Вспомогательную роль в хозяйстве андроновцев играло. Конспект урока " андроновская культура"

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую остроту в

Германии. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное

производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек. Резко ухудшилось положение не только рабочего класса, но и средних городских слоев. Разорились тысячи мелких буржуа. Кризис промышленный переплетался с кризисом аграрным.

Кризис обострил классовую борьбу в стране. В январе 1931 г. состоялась стачка

горняков Рура, в которой участвовало почти 350 тыс. рабочих. В авангарде трудящихся шла Коммунистическая партия Германии. В 1930 г. она опубликовала «Программу национального и социального освобождения немецкого народа», в которой выдвигались требования национализации промышленности и банков, безвозмездной конфискации помещичьих земель и передачи их крестьянам, сокращения налогов. Хотя большая часть рабочих еще шла за социал-демократами, авторитет КПГ неуклонно возрастал.

В условиях экономического кризиса и усиливавшейся классовой борьбы

господствующие классы Германии склонялись к мнению, что буржуазно-демократические

методы управления страной становятся непригодными. Ставка была сделана на фашистскую партию, которая официально называлось Национал социалистической рабочей партией Германии.

Эта партия была создана еще в 1919 г. Вскоре ее возглавил крайний реакционер Адольф Гитлер. Он родился в Австрии, но еще до 1914 г. переселился в Германию. В начале первой мировой войны добровольцем вступил в кайзеровскую армию. После войны некоторое время выполнял функции осведомителя армейской контрразведки. Гитлеровцы объявили немцев «высшей расой», которая должна расширить свое «жизненное пространство» за счет «низших рас». Фашисты требовали ликвидации буржуазно демократически свобод и установления диктатуры. Политическая программа гитлеровской партии отвечала интересам монополий, но в годы временной частичной стабилизации капитализма они рассматривали фашистское движение как запасную карту.

Гитлеровцы обещали защищать интересы страны и народа. Принимая во внимание недовольство масс Версальским договором, они выдвинули лозунг «Долой версальские оковы!». Учитывая тяжелое положение рабочих, они обещали им повышения заработной платы, ликвидации безработицы. Крестьянам фашисты обещали раздел помещичьих земель, мелкой буржуазии - уничтожение конкурентов в лице универсальных магазинов, расширение торговли и рост благосостояния, бывшим кайзеровским солдатам и офицерам - создание армии, в которой они могли бы сделать карьеру. Спекулируя на бедственно положении трудящихся и разжигая шовинистические настроения, гитлеровцы сумели создать себе массовую социальную базу.

Активизировалась деятельность штурмовых отрядов гитлеровской партии (СА),

которые вместе с охранными отрядами (СС) представляли собой аппарат насилия и устранения инакомыслящих. Повсеместно возникали ячейки фашисткой молодежной организации «Гитлерюгенд». На выборах в рейхстаг летом 1932 г. гитлеровцы получили 13,8 млн. голосов избирателей. Угроза захвата власти гитлеровцами становилась все более реальной.

Единственной партией, решительно и последовательно боровшейся против фашизма, была КПГ. КПГ организовывали антифашистские митинги, демонстрации и забастовки, давала отпор гитлеровским штурмовикам и срывала фашистские сборища.

В обстановке кризиса и резкого обострения классовой борьбы в Веймарской

республике крупнейшие немецкие монополии и значительная часть генералитета окончательно перешли на сторону Гитлера. Чтобы ускорить передачу власти фашистам, президент Гинденбург 30 января 1933 г. назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства), что означало установление в Германии открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, шовинистических и агрессивных элементов финансового капитала.

Чтобы оправдать террор и не допустить успеха КПГ на выборах в рейхстаг, назначенных на 5 марта, гитлеровские главари пошил на провокацию. По их приказу 27 февраля группа фашистов проникла в здание рейхстага и подожгла его. Виновной в поджоге рейхстага правительство объявило КПГ, которая якобы готовила коммунистическое восстание. Под этим лживым предлогом вскоре были отменены все пункты Веймарской конституции, гарантировавшие свободу личности, слова, печати, собраний и союзов.

