Штрафы за непроведение соут. Штрафы за отсутствие соут

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году ожидают всех, кто не завершил спецоценку до 31 декабря 2018. Расскажем, какую сумму придется выложить в этом случае, кто несет ответственность, можно ли избежать наказания.

Читайте в статье:

Штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2019 году

На проведение спецоценки работодателям был отведен период до 31 декабря 2018 года. К этому времени не только необходимо завершить саму процедуру, но утвердить отчет и в течении 3 рабочих дней уведомить об утверждении экспертную организацию, проводившую СОУТ. После этого экспертная организация в десятидневный срок направляет в Федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) сведения о результатах.

С 2019 г. Минтруд начнет с помощью автоматизированных проверок выявлять предприятия, которые не провели специальную оценку. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с данными, которые есть во ФГИС. Кроме того, нарушителей будут выявлять при проверках в общем порядке – плановых или внеплановых.

Чем грозит отсутствие специальной оценки условий труда? Нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – к уголовной ответственности. Штраф за отсутствие СОУТ в 2019 составит от 5 000 до 80 000 руб. Мы собрали все виды наказаний и размеры штрафов в таблицу, вы можете посмотреть и скачать её ниже.

Вид наказания

Организация (юридическое лицо)

Должностное лицо организации

Индивидуальный предприниматель

Предупреждение

Применяется, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность. Если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Ответственность за отсутствие специальной оценки условий труда 2018

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» , от 28 декабря 2013 г., проведение СОУТ – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя.

Как избежать штрафа за отсутствие СОУТ

В 2019 году Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ предприятия после плановых и внеплановых проверок. Однако в случае, если это нарушение выявят с помощью автоматизированной проверки, организации-нарушителю направят предостережение и дадут полгода на проведение процедуры. Чтобы точно уложиться в этот срок, воспользуйтесь алгоритмом специальной оценки условий труда от директора Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерия Коржа.

Система оценки условий труда (СОУТ) призвана защитить права работников, поэтому нарушения в данной области влекут за собой серьезную ответственность для работодателя. В статье рассмотрим штрафы за непроведение СОУТ, их разновидности и последствия для руководства при повторном нарушении СОУТ.

Определение СОУТ

Новым законодательством на смену аттестации рабочих мест введена СОУТ, которая регламентирует процедуру оценивания условий рабочих мест и вводит новую схему начисления страховых тарифов. При обнаружении для персонала вредных и опасных для жизни и здоровья факторов производства означает то, что работодателю придется платить увеличенные страховые взносы в ПФР либо улучшить условия труда, выполняя нормы ТК РФ. Собственно до внедрения нового закона все эти нормы также были прописаны к исполнению, однако низкая система штрафов не стимулировала работодателей принимать правила и нормы соблюдения надлежащих условий труда для своих подчиненных.

Основная суть процесса проведения СОУТ состоит в том, что эксперт выявляет на рабочем месте все вредные факторы (шум, повышенную температуру воздуха, запыленность и прочие), с помощью специального оборудования замеряет их фактический уровень и сравнивает с действующими нормами. Комиссия по результатам СОУТ утверждает отчет о ее проведении. По результатам проверки работникам могут быть назначены компенсации и надбавки, рассчитываются корректировки к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев.

Ранее за непроведение АРМ работодателю выписывалось предупреждение либо минимальный штраф. Новое законодательство ставит первоочередную задачу устранение нарушений за счет больших штрафных санкций как для владельцев предприятий, так и для лиц, занимающихся проведением экспертизы. По закону провести СОУТ входит в непосредственную обязанность работодателя. Организация и оплата данной процедуры фирма берет на себя. Если спецоценка проведена неправильно, отвечать за такое также будет работодатель.

Штрафы за непроведение СОУТ

Существуют различные варианты наказаний за непроведение СОУТ для работодателей за нарушения в области СОУТ вплоть до уголовной ответственности. Рассмотрим эти варианты подробнее. Трудовая инспекция проводит контроль и наложение штрафных санкций на предприятие. Есть некоторые специальности, при которых если ранее проводилась АРМ, то проведение СОУТ можно отложить на пятилетний период. Многие работодатели превратно трактуют ст. 27 ТК РФ и считают, что если проведена АРМ, то можно получить оторочку СОУТ, упуская факт, что норма распространяется далеко не на все специальности.

Она говорит о том, что в трудовом соглашении обязательно должны быть приведены условия работы на производстве. Если данное отсутствует в договоре, то нужно внести их путем приложения или соглашением сторон. Отсрочек по данному пункту не предусмотрено и все должно быть учтено в письменном виде. Если на рабочем месте ранее не была проведена АРМ, и СОУТ также не проведена, то возникает прямое нарушение требований ТК. Работодателю немедленно необходимо назначить СОУТ, иначе предприятие получит штраф.

