Мсп малое и среднее предпринимательство. Какие предприятия являются малыми, средними, крупными

В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.

Понятие вида расходов

Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.

Что относится к ИКТ

Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:

  • проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры;
  • приобретение прав на программное обеспечение (ПО), разработка (доработка) ПО;
  • приобретение оборудования (в т. ч. с предустановленным ПО), включая расходы на монтажные и пусконаладочные работы, в т. ч.:
  • средств связи (телефонных аппаратов, в т. ч. сотовых, раций, пейджеров, радиостанций и т. п.);
  • оргтехники (в т. ч. автоматизированных рабочих мест (АРМ), принтеров,сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов);
  • технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям, в т. ч.:
  • услуг телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);
  • услуг сотовой, пейджинговой связи;
  • расходы на использование сети Интернет;
  • предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);
  • эксплуатационные расходы (в т. ч. обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, закупку комплектующих);
  • оплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) ИКТ-оборудования (АРМ, коммуникационного, серверного, периферийного оборудования);
  • другие аналогичные расходы.

Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.

В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).

В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.

К обязательным типовым компонентам относятся:

  • общесистемное программное обеспечение (операционные системы, средства для работы с документами и электронными таблицами, презентациями, электронной почтой, для доступа в Интернет и т. п.);
  • средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета;
  • официальные сайты (интернет-представительство, системы управления сайтами);
  • система электронного документооборота (делопроизводства).

К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.

К типовым инфраструктурным компонентам относятся:

  • рабочие станции;
  • периферийное оборудование;
  • серверы и системы хранения данных, обеспечивающие работу типового общесистемного и прикладного программного обеспечения;
  • активное и пассивное телекоммуникационное оборудование для организации защищенных локальных сетей и доступа в Интернет.

К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.

Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:

  • капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т. ч. строительство специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала, иные капитальные вложения);
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам (в. т. ч. доступ к телефонной сети связи общего пользования; предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента));
  • обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий (разработка курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО) и пр.).

По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.

От чего зависит выбор кода?

Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).

Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».

Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.

Для справки

Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.

Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.

Приспособления и принадлежности

Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.

Пример

Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:

  • следует приобретать по коду 340 КОСГУ и коду вида расходов 242;
  • следует включать в состав соответствующего объекта основных средств и отражать в инвентарной карточке основного средства.

При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.

Пример

Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.

При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.

Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.

Пример

В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.

Запчасти

По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.

Пример

Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.

Многокомпонентные устройства

Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.

Пример

Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.

Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.

Пример

Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.

Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.

Дополнительные возможности

В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.

И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.

Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:

  • к спутниковому цифровому телевидению (приобретение и монтаж комплектов оборудования «Триколор», «НТВ-плюс», абонентская плата);
  • к данным спутниковых систем глобального позиционирования (приобретение и монтаж оборудования GPS и «Глонасс»).

Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:

  • переход к цифровому телерадиовещанию;
  • внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.

Бюджетная классификация, содержащая представляет собой группировку бюджетных показателей на всех уровнях по прибылям и тратам, а также все источники финансирования, которые привлекаются для покрытия дефицитов. Благодаря такой классификации можно сопоставлять показатели всех бюджетов. Коды видов расходов и доходов систематизированы для того, чтобы иметь полную информацию о формировании доходов и осуществлении бюджетных трат.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация РФ принята посредством в 1996 году, а в 2000-м он был значительно изменён и дополнен. В бюджетной классификации предусмотрены разделы коды видов доходов бюджетов, коды видов расходов бюджетов, источники финансирования дефицитов, операции сектора госуправления. Кроме того, указываются источники внутреннего финансирования в дефицит бюджетов и внешнее финансирование федерального бюджета, виды внутреннего долга Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований, а также виды внешнего долга страны. В данной статье основное внимание будет отдано одному из разделов, где перечислены коды видов расходов. осуществляют по следующим признакам.

Функциональный раздел отражает бюджетные средства, направленные на выполнение основной деятельности государства. Например, оборона, управление и тому подобное. Составляется классификация кодов видов расходов таким образом: от раздела через подразделы к целевым статьям, затем вскрываются непосредственно виды расходов. Вид ведомственной классификации связан со структурой управления, там отображается группировка юридических лиц, которые получают бюджетные средства, то есть они являются Вид экономической классификации демонстрирует деление государственных расходов на капитальные и текущие, там же отражается состав расходов на оплату труда, все материальные затраты и приобретение услуг и товаров. Классифицируется это по следующему принципу: от категории расходов в группы, затем из предметных статей в подстатьи.

