Ядерная и военная программа ирана.

Созданный в конце 50-х фирмой «Локхид» самолёт БПА (базовой патрульной авиации)P-3 «Орион» относится к тем образцам авиатехники, которые принято считать «вечными».

Его прародитель появился в 1957 году, когда фирмой Локхид был выпущен L-188 Электра - один из первых в США самолётов с турбовинтовым двигателем. Это был так же один из немногих американских турбовинтовых пассажирских самолётов, производившихся серийно. Всего было произведено 170 гражданских самолётов этого типа, из которых приблизительно 20 летают по сей день.


Локхид L-188 Электра

В 1957 флот Соединенных Штатов объявил конкурс на разработку современного морского патрульного самолета, который должен был прийти на смену P-2 «Нептун».


Локхид P-2H «Нептун»

Опытный образец, получивший обозначение P3V-1, поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 - 15 апреля 1961 года. Позднее самолёт получил обозначение P-3«Орион». По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Был добавлен отсек вооружения и установлено новое авиационное оборудование. Отсек вооружения был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного . У самолёта также имелись 10 пилонов под плоскостями, для наружной подвески различного вооружения.

На "Орионе", по сравнению с "Электрой", для улучшения обзора вниз - вперед пилотская кабина была переделана. В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирских иллюминаторов не было. В верхней части размещалась герметичная кабина объемом 195 куб.м, что позволило создать комфортные условия для операторов и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом, экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Сброс последних производится с помощью пиротехнических устройств.

Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: активной "Джули", использующую в качестве источника акустической энергии взрывные заряды последующим приёмом отражённых от цели сигналов; и пассивной "Джезебел", использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, газоанализатор "Снифер", а также две РЛС. Можно было подвесить 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы и другие средства поражения.

Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасность полёта.

Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, его поисковая скорость составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса, двух двигателей.

Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами "Нептун" состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.

Боевая служба "Орионов" началась в июле 1962 года, когда первый серийный P3V-1 передали личному составу патрульной эскадрильи VP-8. Следом за ней "Орионы" получили VP-44 и VX-1, где они пришли на смену устаревшим Р-2 "Нептун".
Помимо поиска субмарин, Р-3 осуществляли учебные минные постановки, загоризонтное целеуказание и оповещение в интересах надводных кораблей, разведку погоды, координацию поисково-спасательных операций.

Эксплуатация самолета сразу же выявила узкое место поисковой аппаратуры - систему AQA-3 и ее усовершенствованный вариант AQA-4. Поиск субмарин с помощью акустики являлся наиболее эффективным, вероятность обнаружения ПЛ магнитометром была гораздо ниже, а остальные системы могли "засечь" лишь лодку, шедшую в надводном положении или под перископом. Система "Снифер" реагировала не только на выхлоп дизелей субмарины, но и на выхлопные газы ТВД "Ориона".

Новая система обработки и анализа информации о субмаринах испытывалась на 35-м серийном Р-3, а, начиная со 110-го самолета, стала штатной. С 1962-го по 1965-й изготовили 157 Р-3А.


Активное строительство в СССР подводного флота и выход советских кораблей в мировой океан, потребовало совершенствования американских патрульных сил.

Следующей серийной модификацией «Ориона» стал Р-3В. Отличие от Р-3А было в более мощных турбовинтовых двигателях Аллисон T56-A-14 мощностью на валу 3361 кВт (4910 л.с.) и новой системе "Делтик" для обнаружения подводных лодок. В состав вооружения ввели УР "Буллпап" класса "воздух-поверхность". Всего изготовили 144 Р-3В.

Несмотря на улучшившиеся характеристики, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не полностью отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С. Построено 143 машины.

Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла "прослушивать" не более 16 буёв.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

В ходе эксплуатации самолёт продолжал непрерывно совершенствоваться. В состав бортового вооружения включили ПКР "Гарпун" и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В начале 90-х на вооружение «Орионов» поступили ракеты AGM-84 SLAM, предназначенные для поражения наземных целей. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78.
В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные, подводные и наземные цели.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, "Орионы" состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации ВМС США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла входили в состав воздушных сил Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

По мере устаревания ранних «Oрионов» как самолетов ПЛО их передавали на хранение в Дэвис – Монтан, а так же переоборудовали для выполнения иных задач.

Существует много различных вариантов самолета: ЕР-ЗА для испытаний электронного оборудования, электронный "агрессор" для проведения учений, ЕР-ЗЕ "Эрис" самолёт электронной разведки, NP-3A/B летающая лаборатория, самолет для океанографических и геомагнитных исследований RP-3A/D, учебно-тренировочный ТР-ЗА, транспортный UP-ЗА/В, VP-ЗА для VIP-перевозок и самолет разведки погоды WP-3A .


ЕР-ЗЕ "Эрис"

Созданный на базе Р-3В - самолёт ДРЛО P-3AEW - оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения, предназначались для Таможенной службы США.

С июня 1988-го по 1993-й таможенники получили в общей сложности четыре Р-3, оснащавшиеся РЛС AN/APS-138 (аналогичны БРЛС E-2C «Хокай»). Самолеты используются для обнаружение, отслеживания и координации перехвата операций по контрабанде наркотиков.


самолёт ДРЛО P-3AEW

Четыре противолодочных "Ориона" модернизировали в вариант P-3A (CS) для контроля воздушного пространства США в целях пресечения нелегальной доставки грузов, прежде всего, - наркотиков, легкомоторными самолетами.


Спутниковый снимок Google earth: самолёты таможенной службы США на аэродроме в Коста-Рика

Машины оборудованы РЛС AN/APG-60 (установлена в носовой части самолета), имеющей лучшие характеристики по обнаружению воздушных целей, нежели исходная станция P-3A. Кроме того, установлена радиоаппаратура, работающая на частотах таможенной службы и береговой охраны США.

Двенадцать устаревших Р-ЗА в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали "Aero Union Corporation" в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. В 2010 году "Аего Union" эксплуатировала семь P-3A/RADSII наряду с модернизированными «Нептун» и C-54. «Орионы» используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя отличным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.

Р-3 различных модификаций в значительных количествах передавались союзникам США.
Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Бразилии,Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Ирана, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Таиланда.

Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству "Орионов" после ВМС США. "Орион" выбрали японцы для замены "Нептунов" в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила "Локхид", последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы "Кавасаки Хэви Индастриз".

"Орионы" получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства "Орионы" неоднократно усовершенствовались.

Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом.
С 70-й машины аппаратура "ДИФАР" заменялась системой обработки акустических сигналов "Протеус" с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.

На вооружении морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е.
Они поступили на вооружение в 1991-98 гг. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства. Самолеты построены фирмой Кавасаки.

Особняком стоят "Орионы" Канады. Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 "Аврора", представлявших собой гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A "Викинг". СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.


Еще три СР-140А "Арктур" предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. "Арктуры" имеют упрощенный, по сравнению с "Авророй", состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 "Треккер" в 1992-1993-м годах.

