Способы работы с полимерной глиной. Лепка из полимерной глины – увлекательное занятие для начинающих скульпторов

Сграффи то, граффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально - выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип сграффито применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В 15-17 вв. С. распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии С. проникло и в другие страны (Германию, Чехию и др.). С. широко используется в монументально-декоративном искусстве 20 в.

Sgraffito (ital. sgraffito or grafrito – “scratched”) is a decorating technique produced by scratching the upper layer of plaster to reveal a contrasting successive layer. It’s an old technique widely used in ceramics to decorate archaic vases of Greece and Etruria. In 15 – 17 centuries it spread in Italy as a technique of wall decor (mainly in facades due to its fastness). From Italy it spread further to other countries (like Germany, Czech Republic). Sgraffito was widely used in the decorative art of architecture of the 20th century.

Когда я увидела керамические вазы и блюда в этой технике, я просто влюбилась в нее и решила поэкспериментировать. Результат сегодня покажу Вам.

Нам потребуется , нескольких цветов (oil paint), контрастного цвета к полимерной глине, самодельный инструмент покажу позже отдельным кадром, перчатки обычные, сухие салфетки, нож, скалка или лапшерезка.

When I came across this technique in ceramic vases and plates I fell in love with it and decided to try to apply it. I’ll show you the result.

We’ll need one-coloured clay, oil paint of several coloures contrasting to the one of the clay, a hand-made instrument which will be pictured later, simple gloves, napkins, a blade, a rolling pin or a Conditioning Machine.

Для основы я использовала стеклянную вазу, оборачиваю ее глиной. Для этого не требуется особой выкройки, просто выкладываю всю поверхность пластами, не накладывая их друг на друга, стык в стык.

I wrap a glass vase by a layer of the clay. You won’t need any samples here. I just cover the glass surface by clay layers carefully connecting them close to each other trying not to leave seams visible.

Для того, чтобы сгладить стыки, я использую скалку или зубочистку, просто катаю по поверхности, одновременно выдавливаю воздушные пузыри между поверхностью стекла и глиной.

I use a rolling pin or a tooth-pick to smooth the seams, just rolling it along the clay surface and choking out the air from between the glass and the clay layer.

Теперь начинаю декорировать, натираю масляной краской в произвольном порядке, густо. Рисую без кисточки, пальцами, чтобы не повредить поверхность. Бережем руки, носим перчатки) Акриловая краска не подойдет, она высохнет пленкой.

Then I start to decorate the surface applying a thick layer of oil paints in a random way. I don’t use brushes using my finger to spread the paint not to deform the clay surface. Use gloves to keep hands clean. Acrylic paint won’t do as it forms a film when gets dry.

Сухой салфеткой прижимаю к глине, не растираю, а просто убираю излишки краски до матовой поверхности, краска немного въедается в глину, не бойтесь ее стереть полностью)

I press a dry napkin to the surface to take away excessive paint. Do not wipe, but press. Do it till you get a matted surface. Don’t be afraid that you might wipe all the paint. You won’t as the paint mixes with the clay a bit.

Может потребоваться несколько салфеток, из-за помятой, но в то же время мягкой поверхности, получаем богатую текстуру. Мне уже и так нравится, но тема сегодня другая.

You might need several napkins. Step by step the soft surface gets textured. I already like the result, but our aim in this tutorial is different, so let’s continue.

Теперь будем рисунок выцарапывать на поверхности. для этого я придумала на ходу инструмент: по проволочке стукнула молотком пару раз, чтобы она стала плоская, свернула ее пополам и прикрепила вместо сверла в , можно как вариант просто изолентой к карандашу примотать.

The next step is to scratch a pattern. For this I’ve made up my own instrument: I’ve flattened a wire with a hammer, curled it and attached it to a collet instead of a . You can also attach it to a pencil with a tape.

Начинаем рисовать, излишки глины убираю, чтобы они не тянулись за инструментом, протираю проволочку салфеткой, чтобы краска не пачкала глину. Теперь все зависит от фантазии и художественных навыков. При приближении видны дефекты, можно их не трогать, после запекания аккуратно срезать помарки лезвием, но это в том случае, если Вы перфекционист:

So I start drawing. I take away the excess of clay so it might not get attached to the instrument while scratching. After each scratch I wipe the wire not to stain the lower layer of clay. The pattern is limited only by your fantasy. If you look

closer I can see some defects. You may leave them but if you are a perfectionist you may slice them with a blade after curing)

У меня получилось вот так:

So here is the result:

В качестве примеров работ я решила использовать фотографии керамических изделий из обычной глины, которые меня вдохновили. От самых простых до сложнейших композиций.

Эта статья для тех, кто неравнодушен к приятным сувенирам и всему прекрасному. Самые необычные, интересные и уникальные вещи не продаются в магазине и не имеют цены. Их можно получить в подарок от талантливого мастера или...их можно сделать своими руками!