В начале марта 1933 г. Гитлеровцы арестовали Э. Тельмана. Им удалось также схватить находившегося в то время в эмиграции в Германии руководителя болгарских коммунистов Георгия Димитрова. КПГ была объявлена вне закона. Тысячи коммунистов были убиты без суда и следствия, десятки тысяч заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря.

В марте был принят закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий. Это было равносильно уничтожению рейхстага и остатков Веймарской конституции.

Гитлеровцы разогнали нефашистские профсоюзы и другие массовые организации трудящихся. В июне была запрещена СДПГ, многие социал-демократы погибли в концлагерях.

Вскоре все буржуазные партии объявили о «самороспуске», а затем были изданы законы, по которым в стране могла существовать одна Национал- социалистическая партия, объявленная правительственной организацией. После смерти Гинденбурга в 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейх канцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. С помощью всех этих мер, гитлеровцы окончательно ликвидировали буржуазные свободы.

Массовый террор сопровождался гонениями против прогрессивной интеллигенции. Ее лучшие представители вынуждены были эмигрировать из страны. Тот, кто не успел это сделать, оказался в застенках Гестапо. Города Германии были озарены кострами из книг великих писателей и ученых. Страну захлестывали волны кровавых еврейских разгромов. Зверство и варварские преступления фашисткой диктатуры ужасали весь мир.

Основным населением казахстанских степей в эпоху бронзы стали так называемые андроновские племена, которые оставили яркую, самобытную культуру, существовавшую около 8-9 веков, примерно с XVIII в. до н.э. до IX в. до н.э. Выделяются три хронологических этапа эпохи андроновской культуры: ранний, средний, поздний или федоровский – XVIII – XVI вв. до н.э., алакульский – XV – XII вв. до н.э., замараевский – XII – VII вв. до н.э.

Андроновцы жили оседлыми поселениями, землю обрабатывали каменными мотыгами, сеяли пшеницу, просо и другие злаки; выращенный урожай жали бронзовыми серпами. Земледелие по своему характеру оставалось примитивным и играло подсобную роль по сравнению со

скотоводством. У андроновцев главным источником существования был скот: быки, кони, овцы, которым требовалось все больше пастбищных территорий для выпаса. Оседлость андроновцев приводила к быстрому истощению прилегающих к жилищам пастбищ и со временем возникла новая форма скотоводства – отгонная, при которой пастухи весной отгоняли часть скота на дальние пастбища или горные луга, кочевали вместе со скотом и лишь осенью возвращались в поселок для зимовки. Отгонное скотоводство стало звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степей – кочевому хозяйству, которое с изменением климата, ставшего засушливым, получает преобладающее развитие у андроновских племен позднего этапа бронзы. В связи с этим изменяется состав стада, в котором преобладают кони и овцы, более других приспособленные к тебеневке – добыванию скотом корма из-под снега и дальним передвижениям. Доля крупного рогатого скота уменьшается, так как он плохо переносит долгие перекочевки, требует большего ухода, лучшей

воды. Появляются приспособленные к кочеванию войлочные кибитки, устанавливаемые на 4-х колесных телегах (позднее изобретена разборная юрта). Сначала кочевание было периодическим, сезонным, затем превратилось в постоянную форму ведения скотоводческого хозяйства, обеспечившую расширение источников получения продуктов питания и сырья – мяса, кожи и др.

