Восприятие и его основные свойства. Основные свойства восприятия и виды восприятия

Восприятие психология относит к формам чувственного познания действительности. Всего их три: ощущение, восприятие и представление. Первая из них - это отражение отдельных характеристик предмета, который непосредственно взаимодействует с органами чувств, последняя - это образ предмета, сохранившийся в сознании.

Само же восприятие как познавательный процесс основывается на совокупности ощущений, хотя его нельзя свести к их простой сумме. Восприятие, как и ощущение, требует непосредственного контакта с предметом познания, а представление осуществляется без него.

Итак, под восприятием, или перцепцией, в психологии и логике понимается образ предмета в целом при его воздействии на органы чувств. Это один из немногих случаев, когда одно определение термина признается сторонниками различных направлений, хотя теории восприятия, конечно, будут отличаться в зависимости от того или иного течения в психологии.

Восприятие и ощущение составляют основу чувственного познания мира. Однако если ощущение - это процесс, происходящий исключительно внутри нас самих, то перцепция всегда связана с объективацией, то есть соотнесением чувственного образа с внешним миром. Иными словами, ощущение возникает как субъективное состояние и преобразуется в восприятие, которое уже относится к объективной действительности.

До выявления сложных отношений между этими двумя формами познания действительности существовал также термин «сенсорное восприятие», обозначавший явления, при которых чувственный опыт выводился из сенсорной информации (то есть зрительной, вкусовой, слуховой, обонятельной и тактильной). Сейчас данный термин утратил актуальность.

Восприятие как психический процесс является органической частью функционирования психики и тесно связано с другими видами психической деятельности: памятью, мышлением, эмоциями и так далее. Поэтому методики, направленные на диагностику перцепции, чаще всего исследуют одновременно внимание и память.

Основные свойства и виды восприятия

Главные признаки:

  • Константность, то есть способность психики сохранять относительно постоянные характеристики воспринимаемых предметов вне зависимости от условий среды (расстояния до них, освещенности, ракурса и так далее).
  • Предметность - вычленение из пространства отдельных предметов, понимание обособленности объекта во времени и пространстве. Предметность тесно связана с процессом объективации.
  • Структурность - предмет воспринимается как взаимосвязь его частей. (Это свойство часто объясняют на примере музыкального произведения: оно может быть сыграно в различных тональностях, с использованием различных инструментов, но соотношение между звуками остается прежним.)
  • Осмысленность связывает перцепцию с мышлением. Мы стараемся назвать предмет, определить его назначение, соотнести со знакомыми вещами, если видим его впервые.
  • Избирательность, то есть заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.
  • Целостность - объект или ситуация состоят из разных частей, но воспринимаются комплексно. Кроме того, эта целостность проявляется в том, что даже когда мы непосредственно имеем дело с одним свойством объекта, то остальные все равно возникают в нашем сознании, достраивая сложный образ.

Таковы основные характеристики восприятия. Еще в этот список добавляют - индивидуальные особенности восприятия или, иными словами, субъективное восприятие, которое базируется на прежнем индивидуальном опыте.

Закономерности восприятия построены таким образом, что в нем всегда отражается как предыдущий опыт личности, так и состояние ее психики, накопленные знания и привычки.

На восприятие очень большой отпечаток накладывает и профессия. Например, безусловно, по-разному будут смотреть на один и тот же текст специалист-филолог, который заметит все стилистические ошибки и неточности, и школьник-первоклассник, едва научившийся читать!

Типология

Мы рассмотрели основные свойства восприятия. Что же можно сказать о его видах? Классификация восприятия проводится на самых разных основаниях. Например, различают преднамеренную и непреднамеренную перцепцию. В чем специфика каждого вида, можно догадаться по их названиям.

В первом случае у человека с самого начала есть конкретная цель, задача, связанная с необходимостью составить чувственный образ объекта. Во втором - такой задачи нет, а познавательный процесс активизируется в силу внешних обстоятельств: предположим, предмет заинтересовал нас, потому что оказался в непосредственной близости.

Преднамеренная форма может развиться в наблюдение, то есть целенаправленный длительный (возможно, с перерывами) процесс, в результате которого мы получаем сведения о течении явления или его изменениях за определенный промежуток времени. Наблюдение важно для человека любого возраста: оно составляет значительную часть периода учебы человека, без него не обойтись настоящему профессионалу в трудовой деятельности.

