Авиация россии как на ладони. "Стелс" (самолет): технические характеристики

- «СТЕЛС» ТЕХНОЛОГИЯ (англ. Stealth technology, от stealth скрытность), авиационный термин, обозначающий средства и методы уменьшения радиолокационной, инфракрасной, оптической и акустической заметности военной техники. Предусматривается во всех… … Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 технология (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- … Википедия

- (англ. Stealth): Стелс технология техника и технология изготовления летательных аппаратов, военных кораблей и ракет с целью снижения их заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения. Стелс вирус… … Википедия

СТЕЛС - СТЕЛС... первая составная часть сложных терминов, указывающая на принадлежность к средствам и методам уменьшения радиолокационной, инфракрасной, оптической и акустической возможности обнаружения военной техники, напр. стелс технология, стелс… … Большая политехническая энциклопедия

Методика Словарь русских синонимов. технология сущ., кол во синонимов: 34 биотехнология (1) … Словарь синонимов

- … Википедия

космическая технология - Технология, основанная якобы на уфологической информации и использованная, например, при разработке и строительстве американских самолетов неведимок В 2 Стелс и Локхид F 117А (т.н. технология радиопоглощающих покрытий), а также суперсовременного… … Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

Стелс (англ. Stealth): Стелс технология техника и технология изготовления летательных аппаратов, военных кораблей и ракет с целью снижения их заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения. Стелс (самолёт)… … Википедия

Усама бен Ладен Усама бен Ладен лидер исламистской террористической организации «Аль Каида» был убит в Пакистане 2 мая 2011 года во втором часу ночи по местному времени … Википедия

Книги

  • , Уфимцев Петр Яковлевич. В книге изучается дифракция акустических и электромагнитных волн на телах, больших по сравнению с длиной волны. Развитая в ней асимптотическая теория может быть полезна при решении…
  • Основы физической теории дифракции , Уфимцев П.Я.. В книге изучается дифракция акустических и электромагнитных волн на телах, больших по сравнению с длиной волны. Развитая в ней асимптотическая теория может быть полезна при решении…

Невидимый самолет - выдумка или реальность?

Идеи создать невидимый самолет не покидали разработчиков с тех самых времен, как первый самолет взлетел в небо. В 30-х года прошлого столетия был создан один такой самолет. Его конструкция состояла из целлулоида и оргстекла, но при этом была не способна выдерживать напор набегающего воздуха при скорости в 200-300 километров в час. В то время это уже никого не могло устроить. Для повышения скорости самолета требовалось создавать конструкции, которые предполагали только металл. Но попытки создать самолет-невидимку актуальны и сегодня.

Одним из средств маскировки самолета может быть камуфляжная окраска. Традиционно нижнюю поверхность самолета красят в голубой цвет (напоминающий безоблачное небо), а верхнюю расписывают серо-белыми или буро-зелеными разводами в тон подстилающему ландшафту.

Достаточно активно сегодня разрабатывают краски-хамелеоны, которые были бы способны менять свой цвет при необходимости . Данным процессом можно управлять при помощи наведенного магнитного или электрического поля, за счет интенсивности окружающего освещения (подобно очкам со светофильтрами оптической переменной плотности). Также были идеи создать покрытие на основе жидкокристаллических пигментов, подобно тому, как это можно видеть в плоском мониторе для портативного дисплея. Вот только стоить самолеты, созданные по таким технологиям, будут очень недешево. Да и учитывая то, что современные средства ПВО для стрельбы используют не визуальное наблюдение, а данные радара, создание невидимого глазу самолета ничего не даст – он все равно будет обнаружен приборами.

Предпринимались попытки создать самолет, который не будет виден для радаров. Группа советских ученых под руководством Н. Кузьмина в 1966-1969 годах разработала теоретические основы покрытия, которое смогло бы сделать летательный аппарат незасекаемым любой системой. Но данные разработки никого не заинтересовали и группу Кузьмина попросту распустили, после чего инициатива была перехвачена США.

Разработчикам в США действительно удалось создать самолет-невидимку – первыми были В-2 и F-117A, которые создали на основе технологии «стелс». Согласно данной технологии, металлический корпус самолета обшивают специальным материалом, во время взаимодействия с которым электромагнитной волной теряется часть энергии, которая «увязает» в обшивке, подобно пуле в подушке. Многое зависит и от формы самолета, которая должна быть такой, чтобы радиоволны, падая, скользили по самолету, не отражаясь.

