Сонник дома солнца. Идеи для создания своего частного бизнеса

У вас есть много хороших идей, но вы никак не можете довести их до реализации? Эта книга просто клад для вас. Я был невероятно увлечен книгой и даже купил вторую на английском языке, чтобы проверить, не упустил ли я что-то, читая перевод. Но можно сказать, я потратил деньги впустую: перевод издательства «Манн, Иванов и Фербер » на высшем уровне.

У всех нас в голове постоянно возникает множество идей. Часть из них сумасшедшие, часть нереальны, но есть и «изюминки». Автор книги рассказывает, почему мы так и не реализовываем наши «изюминки» и как их можно реализовывать. Сразу отмечу, что дело не только в человеческой лени.

Скотт Белски

Скотт Белски - основатель и СЕО Behance: компании, производящей продукты и предоставляющей услуги для творческих отраслей. В 2008 году Behance запустила «Action Method» - революционную систему «действенного управления», которая заменила традиционную практику управления проектами. В 2010 году Скотт Белски был включен в рейтинг «100 самых творческих людей в бизнесе» по версии Fast Company.

Книга «Воплощение идей» строится вокруг одного уравнения:

Способность генерировать идеи = правильная организация + общественные силы + лидерские способности.

Давайте остановимся на каждом из слагаемых и поймем, как можно увеличить результат целиком.

Организация упорядочивает творческий процесс. Самым важным элементом организации является структура. Без структуры наши идеи не в состоянии «зацепиться» друг за друга и образовать нечто целое. Только при хорошей организации можно составить вектор движения и не отклоняться от него. У автора в запасе есть еще одна формула:

Творческий_потенциал × организация = эффективность_идей.

Чем лучше вы продумаете организацию всех шагов при достижении конечного результата, тем проще его добиться. На реализацию большинства идей уходит далеко не несколько дней и важно понимать, что нужно делать на каждом из этапов движения.

Скотт Белски предлагает рассматривать все наши занятия как проекты и дальше разбивать их на 3 составляющих:

Рабочие этапы – конкретные действия, которые медленно подвигают вас вперед.

Дополнительные материалы – любые связанные с проектом рекламные проспекты, заметки, протоколы совещаний, к которым можно обратиться за справкой.

Второстепенные задачи – соображения, что в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом.

Вы можете выделить для себя другие составляющие, но важно хорошо организовать свою деятельность. Лично я для себя разбиваю рабочие этапы еще на более мелкие составляющие. Все рабочие этапы нужно фиксировать, так вы не забудете ничего.

Умение правильно организовать свою работу – лишь первый из трех компонентов процесса создания и воплощения идей. Другой, не менее важный, — окружающие люди , которые всегда играют заметную роль в продвижении идей. Одиночке тяжело добиться успеха.

Родственники, близкие, друзья, коллеги и даже случайные знакомые – все они влияют на вас и, следовательно, на ваши идеи. Они не только могут помочь дельным советом, но и принять участие в реализации идеи. Имея хорошие связи добиться своего намного проще и быстрее.

Ну и третий компонент процесса создания и воплощения идей – лидерские качества . Во всех сферах деятельно катастрофически не хватает лидеров. Проекты выходят из под контроля, команды распадаются, компании закрываются. А все потому, что процесс плохо контролируется, люди плохо мотивируются, и нету взаимопонимания. Часто это происходит оттого, что, руководя другими людьми, мы боимся доверить им свои идеи и утратить контроль над ними.

Это совсем не так. Идея сама по себе – ничто. Процесс воплощения идеи в жизнь очень кропотливый и нелегкий. У других людей полно своих идей, которые они не могут реализовать, а вы боитесь, что они крадут ваши.

В книге процесс мотивации описан многими способами, но я приведу лишь пару примеров:

  1. Создать систему прогрессивно растущих наград и поощрений.
  2. Не пренебрегать моральными поощрениями.
  3. Помогайте сотрудникам повышать свой профессиональный уровень.
  4. Гибкость помогает увеличивать производительность.

И последнее – не бойтесь убивать плохие идеи! Реализуйте только лучшие.

Излишек идей столь же опасен, как и идейная «засуха». Привычка перескакивать с одной идеи на другую распределяет энергию по горизонтали, а не по вертикали. В результате, чтобы двигаться вперёд, вы вынуждены вести ненужную борьбу.

Организация - главная сила в создании перспективных идей. Выдавая идею, вы всегда должны стремиться к действию. Мозговой штурм должен начинаться с формулировки конкретной цели.

Как сделать управление проектом эффективным

Пересмотрите свой метод управления. Не пользуйтесь чужими заметками, готовьте рабочие материалы самостоятельно. Для каждой идеи необходимо наметить рабочие этапы. Каждый должен иметь своё представление о них: когда задачи записаны собственной рукой и дополнены собственными заметками, они более понятны и с большей вероятностью будут выполнены.

Не тратьте силы на подробные заметки.

Составляя план действий, ориентируйтесь на проект в целом. Работать можно не только в стенах офиса.

Ко всему относитесь как к проекту, чтобы вам не предстояло - подготовка к переезду или покупка новой машины.

Когда вы рассматриваете ваши занятия как проекты, вы можете разбить их на первичные составляющие.

  1. Рабочие этапы - конкретные действия, которые медленно продвигают вас вперёд.
  2. Дополнительные материалы - связанные с проектом рекламные проспекты, эскизы, заметки, протоколы совещаний, к которым вы могли бы обратиться за справкой.
  3. Второстепенные задачи - соображения, которые в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом. Например, какая-нибудь идея, которую вы хотите предложить клиенту, когда появится необходимый бюджет.

Проектный метод переводит замыслы и размышления в плоскость активных действий.

Рабочие этапы

  • Рабочий этап следует формулировать ясно и кратко, начинать с глагола.
  • Всегда фиксируйте рабочие этапы.
  • Бесхозный рабочий этап никогда не будет пройден. Каждый рабочий этап должен принадлежать или быть порученным кому-то.
  • К управлению рабочими этапами относитесь в зависимости от их видов. Существует три вида этапов: делегированные, будущие и ожидающие.
  • Поощряйте культуру действия.
  • Доставляйте себе удовольствие. «Привлекательные вещи работают лучше». Цвет папок, качество бумаги и прочие несущественные вещи могут на самом деле повысить вашу продуктивность.