Функциональная классификация

Функциональная классификация - это группировка расходов бюджета на всех уровнях системы Российской Федерации, где отражается расход средств (закупка товаров, оборонные нужды и тому подобное) для выполнения всех главных функций государства. Здесь четыре уровня классификации: от разделов к подразделам, из них выделяются целевые статьи, затем на каждую определяются виды расходов. Например, госуправление и местное самоуправление проходят под кодом 0100, а судебная власть под кодом 0200. Международная деятельность - 0300, национальная оборона - 0400, госбезопасность и правоохрана - 0500, содействие фундаментальным исследованиям, научному и техническому прогрессу - 0600, промышленность, строительство и энергетика - 0700, сельскому хозяйству и рыболовству отдан код 0800, а охране природных ресурсов, геодезии, картографии и гидрометеорологии - 0900.

Далее идёт транспорт, связь и информатика, дорожное хозяйство - 1000. Рынок и развитие его инфраструктуры - 1100, ЖКХ - 1200, МЧС - 1300, образование - 1400, искусство, культура и кинематография - 1500, СМИ - 1600, здравоохранение и физкультура - 1700. Социальной политике отдан код 1800, государственным долгам - 1900, государственные резервные средства и пополнение запасов проходят под кодом 2000. Бюджеты других уровней финансируются под кодом 2100, ликвидация и утилизация вооружений (в том числе и по международным договорам) - 2200, 2300 - специальные расходы по мобилизации экономики, космос - 2400. Под кодом 3000 проходят так называемые прочие расходы. А код КОСГУ (Классификации операций сектора государственного управления) 3100 принадлежит целевым бюджетным фондам. Далее происходит детализация, которую можно проследить на следующем примере. В разделе 0100 (госуправление и местное самоуправление) подраздел 0101 - деятельность главы государства (президент страны), целевая статья - 001, обозначающая содержание главы государства, вид расходов - 001, то есть денежное содержание Таким же образом выстроены бюджеты на каждом уровне с учётом специфики и конкретики. Функциональная классификация необходима для определения федеральных нужд, куда направляются бюджетные инвестиции.

Ведомственная классификация

Это группировка расходов относится к получателям средств из бюджета, и каждый год этот перечень заново утверждается законом, то есть бюджеты каждого субъекта Федерации и каждый местный бюджет должны быть утверждены соответственными органами власти. Сопоставительная таблица КОСГУ включает в себя все государственные органы, все внебюджетные фонды, все органы самоуправления и муниципальные учреждения, которые должны применять КВР (коды видов расходов). С 2016 года автономные и бюджетные учреждения применяют их обязательно. Код КОСГУ - это основная составная часть классификации бюджетных расходов. Структура такого кода: соответствующая группа, подгруппа и элемент от 18 до 20 разряда. Правила применения и перечень видов расходов одинаковы во всех бюджетах системы страны. Код 100 обозначает расходы на обеспечение функционирования муниципальных органов и органов управления внебюджетными государственными фондами, государственных учреждений. Код 200 - закупка товаров, услуг. Сюда же относятся и работы для муниципальных и государственных нужд. Код 300 - социальные выплаты гражданам. Код 400 обозначает капитальные вложения в муниципальную государственную собственность.

Под кодом 500 проходят межбюджетные трансферты. Субсидии автономным, бюджетным и некоммерческим организациям - код 600. Муниципальный государственный долг - код 700, а 800 - другие бюджетные инвестиции. Здесь классификация детализируется до подгрупп (например, 340, 110 и так далее) и элементов (таких, как 244, 119, 111). Для автономных и бюджетных учреждений перечень сильно урезан. Применяются только такие коды: 111, 112, 113 - заработная плата и другие выплаты трудящимся, 119 - страховые взносы, выплата пособий, 220 и 240 - закупка товаров, услуг, работ (для соцобеспечения такие закупки проходят под кодом 323), а социальные выплаты гражданам - 321. Стипендии - 340, гранты, премии отдельным физическим лицам - код 350, другие выплаты населению - код 360. Капитальные вложения - 416 и 410, а в капвложения в строительство - 417. Для исполнения судебных актов используется код 831. Уплата налогов, сборов и иных платежей - код 850. Взнос в международную организацию проходит под кодом 862, а платежи по соглашениям с международными организациями и правительствами других государств - 863.

Увязка по классификации

Распределение затрат требует обязательного руководства таблицей соответствия кодов КОГСУ и вышеперечисленных кодов, и это делают все госорганы и местное самоуправление, все учреждения и внебюджетные фонды. Специально для автономных и бюджетных учреждений Министерством финансов приведена дополнительная уточняющая таблица соответствия КОСГУ и КВР. Если оплату расходов производят по несоответствующим ведомственной детализации кодам, это считается нецелевым расходом бюджетных средств, за это полагается ответственность, в том числе и уголовная. Примеры увязки по классификации, которые приведены ниже, помогут правильно составлять подобную документацию.

