Кто написал камера обскура. Анализ произведения "камера обскура" набокова

В самом начале произведения мы видим немецкого преуспевающего специалиста в живописи, который состоял в браке с Аннелизой долгое время и был ей верен. Также у него была дочь Ирма. Однажды он встречает женщину, к которой начал испытывать желание сблизиться с ней поближе.

Незнакомку звали Магда Петере. Она была совсем юной. Девушка росла в семье, где постоянно не хватало денег на пропитание, так как отец много болел и не мог обеспечивать их. Ее мать постоянно нервничала по этому поводу, и готова была в любую минуту поколотить своих детей. Не выдержав упреков со стороны родителей, Магда убегает к одной пожилой женщине, где начинает подрабатывать натурщицей, втайне мечтая посвятить себя театральной деятельности. Левандовская знакомит ее с господином Мюллером, который понравился девушке настолько, что она с ним убегает. Спустя месяц мужчина уезжает и бросает ее. Магда, разочаровавшись в мужчинах, даже попыталась покончить жизнь самоубийством, но потом передумала. Вскоре она стала менять партеров один за другим, надеясь устроиться на работу актрисой, но все было безрезультатно. В скором времени хозяйка квартиры, где она проживала, познакомила ее с Кречмаром.

Бруно не может понять себя. Ведь он такой примерный семьянин, и вдруг его так сильно влечет к этой девушке. Магда же сама пытается вступить с ним в близкие отношения, позвонив ему домой. Мужчина был испуган тем, что об этом звонке могла узнать его супруга, взяв трубку. Он просит ее не звонить сюда, и говорит, что снимет жилье для встреч. Девушка согласна с этим предложением, но все равно названивает ему. Как-то раз брат супруги Бруно подслушал случайно их разговор, но сестре своей не стал говорить, чтобы не расстраивать.

Однажды Кречмар решил посмотреть жилье, которое нашла Магда. При встрече любовница признается ему в том, что отправила ему письмо, где указан новый адрес. Он с ужасом понимает, что жена узнала его тайну и домой не возвращается. Супруга же с дочкой переезжает жить к брату. Мужчина считает себя виноватым, и поэтому пишет Аннелизе письмо, где извиняется за свою измену и признается в любви. Но, как бы он е любил жену, Бруно не может покинуть Магду. Вскоре объявляется ее брат, который шантажирует девушку. Однако Кречмару удалось выгнать его. Девушка начинает упрашивать возлюбленного переехать в его дом. В конечном счете, они переезжают, и Кречмар мог свободно жить с ней, так как получил разрешение на развод. Он финансирует фильм, где она исполняет второстепенную роль.

Однажды девушка увидела молодого человека, по причине которого она когда-то хотела свести счеты с жизнью. Но его звали Горном, и родом он был из Америки. Их любовная связь возобновляется, но они это скрывают от Кречмара, так как Магда не хотела лишиться денег Бруно, да и юноша имел огромные долги. Однажды у мужчины тяжело заболевает дочь, впоследствии чего она умирает. Наконец фильм, в котором снималась Магд выходит на экраны, но он одобрения особого у зрителей не получил, тем более они высмеяли девушку за то, что она играла роль просто отвратительно.

Между тем Магда и Горн продолжают встречаться на отдельной квартире. Как-то раз Кречмар и Магда едут путешествовать. В качестве их водителя едет и Горн. Здесь девушка продолжает встречаться с юношей, и однажды, возвращаясь с прогулки поездом, они оживленно беседуют. В это время находившийся там писатель, друг Кречмара все записывает и публикует это в воем произведении. Потом же он зачитывает это приятелю Бруно. Кречмар, узнав про измену, допытывается у Магды правду, но она клятвенно говорит о том, что все сказанное является ложью. Расстроенный Кречмар уезжает с ней домой, однако попадает с ней в аварию, в результате которой теряет зрение. Став инвалидом, он попадает в полную зависимость от девушки. Ведь она уже не скрывает своих отношений с Горном, и дает ему на подпись бумаги с фантастическими суммами. Прослышав о том, что друг попал в руки мошенников, Зегелькранц сообщает его жене, и она забирает его домой, прощая все. Кречмар, встретившись с Магдой в момент, когда она прибыла взять свои вещи, попытался ее убить, но оказывается застреленным девушкой.

Роман учит нас ценить то, что имеешь, наслаждаться жизнью, всеми ее красками.

Картинка или рисунок Камера Обскура

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мнимый больной Мольера

    Арган сидит за столом и проверяет счета аптекаря. Он зовет Туанетту, служанку. Она претворяется, что стукнулась головой. Арган ругает ее, говорит убрать счета со стола.

  • Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина

    Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.

  • Краткое содержание Думы Рылеев

    Под данным заголовком скрывается сборник лирических стихотворений. Их манера написания, по словам автора, восходит к древнейшим славянским основам. Целью создания ряда стихов является знакомство молодого поколения

  • Краткое содержание Смерть Ермака Рылеев

    Произведение является одной из «дум» сборника Рылеева о произошедших в истории событиях и людях, в разной степени прославивших отечество. В сюжете – гибель атамана войска казаков, чье имя неразрывно связано с покорением Сибирского ханства.