Второстепенные задачи

  • Найдите место для второстепенных задач.
  • Создайте ритуал, посвящённый второстепенным задачам. Регулярно просматривайте папку со второстепенными задачами. Выделите день для ежемесячного "обзора второстепенных задач«.

Дополнительные материалы

Их нужно хранить, а не боготворить.

  • Избыток материалов мешает активно действовать.
  • Используйте хронологический принцип при хранении (если важно, то сохраняйте, делайте пометки и создавайте архив).

Применение проектного метода

  • Рабочие этапы нужно отделить от электронной почты.
  • Когда нужно действовать, работа мешает личной жизни. Отношение к рабочим этапам не должно зависеть от контекста. Приоритеты разные, но управляются в рамках одной системы.
  • Рабочие этапы должны быть приняты и поняты теми, кому поручается их выполнение.
  • Не решайте все задачи одновременно. Но вы можете легко сосредоточиться на нескольких проектах, если рабочие этапы в них сформулированы и упорядочены.

Сохраните информацию и наверстайте упущенное

Помните, что во время любого обсуждения вы генерируете идеи, и эти идеи исчезнут, если не будут разбиты на рабочие этапы.

  • Отобрав самую важную информацию, наметьте рабочие этапы. Немедленно осуществите то, что не требует особых усилий и времени.
  • Рабочие этапы нужно записывать последовательно и привязывать к проекту и конкретным датам.
  • Второстепенные задачи поместите в отдельную папку, указав на ней название проекта.
  • Максимально сократите дополнительные материалы.

Правильно расставляйте приоритеты и распределяйте свои силы. Приоритеты бывают чрезвычайными, высокими, средними, низкими и нулевыми. Помните, порядок, в котором вы расположили проекты, позволит команде правильно распределить свою творческую энергию и покажет, с каких именно рабочих этапов стоит начать.

Найдите баланс между срочным и важным

  • Ведите два списка: срочные и важные.
  • Выберите пять наиболее значимых проектов.
  • Определите «область особого внимания» на каждый день.
  • Не тратьте времени на то, что не в вашей власти. Если задачу надо выполнить срочно, не волнуйтесь, а разбейте её на рабочие этапы и бросьте себе вызов. Сделав всё возможное для решения проблемы, признайте, что остальное не в вашей власти.
  • Не копите срочные дела.
  • Создавайте «сетку ответственности».
  • Найдите время, когда вам никто не мешает.

Не бойтесь «убивать» идеи. Если вы научитесь быстрее переходить к действиям, то получите преимущество в виде знаний о новых возможностях. Но готовность иметь дело с «сырыми» идеями поможет только в том случае, если у вас хватит силы воли в случае необходимости отказаться от неё.

Эффективность совещаний

  • Не проводите встречи только потому, что сегодня понедельник.
  • Заканчивайте совещание обзором зафиксированных задач.
  • Отменяйте ненужные встречи и совещания.
  • Проводите стоячие совещания.
  • Не созывайте совещания из-за собственной неуверенности. Настоящие лидеры всегда задаются вопросом, с какой целью проводится то или иное совещание, и всегда учитывают исключительную ценность времени.
  • Не придерживайтесь круглых чисел, планируя время совещаний.

Да здравствуют ограничения! Помните: ограничения - это наш ремень безопасности.

Не бойтесь перемен. Оставаясь открытыми по отношению к переменам, мы всё же должны следить за тем, чтобы они возникали в нужное время и преследовали определённую цель. Порядок и регулярность - вот механизмы, которые помогают совладать с любыми переменами.

Прогресс порождает прогресс. Прогресс мотивирует нас. Выставляйте на всеобщее обозрение знаки прогресса. Например, создайте стену «Выполнено» и размещайте на ней своего рода отчёты о завершённых проектах: страницы из блокнотов с отмеченными в них действиями, учётные карточки с внесёнными в них изменениями. Нам всем необходимо видеть позитивное движение и рост, чтобы чувствовать себя уверенным в наших творческих путешествиях.

Среда обитания

Вовлекая других людей в свои проекты, вы берёте на себя ответственность за результат и за то, что начатое дело будет доведено до конца. Успех будет зависеть от того, насколько хорошо вы используете усилия других.

Как же использовать потенциал окружающих? Трудно осуществить проект в одиночку. Определитесь кто вы: мечтатель, исполнитель или градуалист. Найдите партнёра, дополняющего вас.

Щедро делитесь идеями

Любой проект, которым управляет один-единственный человек, как правило, обречён на провал. Если проект не может привлечь команду, то с ним что-то неладное. Совместная работа над развитием идей значительно увеличивает их шансы набрать силу и в конечном счёте быть реализованными.

Извлекайте пользу из обратной связи

Используйте письма с заголовками «Начать», «Прекратить» и «Продолжить». Обратная связь необходима. Вы должны не только принимать, но и сами искать её.

Польза, которую можно извлечь из обратной связи, напрямую зависит от того, насколько прозрачны ваши проекты. Если вы откроете другим людям некоторый доступ в вашу жизнь, они найдут в ней то, что им нужно. Чуть больше открытости вам не только не повредит, но и поможет использовать потенциал окружающих в своих интересах.

Работа с единомышленниками

  • Единомышленников не должно быть больше пятнадцати.
  • Установите строгое расписание встреч.
  • Собирайтесь часто и отчитывайтесь друг перед другом.
  • Выберите лидера.
  • Расширьте свой круг с помощью интернета.

Ищите конкурентов. Конкуренция бьёт по самому больному месту и побуждает к действию. Ищите конкурентов и будьте им благодарны.

Заявите о своём проекте

Когда вы публично объявляете о том, что готовы рискнуть, чтобы осуществить свой замысел, вы накапливаете так называемые преимущества осознанного выбора. К ним относится и готовность других людей частично разделить с вами этот риск, оказав поддержку вашим проектам. А также, заявив во всеуслышание о проекте, вы не сможете отступить, потому что взяли на себя ответственность.