Также можно проводить деление по виду анализаторов (нервных структур, реагирующих на раздражение), участвующих в познании. При этом нужно помнить, что мы говорим лишь о самом активном анализаторе, поскольку в перцептивном процессе их всегда участвует несколько.

Итак, традиционно различают аудиальное восприятие (слуховое), зрительное (визуальное), обонятельное, осязательное (тактильное восприятие), вкусовое. Аналогично выделяют и виды информации по способу восприятия: звуковую, тактильную, вкусовую…

Еще разновидности этой формы познания можно классифицировать по типу воспринимаемого объекта. Сюда включают перцепцию движения, пространства, времени, социальное восприятие (то есть возникающий в психике образ социальных объектов, а не неодушевленных предметов) и другие виды.

Эти виды восприятия относятся к числу сложных: для их осуществления нужна активная работа сразу нескольких анализаторов. Если же в основном задействован лишь один, перцепция, соответственно, будет простой.

Если что-то пошло не так

Психологические механизмы восприятия, как и других происходящих в психике процессов, сложны и многоэтапны, поэтому, к сожалению, нередки случаи искажения и нарушения перцепции.

Расстройства восприятия проявляются в самых различных формах, которые могут существовать и самостоятельно, и как симптомы того или иного психического заболевания. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.

Иллюзии представляют собой искажения восприятия реального объекта. Иллюзии могут возникать и при полном психическом здоровье. Вспомним особенности зрительного восприятия ложки в граненом стакане: она будет казаться преломленной. Это так называемые физические иллюзии, связанные с характеристиками среды.

Искажения, возникающие из-за особенностей работы органов чувств, называются физиологическими. Например, иллюзия, затрагивающая аудиальное восприятие: звуки одной и то же громкости будут казаться громче, если наложить их на тихий фон, и тише, если наложить на громкий.

К физиологическим иллюзиям не относят нарушение восприятия из-за сбоев в функционировании органов чувств (например, у человека расстроено зрение или поврежден слух). В психиатрии под иллюзиями понимаются только патологические состояния: аффективные, вербальные и парейдолические. Расшифруем эти термины.

  • Аффективные иллюзии - это ошибочное восприятие информации человеком, который находится под воздействием сильных эмоциональных переживаний.
  • Вербальные - неадекватно воспринимается речевая информация. Больному совсем иначе представляется смысл тех слов, которые он слышит: чаще всего он воспринимает нейтральные высказывания как обвинения, обиды, упреки.
  • Особенности зрительного восприятия, возникающие при парейдолических иллюзиях, заключаются в том, что больной видит в повседневных реальных объектах фантастические образы и ситуации (изображения, которые видятся в облаках, узоре ковра и так далее).

В отличие от иллюзий, при таком расстройстве, как , реального объекта перцепции не существует. Они могут быть истинными и ложными (псевдогаллюцинации). В случае первых кажущиеся предметы воспринимаются с той же степенью реалистичности, что и другие составляющие материального мира, признаки такого расстройства всегда ярко отражаются в поведении больного.

Во втором случае пациенту представляется, что образы находятся только в его сознании, причем возникли они там без участия органов чувств; у больного есть ощущение, что на него влияет какая-то внешняя сила: больной «видит» что-то у себя в голове, «чувствует» инородное тело внутри организма и так далее.

Кроме того, выделяются агнозии - перцептивные патологии, при которых сохраняется сознание и общая чувствительность, но один из видов перцепции нарушается. Например, нарушено тактильное восприятие: больной не может в целом опознать предмет при ощупывании или определить какие-либо его свойства (гладкость, температуру и так далее).

Наконец, к перцептивным расстройствам относится , когда восприятие мира становится как бы нереальным, не соответствующим действительности. Знакомые предметы и люди становятся чуждыми, неестественными. Например, пространство может утратить трехмерность, видеться как сквозь пелену и так далее. К дереализации относится и всем известный эффект дежавю. Автор: Евгения Бессонова

Через органы чувств человек воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Это не только чувственное познание мира, но и эмоциональное отношение, которое формируется к тому, что человек воспринимает. В психологии существует множество видов восприятия, которое необходимо развивать у детей.

