Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. Эссе «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.» А

    • Притяжение Арктики Долгая полярная ночь сменяется коротким полярным днем. Царство холода и льда. Но именно этот суровый край притягивал людей. Именно сюда снаряжались экспедиции, чтобы исчезли последние белые пятна на карте мира. Именно здесь завершилась в начале ХХ века эпоха Великих географических открытий.
    • Отечественная война 1812 года В материалах, представленных в проекте «Отечественная война 1812 года» многое не совпадает с нашими прежними знаниями и представлениями. Заставляет задуматься, и несколько иначе взглянуть на далекие судьбоносные события.
    • 04/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА Космос - орбиты сотрудничества Олег Кораблев Тайна Первой планеты Научно-исследовательская миссия BepiColombo призвана ответить на многие вопросы, связанные с Меркурием. Игорь Митрофанов Летим на Марс? При подготовке экспедиции на Марс важно знать, каким воздействиям мы подвергнемся по дороге туда и что найдем на месте - там, где «примарсимся». Михаил Ревнивцев Два в одной, или Обсерватория «Спектр‑РГ» Вселенная - это огромный лабораторный корпус, в котором есть много разных лабораторий с разными условиями. Во многих из них реализованы условия, которые невозможно получить в лабораториях на Земле. Александр Волков От Европы до космоса О Европейском космическом агентстве. НОВОСТИ НАУКИ НАШИ ИНТЕРВЬЮ Леван Стажадзе «Дорогие космонавты, летайте спокойно!» «Без признаков жизни - вырвалось у меня. Эти слова потом и пошли «в эфир». БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! ИСТОРИЯ НАУКИ В ЛИЦАХ Алексей Ренкель Царь почв Василий Васильевич Докучаев, основатель научного почвоведения, напоминал былинного богатыря - такой же высокий, крепкий, с окладистой бородой. РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ Борис Жуков Геномное плацебо БЕСЕДЫ ОБ ЭКОНОМИКЕ Руслан Гринберг Потребности и ресурсы ВО ВСЕМ МИРЕ МУЗЕЙ  КАК ЛИЦО ЭПОХИ Наталья Рожкова «Что такое делается на нашем грешном свете…» Гоголь очень любил Москву, однако, никогда не имел здесь собственного жилья и даже наемной квартиры… ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ Андрей Тартаковский Неразгаданный Барклай ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ…
    • 03/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА После постмодерна. Новые горизонты Александр Марков Литература: новое культурное состояние Сейчас границы литературы сместились. При этом мы не сможем сразу ответить, почему, скажем, «Похвалу глупости» и «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского мы относим к литературе, а не менее образно и гладко написанные его труды «Оружие христианского воина» или «Рассуждение о свободе воли» - нет. Почему «Утопия» Томаса Мора - литература, а «История Ричарда III» - историческое сочинение. Катерина Груздева Музыка - вечный дом Наверняка в умах уже бродила и высказывалась мысль, что раз архитектура - это застывшая музыка, то музыка, наоборот, - движущаяся архитектура. Катерина Груздева Время - главный архитектор Если отталкиваться от знаменитого тезиса «архитектура - застывшая музыка», то кажется обязательным, особенно в рамках темы «новое культурное состояние», рассматривать архитектурные вопросы «симфонически»… Михаил Эпштейн Наброски к теории всего Интерес к гуманитарным наукам, падавший на рубеже XX-XXI веков из-за гигантского успеха естественных наук и технологий, теперь начинает возрождаться, как ни парадоксально, именно благодаря этим успехам. НОВОСТИ НАУКИ ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Сергей Ястребов Рационализация индивидуального развития Проблема связи (как тогда говорили, параллелизма) между индивидуальным развитием живых организмов и их межвидовыми различиями стала совершенно очевидной в апреле 1825 года. РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ Борис Жуков Уроки страха КАК МАЛО…