Коворкинг или почему удобно работать вместе

Окружающие люди - и это не обязательно ваш босс - создают атмосферу взаимной ответственности и уважения. В их присутствии нет желания размениваться на пустяки, а хочется тоже заниматься делом. Другое преимущество коворкинга - разнообразие навыков.

Интуиция помогает найти нужные стимулы. Работайте в чужих областях и извлекайте уроки из своих ошибок.

Как правильно продвигать себя

Только тот, кто признаёт вашу квалификацию и уважает ваши интересы, поможет вам получить доступ к необходимым ресурсам. Если никто не будет знать о том, что вы делаете и чего хотите добиться, этого не произойдёт.

«Внештатные сотрудники должны половину своего времени тратить на работу, другую - на своё продвижение». Креативные люди настроены активно «продавать» себя и свои бренды.

Решив начать кампанию по самопродвижению, сделайте следующее:

  • определите свои сильные стороны и все, что выгодно отличает вас от остальных;
  • расскажите окружающим о своих достоинствах.

Настройтесь на нужную частоту, чтобы увлечь других

Нужно развивать в себе способность «настраиваться» на других людей и помогать им «настраиваться» на вас. Это взаимодействие может стать плодотворным, если вы будете в точности представлять себе, с кем имеете дело, что воодушевляет их и что вызывает их опасения.

Настроиться на других людей легче, если вы сосредоточитесь на взаимной пользе общения. Определите, в чём нуждается ваша аудитория, что вы надеетесь от неё получить.

Убедите в своей правоте тех, кто не разделяет ваших идей. В реализации идей вам поможет здравый прагматизм. Делитесь идеями не только с теми, кто настроен с вами на одну волну, но и со скептиками, несклонными к риску. Это поможет вам избежать «идейного опьянения».

Другой метод - выдержать паузу между решением действовать и самими действиями.

Не играйте в одиночку. Помните, что люди, работающие на вас, интересуются не только деньгами - они мечтают о творческом росте. Поэтому вы должны быть умелым наставником для членов своей команды. Ваша обязанность - вовлекать их во всё, что их интересует, даже если при этом вы выйдите за рамки своих непосредственных задач.

Лидерство и творчество

Старая система поощрений: как её обойти

Приступая к проекту, нужно сделать следующее.

  • Отказаться от традиционной системы поощрений. Отвыкая от кратковременных поощрений, постарайтесь избавиться и от желания постоянно получать внешние свидетельства вашего успеха.
  • Создать систему прогрессивно растущих наград и стимулов. Вы должны проявить изобретательность придумать свой набор наград и стимулов, которые будут поддерживать вас на протяжении всего периода творческих изысканий.
  • Не пренебрегать моральным поощрением.

Мотивируйте сотрудников через игру. Игра упрощает сотрудничество и привлекает людей. Игра - важнейший инструмент для руководителя. Делая ставку на игру и удовольствие, человек способен и генерировать идеи, и воплощать их в жизнь. Здесь помогает свойственное ему стремление к развлечениям.

Привлекайте специалистов к своим поискам

Формирование команды талантливых энтузиастов - одна из самых значительных задач, стоящих перед лидерами. Эффективные менеджеры постараются оценить способность потенциального члена команды взять на себя инициативу. Энтузиасты заряжают энергией всю команду.

Помогайте сотрудникам повышать свой профессиональный уровень

Гибкость помогает увеличить производительность. Три правила, для выстраивания творческого процесса.

  1. Когда мозг устал, он работает плохо.
  2. Идеи приходят тогда, когда приходят.
  3. Принуждение заставляет ненавидеть свою работу.

Вместо того чтобы работать с оглядкой на часы, члены творческих команд должны укреплять доверие. Оценивайте труд по результату, а не по проведённому на работе времени. Служащие сами уполномочены решать, когда и где им работать над решением общих задач.

Людям нравится, когда уважают их мнение и представляют определённую независимость. Успех работы в автономном режиме зависит от того, насколько точно сформулированы цели и насколько регулярно их обновляют и корректируют.

Если сомневаетесь в команде, обратите внимание на её настрой.

  • Те ли стимулы вы используете?
  • Каждый ли член команды понимает поставленную перед ним задачу?
  • В состоянии ли они её решить?

В таких ситуациях полезно проводить десятиминутные стоячие совещания или вывесить на всеобщее обозрение перечень неотложных дел.

Не стоит добиваться согласия любой ценой

Руководитель проекта может идти на компромисс по ряду деталей, но должен твёрдо стоять на своём, когда речь идёт о принципиальных вещах.

С самого первого дня у руководителя стоит задача увлечь за собой команду, вызвать искреннее желание участвовать в воплощении замысла.

Руководитель проекта должен уметь настойчиво и последовательно мотивировать команду, чтобы она выдвигала идеи и стремилась воплотить их в жизнь, заботиться о росте своих сотрудников и внимательно относиться к их творческому потенциалу.

Авторское право, или кому принадлежит идея

Взволновать, зарядить людей своим замыслом - лишь первый этап передачи права собственности. Второй и гораздо более стимулирующий этап - уполномочить членов группы самостоятельно продвигать идею, вместо того, чтобы дотошно контролировать каждый их шаг. Руководитель должен признать, что выгоднее уступить часть своего права на идею, чем бесконечно убеждать сотрудников в своей правоте.

Руководители говорят последними

Творчество предполагает вовлечение. Вместо того чтобы показывать, насколько вы опытнее и важнее, помолчите и дайте высказаться всем сотрудникам. Прежде чем заявлять что-то, задайте вопросы и внимательно слушайте ответы.

Чем раньше вы начнёте понимать себя, тем более взвешенными и здравыми будут ваши суждения.

Не бойтесь неопределённости. Терпение помогает нам избежать опрометчивых решений, которые принимаются под действием эмоций. Нужно разумно использовать время и не стремиться действовать слишком быстро.

Неудачи служат делу

Если что-то идёт не по плану, постарайтесь ответить на вопросы.

  • Какими внешними обстоятельствами можно объяснить неудачу?
  • Какие факторы поставили под угрозу ваши планы?

Избегайте мечтательной самовлюблённости. Мечтательная самовлюблённость - это ошибочное мнение лидера о том, что он исключение из правил.