Охота, рыболовство и собирательство растений существовали, но играли уже второстепенную роль. Андроновцы умели вязать одежду, хотя ткацкого станка они еще не знали. Ткани окрашивались охрой в ярко-красный цвет, были и другие краски; выделывались кожи, сосуды лепились вручную, но

техника обжига была гораздо более высокой, чем в эпоху неолита. Одежду украшали, нашивая на нее различные бронзовые бляшки, ракушки, зубы животных и т.п. Женщины носили бронзовые браслеты, золотые серьги, ожерелья, бронзовые ажурные бляшки, примерно такие же украшения использовали мужчины. Развитая техника производства, законченность форм бронзовых предметов и глиняных сосудов указывает на высокий уровень культуры андроновских племен. Наряду со скотоводством и земледелием важнейшую роль в развитии производительных сил человеческого общества на территории Казахстана сыграли добыча различных руд из богатых месторождений. Самые скромные подсчеты говорят, что в районе Жезказгана объем выплавленной меди составил примерно 100 тысяч тонн. На Успенском медном руднике было добыто 200 тыс. тонн руды и т.д. Месторождения меди, олова, золота

эксплуатировались на протяжении многих веков.

Выработки направлялись только по рудоносным жилам, оставляя нетронутой пустую породу. Руду добывали отбойниками и топорами, использовались способы огневой проходки (раскаливание породы костром и поливка водой), подбоя (подкоп под крупный рудный камень). Кровля крепилась

деревянными подпорами. Кости животных служили совками. Масштабы рудных разработок в эпоху бронзы на территории Казахстана позволяли удовлетворять собственные потребности в сырье и использовать часть металла в виде заготовок и изделий для межплеменного обмена.

Центральный Казахстан стал крупным регионом не только древнего скотоводства, но и одним из основных центров металлургии и горного дела.

Выделяется Дандыбай – Бегазинская культура (X–VIII в.в. до н.э.), где мастерские по выплавке руды представляли собой каркасные сооружения, углубленные в грунт, с крышей, по-видимому, конической формы, в центре помещался горн. Примечательно, что длинные дымоходы печей проходят вдоль стен помещений мастерских, тем самым обогревая их.

У племен андроновской культуры, как показывает изучение поселений и курганов, сложились многие из тех своеобразных элементов, которые позднее стали характерными для племен саков и савраматов.

Андроновская культура

Глава 2. Хозяйство андроновцев

Древние люди путем добавления в медь олова (бронза) сделали металлические изделия прочными. Они научились отливать из бронзы различные орудия труда: топоры, копья и ножи. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт - молоко. Находки сосудов с дырочками для отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в основном, мясо лошадей и овец.

Стада были небольшие. Причем мелкого рогатого скота было в 3 - 4 раза больше, чем крупного. Люди поддерживали постоянный состав трех основных видов животных: коров, лошадей и овец.

Скотоводы выработали свою систему сохранения численности скота. Ежегодный приплод шел на убой. Таким образом создавался запас мясной пищи на долгие зимние месяцы. Часть молодняка обязательно оставляли в стаде для воспроизводства.

На зиму для скота заготавливали корм. В морозное время для молодняка отгораживали специальный отсек в теплом помещении. К домам пристраивали загоны для скота.

Палеозоологи по найденным костям смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки, например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг.

На просторах степей и в горных альпийских лугах паслись табуны лошадей в основном трех пород. Малорослые лошади высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие были похожи на современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек - наиболее грозной военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты, передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс. В степных районах Казахстана преобладали овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота.

Андроновцы практически не держали свиней.

Разводили андроновцы двугорбых верблюдов - бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из глины.

В южных районах Средней Азии, Восточном Иране и Афганистане верблюд был приручен в III тысячелетии до н.э., в Казахстане - во II тысячелетии до н.э.

Скотоводство давало пастушеским племенам ступка андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо, жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории Казахстана: Атасу, Канай, Алексеевское.

Первые пастушеские племена были оседлыми. Они располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.

При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.

Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным.

Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.

Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и Играло В хозяйстве вспомогательную роль.

Растительная пища не являлась основным продуктом

питания, а служила добавлением к молоку и мясу.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место.

Увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания.

Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства.