Сегодня нельзя прожить без постоянных расходов на информационные и коммуникационные технологии ни одному учреждению или организации. Оплачиваются они по-разному на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, даже для автономных и бюджетных учреждений существуют некоторые особенности в оплате. Получателями бюджетных инвестиций являются разные органы. ИКТ федерального уровня оплачивается по коду 242 (относится к закупке товаров, услуг и работ - сфера ИКТ). На муниципальном и региональном уровне этот код применяется только при соответственном решении финансового органа субъекта РФ или муниципального образования. Если такое решение принято не было, ИКТ оплачивается по коду 244 (другие закупки товаров, услуг и работ). Таким же образом проводятся бюджетные расходы в территориальных внебюджетных фондах. Для автономных и бюджетных учреждений расходы на ИКТ предусмотрены по коду 244, а код 242 не предусмотрен.

Приобретение оборудования

Например, ситуация такая: как оформить затраты на приобретение аппаратуры ГЛОНАСС, чтобы оснастить транспортные средства, какой вид расходов здесь нужно применить? Если это оборонный заказ, то код вида расходов будет 219, если нет - то один из элементов вида 244 (другие закупки товаров, услуг и работ). Нужно точно определить статью, подстатью КОСГУ и затем отразить правильно эти расходы в бухгалтерской отчётности. Определение статьи не такое простое дело. Например, покупается автомобильная антенна, оплачивается установка и настройка (не оборонный заказ). Эти траты отражаются тоже под кодом 244, потому что к другим элементам вида расходов автомобильная антенна относиться не может. Это не код 241, потому что не научная и не исследовательская работа и не опытная конструкторская. Это не код 243, потому что данный товар нельзя отнести к целевому для капитального ремонта муниципального имущества. И это не код 242, потому что антенна не является средством связи сама по себе, а её установка не является услугой сферы информационных технологий.

Остаётся только код 244, и использование его в данном случае выход единственно правильный. Или другая ситуация. Устанавливается новая кабина лифта (не оборонный заказ), и нужно определить вид расходов подобных затрат. Установка лифта связана с заменой старой кабины новой (договор капитального ремонта) или устанавливается кабина лифта первоначально (изменение технических характеристик, договор на реконструкцию или строительство). В первом случае расходы нужно отражать по элементу 243 (закупка товаров, услуг, работ на капитальный ремонт муниципального имущества). Во втором случае - элемент с кодом 410 (бюджетные инвестиции). Или, например, покупается видеорегистратор. Если это оборонный заказ, расходы нужно отражать по элементу кода 219, а если нет, то снова нужный код - 244 (по тем же причинам, что и расходы на антенну).

Служебная командировка

В 2016 году муниципальные государственные учреждения при планировании бюджетов и исполнении их должны обеспечивать сопоставимость показателей, то есть вести аналитику начисляемых расходов по их видам, а не только по кодам КОСГУ, детализация по которым сохраняется. Теперь это нужно делать одновременно и по кодам КОСГУ, и по кодам ВР. Порядок отнесения на соответственные коды командировочных расходов тоже изменился. По какому коду оплачивается служебная командировка и услуги, с нею связанные (заказ билетов, их доставка, бронирование гостиниц и тому подобное)? Услуги эти оказываются сторонней организацией на основании договора, а потому отражаются они по элементу ВР с кодом 244.

Если в командировку поедет сотрудник муниципального государственного учреждения, то всё, что связано с его тратами в поездке, проходит под кодом 112 (другие выплаты персоналу кроме оплаты труда). Если же командированный трудится в любом государственном органе (далее подразделение на гражданские и военные органы), то его траты проходят под кодом 122 (другие выплаты персоналу муниципальных государственных органов кроме оплаты труда). Если командируется военнослужащий или лицо к нему приравненное, будет код 134 (другие выплаты персоналу со специальными званиями). И, наконец, если командированный является сотрудником аппарата внебюджетного госфонда, то код его расходов - 142 (другие выплаты персоналу кроме оплаты труда).

Расходы на проезд

Допустим, с неким гражданином заключается гражданский правовой договор на оказание каких-либо услуг или выполнение работ. Вопрос: как провести эти расходы, если компенсация его трат на проезд является частью оплаты по договору и если это оплачивается отдельно? В первом случае выплата отражается тем же кодом ВР, как и договор. Эти расходы оплачиваются в зависимости от уровня бюджета и типа учреждения - по элементу расходов 244 или 242. Во втором случае (когда отдельная компенсация), оплата проезда отражается по элементу ВР 244 (другая закупка товаров, услуг и работ для муниципальных нужд).