    • 02/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА Гражданская война: где начало? Александр Горянин И пошел брат на брата… Назвать точную дату начала российской Гражданской войны (вот до этого дня включительно её не было, а с этого уже началась) невозможно. Сергей Храмков Начало Гражданской войны в России Два первых месяца большевистской власти, предшествующих разгону Учредительного собрания, уже ознаменовались беззаконием, преступлениями и вероломством. Зинаида Гиппиус Отрывки из «Петербургских дневников» С воцарением большевиков стал исчезать человек как единица. Ирина Селезнёва 1919 год в документах Богородского уездного революционного комитета Новый революционный порядок разрушил сложившиеся хозяйственные связи, тем самым определив последующую разруху в России. НОВОСТИ НАУКИ КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ Дмитрий Вибе Рождение звезд В прошлом люди думали, что звёзды существуют вечно. Потом они стали считать, что все звезды зажглись одновременно и очень давно. НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ Борис Кантор Кварц с белой полосой Что за таинственная белая полоса пронизывает кристалл? Борис Жуков Теория эволюции и программа самоуничтожения За полтораста лет своего существования идея эволюции на основе естественного отбора превратилась из гениальной догадки в глубоко проработанную научную теорию. ВО ВСЕМ МИРЕ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ Виктор Зайцев Мнимый Чехов Без попытки понять чеховский язык даже самый добросовестный читатель останется не с представлением о Чехове, а с представлением о собственном представлении, то есть с пресловутым «мнимым…
    • 01/2019 NOBEL PRIZE 2018 НОВОСТИ НАУКИ ГЛАВНАЯ ТЕМА Время - ты кто? Артем Гуларян Время в постнеклассической картине мира Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над проблемой времени, устрашаясь и восхищаясь его течением… Александр Крушанов Парадоксальное «время» современной науки Наше знание о феномене времени в существенной мере обязано XX веку. Именно тогда оно перешло на совершенно новую ступень, которая остается ведущей и поныне. Дмитрий Горбунов Первая секунда бытия Время с позиции космолога. Александр Винничук Время Роль феномена времени в современной научной картине мира. ВО ВСЕМ МИРЕ ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ Андрей Левандовский Дмитрий Милютин, военный министр Российской Империи В двадцать с небольшим лет он задумывается, а после тридцати пишет соответствующие записки. Уже в эти годы он отчетливо понимает, что Россия должна пережить комплекс реформ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ Алексей Ренкель Русский свет Павла Яблочкова ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Алексей Селезнев Слабое взаимодействие: от радиоактивности до Хиггса Его назвали слабым потому, что два других фундаментальных взаимодействия, которые важны на микроскопическом уровне - сильное и электромагнитное - намного интенсивнее. В ФОКУСЕ ОТКРЫТИЙ Юрий Ерошенко Дела поверхностные На поверхности твердых тел происходит много интересного. НАШИ ИНТЕРВЬЮ Лео Бокерия Ему не хочется покоя… Известный кардиохирург, академик Лео Антонович Бокерия рассказывает о себе и своей работе. ПРОБЛЕМЫ…
    • 12/2018 ИННОВАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР - КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА НОВОЙ ЭКОНОМИКИ Одна из нобелевских премий этого года была присуждена одновременно за два исследования. Первое из них было посвящено, говоря коротко, воздействию на экономику климатических изменений, второе - влиянию на нее, экономику, инноваций. О вкладе деятельности человека в глобальное потепление до сих пор идут споры, а кое-кто этот вклад и вовсе отрицает. Но то, как сказываются рукотворные инновации на развитии и прогрессе передовых стран, какова их роль и значимость в современной жизни - очевидно уже не только нобелевскому комитету, ученым и экономистам, но и подавляющему большинству здравомыслящего человечества. Тем не менее, нам вновь и вновь приходится активизировать отечественную инновационную тематику, поскольку не раз ставившаяся задача «модернизационного прорыва» потому-то не раз и ставилась, что не удавалось воплотить в жизнь предыдущие решения. Казалось бы, все для их реализации есть: богатые недра, огромные ресурсы, в значительной степени сохранившаяся инфраструктура, постоянно «утекаемый», но, слава богу, до конца не растраченный творческий потенциал народа, однако… Вот последнее из перечисленного все нагляднее и обозначает ключевую проблему: прежде всего, неэффективное распоряжение тем, что мы называем «человеческим капиталом», для которого так и не создана плодотворная образовательная и предпринимательская среда. А это отнюдь не способствует высвобождение тех незаурядных креативных сил, какие только и могут сформировать…