Женщины и дети живут в селе, занимаются земледелием, Q мужчины и подростки весной и летом уходят со стадами на дальние пастбища, а поздней осенью возвращаются домой.

Длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была разпичной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних Пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50км.

Летом на богатых растительностью по альпийских лугах скот набирал

И осенью табуны перегоняли в

предгорья, к поселениям, расположенным на берегах степных рек. В

Западном Казахстане путь до летних

Пастбищ тянулся на сотни километров,

пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного появилось яйлажное

скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. . Это позволило резко увеличить численность стад.

Кочевой вид скотоводства не наносит вреда природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травы на пастбище становится меньше, перекочёвывают в другой район, затем - в третий и т.д.

Пока скот пасется в других районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, появляется трава. Затем стада перегоняют на первую стоянку. Земля и растения восстанавливаются в других районах.

Кочевое скотоводство заставляет человека заботливо и бережно относиться к природе.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству в стадах уменьшается количество крупного рогатого скота, зато увеличивается число овец и лошадей.

В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Древние германцы: общественно-политическая, хозяйственная и культурная жизнь (I-V вв.)

Начало I в. н.э. Германцы еще находятся на «начальной стадии развития» как организованное общество. По свидетельству Цезаря и Тацита, германцы не являлись еще вполне земледельческим народом...

Новгородская и Псковская земля

Географическое положение Пскова способствовало его будущему развитию как крупного торгового и ремесленного центра. Древнейшая часть Пскова («Кром») занимала высокий холм на узком мысу при впадении реки Псковы в Великую...

Оседлые племена Прикубанья и Закубанья в раннем железном веке

Основой хозяйства оседлых племен Прикубанья являлось земледелие и скотоводство. Земледелие, скорее всего, было плужным. Основными культурами, которые возделывались в древности на Кубани, были пшеница, ячмень, просо...

Основные социально-экономические направления развития Саратовского края в XVIII веке

К середине XVIII века более интенсивно распахивались земли северной и северо-западной части края - будущих Вольского, Кузнецкого, Хвалынского, Сердобского и Петровского уездов, входивших тогда в состав Симбирской и Пензенской провинций...

Особенности развития России в начале ХХ века

Крестьянская реформа 1861 г. сохранила за помещиками значительную часть их земель - как правило, лучшую - и тем самым обрекла массу крестьян на малоземелье...

Племена саков на территории современного Казахстана

Хозяйство саков. Судя по историческим сведениям, саки в основном занимались скотоводством. Они выращивали лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот, питались мясом животных, их шкуры и шерсть использовали для пошива одежды и других нужд...

Последствия промышленного переворота в Европе

В конце XIX в. капитализм активно вторгался в сельское хозяйство. Различные социально-экономические условия обусловили и различные пути утверждения капиталистических отношений в сельскохозяйственном производстве: прусский или американский...

Приднестровье накануне Великой отечественной войны

В годы социалистического строительства в МАССР сложились основные формы хозяйствования, характеризовавшиеся общественными производственными отношениями, - колхозы и совхозы...

Промышленный переворот в России в ХIХ в

Нужда в деньгах заставляла дворян больше внимания уделять ведению хозяйства в своих имениях. За первую половину XIX века размер барской запашки в расчете на одну крестьянскую душу вырос более чем в 1,6 раза, в 2,5--3,5 раза увеличился размер оброка...

Сибирский тыл - фронту

Победа колхозного строя изменила облик сибирской деревни. Основными производителями сельскохозяйственной продукции стали крупные кооперативные хозяйства и совхозы, вооружённые мощной техникой. В 1937г...

Скифы

Находки утвари (лепной керамики, амфор, гончарной посуды, металлических предметов обихода - ножей, щипцов и пр.), костей домашних животных, орудий труда, строительных остатков (жилищ, очагов...

Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Сельское хозяйство в этот период, как и раньше, оставалось основой экономики страны, а сельские жители преобладали в составе населения (к концу века в городах проживало около 4 %). Развитие аграрного производства имело, в основном...