Далее нужно действовать соответственно элементам ВР группы 100 (расходы на выплату персоналу для функционирования государственных органов, органов управления внебюджетными госфондами, казённых учреждений), коды 142, 134, 122, 112, которыми отражается оплата проезда сотрудниками под отчёт. А вот во втором случае (когда заключался гражданский правовой договор) применять элементы ВР группы 100 ни в коем случае нельзя, потому что трудовое законодательство не распространяется на граждан, не являющихся сотрудниками госорганов и учреждений. И такие расходы не относятся к подгруппам 230, 220, 210, к элементам 243, 242, 241. Здесь подходит только один код - 244.

Представительские расходы

Расходы, связанные с приёмом официальных делегаций, нужно отражать по элементу РВ 244 (другая закупка товаров, услуг и работ для муниципальных нужд), потому что ни к одному другому элементу такой вид расходов отнести невозможно. Это не может пройти под кодом 241 как научные, исследовательские или опытные конструкторские работы, не подходит под код 243 как закупка товаров, услуг и работ для капитального ремонта муниципального имущества, никак нельзя обозначить эти расходы и кодом 242 как закупку товаров, услуг и работ сферы ИКТ.

В разделе III указаний, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации под номером 65Н от июля 2013 года указано, что все представительские расходы каждого учреждения нужно отражать по элементу ВР 244. Все остальные решения будут неправильными и могут повлечь за собой обвинение в нецелевой трате государственных средств.

Аутсорсинг

Аутсорсинг (предоставление нужного персонала по договору) тоже предполагает затраты по оплате услуг. Например, учреждению понадобился сторож, дезинфектор или сантехник. Отражать расходы на оплату подобного рода услуг согласно договору нужно по элементу ВР 244 (другая закупка товаров, услуг, работ для муниципальных нужд).

В законодательстве нашего государства такого понятия, как аутсорсинг не значится. Однако есть частные разъяснения, где специалисты Министерства финансов указывают, что заключение договора на аутсорсинг равно договору на оказание услуг или выполнение работ способом подряда. Затраты по договору рассматриваются как расходы на покупку услуг по охране (сторожа), по дезинфекции, по ремонту систем водоснабжения или канализации. Подобные расходы нельзя отнести ни к одному из элементов ВР, кроме элемента по коду 244. Точно так же, как в предыдущих примерах, этот вид расходов не подходит ни под код 241, ни под 242, ни под 243.

Предоставление субсидий

Часто складывается ситуация, когда предоставляется субсидия из бюджета области оператору в регионе (автономной некоммерческой организации), чтобы провести капитальный ремонт многоквартирных домов. Отражается перечисление субсидии по элементу ВР кода 630, параллельно в бухгалтерской отчётности обозначая эти расходы по подстатье КОСГУ с кодом 242. Органы власти имеют право предоставления субсидии АНО, не являющимися муниципальными и государственными, поскольку и создаются такие организации для выполнения именно таких функций.

Элемент вида расходов 630 и подстатья 242 отражают субсидии организациям (кроме муниципальных и государственных). Это полностью подходит под такую ситуацию, когда региональный оператор выполняет ремонт многоквартирных домов. Предоставление субсидии негосударственной организации и контроль за проведением ремонта не противоречит законодательству, более того - даже коды ВР для таких выплат предусмотрены.

Продолжаем разбираться, какие нарушения в применении КВР чаще всего выявляют при проверках. А заодно сформулируем правила, соблюдение которых поможет минимизировать риск разногласий с ревизорами.

Ошибка № 8. Учреждение перечисляет страховые взносы только по КВР 119

При этом вопросы отнесения работ к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской службы учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими «техническими» специалистами.

Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (см. Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. ). Работы по ремонту дорог квалифицируются в качестве капремонта в соответствии с разъяснениями Минтранса России (см. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. ).

Правомерность отнесения расходов на КВР 243 или 244 на протяжении нескольких лет является основанием для привлечения должностных лиц казенных учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. При этом не исключено, что штраф может быть наложен на главного бухгалтера (решение Волгоградского областного суда от 24 февраля 2016 г. по делу № 07-277/2016).

Суды, рассматривая подобные дела, квалифицируют работы в качестве капитального или текущего ремонта исходя из положений , а также иных нормативных правовых актов, разработанных в прошлые годы, в частности, "Положения... МДС 13-14.2000", утв. , и Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. ) (см., например, решение Пермского краевого суда от 25 января 2016 г. по делу № 21-80/2016, решение Красноярского краевого суда от 2 июня 2016 г. по делу № 7Р-536/2016).

Ошибка № 10. Без достаточных оснований исполнительный лист полностью оплачен по КВР 831

Достаточно распространенная ошибка - исполнение всех судебных актов в полном объеме по КВР 831.

