Краткосрочная стратегическая. Интервью с джорджио нардонэ

    Большинство направлений в психологии, таких как психоанализ, юнгианский анализ, и многие другие, в качестве своей методологической базы ставят во главу угла задачу - докопаться до причины. Узнаем причину и попытаемся ее устранить каким-то образом, то значит решим проблему.

    Развитие системного подхода с появлением кибернетики перевернуло взгляд на ситуацию, связанную с вопросом - проблема - решение. Люди видели, что можно годами искать причину, но никаких изменений не происходило. Такое обстоятельство сторонники психоанализа называли сопротивлением. Удобная позиция - проблема не решается, виноват клиент и его сопротивление. Проблема решается - молодец терапевт.

    Системный подход показал, что в большинстве ситуаций, связанных со взаимодействием, события взаимосвязаны и взаимным образом влияют на друг друга. Например, если я у меня синяки под глазами, то я одеваю темные очки и ношу их даже зимой. Как реагируют на меня окружающие люди? Они удивляются, обращают внимание, иногда даже вопросы задают. Чем больше на меня обращают внимание, тем я больше ощущаю себя не таким, особенным. Тем больше стараюсь либо не встречаться с людьми, либо камуфлирую свое лицо. Чем больше камуфлируют, тем больше на меня обращают внимание и пошло-поехало по циклическому кругу.

    Таких циклических взаимодействий в нашей жизни в значительной степени больше, чем обычных причинно-следственных связей. Поэтому очень и очень часто найти причину просто невозможно.
    В этой ситуации выход один - разорвать порочный циклический круг.
    Сделать это можно через действие. Часто найти причину явления можно только тогда, когда есть положительный результат. Именно результат решения проблемы откроет вам истинную причину.

    Исследовав эти феномены, итальянский профессор психологии Джорджио Нардонэ создал свой подход - Краткосрочная Стратегическая терапия .

    Суть этого подхода заключается в словах - "если хочешь увидеть, научись действовать ".

    Здесь не ищут причины проблем, здесь проблемы РЕШАЮТ. Эффективность (достижение результата) стоит во главе подхода

    Под проблемой понимается то, от чего человек страдает, от чего мучается.
    Четко согласовывается между терапевтом и клиентом цель вмешательства, какую задачу решаем.
    Работа напоминает шахматную партию. Терапевт делает ход (дает клиенту упражнение), клиент его выполняет, анализируется его реакция на упражнение (обратный ход). В зависимости от реакции анализируется новое состояние, дается новое упражнение (новый ход в партии), опять реакция и т. д., пока результат не будет достигнут.

    При этом подход такой - сделай упражнение, прочувствуй, что с тобой произошло, лишь после этого будет обязательно дано разъяснение. Изменения требуют нового эмоционально-корректирующего опыта, который можно получить, лишь выполнив упражнение. Разговоры с объяснениями, что это нужно сделать, не смогу сделать, пока не разберусь в проблеме, зачастую не приводят ни к чему. Нет результата. Поэтому - чтобы увидеть результат, действуй.

    Краткосрочность подхода объясняется тем, что на большинство проблем отводится десять сессий. Если за этот период проблема не разблокируется, значит дальнейшее сотрудничество только ухудшает ситуацию и не способствует ее разрешению. Терапия либо завершается, либо пересогласовывается.

    Финансовые ограничения людей, желание получить результат в короткие сроки, а не в течение многих лет - все это важнейшие факторы психотерапевтической работы современной жизни.

    Основные сферы приложения Краткосрочной Стратегической терапии - страхи, панические атаки, ипохондрия, сексуальные расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР), нарушения пищевого поведения (булимия - переедание, вомитинг - вызываемая рвота), депрессии.

    В таких направлениях как панические атаки и ОКР Краткосрочная Стратегическая терапия показывает результаты с эффективностью более 70% , проверенных на сотнях тысяч клинических случаев по всему миру.

    Подход универсальный. В проблемах взаимоотношений мужчин и женщин, детско-родительских вопросах, самоопределения, самооценки он также хорошо работает. Но, время, требуемое для решения задач, определяется в процессе работы.

    За эффективность и краткосрочность естественно надо платить. Плата - самостоятельное выполнение упражнений, совершение поступков, активный подход к жизни.
    Меньше слов - больше дела.