Восприятие происходит на различных уровнях. Во-первых, на уровне органов чувств:

  • Глаза воспринимают формы, размеры, цвета и пр.
  • Уши слышат звуки.
  • Нос воспринимает запахи.
  • Язык отличает вкусы.
  • Кожа воспринимает структуру, консистенцию, твердость предмета и пр.

Человек не может только на уровне организма воспринимать окружающий мир. Нередко человек проявляет свое отношение к тому, что видит. Оно формируется на уровне эмоций, которые он переживает при восприятии того или иного объекта. К примеру, если ребенку больно, тогда то, что ему причиняет боль, будет вызывать у него негативные эмоции.

Восприятие человеком окружающего мира имеет множество составляющих, которые подробнее раскроет сайт психологической помощи .

Что такое восприятие?

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение.

Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека. В окружающем мире существует много различных предметов, явлений и людей. Однако среди всего многообразия человек выделяет что-то конкретное, практически не замечая всего остального. Это называется избирательным восприятием, когда человек акцентирует внимание на том, что ему наиболее важно в данную секунду.

С одной стороны, это ограничивает его возможности. С другой, помогает сконцентрироваться на важных вопросах, не отвлекаясь на другие проблемы. Многое зависит от осознанности человека, который обращает внимание на что-то конкретное или на весь окружающий мир. Однако данный процесс невозможно постоянно контролировать, поэтому человек зачастую пользуется избирательным восприятием.

Основными особенностями восприятия являются:

  • Структурность.
  • Константность.
  • Иллюзия.
  • Предметность.
  • Целостность.
  • Избирательность.
  • Апперцепция.
  • Осмысленность.

Другими словами восприятие называют познанием, созерцанием, оценкой, апперцепцией, принятием, восприниманием.

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств. Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком.

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными. Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными.

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому.

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств. Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне. Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять. Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление. Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

Для более легкого восприятия человек привыкает к выделению существенных черт каждого объекта, чтобы отнести его к той или иной группе, независимо от того, что все эти объекты могут обладать разными формами, цветами, запахами и т. д. Это помогает меньше времени тратить на то, чтобы снова анализировать тот объект, на который человек смотрит.

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

Виды восприятия

Восприятие делится на несколько видов:

  • Преднамеренное восприятие – установка на изучение конкретного предмета.
  • Произвольное – включение в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
  • Непреднамеренное – происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
  • Зрительное – восприятие через органы зрения.
  • Слуховое – восприятие звуков и ориентация в окружающем мире через органы слуха.
  • Осязательное – восприятие мира через тактильные органы.
  • Обонятельное – восприятие запахов через органы дыхания.
  • Вкусовое – познание мира через рецепторы, расположенные на языке.

В теме рассмотрения восприятия участвует наблюдательность, которая формируется в результате наблюдения за конкретным объектом или явлением. Ставится задача, деятельность осуществляется целенаправленно, а весь процесс растягивается во времени. Это помогает изучить наблюдаемый объект по истечении времени в его изменениях, трансформациях, развитии и пр.

  • Зрительное восприятие пространства осуществляется через органы зрения, которые обращают внимание на формы и размеры предмета.
  • Восприятие времени.
  • Восприятие информации. На уровень восприимчивости влияют:
  1. Значение ситуации. Вызываемые эмоции при восприятии сказываются на оценке, которую дает человек обстоятельствам.
  2. Глубина понимания ситуации. Чем больше человек разбирается в том, что происходит, тем меньше он драматизирует и волнуется.
  3. Характеристики предмета, человека, явления.
  4. Стереотипы – утверждения, которые часто навеяны другими людьми, но позволяют заранее у человека вырабатывать определенное отношение к происходящему.
  5. Непредсказуемость и искревленность сведений.

Восприятие человека человеком

Человек живет среди других людей, с которыми он контактирует и даже создает отношения. С разными людьми складывается разное общение, разные отношения и возникают различные эмоции. Человек может быть хорошим, но в глазах других он может быть добрым и злым, общительным и стеснительным, красивым и некрасивым, и т. д. Человек один, а восприятие его другим индивидом совсем иное. Все люди будут говорить разное об одном и том же человеке, если не будут знать мнения окружающих.