Технология действительно казалась эффективной, но наука не стоит на месте и выяснилось, что данные самолеты не так уж и невидимы. Покрытие способно терять все свои важные свойства в тумане или под дождем. Сегодня уже создан локатор, который дает возможность распознавать малозаметный объект, в том числе и самолет «стелс».

Согласно информации на сайте сайт, еще одной актуальной разработкой, которая пока так и остается на стадии исследований, является технология А. Коротеева, в которой с целью снижения видимости самолета в лучах радара используется искусственное плазменное образование , получаемое при помощи выброса электронных пучков в атмосферу. Таким образом, возле летательного аппарата создаются плазменные облака, активно поглощающие электромагнитные волны. Данная технологии сравнительно дешевая, может сделать невидимым любой самолет. Генератор облаков весит не более 150 килограммов, поэтому его можно установить на любой летательный аппарат.

Кроме основных технологий, современные ученые предлагают множество различных решений, благодаря которым самолет можно сделать невидимым для глаз или радара. Но ни одно из решений не реализовано, так как все они по тем или иным причинам неактуальны – одни требуют особых условий, другие – серьезных финансовых вложений и т.д. Поэтому вопрос все еще остается открытым..

Россия давно борется с Соединенными Штатами за приоритет в создании истребителя двадцать первого века, сочетающего в себе характеристики сверхзвуковой суперманевренной боевой машины и технологии «Стелс». Самолет, обладающий такими качествами, не должен засекаться радарами и средствами инфракрасного наблюдения. Постройка подобного истребителя будущего не только способна резко повысить эффективность национальных ВВС, но и обеспечить весомый аргумент в конкурентной борьбе на мировом рынке вооружений.

До совсем недавнего времени у ведущих конструкторских бюро и авиастроителей не получалось объединить в одной боевой воздушной машине такие противоречивые в технологическом аспекте характеристики. Причем Россия преимущественно пребывала в роли догоняющей. Сочетающий в себе все эти качества, построенный по технологии «Стелс» самолет должен стать крупным козырем в решении различных геополитических задач.

Например, МиГ-29 разрабатывался в качестве адекватного ответа на создание американского истребителя F-18, а Су-27 был неким противовесом F-15. И хотя все данные модели в свое время стали настоящим прорывом и крупным достижением в области авиастроения, современные доктрины требуют разработки принципиально нового истребителя, сочетающего в себе великолепные летные характеристики с технологией «Стелс». Самолет, постройка которого основана на такой концепции, должен быть не только недоступен радарам, но и обладать качествами многоцелевой сверхзвуковой и сверхманевренной боевой машины.

Американский самолет-невидимка «Стелс» F-117 не смог приблизить своих конструкторов к вожделенной цели. Эта машина обладала весьма скромными летными характеристиками и не могла принимать участие в серьезных воздушных баталиях. ВВС Соединенных Штатов тратили огромные бюджетные средства на разработку действительно эффективного и невидимого для радаров крылатого хищника. Однако приблизиться к реализации этой задачи они смогли только осенью 1997-го года, когда начались испытания истребителя F-22 «Раптор».

Но в этот раз американские авиастроители не могли рассчитывать на безоговорочное первенство. Поскольку ОКБ Сухого начало летные испытания машины С-37 «Беркут» всего лишь двумя неделями позже своих конкурентов. По авторитетным оценкам военных экспертов, российский истребитель значительно превосходит «Раптор», главным образом благодаря уникальному крылу обратной стреловидности. Все это вывело конкурентную борьбу инженерной мысли и технологий на новый виток противостояния.

После завершения операции по захвату иракских амбициозно названной «Бурей в пустыне», американские военные чины без устали нахваливали свои самолеты F-117А фирмы «Локхид». Этих «черных призраков», совершивших несколько разрушительных налетов на Багдад, иракские ПВО не могли даже разглядеть на мониторах своих радиолокационных станций. Этот самолет «Стелс», фото которого демонстрирует идеальную геометрию машины, стал воплощением тридцатилетних усилий американских инженеров по разработке данной технологии.

