше матрица (в миллиметрах) - тем лучше и чище получаются фотографии. Это происходит потому, что чем больше матрица, тем больше физический размер пикселя - тем большее количество света он улавливает при съемку - тем меньшее усиление сигнала требуется - тем меньше погрешности усиления,то есть цифровой шум.

Чтобы вы поняли, о чем идет речь, хочу показать вам две фотографии неба, сделанные разными фотоаппаратами с большой и малой матрицей соответственно.

Думаю, из этих двух снимков вы выбрали бы левый, снятый фотоаппаратом с большой матрицей, а не правый, где небо получилось "в точечку".

К чему это я написал? Дело в том, что фотоаппарат Sony DSC-RX100 как раз оснащен сравнительно большой матрицей по сравнению со своими компактными коллегами. Правда он проигрывает по размеру фотоаппарату Canon G1X, но последний имеет гораздо более внушительные размеры и массу.


Большая матрица в сочетании с хорошим светосильным объективом позволяет получать гораздо более качественные фотографии, чем у обычных компактов.

Когда берешь в руки Sony DSC-RX100 сразу понимаешь, что это безусловно именно компактный фотоаппарат. Его можно без труда положить в карман пиджака, рубашки, хотя, конечно, лучше держать такую машинку в твердом чехле. Компактность - это отличное свойство любой техники. Sony RX100 можно без особого труда носить с собой постоянно. Поскольку интересные сюжеты возникают совершенно неожиданно, в погоне за ними выиграет тот фотограф, кто имеет с собой "заряженный" фотоаппарат всегда, а не тот, кто выезжает на съемку специально и тащит с собой целый рюкзак снаряжения.

Самое удивительное то, что Sony RX100 выдает фотографии потрясающего качества, по крайней мере для компактного фотоаппарата. Давайте рассмотрим их как следует.

Примеры фотографий Sony DSC-RX100

Фотография первая. Снято из окна моего дома с полностью выдвинутым трансфокатором (зумом):

В круглой вставке находится фрагмент фотографии в масштабе 100%. Как видите, идеальной картинку, конечно, не назовешь, но по четкости она гораздо превосходит то, что получается у обычного компакта (на примере Canon G9):

Как видите, фото получилось немного мельче, поскольку матрица Sony DSC-RX100 имеет 20 разрешение 20 мегапикселей, а Canon G9 - только 12. Тем не менее зернистость на второй фотографии выражена гораздо сильнее. особенно это видно на темных окнах.

Теперь давайте посмотрим, что получается, если в поле зрения камеры попадает небо:

На небе почти не видно цифрового шума, а объекты получились довольно четкими (с учетом их удаленности). Таким образом, если вы хотите получать качественные фотографии, иметь возможность в дальнейшем печатать их на больших форматах без потери качества и при этом не хотите быть стесненными постоянным ношением с собой зеркального фотоаппарата, то камера Sony DSC-RX100 будет отличным выбором.

Режимы съемки фотоаппарата Sony DSC-RX100

В современных фотоаппаратах имеется достаточно модных "наворотов". Постоянно появляются новые мелочи, которые производители возводят в ранг революционных решений с единственной целью - заставить нас купить их фотоаппарат. К сожалению далеко не все новомодные "штучки" приводят к улучшению качества самих фотографий.

Например, такая вещь как встроенный GPS-приемник позволяет помечать координаты того места, где вы сделали тот или иной снимок, но при этом ни коим образом не способствует улучшению самого снимка. Второй экранчик на передней панели камеры, который якобы помогает фотографу снимать себя любимого, тоже чисто маркетинговый трюк. Можно было бы и далее продолжать здесь список малополезных и вовсе бесполезных "примочек", однако хотелось бы показать несколько действительно интересных режимов съемки, которые присутствуют в Sony DSC-RX100 и реально улучшают наши фотографии.

1. Режим съемки в HDR

Чтобы было проще объяснить, что это за режим, давайте посмотрим на эти две фотографии:

Согласен, сама по себе эта фотография не может считаться суперудачной. Однако посмотрите на оба снимка и решите, какой из них больше похож на то, что мог бы видеть фотограф при съемке. Думаю, вы выбрали левый снимок: там и небо голубое видно, и облачка белые, и деревья не такие черные, и тени не такие резкие. Правый снимок сделан в обычном режиме. На нем почти не видно облаков, а небо в центре фотографии стало совсем белым.

Почему так получается? Дело в том, что человеческий глаз видит все в более широком динамическом диапазоне, чем матрица цифрового фотоаппарата. То есть, когда мы смотрим на картинку, мы видим и те объекты, что находятся в тени, очень яркие облака на небе. Причем все это мы видим с мелкими деталями, ясно и отчетливо.