1928 г. Берлин. Бруно Кречмар, преуспевающий знаток живописи, имеющий жену Аннелизу и дочку Ирму и ни разу не изменявший жене в течение девяти лет брачной жизни, неожиданно увлекается незнакомкой, которую встречает в кинематографе. Она работает там капельдинершей.

Ее зовут Магда Петере. Ей шестнадцать лет. Она из бедной семьи. Отец стар и болен. Мать всегда готова ударить ее или ее брата Отто, который старше Магды на три года. Родители корили Магду дармоедством, и она сбегает от них к пожилой даме Левандовской и начинает работать натурщицей. Сама Магда мечтает стать актрисой. Левандовская пытается свести ее с господином, назвавшимся Мюллером. Поскольку они понравились друг другу, Магда охотно убегает с ним. Через месяц он уезжает. Магда сначала хотела покончить с собой, но потом раздумала. После Мюллера были какие-то японцы, толстый старик «с носом, как гнилая груша». Магда пытается найти себе место актрисы, но безуспешно. Квартирная хозяйка устраивает ее работать в кинотеатр. Здесь ее и встречает Кречмар.

Кречмар дивится своей двойственности: с одной стороны, «ненарушимая нежность» к жене, с другой - желание встречи с, Магдой. Магда узнает его телефонный номер и звонит ему.

Кречмар в ужасе: трубку могла взять его жена. Он запрещает Магде звонить и предлагает ей снять квартиру. Магда, естественно, предложение принимает, но звонить не перестает. Однажды телефонистка случайно соединяет Макса - брата Аннелизы - с Кречмаром во время его разговора с Магдой. Макс ошеломлен и тут же вешает трубку. Он ничего не говорит Аннелизе.

Кречмар отправляется посмотреть квартиру, которую сняла Магда. Магда признается ему, что послала ему письмо с новым адресом. Это удар для Кречмара: его жена всегда читает его письма, потому что у них не было тайн друг от друга. Он понимает, что все кончено. Письмо уже нельзя вернуть. Он остается у Магды.

Аннелиза вместе с дочерью переезжает к Максу. Кречмар не может позволить себе пустить Магду в свою квартиру, поэтому поселяется у нее. Он пишет жене письмо о том, что по-прежнему ее любит, просит прощения. Однако о его возвращении речь не идет. Магда привлекает его, несмотря на вульгарность и грубое бесстыдство. Когда появляется брат Магды и требует у нее денег за молчание о ее прошлом, Кречмар выгоняет его. Кречмар ревнует Магду. Магда же так боится утратить все то, что дал ей Кречмар, что не смеет заводить какие-либо романы. Вскоре Магда начинает требовать их переезда на старую квартиру Кречмара. Тот поддается на уговоры. Они переезжают. Кречмар обещает получить развод и жениться на Магде, но на самом деле мысль о разводе приводит его в ужас. Магда уговаривает его финансировать фильм, где ей обещают вторую женскую роль. Фильм пошлый, глупый, но Кречмар дает на него деньги: лишь бы Магда была счастлива.

На одном из обедов у Кречмара появляется американец Горн, в котором Магда узнает человека, из-за которого она хотела расстаться с жизнью. Горн тоже узнает Магду. Страсть вновь разгорается. Однако все держится в секрете, поскольку терять деньги Кречмара Магда не собирается, а Горн имеет лишь неоплаченные долги.

Роберт Горн - карикатурист, он считает, что самое смешное в жизни основано на тонкой жестокости.

Дочь Кречмара Ирма неожиданно заболевает гриппом. Выздороветь она уже не может. Кречмар, за которым съездил Макс, застает последний день жизни дочери. Она умирает при нем. Пока он прощается с дочерью, Магда изменяет ему с Горном.

Фильм, в котором снималась Магда, наконец закончен. На просмотре над Магдой смеется весь зал: так отвратительно она играет. Дома Магда закатывает истерику и в очередной раз требует, чтобы Кречмар женился на ней. Тот обещает, но развод для него немыслим. Магда и Горн встречаются почти каждый день, сняв для этих встреч квартиру.

Кречмар и Магда едут в путешествие по Европе. Вместо шофера с ними едет Горн. Во Франции они останавливаются в отеле в соседних комнатах, соединенных общей ванной. Магда, делая вид, что моется, получает возможность свиданий с Горном.

Так проходят две недели. Возвращаясь с одной из прогулок дачным поездом, они попадают в разные вагоны. В вагон к Магде и Горну садится друг Кречмара - писатель Зегелькранц. Собирая материал для нового романа, он записывает разговор Магды и Горна и помещает почти дословно в свой . Через несколько дней у горного ручья Зегелькранц читает этот роман Кречмару, поскольку не знает, что эта пара знакома ему.