Еще в 1962-м году фирма «Локхид» предпринимала попытки создать самолет-невидимку А-12. Поначалу эти потуги не принесли желаемого результата. Можно еще вспомнить «Стелс» самолет, знаменитый воздушный разведчик того времени SR-71, получивший свое прозвище «Черная птица» благодаря соответствующего цвета специальному покрытию, которое поглощало радиоволны. В начале 1970-х с бурным развитием вычислительной техники и программирования появилась возможность моделирования полета на ЭВМ. Так была спроектирована машина, имевшая минимальную радиозаметность. Уже в 1975-м году конструкторы фирмы «Локхид» создали первый опытный образец самолета-невидимки. Зимой 1977-го впервые поднялась в воздух боевая машина нового поколения F-117А, а через шесть лет ее приняли на вооружение американских ВВС.

Воодушевленный таким успехом Пентагон поручил компании «Нортроп» разработать по той же технологии новый стратегический бомбардировщик, неуязвимый для ПВО противника. Работы, длившиеся девять лет, завершились постройкой машины, получившей кодовое обозначение В-2. При создании всех своих «невидимок» американцы пользовались отнюдь не технологиями инопланетян, о чем ходило множество небылиц, а теоритическим разработками наших соотечественников.

Для поглощения радиоизлучения они применяли специальное ферромагнитное покрытие корпуса. Кроме того, американцы прибегали к множеству дополнительных ухищрений. Например, в самой машине почти все элементы изготавливались из не отражающих излучение композитных материалов, таких как Все двигатели были оснащены шумоподавляющими кожухами и системами принудительного охлаждения, которые снижают интенсивность инфракрасных выбросов. И еще много чего применялось в американских «невидимках».

Но здесь встает резонный вопрос об эффективности всех этих ухищрений. И тут выясняется, что огромные средства (многие миллиарды долларов!) потрачены зря. Прежде всего, эти машины оказались настолько капризны в эксплуатации, что готовить их к полету можно было только на базовых аэродромах. К тому же попутно выяснилось, что как только «Стелс» намокает, он начинает отчетливо проявляться на экранах радаров, подобно человеку-невидимке из известного романа Герберта Уэллса. Возможно, именно по этой причине во время военных действий в Югославии F-117А был сбит в одном из первых же вылетов.

Но окончательно добило изыскания американских ученых и авиастроителей в данной сфере изобретение, сделанное в России, где была разработана принципиально новая технология создания радионевидимости. Вблизи самолета генерируются специальные плазменные облака, настолько интенсивно поглощающие электромагнитные волны, что видимость машины на экранах радиолокационных станций уменьшается более чем в сотню раз.

По мере того как террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ, организация запрещена в России) теряет свои позиции в Ираке и Сирии, американские ВВС все чаще обеспокоены поведением российских истребителей в небе над зоной конфликта. Об этом сообщило американское издание Aviation Week .

По словам одного из командиров эскадрильи ВВС США (пилот истребителя F-22 Raptor), российские самолеты регулярно "зависают" рядом с силами коалиции на целых 20–30 минут. Он поясняет изданию, что американские пилоты все чаще наблюдают внезапные и потенциально опасные маневры российских истребителей Су-35 и Су-30. При этом F-22 лишен возможности обмениваться данными через тактическую систему.

Истребители ВКС РФ постоянно пролетают в огневом диапазоне наземных войск коалиции и близко к американским самолетам, пилоты которых могут наблюдать их невооруженным глазом из кабины. Но из-за перегруженности воздушного пространства процесс их идентификации затруднен. Еще одна проблема у американца - отсутствие нашлемной системы целеуказания.

F-22 Raptor - первый и единственный в мире многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения, стоящий на вооружении ВВС США и созданный с применением технологий "стелс".

Суть "невидимки"

Сегодня наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могут похвастаться США, Россия, Китай и Япония. Наличие "стелс"-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией - это и есть радиолокационная заметность.

"YouTube/ТАСС"

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок" - порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном: как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены.

Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим "стелс"-самолетам.

B-2: американский "дух"

Тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик В-2А Spirit является самым дорогостоящим самолетом в парке ВВС США. По данным на 1998 год, стоимость одного B-2 составляла $1,16 млрд. Стоимость всей программы оценивалась почти в $45 млрд.

Первый публичный полет B-2 состоялся в 1989 году. Всего построен был 21 самолет: почти все они названы в честь американских штатов.

B-2 имеет необычный внешний вид и иногда сравнивается с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51.

Самолет способен взять на борт 16 атомных бомб или восемь управляемых бомб массой 907 кг с лазерным наведением, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира. Дальность полета "призрака" - 11 тыс. км.

