Государственная регистрация товарищества собственников жилья. Теория всего

Стандарт экономического субъекта - инструмент управления (Диркова Е.)

Дата размещения статьи: 10.09.2014

Мы привыкли к тому, что учетная политика регламентирует и вопросы организации учета. Между тем такой подход устарел. Для этих целей законодатель предусмотрел специальный документ - стандарт бухгалтерского учета экономического субъекта.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает два внутренних документа, регламентирующих ведение учета:
- учетную политику;
- стандарт экономического субъекта.
Из них первый является традиционным и его наличие обязательно. Второй введен в правовое поле только с 01.01.2013 и применяется в добровольном порядке. Формально без него можно обойтись. Каково его назначение и в чем целесообразность внедрения?

Сопоставляем понятия

Мы привыкли руководствоваться определением учетной политики, приведенным в п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Между тем все ПБУ подлежат применению в части, не противоречащей Закону 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Однако противоречий между ПБУ 1/2008 и Законом 402-ФЗ автору выявить не удалось.
Главная функция внутрифирменных стандартов - упорядочение организации бухгалтерского учета и упорядочение ведения бухгалтерского учета. Содержание организации ведения бухгалтерского учета охарактеризовано в ст. 7 Закона 402-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. С этой целью он должен определить, кто именно будет вести бухгалтерский учет. Допустимые варианты:
- работник компании (главный бухгалтер или иное должностное лицо);
- стороннее лицо (физическое либо юридическое) на основании договора об оказании услуг;
- непосредственно руководитель.
Кроме того, организационным аспектом считается регулирование разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета с руководителем. Эти вопросы решаются путем внутренней переписки. В каком порядке - неплохо бы установить до их возникновения.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" устанавливает:

Характеристики

Учетную политику

Стандарты экономического субъекта

Базовое определение

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. п. 3 и 4 ст. 8):

Из числа способов, допускаемых федеральными стандартами;

Разработанных самостоятельно, если федеральными стандартами способ ведения учета не установлен

Относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета наряду с федеральными и отраслевыми стандартами (пп. 4 п. 1 ст. 21).

Не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21), но не связаны с ними по содержанию

Назначение

Оказывает влияние на качество информации об объекте бухгалтерского учета (пп. 2 п. 6 ст. 8)

Предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (п. 11 ст. 21).

Не должны создавать препятствия осуществлению деятельности (п. 14 ст. 21)

Обязательность

Подлежит обязательному формированию (п. 2 ст. 8)

Разрабатываются и применяются по решению экономического субъекта (п. 12 ст. 21)

Наконец, к организационным вопросам относится хранение документов бухгалтерского учета, а также средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи. Причем при смене руководителя должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета. Порядок такой передачи следует определить организационно-распорядительным документом (ст. 29 Закона 402-ФЗ).
По каждому организационному вопросу можно издавать отдельный документ, но удобнее объединить подобные документы в едином внутрифирменном стандарте. К тому же упорядочение можно понимать достаточно широко.

Что еще требует упорядочения?

Принципиальный вопрос - определение отчетного периода для промежуточной бухгалтерской отчетности (подробнее см. статью "Отчетный период: новый взгляд на привычный термин" в журнале "Практическая бухгалтерия" N 5, 2014). Соответствующие отчетные даты могут устанавливаться договорами компании, ее учредительными документами либо решениями собственника (п. 4 ст. 13 Закона 402-ФЗ). Так что периодичность отчетности не элемент учетной политики, хотя ее во многом определяет.
Продолжим наведение порядка.
К числу важнейших относятся вопросы кассовой дисциплины. Федеральными стандартами они не регламентируются, поэтому учетной политикой не определяются. В то же время такой показатель, как лимит остатка наличных денег в кассе, определяет порядок операций с наличностью. Соответствующие решения (включая расчет, обосновывающий лимит) могут быть выделены в самостоятельный раздел внутрифирменного стандарта.
Наведению порядка в бухгалтерии способствует наличие должностных инструкций специалистов разного уровня. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).
А еще напомним: в бухгалтерии сосредоточен значительный объем персональных данных работников (да и не во всех компаниях кадровая служба выделена в самостоятельное подразделение). Работодатель должен иметь документы, устанавливающие порядок обработки, хранения и использования персональных данных, обеспечивающий их защиту (ст. ст. 86 - 88 ТК РФ). Почему бы не включить и эти локальные нормативные акты во внутрифирменный стандарт? Как правило, их объединяют в положение о защите персональных данных. Добавим, что требование о защите персональных данных распространяется не только на работников, но и на всех физических лиц, являющихся контрагентами компании (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").

Важно знать. Сведения, касающиеся заработной платы работников, относятся к персональным данным, распространение которых возможно лишь с согласия самих работников (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 17АП-13098/2013-ГК). А значит, согласия требует и применение зарплатных ведомостей - платежных и расчетно-платежных.