Например, кредиторскую задолженность по закупкам на основании судебного акта надо оплатить по КВР 200, а долг по зарплате – по КВР 100. И самое главное, не забывайте о новых положениях Указаний 65н по применению КВР при выплате компенсации за задержку зарплаты. Эту компенсацию надо относить на КВР 853 «Уплата иных платежей» как при выплате в добровольном порядке, так и на основании судебного решения ().

Все дополнительные перечисления по исполнительному листу относите на КВР 831. Например, расходы на возмещение судебных издержек истцам (госпошлины) оплачивайте по КВР 831 в увязке с КОСГУ 290.

Суд может обязать учреждение выполнить определенные действия. Если для выполнения этих действий учреждение осуществляет закупки, расходы надо относить на КВР и КОСГУ в общем порядке. Например, хранение имущества надо оплачивать по КВР 244 и КОСГУ 226 ().

Внимание!
В случае если на казенное учреждение судом наложено взыскание, КВР 831 должен применяться в увязке с разделом и подразделом, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования такого учреждения ().

Ошибка № 11. Не подтверждена принадлежность к затратам на ИКТ расходов, оплаченных по КВР 242

Указания № 65н не содержат перечня конкретных видов оборудования, материалов, работ и услуг, которые можно закупать за счет КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий". Определение принадлежности расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предметом Указаний № 65н не является. Эту принадлежность надо определять исходя из положений отраслевых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (). Применение кода вида расходов 242 может быть увязано с соответствующим Планом информатизации.

Внимание!
Возможность применения КВР при исполнении бюджета публично-правового образования определяется его финансовым органом (). Указаниями № 65н установлен порядок применения КВР 242 на федеральном уровне. При этом бюджетные и автономные учреждения расходы на закупки в сфере ИКТ должны отражать по КВР 244 ().

В Бюджетной смете казенного учреждения могут быть предусмотрены расходы в сфере ИКТ по КВР 242. Однако в Плане (документе) по информатизации в явном виде далеко не всегда указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).

В этом случае обращайтесь за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно ваши вышестоящие организации с учетом ваших предложений готовили обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете учреждения появился КВР 242 ().

Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган. На федеральном уровне таким органом является Минкомсвязи России ( , письмо Минфина России от 25 июля 2016 г. № 02-05-10/43381). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (см. предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22 января 2016 г. №№ 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).

Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244. Допустим, в организации принято решение о приобретении сервера или сетевого принтера. Как выбрать КВР для таких расходов? При соблюдении нескольких несложных правил Вы без труда сделаете правильный выбор.

1. Применять КВР 242 обязаны:

2. Расходы в сфере ИКТ относят на КВР 244:

3. Объекты, аналогичные включаемым в сферу ИКТ (с учетом монтажных и пусконаладочных работ), можно приобретать в рамках капвложений согласно сводному сметному расчету по КВР 410 "Бюджетные инвестиции".

Ошибка № 12. Нарушен порядок применения КВР 410 при строительстве "под ключ"

В настоящее время существует практика оплаты за счет бюджетных инвестиций движимого имущества (предметов мебели, бытовой техники, мягкого инвентаря и т.п.), которым укомплектован объект недвижимости при строительстве "под ключ". Такие действия учреждений в ряде случаев проверяющие могут рассматривать в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Даже включение стоимости этого движимого имущества в сметный расчет не всегда являлось достаточным основанием для освобождения должностных лиц от ответственности, так как по сути сметный расчет не является правовым основанием предоставления бюджетных средств.

Аргументом в пользу учреждения в подобной ситуации служит наличие «спорных» направлений расходов непосредственно в государственной (муниципальной) целевой программе, в рамках которой осуществляется строительство "под ключ", независимо от того, на какие коды классификации расходов РФ могли быть отнесены расходы, связанные с приобретением (изготовление) объектов нефинансовых активов при расходовании бюджетных средств вне такой программы ().

В то же время поступившие в рамках строительства «под ключ» объекты имущества, неразрывно несвязанные с самим объектом недвижимости, не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта. Первоначальную стоимость таких объектов имущества формируйте на соответствующих счетах 0 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" ().

Внимание!
В качестве нецелевого использования бюджетных средств проверяющие могут квалифицировать отнесение учреждением на КВР группы 400 расходов на охрану объекта недвижимости, незавершенного строительством (Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 февраля 2016 г. по делу № 12-57/2016).

Ошибка № 13. Применен КВР 113 или КВР 123 когда речь идет о закупке

Расходы, связанные с привлечением физических лиц для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудового или гражданско-правого договора, согласно Указаниям № 65н относятся на КВР 113 или 123. Перечень лиц, выплаты которым отражаются по КВР 113 и 123, остается открытым. При этом возможность применения КВР 113 или 123 зависит от статуса организации госсектора, которая осуществляет выплаты в пользу привлекаемых лиц. Так, указанные расходы госоргана (органа местного самоуправления) отражаются по КВР 123, а учреждения – по КВР 113 ().