Spirit максимально автоматизирован, экипаж состоит из двух пилотов. Бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным зарубежных изданий, ЭПР бомбардировщика оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. м . По другим данным, бомбардировщик имеет более скромные показатели - от 0,05 до 0,5 кв. м во фронтальной проекции.

Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом - в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

B-2 невидим для устаревших радаров, но современные зенитные ракетные системы российского производства способны его обнаружить и эффективно поразить. По неподтвержденным данным, один В-2 был сбит или получил серьезные боевые повреждения от применения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в ходе военной операции НАТО в Югославии.

F-117 : американский "хромой гоблин"

Lockheed F-117 Night Hawk - американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. Был предназначен для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов.

Первый полет совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. На создание и производство F-117 ушло более $6 млрд. В 2008 году самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения как по финансовым причинам, так из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

ЭПР самолета, по данным зарубежных изданий, составляла от 0,01 до 0,0025 кв. м в зависимости от ракурса.

Снижение заметности для F-117 в основном было достигнуто за счет специфической угловатой формы корпуса, построенного по концепции "плоскостей-отражателей", также были применены композитные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично, и из-за этого по популярности в играх и кинематографе F-117 может поспорить с голливудскими звездами первой величины.

Однако добившись существенного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, а самолет получил отвратительные летные характеристики. Американские летчики прозвали его за это "хромым гоблином" (Wobblin’ Goblin).

В итоге от летных происшествий из 64 построенных самолетов-"невидимок" F-117А было потеряно шесть самолетов - почти 10% от общего количества. На F-117 сажали только самых опытных пилотов, но все равно они регулярно разбивались.

Самолет участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция "Лиса пустыни" (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003).

В боевых вылетах был потерян как минимум один самолет в Югославии - югославскими силами противовоздушной обороны невидимая машина была сбита с помощью устаревшего советского ЗРК С-125 "Нева".

F-22 : американский "Раптор"

Первым и пока единственным принятым на вооружение самолетом пятого поколения является американский F-22А Raptor .

Производство самолета началось в 2001 году. В настоящий момент несколько F-22 принимают участие в операции коалиционных войск в Ираке для нанесения ударов по боевикам запрещенной в России террористической организации "Исламское государство".

На сегодняшний день он считается самым дорогим истребителем в мире . По данным открытых источников, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает $300 млн.

Тем не менее F-22A есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и, опять же, малая заметность. Однако по маневренности самолет уступает многим российским истребителям даже четвертого поколения.

Вектор тяги F-22 изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), в то время как на самых современных российских боевых самолетах вектор тяги может изменяться во всех плоскостях, причем независимо друг от друга на правом и левом двигателях.

По ЭПР истребителя точных данных нет: разброс приводимых разными источниками цифр составляет от 0,3 до 0,0001 кв. м . По данным отечественных специалистов ЭПР F-22A составляет от 0,5 до 0,1 кв. м . При этом радиолокационная станция "Ирбис" истребителя Су-35С способна обнаруживать Raptor на дальности не менее 95 км.

При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше.

Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни.

С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. м. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс. м, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Причина оказалась в конструктивном недостатке - в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор.

F-35 : американская "молния"

F-35 Lightning II ("Молния") задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения потрачены громадные деньги (расходы превысили $56 млрд, а стоимость одного самолета составила $108 млн), но довести до ума конструкцию так и не удалось.

Су-57 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) - российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете. Благодаря своему модернизационному потенциалу, может стать истребителем шестого поколения.

Известно, что в ПАК ФА впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана, в четыре-пять раз легче стали. Новые материалы составляют 70% покрытия истребителя материалов, в результате удалось резко снизить конструктивную массу самолета - он весит в четыре раза меньше самолета, собранного из привычных материалов.

В конструкторском бюро "Сухой" заявляют о "беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности" машины, хотя ЭПР истребителя оценивается отечественными специалистами достаточно сдержанно - в районе 0,3–0,4 кв. м . При этом некоторые западные аналитики высказывают более оптимистичные оценки в отношении нашего самолета: для Т-50 они называют ЭПР в три раза меньше - 0,1 кв. м . Истинные данные эффективной площади рассеяния засекречены.

В Су-57 реализована высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ им. Тихомирова может обнаруживать цели на дальности более 400 километров, одновременно сопровождать до 60 целей и обстреливать до 16. Минимальная ЭПР сопровождаемых целей составляет 0,01 кв. м.

Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить "плечо" тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II.

ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. В настоящее время на самолете установлены двигатели первого этапа, с которыми он способен поддерживать сверхзвуковую скорость на бесфорсажном режиме. После получения штатного двигателя второго этапа тактико-технические характеристики истребителя существенно повысятся.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели АЛ-31ФН, а китайские военные массово закупили списанные двигатели этих марок.

"ТАСС/Ruptly"

Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Самолет выполнен по схеме "утка": пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовая часть - идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

Х-2: японская "душа"

Mitsubishi ATD-X Shinshin - прототип японского истребителя пятого поколения с технологией "стелс". Самолет был сконструирован в Техническом проектно-конструкторском институте минобороны Японии, а построен корпорацией, которая во времена Второй мировой войны производила знаменитые истребители "Зеро". Истребитель получил поэтическое название Shinshin – "Душа".

По размеру ATD-X близок к шведскому многоцелевому истребителю Saab Gripen, а по форме - к американскому F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения, форма наплыва и воздухозаборников идентичны тем, что имеет американский истребитель пятого поколения. Стоимость самолета может достигать около $324 млн.

Первая публичная демонстрация нового японского истребителя состоялась в конце января 2016 года. Летные испытания самолета предполагалось провести в 2015 году , однако компания-разработчик Mitsubishi Heavy Industries не смогла соблюсти установленные министерством обороны сроки поставки.

Кроме того, японским специалистам требуется доработать двигатель истребителя с управляемым вектором тяги, в частности, протестировать возможность его перезапуска в случае возможной остановки во время полета.

Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X - "стелс". Однако он может стать базой, на основе которой будет создана замена для японского истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для воздушных сил самообороны Японии.

В этом случае на ATD-X придется установить в три раза более мощные двигатели, а в корпусе самолета отвести достаточно места для размещения боеприпасов. Согласно предварительным планам, первый прототип истребителя F-3 поднимется в воздух в 2024–2025 годах.

Роман Азанов

Сделать самолет, невидимый для противника, – давняя мечта армейских чинов любой страны. Работа в этом направлении ведется много лет, а результаты ее всегда засекречены и являются государственной тайной. Но некоторые проекты все же становятся достоянием общественности. IT.TUT.BY выбрал шесть самых знаменитых самолетов-невидимок.


"Хромой гоблин" Lockheed F-117 Night Hawk

По популярности в играх и кинематографе Lockheed F-117 Night Hawk может поспорить с голливудскими звездами первой величины. Но вот на поле боя желаемого перевеса своим создателям он так и не дал. При его проектировании конструкторы нарушили все возможные законы самолетостроения и аэродинамики, потратив на создание и производство невидимки 6,56 млрд долларов.

Поэтому, когда документацию показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот подобрать цензурных слов, чтобы выразить свое мнение, не смог, а выдал только: "I don"t care what in hell it looks like, I"ll get that ugly son-of-a-bitch to fly!".

Дик как в воду глядел, Lockheed F-117 Night Hawk летал так плохо, и управлять им было столь сложно, что пилоту постоянно помогал в управлении искусственный интеллект. Пускали за штурвал "Ночного ястреба" только очень подготовленных пилотов, налетавших не менее 1000 часов, это примерно от трех до пяти лет за штурвалом для летчика истребителя. Но даже несмотря на такие меры, из-за ошибок пилотов или компьютера было потеряно семь машин.

Сами пилоты за "выдающиеся" летные характеристики метко прозвали Lockheed F-117 Night Hawk "хромым гоблином" (Wobblin’ Goblin).



Самолет не был невидимкой в прямом смысле слова, радар системы ПВО мог засечь его, но только с очень близкого расстояния. Эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) самолета при облучении его локатором, по некоторым данным, составляла от 0,01 до 0,0025 м² в зависимости от ракурса. Этого удалось добиться благодаря специфической угловатой форме самолета, построенного по концепции "плоскостей-отражателей", применению композитных и радиопоглощающих материалов, а также специального покрытия.


Первым боевым применением "хромого гоблина" стала попытка устранения президента "Панамы" Мануэля Норьеги. Первую часть плана – пройти незамеченным по территории Панамы – два F-117 выполнили безупречно, но вторую – провалили. Начиненные суперсовременной аппаратурой и несущие "умные" боеприпасы два "хромых гоблина" в цель так ни разу и не попали.

