Биография цукера аркадия. Аркадий Цукер

Посмотрите, если считаете, что у вас есть проблемы

Метод «временных трудностей»

Недавно наткнулась на видео с новосибирского TEDx. Оно называлось «Сила ума», спикер - Аркадий Цукер, директор Центра Стратегического Консалтинга.

Я бы вряд ли открыла это видео, но сработали две штуки. Во-первых, его репостнул авторитетный человек с комментарием: «Посмотрите, если считаете, что у вас есть проблемы». Во-вторых, в прошлом году я тоже выступала на TEDx и мне захотелось почувствовать эту атмосферу.

Выступление Аркадия начиналось так: «Часто, когда я презентую клиентам стратегические решения, мне говорят фразу «Это невозможно». И сегодня я хочу вам рассказать, почему я уверен, что всё возможно…»

И он рассказал историю, которая меня потрясла, и поделился методом, который помогает сделать невозможное возможным. Он называется Живое мышление , или “метод временных трудностей” .

Аркадий родился с тяжелой формой ДЦП. Врачи утверждали, что он всю жизнь будет плохо говорить, плохо передвигаться и никогда не сможет жить жизнью «нормального» человека.

«Но в дело вмешался мой отец. Он сказал: «У меня не может родиться больного ребёнка. Просто не может. И, поскольку это мой ребёнок, он здоров. А всё, что с ним происходит - временные трудности.

И очень важно, что раньше, чем я научился говорить, я понимал, что здоров. Утро начиналось с того, что я будил бабушку, и мы делали многочасовую зарядку, потому что все нормальные дети - и я знал это - делают зарядку.

Собираемся в гости. Отец говорит: «Аркаша сегодня завязывает шнурки сам, вот этими руками». Все ждут. Часов через шесть ботинки завязаны, ведь все здоровые дети завязывают ботинки сами. Но гости уже разошлись, так что мы раздеваемся и ложимся спать.

Однажды отец приходит за мной в детский сад и говорит: «Сегодня Аркадий одевается сам». Глубоко за полночь мы выходим из сада, но чудо случилось, и одна-единственная пуговичка на брючках застегнулась. Всего за девять часов».

Метод Живого Мышления от Аркадия Цукера

В школе над Аркадием «ставили эксперименты»: его могли повесить в раздевалке за пиджак, и он висел несколько часов. Или, например, его могли положить перед входом в школу и всем классом вытереть ноги. И это было каждый день на протяжении нескольких лет. Когда отец узнал об этом, он сказал: «Нормальные люди должны давать сдачу. Нормальные пацаны могут постоять за себя». И через несколько лет он дал этой компании сдачу.

«Потом была учеба экстерном, Пионерский штаб, клуб филателистов и…повторная парализация. Врачи говорили: «Вряд ли заговорит, вряд ли пойдет». Но я-то знал, что это всего лишь «временные трудности», - говорит Аркадий.

В 17 лет он создал свою компанию, нанял туда своих же преподавателей. И сейчас - спустя более 20 лет - он директор Центра Стратегического Консалтинга.

Его отец, сам того не зная, подарил ему метод, который он называет «Живое мышление, или метод временных трудностей».

И он состоит из 3-х частей:

1. Отмените невозможное.

Найдите ту преграду или проблему, которая мешает вашему светлому будущему. Ту категорию мышления, которая «закрывает» ваше будущее. Для Аркадия это была категория «инвалидности».

А теперь признайте ее недействительной. Отмените ее. Прочувствуйте одну вещь, о которой говорил Мохаммед Али: «Невозможное - это не факт. Это только мнение».

2. Откройте будущее.

Найдите то, что открывает ваше будущее. Для Аркадия это была категория здорового человека. Поверьте, что открывающая категория - это и есть и ваше будущее.

4. Измените точку обзора.

И самое главное. А теперь научитесь относиться к тому, что с вами происходит, как к Временным Трудностям на пути к реализации открывающей категории.

Может каждый!

Знаете, за последние годы я слышала сотни историй. Может быть, тысячи. И многие из них доказывали, что невозможное - возможно. Каждая по-своему.

Это были истории разных людей: читателей книги «100 способов изменить жизнь», случайных знакомых, предпринимателей, у которых я брала интервью.

И все они знали, что невозможное - «это не факт, это мнение».

Мой друг Марсель победил рак на четвертой стадии. Знакомая Света уволилась с нелюбимой работы и открыла творческую студию. Геннадий покорил Эверест. Руслан ушел с поста топ-менеджера и написал книжку для детей. Александр 20 лет собирался начать танцевать, но думал, что «уже поздно». И вот, наконец, в 52 года он записался на аргентинское танго и выступил на милонге.

Совладелец крупного ресторанного холдинга Алексей Васильчук в интервью признался, что слышал фразу «Это невозможно» раз 500. И каждый раз он и его команда доказывали обратное. В последний раз им сказали «Это невозможно», когда они решили построить каток на 86 этаже. Каток прекрасно работает.