    • 11/2018 Злаковое человечество История людей - это история хлеба. Он - главный пищевой элемент, одна из важнейших сторон материальной и духовной культуры народов. Хлебные культуры легли в основу земледелия, приведшего, в конце концов, к возникновению самого феномена цивилизации как таковой. Возделывание злаковых стало «спусковым крючком» прогресса, без которого человеческое общество не могло бы развиваться в принципе. Поэтому днем рождения нашего мира с полным правом можно считать тот день, когда кому-то из вольных собирателей пришло в голову отказаться от поиска съедобных корешков и посадить в землю продолговатое зернышко дикой пшеницы. К X тысячелетию до новой эры рост численности людей на Земле привел к тому, что охота и собирательство уже не могли прокормить всех. Чтобы жить дальше, нужно было изыскать какой-то новый, более надежный способ добывания растительной пищи. Нашелся только один - водрузить на себя ярмо земледельца, труда тяжелого, но, как сказали бы сегодня, перспективного. Нашим предкам пришлось отказаться от бродячего образа жизни, перейти к оседлости, приобрести массу новых знаний и умений, придумать и изготовить новые специфические орудия труда, так как скребка, которым выкапывались раньше съедобные корешки из земли, явно было недостаточно. Следовало также научиться строить стационарное жилье, шить новую, более удобную одежду и ­обувь. Новые потребности, в свою очередь, стимулировали развитие техники строительства, ткацкой индустрии и животноводства, так как от животных требовалось теперь не только мясо, но и шерсть, шкура, волосы. Это привело к возникновению…
    • 10/2018 Вероятно, в нашей гигантской, может быть, даже бесконечно большой Вселенной существует множество цивилизаций. И многие из них, подобно нам, пытаются понять, как могут выглядеть «другие» разумные существа, как они мыслят и действуют. Поиск инопланетян давно перестал быть уделом лишь писателей-фантастов, во всех деталях живописующих Великий Контакт. В последние десятилетия астрономы настойчиво ищут планеты за пределами Солнечной системы, где могла бы существовать жизнь. И пусть имеющиеся пока у нас средства наблюдения вряд ли позволят заметить «вторую Землю» в окрестности звезд, напоминающих Солнце, нам всё чаще удается обнаруживать более крупные планеты - так называемые «суперземли». На этих планетах, как и на их спутниках, могут сложиться вполне подходящие условия для развития жизни, например, там могут существовать океаны жидкой воды. По мнению астрономов, теперь мы знаем в Космосе гораздо больше мест, где следовало бы искать жизнь, и даже - теоретически - способны заметить признаки присутствия высокоразвитых цивилизаций. Астробиологи уже давно обсуждают, как могут выглядеть животные, населяющие далекие планеты, и какими удивительными способностями могут быть наделены носители высшего разума из чуждых нам миров - инопланетяне. Социологи, психологи и даже богословы оживленно обсуждают последствия контакта с внеземными гостями. Философы гадают, каких моральных заповедей придерживаются космические визитеры и готовы ли мы сами к тому, чтобы стать членами…
    • 09/2018 Образование: традиции, шаблоны и новшества (пробьемся сквозь асфальт?) Ровно десять лет назад, к очередному учебному году, «Знание - сила» активно включился в обсуждение перемен, ожидающих отечественную систему образования. Участвовать в подобных прениях - традиционно для журнала, однако в том памятном году дискуссии приняли наиболее острый характер - в школу вводился Единый Государственный Экзамен. Вводился, как выяснилось, окончательно и бесповоротно, несмотря на беспрецедентную полемику, что, как и предсказывалось, и по прошествии десятилетия не сняло, а во многом и усугубило проблемы как средней, так и высшей школы. Это особенно проявилось сейчас, когда на самом высоком уровне поставлена задача совершить резкий скачок в развитии науки, технологий, инноваций, выстроить «цифровую экономику». В какой же степени