«Орионы» наряду с RС-135 и SR-71 были самыми частыми "клиентами" и первоочередными целями для наших сил ПВО. Тихоходный, способный «висеть» в зоне барражирования часами, он буквально изматывал расчеты дежурных сил. Зачастую полёты этих машин насилии откровенно провокационный характер. С этими самолётами связан ряд инцидентов.

13 сентября 1987 года норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчик Су-27 получил приказ выполнить учебный перехват «Ориона». Экипаж разведчика попытался избавиться от противника и резко уменьшил скорость, полагая, что истребитель не сможет удерживаться рядом с ним на малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под «Орионом». Норвежский летчик потерял истребитель из виду и начал маневрировать. В результате винт «Ориона» ударил по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, произошла разгерметизация, и «Орион» был вынужден покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на базу.

В следующий раз в апреле 2001 года «Орион» столкнулся в воздухе уже с китайским истребителем. Стараясь заглянуть "подальше" вглубь континента, американские летчики порой нарушают воздушное пространство КНР, провоцируя НОАК на ответные действия.
В китайском случае в центре событий оказался ЕР-3Е, а его экипаж был почему-то больше обычного в полтора раза.

В результате столкновения китайский перехватчик J-8-II упал в море, его пилот погиб.
ЕР-3Е получил повреждения и был вынужден, приземлится на остров Хайнань.
В последствии США принесли извинения за инцидент и выплатили компенсацию вдове погибшего.

Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и, в последствии, возвращена США в июле 2001г. "Орион" прибыл "на историческую родину" в чреве российского транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан".

Для замены «устаревшего» Р-3С в США фирмой «Боинг» была начата разработка противолодочного самолёта следующего поколения. Конструкция самолёта, получившего обозначение P-8А «Посейдон», базируется на фюзеляже лайнера Boeing 737-800 и крыле от Boeing 737-900.


P-8А «Посейдон»

Первый полёт «Посейдона» состоялся 25 апреля 2009 года. По плану, в 2013 году ВМС США должны были получить 13 Р-8А. Ещё по 8 самолётов заказано Австралией и Индией.


Спутниковый снимок Google earth: Р-3С и Р-8А на аэродроме Джексонвилл

Всего ВМС планировали закупить 117 самолетов P-8A, построенных на базе Boeing 737-800, чтобы полностью заменить весь свой парк P-3. Однако, по всей видимости, это произойдёт не скоро. Из-за высокой стоимости Р-8А было объявлено, что программа закупок будет сокращена. Более того, предлагается дальнейшее совершенствование БРЭО самолёта Р-3С.

Таким образом, заслуженный «ветеран» Р-3 «Орион» ещё в течение длительного времени будет оставаться основным патрульным и противолодочным самолётом в США и многих других странах.

По материалам:
http://www.aviastar.org/air/usa/lok_orion.php
http://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa
http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/21/7368/

Как сообщает Aviation Week, Военно-морские силы США с начала 2011 года получили десять модернизированных береговых патрульных самолетов P-3C Orion. Самолёты прошли улучшение в рамках программы ARTR, которая подразумевает установку новых электронных систем, позволяющих в десять раз увеличить возможности Orion по приёму и обработке информации с гидроакустических буёв.
Кроме того, на P-3C Orion была установлена новая система C4 (Command, Control, Communications, Computers — командование, управление, связь и вычисления), которая позволит Orion обмениваться информацией с новыми патрульными самолетами P-8A Poseidon. Последние начнут поступать на вооружение ВМС США в 2013 году, а к 2019 году полностью заменят устаревшие Orion.

В числе прочих компонентов системы C4 на P-3C Orion также были установлены системы связи стандарта Link 16, позволяющие самолётам обмениваться информацией с кораблями и наземными службами ВМС, а также другими родами войск США и военным контингентом НАТО. Согласно планам ВМС США, к 2012 году будут модернизированы 74 патрульных самолёта Orion.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Лётные характеристики P-3C Orion:
Экипаж — 11 человек
Максимальная скорость — 746 км/ч
Крейсерская скорость — 648 км/ч
Боевой радиус — 2 370 км (c 4× торпедами и 4 × ракетами AGM-84)
Практический потолок — 8 620 м
Длина разбега — 1 420 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега — 430-500 м (в зависимости от посадочной массы)
Точки подвески — в бомбоотсеке до 8 и под крылом 10
Вооружение:
1. Управляемые ракеты «воздух-поверхность»: 4 × AGM-84

2. Неуправляемые ракеты:
— 2 × 4 × 127 мм ракет «Зуни»в блоках LAU 10
— 2 × 7 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 32A/A
— 2 × 19 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 3A/A или LAU 69/A

3. Бомбы свободнопадающие:
— ядерные глубинные: 3 × B57 в бомбоотсеке
— фугасные: 8 × 227 кг Mk.82 или 454 кг Mk.83 в бомбоотсеке

4. Торпеды: 8 × Mk.44 или Mk.46 в бомбоотсеке (+ 10 × торпед под крылом)

5. Мины:
— 10 + 6 × 147 кг Mk.53
— 8 + 3 × 227 кг Mk.36 или 454 кг Mk.52
— 6 + 1 × 907 кг Mk.25 или Mk.55 или Mk.56

В середине ноября 2010 года стало известно, что командование ВМС США приняло решение о продлении сроков службы P-3C Orion вплоть до 2019 года. Для этого была налажена новая цепочка поставщиков различных запчастей для самолётов. Кроме того, ВМС начали испытание нескольких самолетов на усталость, чтобы выяснить их остаточный ресурс.

Следует отметить, что ВМС США уже долгое время продлевают срок службы Orion — изначально самолёты планировалось списать ещё в 1990 году и заменить их новыми Lockheed Martin P-7, однако впоследствии планы были пересмотрены. К настоящему времени средний налет P-3C Orion в составе ВМС США составляет около 16 тысяч часов, в то время как проектный ресурс самолётов был определён на уровне 7,5 тысячи часов.

В середине августа 2010 года министерство обороны США выдало концерну Boeing, разрабатывающему новый патрульный самолёт P-8A Poseidon, разрешение на мелкосерийное производство противолодочных самолетов. В конце октября 2010 года один из трёх патрульных противолодочных самолётов P-8A Poseidon, проходящих в настоящее время испытания, впервые выполнил сброс гидроакустических буёв. Испытания проводятся на базе ВМС США Патаксент Ривер. Как ожидается, после сброса буёв P-8A Poseidon приступит к испытаниям на взаимодействие с другими видами вооружения.

В общей сложности в рамках испытаний были сброшены шесть буёв. Сброс был произведен при пролёте на малой высоте над Атлантическим океаном. При этом была проверена работа карусельной системы запуска буёв, состоящей из трёх пусковых устройств на десять буев каждая. Благодаря такой системе самолёт способен сбрасывать несколько буев одновременно. В общей сложности P-8A Poseidon способен нести до 120 гидроакустических устройств .