Социально-экономическое состояние Тувы в начале XX века

В начале ХХ века в хозяйстве, культуре и быту тувинцев сохранялись многие традиции, сложившиеся у населения бассейна Верхнего Енисея еще в древности...

СССР после Второй мировой войны (1946-1953 гг.)

Особо тяжёлый урон война нанесла сельскому хозяйству. Его валовая продукция в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Были сильно сокращены посевные площади, поголовье крупного рогатого скота была крайне низким...

Татаро-монгольское иго

Огромное воздействие на судьбу Руси, как и многих других стран Европы и Азии, оказало образование в начале XIII века в степях Центральной Азии сильного Монгольского государства...

О прошлом всех крупных народов историки имеют достаточно сведений. Однако о ранней истории славян историческая наука изо всех сил умалчивает. Первые сведения о славянах в письменных источниках относятся лишь к середине первого тысячелетия нашей эры, в то время как сообщения даже о далёких предках финно-угорских нардов начали появляться тысячелетием ранее. Так, предки современной мордвы под названием андрофагов, то есть, людоедов описаны ещё Геродотом, который перелицевал на греческий язык их персидское название мардвахр (от корней mard - «человек», xvar- «пожирать»).

Между тем, с 18-го по 9-й века до нашей эры на территории, охватывающей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Западную Монголию, Синьцзян и Южный Урал обитал народ, называемый археологами андроновцами. Назван он так по соответствующей археологической культуре. Культура же называется от деревни Андроново около города Ачинска, где в 1914 году директором Красноярского археологического музея Аркадием Яковлевичем Тугариновым были обнаружены первые захоронения.

Андроновцы были представителями протоевропеоидного антропологического типа. Они обладали очень длинным, довольно широким, средневысоким долихокранным черепом, очень сильно наклонным лбом, а также сильно развитым надбровьем, низкими и широкими орбитами, больше прямоугольной формы, большим межорбитным расстоянием, высоким носом. Жилища андроновцев представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины.

Андроновцы были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным этого народа была корова.

Генетические исследования останков андроновцев показали наличие у представителей культуры Y-хромосомной гаплогруппы R1a1.

Язык андроновцев не сохранился. Однако отдельные слова языка андроновцев хорошо реконструируются по тем заимствованиям, которые осуществили из него предки финно-угров и которые сохранились до сих пор в финском, саамском, мордовском и марийском языках. В результате появилась гипотеза о том, что этот народ говорил на древнеиранском языке, от которого произошёл сначала скифский, потом сарматский, потом аланский и, наконец, осетинский.

Всё бы ничего, если не учитывать тот факт, что автором этой гипотезы был профессор-осетин Василий Иванович Абаев. Ему очень хотелось, найти своему и без того героическому народу достойных предков, и то, что подтверждало его гипотезу, он брал в качестве доказательства, а то, что ей противоречило, просто отбрасывал. Авторитет профессора Абаева, дожившего до столетнего возраста, был настолько велик, что все его многочисленные ученики стали усиленно трудиться для нахождения всё новых подтверждений иранской гипотезы.

Находясь подавлением авторитета Абаева, учёные принялись утверждать, что и эти заимствования доказывают ираноязычие андроновцев . Часто эти этимологии не выдерживают никакой критики. Так, утверждается, что финское «varsa» – жеребёнок – имеет общее происхождение с осетинским «вырс». Однако на самом деле, оно происходит не от иранского жеребёнка, а от балто-славянского телёнка-вырыша, который по-литовски до сих пор звучит как veršelis . Слово «вырыш» в русском языке давно забыто, но людей, носящих фамилию Вырышев, в нашей стране довольно много – Вконтакте это 107 мужчин и 104 женщины.