образовательные реформы, задуманные много лет назад, отвечают новым вызовам? Такого рода преобразования - игра вдолгую. Предусмотреть в непрерывно меняющемся мире отдаленные последствия столь масштабной перестройки непросто. Но, по крайней мере, необходимо провести честный анализ сделанного и выяснить, насколько выросшее «поколение ЕГЭ» заточено на решение новых задач, в какой мере способно включиться в создание так требуемого стране инновационного продукта. И возможно ли это в принципе, если формирование будущего инноватора происходит в атмосфере шаблонных подходов, стандартов, единообразия - что в учебниках, что в методах преподавания, что в обюрокраченной работе учителя? Тем…
    • 08/2018 Ровно 70 лет назад, в августе 1948 года на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) были упразднены важнейшие разделы биологии. Главной жертвой стала генетика, но вместе с ней разгрому подверглись эволюционная биология, цитология и некоторые прикладные дисциплины. Вместо них отныне советским ученым вменялось развивать «мичуринскую агробиологию» - эклектический коктейль из натурфилософских рассуждений, обрывков устаревших концепций и невежественных фантазий доморощенных «теоретиков». Приговор наукам был вынесен высшим политическим руководством страны, но публичное оглашение его и приведение в исполнение было возложено на лидера «мичуринцев» Трофима Лысенко, ставшего живым символом расправы. Эти события и последовавшие за ними полтора десятилетия засилья шарлатанов давно получили заслуженную и однозначную оценку, как в истории науки, так и в глазах общества. Казалось бы, сегодня для разговора о них лучше всего подошел бы бесстрастно-академический тон исторического исследования - тем более, что многое в истории лысенковщины все еще остается почти неизученным. Но в последнее время в российском публичном пространстве все настойчивее звучат голоса защитников «оклеветанного самородка». Сегодня реабилитировать имя убийцы отечественной биологии пытаются не только анонимные блогеры и штатные авторы маргинальных изданий, но и люди с солидными научными регалиями и газеты, некогда воспринимавшиеся как эталон интеллигентной журналистики. В апреле этого года заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев на круглом столе думского комитета по науке и образованию назвал Лысенко «великим ученым», поставил его в один ряд с Николаем Вавиловым и объявил, что преклоняет перед ним…
    • 07/2018 Отечественное кораблестроение в прошлом и настоящем В 2017 году исполнилось 350 лет отечественному государственному судостроению. В середине XVII века Россия вела активную торговлю с народами прикаспийского бассейна, в первую очередь с Персией. Товары перемещали прежде всего караванами баркасов по Волге и Каспию. Однако, там купцов, как российских, так и иностранных, поджидали целые флотилии ушкуйников - русских пиратов и других разбойников. Государь Алексей Михайлович Указом от 19 июня 1667 года повелел повести с ними решительную борьбу, для чего начать строительство боевых кораблей для действия в низовьях Волги и на Каспии. Верфь для этого заложили в Дединове на Оке, где давно ловили рыбу для царского стола и где умели строить большие рыбацкие лодки. Общее руководство исполнением Указа было возложено на знаменитого сподвижника царя Афанасия Ордин-Нащокина. Флагманом будущего флота стал трехмачтовый боевой корабль «Орел». На нем впервые подняли государственный триколор - по тогдашней терминологии бело-лазорево-червчатый. Спуск корабля на воду состоялся 19 мая 1668 года. Мы напомним историю создания корабля «Орел» и расскажем о современном состоянии отечественного судостроения, о том новом, что происходит в этой сфере промышленности и связанной с ней науке. Содержание номера ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ Александр Волков Большим кораблям - большое плавание! НОВОСТИ НАУКИ В рубрике: Найден источник загадочного гамма-излучения. Супервулканы и опасности для человечества. Тайна вытянутых черепов. ГЛАВНАЯ ТЕМА Отечественное государственное судостроение: от корабля «Орел» до атомных ледоколов-гигантов ГЛАВНАЯ ТЕМА Андрей Шаблин…