Для того, чтобы освоить искусство лепки, не обязательно обладать блестящими талантами. Сам процесс лепки доставляет не мало удовольствия, тем более, что лепить придется не из пластилина, а из великолепного материала. Полимерная глина или по-другому, пластик, появился в нашей стране на так давно. Он не липнет и не пачкает руки, от него нет грязи. Он не уменьшается в объеме и хорошо раскатывается на любую толщину.

Полимерная глина бывает разных оттенков: полупрозрачная, золотистая, серебристая. Ее можно окрашивать и получать различные оттенки. Такая глина может быть мягкой и твердой, требующая обжига в обыкновенной духовке при 100 градусах и самозатвердевающая на воздухе. Самоотвердевающая полимерная глина похожа на дерево или гипс, поэтому ее можно обрабатывать соответствующим инструментом. Запекаемая глина более твердая и напоминает пластмассу. Как видите, работа с полимерной глиной не требует специального оборудования. Все фигурки, сделанные из этого материала, будут прочными и долговечными.

Для начала вам нужно приобрести необходимый материал. Полимерная глина продается в специализированных магазинах. По названию фирм производителей можно выбрать: фимо, скалли, цветик, като, цернит и др. Для работы вам понадобятся:

  • герметичные коробочки для хранения глины, для того чтобы она не покрылась корочкой;
  • кулинарный пергамент, на котором можно раскатывать глину, а также им можно застилать лист духовки для обжига;
  • острый нож для отрезания кусочков глины;
  • духовая печь;
  • скалка;
  • бытовая фольга;
  • проволока диаметром 0,5-1 мм;
  • влажные салфетки для протирания рук.

Как работать с полимерной глиной? Существует множество тонкостей и техник. С помощью полимерной глины можно имитировать практически любой художественный эффект и поверхность: ткань, дерево, стекло, фарфор, слоновую кость, натуральную глину, любые поделочные камни.

Перед началом работы глину рекомендуется хорошо размять руками, от их тепла она становится очень пластичной. Новичкам можно начать с лепки бусин. Пластик раскатываем в лист и разрезаем на одинаковые части. Из кусочков катаем бусины. Для удобства запекания бусины нужно нанизать на зубочистки. Чтобы бусины получились с красивыми цветными разводами, можно соединить несколько видов пластика. Кстати, бусины можно изготовить применив соляную технику. Каждая заготовка бусины опускается в емкость с сахаром, причем руками следует хорошенько прижимать в бусину сахар. Скатываем шарик, прикатывая сахар. Затем на время помещает сахарные шарики в холодильник, чтобы пластика остыла и немого затвердела. Затем в кипящую воду помещаем нанизанные на зубочистки бусины и оставляем их вариться на 10-15 минут. Когда бусины остынут, у вас получится эксклюзивное украшение.

Для изготовления бусин из полимерной глины, можно применить технику акварель. Раскатываем пластику разных цветов как можно тоньше. Соединяем пласты в таком порядке: черный, белый, цветной. Прокалываем, чтобы ушли пузырьки и слои хорошо соединились. Рвем пласты на мелкие кусочки. Далее приступаем к сборке бусин. Из остатков раскатываем пласт и вырезаем одинаковые части, из которых делаем бусины, основу обкладывая рваньем. Тщательно скатываем в руках, чтобы рисунок получился равномерный, запекаем в духовке,сверлим и лакируем.

Техника декупаж на полимерной глине, заключается в переводе картинки на поверхность глины. Это самая простая техника. Вырезанный рисунок наклеивается на пласт с помощью клея для декупажа. Сверху рисунок также нужно покрыть слоем клея. Затем заготовку можно аккуратно вырезать с помощью специального ножа или скальпеля. Изделие отправляется в духовку. После запекания глиняного изделия у нас получается красивый рисунок.

Более сложное изделие можно сделать в технике caning , которую еще называют техника Миллефиори . С ее помощью из полимерной глины можно творить настоящие шедевры. Чтобы получить желаемый рисунок, пластик раскатывают на "колбаски", выкладывая из них будущий рисунок, из нескольких собирают одну и затем вытягивают ее в длину. На срезе получается аккуратный и интересный рисунок. Затем нужно отрезать кусочки одинаковой толщины, либо сделать бусины и продолжать изготавливать задуманное изделие.

Изделия из полимерной глины можно выполнять в технике "Хризантема" . Отрезаем равное количество пластики выбранных цветов. Раскатываем ровные пласты. Далее аккуратно накладываем один слой на другой, следя за тем, чтобы между слоями не остался воздух. Таким образом, получается двухцветный слой пластики, из которого скручивается рулетик. Пластиковой карточкой симметрично немного проминаем края, создавая как бы лепестки цветка. По краям узор напоминает цветок хризантемы. Из такого рулетика можно сделать бусины, кулон или другие изделия, предварительно разрезав его на части.

