Кто такой лидер? Лидер - это кто? Психология лидерства. Лидер команды

Эксперты сайта сайт убеждены в том, что лидерами не рождаются, а становятся. У кого-то лидерские качества воспитываются с самого раннего детства в семье, кто-то приобретает их в школьной атмосфере, ну а у некоторых приходят только во взрослом возрасте. Поэтому перефразируя классика, можно с уверенностью сказать: «Лидерству, все возрасты покорны!». Однако следует осознавать цель, которую вы преследуете, ведь одним лидерство необходимо для признания своей личности, а другим - лидером нужно стать в силу положенных на него обязательств. Если говорить о детском возрасте, то человека могли назначить старостой в классе и ему теперь необходимо проявить себя как настоящий лидер. Если говорить о взрослых людях, то возможно вы получили статус руководителя в каком-либо отделе, и лидером нужно уже быть не столько из-за самоутверждения, сколько из-за того, чтобы не потерять работу и организовать работу подчинённых.


Перед тем, как начать разбираться в способах становления лидера, начнём с определения того, кто такой лидер, в чём его отличия от остальных и какую цель лидер группы должен преследовать. Давайте во всех этих вопросах подробно разбираться.

Кто такой лидер?

Лидерские качества можно назвать одним из элементов на пути развития личности человека, как индивидуума в обществе. Формирование лидерства начинается с того, что человек должен уметь контролировать свои мысли, которые приходят в голову, эмоции, которые нужно уметь сдерживать и поведение, которое может формировать неправильное мнение о нашей личности.


Вот несколько определений лидера в обществе:
  • Лидер – это не тот человек, который манипулирует другими, а наоборот мотивирует их. Стоит заметить, что к лидеру окружающие тянутся исключительно по своей воле, а не принудительно. Делают они это потому, что чувствуют, что идут за человеком успешным, добивающегося своих целей и естественно имеющего влияние в обществе. Согласитесь, что вряд ли кто-нибудь потянется за неудачливым человеком, который ничего не добился и вообще не имеет чётких жизненных целей.

  • Лидер – личность, которая умеет заботиться о других, нести ответственность за них. И причём эта забота должна быть искренней. Лидер умеет отдавать свою энергию, чувствуя, что от этого он не лишается своих сил, а наоборот, получает дополнительную энергию.

Однако мы хотели бы отметить, что в зависимости от формирования лидеров можно разбить на две группы: на тех, кто добился результатов сам (его могли даже не называть лидером, однако он выполняет все лидерские функции) и на тех, кого назначили лидером. Последние – это те лидеры, которые стали ими за счет влияния авторитетных родственников, денег или по указанию «свыше». Такие личности не имеют ничего общего с истинными лидерами, так как только манипулируют людьми для удовлетворения своих внутренних потребностей и для самоутверждения. Данное искусственное положение чувствуют и окружающие, и они сами. Их недолюбливают, критикуют и всячески пытаются подмочить репутацию, дабы перестать быть униженными. Лидером может стать человек без ярко выраженных качеств, просто оказавшись в окружении морально слабых и неактивных людей.

«Природные лидеры» – это люди, которые добились высот собственными усилиями, причём иногда это стоило им больших трудностей и испытаний. Что интересно: как правило, они вообще даже не стремятся стать лидерами. Окружающие люди выбирают их сами, ведь такие лидеры имеют четко сформированную собственную позицию и они не будут обращать внимание на встречающиеся преграды, ведь их сложно сбить с жизненного пути. Лидер уверен в своем завтрашнем дне, чем и подкупает окружающих людей.

Как стать лидером?

Для начала необходимо определить причину, почему Вы хотите стать лидером. Помните, для того чтобы стать им, Вам предстоит много работать над собой, приобретать новые навыки и знания. Только активные действия помогут добиться желаемого результата. «Лень» и «Лидер» - понятия несовместимые. Для того чтобы лидировать, необходимо правильно организовать свой план действий, уметь поддерживать себя в положительном настрое.

Итак, давайте разберем основные принципы, которым нужно следовать:

  1. Если вы руководите людьми, то умейте находить общий язык с исполнителями, которым поручаете то или иное задание. Важно не только слышать собеседника, но и услышать то, о чем он говорит, даже если вы опытнее и знаете что и как нужно делать.

  2. Идите в ногу со временем, ищите новые способы и методы осуществления своей деятельности. Учитывайте идеи и предложения своих подчиненных, ненужно быть упёртым и во что бы то ни стало настаивать на своём.

  3. Нужно уметь поощрять свою команду, а при проигрышах не сваливать всю вину на своих подопечных, а нести ответственность соразмерно своей вине. Устроив «разбор полётов» рассмотрите причины неудач, отметьте и положительные моменты, а также подбодрите их и вселите веру в успех.

  4. Будьте готовы встречать ошибки, ведь от них еще никто не застрахован. Ни в коем случае не опускайте руки. Исправьте все свои ошибки и двигайтесь дальше. Не бойтесь при решении проблем уступить – лучше сделать шаг назад, чтобы потом сделать 2 шага вперед.