Как ожидается, в 2013 году начнётся боевое применение Poseidon. Согласно планам военных закупок Пентагона, ВМФ США до 2018 года получат 117 самолётов P-8A Poseidon, которые должны будут заменить 225 используемых сегодня P-3C Orion. Первая эскадрилья, как ожидается, будет размещена на военно-морской базе Джексонвиль в штате Флорида.

P-8A Poseidon является военной версией пассажирского лайнера Boeing 737-800. От базовой версии он отличается крыльями от 737-900ER, доработанной силовой установкой и некоторыми изменениями в компоновке бортового оборудования. Самолёт способен развивать скорость до 907 километров в час и совершать перелёты на расстояние до 3700 километров. Poseidon может вести патрулирование на скорости до 330 километров в час. Он получит пять внутренних и шесть внешних точек подвески для ракет, мин и торпед.

/По материалам lenta.ru и ru.wikipedia.org /

Борьба с современными подводными лодками противника, особенно атомными, значительно усложнилась. Нет пока и эффективных средств обнаружения кораблей этого класса.

Одним из основных средств обнаружения и уничтожения подводных лодок являются базовые патрульные самолёты, обладающие большой дальностью полёта и имеющие необходимую для решения этой задачи поисковую аппаратуру и вооружение. Поиск подводных лодок самолёты, как правило, ведут на основании полученных от различных источников разведывательных сведений, которые часто содержат далеко неточные данные о местонахождении подводной цели. В будущем с помощью искусственных спутников Земли, оснащённых соответствующими разведывательными системами, пожалуй, удастся получать более обширную и точную информацию о подводных лодках противника.
В ВМС , кроме кораблей и вертолётов, для борьбы с подводными лодками противника предназначены базовые и палубные . К первой группе относятся самолёты Р-3 «Орион», последняя модификация которых получила обозначение Р-3С, ко второй - находящиеся в течение многих лет на вооружении ВМС самолёты с поршневыми двигателями Грумман S-2 . Последние будут заменены противолодочными самолётами Локхид S-3A «Викинг», оснащёнными двухконтурными турбореактивными двигателями.

В составе базовой авиации ВМС США имеется 24 патрульные эскадрильи самолётов Р-3, 12 из которых дислоцируются на Атлантике и 12 - на Тихом океане.

Каждая патрульная эскадрилья, как правило, состоит из 9 самолётов, но в эскадрилье VP-31, находящейся на авиабазе ВМС Моффет Филд, которую посетил автор этой статьи, имеется 19 самолётов.

Обычно эскадрильи попеременно базируются на континенте США и на заморских территориях. На перебазирование эскадрильи с одной базы на другую требуется менее трёх суток. При этом обслуживающий наземный персонал и все оборудование перебрасываются самолётами С-141 военно-транспортного авиационного командования, а также гражданскими транспортными самолётами DC-8 и «Боинг» 707.

Каждая эскадрилья, состоящая из 9 самолётов Р-3, имеет 12 лётных экипажей и 220 человек наземного обслуживающего персонала. Численность офицеров эскадрильи 60 человек.

Экипаж

Обычно экипаж самолёта Р-3С состоит из десяти человек, в том числе: первый и второй лётчики, бортинженер, три оператора-гидроакустика, два наблюдателя, оператор по навигации и связи и оператор по тактической обстановке.

Необходимо отметить, что на время поиска и атаки подводной лодки установлено некоторое перераспределение ответственности между членами экипажа. Первый лётчик, отвечая за безопасность полёта, в конечном счёте вместе с оператором по тактической обстановке завершает выполнение задания, но именно оператор, а не первый лётчик на этапах обнаружения цели и её атаки несёт за это ответственность, поскольку все данные для оценки тактической обстановки и принятия решения о применении оружия находятся на его пульте, которые затем он передаёт обоим лётчикам.

Основные тактико-технические характеристики самолёта Р-3С «Орион» следующие: общая мощность двигателей (четыре ТВД Аллисон Т56-А-14) 18 400 л. с., максимальная скорость на высоте 4500 м 700 км/час (без внешних подвесок), скороподъёмность у земли 11 м/сек, время подъёма на высоту 7500 м 30 мин., практический потолок 9000 м, радиус действия при поиске подводных лодок 3570 км, перегоночная дальность 8990 км, максимальная продолжительность полёта при работе всех двигателей 12,3 час., длина взлётной дистанции 940 м, длина посадочной дистанции 870 м, максимальный взлётный вес самолёта 61 200 кг, размах крыла 30 м, площадь крыла 99,6 кв.м, длина самолёта 55,1 м, а его высота 10 м.

Оборудование и вооружение самолёта

По внешнему виду самолёт Р-3С (рис. 1 и 2) незначительно отличается от самолётов предшествующих модификаций - Р-3А и Р-3В. Однако по составу оборудования и вооружения они имеют значительные различия.

Рис. 1. Базовый патрульный самолёт Р-3С «Орион» в полёте

На самолёте Р-3С под крылом вблизи центроплана на левом пилоне подвешивается контейнер со станцией радиопротиводействия AN/ALQ-78, а на правом - контейнер с телевизионной станцией для работы при низких уровнях освещённости.


Рис. 2. Схема размещения членов экипажа и оборудования на самолёте Р-3С «Орион»:
1 - кухня; 2 - пульт управления наблюдателя; 3 - пульт управления второго оператора (система РГБ «Джули»); 4 - пульт управления первого оператора (система РГБ «Джезебел»); 5 - ЭВМ общего назначения; 6 - кабина оператора тактической обстановки; 7 - место бортинженера; 8 - место первого лётчика; 9-место второго лётчика; 10- кабина оператора по навигации и связи; 11 - пульт управления третьего оператора (станция AN/ALQ-78 и магнитный обнаружитель); 12 - источники электропитания; 13 - складское помещение; 14 - датчики обнаружения подводной лодки, находящейся в подводном положении; 15 - пульт управления наблюдателя; 16 - помещение для отдыха членов экипажа; 17 - столовая.

Телевизионная станция имеет электронно-лучевую трубку с индикатором. Слежение за целью может осуществляться вручную или автоматически. В обоих случаях данные для управления выдаются счётно-решающим устройством.

В кабине размещены 52 установки для сбрасывания радиогидроакустических буев, 48 из которых загружаются перед вылетом. Из 51 установки буи сбрасываются автоматически по программе, заложенной в счётно-решающее устройство, без разгерметизации кабины. Из четырёх незагруженных буями установок три можно загружать непосредственно в полёте. Кроме буев, могут использоваться маркеры, осветительные ракеты и другие средства.

Носовой отсек, где в различных вариантах размещаются торпеды, глубинные бомбы, мины (весом до 900 кг) и ядерные бомбы, не герметизирован и оснащён системой подогрева. Он имеет такие же размеры, как отсек вооружения самолётов Р-3А и Р-3В: длина 3,91 м, ширина 2,03 м, высота 0,87 м.