Техника Мокуме Гане предполагает помощь текстур и штампов. Подготавливаем несколько цветов и делаем пласты. Складываем их стопочкой и прокатываем. Полученный пласт прикрепляется на ровную поверхность, например стекло, и сверху штампуется, чтобы получился узор. Затем тонким ножом или лезвием срезаем выпуклые части. Получается пласт с чудесным рисунком. Вырезаем формочками понравившиеся части. Снимаем рисунки со стекла и прикатываем к основе, их которой делаются поделки и затем запекаются в духовке. Обрезки можно наклеить на однотонные шарики, скатав в руках, чтобы рисунок склеился с фоном. Затем запекаем. Получаются еще и красивые абстрактные бусинки.

Работу с полимерной глиной надо правильно организовать. В первую очередь подготовьте рабочее место. Оно должно быть хорошо и равномерно освещено. Положите на стол рабочую поверхность (это могут быть разные материалы, но самый удачный - стекло, поскольку к нему глина не будет прилипать, стекло легко содержать в чистоте) и все необходимое, чтобы материалы и инструменты были под рукой.

Если вы только учитесь обращаться с пластикой и испытываете трудности с изготовлением изделий, то лучше сначала нарисовать их на бумаге, т. е. сделать эскиз, - так проще исправить обнаруженные недочеты и не придется портить материал. Если вы уверены в своих силах, то переходите к следующему этапу.

Прежде чем приступить к реализации своего замысла, глину необходимо размять, чтобы придать ей пластичность и превратить холодную массу в податливый мягкий материал. Глина хорошо нагревается от теплоты рук, поэтому никогда не пренебрегайте этой работой и не жалейте на нее времени. Помимо того, что глина станет эластичной, из нее будет удален воздух, пузырьки которого при обжиге проявятся на поверхности изделия в виде некрасивых бугров.

2


Для начала возьмите небольшой кусочек и постепенно добавляйте к нему новые. При таком методе работы вы избежите вышеперечисленных неудобств.

Правила смешивания цветов.

Несмотря на то, что цветовая палитра полимерной глины может быть очень разнообразной, все равно возникает необходимость получить новый цвет или оттенок. Поэтому надо уметь правильно смешивать цвета.

3


Смешивайте глину любых цветов (в том числе и разных производителей), но соблюдайте
пропорции.

Достаточно 3-5 минут, чтобы два цвета полностью перемешались.

Прежде чем соединять весь имеющийся материал, делайте пробники.

Помните о том, что темные цвета могут подавлять светлые.

Если не перемешивать глину разного цвета до однородного состояния, можно получить мраморную пластику.

Бывает, что нужна глина определенного цвета, но ее нет под рукой. Чтобы получить желаемый цвет, можно воспользоваться таблицей смешивания цветов.

Добавляя в любой цвет белую пластику, вы получите желаемый оттенок. Он будет тем светлее, чем больше белой глины.

Хитрости и тонкости обращения с пластикой.

Чтобы не пришлось бороться со следами от пальцев на изделии, можно надеть резиновые перчатки. Если отпечатки пальцев все же остались на поверхности, иногда достаточно смочить пальцы и смазать их. Можно воспользоваться другим способом: закончить изделие, обжечь его и обработать наждачной бумагой. Однако бумага оставляет после себя бороздки, в которые попадают мельчайшая крошка и пыль, делающие их еще более явными.

Чтобы избавиться от таких дефектов, надо вымыть изделие с мылом и щеткой, после чего покрыть его лаком. Есть мастера, которые предпочитают шкурить поделку непосредственно под струей воды, чтобы сразу видеть результат и не допускать появления в воздухе пыли.

4


Во время лепки, особенно при изготовлении разноцветного изделия, необходимо предупредить загрязнение сырой пластики. Для этого рабочая поверхность и инструменты должны быть чистыми. Кроме того, необходимо мыть руки с помощью мягкой щетки или держать рядом с рабочим местом влажные салфетки. Они содержат вещества, хорошо удаляющие жировые субстанции, к которым относятся и пластификаторы в составе полимерной глины.

Нередко возникает необходимость очистить от прилипшего мусора уже готовую работу. Для этого надо прибегнуть к шлифовке. Если это не помогает, то острым ножом аккуратно срежьте соринку.

Случается, что пластика не устраивает своей мягкостью или жесткостью. Чтобы сделать ее более мягкой, есть много способов, например соединить с вазелином, другой мягкой глиной, разогреть или ввести пластификатор Moldmaker.

5

Если глина буквально тает в руках, то либо перемешайте ее с более сухой, либо подержите на белом листе бумаги 2-3 ч, в течение которых излишек пластификатора впитается в лист. Если пластика стала прилипать к рукам после добавления пигмента или краски, то этого не исправить, так как между компонентами началось взаимодействие.

Основные техники.

Работать с полимерной глиной можно в различных техниках.

Соляная техника.