Исправить пошатнувшуюся репутацию F-117 смогли во время войны в Персидском заливе, когда прошли незамеченными через порядки ПВО Ирака и уничтожили расположенную в Багдаде 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками. Хотя существует мнение, что это произошло благодаря тому, что системы ПВО, поставленные Ираку Францией, были отключены с помощью специальных закладок.


Однако, когда все системы работали, "хромому гоблину" приходилось несладко. Показателен случай в Югославии, когда F-117 был сбит с помощью устаревшего советского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-125 "Нева". Комплекс был оборудован системой телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели "Карат", благодаря которой можно было стрелять, не используя радар.

Ведь Night Hawk невидим для радара, а не для человеческого глаза. Сбитие сверхсамолета, каким F-117 представляли американцы, стало шоком для общественности, так похоронили легенду о неуязвимом самолете-невидимке. Сначала американцы отрицали сам факт уничтожения "хромого гоблина", а потом потребовали вернуть обломки самолета и не предавать инцидент огласке. Сербы не согласились и поместили обломки стелса в музей.



F-22A Raptor, истребитель, опасный для собственных пилотов

Это первый и пока единственный серийно выпускающийся самолет пятого поколения. Цена одного экземпляра в ценах 2008 года составляла 350 млн долларов, что было эквивалентно стоимости 20 тонн золота. Потом цена за один самолет и вовсе поднялась до 411,7 млн долларов. Такого не выдержал даже американский бюджет, и закупки пришлось сократить вдвое.


Тем не менее F-22A Raptor есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, совершенная БРЭО и малая заметность. На этом преимущества заканчиваются, по маневренности F-22A Raptor уступает многим российским истребителям 4-го поколения. Дело в том, что вектор тяги F-22A Raptor изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), то есть обеспечивает бонус только при тангаже. В то время как все современные российские двигатели вектор тяги могут изменять во всех плоскостях, причем отдельно друг от друга.


Антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, со временем этот недостаток удалось нивелировать, но затраты, потраченные на решение этой проблемы, еще больше увеличили цену самолета.

С 2011 года всем американским F-22A Raptor запрещено подниматься выше 7,6 тысячи метров из-за проблем с подачей кислорода. Считается, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тысячи метров, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни в 2010 году.



Так и нерешенные проблемы в работе бортовой системы генерации кислорода (OBOGS) привели к новому запрету с 2012 года: "Рапторам" запрещено совершать перелеты на большие расстояния, истребители должны находиться всегда вблизи взлетно-посадочных полос, чтобы пилоты всегда смогли совершить экстренную посадку.

Пилоты F-22A Raptor шутят, что переход армии США на дроны связан с тем, что беспилотникам не нужно дышать кислородом. В настоящем бою с самолетами противника "Раптор" замечен не был, а вот в учебном с французскими "Рафалями" поучаствовал. Итог 4:1 в пользу французов.

Наверное, поэтому американцы решили применять новейший и сверхдорогой F-22A Raptor против исламистов в Сирии, у которых не было ни собственной системы ПВО, ни истребителей, поэтому опасаться американскому самолету было нечего.


F-35 Lightning II: "Молния", которая боится… молнии

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения (на самом деле 4+) потрачены громадные деньги (56 млрд долларов), но довести до ума конструкцию так и не удалось. Lightning II ("Молния") задумывался как универсальный самолет, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
В итоге у американцев получилось сразу три самолета: F-35A (стандартный взлет и посадка), F-35B (короткий взлет и вертикальная посадка) и F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера).

Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141, чертежи которого были переданы американцам по приказу Бориса Ельцина. Советский опыт был учтен, к нему были добавлены новые технологии, но хорошего самолета все равно не получилось.



Например, в докладе Управления эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона (OT&E) указывается, что попадание в F-35 молнии может привести к взрыву топливных баков, на больших высотах и скоростях из-за резкой смены температур разрушается рулевое оперение, во время полетов возникают трещины на лопасти реактивной турбины двигателя и масса других неисправностей. А чего, собственно, хотеть от собранного по советским чертежам с использованием китайских деталей самолета? Да-да, в целях экономии (это при затратах в 56 млрд долларов) глава Управления оборонных закупок Министерства обороны США Фрэнк Кендалл позволил корпорациям Northrop Grumman Corp и Honeywell International Inc использовать магниты китайского производства для изготовления компонентов бортовой РЛС, шасси и других узлов конструкции самолета.