Директор компании SPLAT Евгений Дёмин уже 16 лет слышит, что российской компании невозможно конкурировать с большими брендами на международном рынке. Сейчас SPLAT экспортирует свою продукцию уже в 56 стран.

…В 2014 году, когда я только создала группу «Вконтакте» и начала туда писать, мне говорили, что выделиться, выстрелить, стать писателем «невозможно».

Но 5 месяцев назад в МИФе вышла моя книга, мы распродаем второй тираж. А пару недель назад «100 способов» начали продавать на болгарском языке. Так что меня теперь можно смело назвать международным автором.

Ну что, «эксперты», кричащие «Это невозможно!», где вы теперь?

…В конце выступления Аркадий рассказал, что было для него самым сложным все это время: «Когда у меня уже была компания, я был на четвертом курсе университета, то я продолжал ходить с палочкой. И я понял, что уже могу ходить без нее. В один прекрасный день я оставил палку дома и пошел на маршрутку. Что я увидел? Меня оттолкнули, я не смог войти ни в первую маршрутку, ни во вторую, упал в лужу. Как вы думаете, что я сделал

Вернулся, почистился и…взял палку. И еще несколько месяцев, презирая себя, ходил с ней. Знаете почему? Потому что сильно удобно. Когда идешь с палочкой, все такие «Вам помочь? Вам понести?». Так клево, так хорошо себя чувствуешь.

И я злился на себя, потому что мне так нравилось ходить с палкой и мне казалось, что я ее никогда не брошу.

Но однажды я ее все-таки бросил. И это было самое сложное в жизни.

В этом оказался ответ на вопрос, почему одни считают что-то невозможным, а другие - нет. Весь ответ - в палке.

Поэтому очень важно бросить палку тогда, когда ты считаешь, что ее можно бросить. И даже тогда, когда ты знаешь, что не можешь ее бросить ».

Говорят, реальность сильнее веры. Это не так.

Я видела, как люди «плавили» реальность десятки раз.

Я видела, как мир менял свои правила.

Так что невозможное - это не на всю жизнь.

Невозможное - это всего лишь временные трудности.

Аркадий говорил о ценностях и конфликте разных поколений и о том, как бизнесу из этого извлечь выгоду. Вот яркие тезисы его выступления, которые заставляют задуматься о том, что многие проблемы в бизнесе и в жизни обусловленны нашими «поколенческими» шаблонами поведения.

В портфолио Аркадия Цукера более 700 консалтинговых проектов в различных сферах в России и за рубежом (до 40 комплексных маркетинговых проектов в год), около 120 научных работ по вопросам инновационного маркетинга, менеджмента и образования, опыт преподавания в Бостоне (США), совместные проекты с Гарвардским университетом.

О паттернах мышления

Нет чистых игреков и иксов. Есть два паттерна (модели, шаблоны), формируется третий: мы условно называем их X, Y и Z. Это паттерны мышления в чистом виде, которыми можем пользоваться. Примерно так же, как сегодня кто-то говорит на русском, кто-то только по-английски, кто-то с акцентом, кто-то на обоих языках и т.д. Поэтому есть возможность каждому использовать разные модели культуры.

У меня на работе есть сотрудница - ей 73 года. Жду ее на совещании. Жду час. Звоню.

Ну где вы?

Я в маникюрном салоне.

Ну как почему? Потому что ногти у меня уже высохли, а мозг еще нет.

Это икс? Нет, это игрек - в 73 года!

Уникальная культурная особенность ситуации, в которой мы живем, в следующем - впервые, с точки зрения поколений, в культуре «висит» несколько паттернов. И каждое новое поколение, в связи с бешеным техническим прогрессом, порождает совершенно другой тип мышления. И каждое предыдущее может оставаться в своем, а может осваивать следующие и следующие.

Поэтому мы должны говорить не о том, какие они другие, а о том, что есть сегодня для иксов процессы игрекации, зеттеризации и т.д. Потому что мы все пробуем на себе способы мышления других поколений.

Что говорят о поколении игрек

Часто говорят, что это дети миллениума, вошедшие в новое тысячелетие с цифровыми технологиями, «адовы дети». Знаете почему? Некоторые ученые сопоставили характеристики Антихриста в Библии и Интернет и увидели, что по всем признакам нет никаких отличий. Вездесущ, невидим, присутствует в каждой молекуле воздуха, материализуется в любой точке пространства, полон греха. Ничего не напоминает?

Игреков еще называют поколением ЯЯЯ, потому что это первое поколение, которое живет не одной личностью, а несколькими. И это нормально.

Фраза «Давайте развивать гармонично развитую личность», канула в Лету, потому что нужно развивать одновременно личность офлайн и множество личностей онлайн.

И о каждой из них надо заботиться, каждая из них имеет свой характер, свой интерфейс, своих врагов, своих друзей. Мы живем в эпоху дифференциации личного сознания. И это не шизофрения. Это другая культура. Другой способ мышления.

Это поколение называют и поколением джамперов - впервые, в отличие от других поколений ему не нужно выстраивать единую и непротиворечивую линию своей судьбы. Можно прыгать, можно пробовать все, можно жить в разных местах, ездить на разных машинах, работать на разных работах. Но при этом иметь одну линию отношений.