Кстати, ещё раз о вырыше – от него происходит не только финский жеребёнок, но и мордовский ягнёнок, произносимый как вырез. Осетинский ягнёнок-уæрыкк, конечно, имеет с вырышем общее происхождение, но от вареза он отстоит на гораздо большей дистанции, чем вырыш.

Самое большее, на что отважился один из них Евгений Арнольдович Хелимский так это предположить, что андроновцы были носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков. Хелимский совершенно справедливо обратил внимание на то, что язык-источник этих заимствований не относился к иранской группе, но предположить, что язык андроновцев является предком славянских языков Хелимский, конечно же, не рискнул. Он стал выстраивать сложные этимологии, ещё менее убедительные, чем сторонники иранизма: например, мансийское ряся – верёвка он производил от иранского рашана – уздечка. Между тем, на поверхности лежат другие куда более убедительные соответствия, являющися результатом заимствований слов у андроновцев представителями соседствовавшей с ними Черкаскульской культуры.

Так, предок финских языков заимствовал из «андроновского» языка слово, означающее «сто». Заимствовать пришлось по той причине, что до контактов с арийцами протофинны таких больших чисел не знали. Слово это звучало тогда почти также, как и сейчас – съто. Ъ при этом произносится как краткая Ы. В женском же варианте сотня произносилась как сата. В финском языке эта сотня до сих пор sata, а в эстонском – sada. В марийском сто – Шӱ дӧ , по-эрзянски – сядо. Правда, на этом же языке тысяча, то есть праславянская «тыща» произностися как тёжа. Заимствовано также было и число семь. По-эрзянски это сисем, а на языке коми – сизем, а по-марйски – шым. Осетинское же слово «авд», также обозначающее семь, ни на сизем, ни на шым вообще не похоже.

Через праславян предки финно-угры познакомились и с кошкой, которая по-эрзянски до сих пор называется катка, по-удмуртски – коӵ ыш а по-мокшански – ката. Конечно, все индоевропейские кошки происходят от праиндоевропейского кът, от которого происходит и английский cat, и испанский gato, но подруга кора называется кошкой только в славянских языках. Интересно, что по-фински кошка называется kissa. Такое ласкательное наименование этого зверёныша наблюдается только в славянских языках, да и то не во всех – в русском и белорусском это киса, в украинском – кыця, а в польском – кича. Но уже в болгарском она не киса, а маца, да и вообще у южных славян она не кошка, а мачка, потому что она мячит, то есть, мяучит Правда, по-болгарски она всё-таки котка.

Ещё интереснее кошку называют луговые марийцы – пырыс. Родство этого слова и русского «брысь» видно невооружённым глазом. Вероятно, слово, которым наши предки прогоняли назойливого кота, предки нынешних марийцев приняли за его название. Между тем, слово «брысь» имеется лишь в русском и белорусском и даже в украинском оно произносится уже как дзусь. В осетинском же кошка звучит как гæды , а эквивалентом слова «киска» является слово «гино».

Предки финно-угров кошку даже путали с собакой, поскольку в эрзянском варианте мордовского языка собака называется словом «киска», а в некоторых мордовских говорах кошку называют словом «псака».

Но больше всего доставляет марийское слово «каза», означающее козу. Крайне маловероятно, чтобы черемисы заимствовали его несколько сот лет назад из русского – коз они явно знали и до этого, тем более, что по коми-пермяцки она тоже звучит как кӧ за. Дело в том, что древние финно-угры, по данным археологии, до контактов с арийцами не занимались скотоводством, и заимствовали у них домашних животных вместе с их названиями. Такая форма обозначения этой мелкой рогатой скотины характерна именно для славян и балтов (по-латышски коза тоже kaza). Слово это происходит от реконструируемого праиндоеврпейского «гойдза(г/к)», но в языках иранской ветви, которым традиционно относят андроновцев , это слово звучит как азак. Между тем, учёные путём построения многоэтажной этимологии стараются доказать, что мордовская коза сява происходит именно от осетинской козы сæгъ.