Дополнительно на 10 подкрыльных пилонах могут подвешиваться неуправляемые ракеты калибра 70 мм, управляемые ракеты и 3, торпеды и мины.

Самолёт Р-3С оснащён комплексной электронной системой А/NEW, которая в зависимости от модификации включает 385-400 блоков (на самолётах Р-ЗА и Р-ЗВ такие системы имеют по 180 блоков). Система А/NEW должна в максимальной степени освободить членов экипажа от выполнения различных расчётов, особенно навигационных, до этого производившихся ими в процессе решения боевой задачи. Основным элементом системы является устройство обработки данных, которое помимо выполнения других функций производит все навигационные и тактические расчёты. Наличие этого устройства и надёжных бортовых датчиков в значительной степени повышает боевые возможности самолёта и позволяет экипажу в пять раз сократить время, необходимое для принятия решения.

На самолёте Р-3С имеется миниатюрная ЭВМ AN/ASQ-114, разработанная отделением «Юнивак» фирмы «Сперриренд корпорейшн». Основными компонентами ЭВМ являются запоминающее и арифметическое устройства, блок питания. Ёмкость запоминающего устройства 32 000 слов. ЭВМ может обрабатывать информацию объёмом до 4 млн. бит в минуту. Для ввода (вывода) данных в ЭВМ используются четыре группы устройств, имеющих по четыре канала. Данные вводятся в запоминающее устройство вручную или автоматически непосредственно от датчиков. С помощью ЭВМ AN/ASQ-114 можно решать задачи навигации, управления самолётом и оружием, обработки данных, обеспечения связи, определения координат и слежения за целью. Кроме того, ЭВМ обрабатывает текущую информацию от датчиков бортовых систем и приборов и обеспечивает её индикацию на экранах.

Учебно-тренировочный полёт

Всем хорошо известно, что комплексные системы не всегда функционируют так надёжно, как разработчики это обычно описывают в литературе. С целью проверки такого положения автора этой статьи пригласили принять участие в семичасовом учебно-тренировочном полёте. Самолёт взлетел с авиабазы ВМС Моффет Филд. Во время полёта самолёт Р-3С должен был обнаружить атомную торпедную подводную лодку SSN595 «Планджер» типа «Пёрмит». Встреча с ней должна была произойти примерно в 80 милях от побережья штата Орегон. Планом предусматривалось, что самолёт Р-3С заменит другой самолёт Р-3, находящийся в районе патрулирования, и будет действовать там на высоте менее 1200 м в радиусе 70 миль. Во время смены самолётов все тактические данные, необходимые для продолжения наблюдения за подводной лодкой, незамедлительно автоматически передавались с ЭВМ заменяемого самолёта в ЭВМ прибывшего. Температура воздуха в районе патрулирования была +16° С, а глубина слоя «температурного скачка» достигала 27 м, что ограничивало дальность действия радиогидроакустических буев.

При взлёте самолёт весил 61 235 кг. Длина взлётной дистанции составила 1665 м. Видимость в полёте была хорошей. Самолёт летел на высоте 6000 и со скоростью 555 км/час. При приближении к цели он совершал снижение до заданной высоты. Заменяемый самолёт для обозначения местонахождения подводной лодки сбросил дымовой маркер. Ориентируясь по нему, наш самолёт несколько раз пролетел параллельными курсами, чтобы обеспечить стабилизацию отображения меток на индикаторе электронно-лучевой трубки. После этого он имел возможность при необходимости по показаниям на экране отметки курса появляться в одной и той же точке.

Самолёт, как правило, патрулирует на скорости 380 км/час на высоте 150 м при хорошей видимости и на высоте 600 м - при плохой.

После сбрасывания радиогидроакустических буев их расположение относительно друг друга немедленно отображается на индикаторе электронно-лучевой трубки. Одновременно отображается истинный курс самолёта.

Все отображаемые на индикаторе метки отсчитываются от истинного направления «Север». Периодически самолёт пролетал над предполагаемым местом нахождения подводной лодки, и операторы, пользуясь системой пассивных и активных радиогидроакустических буев, уточняли её координаты.

Тактика действий самолёта

Противолодочную операцию, проводимую самолётом, можно подразделить на три этапа: обнаружение цели, классификация её и атака. Идеальным считается случай, когда подводная лодка обнаружена и её можно преследовать. Однако экипажи противолодочных самолётов, как правило, располагают только приближенными разведывательными данными о местоположении подводной лодки. Обнаружение её самолётом до того времени, пока она не начнёт двигаться и тем самым производить шумы, является трудной задачей. Для обнаружения подводной лодки с самолёта обычно сбрасываются радиогидроакустичеокие буи, с помощью которых осуществляется прослушивание определённого района. Однако этому методу присущ тот недостаток, что подводная лодка может заметить, что она обнаружена, быстро уйти на большую глубину, временно прекратить движение, и самолёт потеряет её из виду.

Второй метод поиска заключается в постоянном патрулировании самолёта в определённых районах для обнаружения целей с помощью стационарных гидроакустических средств, если они заранее там установлены.

Атака подводной лодки начинается только после обеспечения стабилизации отображения цели на индикаторе и точного определения её координат.

Оснащение самолёта Р-3С электронной вычислительной машиной в значительной степени ускорило обработку данных, поступающих от радиогидроакустических буев, общее количество которых в два раза больше, чем на прежних модификациях самолёта Р-3. Несколько по-другому обстоит дело с магнитным обнаружителем. При работе его в автоматическом режиме счётно-решающее устройство не обладает такой избирательной способностью, чтобы всегда выдавать правильную информацию.

Не подлежит сомнению, что самолёт Р-3С является эффективным средством борьбы с подводными лодками. При выполнении типовой задачи по поиску подводной лодки он может производить патрулирование на высоте 450 м в течение 3 час. на удалении от аэродрома 2870 км. Полет в район патрулирования совершается на высоте 5400 - 7200 м.

Во время полёта в район патрулирования, находящийся на расстоянии 1850 км, полётный вес самолёта уменьшается с 61 200 до 51 700 кг. При этом два из четырёх двигателей (внутренние) могут быть выключены. Выключение двигателей производится на высоте не ниже 300 м. Минимальная скорость самолёта во время патрулирования при двух работающих двигателях 380 км/час.

Имея запас топлива 3630 кг, самолёт способен патрулировать на удалении от аэродрома в 1850 км на высоте 450 м в течение 7 час.

Многие сталкивались с таким мопедом как Орион 125 кубов, но мало кто знает хоть что-то об этом транспортном средстве, его характеристиках и тем более производителе. Сегодня в России подобная техника набирает большую популярность, а бренд Orion для россиян хорош тем, что это мопеды бренда «Веломоторс», а значит собирают их в России.

Также производитель выпускает несколько модификаций двигателя для мопедов Орион, хоть и учитывая объем мотора больше 50 кубов мопед считается мотоциклом. Но производитель все равно выпускает транспорт с 125-кубовыми двигателями и позиционирует их как мопед. Большая часть комплектующих этого «мотоцикла» создается в Китае, но некоторые запчасти на мопед орион производятся в России.