Очень интересный момент, что поколение игреков более верное. Это у нас, иксов, все так напортачено в личной жизни, что Боже ты мой!

Чего не понимают иксы и игреки

Еще лет пять назад я не думал, что 20 лет занимаясь прорывными стратегическими решениями для бизнеса, когда-нибудь буду выходить на сцену и рассуждать про поколения. И мне будут говорить «Не, про стратегии не надо, давай про поколения».

Знаете с чего началась эта история? Сначала мы стали ловить среди заказов наших клиентов моменты поколенческого непонимания.

Как с ними работать? Они (игреки) хотят сразу много денег, ничего не умея. Если рисовать им большие перспективы, они говорят - ой, мне скучно, пожалуй, я пойду…

Как им продавать? Мы думаем, что мы - мастера ресторации, торговли, услуг, медицины. А они приходят и говорят - у вас тут фуфло какое-то, а не заведение. И у нас не покупают. Но они же растут, их становится больше. Так что? Так и не будут покупать?

Как в них инвестировать? Они приходят и говорят - у нас гениальная идея. Какая? Начинают объяснять, сыпать какими-то буквами - «эштмл, еклмн». Как понять, что в это надо вкладываться?

Дальше пошел другой тип вопросов. Молодые стали мне говорить: «Аркадий, а как нам с вами работать? Вам же, иксам, старперам (по разному нас называли, я все время путаю эти слова и говорю, что они стартаперы, а мы старперы) ничего кроме денег не надо. У вас ничего святого, вы только о деньгах и думаете. У вас вообще ценностей нет».

У нас ценностей нет? Я думал, это у них ценностей нет!

И дальше больше: «А как вам продавать? Вы же вообще нормальные вещи не цените. Вам все нужно завернуть в какой-то статус. В какие-то властные фигуры. Вам нужно доказать, что это премиально-премиально. Что это кумир носит. Что этот фантик видели возле дома правительства, поэтому покупайте эти конфеты…».

«Ну что вы за примитивные люди, старперы» - говорили мне молодые. И вот тут я стал осознавать, что разница в мышлении и правда существует, и что проблема на самом деле гораздо серьезнее, чем проблема отцов и детей.

Приведу пример. Давно веду тренинги, работал с разными аудиториями и в силу гордыни был уверен, что могу «взять» любой зал. И несмотря на мой монотонный голос, могу быть всем интересен.

И тут я прихожу в университет, читаю лекцию - мне свистят: «Вы лох». Я думал меня приветствуют - нет, свистят.

Эта тема заставила меня ввинтиться в глубокий кризис, потому что я начал думать:

Так, товарищ Цукер, а вот то, что ты делаешь (а ты занимаешься 20 лет инструментами мышления) - это всего лишь продукт для твоего поколения? И ты, вместе с этим поколением, отработаешь и уйдешь на пенсию? Не волнуйся, тебе хватит. Или все-таки заявка на то, что ты делаешь, что-то такое серьезное? Надпоколенческое?

Тогда я сказал себе - это вызов, и я должен найти способ быть интересным молодой аудитории. И, если я найду и зафиксирую, почему я интересен, значит я понял эту разницу мышления. Я пришел через год на эту же лекцию - меня освистали снова. Я понял, что не догнал. Потом я пришел еще раз. И только на четвертый раз мне сказали: ты – крут!

Почему иксы и игреки кардинально отличаются

Чтобы понять разницу паттернов мышлений поколений иксов и игреков (в модели чистых паттернов мышления), нужно проанализировать наше (иксовое) детство и подростковые годы, и детство, и подростковую юность наших детей (игреков), и потом внуков (зетов). Я выделил несколько моментов.

Опыт материального благополучия. Истоки первой линии демаркации (разграничения) в мышлении уходит в опыт материального благополучия.

Мы с вами родились в стране с гарантией материального благополучия, в стране, строящей коммунизм, в стране с очень понятной задачей, что делать: закончить школу и ВУЗ, хорошо работать - и у тебя точно появится квартира, машина и т.д. И вдруг в один момент это рухнуло. Иксы в детстве и юности (в конце 80-х, начале 90-х) пережили крушение материальных гарантий, а родители не смогли им ничего передать - растерялись, начали выживать.

Икс - это человек, который пережил момент, когда пол ушел из-под ног, и гарантированная система материального благополучия исчезла. При таком опыте главной жизненной задачей становится задача материального состояния. Надо состояться! Заработать капитал, заработать собственные основания уверенности в жизни. Поэтому иксы - это поколение работоголиков.

Кто-то зарабатывает на отпуск, кто-то на коттедж, кто-то на остров. Но какого бы масштаба фигура икс ни была, она всегда работает, работает много, не может позволить себе отдыхать, и у нее никогда нет денег.