Внимание!
Далеко не всегда расходы, связанные с исполнением отдельных полномочий привлекаемыми в этих целях лицами, могут быть отнесены на 113 или 123 КВР. Так, например, за услуги, оказанные «назначенным» адвокатом, может быть выставлен счет юридическим лицом. Соответственно, расходы должны быть отражены по КВР 244 (см., например, ). Кроме того, услуги физических лиц (переводчиков, специалистов, экспертов, адвокатов и иных специалистов), независимо от наличия договора, но исходя из целевого назначения услуг, также подлежат оплате по КВР 244 (п. 5.3.2.2 Приложения № 3 к ). Типичный пример таких расходов – расходы, понесенные в соответствии с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утв. .

Ошибка № 14. Некорректно выбран КВР при перечислении задатков и обеспечений

Перечисление обеспечения заявки казенного учреждения, выступающего в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в конкурсе или аукционе в соответствии со статьей 44 Закона № 44-ФЗ следует отражать по соответствующему разделу (подразделу), целевой статье, в рамках которых предусмотрены ЛБО на финансовое обеспечение выполнения функций учреждением, в увязке с КВР 853. Исключение из данного правила – задаток за участие в аукционе по продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности), перечисление которого отражается по соответствующему КВР группы 410 (п. 5.3.2.4 Приложения № 3 к ).

Внимание!
Операции по перечислению сумм в обеспечение заявок на участие в конкурсе или аукционе, а также в обеспечение исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями, выступающими в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), не являются «расходными», и, соответственно, в разрезе КВР не отражаются.


Владимир Пименов
, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

В данной статье рассматриваются критерии среднего предприятия, какими льготами они наделены. Определяются также преимущества и недостатки среднего предпринимательства.

Какой бизнес следует относить к среднему? Критерии среднего предприятия

Статусы малого предпринимательства и среднего очень близки по определению. Общая особенность – представители такого бизнеса не выходят за пределы установленных критериев и могут пользоваться упрощенной системой отчетности. К субъектам среднего (и малого) предпринимательства (МСП) следует отнести:

  1. Физических лиц:
  • индивидуальных предпринимателей (ИП),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).
  1. Юридических лиц – учреждения коммерческого характера и потребительские кооперативы.

Важно! В этом перечне нет ни государственных предприятий, ни муниципальных и унитарных.

К наиболее распространенным средним предприятиям относятся:

  • производители товаров народного потребления;
  • строительные организации;
  • салоны мобильной связи;
  • торговые фирмы и компании;
  • частные медицинские клиники и центры;
  • фирмы в сфере IT-технологий;
  • турагентства.

Все средние предприятия должны пройти регистрацию и значиться в едином государственном реестре. Чтобы фирма или компания могла называться средней, она должно соответствовать нескольким условиям.

Критерий №1. Участие в капитале

Состоит признак из двух частей:

  1. Общая доля всех участников не больше четверти (25%) уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда). Это ограничение не касается активов, которые принадлежат инвестиционным фондам; имущества инвестиционных товариществ в целом.
  2. Суммарное участие в капитале не должно быть выше 49 процентов. Это касается:
  • иностранных предприятий;
  • организаций, не субъектов МСБ.

Ограничение не касается тех хозяйственных обществ и партнерств, которые применяют на практике и внедряют результаты интеллектуальной деятельности.

Критерий №2. Среднесписочная численность персонала

Численность персонала предприятия среднего находится в таких пределах (человек):

  • минимум 101;
  • максимум

В расчет принимается среднесписочное количество в прошлом календарном году. Читайте также статью: → “ ». Определения ее нужно принимать во внимание всех, в том числе:

  • совместителей (пропорционально отработанных ими часов);
  • сотрудников структурных подразделений;
  • лиц, заключивших с предприятием соглашения гражданско-правового характера.

Критерий №3. Доход от реализации товаров (работ и услуг)

Доход, полученный фирмой в прошлом году, не должен быть выше 2 миллиардов рублей. Но он не может быть меньше 800 млн. – это критерий для предприятия малого. Сумма дохода учитывается без НДС. Она содержится в налоговой декларации за прошедший год. Чтобы доход подсчитать правильно, необходимо учесть все виды поступлений.

Средние предприятия определяют сумму на основе декларации по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и налогу на прибыль. Читайте также статью: → “ ». Это свидетельствует о том, что статус среднего предприятия уже не нуждается в подтверждении дополнительными документами.