Ее можно использовать при изготовлении бус, на которых благодаря соли (подойдет и сахар) образуется эффектная рыхлая структура, напоминающая пемзу.

6


Изготовьте необходимое количество бусин. Насыпьте крупную морскую соль (или сахар), обваляйте в нем сырые бусины, вдавливая кристаллы соли. Запеките или сварите по одной в воде согласно инструкции. Обожженное изделие погрузите в емкость с водой. Дождитесь, пока растворится соль, затем просушите бусины. Если потребуется, залакируйте их.

«Миллефиори» («трость», «колбаска»).

Одна из наиболее популярных техник, при работе в которой из простых элементов можно составить сложный узор, например на листиках, лепестках и др. Для этого наложите друг на друга пласты глины нужного цвета и формы, соблюдая заданный порядок. Так образуется деталь, которую надо сжать и нарезать как колбасу. На срезе проявится рисунок.

7

«Акварель».

При этом одновременно надо работать с тремя пластами разного цвета - цветным, белым и черным (могут быть использованы и другие контрастные цвета). Наложите их друг на друга в такой последовательности: цветной (верхний), белый (средний), черный (нижний); прикатайте их; порвите пласт на небольшие фрагменты; произвольно наложите на поделку, накрыв всю поверхность.

8

«Филигрань».

Элементы этой техники - зернь и нить. Выкладывайте из нити (пропустите пластику через экструдер или скатайте вручную) ажурный узор, акценты расставляйте с помощью зерни (мелкие металлические шарики).

9

«Мокуме гане».

Как и в технике акварель, следует взять несколько пластов (не менее двух и не более шести) разного цвета, поместить их друг на друга; штамповать получившийся блок формами, продавливать любыми подходящими инструментами (например, спицей и пр.), прорезать лезвиями (волнистыми или прямыми) и т. д. Благодаря тому, что верхние слои пластики проникнут в нижележащие, на срезах возникнут необычные узоры.

10

«Мика-шифт».

В которой задействуется пластика с вкраплениями слюды. Различные манипуляции, которые можно осуществить с глиной, например перекручивание, штампование и иное, приводят к тому, что частицы слюды смещаются, создавая трехмерный эффект. Помимо этого, можно назвать техники «калейдоскоп», технику плавного перехода цвета и др.

11

Склеивание деталей.

Приклеенные детали будут прочно держаться, если правильно подобрать клей. Это может быть клей «Контакт-гель», который прочно свяжет детали с основой, например, кольца. Если надо вклеить штифт, то просверлите под него отверстие несколько большего диаметра, чтобы для клея осталось место.

Можно попробовать использовать эпоксидный клей (сначала на бросовом элементе). Как правило, он дает надежное соединение, но обладает неприятным запахом.

12


Для скрепления деталей из глины друг с другом или запеченной пластики с сырой подойдет особый запекающийся гель (жидкая пластика), например Fimo liquid deko gel, Kato liquid clay, Translucent liquid Sculpey.

Запекание готового изделия.

При запекании термопластика выделяет токсичные вещества, поэтому нельзя использовать ту же духовку, где готовится еда. Если вы планируете заниматься пластикой профессионально, лучше всего приобрести для обжига специальную печь и оборудовать мастерскую вне жилого помещения.

Имеет значение и то, на чем запекать. Можно выбрать дощечку, стекло, керамическую (не акриловую) плитку, противень, предварительно постелив на него бумагу для выпечки (иначе изделие перегреется и подгорит), тарелку (разумеется, потом ее нельзя использовать по прямому назначению) и др.

13


При обжиге нужно учитывать и форму изделия. Если оно плоское, то во избежание вспучивания надо положить на него небольшой груз; если изделие круглое, например бусина, то для того чтобы не допустить ее деформации, обжигайте изделие, насадив его на зубочистку и воткнув последнюю в скомканную фольгу.

Как долго надо держать изделие в духовке, определяется его толщиной. Если, например, она не превышает 5 мм, то достаточно и 15 мин. Соответственно, чем толще и крупнее поделка, тем больше времени требуется для ее обжига, тем более, что от этого она становится прочнее. Как правило, мастера ограничиваются 30 мин. Уделяйте особое внимание соблюдению температурного режима.

14


Очень важно правильно достать изделие из духовки, чтобы в нем от перепада температур не возникли микротрещины. Поделку надо оставить в духовке до полного остывания, просто приоткрыв ее дверцу.

Итак, если вы предпочитаете работать с запекающейся глиной, то для того чтобы результат вас не разочаровал, следуйте определенным правилам.

Соблюдайте инструкцию, разработанную производителем глины, придерживайтесь ее указаний и мер предосторожности.

Никогда не выставляйте температуру «на глазок». При правильно подобранном параметре (не более 130 градусов, о чем сказано на упаковке пластики, хотя, например, для Fimo это 110 градусов) глина издает слабый запах, и это нормально. При нарушении температурного режима в сторону его увеличения поливинилхлорид разлагается, что сопровождается выделением хлористого водорода - вещества очень токсичного. Но нельзя допускать и противоположного - уменьшения температуры ниже указанного предела, поскольку в этом случае полимеризации не происходит и изделие становится хрупким.