Сколько бы денег ни было - их мало. Это дефицит, который нужно восполнять. И в этом смысле зарабатывание состояния является ключевой ценностью иксового поколения. Показательный пример - встреча одноклассников. Первый вопрос - «Ну ты как? Квартира, машина есть?». Это всегда отчеты о том, насколько мы состоялись. Я как-то «прикололся» и на вопрос «Ты как?» ответил: «Да нормально, дочитываю Шопенгауэра, думаю о проблеме власти и воли». В ответ услышал: «Цукер, ты идиот? Я тебя спрашиваю - ты как?». «Ну машина, работа…» - «А, тогда все нормально…».

А на каких ценностях выросли игреки, наши дети, не пережившие материальную катастрофу?

Когда мы говорим иксы и игреки, то это звучит формально, словно они друг другу чужие. Стоп, это же наши дети. И это мы для них организовали детство, которое их таких спроецировало. Обеспеченное детство.

Детство в кружавчиках, немецких колясках, дорогих игрушках, в отдыхе за границей с 2−3 лет, в центрах развития, танцах, английских языках и прочее.

Игрек не переживал катастрофу материального обрушения. Поэтому, с точки зрения игрека, деньги всегда есть. Соответственно, зарабатывать их не надо.

То, что деньги есть, это нормально. Это гигиенический естественный компонент среды. Вот смотрите. Мы с вами, живя в городах, не заботимся о наличии воды. Потому что она всегда есть, и это нормально. А в 19 веке и в деревнях вода - ограниченный ресурс. А в Хиросиме и Нагасаки старшее поколение до сих пор носит с собой противогазы, потому что «воздух может кончиться».

Мы переживаем о том, что может кончиться. Игреки о деньгах не переживают, потому что деньги всегда есть. И самое интересное, что они у них действительно случаются. И часто больше чем у нас.

Просто потому что у них это не проблемная история.

Общение со сверстниками

У иксов (а мы выросли во дворах) было постоянное общение с постоянной компанией. Ключевое здесь - постоянная компания. Что дает общение с постоянной компанией? Два момента: самооценку - я понимаю кто я, меня ценят другие, и мне этого достаточно, и умение дружить - я знаю, что я не один и в любой момент построю любые отношения.

У икса материальный дефицит денег, но избыток естественной среды отношений - поэтому он мог спокойно работать, пренебрегать отношениями, жертвовать домашними, строить разные семьи.

Я, как икс, знаю, что могу с любым человеком попить чай (и не только) и мы будем друзьями. Потому что я умею дружить, у меня дружилка работает с детства.

А у игреков не было постоянного общения. Что помнят они с детства? Максимум - руку, которая перетаскивает его с одного развивающего центра в другой (няни, мамы, водители), иногда в машине дают бутерброд между центрами.

У игреков другое отношение к друзьям:

О, у меня друг.

А как зовут?

А я не спросил.

Друг - это не тот, чье имя надо знать. Друг - это тот, с кем 5 минут было интересно. В мышлении этого поколения нет паттернов длинных, устойчивых отношений, за редким исключением. С одной стороны, он расслаблен по поводу материального благополучия, с другой - он один, у него нет уверенности, что в любой момент ему могут прийти на помощь. Игрек изначально одинок.

Отношение к цифровым технологиям.

У нас в детстве их не было, поэтому у нас отношение внешнее, как к инструментам. Игреки, и тем более зетты, выросли в этой среде, в которой цифровые технологии - это естественная ее часть.

В итоге, что получается:

Формула иксов - нет материального благополучия в детстве и опыта цифровых технологий, но есть опыт дружбы и общения. В связи с этим базовые ценности - выживание, развитие, надежда на себя. Главная задача - повышение материальной устойчивости и признание офлайн, потому что я там живу

Формула игреков - материальное благополучие и жизнь в цифровых технологиях, но при этом одиночество. Ценности - самореализация, быстрый результат, удовольствие. Главная жизненная задача - получение признания онлайн.

Иксы зарабатывают деньги, а игреки лайки, потому что лайки для них являются такой же валютой признания, как рубли для нас с вами - валютой материальной капитализации.

Один предприниматель говорит: «Я не понимаю своего ребенка. Почему он каждые 5 минут смотрит, сколько у него лайков в телефоне?». Я ему говорю: «Подожди. Когда ты открываешь новую торговую точку, сколько раз звонишь, чтобы узнать про выручку?». В чем разница? С точки зрения психологических моментов абсолютно одинаковая история.

Иксы на основе денег становятся признанными, игреки на основе признания могут зарабатывать.

В этом кардинальное отличие наших паттернов.

Чем выделяется поколение зет

Чтобы понять жизненные задачи поколения зет, нужно ввести еще один параметр. С точки зрения предыдущих трех, они полностью похожи на игреков - у них есть материальное благополучие и абсолютное цифровое понимание, но нет нецифрового общения. Но что об опыте управления своей жизнью?

Как отличить зет от игрека:

Игрек всегда говорит - мне скучно, развлеките меня, а что мы сейчас будем делать? Не важно, кому говорит - маме, начальнику отдела. Ему надо ставить задачи. Потому что он вырос в среде, где ему было некогда ставить собственные задачи и цели. Мы ему все организовывали

Зеты знают, что делать. Они не только знают, что им делать - они еще знают, что вам делать. Их не «свернуть», не обмануть.