У цифрового фотоаппарата динамический диапазон уже. То, что темнее определенного порога матрица фиксирует как черный цвет, а то, что светлее - получается совсем белым. Возможно вы замечали, что если при съемке сфокусировать камеру на облака, то они получатся красивыми, пышными, будут хорошо видны все клубы и завитушки. Зато земля при этом получается совсем темная и мелкие объекты на ней практически не просматриваются.

Если наоборот сфокусироваться на землю, то уже она получится хорошо, будут видны все веточки, травинки и т.д. Зато небо получится совсем белым - облака вы уже не увидите, или они получатся просто как белые пятна безо всяких подробностей.

Возникает логичная мысль: что если снять облака отдельно, землю отдельно, а потом склеить оба снимка, чтобы все было хорошо видно. Именно так и работает режим HDR, встроенный в фотоаппарат Sony DSC-RX100. Он делает не два, а целых три снимка, один нормальный, второй более светлый, третий более темный. Потом они сводятся в единую фотографию, и мы получаем кадр, который очень похож на реальную картинку, которую мы видели при съемке.

Посмотрите на эту пару фотографий:

Нижний снимок - обычный, верхний снят в режиме HDR. Вы сами видите разницу. Наконец взгляните на эти два изображения:

Съемка велась практически против света. На нижней фотографии получилась темной вся нижняя часть, а облака кое-где явно пересвечены. На верхней фотографии, снятой в режиме HDR, хорошо получились и яркие облака и темная земля.

Таким образом, фотоаппарат Sony DSC-RX100 становится хорошим выбором для новичка в фотографии. Научившись пользоваться режимом HDR, начинающий фотограф сможет сразу начать получать фотографии очень высокого качества, которые украсят его портфолио и будут мотивировать на дальнейшее развитие.

2. Ночная съемка фотоаппаратом Sony DSC-RX100

Снова приглашаю вас взглянуть на этот снимок:

Возможно вы не поверите, но эту фотографию я сделал у себя дома без штатива в темной комнате. Только свет уличных фонарей освещал интерьер. Причем в реальности в комнате было гораздо темнее.

Как это делается? У фотокамеры Sony RX100 есть так называемый суперавторежим. Он предназначен для работы в особо сложных условиях съемки: темные комнаты, ночные пейзажи, салюты и прочие необычности.

Обычный фотоаппарат, работающий в авторежиме при ночной съемке с отключенной вспышкой сильно увеличивает время выдержки, чтобы на матрицу попало достаточное количество света. Если при этом фотоаппарат установлен на штатив, то ничего страшного нет - картинка не размажется. Но попробуйте держать камеру в руках совершенно неподвижно хотя бы одну секунду. А пять секунд? Фотографии при такой "ручной" съемке с длинной выдержкой практически никогда не получаются четкими.

В фотоаппарате Sony DSC-RX100 к съемке в темноте свой подход. Фотоаппарат не делает один длинный кадр, а делает серию коротких. Настолько коротких, что изображение не успевает размазаться даже если мы чуть шевельнули камерой. Потом он берет все эти снимки и накладывает их друг на друга, стараясь совместить изображения. При этом яркость точек каждого последующего изображение прибавляется с предыдущему и так далее до окончания серии. То есть, необходимое количество света для фиксации изображения на в кадре "набирается" из нескольких "темных" кадров.

Это очень удачный ход! Такая технология ночной съемки действительно позволяет снимать с рук с длинной выдержкой и получать вполне сносные по качеству кадры. Я специально не написал "отличные", поскольку в этом режиме автоматика безбожно завышает чувствительность матрицы. Это, как мы знаем, приводит к повышению зернистости изображения. Вот посмотрите, как выглядит фрагмент предыдущего кадра в натуральную величину:

Как видите, качество фото на самом деле оставляет желать много лучшего. Однако, не будем строго судить камеру. Ведь если нужно суперкачество, мы просто поставим ее на штатив, перейдем в ручной режим, понизим ISO-чувствительность до минимума и удлиним выдержку. Вот что тогда получится:

Тоже, конечно, не шедевр, но получше, чем предыдущий кадр.

Одним словом, наличие в фотокамере такого необычного способа реализации ночной съемки с рук расширяет сферу применения фотоаппарата. Полученные таким образом фотографии, конечно, не подойдут по качеству для глянцевых журналов, но для газеты - уже вполне. Для блога - этого качества вполне хватит, учитывая, что картинка будет значительно уменьшена в размерах.

Особенно оценят данную возможность любители побродить при луне, или посетители пещер, где съемка со вспышкой дает ужасные фотографии, а без вспышки там вообще делать нечего. Так новичок в фотографии , имеющий в руках Sony RX100 сделает лучшие снимки, чем продвинутый любитель с зеркалкой.