Считайте себя предпринимателем. Предприниматели - это не те, у кого лучше идеи. Это люди, которые согласны не колеблясь прыгнуть с утёса. Наибольшее значение имеет ваша способность продолжать движение и толкать свои идеи вперёд, шаг за шагом.

Станьте инакомыслящим. Вы должны завоёвывать доверие, когда другие подвергают ваши способности сомнению. Единственный верный путь к чему-то новому не отмечен на карте. Пусть давление на вас нарастает, вы не должны сходить с намеченного курса.

Ведите обратный отсчёт

Концепция обратного отсчёта проста: как бы вы распорядились своими силами, зная точную дату окончания вашей жизни?

У каждого из нас есть свой срок, но мы явно не обременены обратным отсчётом. «Тиканье часов» должно заставить вас заняться реализацией своих идей. Когда есть возможности, ими нужно пользоваться, потому что время тает, его становится всё меньше.

У вас есть много хороших идей, но вы никак не можете довести их до реализации? Эта книга просто клад для вас. Я был невероятно увлечен книгой и даже купил вторую на английском языке, чтобы проверить, не упустил ли я что-то, читая перевод. Но можно сказать, я потратил деньги впустую: перевод издательства «Манн, Иванов и Фербер » на высшем уровне.

У всех нас в голове постоянно возникает множество идей. Часть из них сумасшедшие, часть нереальны, но есть и «изюминки». Автор книги рассказывает, почему мы так и не реализовываем наши «изюминки» и как их можно реализовывать. Сразу отмечу, что дело не только в человеческой лени.

Скотт Белски

Скотт Белски - основатель и СЕО Behance: компании, производящей продукты и предоставляющей услуги для творческих отраслей. В 2008 году Behance запустила «Action Method» - революционную систему «действенного управления», которая заменила традиционную практику управления проектами. В 2010 году Скотт Белски был включен в рейтинг «100 самых творческих людей в бизнесе» по версии Fast Company.

Книга «Воплощение идей» строится вокруг одного уравнения:

Способность генерировать идеи = правильная организация + общественные силы + лидерские способности.

Давайте остановимся на каждом из слагаемых и поймем, как можно увеличить результат целиком.

Организация упорядочивает творческий процесс. Самым важным элементом организации является структура. Без структуры наши идеи не в состоянии «зацепиться» друг за друга и образовать нечто целое. Только при хорошей организации можно составить вектор движения и не отклоняться от него. У автора в запасе есть еще одна формула:

Творческий_потенциал × организация = эффективность_идей.

Чем лучше вы продумаете организацию всех шагов при достижении конечного результата, тем проще его добиться. На реализацию большинства идей уходит далеко не несколько дней и важно понимать, что нужно делать на каждом из этапов движения.

Скотт Белски предлагает рассматривать все наши занятия как проекты и дальше разбивать их на 3 составляющих:

Рабочие этапы – конкретные действия, которые медленно подвигают вас вперед.

Дополнительные материалы – любые связанные с проектом рекламные проспекты, заметки, протоколы совещаний, к которым можно обратиться за справкой.

Второстепенные задачи – соображения, что в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом.

Вы можете выделить для себя другие составляющие, но важно хорошо организовать свою деятельность. Лично я для себя разбиваю рабочие этапы еще на более мелкие составляющие. Все рабочие этапы нужно фиксировать, так вы не забудете ничего.

Умение правильно организовать свою работу – лишь первый из трех компонентов процесса создания и воплощения идей. Другой, не менее важный, — окружающие люди , которые всегда играют заметную роль в продвижении идей. Одиночке тяжело добиться успеха.

Родственники, близкие, друзья, коллеги и даже случайные знакомые – все они влияют на вас и, следовательно, на ваши идеи. Они не только могут помочь дельным советом, но и принять участие в реализации идеи. Имея хорошие связи добиться своего намного проще и быстрее.

Ну и третий компонент процесса создания и воплощения идей – лидерские качества . Во всех сферах деятельно катастрофически не хватает лидеров. Проекты выходят из под контроля, команды распадаются, компании закрываются. А все потому, что процесс плохо контролируется, люди плохо мотивируются, и нету взаимопонимания. Часто это происходит оттого, что, руководя другими людьми, мы боимся доверить им свои идеи и утратить контроль над ними.

Это совсем не так. Идея сама по себе – ничто. Процесс воплощения идеи в жизнь очень кропотливый и нелегкий. У других людей полно своих идей, которые они не могут реализовать, а вы боитесь, что они крадут ваши.

В книге процесс мотивации описан многими способами, но я приведу лишь пару примеров:

  1. Создать систему прогрессивно растущих наград и поощрений.
  2. Не пренебрегать моральными поощрениями.
  3. Помогайте сотрудникам повышать свой профессиональный уровень.
  4. Гибкость помогает увеличивать производительность.

И последнее – не бойтесь убивать плохие идеи! Реализуйте только лучшие.

Чтение книг, подобных той, что читатель держит сейчас в руках, может не дать никаких результатов, либо привести к осложнению супружеских отношений, если не будут соблюдены правила обращения с прочитанным.

Первое - правило бережного отношения к осмыслению прочитанного.

Нередко прочитанное, как опыт другого человека, дает что-то новое, ранее мною не пережитое. Оно входит в меня как облако ощущений, образов, мыслей. Что-то схвачено ярко и отчетливо, что-то запомнилось смутно, а что-то бродит во мне в виде глубоких непроявленных ощущений, вызревая и ожидая своего часа. Эти сложные переживания, многие из которых могут вообще мною не сознаваться, создают сокровенную ткань человеческого преображения. Будет ли она соткана из тончайших движений душевных переживаний или превратится в грубую мешковину из толстых и крепко скрученных ниток, зависит теперь от меня самого.

Именно этим объясняется возможность возврата к книге, спустя некоторое время. Повторное чтение начинает открывать в ней новые смыслы, иные значения.

Более того, есть в столь поспешном пересказе и другая отрицательная сторона. Проговариваются прежде всего ярко запечатленные образы и мысли. Но в пылу рассказа забываются и полностью стираются в сознании все неясные и мало проявленные чувства и слова. Тогда как именно последние и призваны в человеке задавать главную, самую необходимую работу – сознание прочитанного, т. е. усвоение в свое мировоззрение и проживание. Тончайшие движения душевных переживаний, которые вызревают затем в человеческие поступки, происходят прежде всего в сфере неясных ощущений.