Кречмар кидается в гостиницу: он хочет убить Магду. Но та клянется ему, что Горна не интересуют женщины. Кречмар ей верит, но требует немедленно уехать отсюда. Он сам ведет машину по извилистой горной дороге. Поскольку глаза его застилают слезы, он не может справиться с управлением. Они попадают в аварию. Магда отделывается легким испугом, а Кречмар слепнет.

Магда и Горн собираются жить вместе, пользуясь слепотой Кречмара, чьи деньги терять они не намерены. Магда снимает двухэтажную дачу под Берлином. Туда они и въезжают втроем. Магда и Горн встречаются с большой осторожностью, но затем Горн начинает вести себя открыто, хотя и не разговаривает. Кречмар постоянно слышит шаги, покашливания и другие звуки. Магда подсовывает ему на подпись чеки на огромные сумы, которые тот, естественно, подписывает, не задавая никаких вопросов. Магда же мечтает стать женой Кречмара, так как тогда к ней в руки попала бы половина его состояния.

Тем временем Зегелькранц узнает о трагедии, которая случилась с Кречмаром. Он едет в Берлин и рассказывает обо всем Максу, до которого уже начали доходить кое-какие слухи. Зегелькранц выражает опасение, что Кречмар, ныне совершенно беспомощный, находится полностью в руках Горна и Магды. Макс решает проведать Кречмара.

Он приезжает вовремя: Горн как раз придумал новое издевательство над Кречмаром. Макс бьет Горна тростью и собирается забрать Кречмара с собой в Берлин. Кречмар сначала умоляет его сказать, что никакого Горна не было, а потом хочет видеть Магду. Макс увозит его до ее прихода.

Аннелиза с радостью устраивает Кречмара в бывшей комнате Ирмы. Она все так же любит его. На четвертый день его пребывания в Берлине он остается дома один. Неожиданно ему звонит сторож из его дома и говорит, что Магда приехала забрать вещи и он не знает, впускать ли ее. Кречмару чудом удается добраться до своей квартиры. Он достает браунинг и хочет убить Магду, двигаясь на ощупь. В короткой борьбе Магда стреляет в Кречмара и убивает его.

Ю. В. Полежаева

Краткий пересказ романа Набокова «Приглашение на казнь»

«Сообразно с законом, Цинциннату Ц. объявили смертный приговор шепотом». Непростительная вина Цинцинната - в его «непроницаемости», «непрозрачности» для остальных, до ужаса похожих (тюремщик Родион то и дело превращается в директора тюрьмы, Родрига Ивановича, и наоборот; адвокат и по закону должны быть единоутробными братьями, если же не удается подобрать - их гримируют, чтобы были похожи), «прозрачных друг для дружки душ».

Особенность эта присуща Цинциннату с детства (унаследована от отца, как сообщает ему пришедшая с визитом в тюрьму мать, Цецилия Ц, щупленькая, любопытная, в клеенчатом ватерпруфе и с акушерским саквояжем), но какое-то время ему удается скрывать свое отличие от остальных. Цинциннат начинает работать, а по вечерам упивается старинными книгами, пристрастясь к мифическому XIX в. Да еще занимается он изготовлением мягких кукол для школьниц: «тут был и маленький волосатый Пушкин в бекеше, и похожий на крысу Гоголь в цветистом жилете, и старичок Толстой, толстоносенький, в зипуне, и множество других». Здесь же, в мастерской, Цинциннат знакомится с Марфинькой, на которой женится, когда ему исполняется двадцать два года и его переводят в детский сад учителем. В первый же год брака Марфинька начинает изменять ему. У нее родятся дети, мальчик и девочка, не от Цинцинната. Мальчик хром и зол, тучная девочка почти слепа. По иронии судьбы, оба ребенка попадают на попечение Цинцинната (в саду ему доверены «хроменькие, горбатенькие, косенькие» дети). Цинциннат перестает следить за собой, и его «непрозрачность» становится заметна окружающим. Так он оказывается в заключении, в крепости.

Услышав приговор, Цинциннат пытается узнать, когда назначена казнь, но тюремщики не говорят ему. Цинцинната выводят взглянуть на город с башни крепости. Двенадцатилетняя Эммочка, дочь директора тюрьмы, вдруг кажется Цинциннату воплощенным обещанием побега... УЗНИК коротает время за просмотром журналов. Делает записи, пытаясь осмыслить собственную жизнь, свою индивидуальность: «Я не простой... я тот, который жив среди вас... Не только мои глаза другие, и слух, и вкус, - не только обоняние, как у оленя, а осязание, как у нетопыря, - но главное: дар сочетать все это в одной точке...»

В крепости появляется еще один заключенный, безбородый толстячок лет тридцати. Аккуратная арестантская пижамка, сафьяновые туфли, светлые, на прямой пробор волосы, между малиновых губ белеют чудные, ровные зубы.