  1. Комментарии
  2. Admin, Безусловно, травмы - крайне важный момент и в жизни человека, и с точки зрения процесса терапии. Он оставляет глубочайший след, который очень сильно влияет на восприятие человеком всего, с чем ему приходится сталкиваться после этого травмирующего события. Поэтому в Краткосрочной Стратегической Терапии принято, что если выявляется наличие травмы у человека, а он обратился с какой-то симптоматикой (например, паническая атака), то сначала прорабатывается травма, а затем - все остальное. Травма - это слишком глубокий и яркий след, который влияет на дальнейшую жизнь.
    К тем событиям человеку сложно часто вернуться. Они могут всплывать в памяти, а могут и нет. Но память помнит все... И влияет на все...
    Для работы с травмой есть такой инструмент. Он называется - "Роман травмы" . Суть его применения такова. Человеку, испытавшему травматический опыт, надо пережить те тяжелые события заново. Естественно, не фактически, а виртуально, в своих фантазиях. Нужно каждый день, выделяя для этого час-два времени, ПИСЬМЕННО - это важно, на бумаге, излагать те события, в которые ну никак не хочется погружаться еще раз. Как-будто вы пишите книгу, роман того, что с вами случилось. Для себя, ни для других.
    Нужно пытаться вспомнить все детали, все мельчайшие события тех дней, часов, минут. Нужно попытаться восстановить в памяти всю атмосферу того времени. Вплоть до звуков, до запахов. Постараться увидеть в своей памяти, что человека окружало тогда, кто кому что говорил. В общем, все подробности и детали.
    Главное, нужно понимать, - это будет очень больно. ОЧЕНЬ БОЛЬНО . Но избавиться от боли можно только, пройдя через боль. Никто человеку не поможет, ни терапевт, ни Господь Бог. Он САМ должен себя излечить через боль, через возможность погрузиться еще раз в прошлое.
    Каждый день такой роман человеку нужно писать. Не обязательно в прямолинейном порядке. Можно начать с конца, можно с середины, можно сначала. Можно заново возвращаться к уже написанному и дополнять главы новым материалом.
    Постепенно боль будет утихать. При появлении воспоминаний на них не будет такой жесткой реакции. Человек будет более спокойно на них реагировать. Никто не говорит, что раны не останется. Рубец естественно будет. Но у вас будет "инструмент", с помощью которого вы самостоятельно можете справляться со своим состоянием. Нахлынет - садитесь и пишите, дополняйте главы своего "романа травмы".
    В принципе, все тоже человек, переживший травму, делает и на приеме у терапевта. Но это - хороший прием, чтобы сэкономить деньги, разобраться САМОМУ и получить удовлетворительный результат. А главное, иметь в своем арсенале эффективный инструмент своего собственного восстановления.

    Михаил Манухин, спасибо за пояснения. Очень подробно и понятно. Интересны не только Ваши материалы, но и сам подход.

    А как быть с "закрытыми" травмами? Которые наше подсознание "спрятало" и мы вспомнить не можем про них? И такие травмы также влияют на нашу жизнь. Есть у Джорджио Нардонэ рычаги воздействия? Скажем в аналитике - можно использовать сны, метод свободных ассоциаций...?

    Еще раз спасибо!

    Admin, Безусловно, КСТ - Краткосрочная Стратегическая Терапия - это не панацея от всех бед. Наличие ограничений - один из факторов научности подхода. В отличие от психоанализа, который работает всегда. Успешный случай - прекрасный метод, неудача - сопротивление клиента. Психоанализ - всегда в выигрыше. КСТ не работает с подсознанием, а значит и с "закрытыми" травмами. Поэтому в таких случаях необходимо обращаться к специалистам других направлений.

    Почему Краткосрочная Стратегическая терапия (КСТ) включает в себя слово «стратегическая » ? Что оно означает?

    Терапия - это коммуникация между терапевтом и пациентом. Как говорил Пол Вацлавик, один из видных ученых школы Пало Альто (Калифорния, США) и сооснователь Центра Стратегической терапии в Ареццо (Италия), учитель и наставник Джорджио Нардонэ, - «Невозможно не общаться ».

    Поэтому возникает естественный вопрос - делать это случайно, хаотически или сознательно управлять процессом терапии, делать это через определенные вмешательства, эффективные, а значит направленные на достижение поставленной цели.
    Поэтому КСТ вместо того, чтобы искать причины возникновения проблем, занимается тем, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ человек воспринимает свою реальность и управляет ею посредством коммуникации с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром.