Плюсы:

  • экономичный (около 2, 7 литров на 100 км);
  • небольшая цена;
  • хорошая маневренность;
  • стильный дизайн;
  • удобное сиденье.

Минусы:

  • слабый пластик;
  • некачественные узлы (болты, гайки);
  • маленький объем корзины.

Орион 125 характеристики

На данный момент в России производят несколько исполнений мопеда орион, 125 кубов считается максимальной отметкой для него. Также присутствуют мопеды с кубатурой 50, 75 и 100 см. куб. По другим характеристикам все модификации не отличаются, поэтому данные для всех «Орионов» одни. Рассматриваемая модель получила 1 цилиндр, работу в 4-тактном режиме, мощность в 7, 05 лошадиных сил и воздушное охлаждение. Это вполне стандартные характеристики, которые позволили составить для мопеда небольшую цену.

Запуск двигателя происходит стандартными способами – электро или кик стартером. Круговая коробка передач имеет 5 скоростей, а 125-ти кубовый двигатель позволяет развить максимум 90 км/час, что вполне неплохо для подобного мопеда. При большом объеме Орион получил неплохую нагрузку, которая может выдержать водителя и пассажира с общим весом до 200 кг. Вес мотоцикла без нагрузки составляет 90 кг.

Стоит отметить, что также существует и другая модификация мопеда орион 125 кубов, имеющая букву «B» в названии. Такая версия имеет два отличия – другой дизайн и мощность 4, 8/6, 3 кВт (у модификации «А» 4, 8/3, 5 кВт).

Обзор Orion 125

Китайцы научились делать хорошую технику, поэтому данная технология мотора и его схемы были позаимствованы у японского бренда Honda. Также по внешнему виду и некоторым характеристикам можно сравнить мопед с другими известными моделями – Альфа и Дельта. Но «Веломоторс» старается сделать все, чтобы сделать свою мопед более уникальным, разрабатывая новый дизайн и улучшенные ходовые качества. С таким подходом можно смело утверждать, что бренд Орион имеет хорошее будущее.

Внешний вид мопеда немного отличается от своих конкурентов Альфа и Дельта, производитель сделал более спортивные формы, а сиденье, по отзывам владельцев достаточно удобное и длинное. Спереди можно увидеть телескопическую вилку с резиновыми накладками, что также улучшает внешность мопеда.

Приборная панель информативная, имеется тахометр, спидометр, существует на панели возможность просмотреть на переключение передач. Также можно заметить индикатор ближнего и дальнего света и мигающие стрелки поворотников. При включении поворота происходит звуковое оповещение. Некоторые владельцы жалуются на раму, якобы она имеет плохую сварку, а после покупки также желательно проверить качество цепи. Некоторые владельцы также проверяют крепление гаек, а при выявлении плохого их качества лучше всего заменить болты и гайки на более надежные.

Двигатель

Большим минусом на данный момент считается требование к водительским правам, ведь несмотря на позиционирование транспорта как «мопед» сегодня на него нужны водительские права категории А. Большой плюс данного мопеда – отличный двигатель, который при китайском качестве имеет хороший разгон и качество. Запчасти на мопед Орион недорогие, поэтому простой ремонт сможет произвести даже неопытный владелец.

Указанная в характеристиках максимальная скорость может быть увеличена за счет самостоятельной езды, некоторые владельцы отмечают, что можно разогнать до 110 км/час. Даже несмотря на езду на подъемы и по неровной дороге мопед не сбавляет скорости и не теряет мощность. В отличие от других более слабых китайских мопедов эта модель имеет отличный кик стартер, который не ломается, и заводиться при отсутствии аккумулятора.

Основные недостатки

К сожалению, китайское качество достаточно хорошо ощущается даже несмотря на российскую сборку. Многие владельцы замечают слишком слабые боковые дуги, цепь вообще оставляет желать лучшего, поэтому по возможности нужно ее заменить. Также некачественными считаются стопор руля и звезда. При езде с багажом ящике мопед дребезжит.

Некоторые отмечают слабый свет фар, как спереди, так и сзади. Что касается технических параметров, то орион 125 кубов часто нуждается в регулировке холостого хода и сцепления. Также вы можете посмотреть статью . И в завершение минусов мотоцикла Орион 125 можно выделить слишком тонкие колеса, которые делают езду по неровностям некомфортными.

Но как бы много у мотоцикла не было недостатков, все они покрываются одним большим плюсом – низкой стоимостью. На 2016 год цена нового мопеда Orion 125 составляет около 45 000 рублей, хотя до кризиса цена мопеда составляла всего 30 тысяч рублей. Соответственно, отличным вариантом будет покупка б. у. Ориона, который в более-менее нормальном состоянии имеет цену от 17 до 24 000 рублей.

Видео Орион 125


ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ LOCKHEED P-3 ORION (США)

ANTI-SUBMARINE PATROL AIRCRAFT LOCKHEED P-3 ORION (USA)

03.08.2013
Разведывательные самолеты P-3 Orion ВМС США часто ведут наблюдение за кораблями КНР, размещенными в спорных районах Южно-Китайского моря, передает новостной интернет-портал GMA News со ссылкой на заявление главы филиппинского МИД Альберта дель Росарио. «Я полагаю, что это имеет для нас существенное значение: нас интересует положение дел в нашей исключительной экономической зоне, на нашем континентальном шельфе, и мы хотим знать, имели ли место какие-то вторжения туда», - сказал министр, передает РИА «Новости». Отвечая на вопрос о том, не противоречат ли такие полеты заявлениям Вашингтона о нейтральности в морском споре, дель Росарио напомнил о подписанном США и Филиппинами договоре о взаимной обороне.

25.09.2013
Первый из заказанных Тайванем в США самолетов базовой патрульной авиации P-3C «Орион» прибудет в страну ближайшие дни. Срок прибытия зависит от прохождения через территорию островного государства тайфуна «Усаги». По информации газеты «Тайбэй таймс», которая ссылается на источник в ВВС, первый из 12 заказанных P-3C «Орион» вылетит из США и, сделав остановки на Гуаме или Гавайях, выполнит посадку на авиабазе «Пингтунг» (Pingtung). Самолет будет пилотироваться американскими летчиками в присутствии на борту специалистов тайваньских ВВС. На авиабазе «Пингтунг» уже подготовлена необходимая для ремонта и обслуживания P-3C инфраструктура.