Кстати, о мордовской козе. Официально по-эрзянски она сея, а по-мокшански – сява. Но в мокшанском, наряду со словом «сява» применяется и слово «каза», а в некоторых деревнях мордва называет козу не иначе как кацяга. Козёл же переводится на эрзянский словосочетанием «сея баран», то есть, коза-баран. Баран, как вы поняли, так и называется баран. Овца же уже на другом мордовском языке – мокшанском – произносится как уча. Существует ещё и диалектное слово «баряка». Подзывают же мордовских овец криком «баря-баря-баря!».
Заимствовали финно-угры и слово «порося» – по-мансийски это порос, удмуртски – парсь, а на языке коми – порсь, а по-эрзянски пурсуз это поросёнок. По-осетински же поросёнок, равно как щенок звучит как хъыбыл .
Что же касается самого слова "животное", то по-мокшански оно звучит как жувата, по-карельски – живата, а по-веспски – живат. В удмуртском же животное называется пудо-живот. В этом составном слове сооединилось и коренное, и заимствованное слово.
Похоже, что до контактов с нашими предками предки финно-угров не знали даже понятия имени, поскольку финское и эстонское nimi, саамское neme происходят от древне-предревнерусского слова Нынмень .
В финских языках явным заимствованием является слово, обозначающее хлеб. Точно известно, что уже в древнеславянском языке это слово звучало как xлѣ бъ. В финском оно звучит как leipä, вотском – leipä, в эстонском – leib, а в веспском – leib. Конечно, без «х» это может выглядит и неубедительно, но с осетинскими словами «дзул» и «кæрдзын» это совсем не имеет ничего общего. В угорских языках этих слов нет, но зато есть марийское слово «шурно», обозначающее зерно, которое тоже мало похожа на осетинское слово «хор», имеющее больше параллелей с германским Korn и английским corn. Кстати, семена, из которых это зерно состоит, в финском и близкородственных ему языках – карельском, всеспском и эстонском называется, соответственно, siemen, siemen, semen и seeme
Заимствовали финно-угры и некоторые степени родства. Так, в языках уральской семьи нет специального слова для братьев или сестёр – для младших сестёр и братьев применяется одно слова, а для старших – другое. Тем не менее, в некоторых финно-угорских языках есть и общее слово, например, эрзянское «сазор» или удмуртское «сузер». В марийском же словом «шӱ жар» обозначается младшая сестра.

Очень много учёные говорят о заимствовании протофино-уграми древнеиранского слова «маду», означающего мёд. Мёд финно-угры действительно заимствовали, но вряд ли из древнеиранского, поскольку и по-мокшански, и по-эрзянски мёд обозначается словом «медь».

Перешли к финно-уграм и названия кое-каких инструментов. Так, стрекало – острая палка для погона скота, называемая на латыни стимулом, называлась по-марийски воштер, по-мансийски астэр, а в современном венгерском языке понятие «ostor» перешло на кнут. Аналогия с прилагательным «(в)острый» здесь весьма очевидна.
Серп в эстонском и финском языках также звучит почти по-славянски: sirp и sirppi, соответственно. Конечно, осетинский æхсырф тоже похож, но уже не настолько.

Что касается колеса – главнейшего праславянского изобретения – то по-эстонски оно называется ratas. На нашем же древнем языке оно называлось ўрат. В русском языке от этого слова сохранилось понятие таратайка. Корень ўрат– (врат-), содержится в словах «вращать» и врата (ворота). Слово «врать», то есть, извращать истину, тоже происходит от этого корня. Можно, конечно, подумать, что эстонцы заимствовали это слово у соседей-латышей, в языке которых оно до сих пор так и звучит, но тогда следует признать, что эстонцы до самого недавнего времени не знали колеса. Кроме того, по-марийски колесо тоже звучит как орава – корень «ра» с усечением «т» здесь также налицо.