Настало время вспомнить о коммерческой тайне. Заметим, что многие хозяйственные договоры компаний содержат условие о коммерческой тайне в отношении их содержания (подробнее см. статью "Оборона от утечек информации" в журнале "Практическая бухгалтерия" N 5, 2014). Но зачастую руководство подобные обязательства оставляет без внимания. И в этом оно неправо. Кроме того, коммерческую тайну могут представлять даже списки контрагентов - покупателей и поставщиков, хранящиеся в бухгалтерии. К слову, приобретенные списки клиентов или сведения о лояльности клиентов при определенных условиях классифицируются как нематериальные активы (п. 16 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"). Так что положение о коммерческой тайне (в части, относящейся к бухгалтерии) - еще один документ, который мы рекомендуем включить во внутрифирменный стандарт.
Наконец, самостоятельный и очень весомый раздел стандарта экономического субъекта - положение о системе внутреннего контроля (ст. 19 Закона 402-ФЗ):
- совершаемых фактов хозяйственной жизни;
- ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (в случае, когда отчетность подлежит обязательному аудиту и если руководитель не принял обязанность ведения бухучета на себя).
Так, в Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 (п. 11) разъяснено: положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта).
Кстати, автор берется предположить, что действенная система внутреннего контроля - вещь довольно полезная и в налоговых спорах. Она поможет отклонить подозрения в необоснованной налоговой выгоде.

Как действовать на практике

Вышеперечисленные организационно-распорядительные документы имеют самое непосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета. Так что объединяющий их стандарт экономического субъекта получится весьма содержательным. А предложенный нами перечень само собой не является исчерпывающим.
Пожалуй, согласимся, что наличие внутрифирменного стандарта подчеркивает культуру управления экономическим субъектом. Как видно, такой стандарт - инструмент управления бухгалтерией и не только ею.
Понятно, что создание стандарта не одноразовое мероприятие. Его можно пополнять по мере подготовки и утверждения соответствующих документов. Но некоторые из них у вас наверняка уже имеются.
О стандартах экономического субъекта пишут мало. Но надеемся, что наша статья поможет преодолеть психологический барьер перед этим, по своей сути составным (сводным), документом. Сделайте первый шаг - заведите себе папку с наклейкой "Стандарты бухгалтерского учета "НАША КОМПАНИЯ". Но учтите: документам, регламентирующим стандарты деятельности экономического субъекта, в ней не место. Например, профессиональные стандарты оставляют основу аудиторской деятельности (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Стала известна примерная структура каждого федерального стандарта бухгалтерского учета, которые Министерство финансов России планирует разработать и ввести в действие в ближайшие годы. Об этом – в нашем обзоре.

Будущее за ФСБУ

При Минфине России функционирует особая структура – Совет по стандартам бухгалтерского учета. Протоколом № 3 (раздел II) от 01 июля 2016 года он одобрил примерное содержание ФСБУ.

На наш взгляд, бухгалтерам необходимо понимать, о чём идёт речь. Поскольку, судя по всему, общероссийские и отраслевые стандарты ведения учёта станут основными нормативными требованиями в этой сфере. Они приходят на смену различным ПБУ.

В 2017 году и 2018 годах ситуация с федеральными стандартами бухучета поменяется мало. Они останутся в статусе проектов. Введение их в действие запланировано Минфином на 2019 – 2021 годы.

Минфин предлагает следующие структуру и содержание федеральных стандартов бухучета:

Разделы и подразделы Основное содержание ФСБУ
Раздел 1: Общие положения Предмет правового регулирования федерального стандарта бухучета. В том числе разъяснение целей и мотивов его принятия.
Сфера применения стандарта:

· отношения;
· объекты бухучета;
· экономические субъекты, на которые распространяется и/или не распространяется действие соответствующего ФСБУ;
· случаи добровольного применения стандарта.

Определение и признаки объектов бухучета, на которые распространяет своё действие ФСБУ

Другие особые термины и определения, которые упоминает стандарт

Раздел 2: Содержательная часть Порядок классификации объектов бухучета
2.1. Классификация объектов бухгалтерского учета
2.2. Условия принятия объектов к бухгалтерскому учету
2.3. Оценка объектов бухгалтерского учета (первоначальная, последующая)
2.4. Условия списания объектов в бухгалтерском учете
Условия принятия объектов к учету

Допустимые варианты денежного измерения объектов бухгалтерского учета. В том числе при принятии их к учету в последующем.

Условия списания объектов в бухучете
Особые способы бухучета объектов в силу их специфики (порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухучета, др.)

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, которые вправе их применять на основании Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ

Раздел 3: Раскрытие информации Состав и содержание сведений об объектах бухгалтерского учета, которые раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Раздел 4: Вступление в силу и переходные положения

Приложения к ФСБУ (таковых может и не быть)

Дата вступления ФСБУ в силу

Возможность и порядок досрочного применения ФСБУ

Переходные положения (порядок формирования сопоставимой информации, в т. ч. при переходе от учета в соответствии с ПБУ к учету на основе ФСБУ)

Перечень нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения по причине начала действия ФСБУ (с перечислением соответствующих изменений)

Перечень нормативных правовых актов, которые перестают действовать по причине начала действия ФСБУ

Таблицы, формулы, примеры, другое