22.11.2013
ВВС БРАЗИЛИИ ПОЛУЧИЛИ СЕДЬМОЙ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ «ОРИОН»

ВВС Бразилии получили седьмой патрульный самолет Lockheed Martin P-3AM Orion, модернизированный компанией Airbus Military, сообщает janes.com 19 ноября 2013 г.
Самолеты (9 единиц) модернизируются по контракту от 2005 года. «Орионы» получают полностью интегрированную тактическую бортовую систему, разработанную Airbus Military, тепловизионную систему FLIR Systems Star SAFIRE II и многорежимную бортовую РЛС морской разведки ELTA Systems EL/M-2022A (V)3 с системой опознавания «свой-чужой».
Военный паритет

27.12.2013


ВВС Бразилии получили 8-й по счету базовый патрульный самолет Р-3АМ Orion с регистрационным номером 7205, сообщает aereo.jor.br 23 декабря.
Самолет был передан в Севилье (Испания) и перегнан в Бразилию экипажем эскадрильи «Орунган» (база Сальвадор). Новый самолет является частью программы модернизации ВВС совместно с Координационным комитетом программы закупок боевых самолетов (Comiss?o Coordenadora do Programa Aeronave de Combate — COPAC).

13.04.2014


7 апреля на форуме портала china-defense.com помещены фото иранского базового патрульного самолета P-3F Orion, выполняющего облет американского атомного ударного авианосца USS Abraham Lincoln (CVN-72). Дата и район события не сообщаются. Известно, что в составе авиации ВМС Ирана находятся пять самолетов вышеуказанного типа.



17.04.2014


Государственный департамент США одобрил заявку министерства обороны Германии на модернизацию восьми береговых патрульных самолетов P-3C Orion, сообщает Jane’s. Сумма потенциального контракта оценивается в 250 миллионов долларов. В ближайшее время одобрить заявку должен Конгресс США, после этого станет возможным подписание контракта на проведение работ.
По данным Управления военного сотрудничества (DSCA) министерства обороны США, речь идет об улучшении программного обеспечения, а также замене части оборудования. Модернизация коснется преимущественно бортового оборудования управления полетом и полетными заданиями и акустических систем. Кроме того, планируется модернизация наземных тренажерров.

09.05.2014


По меньшей мере, три базовых патрульных самолета Р-3 Orion ВМС США, дислоцированных в Японии, были погребены под снегом и не подлежат ремонту, сообщает yahoo.com 7 мая.
Инцидент произошел в феврале этого года на базе ВМС США в Ацуги (к западу от Токио). Американские самолеты и шесть однотипных японских «Орионов» находились в ангаре длиной 168 м (незначительно пострадавшие один американский и все японские самолеты, скорее всего, будут отремонтированы). Прохудившаяся крыша (высота здания 50 футов) не смогла выдержать тяжесть огромного количества выпавшего снега. Точная дата инцидента не сообщается.
Военный Паритет

14.11.2014


10 ноября 2014 года Государственный департамент США официально опубликовал поправку к своим Правилам международной торговли оружием (International Traffic in Arms Regulations — ITAR), разрешающую поставку «летального» военного оборудования Вьетнаму. В преамбуле поправки говорится, что «в соответствии с наилучшими интересами внешней политики США, национальной безопасности, и вопросов в области прав человека, экспорт «летального» оборонного имущества и оборонных услуг во Вьетнам могут быть разрешены на основе решения в каждом конкретном случае для обеспечения морской безопасности и освещения обстановки».
О предстоящем разрешении на продажу «летального» военного оборудования Вьетнаму было впервые объявлено в начале октября по итогам встреч в Вашингтоне министра иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Миня с советником президента США по национальной безопасности Сюзан Райс и госсударственным сектретарем США Джоном Керри. Напомним, что эмбарго на поставку Вьетнаму «нелетального» военного имущества было снято США еще в 2007 году.
Судя по всему, нынешнее снятие эмбарго на поставки вооружения Вьетнаму, причем с конкретным указанием на «обеспечение морской безопасности», должно в первую очередь открыть дорогу обсуждаемому сторонами уже некоторое время приобретению Вьетнамом с хранения ВМС США минимум шести базовых патрульных самолетов Lockheed P-3C Orion. bmpd.livejournal.com



06.01.2015


В декабре компания IMP Aerospace передала ВВС Канады первый из трех самолетов CP-140M Aurora, оснащенный системой спутниковой связи BLOS (Beyond Line of Sight). Об этом говорится в пресс-релизе компании.
В церемонии передачи приняли участие командующий Королевскими ВВС Канады генерал-лейтенант Юван Блонден (Yvan Blondin), директор снабжения ВВС полковник Ян Лайтбоди (Ian Lightbody) и командир 14-го авиакрыла Йейн Хиддлстон (Iain Huddleston).
Модернизированный самолет CP-140M Aurora обеспечит улучшенные способности разведки, наблюдения и рекогносцировки для поддержания военных потребностей Канады на международном уровне. Совместно с персоналом минобороны компания IMP Aerospace выполняет работы по интеграции системы IBLOS на объекте в Галифаксе (Новая Шотландия). Система обеспечивает безопасную высокоскоростную передачу данных через спутник в зонах, удаленных от наземных станций.
Военный Паритет

29.01.2015


Министерство обороны Новой Зеландии выделит 332,3 млн долларов на модернизацию морских патрульных самолетов P-3K Orion новозеландских Королевских ВВС, сообщает Airforce Technology 28 января.
Отвечая на вопрос Radio New Zealand заместитель министра обороны по закупкам Минобороны Дес Эштон (Des Ashton) сказал, что первоначальный бюджет программы составлял 377 млн долларов, однако был сокращен из-за колеблющихся валютных курсов.
Проект модернизации P-3K «Орион» подготовлен местными и зарубежными подрядчиками в Техасе (США) и Бленхейме (Новая Зеландия). Программа охватывает, в общей сложности, модернизацию шести самолетов Р-3К.
В ходе работ будет обновлено бортовое оборудование, таких как компьютеры, система космической связи, радиолокационная система, электропроводка и антенны. Проект планируется завершить в середине этого года.
Самолеты Р-3К «Орион» в настоящее время входят в состав 5-й эскадрильи, базирующейся в Окленде. После модернизации самолеты останутся в строю до 2025 года.
Военный Паритет

13.10.2015


9 октября базовый патрульный самолет ВМС США P-3C Orion приземлился на базу Констанца (Румыния) для участия в трехдневных противолодочных учениях с ВМС Румынии, сообщает defence-blog.com 12 октября.
Флоты обеих стран проведут учения в Черном море для укрепления безопасности и стабильности в регионе. «Орион» принадлежит 9-й патрульной эскадрилье (Patrol Squadron (VP) 9 - прим. Военный Паритет).
Военный Паритет



27.07.2016


Греция начинает модернизацию парка противолодочных самолетов Lockheed Martin P-3B Orion, сообщает «Военный Паритет».
Работы начались на двух самолетах, которые 13 июля были переведены с авиабазы Элевсин на объект капитального ремонта в Тангара недалеко от Афин. Программой модернизации управляет компания Hellenic Aerospace Industry (HAI), которая получила контракт стоимостью 142 млн долл США с участием «Локхид Мартин». Всего должно быть модернизировано четыре «Ориона».
Замена оборудования на середине жизненного цикла позволит продлить срок службы самолета на 15000 летных часов, около 30% работ будут выполнены греческими подрядчиками. В общей сложности Греция располагает шестью «Орионами» со средним возрастом 19,8 лет, сообщает Flight Fleets Analyzer.
Военный Паритет