Обещанное Цинциннату свидание с Марфинькой откладывается (по закону, свидание дозволяется лишь по истечении недели после суда). Директор тюрьмы торжественным образом (на столе скатерть и ваза со щекастыми пионами) знакомит Цинцинната с соседом - м-сье Пьером. Навестивший Цинцинната в камере м-сье Пьер пробует развлечь его любительскими фотографиями, на большинстве которых изображен он сам, карточными фокусами, анекдотами. Но Цинциннат, к обиде и недовольству Родрига Ивановича, замкнут и неприветлив.

На следующий день на свидание к нему является не только Марфинька, но и все ее семейство (отец, братья-близнецы, дед с бабкой - «такие старые, что уже просвечивали», дети) и, наконец, молодой человек с безупречным профилем - теперешний кавалер Марфиньки. Прибывает также мебель, домашняя утварь, отдельные части стен. Цинциннату не удается сказать ни слова наедине с Марфинькой. Тесть не перестает упрекать его, шурин уговаривает покаяться («Подумай, как это неприятно, когда башку рубят»), молодой человек упрашивает Марфиньку накинуть шаль. Затем, собрав вещи (мебель выносят носильщики), все уходят.

В ожидании казни Цинциннат еще острее чувствует свою непохожесть на всех остальных. В этом мире, где «вещество устало: сладко дремало время», в мнимом мире, недоумевая, блуждает лишь незначительная доля Цинцинната, а главная его часть находится совсем в другом месте. Но и так настоящая его жизнь «слишком сквозит», вызывая неприятие и протест окружающих. Цинциннат возвращается к прерванному чтению. Знаменитый роман, который он читает, носит латинское название «Оиегсик»» («Дуб») и представляет собою биографию дерева. Автор повествует о тех исторических событиях (или тени событий), свидетелем которых мог оказаться дуб: то это диалог воинов, то привал разбойников, то бегство вельможи от царского гнева... В промежутках между этими событиями дуб рассматривается с точки зрения дендрологии, орнитологии и прочих наук, приводится подробный список всех вензелей на коре с их толкованием. Немало внимания уделяется музыке вод, палитре зорь и поведению погоды. Это, бесспорно, лучшее из того, что создано временем Цинцинната, тем не менее кажется ему далеким, ложным, мертвым.

Измученный ожиданием приезда палача, ожиданием казни, Цинциннат засыпает. Вдруг его будит постукивание, какие-то скребущие звуки, отчетливо слышные в ночной тишине. Судя по звукам, это подкоп. До самого утра Цинциннат прислушивается к ним.

По ночам звуки возобновляются, а день за днем к Цинциннату является м-сье Пьер с пошлыми разговорами. Желтая стена дает трещину, разверзается с грохотом, и из черной дыры, давясь смехом, вылезают м-сье Пьер и Родриг Иванович. М-сье Пьер приглашает Цинцинната посетить его, и тот, не видя иной возможности, ползет по проходу впереди м-сье Пьера в его камеру. М-сье Пьер выражает радость по поводу своей завязавшейся дружбы с Цинциннатом - такова была его первая задача. Затем м-сье Пьер отпирает ключиком стоящий в углу большой футляр, в котором оказывается широкий топор.

Цинциннат лезет по вырытому проходу обратно, но вдруг оказывается в пещере, а затем через трещину в скале выбирается на волю. Он видит дымчатый, синий город с окнами, как раскаленные угольки, и торопится вниз. Из-за выступа стены появляется Эммочка и ведет его за собой. Сквозь небольшую дверь в стене они попадают в темноватый коридор и оказываются в директорской квартире, где в столовой за овальным столом пьют чай семейство Родрига Ивановича и м-сье Пьер.

Как принято, накануне казни м-сье Пьер и Цинциннат являются с визитом ко всем главным чиновникам. В честь них устроен пышный обед, в саду пылает иллюминация: вензель «П» и «Ц» (не совсем, однако, вышедший). М-сье Пьер, по обыкновению, в центре внимания, Цинциннат же молчалив и рассеян.

Утром к Цинциннату приходит Марфинька, жалуясь, что трудно было добиться разрешения («Пришлось, конечно, пойти на маленькую уступку, - одним словом, обычная история»). Марфинька рассказывает о свидании с матерью Цинцинната, о том, что к ней самой сватается сосед, бесхитростно предлагает Цинциннату себя («Оставь. Что за вздор, - говорит Цинциннат). Марфиньку манит просунутый в приоткрывшуюся дверь палец, она исчезает на три четверти часа, а Цинциннат во время ее отсутствия думает, что не только не приступил к неотложному, важному разговору с ней, но не может теперь даже выразить это важное. Марфинька, разочарованная свиданием, покидает Цинцинната («Я была готова все тебе дать. Стоило стараться»).