Восприятие человека человеком строится на таких факторах:

  1. Внешность. Изначально оцениваются внешние данные, как говорится, «встречают по одежке».
  2. Осанка.
  3. Походка.
  4. Жестикуляция.
  5. Культура речи.
  6. Поведенческие паттерны.
  7. Модели поведения.
  8. Привычки.
  9. Профессиональная характеристика.
  10. Нравственные и .
  11. Социальный статус.
  12. Значимые для конкретного человека качества.

Иногда люди оценивают друг друга по внешним признакам, которые должны говорить о наличии у индивида конкретных качеств характера. Например, нахмуренные брови должны указывать на серьезность или яростность человека. Однако бывает так, что внешность обманывает. Человек может быть совсем другим по характеру, нежели говорит об этом внешность.

Также люди приписывают друг другу качества, которые наблюдаются у их знакомых, на которых похож новый человек. Собеседник может быть похож внешне на вашу бывшую любовь, из-за чего вы ему приписываете качества, которые были свойственны вашему бывшему партнеру.

Также оценка людьми друг друга происходит на уровне связывания социального статуса с их чертами характера. Человек в порванной одежде не будет казаться успешным и деловитым, хотя это тоже может быть обманчивым мнением. На восприятие в данном вопросе влияют эталоны, мерки и общественные стереотипы о том, какими должны быть те или иные люди.

Также на качество восприятия нового человека сказывается информация, которую получают до знакомства с ним. Так, например, если вы слышали что-то плохое о незнакомом вам человеке, то, скорее всего, вы проявите к нему негативное отношение в момент первого знакомства с ним.

Также люди склонны негативно относиться к лицам, которые принадлежат другой социальной группе. К тем, кто ниже по статусу, относятся пренебрежительно. К тем, кто выше по статусу, испытывают зависть.

Не следует делить человека на хорошие и плохие стороны. Человек не может быть хорошим или плохим, он просто такой, каким является. А хорошие и плохие стороны правильнее было бы обозвать как «удобные» и «неудобные» характеристики, которые мешают окружающим, а не ему самому. Что-то людям «удобно» в человеке, и они это поощряют, а то, что «неудобно», — критикуют. На самом деле раздвоение личности происходит лишь потому, что человек что-то в себе одобряет, а что-то нет. Хотя в нем нет ничего хорошего и плохого. Есть просто он с определенными качествами, характеристиками и особенностями. И они ни хороши, ни плохи. Они присутствуют в человеке по каким-то причинам, которые известны только ему.

Хорошие качества – это то, что «удобно» другим людям; плохие – «неудобно». Не изменить ли человеку отношение к тому, что ему «неудобно»? Если кому-то «неудобно» что-то в другом человеке, это еще не значит, что это плохое качество. Зачастую отрицательные стороны играют защитную роль, оберегая человека от различного рода стресса.

Уместнее было бы назвать положительные и отрицательные стороны как «помогающие» и «мешающие». Однако данный вопрос должен решать сам человек. Он должен сам для себя решать, что ему «помогает» жить так, как он хочет, а что нет. И принять решение изменить в себе «мешающие» качества на те, которые ему будут «помогать».

Не оценивайте людей! Воспринимайте человека в целом! Не делите его на две половинки – хорошую и плохую. Человек – цельное существо, у которого сформированы определенные качества. Они ни хороши, ни плохи сами по себе. Они просто в нем присутствуют. Если же вам что-то мешает в другом человеке, то никто не заставляет вас с ним общаться и заводить какие-то отношения. Следует сместить фокус с «Я хочу, чтобы он (она) стал (-а)…» на «Хочу ли я общаться с человеком таким, каков он есть сейчас?».

Пока вы хотите изменить другого (что невозможно!), сделав его совершеннее, вы по праву (и достойны этого!) наталкиваетесь на сопротивление, агрессию и оскорбления. Вы не «родитель», чтобы учить его, а он не «ребенок», чтобы поддаваться обучению. Вы – два взрослых человека, которые имеют право быть такими, какие они есть. Сместите фокус внимания на себя и примите взрослое решение: хотите ли вы быть рядом с этим человеком, даже если он никогда не изменится?

Вы – единое целое, которое может менять в себе все на свое усмотрение, при этом заслуживать быть принятым другими людьми, если они добровольно хотят общаться с вами.