Вместо суммы дохода может фигурировать балансовая стоимость активов – важная часть валюты баланса.

Критерии для предприятий отдельных отраслей

По отдельным отраслям экономики допускаются различные показатели по численности сотрудников. Даже если она меньшая, чем предусмотрено общим критерием, бизнес относится к среднему. Размерность средних предприятий в различных отраслях народного хозяйства отображена в таблице:

Отрасль Количество работников, чел.
от до
1. Агентства по рекламе, организации консалтинговые и исследовательские 15 50
2. Туроператоры 25 75
3. Редакции печатных СМИ 35 100
4. Розничная торговля 50 250
5. Оптовая торговля 100 100
6. Изготовление мебели 150 500
7. Кондитерская фабрика 400 1500
8. Нефтеперерабатывающее предприятие 2000 7000
9. Завод по производству автомобилей 10000 40000

Рекламная и туристическая деятельность, издание газет и журналов редко нуждаются в значительной численности работников. Поэтому, хотя предприятия задействуют меньшее количество работников, чем предусмотрено критерием, они относятся к средним.

Преимущества и недостатки средних предприятий

Средний бизнес наделен многими преимуществами по сравнению с крупным. В частности, он обладает:

  1. Большей свободой в выборе решений и быстрым приспосабливанием к новым условиям работы.
  2. Эффективностью и незамедлительностью в выполнении необходимых управленческих действий.
  3. Сравнительно невысокими операционными расходами.
  4. Исключительным качеством адаптироваться к местным условиям, учитывая все их особенности.
  5. Относительно низкой потребностью в первоначальном капитале.
  6. Высоким уровнем личной мотивации собственников.

Средние предприятия:

  • не зависят от разработанной на длительную перспективу обширной производственной программы;
  • не обременены многочисленным персоналом, что требует непростых навыков управления;
  • проще перестраивают свою рыночную стратегию при появлении новой «ниши».

Преимуществ много, но и слабые стороны существенные. Среди них выделяется:

  1. Сезонное колебание спроса на продукцию и объем продаж.
  2. Жесткая конкуренция и угроза поглощения со стороны больших компаний.
  3. Значительное количество законов и положений, сковывающих и замедляющих работу.
  4. Преграды при получении лицензий и патентов.
  5. Частая нехватка оборотных денежных средств.
  6. Большая вероятность финансовых потерь и провала бизнеса, особенно во время кризиса.
  7. Недоверие со стороны банков, что сказывается на возможности получения кредита.

Важно! Средний бизнес наряду с малым – идеальное начало для предпринимателей с небольшим стартовым капиталом.

Виды государственной помощи

В федеральных и целевых программах предусмотрены такие виды поддержки деятельности средних предприятий:

Вид поддержки Содержание
Информационное содействие и помощь в изучении структуры рыночных цен, тенденций их изменения
  • информационная рассылка;
  • подготовка необходимых для обучения материалов;
  • организация семинаров, курсов, тренингов.
Инфраструктурная помощь Создание:
  • бизнес-инкубаторов;
  • фондов для развития предпринимательства;
  • позитивной среды для формирования бизнеса.
Поддержка научных, технических проектов и нововведений Поиск средств финансирования
Содействие по участию в ярмарках и выставках Организация мест для размещения, предоставление выставочного оборудования бесплатно или со скидкой
Облегчение каждодневной работы Использование методов:
  • правового регулирования;
  • бухгалтерского сопровождения.

Упрощение порядка получения лицензий и подготовки разрешительных документов

Финансовые способы поддержки Обеспечение:
  • субсидиями;
  • грантами;
  • льготами и компенсациями.

Административные льготы в 2016 году

Чтобы уменьшить внешнее управленческое давление на предприятия, государство пошло на некоторые уступки. Они предусматривают упрощение порядка отчетности, денежных расчетов и оформления работников, что рано или поздно послужит поводом для выхода многих предпринимателей из тени.

Административная льгота Кто может пользоваться/уточнения
Возможность проводить наличные расчеты без кассовых аппаратов Плательщики ЕНВД
Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме Обязательное условие: годовая выручка – до 79,74 млн. рублей, численность – до 100 чел.

Поэтому пользоваться льготой могут только средние предприятия отдельных отраслей экономики

Заключение договоров аренды помещений с местными властями.

Льготные условия действительны на протяжении 5 лет

Руководители средних предприятий. У фирм-арендаторов есть преимущественное право выкупить такое имущество
Наличие государственной гарантии при оформлении кредита в банке Шансы заемщика получить положительный ответ банка возрастают
Участие в госзакупках В совокупном объеме госзакупок за год не менее 15% должно быть продукции, товаров и услуг, продуцированных в МСП

Важно! Льготы, которые касаются ведения бухгалтерского учета, на АО и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей не распространяются. Для таких компаний обязательной частью работы являются аудиторские проверки.