В третьем паттерне мышления на формулу игреков нанизываются иксовые управления проектами и своей жизнью.

Зеты взяли все лучшее от иксов и игреков. Они вырастут и наймут нас всех на работу.

Как бизнесу мотивировать разные поколения

Как я уже сказал выше, два паттерна конфликтуют между собой с точки зрения мотивации в бизнесе: иксам важна материальная капитализация, игрекам - символическая капитализация, создание своего имени.

Если хотите вовлечь игрека в бизнес, вы должны мотивировать не заработками - это им неинтересно, а значимым сильным, масштабным проектом, который позволит им увеличить капитал собственного имени.

Деятельность иксов начинается с проекта и цели. Что такое цель с точки зрения поколенческого мышления? Это счастье, унесенное в будущее.

Мы, иксы, добровольно отказываемся от счастья сейчас, и говорим, что достигнем цели, но потом. Сейчас ради этой цели мы будем спать на клавиатурах, работать по 18 часов, терять семьи, жертвовать собой, чтобы потом, на пенсии… достичь цели.

Это психология иксов. Но что часто происходит? В определенный момент времени они выгорают. Устают от бесконечной гонки, начинают понимать ее бессмыслицу. Начинают ходить к психотерапевтам. На йогу. Или на телесные тренинги. И им там говорят - вам надо научиться жить здесь и сейчас. И вот выходят они с этих тренингов и как будто впервые видят - небо такое голубое, трава такая зеленая… И это состояние длится... минут пять, пока не дошли до машины: ключи в зажигание, щелкаешь - и понеслась «иксовая» жизнь «натюрель». Что сегодня? Какие планы? Какие задачи? Какое отставание от графика?

Игрекам по этому поводу к психологам ходить не надо. Они стараются жить здесь и теперь. И стараются не допустить в свою жизнь макропроекты, которые превращают наше настоящее в жертву.

Бизнес-тренер Аркадий Цукер – точно не из тех, кому деньги и слава достались даром. История мальчика, научившегося жить с тяжелой болезнью и в 17 лет основавшего собственную компанию – вдохновляющий пример для сотен тысяч поклонников. Сегодня он известный исследователь, маркетолог и философ, теории которого вызывают ожесточенные споры в Интернете.

Детство и юность

Аркадий родился 7 мая 1975 года в Новокузнецке. Сразу после рождения врачи поставили ему диагноз – тяжелая форма детского церебрального паралича. Родителям сообщили, что вести нормальную жизнь и заботиться о себе мальчик никогда не сможет. Медики были уверены, что вряд ли ребенок научится самостоятельно передвигаться и внятно говорить.

Родители заняли по отношению к болезни сына своеобразную позицию. Отец заявил, что у него просто не мог родиться инвалид, значит, проблемы Аркаши – не приговор, а всего-навсего "временные трудности". Он заставлял мальчика преодолевать заболевание и вести жизнь обычного ребенка: самому одеваться, хотя на застегивание одной пуговицы уходило полдня, самостоятельно есть, хотя это тоже было мучительно сложно. От издевательств в школе отец тоже отказался его защищать, сказав, что нормальные дети могут за себя постоять.

Такое далекое на первый взгляд от родительской заботы поведение сильно повлияло на мировоззрение Аркадия. Несмотря на проблемы, которые ему никто не помогал решать, он не сломался, а принял точку зрения отца и изо всех сил пытался поверить в то, что здоров и нормален. Каждое утро мальчик старался начинать с зарядки, упорно учился и тренировал свой ум так же, как непослушные руки и ноги.


Школьные годы Цукер вспоминает с болью. По его словам, в детстве он был мишенью для издевательств и ничего не мог с этим поделать: одноклассники швыряли его на пол, прекрасно зная, какого труда ему стоит подняться, оскорбляли и постоянно придумывали новые «шутки», например, подвешивали беспомощного парня на вешалке за одежду. В конце концов, Аркадий перестал посещать школу, сдавая экзамены экстерном.

В старших классах болезнь обострилась, грозя полным параличом и потерей речи, но юноша уже сам считал это «временными трудностями» и смотрел в будущее без страха. Постепенно он выправил произношение и стал ходить с палкой, позже отказавшись и от нее.

Бизнес и тренинги

После получения среднего образования Цукер поступил на философский факультет Томского университета. Позже он изучал теорию управленческой деятельности и основы игротехники в Российской академии менеджмента. Первую компанию он основал уже в 17 лет, пригласив в нее своих же преподавателей.


В 1993 году Аркадий стал профессиональным бизнес-консультантом. За эти годы он организовал 700 проектов в СМИ, строительстве, общепите, муниципальном управлении. На счету Цукера 6 монографий и 120 книг по маркетингу, теории образования и управления. Он разрабатывает программы для высших учебных заведений России, США и Германии, читает лекции, проводит семинары и тренинги.