  5. Ни в коем случае корите себя при допущении ошибок. Это придаст Вам неуверенности в себе, которая потом перейдет вашим исполнителям. Тем не менее, вы не должны мнимо оправдывать себя, а должны признавать свои ошибки и двигаться дальше: веря в себя и в свою команду.


Схожие советы, но уже для школьников и студентов, которые хотят стать лидером в классе и в группе:
  1. Научитесь не только предлагать свои идеи, но также и поддерживать чужие, таким образом, вы завоюете своих первых союзников.

  2. При выполнении совместных поручений, старайтесь контролировать и помогать каждому из группы, показывая свою заботу.

  3. Берите на себя ответственность, если команда потерпела поражения в конкурсе или игре.

  4. Пресекайте критику в свой адрес.

  5. В любой ситуации ведите себя сдержано (минимум эмоций) и уверенно.

  6. Лидер это не тот, кто самый сильный, красивый или разговорчивый. В каждой ситуации и группе людей работают свои правила, иногда побеждает ум, а не сила (это советы для мальчиков), а иногда стильный образ или человеческие качества, а не красота (это для девочек).


Лидером может стать каждый человек, но не многие с этой ответственность справляются. Мы надеемся, что вы в списке лиц, которые достойны звания лидера! Удачи!

Действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

  • по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
  • по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
  • по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

  • формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  • неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

  • Авторитарный - установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
  • Демократичный - лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
  • Либеральный - лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.

Многие современные исследователи подчеркивают выросшую роль последователей лидера в современном мире.

Я.Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству, характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;

2)лидер по популярности, люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;

3)"чёрная овца" - человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Ицхак Адизес Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей = Leading The Leaders: How To Enrich Your Style of Management and Handle People Whose Style Is Different From Yours. - М .: Альпина , 2008. - С. 259. - ISBN 978-5-9614-0721-1
  • Стивен Р. Кови Лидерство, основанное на принципах = Principle Centered Leadership. - М .: Альпина , 2009. - С. 302. - ISBN 978-5-9614-1000-6

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Лидер" в других словарях:

    лидер - (от англ. leader ведущий) член группы, за к рым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная (см. авторитет) личность, реально играющая центральную роль в организации совместной… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. leader, от lead руководить). 1) в Англии, вождь политической партии. 2) руководящая или передовая статья в английских периодических изданиях, leading article. 3) в велосипедном состязании, едущий впереди состязающихся. 4) вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Самая известная группа из Севастополя. Исполняет жесткий, энергичный ритм энд блюз с весьма характерным звуком 70 х годов и веселыми остроумными текстами про любовь. Группа была основана в марте 1988 года Александром Барулиным (вокал, бас) и… … Русский рок. Малая энциклопедия

    ЛИДЕР, лидера, муж. (англ. leader). 1. Вождь, руководитель политической партии, общественно профессиональной организации (полит.). Лидеры партии. Профсоюзные лидеры. 2. Лицо, идущее первым в каком нибудь состязании (спорт.). Лидер турнира. 3. На… … Толковый словарь Ушакова

    - (от англ. leader ведущий руководитель), 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой либо группе.2) Участник спортивного состязания, идущий впереди … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИДЕР, а, муж. 1. Глава, руководитель политической партии, общественно политической организации или вообще какой н. группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком н. коллективе. Политический л. 2. Спортсмен или спортивная… … Толковый словарь Ожегова

    - «ЛИДЕР», СССР, киностудия им. Горького, 1984, цв., 82 мин. Школьный фильм, психологическая драма. В девятом классе появился новенький. Замкнутый парень подчинилсебя единственной цели расшифровать таинственные письмена исчезнувшего племени… … Энциклопедия кино

    Боевой надводный корабль для вывода эскадренных миноносцев в торпедную атаку. Появились в 1 ю мировую войну. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    - (от англ. leader ведущий, руководитель) англ. leader; нем. Leader; Fuhrer. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать… … Энциклопедия социологии

В человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — "ведущий, первый, идущий впереди") — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера - человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер - это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна - будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, - нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, - психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, - лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли - уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои - это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер - это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Где интеллект?

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности ? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства - быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция - толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким "сырым материалом".

Лидер и руководитель - одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. "Зверь" он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще - если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали "лидера" сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, - это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер - это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес - его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше "мотать на ус" и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер - это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

: ситуациональной, функциональной, поведенческой и других, а также интегральной теории лидерства.

Предпосылки лидерства

Первые признаки лидерства наблюдаются в животном мире. Для социальных животных характерно выделение из общей среды лидера (вожака), функцией которого становится поддержание внутренней иерархии при собственном доминирующем положении. Вожак (лидер) получает преимущества - приоритетный доступ к всевозможным ресурсам, но одновременно и несёт бремя неудобств, в первую очередь связанных с защитой своего статуса .