Цинциннат садится писать: «Вот тупик тутошней жизни, - и не в ее тесных пределах искать спасения». Появляется м-сье Пьер и двое его подручных, в которых почти невозможно узнать адвоката и директора тюрьмы. Гнедая кляча тащит облупившуюся коляску с ними вниз, в город. Прослышав о казни, начинает собираться публика. На площади возвышается червленый помост эшафота. Цинциннату, чтобы до него никто не дотрагивался, приходится почти бежать к по мосту. Пока идут приготовления, он глядит по сторонам: что-то случилось с освещением, - с солнцем неблагополучно, и часть неба трясется. Один за другим падают тополя, которыми обсажена площадь.

Цинциннат сам снимает рубашку и ложится на плаху. Начинает считать: «один Цинциннат считал, а другой Цинциннат уже перестал слушать удалявшийся звон ненужного счета, привстал и осмотрелся». Палач еще не совсем остановился, но сквозь его торс просвечивают перила. Зрители совсем прозрачны.

Цинциннат медленно спускается и идет по зыбкому сору. За его спиной рушится помост. Во много раз уменьшившийся Родриг безуспешно пытается остановить Цинцинната. Женщина в черной шали несет на руках маленького палача. Все расползается и падает, и Цинциннат идет среди пыли и упавших вещей в ту сторону, где, судя по голосам, стоят люди, подобные ему.

В. С. Кулагина-Ярцева

Если домашнее задание на тему: » Краткий пересказ романа Набокова «Камера Обскура» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

1928 г. Берлин. Бруно Кречмар, преуспевающий знаток живописи, имеющий жену Аннелизу и дочку Ирму и ни разу не изменявший жене в течение девяти лет брачной жизни, неожиданно увлекается незнакомкой, которую встречает в кинематографе. Она работает там капельдинершей.

Ее зовут Магда Петере. Ей шестнадцать лет. Она из бедной семьи. Отец стар и болен. Мать всегда готова ударить её или её брата Отто, который старше Магды на три года. Родители корили Магду дармоедством, и она сбегает от них к пожилой даме Левандовской и начинает работать натурщицей. Сама Магда мечтает стать актрисой. Левандовская пытается свести её с господином, назвавшимся Мюллером. Поскольку они понравились друг другу, Магда охотно убегает с ним. Через месяц он уезжает. Магда сначала хотела покончить с собой, но потом раздумала. После Мюллера были какие-то японцы, толстый старик «с носом, как гнилая груша». Магда пытается найти себе место актрисы, но безуспешно. Квартирная хозяйка устраивает её работать в кинотеатр. Здесь её и встречает Кречмар.

Кречмар дивится своей двойственности: с одной стороны, «ненарушимая нежность» к жене, с другой - желание встречи с, Магдой. Магда узнает его телефонный номер и звонит ему.

Кречмар в ужасе: трубку могла взять его жена. Он запрещает Магде звонить и предлагает ей снять квартиру. Магда, естественно, предложение принимает, но звонить не перестает. Однажды телефонистка случайно соединяет Макса - брата Аннелизы - с Кречмаром во время его разговора с Магдой. Макс ошеломлен и тут же вешает трубку. Он ничего не говорит Аннелизе.

Кречмар отправляется посмотреть квартиру, которую сняла Магда. Магда признается ему, что послала ему письмо с новым адресом. Это удар для Кречмара: его жена всегда читает его письма, потому что у них не было тайн друг от друга. Он понимает, что все кончено. Письмо уже нельзя вернуть. Он остается у Магды.

Аннелиза вместе с дочерью переезжает к Максу. Кречмар не может позволить себе пустить Магду в свою квартиру, поэтому поселяется у нее. Он пишет жене письмо о том, что по-прежнему её любит, просит прощения. Однако о его возвращении речь не идет. Магда привлекает его, несмотря на вульгарность и грубое бесстыдство. Когда появляется брат Магды и требует у нее денег за молчание о её прошлом, Кречмар выгоняет его. Кречмар ревнует Магду. Магда же так боится утратить все то, что дал ей Кречмар, что не смеет заводить какие-либо романы. Вскоре Магда начинает требовать их переезда на старую квартиру Кречмара. Тот поддается на уговоры. Они переезжают. Кречмар обещает получить развод и жениться на Магде, но на самом деле мысль о разводе приводит его в ужас. Магда уговаривает его финансировать фильм, где ей обещают вторую женскую роль. Фильм пошлый, глупый, но Кречмар дает на него деньги: лишь бы Магда была счастлива.

На одном из обедов у Кречмара появляется американец Горн, в котором Магда узнает человека, из-за которого она хотела расстаться с жизнью. Горн тоже узнает Магду. Страсть вновь разгорается. Однако все держится в секрете, поскольку терять деньги Кречмара Магда не собирается, а Горн имеет лишь неоплаченные долги.

Роберт Горн - карикатурист, он считает, что самое смешное в жизни основано на тонкой жестокости.

P>Дочь Кречмара Ирма неожиданно заболевает гриппом. Выздороветь она уже не может. Кречмар, за которым съездил Макс, застает последний день жизни дочери. Она умирает при нем. Пока он прощается с дочерью, Магда изменяет ему с Горном.