02.01.2017


Самолет авиации ВМС Южной Кореи Lockheed P-3CK случайно сбросил противокорабельные ракеты «Гарпун», торпеду и глубинные мины во время полета над Японским морем, передает агентство Рёнхап со ссылкой на военных.
«Один из членов экипажа по ошибке нажал на переключатель экстренного сброса оружия», - сообщил официальный представитель.
По данным агентства, ракеты упали в воду в 30 километрах от восточного побережья страны. В районе находилась одна рыбацкая лодка, однако ей никакого ущерба нанесено не было. Военно-морские силы страны сообщили, что вооружение не было снаряженным и риска взрыва не было.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

25.11.2017

ВВС Тайваня в декабре планируют провести официальную церемонию ввода в боевой состав 12 приобретенных в США самолетов базовой патрульной авиации P-3C «Орион».
Как сообщает Focus Taiwan со ссылкой на заявление ВВС Тайваня, P-3C «Орион» предназначены для замены 11 противолодочных самолетов S-2T «Трэкер» (26 самолетов этого типа были закуплены в 1986 году). Время патрулирования S-2T составляет около 4 ч по сравнению с 12 ч у P-3C. Дальность полета P-3C – 2800 морских миль (5185 км) по сравнению с 450 морскими милями у S-2T.
Самолеты БПА необходимы Тайваню для выполнения задач морского патрулирования и разведки, командования и управления, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями потенциального противника.
Как сообщал ЦАМТО, в сентябре 2007 года Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности (DSCA) МО США уведомило Конгресс о планируемой поставке Тайваню в рамках программы «Иностранные военные продажи» и проведении модернизации 12 избыточных самолетов БПА P-3C «Орион», поставке на запчасти еще трех самолетов P-3A, а также другого оборудования. Полная стоимость соглашения оценивалась в 1,96 млрд. долл.
ВС Тайваня получили первый самолет P-3C в сентябре 2013 года. К июлю 2014 года он был готов к выполнению задач и использовался в качестве учебной платформы. Поставка оставшихся самолетов была произведена с отставанием от первоначально согласованного графика.
ЦАМТО



25.04.2018


Разведывательные самолеты ВМС и ВВС США в понедельник совершили очередные многочасовые полеты в Восточном Средиземноморье, в ходе которых они осуществляли пролеты вблизи берегов Сирии и расположенных там базы материально-технического обеспечения российского ВМФ в порту Тартус и авиабазы ВКС России Хмеймим, следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.
Так, по их сведениям, вблизи сирийских морских границ и российских баз был зафиксирован полет самолета радиоэлектронной разведки большого радиуса действия ВМС США EP-3E Aries II с бортовым номером 157326, который поднимался с авиабазы Суда-бэй на греческом острове Крит. Вслед за ним в понедельник тяжелый американский беспилотник RQ-4B Global Hawk, вылетевший с авиабазы Сигонелла на итальянском острове Сицилия, совершил многочасовой полет над международными водами Средиземного моря вблизи морских границ Ливана и Сирии на высоте около 16 тыс. метров.
Кроме того, в понедельник вблизи северной сухопутной границы Сирии в небе над Турцией в течение нескольких часов, встав в круг, курсировал самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Командования НАТО E-3A Sentry AWACS с бортовым LX-N90448 номером и позывным NATO09, вылетевший с авиабазы под турецким городом Конья.
Как сообщалось, с воскресенья на понедельник вблизи Сирии также вел разведку беспилотник ВВС США RQ-4B Global Hawk. Кроме того, в воскресенье вблизи Сирии были зафиксированы полеты патрульного противолодочного самолета ВМС США P-8A Poseidon с бортовым номером 168849, взлетевшего с авиабазы Сигонелла, и того же самолета радиоэлектронной разведки большого радиуса действия ВМС США EP-3E Aries II с бортовым номером 157326. В минувшую субботу вблизи Сирии тоже проводил разведку американский беспилотник RQ-4B Global Hawk.
Западные наблюдатели отмечают, что беспилотник ВВС США RQ-4B Global Hawk впервые провел разведку вблизи Сирии перед нанесением ракетных ударов по ней США, Великобританией и Францией в ночь на 14 апреля, а затем в последующие дни стал регулярно появляться у ее границ.
INTERFAX.RU


ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ LOCKHEED P-3 ORION


Lockheed P-3 Orion - береговой патрульный самолёт. Он был создан на базе Lockheed L-188 Electra и по сути является его модификацией. Больше всего данных самолётов служат в ВМС США, в японском Военно-морском флоте и в Королевских ВВС Австралии.
История P-3 начинается ещё в конце 50-х годов XX века, когда фирма Lockheed получила от ВМС США заказ на модификацию самолёта Lockheed L-188 Electra в экспериментальный образец, названный P3V-1, которому впоследствии было присвоено имя Орион. Экспериментальный образец впервые поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 - 15 апреля 1961 года. Ранее самолёт получил обозначение P-3. По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Фюзеляж был также изменён для добавления оружейного отсека и установки нового авиационного оборудования. Оружейный отсек был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под крыльями, предназначенных для размещение различного вооружения.
На самолёте Р-3А установлены четыре турбовинтовых двигателя «Аллисон» Т-56А-10, мощностью по 4500 л.с. каждый. Можно считать, что разработчикам самолёта повезло, так как при диаметре фюзеляжа самолёта всего лишь три метра объём гермокабины оказался равным 195 куб.м, и это позволило не только создать комфортные условия для экипажа, но и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Выталкивание последних производится с помощью пиротехнических устройств.
Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: «Джули», использующую в качестве источника акустической энергии взрывные источники звука с последующим приёмом отражённых от цели сигналов; «Джезебел», использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, индикатор обнаружения выхлопных газов в атмосфере от работающих дизелей ПЛ «Снифер», а также две РЛС. Можно было подвесить 4, а по другим данным 8 противолодочных самонаводящихся торпед, глубинные бомбы и другие средства поражения. Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасности полёта. Это обстоятельство являлось очень важным, и постепенно к подробному распределению обязанностей пришлось перейти и на наших противолодочных самолётах. Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, скорость его полета в поиске составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса двух двигателей. Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами «Нептун» состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.
Начиная со 158-й машины, завод фирмы «Локхид» стали покидать Р-3В. На самолеты серии «Браво» устанавливались ТВД Т56-А-14 мощностью по 4910 л. с., вспомогательная силовая установка, а в состав вооружения ввели УР «Булпап» класса «воздух-поверхность». Всего изготовили 144 Р-3В.


Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса — теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла «прослушивать» не более 16 РГБ.
Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.
Первый полет YP-3C совершил в сентябре 1968-го, а поставки флоту США начались в 1969-м. Рост боевых возможностей субмарин, прежде всего атомных, потребовал дальнейшего совершенствования бортового оборудования базового самолета ПЛО стран Запада. Всего «Орионы» варианта Р-3С прошли четыре программы модернизации.
Первая доработанная машина взлетела в апреле 1974-го, но лишь с января 1975-го строившиеся Р-3С комплектовались новым оборудованием. На этих машинах увеличили в семь раз емкость памяти ЭВМ, установили новый акустический процессор AQA-7(V) «Дифар» и приемную аппаратуру радионавигационной системы «Омега». Всего изготовлен 31 такой Р-3С.
В августе 1977-го в Патаксен-Ривер начались испытания Р-3С с инфракрасной системой обзора передней полусферы. В состав бортового вооружения ввели ПКР «Гарпун» и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные и подводные цели любого класса.
Первый пуск «Гарпуна» по стоявшему на якоре вблизи побережья Калифорнии списанному эсминцу «Ингерсолл» с Р-3А состоялся в декабре 1972-го, а первый успешный пуск с «Ориона» по движущейся надводной цели — в ноябре 1973-го. В 1977-1981-х годах построили 44 самолета данной модели.
Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Тайланда и США.

МОДИФИКАЦИИ:

P-3A - основной противолодочный вариант
P-3B - модификация с обновлённым оборудованием и модифицированными двигателями Т-56-Ф-14. Построено 145 машин
P-3C: серийный вариант с системой A-NEW. Впервые поднялся в воздух 18 сентября 1968 г., введен в эксплуатацию в 1969 г.; построено 267 машин.
P-3C Update I: с новым усовершенствованным авиационным электронным оборудованием. С января 1975 г. построен 31 самолет.
P-3C Update II: с августа 1977 г. было построено 44 самолета с системой инфракрасного и акустического обнаружения и ракетами класса «воздух-поверхность» «Гарпун».
P-3C Update II.5: 24 самолета P-3С, выпущенные в 1981 г., оснащенные системами навигации и связи, инерциальной системой ориентации с помощью подводных лодок (IACS) и стандартными подкрыльными пилонами.
P-3C Update III: последние 50 самолетов ВМС США, оснащенные устройствами обработки акустических сигналов и приемником сигналов с акустических буев, а также усовершенствованным блоком звукового воспроизведения (APU). Поставки начались в мае 1984 г.
P-3C Update IV: вариант с усовершенствованной системой приборов радиоэлектронной разведки, дополнительным радаром AN/APS-137 (V) и датчиками для обнаружения бесшумных подводных лодок.
EP-3C: вариант самолета P-3C для электронной разведки ВМС Японии, разработанный компанией Кавасаки.
NP-3C: один самолет P-3C, переделанный в «летающую лабораторию» для ВМС США.
RP-3C: самолет YP-3C, модифицированный для замены модели RP-3A.
UP-3C: два самолета Орион универсальной схемы, построенные компанией Кавасаки для ВМС Японии.
RP-3D: один самолет P-3C, приспособленный для сбора данных о состоянии атмосферы.
WP-3D: два самолета P-3C, используемые Национальным управлением США по океанографическим и атмосферным исследованиям.
EP-3E Aries: 10 самолетов P-3A и два EP-3B, переделанных для электронной разведки. Были оснащены радарами, установленными в больших обтекателях в верхней и нижней частях фюзеляжа, имели подфюзеляжный обтекатель радиолокационной антенны перед крылом.
EP-3E Aries II: 12 самолетов P-3C, оснащенных оборудованием модели EP-3E.
NP-3E: различные самолеты, используемые в качестве постоянных испытательных аппаратов.
P-3F: шесть самолетов P-3C, поставленных в конце 70-хгг. ВВС Ирана. Оснащены оборудованием для дозаправки в воздухе, совместимым с самолетом-заправщиком Боинг 707.
P-3G: первоначальное обозначение самолета Локхид LRAACA, выбранного в октябре 1988 г. для замены модели Орион, но получившего в 1988 г. другое обозначение — P-7A.
P-3H: улучшенная разработка варианта P-3C для замены самолета P-7A LRAACA, от которой отказались в июле 1990 г.
P-3K: пять самолетов для Новой Зеландии; планировавшееся усовершенствование прекратилось в 1990 г.
P-3N: обозначение двух самолетов P-3B, которые использовались Береговой охраной Норвегии для наблюдений, поисково-спасательных операций и обучения.
P-3P: шесть самолетов P-3B ВВС Португалии. Один аппарат был переделан с целью приближения к стандарту самолета Update II компанией Локхид, а остальные — компанией OGMA.
P-3W: 20 самолетов P-3C-II для ВВС Австралии с процессорами AQS-901 и акустической системой обнаружения Барра (Barra).
P-3AEW&C: оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения воздушным дозором самолеты P-3B; предназначались для Таможенной службы США, осуществлявшей патрулирование с целью обнаружения наркотиков.
CP-140 - экспортная модификация для Канады. Построено 18 самолётов.
CP-140A Arcturus: три самолета CP-140, оснащенных оборудованием для патрулирования окружающей местности и районов рыбного промысла, заказаны для замены самолетов Треккер (Tracker), использовавшихся ранее. Эти аппараты не имели противолодочной аппаратуры (ASW). Все они были поставлены к сентябрю 1991 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ P-3C

Размах крыла, м 30.37
Длина самолета,м 35.61
Высота самолета,м 10.27
Площадь крыла,м2 120.77
Масса, кг
пустого самолета 27892
нормальная взлетная 61236
максимальная взлетная 64411
Внутреннее топливо, кг 28350
Тип двигателя 4 ТВД Allison T56-A-14
Мощность, э.л.с. 4 х 4910
Максимальная скорость, км/ч 761
Крейсерская скорость, км/ч 608
Скорость патрулирования, км/ ч 381
Практическая дальность, км 7672
Боевой радиус действия, км 3835
Практический потолок, м 8625
Экипаж, чел 5 + 5 операторов

ВООРУЖЕНИЕ:

Боевая нагрузка — 9072 кг в отсеке оружия 10 узлах подвески
В отсеке оружия:
3 10/20 кт ядерные бомбы В57, или
1х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины, или 3х 454-кг Mk.52 мины,
или 8 157-кг глубинных бомб Mk.54
или 8х 227-кг Mk.82 или 3х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 8 деструкторов Mk.38 или 3х 481-кг деструктора Mk.40,
или 4х Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
или 8 торпед Mk.46 или 6 торпед Mk.50 Barracuda.
На узлах подвески:
10х 157-кг глубинных бомб Mk.54,
или 10х 227-кг Mk.82 или 8х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 4 Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
ли 10 деструкторов Mk.38 или 8х 481-кг деструктора Mk.40,
или 8х 454-кг Mk.52 мины или 6х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины,
8 ПКР AGM-84 Harpoon, или
2 УР воздух-воздух AIM-9L Sidewinder, или
10 ПУ LAU-68A или -69А 7х70-мм или 19х70-мм НУР, или
10 ПУ LAU-10A/C 5х127-мм НУР.