    • 06/2018 Неожиданный Чехов: от Коломбо до Монте-Карло Музеи не только распахивают перед нами окна в эпоху, когда жил их главный герой, но и помогают обратить внимание на самого человека, которому посвящена экспозиция, рассмотреть его личность (она за известностью обыкновенно теряется, уступая место стереотипам. А уж если, не дай бог, писатель входит в школьную программу! - так и тем более). Именно музеи, с их, казалось бы, застывшими собраниями вещей, напоминают о том, что человек неисчерпаем. Задумаемся, бродя по залам музея А. П. Чехова: так ли уж хорошо мы его в свое время прочитали и вообще, укладывается ли живой Антон Павлович в шаблоны в наших головах? В Чехове еще есть что открывать - это становится ясным уже в первом из материалов Главной темы номера: рассказ Натальи Рожковой об исследователе Чехова Александре Чудакове и о написанной им для школьников (но читается и нами, взрослыми, - взахлеб) чеховской биографии. История одного из прототипов Чехова, разведанная Татьяной Соловьевой, отправляет нас на Сахалин чеховских времен. Но если сахалинская поездка писателя известна многим, то отношения его с Европой (а ведь он был страстным путешественником!) - куда меньше. Вена и Венеция, Рим и Неаполь, Ницца и Монте-Карло, Везувий и рулетка (игроком он был не менее страстным) - всё это мало вяжется с его обликом, верно? - Дмитрий Капустин и Сергей Жуков убедят нас в обратном. И, наконец, Эрнест Орлов (заместитель директора Государственного литературного музея имени В. И. Даля по научной работе, руководитель…
    • 04/2018 Космос: время активного освоения «Астрономия нам нужна так же, как нужны все, даже самые экзотические, ветви науки, искусства и ремесла… Я не рассчитываю, что нынешнее поколение генералов и политиков это поймет. Прицел следует брать на будущее поколение, которое сегодня ходит в школу». Так писал в августе 2002 года на страницах «Знание - сила» известный популяризатор астрономии Владимир Сурдин. Увы, именно тех учащихся вскоре этого предмета и лишили, изгнав его из школы. Похоже, время осознания ошибки наступило - сменившись, руководство нашего образования, видимо, помудрело, и решение о включении астрономии в школьную программу недавно принято. Уверены, что этому обнадеживающему нас событию способствовали усилия ученых, инженеров, педагогов и журналистов, для кого было очевидно, что пренебрежение к одной из важнейших естественнонаучных дисциплин чревато отставанием в технологическом развитии России, терявшей свои позиции в освоении космоса. Посильный вклад в поддержание интереса к астрономической тематике, надеемся, внесли и мы - все эти годы с наших страниц не сходила рубрика «Космос: разговоры с продолжением»; также «Знание - сила» совместно с Музеем космонавтики организовал лекторий, где можно было напрямую общаться с учеными и популяризаторами науки. Не раз их выступления становились основой для Главной темы журнала. Вот и сегодня в ней будет продолжаться начатая в прошлом номере переработанная для печати…
    • 03/2018 Музей непрочитанного классика В СССР он был наиболее издаваемым из советских писателей: с 1918 по 1986 годы общий тираж его изданий, числом 3556, составил более чем 242 миллиона экземпляров. (Где теперь все эти издания? Многие ли берут их в руки?) А если учитывать писателей и русских, дореволюционных, то даже и тут Горький уступит лишь Пушкину и Льву Толстому - вместе с которыми, да еще с Маяковским, его усатый профиль, символ всего официального, обязательного, навязанного (значит - ненастоящего, мертвого!) косился на нас со школьного фасада десять лет подряд. Смотрел он и с первой страницы «Литературной газеты», и со стен станций метро; не было, кажется, ни одного населенного пункта в Советском Союзе, в котором не оказалось бы улицы Горького. Верный, кажется, путь к тому, чтобы быть непрочитанным. Кстати сказать: несмотря на фантастические по нынешним временам тиражи, полного собрания его сочинений нет до сих пор). Ни советское время, когда Горький был явлением куда более идеологическим, чем литературным, ни последовавшее за ним время постсоветское с его вполне понятным отталкиванием от «буревестника революции» и желанием поскорее его забыть не способствовали адекватному и просто внимательному прочтению того, что он, собственно, написал. Кажется, теперь нас, наконец, отделяет от его времени расстояние, достаточно большое для того, чтобы посмотреть…