Фильм, в котором снималась Магда, наконец закончен. На просмотре над Магдой смеется весь зал: так отвратительно она играет. Дома Магда закатывает истерику и в очередной раз требует, чтобы Кречмар женился на ней. Тот обещает, но развод для него немыслим. Магда и Горн встречаются почти каждый день, сняв для этих встреч квартиру.

Кречмар и Магда едут в путешествие по Европе. Вместо шофера с ними едет Горн. Во Франции они останавливаются в отеле в соседних комнатах, соединенных общей ванной. Магда, делая вид, что моется, получает возможность свиданий с Горном.

Так проходят две недели. Возвращаясь с одной из прогулок дачным поездом, они попадают в разные вагоны. В вагон к Магде и Горну садится друг Кречмара - писатель Зегелькранц. Собирая материал для нового романа, он записывает разговор Магды и Горна и помещает почти дословно в свой роман. Через несколько дней у горного ручья Зегелькранц читает этот роман Кречмару, поскольку не знает, что эта пара знакома ему.

Кречмар кидается в гостиницу: он хочет убить Магду. Но та клянется ему, что Горна не интересуют женщины. Кречмар ей верит, но требует немедленно уехать отсюда. Он сам ведет машину по извилистой горной дороге. Поскольку глаза его застилают слезы, он не может справиться с управлением. Они попадают в аварию. Магда отделывается легким испугом, а Кречмар слепнет.

Магда и Горн собираются жить вместе, пользуясь слепотой Кречмара, чьи деньги терять они не намерены. Магда снимает двухэтажную дачу под Берлином. Туда они и въезжают втроем. Магда и Горн встречаются с большой осторожностью, но затем Горн начинает вести себя открыто, хотя и не разговаривает. Кречмар постоянно слышит шаги, покашливания и другие звуки. Магда подсовывает ему на подпись чеки на огромные сумы, которые тот, естественно, подписывает, не задавая никаких вопросов. Магда же мечтает стать женой Кречмара, так как тогда к ней в руки попала бы половина его состояния.

Тем временем Зегелькранц узнает о трагедии, которая случилась с Кречмаром. Он едет в Берлин и рассказывает обо всем Максу, до которого уже начали доходить кое-какие слухи. Зегелькранц выражает опасение, что Кречмар, ныне совершенно беспомощный, находится полностью в руках Горна и Магды. Макс решает проведать Кречмара.

Он приезжает вовремя: Горн как раз придумал новое издевательство над Кречмаром. Макс бьет Горна тростью и собирается забрать Кречмара с собой в Берлин. Кречмар сначала умоляет его сказать, что никакого Горна не было, а потом хочет видеть Магду. Макс увозит его до её прихода.

Аннелиза с радостью устраивает Кречмара в бывшей комнате Ирмы. Она все так же любит его. На четвертый день его пребывания в Берлине он остается дома один. Неожиданно ему звонит сторож из его дома и говорит, что Магда приехала забрать вещи и он не знает, впускать ли её. Кречмару чудом удается добраться до своей квартиры. Он достает браунинг и хочет убить Магду, двигаясь на ощупь. В короткой борьбе Магда стреляет в Кречмара и убивает его.

1928 г. Берлин. Бруно Кречмар, преуспе-ва-ющий знаток живо-писи, имеющий жену Анне-лизу и дочку Ирму и ни разу не изме-нявший жене в течение девяти лет брачной жизни, неожи-данно увле-ка-ется незна-комкой, которую встре-чает в кине-ма-то-графе. Она рабо-тает там капель-ди-нершей.

Ее зовут Магда Петере. Ей шест-на-дцать лет. Она из бедной семьи. Отец стар и болен. Мать всегда готова ударить её или её брата Отто, который старше Магды на три года. Роди-тели корили Магду дармо-ед-ством, и она сбегает от них к пожилой даме Леван-дов-ской и начи-нает рабо-тать натур-щицей. Сама Магда мечтает стать актрисой. Леван-дов-ская пыта-ется свести её с госпо-дином, назвав-шимся Мюллером. Поскольку они понра-ви-лись друг другу, Магда охотно убегает с ним. Через месяц он уезжает. Магда сначала хотела покон-чить с собой, но потом разду-мала. После Мюллера были какие-то японцы, толстый старик «с носом, как гнилая груша». Магда пыта-ется найти себе место актрисы, но безуспешно. Квар-тирная хозяйка устра-и-вает её рабо-тать в кино-театр. Здесь её и встре-чает Кречмар.

Кречмар дивится своей двой-ствен-ности: с одной стороны, «нена-ру-шимая нежность» к жене, с другой — желание встречи с Магдой. Магда узнает его теле-фонный номер и звонит ему.

Кречмар в ужасе: трубку могла взять его жена. Он запре-щает Магде звонить и пред-ла-гает ей снять квар-тиру. Магда, есте-ственно, пред-ло-жение прини-мает, но звонить не пере-стает. Однажды теле-фо-нистка случайно соеди-няет Макса — брата Анне-лизы — с Креч-маром во время его разго-вора с Магдой. Макс ошеломлен и тут же вешает трубку. Он ничего не говорит Анне-лизе.