Обязательно тестируйте материал, взяв для обжига небольшой кусочек глины. Это позволит скорректировать работу духовки (возможно, будет достаточно переставить готовое изделие на нижнюю полку).

Помните, что пластика после запекания может изменять цвет.

Никогда не используйте вместо духовки микроволновую печь, так как в ней пластик деформируется, горит и может взорваться.

По окончании работы остудите духовку и вымойте.

Если духовка не оснащена термометром или если вы опасаетесь ее использовать, то вместо запекания проварите изделие в кипящей воде (помните, что в такой кастрюле нельзя будет больше готовить пищу). Для закрепления достаточно 30 мин.

Этот способ применим, хотя следует признать, что изделие будет менее прочным, чем при обжиге; на поделке может появиться белесый налет, для устранения которого придется нанести на нее слой растительного масла. Кроме того, заметим, что такой способ фиксации пластики подходит не для каждого вида полимерной глины, поскольку температура кипящей воды не превышает 100 градусов.

Если для моделирования вы приобрели застывающую на воздухе полимерную глину, то готовую поделку оставьте на столе до полного отвердения, на что может потребоваться от нескольких часов до нескольких дней.

Лакирование изделия.

При лакировании предварительно обезжирьте поверхность изделия, вымыв его мыльной водой или протерев тампоном, смоченным спиртом. Это особенно важно при использовании лака на водной основе.

Нанижите изделие или деталь, например бусину, на спицу и окуните в лак; извлеките ее и вращайте вокруг оси, чтобы лак лег равномерно, после чего воткните спицу в кусок поролона и удалите появившуюся капельку лака.

15


Если лак содержится в аэрозольной упаковке, интенсивность лакирования зависит от расстояния до изделия. Матовую поверхность можно получить, если держать баллон подальше и распылять лак небольшими порциями; глянцевую - если расположить баллончик поближе (но не вплотную, иначе на поверхности поделки появится пена) и давать мощной струей. Если изделие плоское, то по очереди покройте его лаком с одной, потом с другой стороны.

При лакировании могут возникать непредвиденные ситуации, с которыми необходимо грамотно справляться.

Иногда изделие через некоторое время начинает прилипать к рукам. Причин может быть несколько: во-первых, использован неподходящий лак; во-вторых, изделие плохо запечено, вследствие чего глина не полимеризовалась, а выступивший пластификатор вступил с лаком во взаимодействие. Можно попробовать дополнительно подержать изделие в духовке 10-15 минут при температуре 110-130 градусов. При отсутствии результата следует снять старое покрытие и нанести слой другого лака.

Для удаления лака на водной основе оставьте изделие на ночь в воде, положив в нее лимон или влив уксусную кислоту. Минеральный лак снимается растворителем, например уайт-спиритом, предварительно надо его протестировать на предмет реакции с лаком.

Если на поверхности изделия лак образовал разводы, причина одна - лак слишком густой. Его необходимо разбавить и использовать в качестве грунтовки, на которую потом нанести густой лак.

16


- Если изделие было покрыто лаком, просохло, но не снимается со спицы, то, скорее всего, лак и спица склеились. Подрежьте лезвием прилипший край или немного подержите изделие в духовке, чтобы лак размягчился.

Нередко белые и светлые лакированные изделия желтеют. Это возможно, если в составе лака нет УФ-фильтров. Внимательно читайте инструкцию перед применением лака.

Техника безопасности.

Полимерная глина - материал искусственный, содержащий химические вещества, поэтому вопрос о безопасности работы с ней и использования изделий из нее не теряет своей актуальности. При контакте с руками пластика не вызывает никаких неприятных последствий, т. е. она безопасна. Однако это не исключает выполнения обычных гигиенических процедур, в частности мытья рук после работы. При этом желательно использовать скрабы или пемзу, самым тщательным образом очищать поверхность ладоней и пальцев от мельчайших частиц пластики.

17


- Чтобы эффективно удалить полимерную глину с рук, нанесите на них небольшое количество растительного масла, потрите, после чего вымойте руки обычным туалетным мылом.
- Посуда и инструменты, которые вы используете во время лепки и запекания пластики, не предназначены для других целей. По окончании работы они должны быть вымыты и насухо вытерты.

Еще раз скажем, что для обжига глины необходима специальная печь.

Если вы передержали изделие в духовке (это вы поймете по резкому и неприятному запаху), то немедленно выключите ее, откройте окна и двери, выведите детей и животных и покиньте помещение, предварительно достав перегретое изделие из духовки. Если при этом выделяется дым, то для защиты органов дыхания от газообразной соляной кислоты (хлористого водорода) закройте нос и рот влажным полотенцем.