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками. Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе. Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

Итог

Каждый человек обладает восприятием, которое основывается на тех органах чувств, которыми он оперирует. Если некий орган чувств искажает окружающую реальность, то у человека формируется ошибочное мнение, пока другие люди ему не скажут, что на самом деле он должен воспринимать. Восприятие приводит к следующему итогу – понимание окружающего мира во всем его многообразии.

Однако следует учитывать ловушки собственной психики, которая может искажать воспринимаемую извне информацию:

  • Первое – общественное мнение. Большинство тоже может ошибаться, особенно если руководствуется стереотипами, а не логичными и здравыми рассуждениями. Нередко человек поддается общественному мнению, обращая внимание на окружающий мир с определенной предрасположенностью (негативной или позитивной).
  • Второе – собственные желания. Нередко человек многого не замечает, пока охвачен собственными желаниями. Стремиться достичь цели нужно, однако когда при этом не ущемляются свободы и права других людей или поступки не противоречат законам природы. Прогноз в противном случае может стать неблагоприятным: отсутствие достигнутой цели.
  • Третье – стереотипы и привычки. Мозг позволяет человеку не переутруждаться, смотреть на мир так, как уже привычно. Однако для полного понимания ситуации, нередко необходимо выйти за пределы привычного восприятия и начать смотреть на обстоятельства по-другому.

Тема восприятия обширная, что позволяет человеку во многих вариациях воспринимать мир, который является одинаковым для всех, но разным в глазах тех, кто на него смотрит.

Восприятие является базовой категорией психологии. Человек в процессе познавательной деятельности имеет дело не с отдельными элементами явлений или их характеристиками, а с комплексным представлением предмета. Свойства и части объекта, их габарит, вкус и запах позволяют воссоздать единую картину происходящего. Процесс слияния подобных пазлов и называется в психологической науке восприятием.

Что такое процесс восприятия?

Перед тем как раскрыть тему "Основные свойства восприятия", следует особое внимание уделить физиологическим механизмам данного процесса. Восприятие — это сложный процесс отражения явлений и предметов в подсознании человека, который протекает при непосредственном воздействии на органы чувств.

Механизм отображения объектов в сознании человека достаточно сложен, так как имеет непосредственную взаимосвязь с иными процессами — мышлением, речью, вниманием и памятью. Личность вполне объективно оценивает видимый предмет, может использовать определенную дефиницию для его обозначения. Можно сделать вывод о том, что восприятие — это осмысленный акт, протекающий в сознании человека.

Процесс восприятия имеет эмоциональную окраску, колоссально мотивирован. Из-за этого может возникнуть нарушение восприятия, когнитивный диссонанс. Исправить возникшие противоречия можно, лишь прибегнув к профессиональной психологической помощи. В ином случае подобные отклонения чреваты развитием серьезных заболеваний.

Отличия восприятия и ощущений

Неопытные исследователи очень часто путают свойства ощущения и восприятия, сводя их к единому процессу. Это является грубейшей ошибкой, так как две указанные дефиниции имеют существенные различия.

Любой предмет, воздействуя на органы чувств человека, вызывает определенный эффект, который несет лишь субъективный оттенок, так как ощущается внутри. При этом реакция от субъекта, на который оказывается подобное воздействие, не следует. В отличие от ощущений при восприятии человеком предмета происходит процесс объективизации, иными словами, объект отражается в пространстве.

Другое важное отличие ощущения и восприятия заключается в окончательных формах, которые складываются после завершения процесса. При ощущении предмета человек испытывает определенное чувство: сладкий вкус, громкий звук и др. При восприятии объекта в сознании человека всплывает образ, который имеет уникальную конструкцию. Иными словами, существуют определенные свойства образа восприятия.

Подобные факты позволяют говорить о том, что восприятие и ощущение — это два совершенно разных процесса, несмотря на их взаимодействие в процессе социализации человека.

Основные свойства восприятия

Говоря о восприятии, необходимо знать, что в его структуре ученые выделяют два взаимосвязанных элемента: виды и свойства. Основной упор сделан на свойства восприятия в психологии, так как именно данная дефиниция позволяет понять суть указанного процесса.

Итак, основными свойствами восприятия являются:

  • историчность;
  • активность;
  • предметность;
  • целостность;
  • осмысленность;
  • константность.