Обширной аудитории Цукер стал известен благодаря авторскому психологическому методу, в основу которого легла унаследованная от отца жизненная философия. Аркадий называет свой подход «Живое мышление, или Метод временных трудностей». Основы теории он изложил в видео «Сила ума». Подход универсален для жизни и бизнеса и подразумевает полное отрицание, отказ от осознания того, что человек считает своей проблемой. По мнению Цукера, любой кризис или преграду можно «отменить», преодолев умственным усилием, потому что воля творит чудеса.


Тезисы Аркадия вызывают яростные споры среди бизнесменов и «простой» публики. Некоторые считают его гением, а оппоненты обвиняют в излишней общности рассуждений и «разводе» на деньги, ведь консультации и лекции признанного маркетолога стоят недешево. Однако никто при этом не отрицает, что Цукеру присущи особая харизма и красноречие.

В 2017 году на семинаре тренер поделился притчей о гардеробщице из дорогого ресторана, приведя ее как пример того, почему руководству стоит прислушиваться к младшим сотрудникам и привлекать их к разработке идей. История быстро разошлась по Интернету, но пыл почитателей быстро охладил ресторанный PR-специалист Олег Назаров. Он разложил ее по пунктам в посте «Фейсбука» и доказал, что это всего лишь байка.


Цукер рассказывал, что смышленая девушка-гардеробщица придумала выделять из толпы самых обеспеченных клиентов (что, по словам ресторатора, сложная задача даже для профессионала) и вместе с номерком выдавать им мягкие игрушки (серьезные бизнесмены, скорее всего, отказались бы от такого легкомысленного подарка, да и положить его в ресторане некуда).

Потом она поручала официантам обслуживать выбранных ею посетителей быстрее всех и преподносить им сюрпризы (Цукер упоминал торты с логотипом автомобилей и коньяк «Хеннесси» – такие подарки быстро бы пробили дыру в бюджете даже дорогого ресторана). Позже VIP-клиентами стали делать случайных людей, которые по «сарафанному радио» передавали слухи о щедрости заведения и привлекали в него новую аудиторию.


В итоге выручка ресторана увеличилась в 2,5 раза, а изобретательной гардеробщице повысили зарплату, но не сильно – она сама отказалась, «чтобы не развращаться». После этого Аркадия обвинили в вымысле, отдаленности от жизни и настоящих проблем бизнеса. Многие поклонники отказались ставить выдумку ему в вину, настаивая, что сочинять мотивирующие байки – часть работы бизнес-тренера.

Личная жизнь

Аркадий предпочитает не распространяться о личной жизни и не затрагивать эту тему в интервью. В статьях упоминается, что семья у него есть и что Цукер «счастливый муж и отец».


Бизнес-тренер ведет аккаунты в

В коротком видео (см. ниже) рассказывается о двадцатиоднолетней девушке-гардеробщице, которая придумала делить посетителей ресторана на три категории от VIP’ов до «совсем не VIP’ов». В зависимости от категории к номеркам гостей она стала привязывать те или иные большие мягкие игрушки. Из-за привязанных игрушек гости не могли прятать номерки в сумки и карманы. Клали на стол. В результате официанты стали сразу понимать, кто перед ними за столиком. И, VIP’ам, например, в качестве комплимента подавали Hennessy.

История настолько яркая, что, если бы ее не было на самом деле, стоило бы ее выдумать.

Про «выдумать». Мне, например, непонятно, почему Аркадий целых пять лет (!) молчал о таком замечательном (до сих пор имеющем место быть!) кейсе. Ведь хозяин ресторана сомневался, принять ли ему уборщицу, записавшуюся к нему на прием по вопросам «стратегии развития ресторанов». И сделал это только послушавшись совета Аркадия (который, кстати, уже консультировал его по «теории поколений»). Потом Аркадий «сидел в шкафу» у хозяина во время этого разговора и все сам слышал.

На мой взгляд, самым реалистичным здесь является приход гардеробщицы к хозяину с сообщением о том, что она слышит разговоры гостей при уходе из ресторана, которые не стесняются при ней высказываться по поводу того, что им не понравилось. И если учитывать эти замечания, то можно зарабатывать больше.

И снова «волшебная таблетка»

Верить или не верить этой истории, личное дело каждого. Я предпочту принять ее на веру. Но тогда очень хочу получить ответы на несколько простых вопросов.

Дело в том, что и мои клиенты часто ждут простых решений и бывает пытаются внедрять самые креативные из них, забывая, что ни они сами, ни их сотрудники, ни их бизнес в целом не существует в вакууме. Они лишь часть гораздо бо льших систем. И любое гениальное на первый взгляд решение может привести к самым разнообразным последствиям, вызванным, противодействием этих систем .

И если даже оно не будет заметно при одноразовом «принятии волшебной таблетки», то при систематическом многолетнем «приеме» побочные эффекты могут оказаться катастрофическими.

Поэтому, прежде чем что-либо внедрять, нужно включить критическое мышление и задать себе несколько простых вопросов, ответы на которые побудят либо нейтрализовать это противодействие, либо отказаться от применения «волшебной таблетки».