При недомогании обратитесь за медицинской помощью и обязательно проинформируйте медперсонал об обстоятельствах произошедшего. Если на столе находились ничем не защищенные продукты, то выбросьте их.

Поскольку изделия можно подвергать дальнейшей обработке, в частности шлифовке, то и здесь надо соблюдать технику безопасности. При сверлении или шлифовке следует воспользоваться респиратором, чтобы предотвратить попадание сухой пыли в легкие. Кроме того, наденьте защитные очки, чтобы пыль, мельчайшие частицы пластики и даже отскочившие предметы, например бусина, не попали в глаза.

18


- Готовое изделие из полимерной глины можно покрывать лаками.

Соблюдайте технику безопасности, особенно при использовании лака в аэрозольной упаковке. При разбрызгивании жидкости в воздух попадают мельчайшие частицы лака, которые могут оседать на слизистых оболочках (если это случилось, промойте их большим количеством воды и при необходимости обратитесь за медицинской помощью). Поэтому осуществляйте лакирование в хорошо проветривающемся помещении; защищайте органы дыхания респираторами, глаза - очками, руки - перчатками; выполняйте требования инструкции.

Часто изделия из пластика имеют вид съедобных продуктов - тортиков, пирожных и т. п, что особенно опасно, если есть маленькие дети.

Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, широко применяется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь отдельные примеры. И все это делается дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и позволяет добиваться выдающихся, даже феноменальных, результатов буквально любому, сырье недорого, а готовые изделия из нее достаточно прочны и долговечны.

Любителями, уделяющими пластике свободное время, более используется полимерная глина, приготовленная своими руками. Дело в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограничен. Во вскрытой и обратно закупоренной оригинальной упаковке качество массы непрерывно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его истечения. Если в очередную задумку нужно чуточку, скажем, желтого, то покупать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещицы, материал может уже подпортиться.

Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики регулярно, на продажу или для себя, то лучше пользоваться покупным сырьем. Особенно, когда требуется получить нежные цвета и тонкие их переходы. См., напр., мастер класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:

Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной


Пластика или фарфор?

Собственно говоря, холодный фарфор и пластика – материалы разные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в промышленных условиях. Срок годности материала – годы и годы, а готовых предметов практически неограничен. У автора этих строк пока не вполне израсходован запас брусковой пластики еще советского производства 80-х. В дело она пригодна до сих пор.

Изделия из термореактивной пластики прочны, как поликарбонат или карболит, выдерживают механическую обработку, покраску, лакировку. Термостойкость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее трудно, нужно сочетать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов добиться нельзя. В общем, это материал для изготовления подставок светильников, лицевых панелей корпусов каких-то небольших самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.

Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, разумеется, мастерицы. Вот для дамских пальчиков другая разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или просто мягкая – создана как нарочно, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика позволяет имитировать даже такие камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Дополнительной обработки, кроме сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не требуется. Термостойкость просохшей – до 90 градусов.

От регулярного смачивания или пребывания в атмосфере с влажностью более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – акриловые краски и лаки на водной основе. Красить и лакировать можно только полностью просохшие изделия, см. далее. Нательные украшения покрывать акриловым лаком нужно в 2 слоя ; жиропот – первейший враг мягкой пластики.

Срок годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же стационарных, периодически освещаемых прямыми солнечными лучами через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочны примерно как ПВХ с наполнителем. Гамма цветов – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-либо сложностей, см. далее.

Примечание: в процессе механической обработки самотвердеющая полимерная глина склонна к выкрашиванию и растрескиванию, поэтому формовать изделия из нее желательно сразу с отверстиями и пр., см. далее о бусах.

О лепнине на мебели

Тот и другой виды пластики хорошо годятся для оформления самодельной или покупной мебели в домашних условиях, см. рис: декоративные элементы из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому другому твердому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обычного акрилового лака или 1-2 слоя специального защитного от УФ (ультрафиолета), т. наз. анти-UV или просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.

Применение пластики для декора мелкой мебели – шкафчиков, тумбочек, полочек, вешалок, ключниц и т.п. – общеизвестно. Но с не меньшим успехом, только в большим трудом из самотвердеющей пластики можно делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или деревянной основе. Напр., нижний ряд фото на рис. – изголовья кроватей. Крайняя справа – в спальне Жанны Фриске, она сама когда-то это фото выложила. А чем хуже остальные, вылепленные потихоньку-полегоньку, но при многократно меньших затратах?

Материал

Переходим к тому, как сделать полимерную глину самостоятельно дома. Тонкой и богатой цветовой гаммы сразу не получим, но для освоения техники пластики самодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (клея ПВА), и пластификатора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для окрашивания в нее добавляются пигменты или готовое изделие красится поверху.

Примечание: состав пластификатора-стабилизатора для разных видов крахмала различен, см. далее.