Итог многомиллиардных трат пока не впечатляет, хотя заявленная ЭПР самолета в зависимости от ракурса может составлять до 0, 005 м², на самом деле все гораздо хуже. Как сообщает издание Air Force Magazine, F-35 Lightning II во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. "Молния" отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, а его ЭПР во время испытаний оказалась еще ниже, чем было заявлено в характеристиках.

Northrop B-2 Spirit, настоящий НЛО

Стелс-бомбардировщик Northrop B-2 Spirit очень похож на корабль пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в Зоне 51. Хотя, скорее всего, американцы позаимствовали идею у немцев, которые еще в 1945 году хотели запустить в серию истребитель-бомбардировщик Ho.229, построенный по схеме "летающее крыло".


Сегодня Northrop B-2 Spirit – самый дорогой самолет в истории авиации, его стоимость – два миллиарда и один миллион долларов в ценах 1997 года. Неудивительно, что построена всего 21 единица, каждой из которых присвоено собственное имя.

B-2 Spirit отличный инструмент для "установления демократии" там, где это необходимо США. Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб B-61, или 8 управляемых 907 кг бомб с лазерным наведением GBU-27 Paveway II, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета "призрака" 11 тыс. км.



B-2 Spirit максимально автоматизирован, поэтому экипаж насчитывает всего двух пилотов. И, несмотря на свой необычный и хрупкий вид, стелс-бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре, дующем со скоростью 40 м/с. Самолет невидим для устаревших радаров, но современные системы ПВО российского производства способны его обнаружить. Площадь ЭПР оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 м².


Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Например, размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета. Кроме того, специальный ангар защищает от атак террористов и других непредвиденных ситуаций.


Сообщается, что в случае возникновения очага пожара система пожаротушения способна за 20 секунд залить самолет пламягасящей пеной.

ПАК ФА, как всегда "не имеющий аналогов в мире"

Российскими СМИ принято присваивать практически каждому своему образцу вооружения приставку "не имеющий аналогов в мире". ПАК ФА не исключение, о самолете пока известно немного, и большая часть характеристик истребителя пока держится в секрете. ЭПР ПАК ФА оценивается как 0,3-0,4 м². Русские сделали ставку не на незаметность своего самолета на радарах, а на возможность срыва атаки ракеты, имеющей радиолокационное самонаведение. Поэтому истребитель имеет высокую маневренность, что вкупе с низкой заметностью позволяет успешно избегать ракетных атак.


Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить "плечо" тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II.


ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях, как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. Расположение двигателей относительно оси симметрии самолета в виде буквы V, благодаря чему вектор тяги проходит вблизи центра тяжести самолета, позволяет летать даже при одном неработающем силовом агрегате.


А если летчик получил ранение или травму в бою, то ПАК ФА способен вернуться на аэродром и совершить посадку. Летать на сверхзвуке без форсажа российский истребитель тоже умеет, а его тяговооруженности позавидуют F-35 Lightning II и F-22A Raptor.

По-2

И все-таки создать настоящего невидимку получилось лучше всего у советских конструкторов еще в 1928 году, построивших биплан У-2. Самолет был предельно дешев и прост в производстве – его можно было собрать на любой мебельной фабрике. Он начисто отказывался входить в штопор, был незаметен для радаров противника, а по ночам еще и не видим и не слышим.


Немецкие солдаты ненавидели этот самолет, по их словам, от него не было жизни: "… ни печь нельзя разжечь, ни костер, летчики видят свет и сбрасывают на него бомбы, приходится всю ночь сидеть в траншеях, чтобы избежать групповых потерь". На фоне ночного неба По-2 был неразличим, а чтобы добиться еще большей незаметности, летчики заходили на цель в сторону линии фронта, предварительно выключив двигатель. В итоге биплан почти беззвучно планировал на ничего не подозревающего врага, сбрасывал "подарки" и сразу улетал домой не разворачиваясь.

А еще это был первый самолет-невидимка, к которому можно добавить приставку "стелс": По-2 был фанерно-перкалевый, что делало его невидимым для ночных истребителей Bf 110 G-4, оснащенных радарами.

Неудивительно, что немцы приравнивали "русс фанера" к боевым истребителям и за каждую сбитую машину давали денежное вознаграждение, а то и железный крест. Кстати, сбить небесного тихохода было непросто. Скоростные немецкие машины просто проскакивали мимо медленного У-2, кроме того, пилоты "кукурузника" могли нарезать узкие круги вокруг дерева или высокого здания, и "мессеру" сбить в этом случае советский самолет было очень трудно, почти невозможно.