Здесь центр внутренней борьбы преодоления греховных чувствований и смыслов в чувства очищенные и смыслы ясные. Здесь возникает наибольшее напряжение разумных сил души, чтобы обрести истину, здесь напрягается воля, чтобы сочетаться с волей Божией, здесь сердце ищет благодатных чувствований и чистоты. Из этой области неясного с опытом жизни вызревает ясный и простой образ поступков, согласных с волей Бога.

«В греховном сознании, - говорит святитель Феофан Затворник, - многие истины содержатся в уме, как нечто чуждое, туда положенное совне, но не сорастворившееся с самою природою ума. Оттого далее, даже и после полного их изучения, значение их все еще перебивается сомнениями и недоумениями, нерешительностью, готовою всем колебаться, как стебель от легкого дыхания ветра». Преподобный Макарий Египетский прибавляет: «Если Бог и дарует им хотя несколько почувствовать то, о чем они говорят, то они, конечно, узнают, что истина и дело не походят на их рассказ, но весьма – много различествуют от него».26 Поэтому минует время и придет к человеку озаренное понимание действительных смыслов тех слов и фраз, которые вроде бы схвачены были точно.

Может быть, поэтому при серьезном чтении люди стремятся уходить от разговоров на темы прочитанного, либо присутствуют в кругу друзей в качестве слушателей, но не говорящих по данной теме. Может быть, поэтому и святые отцы настойчиво советуют больше молчать о прочитанном или услышанном. "Надобно тебе, - говорит авва Нестерой, - постановления и наставления принимать внимательным сердцем, и как бы с немыми устами; и прилежно сохраняя в своей груди, спеши лучше к выполнению их, нежели к научению других".27

Прочитанному нужно дать время войти в человека. Отсюда и первое правило - бережности к прочитанному. Правило второе – бережности к ближнему. Чтобы раскрыть содержание этого закона попробуем развернуть представление о том, как любая идея воплощается в реальность, т.е. перестает быть идеей, становится действительностью.

Через чтение книг происходит встреча каждого из нас с миром идей. Идеи межличностных отношений - это образы человеческих поступков, присущих, как мы думаем, идеальным людям. Зовущая сила идеи - это сила стремления подражать внутреннему и внешнему облику чистого человека, быть таким, как он, созидать себя по его образу и подобию. Встреча с таким человеком в реальной жизни рождает в нас удивительный источник устремленности, вдохновения и озаренной работы над собой. Рядом с ним мы становимся другими, даже порой не задаваясь специальной задачей переделки себя, не замечая, как и когда мы это делаем. В нас живет лишь постоянное желание делать все так же прекрасно, как делает он. Видеть в ближнем зовущий свет и питаться силой этого зова - свойство всякого человека. Оттого и тянемся мы к людям, несущим в себе красивое, тянемся к идеям, к Евангелию, в которых сконцентрирован, как в живом символе, облик подобного рода людей.

Способность эта вложена Богом в душу человека как потребность уподобления своему Творцу, приближения к Нему по нраву. Совершается это уподобление в Таинствах Церкви, где душа, жаждущая Евангельского образа поступков, получает этот образ в непосредственном общении со Христом. Удовлетворение этой потребности уподобиться нраву Христа человек получает также в общении с ближними. В них и через них он слышит чувством живой образ деятельной добродетели.

Понять внутреннее движение человека, рождающее красоту его поступков, помогает нам непосредственное общение с ним. Душевная чуткость, внимательность, проявленные нами, позволяют увидеть, почувствовать в нем многое, но не все.

Несколько иное происходит при встрече с идеей. Она, обладая порой большой окрыляющей силой, требует от нас и больший труд уразумения. Идею, символ нужно раскрыть, а, значит, наполнить реальным движением жизни.

Процесс наполнения идеи реальным движением жизни проходит обычно в три ступени.

Первая ступень - встреча с идеей. Это состояние радости, внутренней наполненности и вдохновления, отчетливое ощущение знания - так должно быть. Оно приходит, потому что человек отождествляется с идеей. Признанная им, она начинает задавать тон всем его размышлениям и, главное, становится той центральной призмой, через которую он начинает воспринимать мир и себя в мире.

В жизнь семьи в разное время приходит множество разных идей: сбор макулатуры для обмена на книги, покупка или изготовление каких-либо вещей домашнего обихода (начиная от мебели, заканчивая кухонными приборами), новые способы воспитания детей, новый порядок питания, новый режим дня, новый характер отношений между супругами и т.д. О каких идеях здесь идет речь? Отвечая на этот вопрос, разложим все перечисленное на три группы.

Идеи, связанные с приобретением или изменением вещей и предметов обихода можно отнести к первой. Связанные с перестройкой физиологического режима самого человека будут отнесены к группе второй. И, наконец, третья группа - это идеи, в основу которых положено нравственное и духовное развитие человека. Мы будем говорить здесь только о третьей группе идей.28

С идеями же, увы, нередко происходит следующее. Я воспринял идею. Увлечен ею, живу чистым (так я думаю) стремлением воплотить ее в реальность. Теперь я отчетливо вижу поступки окружающих меня людей. Каждое неправильное с их стороны и несогласное с идеей действие рождает во мне немедленное желание поправить человека. Первое время бережно, а затем все более настойчиво, резко, наконец, категорично, я начинаю требовать от людей определенного поведения.

Сам я целиком и полностью следую идее, поступаю так, как она диктует. Подробно, точно, с пунктуальностью до последней запятой, исполняю предписанное… и все более жестко обращаюсь с близкими - как могут они не следовать ей с такой же устремленностью, с какой следую ей я? Если же близкие согласны с идеей и признали ее, но в исполнении допускают небрежность или забывчивость, я начинаю нервничать, раздражатся, досадовать или особенно резко поправлять.

Ты же читал(а)! Ты же знаешь! Разве ты забыл(а), что сказал по этому поводу (называется тот или иной авторитет)? Почему же делаешь все наоборот? Как смеешь ты так поступать?!

Возмущение всякий раз возникает естественно, льется спонтанно.