Ингредиенты

Прежде всего – масло, преимущественно от него зависит качество пластики. Раффинаж масла должен быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» компоненты даже на слабом рассеянном свету со временем битуминизируются, деталь посереет, как древесина на улице, и начнет крошиться. Поэтому для приготовления пластики нужно использовать детские или косметические масла; предпочтительно – на основе масла какао.

Следующее – крахмал. У растительного крахмала различного происхождения размеры, форма и структура зерен разнятся. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он дает массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к химическим воздействиям. Изделия побольше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинами.

Микроструктура картофельного крахмала тоньше, поэтому и сохнет пластика на нем равномернее. Прочность пластики «на картошке» на скол меньше, поэтому из нее предпочтительнее делать фигурки достаточно большой величины, размером где-то от детского кулачка. Барельефы и лепнина также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и цветовые переходы в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.

Наконец – клей. Он подойдет, если флакон/банка до того ни разу не открывались. Если упаковка ранее хоть чуть-чуть «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. далее), или при сушке проявятся дефекты. Игрушки и галантерею желательно делать из пластики на ПВА для дерева (продается в строительных магазинах), а для безделушек или лепнины (кроме как на изголовье кровати) пойдет канцелярский ПВА.

Приготовление

Рецепты и способы приготовления пластики различны в зависимости от вида крахмала. «Картофельная» пластика делается из таких компонент:

  • Крахмал (разумеется, картофельный) – 100 г.
  • Клей ПВА – 100 мл.
  • Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
  • Жирный бесцветный косметический крем – 1 полная чайная ложка без верха.

Пошаговая инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале осуществляется следующим образом:

Примечание: окрашивание пластики в массе, если нужно, производится непосредственно перед употреблением, см. далее.

«Кукурузную» пластику можно готовить так же, но более качественной она получается при прогреве сразу по всему объему. Для этого нужна микроволновка, а рецептура и технология упрощаются:

  1. Готовят подстилку из многократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
  2. Смазывают руки нежирным косметическим кремом, но только на натуральной основе, без силикона;
  3. В термостойкой стеклянной миске (которые специально для микроволновок) смешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей наливают в миску и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
  4. Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – лимонного сока. Несколько хуже будет лимонная кислота на кончике ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
  5. Выставляют на микроволновке максимальный нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если такого нет на шкале, печку нужно будет выключать вручную;
  6. Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
  7. Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остыть, но тщательно перемешивают;
  8. Снова греют в микроволновой печи 30 с, вынимают;
  9. Снимают и удаляют корочку;
  10. Массу выкладывают на подстилку и прокатывают в толстенькую колбаску, пока избыток воды не впитается в ткань;
  11. По остывании примерно до 40-42 градусов (рукам горячо, но не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
  12. Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.

Осветление лимонным соком (тоже, кстати, осветленным медицинским или для детского питания) при использовании крахмала высшего качества и конторского ПВА позволяет получить поверхность изделия слегка просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода такого эффекта не дают.

Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно приготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Употреблять ее нужно немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механические свойства свежей те же, учиться лепить можно.

Видео: изготовление холодного фарфора своими руками без варки


Краски, лаки, дырки

Из вопросов собственно приготовления пластики осталось решить, как ее красить и лакировать. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. сверлить готовые бусины нельзя, дырочка получится внутри рваной и нитка в ней быстро протрется.

Красители

Пигменты вводятся в пластику непосредственно перед употреблением: массу раскатывают в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, сворачивают в рулон и разминают, прокатывая между ладонями, пока краситель не разойдется полностью или насколько нужно. Для окрашивания пластики с массе пригодны цветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – высокая стоимость. Особенно он сказывается в больших изделиях. В таком случае их можно красить поверху акриловой краской, но ее слой истираем. Можно также вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, но в продажу нужные фракции не поступают. Здесь возможны 3 выхода из положения:

  • Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
  • Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого следующего колера придется покупать новую.
  • Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – придется привлекать кого-то, кого больше тянет не на гламур, а к слесарному верстаку.

Отверстия

Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немного поговорим далее, а пока присмотритесь: в таких дырочках нитка не протрется. Как их проделать? Нужно знать, что скорость высыхания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм образуется прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже достаточно прочной, но еще эластичной. Вот из нее и нужно сформировать кратеры отверстий, а уж затем досушить детали, сколько нужно. Довольно долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полностью сохнет 25 суток, чуть ли не месяц.

Примечание: на всякий случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре выше 25 градусов нельзя, потрескается. Ниже 15 градусов тоже нельзя, получится хрупкой и крошащейся.

Сверлим бусы из полимерной глины следующим образом:

  1. Лунки с округлыми краями формируем кончиком зубочистки, не протыкая корочки;
  2. Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
  3. Снимаем иглу и проходим ею отверстие, непрерывно ее вращая;
  4. Сверление ведем попеременно с 2-х сторон до сбойки посередине;
  5. Керн (столбик) вязкой пластики из иглы выдавливаем тонкой, впритирку по внутри, жесткой проволочкой;
  6. для следующей бусины повторяем пп. 2-5.

Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.

Видео: ровные бусины из полимерной глины своими руками

Соль и лак

Нередко поверхность изделий из пластики требуется шероховатая, напр., чтобы цветы и листья из нее выглядели натуральнее, как на рис. справа. Также шероховатость поверхности, но более мелкая, нужна под лакировку бижутерии, чтобы лак держался. Того и другого добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобна хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), затем выдерживают в воде, пока соль не растворится. Если делаются бусы, отверстия в них сверлят тут же, а прочие изделия досушивают, как надо.

Немного об искусстве

Статья эта вообще-то технологическая, но художественная лепка из пластики непосредственно прилегает к производственному циклу, т.к. начинается сразу же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Поэтому нельзя не сказать несколько слов о том, как из пластики лепить.

Простейшая техника – слоеная, или слойка. В ней абсолютно никаких сложностей, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми ровными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немного умения, фантазии, и можно делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предупреждения можно показывать разве что 1 апреля, и то не всяким, см. след. справа. Впрочем, в этот день можно показаться и самой, в колье из таких пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шутка.

Развитие слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Этих 2-х техник достаточно, чтобы сделать почти все, что показано на рис. в начале и еще многое другое. Напр., очень популярные дольки цитрусовых, см. след рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин дополнительного цвета в надрез на колбаске основного. Затем колбаску долго и энергично, но не зажимая сильно, прокатывают между ладонями. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Таким же способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.

То, что показано на рис. справа, делается таким же способом, но требует уже гораздо большего мастерства. Называется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.

Лепка из полимерной глины – увлекательное, интересное и очень полезное хобби. Во время работы массируются кончики пальцев, разрабатываются суставы и развивается воображение. Готовые изделия, в отличие от пластилиновых фигурок, не боятся воды и солнечных лучей, они твердые и прочные, долговечные и практичные. Ничего общего с природной глиной этот материал не имеет – по сути это пластмасса с добавлением пластификаторов и разноцветных пигментов.

Для лепки из полимерной глины используют два вида пластики:

  • Термопластику;
  • Самозатвердевающую.

Термопластика обретает необходимую прочность только после термической обработки, в результате которой испаряются пластификаторы. Готовые детали запекают в духовке или варят в кипятке. Температура запекания должна быть не выше 130 градусов, иначе поделка сгорит, наполнив кухню токсичными газами.

Для варки нужно использовать отдельную посуду, обязательно изолировав ее от других кастрюль. Термофиксация в кипятке проще, чем запекание в духовке, но изделия получаются менее прочными, поэтому важно учитывать назначение поделки.

Время термообработки зависит от толщины изделия – ориентироваться нужно на рекомендации в мастер-классах и инструкции на упаковке производителя пластики.

Помимо твердой термопластики, существует гель – жидкая форма незаменима для создания всевозможных эффектов после запекания и склеивания мелких деталей. С помощью геля создают на поверхности изображения в технике фотопечати или карандаша.

Самозатвердевающая пластика по виду похожа на зефир, она отличается нежной структурой и высокой эластичностью. Материал твердеет на открытом воздухе в течение суток, потому работать с ним проще и безопаснее. К недостаткам этого легкого в работе материала стоит отнести боязнь воды, но от него можно избавиться, покрыв готовое изделие лаком.

Особенности техники

Техника лепки из полимерной глины на начальном этапе мало отличается от работы с пластилином или соленым тестом – из податливой массы сначала создают фигуры, используя различные цвета и оттенки. В продаже есть наборы глины, включающие несколько цветов, но этим возможности начинающих скульпторов не ограниваются. Оттенки несложно смешивать между собой и разбавлять белым, придавая нужный тон.

Пластику можно раскатывать и резать, подобно тесту. Рельеф придают с помощью текстурных поверхностей, беря за основу фактурную бумагу, кожу, дерево. Для получения изделий используют формочки и штампы, похожие на те, которыми вырезают и формуют печенье, а при отсутствии специальных, можно взять обычные кулинарные трафареты.

Лепку из пластики используют для создания всевозможного декора:

  1. Оригинальной бижутерии (бус, колье, сережек, браслетов, брошей, подвесок);
  2. Красивых цветочных композиций;
  3. Небольших сувениров;
  4. Елочных украшений;
  5. Магнитов на холодильник;
  6. Авторских кукол.

С помощью пластичной массы получаются правдоподобные фрукты и ягоды, аппетитные торты и пирожные, румяные булочки и кексы с глазурью, поджаристая яичница и дырчатый сыр. Отдельное направление – куклы из термопластики, эти игрушки настолько реалистичны, что некоторые люди даже пугаются, видя игрушечных младенцев.

Лепка из полимерной глины одинаково интересна и детям, и взрослым. Обязательно попробуйте сделать свою первую бусинку, чтобы начать путь к мастерству.