  • В этом высказывании Эйнштейн поднимает проблему смысла жизни человека. Это проблема, безусловно, актуально в условиях современного общества, в котором люди считают, что успех – есть то, к чему должен стремиться каждый.

    Я согласна с высказыванием Эйнштейна, так как считаю, что если человек не имеет жизненной цели, то его жизнь становится скучна и бессмысленна.

    Мы знаем, что успех – это достижение цели в каком - то определенном задуманном деле, в то время как смысл жизни – это проблема, имеющая отношения к конечной цели существования людей.

    То есть успех – есть малая цель жизни, которую может достичь каждый, а смысл жизни – проблема, которая преследует человека на протяжении всего его существования, и может быть достигнута далеко не каждым.

    Каждый человек строит свою жизнь из определенных целей. Но легко ли найти смысл жизни? Рассмотрим некоторые примеры.

    Предположим, молодой мужчина поставил перед собой цель «обрести семью, прожить долго и счастливо». Он получил работу своей мечты. Это, определенно, успех и он будет чрезвычайно этому рад, но получение работы – не есть конечный рубеж его жизни. Это лишь одно из того, что бы он хотел получить. Молодой человек продолжает жить и создавать условия для того, чтобы достичь совей главной цели – создать семью.

    В конечном итоге, скорее всего, он придет к этому и будет счастлив до конца своих дней.

    Также примером может послужить образ Евгения Онегина. На протяжении всего романа Евгений находится в поиске смысла жизни, он бежит от пустоты, которой было наполнено его существование. Онегин имел огромные амбиции, был не последним человеком светского общества. Достиг многого, но смысла жизни в рамках романа он так и не нашел, тем самым обрек себя на вечные мучения.

    Таким образом, приведенный пример подтверждает высказывание Альберта Эйнштейна о том, что главное в жизни – не добиться успеха, а обрести смысл существования.

    Обновлено: 2017-07-24

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Полезный материал по теме

    • Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл (Альберт Эйнштейн)

    Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. А. Эйнштейн

    Прагматизм и философия успеха

    Философии прагматизма очень близка философия успеха или успешного человека . Последняя — фактически частный случай или одно из следствий философии прагматизма. И здесь мы видим ослиные уши чисто прагматического подхода. Философия успеха загоняет человека в прокрустово ложе малых и внешне эффектных дел. Она в значительной мере лишает человека возможности рисковать, дерзать. Ведь риск, дерзание неизбежно связаны с ошибками, неудачами, т. е. с тем, что является неуспехом (противоположностью успеха). Человек, воспитанный в духе философии успеха, крайне негибок, хрупок. Серьезная неудача может его сломать, убить, уничтожить.

    Философия успеха проникла в психологию. Евгения Белякова, психотерапевт, пишет: «Какая там душа! Торговля «счастьем» у психологов идет не хуже, чем у колдунов. Не зря же самым большим спросом пользуются тренинги, где людей «делают успешными». Когда о человеке говорят, что он умный, или талантливый, или профессионал высокого класса, это понятно. А успешный - это кто? У которого ни ума, ни таланта, ни профессионализма - зато смог денег «настричь»?»
    («Осторожно, психолог! Из записок психотерапевта» — ЖЖ: http://impressionante.livejournal.com/20750.html#comments )

    Президент России, выступая 2-го сентября 2013 г. в одной из школ Кургана по случаю начала нового учебного года, сказал буквально следующее: "Для того чтобы быть успешным, нужно заниматься любимым делом..." При всем уважении к В.В.Путину не могу с ним согласиться. Всё вроде в его словах правильно: и успех нужен человеку, и любимое дело, безусловно, должно быть. Однако, мотивация любимого дела неизмеримо шире и глубже мотивации успешности, того, что вкладывается в понятия «успех», «успешный человек». Человек занимается любимым делом не для того, чтобы непременно достигнуть успеха. Успех может быть, а может и не быть. Ведь любимое дело, творческий труд связаны, как правило, с серьезными рисками, т.е. не всегда ведут к личному успеху.

    Вообще, если внимательно приглядется к словосочетанию "успешный человек", то можно увидеть, что оно по сути нелепо. Тут явное несоответствие масштабов. Где успех, а где человек?! Успех - нечто быстротекущее, ограниченное во времени и пространстве жизни человека. Ты можешь быть успешным в каком-то деле, в каком-то виде деятельности, в каком-то виде общественного признания, на каком-то пятачке-отрезке времени, но не можешь быть успешным вообще, всегда, во всех средах, на всех этапах жизненного пути, от рождения до смерти.

    ________________________________________ ______

    ИЗ ПЕРЕПИСКИ:
    Екатерина Сваровски @esvarovski follows you: "Быть здоровым - значит быть успешным".

    Катя, извините, я сразу Вас покритикую. Ваш девиз "Быть здоровым - значит быть успешным" - весьма сомнителен. Как практический философ, я хорошо знаю, что такое философия успешности. Быть успешным - не должно быть целью настоящего человека, да и вообще нормального человека. Успех не всегда сопутствует человеку и добиваться непременно его - значит сильно обеднять свою жизнь. Человек - рисковое существо. Это его сущность. А риск не всегда ведет к благоприятному результату. Что же, человек не должен рисковать, чтобы не искушать себя в смысле неуспеха?! Философия успеха - близорукая и слишком приземленная. Это американские прагматисты пытаются ее внедрить в сознание людей. В итоге мы видим, какие американцы, ну ту-пы-е, как говорил Задорнов. Я шучу, конечно, но кое-что в этой шутке есть.