    Поэтому крайне важным для терапевта Краткосрочной Стратегической Терапии сосредоточиться на том, ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ , чтобы проблемы человека решались и решались наиболее эффективным образом. Эффективным - значит достигающим цели за минимальное время и при затрате минимальных ресурсов.

    Терапевт через диалог с клиентом ведет его, клиента, к открытию новых способов решения его проблемы, так как то, что он делал раньше не позволяло ему это сделать. Все его попытки решения проблемы были дисфункциональными , т. е. безуспешными.

    Для этого терапевт делает все, чтобы клиент смог увидеть свою проблему по-другому, с совершенно других ракурсов. Так, как не мог видеть ее раньше. Выход за пределы проблемы, расширение горизонта обзора и восприятия сложившейся ситуации зачастую позволяют клиенту найти новое решение и осуществить его в реальности.

    В КСТ, в отличие от других подходов, изменение, определяющее решение проблемы, должно прежде всего выразиться в действии . Делается это через стратегическую коммуникацию, которая строится определенным образом. Другие же подходы полагают, что для того, чтобы изменить ситуацию, нужно изменить образ мышления. Они считают, что изменения должны произойти в сознании. На практике часто этого не происходит. Знаменитый кибернетик Хайнц фон Ферстер говорил: «Если хочешь увидеть, научись действовать ».

    Также между тем, как проблема была сформирована в прошлом, и тем, как она выглядит в настоящее время, существует огромная разница. Поэтому изучение причин, исходящих из прошлого, часто является контрпродуктивным для поиска решений существующих в настоящем проблем.

    Для иллюстрации работы КСТ можно предложить следующий пример:

    Посмотрите на обычную шахматную доску (64 клетки, черные и белые по цвету, чередующиеся по цвету поочередно).

    Клиент мысленно выбирает один конкретный квадрат. Терапевту необходимо угадать, какой из 64 квадратов выбрал терапевт. Кажется, что определить, какой квадрат выбрал клиент практически невозможно или очень и очень сложно.

    Но существует, по крайней мере, одна стратегия, которая позволила бы терапевту справиться с поставленной задачей.
    Он должен сначала спросить у собеседника, находится ли искомый квадрат в левой или правой части доски. Тот укажет на одну из половин. Таким образом, пространство возможностей уменьшится вдвое. Затем терапевт, относительно обозначенной половины, спросит - в нижней или верхней части половины. Возможности будут сведены к четверти. Продолжая спрашивать подобным образом, верхняя или нижняя половина, затем - левая или правая, мы достигнем искомого результата.
    Для этого потребуется всего 6 вопросов .

    Познание проблемы, как и весь процесс терапии в КСТ, осуществляется через диалог посредством серии вопросов, серии ответов и серии стратегических перефразирований.

    Клиент и терапевт вместе приходят к пониманию проблемы и изменению клиентом ее восприятия. Именно это обстоятельство - изменение восприятия - становится основой для последующих изменений.

    "Со стратегической точки зрения терапия - это позволить почувствовать по-другому, а не понять по-другому, изменить восприятие , а не осознание чего-либо, потому что, если изменяется восприятие, изменяется и эмоциональная реакция, изменяется поведенческая реакция и, как завершающий эффект, изменяется осознание", - утверждает Джорджио Нардонэ в своей книге - "Магическая коммуникация. Стратегический диалог в психотерапии "

    Есть такая интересная история, которая наглядно демонстрирует как через вмешательство человека со стороны можно разрешить проблему, которая казалась неразрешимой другим.

    На Востоке в древние времена один торговец, умирая, завещал своим четырём сыновьям наследство в виде 39 верблюдов. В завещании было сказано, что эти верблюды должны быть разделены между сыновьями следующим образом: старшему - половину всего наследства, второму по возрасту - четвертую часть, третьему - восьмую и самому младшему - десятую часть наследства.
    Как они не пытались разделить 39 верблюдов указанным их отцом способом, ничего не получалось.
    В это время мимо проходил мудрец, который тащил за собой на привязи своего верблюда. Братья умоляли его помочь им справиться с мучавшей их ситуацией.
    Мудрец согласился. Выслушав братьев, он передал им своего верблюда и сказал. "Я отдаю вам своего верблюда, теперь их у вас стало 40. Пусть каждый из братьев возьмёт столько, сколько завещал отец. Старшему - половина (20), второму - четверть (10), третьему - восьмая часть (5) и младшему - десятая (4). В сумме - это 20+10+5+4=39. Отдайте мне моего верблюда и будьте счастливы." - и с этими словами мудрец удалился.