Окружающий мир состоит из множества предметов, однако человек воспринимает лишь некоторые. Понять избирательность подсознания личности поможет детальное изучение каждого свойства восприятия в психологии.

Историчность восприятия

В научной литературе по психологии восприятие обозначается как перцептивное действие, формирование которого требует определенного количества времени. Говоря о данном свойстве, следует отметить, что перцептивное действие не является статичным, наоборот, образ формируется со временем с учетом самой человеческой деятельности и опыта. Адекватное выстраивание представления о предмете возможно лишь при последовательном изучении субъекта, а значит, историчность — это ключевое свойство восприятия.

Активность восприятия

Восприятие объектов невозможно без эффекторных компонентов. Каждый человек познает окружающий мир в соответствии с собственным мировоззрением, способностями, потребностями и нуждами. Иными словами, восприятие напрямую зависит от прошлого личности, его настоящего. Подобная зависимость жизненного опыта и познавательной деятельности получила научное название апперцепции, что является основой важнейшего свойства восприятия в психологии — активности.

Предметность восприятия

Каждый человек, воспринимая информацию с помощью органов чувств, соотносит сведения с тем или иным предметом. Данное свойство позволяет структурировать информацию, изучать ее в виде полноценного образа, а не как разнообразный набор характеристик или ощущений. Таким образом, предметность является первоосновой для нормального восприятия человеком окружающего мира.

Целостность восприятия

Важность данного свойства восприятия в психологии состоит в том, что благодаря целостности у человека появляется возможность воспринимать раздражители как совокупность определенных характеристик или особенностей, а не как разрозненные отрывки и элементы единой картины. Выстраивание целостного образа происходит во время мыслительной деятельности, когда в подсознании достраивается конструкция из отдельных элементов.

Осмысленность восприятия

Человек в отличие от животных обладает разумом, поэтому восприятие у личности - это не просто биологический процесс. Познание предмета осмысленно, иными словами, человек в полной мере осознает функции того или иного объекта, его предназначение. Благодаря осмыслению информации удается достичь максимального объективного перцептивного действия во время познания окружающего мира. Образ предмета становится объективным, что не нарушает психическое здоровье личности.

Константность восприятия

Константность тесно взаимосвязана с иными свойствами восприятия. Благодаря этому человек осознает не только целостный образ предмета, но и его постоянство. Объект обладает постоянными формами, размерами, цветом и весом. Примером константности восприятия является машина. Человек воспринимает автомобиль как предмет одинаково, несмотря на то, движется он или нет.

Восприятие является одной из главнейших категорий современной психологической науки. Всестороннее изучение данного процесса позволяет понять сущность человеческого подсознания, а также избежать многочисленных психических заболеваний.

Восприятие и его основные свойства

К основным свойствам восприятия относят:

Предметность,

Целостность,

Структурность,

Константность,

Осмысленность,

Апперцепция,

Активность.

Предметность восприятия

Предметность восприятия это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. С одной стороны, задатки предметности восприятия заложены природой, и нет никакого сомнения в том, что у животных восприятие тоже предметно. С другой стороны, можно сказать, что предметность не является врожденным свойством восприятия.

Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и - главное - осмысленному восприятию в дальнейшем.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

Движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

Движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы "ощупывающих" дистанционно этот предмет,

Повороты головы (например на источник звука),

Иные движения.

Целостность восприятия

Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.

Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.

На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха... И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.

Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь "высокий рост = наличие очков". Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).

Структурность восприятия

Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с "мегабайтами" визуальной и аудиальной информации. Эти "мегабайты" не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.

При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и "Черный квадрат" Малевича, и "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

Константность восприятия

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь - сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

Апперцепция

Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: "зеленый маленький кружок", "большой красный треугольник".

При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого - о цирке или кастрюле.

Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.

Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.

На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Осмысленность восприятия

Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и - возможно - даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.

Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:

1) выделение комплекса стимулов из потока информации,

2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,

Психические процессы основываются на восприятии. Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом . Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной.

Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.

Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т. д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции . Восприятие – активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т. е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие – это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т. е. воспринимающего человека.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3° в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10° в с.

Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, – элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Время – это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.

Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.

Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения – непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности – наблюдательность.


| |