Финансовые льготы и особенности налогообложения

Такого рода послабления не просто улучшают условия для ведения бизнеса, но и оказывают прямую финансовую поддержку. Особо важны субсидии, возмещающие часть затрат предприятия:

  • по договорам лизинга;
  • на уплату процентов банку по кредитам или займам.

Предусматривается субсидия в сумме до полумиллиона для начинающих предпринимателей. Согласно Федеральной программе, актуальной до 2020 года, малому и среднему бизнесу предоставляются не только безвозмездные пособия, но и гранты.

В вопросах уплаты налогов средние предприятия проигрывают по сравнению с малыми. Далеко не все могут воспользоваться преимуществами упрощенной и патентной систем оплаты налогов. Пределы по доходу и численности позволяют внедрять УСН только на предприятиях отдельных отраслей. А ПСН возможна лишь для индивидуальных предпринимателей.

Перейти на оплату ЕНВД можно только при наличии не больше 100 сотрудников. Читайте также статью: → “ ». Позитивно, что нет ограничений по годовому доходу от реализации. Выплаты по указанным системам налогообложения существенно меньше, чем по общей системе (ОСН). Местные власти вправе уменьшать в пределах своей территории ставки налогов. Для фирм на ЕНВД возможно понижение вдвое – до 7,5%, для УСН – до одного процента с шести.

Важно! Отдельные округа могут применять на своей территории почти нулевое налогообложение для МСБ.

Запрет на плановые проверки предприятий среднего бизнеса

Подобный запрет (надзорные каникулы) установлен на два года: с января 2016 и до конца 2018 годов. Органам контроля (государственного и муниципального) запрещено проводить плановые поверки всех предприятий МСБ. В фирму не придут гости и не станут проверять:

  • состояние противопожарной безопасности;
  • насколько уровень санитарного состояния отвечает нормативам;
  • лицензию на деятельность.

Но это относится только к плановым проверкам. Внепланово работники контролирующих органов обязательно придут с инспекцией, если у них появятся сведения о том, что фирмой нарушаются законодательные нормы.

Кроме того, предусмотрены исключения, полный список которых содержит в Федеральном законе 294-ФЗ. Но и тут есть небольшой нюанс: срок проведения проверок не должен составлять больше 50 часов в год.

Такие льготы помогают предприятию развиваться, что является плюсом. Минус состоит в том, что недобросовестные предприниматели могут нарушать санитарные нормы и правила пожарной безопасности, что рано или поздно обернется неприятностями для потребителей и бедствием для фирмы.

Налоговые проверки и ревизии приостановлены на три года (с января 2016). Но «надзорные каникулы» затрагивают только те предприятия, у которых работает меньше 100 человек, а выручка меньше 800 млн. рублей.

Практические примеры деятельности

Пример №1. В фирме работает 202 сотрудника, доход за год (без НДС) составляет 1900 млн. руб.. Такая фирма является средним предприятием. Об этом свидетельствуют оба критерия.

Пример №2. Предприятие имеет такие показатели выручки от реализации и средней численности персонала за последние три года:

По показателям 2013-2014 годов фирма отвечает критериям предприятия среднего. В 2015 году условия нарушены. Но фирму можно перевести в категорию предприятия малого когда три года подряд численность и выручка не будут соответствовать критериям среднего бизнеса, то есть с 2018 г.. В 2016-2017 годах она не утрачивает этот статус.

Топ 5 часто задаваемых вопросов

Вопрос №1. Нужно ли составлять бизнес-план среднему предприятию?

Да. Он поможет организовать бизнес правильно, покажет инвесторам и кредиторам его доходность и позитивные перспективы.

Вопрос №2. Какая система налогообложения применяется для фирм, собирающих и устанавливающих окна, жалюзи, рольставни?

Используется ЕНВД.

Вопрос №3. Фирма арендовала нежилое помещение, заключив с администрацией муниципального района соответствующий договор. Можно ли выкупить данное помещение в приоритетном порядке?

Право такое есть, при условии, что договор аренды еще в силе.

Вопрос № 4. Нужна ли предприятию лицензия?

Ответ на вопрос можно получить, изучив перечень лицензированных видов деятельности.

Вопрос №5. Фирма-плательщик ЕНВД ведет бухгалтерский учет обязательно?

Да. Такие предприятия в общеустановленном порядке ведут все счета бухгалтерского учета и предоставляют предусмотренную законодательством отчетность. Сильные стороны средних предприятий являются основой успеха предпринимательства страны. Но без продуманной и стабильной государственной поддержки не обойтись.

Звонок в один клик