    Между КСТ и КПТ есть принципиальная разница - как произвести у человека изменения.

    КПТ считает, сначала необходимо изменить мировозрение человека, его образ мыслей, а затем изменится его отношение к ситуации. Через это обстоятельство, как утверждает КПТ, человек сможет найти в себе силы для того, чтобы произошли изменения. Ему многое объясняют, что происходит, меняют образ мышления, а после этого "накачивают" - давай делай, ты сможешь и в таком духе. Часто это срабатывает, но часто это вызывает обратную реакцию - очень сильный страх перед новым опытом.

    В КСТ по-другому. Для того, чтобы человек сделал первый шаг на пути к цели, а первый шаг самый трудный и самый важный, сначала через специальный диалог меняется восприятие человеком ситуации. Фактически, это означает, что человеку дают возможность посмотреть на то, что с ним происходит, с другого ракурса. Но таким образом, чтобы он смог это прочувствовать (через метафоры, аналогии, анекдоты, истории).

    Например, человека, который из-за панических атак замыкается у себя дома, изолируется, никуда не выходит, спрашивают, где он чаще испытывает приступы паники:
    - на улице или дома? (Многие говорят, что дома)
    - скажите, ваш дом - это самое безопасное место для вас, где вы можете спрятаться и уединиться? Это - Ваша крепость или это не так?
    - Да, дом - моя крепость, - отвечает человек
    - Тогда почему самое безопасное место для вас превратилось в настоящий ад, где вы испытываете приступов больше чем на улице, за пределами крепости?

    Такое сравнение позволяет человеку по-другому взглянуть на его проблему, изменяет его восприятие на уровне ощущений. Это значительно более эффективный способ убеждения, чем обычно - Вы делаете неправильно, надо вот так и т. п.

    Второе. Упражнения человеку даются специальным образом. Ему говорят - мы даём вам задание, которое вы должны сделать, без предварительного его объяснения. Просто сделайте, не думая. Все объяснения после выполнения. Мы не знаем реакции, которую на вас окажет упражнение. У всех эта реакция разная. Мы не знаем как будет в вашем случае. В зависимости от реакции мы сможем сказать, что происходит. Не попробуете, не узнаете.
    В большинстве случаев люди соглашаются. Конечно, есть те, кто отказывается. Но в этом и искусство убеждения - найти способ сделать так, чтобы клиент сделал первый шаг. От этого первого шага зависит очень многое, поэтому используются различные уловки, хитрости, манёвры. Ещё раз - именно в этом искусство терапевта.
    Как правило, выполнение задания даёт возможность человеку новый опыт, который он не мог получить раньше. Это отражается на его ощущениях. Он получает эмоционально-корректирующий опыт, что значительно важнее, чем простое осознавание. А главное, он чувствует изменения, что поднимает его самооценку и способствует продвижению вперёд к цели.

  3. Спасибо, очень напоминает КПТ.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    КСТ не является схожим с КПТ методом, Скорее ближе к СПТ (системно-поведенческая терапия), КПТ -же -это механический метод совмещения когнитивной и поведенческой части. По сути -это способ обучения. В КСТ -же главным будет изменение мышления через получение нового эмоционально-корректирующего опыта. Исторический пример: Известный философ и писатель 17-го века Блез Паскаль писал " когда вера в Католическую церковь была подорвана инквизицией и индульгенциями. Паскаль обратился к людям с призывом " Идите в церковь и молитесь, совершайте другие таинства и вера не заставит себя ждать-она придет к вам" И так и произошло- люди вновь обрели веру в церковь. Так что же определяет что? Наши мысли-наше поведение? Или наоборот наше поведение и действие по принципу- "как если бы", способно поменять наши мысли. Способно поменять наше отношение к себе, другим людям и окружающему миру событий и явлений?

  4. Или вот еще история, которая хорошо иллюстрирует Стратегический подход к решению проблем.