Включим критическое мышление

Если верить истории о гардеробщице, коллективу ресторана как-то удалось разобраться со следующими ниже вопросами. Мне очень хочется узнать:

  1. Где хранятся номерки с привязанными к ним крупными мягкими игрушками? Пришлось ли для них делать отдельный шкафчик? Тогда как гардеробщица быстро извлекает их из него и кладет на место? В видео говорится о двухстах номерках!
  2. Если же крупные мягкие игрушки висят прямо на вешалках (представьте себе двести крупных мягких игрушек в гардеробе!), как гардеробщица объясняет гостям (особенно новым) этот «зоопарк»? И не отпугивает ли это новых гостей? Какую вообще реакцию у гостей (особенно у VIP’ов) вызывает то, что об их одежду (дорогую!?) трутся мягкие игрушки?
  3. Как удается гостя убедить не отвязывать большую мягкую игрушку от номерка, а нести ее с собой в зал (особенно если у гостя в руках еще что-то есть, начиная от цветов и заканчивая клатчем) и класть ее на столик? Представьте себе, например, четырех человек (или банкет) за столом, и перед каждым номерок с большой мягкой игрушкой! Не нужно ли был специально под большие мягкие игрушки заказать столы с большей поверхностью? Не уменьшило ли это количество посадочных мест в зале?
  4. Что делать с гостями, пришедшими, скажем, на романтический или, наоборот, деловой ужин, которым большие мягкие игрушки на столе (и по всему залу) портят атмосферу?
  5. Какова была изначальная концепция ресторана? Не пришлось ли ее скорректировать с учетом больших мягких игрушек на каждом столе?
  6. Как решаются вопросы гигиены? – Большая мягкая игрушка трется о верхнюю одежду множества разных людей, иногда, наверное, падает на пол, разные люди берут ее в немытые руки… И затем водружается на накрытый стол?
  7. Как часто приходится их стирать? Во что они превращаются при частой стирке? Финансовые и организационные затраты на стирку и на закупку 200 игрушек хорошего качества не сводят ли на ноль экономический эффект от этой затеи?
  8. Что делать с гостями, которые быстро смекают, что тот или иной вид большой мягкой игрушки, выданной по наитию гардеробщицей, определяет отношение официантов к гостю, в частности, то, наливают ли ему бесплатно Hennessy, или нет? Не оскорбляются ли они?
  9. Какова точность определения гардеробщицей категории гостя? По каким признакам она это делает? По одежде? А если гость в очередной приход сменил «уровень» одежды? В ролике упоминается марка автомобиля. Как устроено рабочее место гардеробщицы, что она видит, на каком автомобиле приехал гость? Или у нее налажена оперативная связь с парковщиком? А если гость сегодня на своем автомобиле, а завтра на такси? Как гардеробщица отличает гостя на собственном дорогом автомобиле, от того, кто на корпоративном или на взятом на последние деньги в кредит?
  10. Игрушки какой категории гардеробщица выдает гостям разных категорий, пришедших одной компанией?
  11. Какова реакция постоянного гостя, который в разные посещения ресторана по тем или иным причинам был отнесен к различным категориям?
  12. Как удается пять лет держать в тайне этот суперуспешный опыт так, что его не перенимают конкуренты? И ни один журналист, как понимаю, не написал о таком привлекающем внимание ходе?
  13. Как удается пять (!) лет удерживать на позиции гардеробщицы девушку, которая способна на глазок определить категорию (состоятельность?) гостя?! – Так, что ее никто не переманил и не увел замуж (девушке сейчас 26 лет!)?
  14. Что сделано для того, чтобы обезопасить использование этого сверхэффективного инструмента от возможного ухода единственного носителя технологии?
  15. А что происходит летом, когда гардероб мало кому нужен?

Без ответов на эти вопросы или хотя бы без упоминания того, что ответы на них есть, после просмотра ролика я чувствую себя оболваненным. И ведь это только часть вопросов, которые возникают у мыслящего человека по поводу использования игрушек. А в ролике есть и «находки» про студентов, и про марки автомобилей…

Замотивируй … богу молиться…

Ролик крайне мотивирующий. Но мотивирует он, как и любой разговор о «волшебной таблетке» лишь на то, чтобы быть замотивированным.

Но, если, не включая критическое мышление и не задавая конкретных системных вопросов, глотать «волшебную таблетку» (а особенно если заставлять проглатывать ее своих сотрудников), то вы снова и снова будете разочарованы тем, что никакие полезные идеи в компании не только не реализуются, но даже и не высказываются! А попытки реализовать что-либо «новое и полезное» заканчиваются так, что лучше бы они и не предпринимались!

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Цукера Аркадия

Аркадий Цукер – российский бизнес-тренер, маркетолог, бизнесмен.