В ином случае, отождествленный с идеей, я предаюсь ей целиком и полностью, забывая об окружающем мире и об окружающих меня близких людях. Но этой внутренней требовательностью к себе я невольно, одним присутствием своим задаю ситуацию жесткого требования к другим, потому что в таких случаях не я к ним, а они ко мне вынуждены как-то приспосабливаться.

С другой стороны, я становлюсь очень словоохотливым. О своей идее я говорю везде и всюду, проповедую каждому встречному. А иногда начинаю указывать людям, где они поступают не так и советовать как нужно поступать. Сколько таких действий мы совершаем, когда начинается наше воцерковление.

С флагом идеи я иду в наступление на человеческое невежество в церковных вопросах. И в этом наступлении вижу центральный смысл всего моего служения не просто идее, но даже Самому Богу.

Но во всех этих многообразных формах проявления моей "идейной преданности" нет главного. Моего собственного воплощения в идею. То есть реального воплощения идеи в мое собственное "я". Есть отождествление, но нет исполнения на деле. Причина такого положения одна: я просматриваю сквозь призму идеи поведение прежде всего окружающих меня людей, но не самого себя. И пока есть рожденное таким действием требование к другим, не может быть никакого нравственного становления в себе. Нравственное развитие возможно лишь в том случае, когда этическое правило направленно от начала и до конца на самого себя. Пока этого не произошло, идея остается в форме символа. Она не может стать внутренним движением человека.

Лишь с того момента, когда человек поворачивает действие ее в себя и только в себя, начинается движение по второй ступени. Здесь человек не требует проявления доброго отношения к себе, он сам устремлен к проявлению такого отношения, независимо от того, как относятся к нему окружающие.

Вся действительная сложность становления в себе доброты и любви к близкому человеку заключается именно в последнем - в необходимости быть добрым - на зло, любящим - на гнев. При этом не требовать ни внутренне, ни внешне, чтобы другой прекратил гневаться на меня и по всем правилам работы над собой стал проявлять противоположное гневу состояние. К сожалению, в острых ситуациях семейных неурядиц нередко возникает желание ответить другому его же средством, либо упрекнуть и укорить его в несоблюдении этических законов. Проявление такого желания означает падение и возврат на первую ступень проживания идеи. То есть на ступень, где нет преображения, где происходит только разрушение.

Каждую минуту в жизни человека происходит либо созидание, либо разрушение нравственных основ. Любая эмоция есть либо первое, либо второе. Поэтому так важно пронаблюдать свои отношения с любой нравственной идеей, свои отношения с Евангелием и учением святых отцов.

Можно многие годы активно занимать позицию первой ступени, провозглашая принципы добра и любви, и не замечать в себе проявлений нетерпимости к близкому человеку, отсутствие бережности к нему, завышенную требовательность, душевную черствость, бессердечие и т.п. Именно поэтому рассматриваемое правило отчетливо утверждает одно - бережность к другому, особенно там, где нравственная идея становится основой моей жизненной позиции. Не требование к другому, завышенное с позиций идеи, а бережность к нему. При этом - предельная требовательность к самому себе, внимательная и чуткая требовательность к себе. "Да будет украшением вашим … сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом"(1Петр, 3,4).

Выход на третью ступень проживания начинается с того момента, когда идея становится плотью и кровью самого человека. С этого времени идея как символ исчезает из его сознания. Она растворяется в самом человеке и присутствует в нем в виде естества, зовущего подчинить себе все его поведение, в виде личного, ему присущего способа отношения к людям. Человек не отдает себе отчета, почему он так поступает, но по-другому поступить у него уже не получается.

Когда мы садимся за стол, и начинаем есть из тарелок, используя вилки, ножи и ложки, мы не сознаем своей "культурной продвинутости" по отношению к другим животным, которые едят без всякой посуды. Мы садимся и едим. Если же нам предложат поесть прямо с пола, без ложек, из общей тарелки, мы почувствуем внутреннее возмущение и отстранение от такого способа поведения. Произойдет это только потому, что идея пользоваться посудой стала плотью и кровью нас самих. Когда-то, может быть в детстве, она была для нас всего лишь правилом культурного, значит, высокого, красивого поведения. Но тогда она была еще идеей.

Из книги "Шесть сотниц"

о. Петра Серегина

О жизни сердца

«От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы… хулы» (Мф. 15, 19)«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12).

Из создавшейся "настроенности" нашего сердца возникают и наши отдельные поступки (как бусы, нанизываясь на нить). Причем эта настроенность может быть как кратковременной, так и более глубокой и длительной. К "глубокой настроенности" относятся и наши страсти, которые из-за долговременной привычки мы считаем своим "я" и (или) не считаем за грехи, или уже не в силах и не пытаемся бороться с ними.

Чем же создается наша "настроенность"? Только нашей доброй волей.

Мы по собственному желанию избираем и собираем "сокровища" нашего сердца и ими живем, почитая их источником жизни. И, называя Бога в молитве "Сокровищем благих и жизни Подателем", уже лжем, ибо живем не Богом, а тварным и игрой страстей наших.

Если отдельные наши поступки, как грехи и добродетели, наказуемы и награждаемы, все же они являются только характеристикой нашего сердца (отдельные наши поступки обнаруживают глубокие и давние страсти). А в деле нашего внутреннего устройства мы всегда должны иметь цель глубокое внутреннее исправление нашего сердца. Поэтому некто сказал о "Добротолюбии", что это "не система спасения, а указатель средств для борьбы со страстями".

Мы часто жалуемся на неблагоприятную обстановку нашей жизни, жалуемся на то, что люди нас обижают, унижают, притесняют, недооценивают и т.д. Но все это только потому, что нет в нас терпения, кротости, смирения. Если всегда удовлетворять наши страсти, то они будут неудовлетворимы и неукротимы. А свобода от страстей дает нам покой и радость в Боге, независимо ни от каких тварных сокровищ мира.

«Ищите же прежде Царства Божия (в сердце вашем) и правды Его (оправдания, очищения от страстей), и это все приложится вам» к Царствию Божию, как неотъемлемое его свойство (Мф. 6, 33). Ибо какое может быть недостаточество жизни и радости там, где будет присутствовать Бог Животворящий, Всеблаженный?