    В Средние века китайский мастер военных искусств путешествовал по Европе. Однажды он гостил у правителя большого княжества, который пригласил его посмотреть рыцарский турнир.
    В то время рыцарские турниры между представителями разных княжеств и королевств проводились регулярно. Они позволяли избегать войн. С их помощью решались вопросы, связанные с выдачей дочерей правителей в жены. В общем, кроме яркого и красочного зрелища, турниры имели еще много дополнительных смыслов.
    Перед началом боев китайский мастер попросил правителя объяснить ему принцип того, как устроен турнир. Тот пояснил, что в турнире участвуют по три лучших представителя из двух княжеств: сначала соревнуется первая пара рыцарей, затем – вторая, и, наконец, третья пара.
    Выиграет команда, которая наберет больше побед.

    В этот момент китайский военный мастер спросил, может ли он дать принцу совет, и сказал ему: «Сделайте так, чтобы ваш третий рыцарь сражался с первым представителем противоположной стороны. Затем ваш первый – с их вторым, а ваш второй – с их третьим.
    Даже если вы проиграете первый поединок, то выиграете два оставшихся раза из трех».

    Все так и случилось.

    Этот случай приведен из книги Джорджио Нардонэ "PROBLEM SOLVING STRATEGICO DA TASCA"

    Джорджио Нардонэ в ноябре 2016 года провел лекцию в Белорусском Государственном педагогическом университете имени Максима Танка в рамках Международного белорусско-итальянского фестиваля психологического мастерства. Лекция была посвящена истории подхода, как он зародился, с чего начинался.
    Джорджио Нардонэ рассказал об основных отличиях Краткосрочной Стратегической Терапии от других направлений психологии, об основных сферах применения и путях развития.

    Ниже представлен фрагмент лекции - интересный и курьезный случай (описанный, кстати, в его книгах) о том, как Джорджио Нардонэ пришел к пониманию базовых принципов своего метода.

    Ньютону на голову падает яблоко, и он открывает свой знаменитый закон. Мне на голову упал карниз. В эти годы, 1985-86, у меня была пациентка с очень серьезной агорафобией, которая приходила с мужем, ожидавшим ее до окончания встречи, потому что она одна не могла ни выйти, ни оставаться одной в помещении. Однажды приходит пациентка. Муж, зная примерно, сколько длится встреча, говорит ей: «Ты иди к доктору, а я вернусь через полчаса. Мне нужно кое-что купить». Мы говорили с ней. И в какой-то момент, так как было очень жарко, я поднимаюсь, пробую открыть окно. Для этого отодвигаю штору. То, на чем держится штора (карниз) высоко наверху, отрывается, падает на меня, стукает меня по голове своей острой частью, и я получаю серьезное ранение. Я шучу и не замечаю, что получил серьезное ранение, сажусь и продолжаю разговаривать с пациенткой. Вижу, что она бледнеет. Спрашиваю ее, что произошло. И она говорит мне: «У Вас сильно идет кровь». Я чувствую как течет кровь. Вся рубашка становится пропитана кровью. И она мне говорит: «Вам нужно в скорую помощь».

    Я говорю в ответ: «Подождите, я зайду в туалет, помою голову». В туалете я вижу, что она права, у меня серьезная рана. Возвращаюсь и говорю ей: «Действительно. Мне нужно в скорую помощь». Она мне: «Не беспокойтесь. Я Вас провожу». Мы спускаемся, мужа нет. Садимся в машину, она 10 лет не водила. Она садится за руль: - «Нет, нет. Вам нельзя. Я поведу». Приезжаем в скорую помощь. И вы знаете, что в Италии она не такая скорая, больше часа ждем. Моя пациентка помогает мне как самая лучшая медсестра. Заходим, мне обрабатывают рану, накладывают большую повязку. Мы возвращаемся обратно офис, она ведет. Когда мы приезжаем, муж вернулся. И вместе с остальными моими пациентами не знает, что произошло. Они спустились вниз на улицу. Видят как приезжает машина, женщина за рулем. И муж говорит: «Чудо!!! Это невозможно!! Она уже десять лет, как не водит». Видят меня в этой белой шапочке на голове. Я продолжаю работу. Она идет с мужем и говорит мужу: «Я поведу». Садится в машину мужа и садится за руль.