Теории

Ранние западные теории

Поиски качеств, присущих лидерам, продолжаются в течение многих веков. Вопросами о том, что отличает лидеров от обычных людей, задавались философы от Платона до Плутарха , тем самым отмечая что лидерство проистекает из индивидуальных особенностей человека.

В XIX веке к исследованию лидерства обратилось множество авторов, противопоставлявших лидера и толпу, рабов и пытавшихся найти этому объяснение. Одну из наиболее влиятельных теорий сформулировал Фрэнсис Гальтон , считавший лидерство проявлением природного, наследственного таланта . Сесиль Родс , в свою очередь, считал, что лидера можно воспитать из одарённого человека через соответствующее обучение. Для практической поддержки своей теории Родс в 1902 году учредил стипендию , позволяющую студентам, имеющим лидерские наклонности, обучаться в Оксфордском университете .

Теории середины XX века

В конце 1940-х - начале 1950-х годов многочисленные оценки ранее выдвинутых теорий привели к выводу о необходимости нового подхода к проблеме лидерства. В первую очередь, не находило объяснение то, что качества, в одних ситуациях делавшие людей лидерами, в других для лидерства не требовались. Новые теории отошли от индивидуальных качеств лидеров и сместились в сторону поведения, которое способствовало занятию лидирующего положения. Подобный подход оставался доминирующим в психологии лидерства следующие несколько десятилетий.

Управленческая решётка

Функциональная модель лидерства

Интегральная модель лидерства

Разновидности

Стиль лидерства характеризует способы, которые использует лидер для управления и мотивации подчинённых. Стиль определяется личными качествами: мировоззрением, особенностями характера и опытом. Для разных ситуаций подходящими являются разные стили, например, в чрезвычайных условиях и при значительном превосходстве компетентности лидера наиболее эффективен авторитарный стиль, а в сообществе людей близкого уровня знаний и высокой групповой сплочённости более подходящим является демократический стиль .

Различают также: формальное и неформальное лидерство (в зависимости от того, осуществляется ли влияние с позиции занимаемой должности или при помощи своих способностей, умения или других ресурсов; лидерство по популярности и по способности, а также лидеров типа «чёрная овца ».

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития [ ] . Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях , как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидером в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества [ ] .

Примечания

  1. Chemers M. An integrative theory of leadership. - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1997. - ISBN 978-0-8058-2679-1 .
  2. Plato. The Dialogues of Plato translated into English with Analyses and Introductions by B. Jowett, M.A. . - Oxford University Press. - Vol. 3.
  3. Markwell, Donald. Instincts to Lead: On Leadership, Peace, and Education. - Connor Court: Australia, 2013. - ISBN 9781922168702 .
  4. Bird, C. (1940). Social Psychology . New York: Appleton-Century.
  5. Stogdill, R. M. (1948). “Personal factors associated with leadership: A survey of the literature”. Journal of Psychology . 25 : 35-71. DOI :10.1080/00223980.1948.9917362 .
  6. Mann, R. D. (1959). “A review of the relationship between personality and performance in small groups”. Psychological Bulletin . 56 : 241-270.

Член группы, за которым она признает (или вынуждена признавать) право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Успех Л. во многом определяется восприятием и признанием членами группы его статуса, компетентности и личностных качеств.

ЛИДЕР

член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи; индивид, обладающий способностью психологически воздействовать на других в целях интеграции совместной активности и/или деятельности; статус ведущего члена группы, обладающего фактической властью над другими ее участниками, получаемый его обладателем в процессе и результате отношений в малой группе. (Косолапов Н.А., с.103)

Лидер

англ. leader - ведущий, руководитель) - любой индивид, занимающий позицию доминирования, имеет власть или определяющее влияние в социальной группе. Термин обычно уточняется прилагательным, характеризующим вид рассматриваемого лидера или лидерства. В тех нередких случаях, когда это уточнение опускается, термин может использоваться в манипулятивных целях, при этом эксплуатируются такие коннотации термина, как «самый активный», «наиболее компетентный и ответственный», «обладающий качествами руководителя», «знающий все лучше других», «альфа-самец» и т.п.

ЛИДЕР

член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, - решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров:

2) по характеру деятельности - лидер универсальный и лидер ситуативный;

3) по направленности деятельности - лидер эмоциональный и лидер деловой, и пр. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер - не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы, или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем развития группового.

Лидер

англ. leader - ведущий] - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т.д. Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее Л. не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции Л. и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего Л. в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества. В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции Л. и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций Л. и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная "подпитка" властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти. А.В. Петровский, М.Ю. Кондратьев

ЛИДЕР

от англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л. – вдохновитель и Л. – исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. играет важную роль в урегулировании конфликтов в организации. Во-первых, от его индивидуальных особенностей зависит количество и содержание конфликтов, возникающих у него с окружающими. Во-вторых, Л. влияет на социально-психологический климат в коллективе и тем самым на конфликтность взаимоотношений. В-третьих, Л. чаще других участвует в урегулировании проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях др. членов группы.