    С уважением, Л.Балашов

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Однажды в переписке с Чарли Чаплином Эйнштейн восхищенно заметил: «Ваш фильм „Золотая лихорадка“ понятен во всём мире, и Вы непременно станете великим человеком». Чаплин ответил ему: «Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто не понимает, а Вы всё-таки стали великим человеком».

    сайт собрал самые крутые высказывания ученого - потому что к жизни они относятся самым прямым образом.

    1. Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен.
    2. Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом.
    3. Теория - это когда все известно, но ничего не работает. Практика - это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает... и никто не знает почему!
    4. Есть только два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса.
    5. Образование - это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.
    6. Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.
    7. Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного.
    8. Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая - палками и камнями.
    9. Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.
    10. Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
    11. Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
    12. Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.
    13. Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие.
    14. Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.
    15. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
    16. Морскую болезнь вызывают у меня люди, а не море. Но, боюсь, наука еще не нашла лекарства от этого недуга.
    17. Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя.
    18. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
    19. Математика - это единственный совершенный метод водить самого себя за нос.
    20. Чем больше моя слава, тем я больше тупею; и таково, несомненно, общее правило.
    21. Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.
    22. Международные законы существуют только в сборниках международных законов.
    23. При помощи совпадений Бог сохраняет анонимность.
    24. Единственное, что мешает мне учиться, - это полученное мной образование.
    25. Я пережил две войны, двух жён и Гитлера.
    26. Вопрос, который ставит меня в тупик: сумасшедший я или все вокруг меня?
    27. Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.
    28. Самое непостижимое в этом мире - это то, что он постижим.
    29. Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового.
    30. Все люди лгут, но это не страшно, никто друг друга не слушает.
    31. Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы - что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы - евреем.
    32. Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так.
    33. Воображение - это самое главное, оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь.
    34. Я слишком сумасшедший, чтобы не быть гением.
    35. Чтобы пробить стену лбом, нужен или большой разбег, или много лбов.
    36. Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.
    37. Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение - куда угодно...
    38. Чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть.
    39. Никогда не запоминайте то, что вы можете найти в книге.
    40. Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?

    Мастер – класс «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл » (Альберт Энштейн)

      осмыслить философскую проблему бытия: для чего живет человек;

      побудить учащихся к размышлениям о смысле жизни, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезным и добрым;

      познакомить с жизнью Ю. Вревской

    I. Вступительное слово учителя.

    Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающей смысл жизни, приводил человека к открытиям. Открытия окрыляли, убеждали: не зря, не зря…

    Складывался опыт, убедительный, жизнеутверждающий. Казалось бы – повтори, умножь. Но каждый человек каждый раз начинает всё заново. Человеческая жизнь должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живёт, и попытался ответить на него.

    С чего бы вы начали такое осмысление? Попробуем начать с простого. Пусть каждый вспомнит наиболее значимые для него собственные поступки, любые…

    Что мы называем поступком? (Поступок – совершенное кем-либо действие).

    Запишите свои поступки. (на листочках учащиеся записывают)

    Каждый из вас записал поступки. И что же мы видим? Хотим мы этого или не хотим, но все наши поступки бывают хорошими или плохими. Любые поступки (плохие он или хорошие) оставляют в других людях тот или иной след. Попробуем задуматься над этим. Посмотрите на свои записи и определите, какой знак вы бы дали этической окрашенности своих поступков?

    Наша жизнь – сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетём мы сами… Но не всегда осознаём это. А ведь это наш след в жизни.

    II. Сообщение темы и цели.

    - У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Но мы живём, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверняка, пришла пора и нам задуматься над этим.

    III. Обсуждение рассказа.

    Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле?»

    Старый Мастер построил каменный дом. Стал в стороне и любуется. «Завтра в нем поселятся люди », - думает с гордостью. А в это время возле дома играл Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который еще не затвердел.

    Зачем ты портишь мою работу? - сказал с укоризной Мастер.

    Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и побежал себе. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не наклонялся - ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свою родную деревню на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами. Никто не помнит такого.

    Что же ты оставил после себя? – спрашивает старого Мужчину один дед.

    Есть у тебя сын или дочь?

    Нет у меня ни сына, ни дочери.

    Может, ты дуб посадил?

    Нет, не посадил я дуба...

    Может, ты поле выпестовал?

    Нет, не выпестовал я поля...

    Это, наверное, ты песню сочинил?

    Нет, и песни я не сочинил.

    Так кто же ты? Что же ты делал всю свою жизнь? - удивился дед.

    Ничего не мог ответить старый Мужчина. Вспомнилась ему тот момент, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит тот, словно вчера построен, а на самой низкой ступеньке – окаменевшее отражение хлопчиковой ножки.

    Вот и все, что останется после меня на земле, - с болью подумал Человек.

    Но этого же мало, очень мало... Не так надо жить...

    IV . Беседа.

    – Что оставил на земле после себя старый Мужчина?

    – Что он делал всю жизнь?

    – Как вы понимаете слова «ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой»?

    – Почему он с горечью произнес слова: «Не так надо было жить!»

    – Что он понял?

    V . Вывод . Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть. Он рождается для того, чтобы оставить по себе след. Человек оставляет память о себе прежде всего в поступках, в своих детях, в добрых делах, в труде.

    Наш вывод подтверждает и сам Василий Сухомлинский в своих работах:

    «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный».

    «Не должно быть людей незаметных, людей - безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»

    Знаете ли вы людей, которые «сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»?

    VI . Рассказ о Ю. Вревской.

    В нашей жизни всё меняется: время, правители, даже природа не постоянна. Одно остается неизменным одно сострадание, милосердие. Желание помочь ближнему, попавшему в беду, во все времена вызывало только глубокое уважение. Литература позволяет нам не только узнать о подвигах, но и сопереживать героям, учиться мужеству и стойкости.

    Гибель Юлии Петровны Вревской вызвала у великого поэта и писателя И.С.Тургенева чувство скорби и уважения. Произведение «Памяти Ю.П. Вревской» позволяет почувствовать переживания автора.

    Внимательно послушайте стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской». Какие чувства, мысли посетят вас? (видеоролик)

      анализ стихотворения в прозе;

    Каковы ваши впечатления от услышанного?

    Что вы знаете о жизни Ю.П. Вревской?

    «В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины–воины. Накал благородных чувств был таков, что многие женщины направились на фронт. Милосердные сёстры – так их тогда называли. Среди них была и та, кого благословил Тургенев, Юлия Петровна Вревская – одна из блистательных петербургских красавиц, баронесса…»

    Это русская женщине, которую по праву можно назвать Ангелом милосердия
    Юлия Петровна Вревская – баронесса, народная героиня России и Болгарии.

    Что вы узнали о ней из текста И.С. Тургенева?

    («Она была молода, красива…», «Жизнь ей улыбалась…», «…с лишком две недели умирала она от тифа….», «…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.

    Почему в произведении И. С. Тургенева нет подробного описания жизни Юлии Петровны?

    Где в тексте проявляется «я» лирического героя?

    (Учитель предлагает перечитать заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!» ) Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо ». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.

    Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее». Ирония «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…» .

    Восхищение «и такая сила, такая жажды жертвы!»

    Умиление – «Нежное кроткое сердце…»

    Сожаление «Всякое другое счастье прошло мимо» .

    Скорбь «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…» )

    Милосердные сёстры. Сейчас мы называем их «сёстры милосердия». Главное слово «милосердие». Что это? Чем его измерить?

    Как вы можете объяснить данное понятие? Запишите на листочки.

    (Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

    Какие понятия являются противоположностью милосердию?

    (Противоположность милосердия: равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.)

    Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему и участие в жизни другого. Этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью.

    Вот как о милосердии говорит Гилберт Честертон: «Милосердие – это сила, которая может защитить то, что беззащитно ». А Хелен Келлер пишет: «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении ».

    Как Вы их понимаете?

    Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сёстры милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других. Именно так прожила свою жизнь Ю. Вревская.

    Как вы думает, почему Ю.П. Вревская и другие сёстры милосердия сделали именно такой жизненный выбор?

    Давайте попробуем составить синквейн о милосердии.

    Итог урока.