    Что произошло? Человек отвлекся тем, что я нуждался в помощи, и она больше не думала о своем страхе. Она смогла сделать то, что не в состоянии была делать раньше. Есть такая стратагема (хитрость, уловка) - «Перейти море, чтобы небо не заметило». Она сделала что-то, не осознавая это. И поняла то, что сделала только потом. И для это стало тем, что впоследствии мы назвали эмоционально-корректирующим опытом. То, что всегда нужно делать, чтобы прийти к терапевтическому изменению. Это определение дал Франц Александер в 30-е годы, и это - общий фактор очень многих терапий. Для того, чтобы измениться, человек должен пережить конкретный опыт, меняющий его, меняющий его ощущения и видения.

    Синьора вернулась ко мне через неделю. И рассказала, что всю неделю она могла сама выходить из дома, водить машину, как-будто произошло чудесное излечение. И ближайшее время ей удалось восстановить жизненные функции, забыв о приступах паники. И это наводит меня на размышление. Как яблоко Ньютона, которое для меня стало палкой. Для меня это было источником вдохновения. Я начал думать, как было бы здорово снова воспроизвести такую ситуацию со всеми пациентами, страдающими агорафобией. Но правда так, чтобы каждый раз не разбивать мне голову и не ехать в скорую помощь.

    Так мне в голову приходит странная мысль. Применять вместе стратегическую логику и суггестическое (гипнотическое, внушающее) общение.

    Итак я начал свои эксперименты.


    Диагностический аспект показывает степень выраженности проблемы. Например, реакция на упражнение "фантазия страха", когда сознательное усиление страха приводит к уменьшению чувствительности на него, может сразу показать какого типа является клиент. У него может быть больше фобической составляющей в характере, или обсессивной или параноиднодной. В зависимости от реакции будет терапевтом продумываться и дальнейший подход к человеку. Многие вообще не берут, например, это упражнение. В любом случае нужно разбираться в ситуации. Но осуществить изменения, особенно в проблемах со сложной симптоматикой, без изменения восприятия человека, только одними разговорами, удается крайне редко. Человеку нужно прикладывать усилия, часто очень серьезные, для того, чтобы сломать старый способ поведения и достичь нового.

  5. Безусловно, что реакция разных людей на упражнения различна. Более того, эта реакция зачастую имеет два значения - диагностическое и терапевтическое.
    Диагностический аспект показывает степень выраженности проблемы. Например, реакция на упражнение "фантазия страха", когда сознательное усиление страха приводит к уменьшению чувствительност на него, может сразу показать какого типа является клиент. У него может быть больше фобической составляющей в характере, или обсессивной или параноиднодной. В зависимости от реакции будет терапевтом продумываться и дальнейший подход к человеку. Многие вообще не берут, например, это упражнение. В любом случае нужно разбираться в ситуации. Но осуществить изменения, особенно в проблемах со сложной симптоматикой, без изменения восприятия человека, только одними разговорами, удается крайне редко. Человеку нужно прикладывать усилия, часто очень серьезные, для того, чтобы сломать старый способ поведения и достичь нового.

  • 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
  • 7. Виды коррекционных программ
  • 8.Принципы составления психокоррекционных программ
  • 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
  • 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
  • 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
  • 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
  • 13. Содержание психопрофилактической работы
  • 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
  • 15. Особенности когнитивной психокоррекции
  • 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
  • 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
  • 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
  • 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
  • 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
  • 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
  • 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
  • 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
  • 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
  • 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
  • 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
  • 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
  • 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
  • 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
  • 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
  • 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
  • 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
  • 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
  • 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
  • 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
  • 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
  • 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
  • 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
  • 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
  • 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
  • 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
  • 43.Анализ содержания волшебных сказок.
  • 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
  • 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
  • 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
  • 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
  • 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
  • 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
  • 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
  • 51.Элементы групповой динамики.
  • 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
  • 53. Фазы развития группы.
  • 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
  • 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
  • 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
  • 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
  • 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
  • 59. Психокоррекционная работа с подростками
  • 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.

    Родившись в США более 30-ти лет назад, краткосрочная терапия именно в Европе получила новую жизнь.

    Усовершенствованная модель краткосрочной стратегической терапии (AdvancedBriefStrategicTherapy), была разработана профессором ДжорджиоНардонэ и зарекомендовала себя как наиболее быстрый и в то же время эффективный подход к решению разного рода психологических проблем.

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро.

    При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта – разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

    Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива.

    Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии. По этой, постоянно совершенствующейся методике работают многочисленные ученики Дж.Нардонэ, как в Италии, так и за ее пределами.

    Метафора, один из наиболее эффективных «непрямых» инструментов воздействия на восприятие пациентом своей проблемы, – излюбленный «конек» Дж.Нардонэ. Вот его метафора для метода краткосрочной стратегической терапии. «Некий богач завещал разделить свое наследство, состоящее из 39 верблюдов, между его четырьмя сыновьями следующим образом: старшему причиталась половина верблюдов, второму сыну – 1/4, третьему – 1/8, а младшему – 1/10 часть наследства. Задача казалась неразрешимой, пока на помощь наследникам не пришел мудрец. Он добавил своего верблюда и разделил все наследство, как завещал отец – каждый из сыновей получил свою долю (20, 10, 5 и 4 верблюда соответственно) – затем мудрец забрал своего верблюда и ушел...».

    25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.

    Позитивный подход - опора на ресурсы пациента. Психотерапевт принципиально фиксирует свое внимание не на проблеме, а на сильных, успешных, сохранных сторонах человека. Для пациента его проблема и его ресурсы не связаны друг с другом. Важно выявить и мобилизовать эти имеющиеся ресурсы для преодоления проблемы. Сам пациент следует своему опыту общения с профессионалами (в первую очередь с врачами) и центрирует разговор на болезненных переживаниях и страданиях, ожидая от психотерапевта (психолога, консультанта) углубления в проблему, вопросов о ее обстоятельствах. Он может ожидать разделения своей позиции и стремиться обратить профессионала в свою веру "все плохо и безнадежно", используя в основном только черные краски.

    Использование только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, все многообразные реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения пациента в сторону здоровья, преодоления проблемы. В большинстве эти реакции спонтанны, являются выражением интереса и уважения к возможностям пациента. Подкрепляются таким образом не только его действия и идеи, но и намерения. Использование только положительного подкрепления способствует диалектическому "черно-белому" взгляду на проблему.

    Опора на интуицию психотерапевта. Западная наука, включающая психиатрию, психологию и различные школы психотерапии, базируется на идее, что объективное исследование обеспечивает ответы на вопросы "почему?", касающиеся проблемного поведения людей. Концептуальный подход предполагает существование одной вещи. а именно- истины, следовательно объяснения причин либо близки, либо далеки от нее. И поэтому в задачу клинициста до сих пор входит прежде всего поиск объяснений истинных причин посредством внимательного наблюдения и логического рассуждения. Такой подход, характерный для современной науки, имеет свои несомненные преимущества, но также и ограничения. (В истории наук такие ограничения становились особенно заметными при смене существовавших парадигм). Представляется, что такое соотношение преимуществ и ограничений сегодня далеко неоднозначно в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности, в частности в психологии и психотерапии.

    Принцип утилизации заключается в том, что наполняет психотерапию сам пациент. Для решения проблемы могут рассматриваться и использоваться его личностные качества, физические особенности, социальное окружение, его временные, материальные, географические, культурные обстоятельства, его знания, умения, убеждения и т. д. Можно сказать, что процесс психотерапии напоминает "приготовление супа из топора".

    Принцип экономичности воплощается в правиле И. Ким Берг: "Не чините то, что не сломано". Данная позиция противоположна позиции психодинамической психотерапии, где предъявляемая проблема (симптом) рассматривается как "верхушка айсберга". Пока не будет "наведен порядок" с причиной симптома, он будет резистентным, а симптоматическое улучшение - неустойчивым.

    Пациент как эксперт, убежденность в мудрости пациента. По этому поводу часто любят цитировать М. Эриксона, сказавшего: "Каждый клиент знает решение своей проблемы; единственное, что ему неизвестно, это то, что он это знает".

    Ориентация на будущее, которое является областью реализации решений. Сами пациенты часто обращены в прошлое как источник проблем. В этом случае психотерапевт может идти вслед за пациентом и говорить о прошлом, однако для него прошлое - еще один источник ресурсов. Принцип сотрудничества. Обычно говорят, что пациент должен сотрудничать с врачом, что подразумевает наличие у него необходимой мотивации. В краткосрочной позитивной психотерапии - задача психотерапевта сотрудничать с пациентом. Эта задача полностью распространяется даже на те случаи, когда человек не желает как-либо меняться или что-то менять в своей жизни. Такие пациенты-"визитеры" оказываются у психотерапевта по настоянию родственников, врачей другого профиля, социальных служб и т. д. для того; чтобы "отметиться".