Кречмар отправ-ля-ется посмот-реть квар-тиру, которую сняла Магда. Магда призна-ется ему, что послала ему письмо с новым адресом. Это удар для Креч-мара: его жена всегда читает его письма, потому что у них не было тайн друг от друга. Он пони-мает, что все кончено. Письмо уже нельзя вернуть. Он оста-ется у Магды.

Анне-лиза вместе с дочерью пере-ез-жает к Максу. Кречмар не может позво-лить себе пустить Магду в свою квар-тиру, поэтому посе-ля-ется у нее. Он пишет жене письмо о том, что по-преж-нему её любит, просит прощения. Однако о его возвра-щении речь не идет. Магда привле-кает его, несмотря на вуль-гар-ность и грубое бесстыд-ство. Когда появ-ля-ется брат Магды и требует у нее денег за молчание о её прошлом, Кречмар выго-няет его. Кречмар ревнует Магду. Магда же так боится утра-тить все то, что дал ей Кречмар, что не смеет заво-дить какие-либо романы. Вскоре Магда начи-нает требо-вать их пере-езда на старую квар-тиру Креч-мара. Тот подда-ется на уговоры. Они пере-ез-жают. Кречмар обещает полу-чить развод и жениться на Магде, но на самом деле мысль о разводе приводит его в ужас. Магда угова-ри-вает его финан-си-ро-вать фильм, где ей обещают вторую женскую роль. Фильм пошлый, глупый, но Кречмар дает на него деньги: лишь бы Магда была счаст-лива.

На одном из обедов у Креч-мара появ-ля-ется амери-канец Горн, в котором Магда узнает чело-века, из-за кото-рого она хотела расстаться с жизнью. Горн тоже узнает Магду. Страсть вновь разго-ра-ется. Однако все держится в секрете, поскольку терять деньги Креч-мара Магда не соби-ра-ется, а Горн имеет лишь неопла-ченные долги.

Роберт Горн — кари-ка-ту-рист, он считает, что самое смешное в жизни осно-вано на тонкой жесто-кости.

Дочь Креч-мара Ирма неожи-данно заболе-вает гриппом. Выздо-ро-веть она уже не может. Кречмар, за которым съездил Макс, застает последний день жизни дочери. Она умирает при нем. Пока он проща-ется с дочерью, Магда изме-няет ему с Горном.

Фильм, в котором снима-лась Магда, наконец закончен. На просмотре над Магдой смеется весь зал: так отвра-ти-тельно она играет. Дома Магда зака-ты-вает исте-рику и в очередной раз требует, чтобы Кречмар женился на ней. Тот обещает, но развод для него немыслим. Магда и Горн встре-ча-ются почти каждый день, сняв для этих встреч квар-тиру.

Кречмар и Магда едут в путе-ше-ствие по Европе. Вместо шофера с ними едет Горн. Во Франции они оста-нав-ли-ва-ются в отеле в соседних комнатах, соеди-ненных общей ванной. Магда, делая вид, что моется, полу-чает возмож-ность свиданий с Горном.

Так проходят две недели. Возвра-щаясь с одной из прогулок дачным поездом, они попа-дают в разные вагоны. В вагон к Магде и Горну садится друг Креч-мара — писа-тель Зегель-кранц. Собирая мате-риал для нового романа, он запи-сы-вает разговор Магды и Горна и поме-щает почти дословно в свой роман. Через несколько дней у горного ручья Зегель-кранц читает этот роман Креч-мару, поскольку не знает, что эта пара знакома ему.

Кречмар кида-ется в гости-ницу: он хочет убить Магду. Но та клянется ему, что Горна не инте-ре-суют женщины. Кречмар ей верит, но требует немед-ленно уехать отсюда. Он сам ведет машину по изви-ли-стой горной дороге. Поскольку глаза его засти-лают слезы, он не может спра-виться с управ-ле-нием. Они попа-дают в аварию. Магда отде-лы-ва-ется легким испугом, а Кречмар слепнет.

Магда и Горн соби-ра-ются жить вместе, поль-зуясь слепотой Креч-мара, чьи деньги терять они не наме-рены. Магда снимает двух-этажную дачу под Берлином. Туда они и въез-жают втроем. Магда и Горн встре-ча-ются с большой осто-рож-но-стью, но затем Горн начи-нает вести себя открыто, хотя и не разго-ва-ри-вает. Кречмар посто-янно слышит шаги, покаш-ли-вания и другие звуки. Магда подсо-вы-вает ему на подпись чеки на огромные сумы, которые тот, есте-ственно, подпи-сы-вает, не задавая никаких вопросов. Магда же мечтает стать женой Креч-мара, так как тогда к ней в руки попала бы поло-вина его состо-яния.