Андроновская таратайка

Плуг по-марийски звучит тоже плуг, мотыга называется мотига, а соха произносится как шога. Плуг также называется плугом, мотыга мотыгой, а соха звучит как сока и по-эрзянски. Правда, и английский plough, и шведсско-норвежский plog, и немецкий Pflug звучат почти одинаково, в отличие от осетинского слова « гутон» .

Топор по-марийски звучит как тавар, а по-фински как tappara. Правда, в финском у него существует и синоним kirves, но tappara это топор – боевой, а kirves – штатский. Поэтому в современном финском слов «tappara» часто заменяют на «sotakirves». Эти орудия вместе с их названиями также были заимствованы у предков славян.

Забавная история произошла с кочергой. Дело в том, что русской кочерге соответствует мокшанская коцькарга . Слово это двукоренное. Коць это жечь, а карга это журавль. Легко было вообразить, что изогнутая кочерга кому-то напомнила журавлиный профиль. Всё бы ничего, если бы не армянское слово «խաչերկաթ» (хачеркат). «Хач» это не хачик, а крест. Еркат же переводится как железяка. Эта крестообразная железяка применяется как подставка для котла в армянском тандыре. Правда, узнав об армянском хачеркате, некоторые лингвисты развили теорию о заимствовании кочерги в русский через турецкое hecirget. Однако здесь нам на помощь, наконец приходит осетинский язык: в осетинском слове

«цæхæрхафæн», также составном – цæхæр это огонь, а хафæн это скребок – легко угадывается всё та же кочерга. Просто в каждом языке заимствованное слово переосмысливали в соответствии с созвучием уже имеющимся понятиям.

В удмуртском языке кочерга звучит как

чупырга , правда слово это относится к разряду устарелый.

Заимствовано было также и седло, которое по-фински звучит как

satula, а по-эстонски – как sadul. Правда, седло – слово настолько общее для всех индо-евопейских языков, что даже по-английски оно звучит как saddle. И тут большой соблазн заявить, что финны заимствовали седло, заимствовав шведское sadel, а эстонцы переняли датское sadel. Но если принять именно эту гипотезу, то придётся признать, что до 1300-х годов нашей эры чухонцы не знали сёдел.

Хотоны

Позаимствовали предки финно-угров у наших предков и мифологических существ. Так, домовой на языке коми называется суседко. В марийской же мифологии появился шырт – аналог русского чёрта . В мордовской же лексике появился другой злой дух – ляд, и мордва, чертыхаясь, до сих пор произносит «Лядось саевлизе!». Есть в мордовской мифологии и чёрт, называемый вардо . Параллель с русским врагом-ворогом в корне этого слова также прослеживается.

Есть результаты и обратных заимствований. Так, в русском языке есть устарелое слово «челядь», означающая множеств слуг. Точно такое же слово имеется и в удмуртском языке. Там оно означает дети.

Таким образом, совершенно очевиден тот факт, что люди, контактировавшие с предками финно-угров во второго тысячелетии до нашей эры, были ближе к праславянам, чем к праиранцам.

Просто та часть прапраславян, что стала впоследствии индо-иранцами, во второй половине второго тысячелетия до нашей эры стала мигрировать на юг в Индию и Иран. Там они смешивались с местным дравидским населением, их антропологический облик менялся, а языки мутировали. Восточная часть андроновцев со временем даже превратилась в киргизов . Однако до сих пор в в сомоне Тариалан Убсунурского аймака Монголии проживает народ хотонов, 82,5% которых носят гаплогруппу R1a1. Внешне они монголоидны, но вся их монголоидность передалась по материнской линии. И наоборот, в округе Читрал пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва проживаед народ калашей, у которых носителей гаплогруппы R1a1 осталось лишь 18,5%, но которых внешне не отличишь от русских. Основная же часть осталась на месте. Та часть андроновцев , которая создала срубную культуру, стала впоследствии предками будущих славян.



Девушка народа калашей