Съемка панорам камерой Sony DSC-RX100

Вообще, если говорить о съемке настоящих панорам огромного разрешения, но встроенная функция нашей камеры здесь вряд ли будет уместна. Большие панорамы снимаются частями, иногда в несколько рядов, а потом склеиваются специальным программным обеспечением.

Мы же говорим о возможности без труда запечатлеть то, что есть вокруг в более низком разрешении, которое однако, достаточно, чтобы хорошо рассмотреть панораму на экране монитора и напечатать не очень крупным форматом на бумаге.

Разрешение этой конкретной панорамы 8192х1856 точек. К сожалению в правой части изображение выглядит слишком светлым, потому, что при съемке выдержка и диафрагма были выставлены по самой левой части панорамы, которая как раз получилась нормально. Для того чтобы получить красивые выразительные панорамы требуется практика. В этом режиме можно снимать готовые картинки для, например, создания шапок сайтов. Хорош он и для туристических съемок, где хочется показать всю картинку целиком, а не только то, что попало в узкое окошко видоискателя фотоаппарата.

Достоинства фотоаппарата Sony DSC-RX100

Невозможно в одной статье описать все возможные режимы съемки, однако, хочется еще раз упомянуть главные достоинства камеры:

  • большая по размеру матрица,
  • отличный цейсовский объектив,
  • разрешение матрицы 20MPx позволяют получать огромные изображения,
  • очень качественная видеосъемка в формате FullHD,
  • возможность снимать в полностью автоматическом и полностью ручном режимах,
  • наличие встроенного HDR,
  • компактный размер.

Все это и многие другие мелочи делают компактный фотоаппарат Sony DSC-RX100 хорошим выбором и для новичка и для профессионала в качестве второго фотоаппарата.

Недостатки фотоаппарата Sony DSC-RX100

Наверное, нет ни одной вещи, которая состояла бы из одних достоинств. У всего есть и плюсы и минусы. Здесь я укажу минусы камеры, которые показались мне критичными. Возможно этот список не отличается объективность, возможно я слишком строго сужу камеру с позиции профессиональной техники, но все же вот они, недостатки:

  • неудобный для рук корпус - фотоаппарат дважды чуть не выскользнул из рук,
  • отсутствие возможности использовать светофильтры,
  • не такой как хотелось бы длиннофокусный объектив, хотелось бы иметь хотя бы 10х приближение,
  • довольно высокая цена для компакта - около 25 тысяч рублей,
  • несерьезность внешнего вида - на съемках чувствую себя мальчишкой рядом с обладателями профессиональных зеркалок.

Возможно со временем всплывет что-то еще. Это первое, что бросилось в глаза.

Вывод

Как я уже говорил, рассуждать о достоинствах и недостатках любой вещи и фотоаппарата в частности - дело неблагодарное. Какие-то из недостатков, которые я перечислил, могут показаться вам мелочью, но отсутствие водонепроницаемого корпуса будет гораздо более серьезной проблемой. Для каждого человека важны свои характеристики камеры, и то, что для одних будет достоинством, другие сочтут недостатком.

Если судить о фотоаппарате по конечному продукту - фотографиям, то Sony DSC-RX100 оставляет очень приятное впечатление. Четкие насыщенные красками картинки получатся даже в том случае, если вы просто переведете камеру в авторежим и будете "наводить и щелкать". Большая матрица делает фотографию еще более чистой, свободной от цифрового шума. Выское разрешение позволит печатать фото формата A1 (лист ватмана) без потери качества.

Таким образом, если вас не смущает высокая стоимость фотоаппарата (некоторые зеркалки обойдутся дешевле), если требуется компактность в сочетании с высоким качеством фотографий, Sony DSC-RX100 будет отличным выбором. Рекомендую.

Когда я наткнулся на этот анонс новинки от компании Sony, то подумал, что было бы неплохо получить ее первым на обзор ведь я же бог всея Youtube.

И вот, пройдясь по рукам всех техноблогеров, камера дошла до меня.

Наверняка вы слышали об этом аппаратике ещё на англоязычных каналах и знаете: this is not action camera. Правда, не совсем уточнили, что это за камера.

А я вот сейчас абсолютно точно могу объяснить, как эта камера появилась.
В недрах секретной лаборатории Sony решили скрестить беззеркалку, экшн-камеру, черепаху с панцирем и приправить смартфоном Xperia Z. Немного волшебства и вот у нас НЕэкшн-камера, с меню как у беззеркалки, например, RX100, черепашьим панцирем и скоростной видеосъёмкой смартфона.

Что в первую очередь нужно знать об этой камере?
То, что ее можно ставить возле цветов, когда вы их обрызгиваете из пульверизатора (опрыскиваю в кадре). С ней можно мыть посуду и даже принимать ванну. Короче, камера не боится воды.

Она противоударная? Да, противоударная.

Но главная ее фишка, что она снимает FHD-видео с 25, 50, 100 к/с и даже 1000 к/с если речь идёт о PAL Это важная примечательная часть данной камеры.