Тем временем Зегель-кранц узнает о трагедии, которая случи-лась с Креч-маром. Он едет в Берлин и расска-зы-вает обо всем Максу, до кото-рого уже начали дохо-дить кое-какие слухи. Зегель-кранц выра-жает опасение, что Кречмар, ныне совер-шенно беспо-мощный, нахо-дится полно-стью в руках Горна и Магды. Макс решает прове-дать Креч-мара.

Он приез-жает вовремя: Горн как раз придумал новое изде-ва-тель-ство над Креч-маром. Макс бьет Горна тростью и соби-ра-ется забрать Креч-мара с собой в Берлин. Кречмар сначала умоляет его сказать, что ника-кого Горна не было, а потом хочет видеть Магду. Макс увозит его до её прихода.

Анне-лиза с радо-стью устра-и-вает Креч-мара в бывшей комнате Ирмы. Она все так же любит его. На четвертый день его пребы-вания в Берлине он оста-ется дома один. Неожи-данно ему звонит сторож из его дома и говорит, что Магда прие-хала забрать вещи и он не знает, впус-кать ли её. Креч-мару чудом удается добраться до своей квар-тиры. Он достает брау-нинг и хочет убить Магду, двигаясь на ощупь. В короткой борьбе Магда стре-ляет в Креч-мара и убивает его.

Камера обскура в переводе с латыни - «темная комната». Природа удивительного оптического явления положена в основу этого древнего прообраза фотокамеры. Это абсолютно изолированная от света коробка с крошечным отверстием в одной из стенок, через которое на противоположную стенку проецируется перевернутое изображение того, что расположено снаружи.

Камера обскура… Набоков использовал ее как центральную метафору в романе 1933 года, носящем одноименное название.

Действие произведения разворачивается в Берлине конца двадцатых годов. С преуспевающим специалистом в области искусства, и в частности живописи, Бруно Кречмаром произошла банальная история - его поглотила страсть к шестнадцатилетней Магде, девушке из с темным прошлым. Чувство настолько захватило его, что он уходит из семьи, оставив жену и дочь.

После того как жена Аннелизе уступает мужа молодой любовнице, пара переезжает жить в дом Кречмаров. Кроме этого, Бруно инвестирует деньги в сомнительный кинопроект, в котором Магда получает второстепенную роль.

Вскоре Магда случайно встречает первого, бросившего ее когда-то любовника, молодого карикатуриста Горна, к которому до сих пор неравнодушна. Она начинает тайно встречаться с Горном, обманывая, но по-прежнему пользуясь деньгами Кречмара, тем более, что у тридцатилетнего Горна нет денег, но масса долгов.

Кречмар вместе с Магдой едут в автомобильную поездку по Европе, в качестве водителя с ними едет и Горн. Они продолжают цинично обманывать Бруно, усыпив его ревность ложной гомосексуальностью карикатуриста.

Вскоре Кречмар случайно узнает об измене Магды и в порыве ревнивой ярости пытается убить ее. Девушка успокаивает его, но Бруно настаивает на немедленном отъезде, не дожидаясь Горна. В дороге Кречмар не справляется с управлением, что становится причиной аварии, в которой Бруно слепнет.

Горн написал Бруно обиженное письмо, в котором подтвердил еще раз свою гомосексуальность и сообщил, что направляется в Америку, хотя на самом деле он продолжал путешествие вместе с Магдой и Кречмаром. После выписки из больницы слепому Бруно предписан врачами покой, чем и пользуется преступный дуэт. Они снимают в Швейцарии, в горной отдаленной местности, особняк и живут в нем втроем, причем присутствие Горна является тайной для слепого Бруно.

По мере обострения всех органов чувств, в том числе и слуха, у Кречмара возникают мучительные подозрения, но Магда и Горн цинично издеваются над ним. Измученного и от ревности Бруно спасает Макс, шурин. Он возвращает его в Берлин к первой жене Аннелизе, которая любит его по-прежнему.

Но узнав, что Магда приезжает в Берлин за вещами, Кречмар, оскорбленный ее изменой, пытается ее убить. Магда отнимает у него пистолет, в ходе короткой борьбы звучит выстрел, и Бруно падает замертво.

Владимир Набоков («Камера обскура»), вдохновленный художественным экспериментом, попытался создать произведение, лишенное назидательности и морализаторства, что не свойственно литературным произведениям русской литературы. Автор холодно и беспристрастно изображает искаженное восприятие героя, охваченного страстью.

Первая встреча героев состоялась в бархатном сумраке кинозала. Свет фонарика фрагментарно выхватывал то блеск глаза, то мягко очерченную щеку девушки, что напомнило ему живопись старых мастеров. Не стоит забывать, что Кречмар - искусствовед.

Темный зал кинотеатра - это и есть камера обскура героя. Находясь в неправильном мире, перевернутом вверх ногами, он вынужден подчиниться его искаженной логике. Чувственная ослепленность длится так долго, что, в конце концов, превращается в физическую слепоту. Оставаясь слепым буквально, Кречмар, которого камера обскура отпустила только перед смертью, наконец, «увидел» мир таким, какой он есть.