Итак, большинство наших горестей и трудностей есть горькие плоды страстей нашего сердца. А время всегда благоприятно, и каждый день может быть днем нашего спасения от греха и страдания.

Скотта Белски, посвящённую проблеме преодоления «проектного плато», то есть момента, когда красивая идея переходит в разряд обычного проекта с ежедневными рутинными заданиями. Белски пишет о том, как предпринимателю и его команде не потерять запал на полпути и найти силы для завершения проекта.

Проектное мышление

Лучшие методы управления проектами, как правило, просты и интуитивно понятны. Они помогают вам схватить идею и что-то с ней сделать. Эта нехитрая эффективность крепко привязывает вас к задаче. Метод, которым нужно руководствоваться, основан на простом посыле: ко всему относитесь как к проекту. Неважно, идёт ли речь о масштабной рекламной кампании или о личном профессиональном развитии (каждый из ваших подчинённых представляет собой «проект», эффективность которого отслеживаете вы). Одним словом, что бы вам ни предстояло - подготовка к переезду или покупка новой машины, - воспринимайте это как проект.

Как большинство творческих людей, вы изо всех сил пытаетесь добиться успеха во всех своих проектах, и главным препятствием на вашем пути является именно их количество. Но когда вы рассматриваете ваши занятия как проекты, вы можете разбить их на первичные составляющие: рабочие этапы, дополнительные материалы и второстепенные задачи. Рабочие этапы - это конкретные действия, которые медленно продвигают вас вперёд: отредактировать и выслать какое-нибудь напоминание, оплатить счёт за электричество и т.д. Дополнительные материалы - любые связанные с проектом рекламные проспекты, эскизы, заметки, протоколы совещаний, руководства или сайты, к которым вы могли бы обратиться за справкой. Наконец, второстепенные задачи - это соображения, которые в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом. Например, какая-нибудь идея, которую вы хотите предложить клиенту, когда появится необходимый бюджет.

Западня «проектного плато»

Исполнение задуманного - это, конечно, прежде всего, напряжённый труд. Организация элементов каждого проекта, планирование, распределение энергии, а затем неуклонное следование рабочим этапам - в этом состоит львиная доля успеха. И всё же, двигаясь к намеченной цели, легко затеряться на «проектном плато». Понимание того, что мы именно там и находимся, приходит, когда мы перегружены рабочими этапами и не видим конца-края своего проекта. Наши энергия и преданность делу и, следовательно, готовность преодолеть все трудности непростого рабочего процесса остаются на должном уровне лишь тогда, когда главная идея проекта глубоко осознана.

Новые идеи быстро возвращают нам энергию и увлечённость,
но могут привести к потере концентрации

«Медовый месяц» быстро проходит, рабочие этапы накапливаются и громоздятся друг на друга, конкурируют с другими обязательствами и задачами. Наши идеи становятся менее интересными, когда мы осознаем груз ответственности и объём работы, необходимый для их выполнения. Самый лёгкий, наиболее соблазнительный и одновременно самый опасный выход с «проектного плато» - новая идея. Новые идеи быстро возвращают нам энергию и увлечённость, но могут привести к потере концентрации. По мере того как новая «звезда» будет разгораться, работа над воплощением первоначальной идеи сначала даст сбой, а затем и вовсе прекратится. Результат? «Плато» заполняется «останками» брошенных идей. Наша влюблённость в новые идеи - один из факторов, встающих на пути реализации замыслов.

Страх действия

Во время движения по «проектному плато» вы должны развивать в себе выдержку. Силы, которые нужны, чтобы скорректировать «прицел» и пополнить запасы энергии, сами собой не появятся. Между тем ни в работе, ни в жизни не следует затягивать паузы и прекращать активно действовать. Но почему мы так часто медлим и откладываем дела? На это есть множество причин. Помимо желания произвести побольше идей воплощать уже имеющиеся нам мешает страх. Всем свойственно опасаться критики, пренебрежительных отзывов, отказов. Многие писатели и художники признают, что у них полно «сырых» замыслов, которыми они ни с кем не хотят делиться. Почему? Потому что считают свои творения не готовыми к тому, чтобы их видели другие. А если ощущение готовности так никогда и не наступит?

Иногда, чтобы отложить действие на ещё более долгий срок, мы обращаемся к банальной бюрократии. Она родилась из человеческого желания обеспечить полную гарантию успеха перед тем, как будут предприняты какие-то действия. Когда мы не хотим действовать, мы ищем причины подождать. Используем такие формулировки, как «ожидание одобрения», «соблюдение процедуры», «дальнейшее исследование» или «достижение согласия». Но даже когда следующий шаг не совсем ясен, лучший способ прояснить его - действовать. Постоянное движение - ключ к осуществлению проекта.

вы не должны исключать первых, пусть и опрометчивых, шагов
в русле новых идей, даже если

они не оправдают себя

Необходимость оперативно предпринимать действия, когда нет стопроцентной убеждённости ни в своей правоте, ни в конечном успехе, бросает вызов мудрости «семь раз отмерь, один раз отрежь». Но для творческого ума цена простоя может оказаться слишком высокой. Простой вызывает апатию и увеличивает вероятность того, что нашим воображением и энергией завладеет какая-нибудь другая идея.

К тому же если уверенность в себе окажется результатом кропотливого анализа, вы можете слишком сильно привязаться к единственному плану действий и не суметь сменить курс, если это потребуется. Общепринятые методы (составление бизнес-плана - в общем-то, негибкого документа, в который при возникновении непредвиденных обстоятельств нужно будет вносить изменения) не должны исключать первых, пусть и опрометчивых, шагов в русле новых идей, даже если они не оправдают себя. Действие помогает понять быстрее и точнее, чем наблюдение или теоретический анализ, на правильном ли мы пути.

Убивайте идеи, как Уолт Дисней

Выявить пороки или усомниться в достоинствах новой идеи - важнейший навык творческих команд. Зачастую продуктивный скепсис исходит от тех её членов, которые склонны усматривать в идеях недостатки, а не потенциал. Некоторые назвали бы таких скептиков занудами, но их точка зрения невероятно ценна. Те из нас, кто работает в одиночку, должны позаботиться о том, чтобы в их распоряжении был такой источник скепсиса. Можно самому сыграть роль скептика, можно поручить её кому-то ещё, но сомнение нужно непременно включить в свой арсенал.