Но само собой Sony не могла не наделить эту камеру своим фирменным всеми любимым перегревом. Серьезно, поснимайте немного в режиме HFR, и можете смело использовать ее вместо грелки в холодную русскую зиму, или такую весну как сейчас:-)

Первое и очевидное применение - это видео-блогинг. Однако всю малину портит отсутствие стабилизации. Правда, есть решение: купите копеечный стедикам для смартфона и проблема решена. Получается, что с учетом размера матрицы в 1 дюйм, вы получаете вполне себе хороший вариант ну очень компактной камеры от Sony, у которой есть экран и адекватное кнопочное управление вместо сенсорного. Стоит отметить, что сенсорное управление на экшн-камерах - мягко говоря, сомнительное удовольствие. Кнопки надёжнее. К тому, же две из них можно настроить под себя. И я отметил, что не так уж много теряю времени в скорости настройки по сравнению с беззеркалкой. Хотя в перчатках однозначно не фонтан тыкать в эти пипки.

Огромная ложка дёгтя в том, что здесь нельзя изменить значение диафрагмы. И если съёмка идёт при «вырви глаз» солнечном дне, то придётся либо сделать более короткую выдержку, либо приобрести ND фильтр на Ali или ещё где-нибудь.

А ещё картинка в слоумоушен на 1000 кадров - это боль. 100 кадров - good, 250 - норм, 500 пойдёт с натягом, но смотря на экране компьютера или, не дай бог, на телевизоре видео, снятое в 1000 к/с, ваши глаза свернутся в трубочку от картинки, расщепляющейся на пиксели.

Так что 1000 к/с - только для Инстаграма и для телефона, максимум, можно посмотреть на маленьком планшете.

Давайте проверим режимы съемки и то, насколько падает детализация с увеличением fps. И я думаю будет интересно, насколько актуален в этой камере S-log.

Аккумулятора хватает на час стандартной съемки, но если вы будете снимать HFR, то заряд падает на глазах. Сам аккумулятор меньше, чем на других экшн-камерах Sony.

Управление этой камерой можно осуществлять также через смартфон, используя приложение Play memories mobile. Тут ничего нового.

Думаю, когда создавалась Sony RX0, расчёт изначально шёл, чтобы их приобреталось сразу пять. Для создания VR-контента, и видео в стиле «Матрица», поскольку в меню предусмотрено одновременное управление несколькими камерами.

Ещё напрягает, что нужно переключаться: либо фотографировать, либо снимать видео, нажимая кнопку сверху. То есть, нажимаете быструю клавишу, выбираете фоторежим, и кнопка сверху становится спуском затвора, или снова в меню, на видео, и кнопка становится стартовой для записи видео.
Могли бы сделать коротким нажатием срабатывание затвора, а длинным начало записи видео.

И ещё.
Сразу возникает вопрос. Если я захочу 4К VR, то придётся заиметь несколько рекордеров или компания придумает один, который осилит сразу несколько камер? Вопрос, однако…

Если судить об изображении, то оно лучше, чем на экшн-камерах, а от старшей, например, RX100-серии её отличает большая зона резкости. Хотя по ISO она вполне cможет конкурировать даже с а6300. Это плюс.

И вроде бы понятно - этот гаджет для узкоспециализированного продакшена. Лично я бы её использовал на съемках а-ля Гай Ричи, но 4:2:0 дискретизации, что предлагает камера, сразу отодвигает вас именно от дорогого продакшена, намертво фиксируясь в среднем сегменте.

Давайте подытожу.
Спросите меня - для кого эта камера?
Если вы фотограф - не для вас.
Вы свадебный видеограф - не для вас.
А вот если вы заядлый турист, то конечно тоже не для вас.
Экстремал? Не для вас.
Стрит-фотограф? Не для вас.

Фильм-мэйкер, клипмейкер - вот тут уже вполне. Но не забудьте сразу несколько камер купить.

В общем, это камера для очень узкоспециализированного продакшена. Ее купят либо те, кто понимает для себя, где её применить и те, кто не слышал о том, что-то this is not action camera, а подумали "О, Sony выпустили малюсенькую экшн-камеру с экранчиком с классическим форм-фактором" :-).

Скорее всего, основными клиентами будут фанаты слоумоушн-видео. Или специализированного продакшена.
Но от себя могу сказать, что этой камере, чтобы стать хитом нужен компактный рекордер, который позволит записывать 4К-видео 4:2:2 и желательно до 60 fps. Компактный - имеется ввиду такой же, как сама камера. Просто коробочка.
Еще нужны 4 объектива: суперширик, фишай, портретник и телевик.
Ну, и стоит докупить клетку, на которую все это добро можно будет прицепить, а также поляризационные и ND-фильтры.