Детство и юность

Аркадий родился в Новокузнецке 7 мая 1975 года. При рождении врачи поставили мальчику неутешительный диагноз – тяжелая форма детского церебрального паралича. Медики уверенно заявили родителям Аркаши, что их ребенок никогда не сможет вести жизнь обычного человека, не сможет научиться нормального говорить и ходить. Однако отец Цукера не согласился с мнением докторов. Он сказал, что у него просто не может родиться больной ребенок. И поскольку Аркаша – его сын, значит, он определенно здоров. А все плохое, что с ним сейчас происходит, – это всего-навсего временные трудности.

Благодаря особу взгляду отца Аркадия на жизнь и те неприятные сюрпризы, которые она иной раз преподносит, Цукер стал тем, кем он стал. С раннего детства он чувствовал себя совершенно здоровым. Каждое его утро начиналось с того, что он будил бабушку и просил делать с ним зарядку. Зарядки длились по несколько часов. Для маленького мальчика это было большим испытанием.

Отец Аркадия учил сына делать все самостоятельно. Например, когда они собирались идти в гости, он не помогал мальчику завязать шнурки, а требовал, чтобы тот делал это сам. Да, поначалу на это уходило шесть часов. Да, в гости они так и не попадали. Но шнурки в итоге были завязаны. Еще пример: когда папа забирал Аркашу из детского сада, он не помогал ему одеваться, а предоставлял сыну возможность сделать это самому. Из сада отец и сын выходили уже глубоко за полночь. Но зато пуговка на брючках Аркаши была застегнута его собственными руками.

В школе Аркадию жилось далеко не сладко. Озлобленные на весь мир подростки (такой уж возраст, что поделать!) издевались над ним. Его вешали в раздевалке за пиджак и оставляли так на несколько часов. Или клали на пороге школы и в прямом смысле этого слова вытирали о него ноги. На протяжении нескольких лет Аркадий молча терпел обиды и унижения. А потом об этом узнал отец. Он сказал сыну, что нормальные люди должны давать сдачу и уметь стоять за себя. И Аркадий дал. И постоял. Только не их методами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Среднюю школу Аркадий окончил экстерном. Был пионером, занимался филателией. В юности его повторно парализовало, врачи уверяли – не пойдет, не заговорит. Временные трудности, отвечал Аркадий, наученный своим отцом видеть в будущем только хорошее.

Образование

Высшее образование Цукер получил в Томском государственном университете, на факультете философии. Позднее прошел программу переподготовки по специальности «Методолог-консультант по вопросам управленческой деятельности» на кафедре методологии Российской академии менеджмента и агробизнеса, а также курс повышения квалификации по программе «Специфика игротехнической и тренинговой деятельности».

Карьера

Какими же методами, о которых мы упоминали выше, Аркадий Цукер постоял за себя и дал обидчикам сдачи? Очень простыми. Он стал успешным и уважаемым человеком. В возрасте 17 лет у него уже была своя компания, в которой работали его же преподаватели. А два десятка лет спустя он уже мог похвастаться высокой и ответственной должностью генерального директора Центра стратегического консалтинга.

Аркадий Цукер стал профессиональным тренером-консультантом еще в 1993 году. За годы упорной работы он создал более семи сотен различных консалтинговых проектов в разных областях – медиа, образование, муниципальное управление, туристический бизнес, общественное питание, строительство, ритейл и т.д. При этом Цукер занимался и наукой. Он – автор более сотни научных работ (шесть из которых – это монографии), касающихся инновационного маркетинга, менеджмента и образования. Кроме того, Аркадий регулярно проводил маркетинговые исследования.

Также Цукер участвовал в разработке и реализации программ повышения квалификации по специальности «Менеджмент» в разных учебных заведениях – в Российской академии менеджмента и агробизнеса, Российской академии государственной службы, Томском государственном университете, Томском педагогическом университете, Новосибирском государственном университете, Омском институте повышения квалификации, Новокузнецком институте повышения квалификации и прочих. Из числа его авторских образовательных и маркетинговых проектов можно выделить программы «Социальный и некоммерческий маркетинг», «Рынок образования как рынок шансов и времени», «Инновационный маркетинг в инновационной экономике», «Философские основы управления современным бизнесом», «Неклассическая философия продаж», «Повышение эффективности розничных и корпоративных продаж», «Технология эффективного медиапланирования», «Как удержать покупателя: новые способы работы с постоянными клиентами», «Целеполагание как технология и искусство», «Антикризисное проектирование» и другие. География проектов Аркадия Цукера невероятно обширна. Она включает в себе Россию, Германию и Соединенные Штаты Америки.

Метод временных трудностей

Известным широкой публике Аркадия Цукера сделал его авторский метод (основанный на жизненной философии отца) «Живое мышление» или «Метод временных трудностей». Он состоит из трех шагов.

Шаг 1. Отмените невозможное.

Найдите проблему или категорию мышления, которая мешает вашему светлому будущему, и признайте ее недействительной. Для Аркадия Цукера это была категория инвалидности.

Шаг 2. Откройте будущее.

Шаг 3. Измените точку обзора.

Научитесь относится к тому, что с вами сейчас происходит, как к временным трудностям на пути к реализации открывающей категории.