Уолт Дисней был известен своим безграничным творческим потенциалом, а не скепсисом. Однако он всячески способствовал тому, чтобы его команды безжалостно разбирали идеи по косточкам и в случае необходимости отбрасывали их. Кейт Трики, специалист по персональному развитию, в одной из своих статей рассказывает, как у Диснея был организован процесс работы над полнометражными фильмами. Частью этого процесса были три отдельных помещения, где идеи рождались, обсуждались и подвергались самой строгой оценке.

фактически существовали
три различных Уолта: мечтатель, реалист и вредитель

Комната № 1. В этой комнате можно было генерировать абсолютно любые идеи. Истинная сущность мозгового штурма - свободные размышления и выдача неограниченного числа новых идей - получала здесь неограниченную поддержку.

Комната № 2. Сюда направлялись отобранные в Комнате № 1 потрясающие (и порой бредовые) идеи. В конечном счёте из этого возникали варианты сценария и общие наброски персонажей.

Комната № 3. Известная как «камера пота», она представляла собой место, где команда критически анализировала проект в целом. Учитывая, что некоторые идеи уже были аккумулированы в Комнате № 2, критика в Комнате № 3 никогда не адресовалась отдельному человеку, а только определённому элементу проекта. Подобная Комната № 3 нужна каждому.

В творческом процессе мы склонны предоставлять любые привилегии «открытому всем ветрам» потенциалу Комнаты № 1. Но идейные кровопускания, происходящие в Комнате № 3, столь же важны, как и всплески необузданного воображения в Комнате № 1. Мультипликаторы, работавшие с Диснеем, говорили, что «фактически существовали три различных Уолта: мечтатель, реалист и вредитель. Вы никогда не знали, кто из них идет вам навстречу».

Мозг ящерицы

Предприниматель и писатель Сет Годин полагает, что источником препятствий на пути превращения идеи в продукт является «мозг ящерицы». С точки зрения анатомии мозг ящерицы есть у всех нас - он известен под названием «мозжечковая миндалина». «Он вечно голоден, он боится, он эгоистичен и сексуально озабочен». Конечно, благодаря эволюции человеческий мозг развился в сложную систему, способную к более экспансивному - и креативному - мышлению. Но основные черты мозга ящерицы - инстинкт самосохранения, стремление избегать опасности и риска - являются по-прежнему определяющими.

По мере нашего приближения к завершению проекта мозг ящерицы начинает придумывать разные поводы, чтобы отдалить этот момент. Зачастую мы вспоминаем о переменах в последнюю минуту. Годин назвал «пробуксовкой» состояние, когда все становятся критиками и начинают придираться к плану, продуктам или обслуживанию. На ранней стадии, в процессе разработки, «пробуксовка» полезна для того, чтобы обнаружить недостатки и скорректировать идею. Но в момент завершения проекта «пробуксовка» становится главной причиной бесконечных задержек и раздутых бюджетов. Поэтому Годин предлагает хорошенько «побуксовать» в начале, чтобы избежать изменений и поправок в последние минуты.

Да здравствуют ограничения!

Иногда я прошу, чтобы команды рассказали мне о проектах, которые было особенно трудно реализовать. Многие истории начинаются на удивление одинаково: «Клиент оказался очень пассивным», «Не было принято никакого определённого бюджета. Нам сказали, что мы можем особенно себя не ограничивать», «Задание было невнятным, не было установлено никаких сроков». Одним словом, в начале своих самых кошмарных проектов команды чувствовали себя слишком свободно. Иногда такая свобода в действительности говорит о её нехватке. Возможно, клиент всё ещё колеблется, размышляя, в каком направлении ему двигаться, или ждёт дополнительной информации от своих боссов.

Чем более сырым и открытым выглядит бриф вначале,
тем больше неожиданных условий придут от заказчика позже

Чем более сырым и открытым выглядит бриф вначале, тем больше неожиданных условий придут от заказчика позже. Скорее всего, что-то придётся переделывать.

Но это не главная причина того, почему открытые проекты терпят неудачу. Ограничения разного рода - сроки исполнения, бюджет или специфические творческие задания - помогают управлять нашей энергией и реализовывать идеи. В то время как наша творческая сторона интуитивно ищет свободы и открытости (то есть неопределённых, оторванных от действительности долгосрочных проектов), продуктивность и нацеленность на конечный результат отчаянно требуют ограничений. Ограничения служат своего рода искрой, зажигающей проект. Если вам не установили рамок, вы должны отыскать их сами. Можно начать с ресурсов, которых, как правило, часто не хватает, - времени, денег и рабочей силы. Кроме того, чем чётче вы определите стоящую перед вами проблему, тем большее число полезных ограничений обнаружите.

Визуализируйте завершение каждого этапа

Нам всем необходимо видеть позитивное движение и рост, чтобы чувствовать себя уверенными в наших творческих путешествиях. Подтверждением тому может служить простая аналогия: ожидание в очереди. Если вы оказываетесь в длинной веренице людей, например у входа в театр, вы заметите, что все продолжают топтаться на месте или хотя бы на шаг продвигаются за впередистоящим по мере того, как очередь медленно продвигается. Если впередистоящий человек окажется не в состоянии двигаться с остальной частью очереди, это вызывает спонтанное раздражение.

Даже если вы знаете, что тот, за кем вы стоите, двинется чуть позже и без труда нагонит очередь, вы всё равно расстроены, поскольку видите впереди него пустующее пространство. Очень трудно почувствовать прогресс, стоя на месте. Чтобы ощущать себя продуктивными, вы хотите двигаться вместе со своей «очередью». Движение в «очереди», возможно, и не приведёт к цели быстрее, но сам процесс перемещения делает нас более терпеливыми. Двигаясь, мы способны дольше ждать какого-то определённого события. Если вы от природы склонны генерировать идеи, а не разрабатывать уже существующие, окружите себя признаками прогресса. Это поможет вам лучше сосредоточиться. Когда вы добьётесь по-настоящему большого успеха, отпразднуйте это событие, сделайте его значимым.