    Краткосрочная стратегическая терапия

    Краткосрочная стратегическая терапия базируется на социальном конструктивизме. Не существует единой реальности, а существует множество индивидуальных реальностей. Каждый человек во взаимодействии

    1) с самим собой,

    2) другими людьми и

    3) с окружающим миром

    выстраивает свою модель, картину реальности, и действует в соответствии со своей моделью.

    Когда у человека возникает проблема и когда он начинает страдать от каких-то аспектов своего поведения: от взаимодействия с другими людьми, мыслей и эмоций, то задача терапевтического вмешательства внести какие-то изменения в систему его представлений. Сделать так, чтобы в результате терапевтического процесса система его представлений слегка перестроилась, чтобы были внесены изменения, которые позволили бы человеку более функциональное существование.

    В системном подходе мы говорим всегда о ПРОБЛЕМЕ, мы не говорим о болезни, мы не говорим о расстройстве. Мы работаем с проблемной ситуацией. Проблема возникает тогда, когда либо сам человек, либо окружающие его люди испытывают страдание.

    В системном подходе есть важное понятии Предпринятые Попытки Решения (ППР). Каждый человек может оказаться в затруднительном положении, находясь в таком положении, он стремится найти решение для этого затруднения. Большая часть людей выходит из затруднительного положения применяя, то или иное решение. В определенных ситуация человек чтобы выйти из затруднительного положения начинает предпринимать Предпринятые Попытки Решения, которые оказываются не эффективными, не рациональными. Трудность не разрешается, а воспроизводится. Почему он продолжает предпринимать одни и те же ППР? Потому, что, например, с помощью переноса он сделал в какой-то ситуации что-то что разрешило ситуацию, а раз там это было эффективно, значит, я буду повторять и в этом случае. Или потому, что он думает, что, сделав так, я разрешу ситуацию.

    Когда возникает именно проблема? Когда, не смотря на то, что предпринимаемые им попытки решения оказываются не эффективными, а он все продолжает их применять. И тогда возникает именно проблема т.е. проблема возникает и поддерживается применением одних и тех же ППР. Для стратегического подхода очень важен тот момент, что мы не занимаемся изучением причины возникновения проблемы, не совершаем длительные путешествия в прошлое для того, чтобы изучить проблему. Задача стратегического терапевта изучить, как проблема действует «здесь и сейчас», в настоящий момент и что поддерживает устойчивость ее существования. Это могут быть ППР самого пациента, ППР его окружения. Поскольку система продолжает существовать, то ППР являются не эффективными. В тоже время они продолжают воспроизводиться и воспроизводиться.

    Сурков Олег Владимирович

    КСТ родилась в США более 30-ти лет назад, и последние десятилетия в Европе КСТ получила новую жизнь.

    Усовершенствованная модель краткосрочной стратегической терапии (Advanced Brief Strategic Therapy), была разработана в Италии профессором Джорджио Нардонэ и зарекомендовала себя как наиболее быстрый и в то же время эффективный подход к решению разного рода психологических проблем.

    Как проводится КСТ?

    В среднем, на устранение проблемы изначально отводится 10 сеансов (для анорексии – 20 сеансов), с интервалами. Сначала интервал 1 неделя, затем 2 недели. На последних этапах терапии интервал увеличивается до 3-4 недель.

    Длительность сеанса определяется задачами терапии и индивидуальными особенностями клиента (от 20 мин. до 1,5 часа). Сеанс заканчивается, когда достигнута цель сеанса.

    Хороший эффект достигается при условии активного сотрудничества со стороны клиента, который выполняет задания и предписания, данные психологом.

    В конечном итоге клиент не только избавляется от проблемы, но и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля своего состоянияв проблемной ситуации.

    Основные принципы краткосрочной стратегической терапии (КСТ).

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро.

    При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной.

    Задача психолога – разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее устойчивостью. Для этого важно понять, «как действует» проблема, как устроен механизм ее поддержания. Для КСТ то, почему возникла эта проблема не важно. Важно, почему она сохраняется.

    Доктор Дж. Нардонэ много лет вел исследовательскую деятельность. В этом ему помогали его ученики и последователи. В результате была создана методология эффективной терапии.