Кроме закона «О спецоценке» процедура организации СОУТ регламентирована такими нормативами как Методика проведения и Классификатор ВОПФ. Если на фирме спецоценка не осуществлена, нарушен период ее проведения или имеют место различные недочеты, на руководство фирмы налагается административный штраф.

Административная ответственность

Несоблюдение предписаний закона в сфере охраны труда влечет за собой разные формы наказаний. Подробно изучим их в таблице ниже.

№ п/п Вид нарушения Размер штрафа
1 Несоблюдение установленных государством требований по охране труда
  • должностные лица – 2 000 – 5 000 руб.;
  • индивидуальные предприниматели – 2 000 – 5 000 руб.;
  • юридические лица – 50 000-80 000 руб.
2 Непроведение СОУТ или же отклонение от процедуры ее проведения
  • должностные лица – 5 000-10 000 руб.;
  • ИП- 5 000-10 000 руб.;
  • юрлица -60 000-80 000 руб.
3 Отсутствие периодического инструктажа персонала перед выполнением служебных обязанностей, отсутствие обязательных медосмотров
  • должностные лица – 15 000-25 000 руб.;
  • ИП- 15 000-25 000 руб.;
  • юрлица -110 000-130 000 руб.
4 Работа персонала на вредном производстве без средств индивидуальной защиты
  • должностные лица – 20 000-30 000 руб.;
  • ИП- 20 000-30 000 руб;
  • юрлица -130 000-150 000 руб.
5 Повторное нарушение предписаний охраны труда
  • должностные лица – 30 000-40 000 руб. или отстранение от должности на срок от 1 года до 3-х лет;
  • ИП- 30 000-40 000 руб или остановка деятельности до 90 дней;
  • юрлица -100 000-200 000 руб.или приостановление деятельности до 90 суток
6 Нарушение сроков передачи данных проведения проверки СОУТ в Госинспекцию труда
  • должностные лица – 20 000-50 000 руб., ограничение занимать должность на срок от 1-го до 3-х лет;
  • ИП- 30 000-50 000 руб.;
  • юрлица -100 000-200 000 руб.

Уголовная ответственность

Отвечать работодателю в рамках Уголовного кодекса придется, если нанесен тяжкий ущерб здоровью работника либо же наступление смерти. В сравнительной таблице приведены размеры штрафов, которые действовали ранее и текущие виды ответственности за такие нарушения.

№ п/п Вид нарушения Штрафы при АРМ Штрафы при СОУТ
1 Нанесение тяжкого вреда человеку Должностные лица выплачивали админштраф до 200 000 рублей или в объеме зарплаты за период до 18 месяцев, выполнение обязательных работ до 480 часов, исправительных или принудительных работ до 1 года, ограничение свободы на срок до 1 года Сумма штрафа равна 400 000 рублей, срок для обязательных работ от 180 до 240 часов, срок исправительных работ равен 2 годам, принудительные работы до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года
2 Нанесение тяжкого вреда по неосторожности, в результате чего наступила смерть Принудительные работы до 4-х лет и лишение занимать определенные должности или вести определенную деятельность на период до 3-х лет Принудительные работы до 4-х лет и ограничение работы на определенных должностях или заниматься некоторым видом деятельности сроком до 3-х лет
3 Нанесение тяжкого вреда двум и более лицам по неосторожности, вследствие которого наступила смерть Отсутствовала статья уголовной ответственности Для лица, занимающего должность, приняты принудительные работы до 5 лет либо же лишение свободы на такой же срок, а также запрет работы на должности или вести деятельность на срок до 3-х лет.

К уголовной ответственности также возможно присуждение выплаты морального и материального вреда пострадавшим.

Повторные нарушения в области СОУТ

Если имеют место повторные нарушения предприятием спецоценки условий труда, то штрафные санкции увеличиваются в разы. Со стороны проверяющих органов считается, что первичное нарушение норм может произойти по незнанию законодательства и отсутствия опыта в конкретной сфере деятельности. Однако повторное нарушение норм по охране труда говорит о халатном отношении руководства к исполнению своих обязанностей. Неважным является и вид повторного нарушения: идентичные они либо связаны с разными требованиями закона. Предприятию важно при наличии штрафа жестко контролировать и соблюдать нормы СОУТ во избежание уплаты огромных санкций.

Не все работодатели знакомы с процедурой аттестации рабочих мест. Это сложный регламентированный комплекс мер, обязательный для каждого предприятия. Исключение составляют ИП без наемных работников. Цель такой оценки - выявление негативных производственных факторов, и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативами (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации

    Ст. 212 ТК РФ прописывает необходимость проведения специальной оценки условий труда. Регламент аттестации закреплен в ст. 8 гл. 2 Закона 426-ФЗ.

    Согласно п. 1 ст. 8. 426-ФЗ, расходы по организации и проведению мероприятий в рамках оценки условий труда берет на себя работодатель.

    В п. 2 ст. 8 указано, что аттестация проводится совместно представителями отдела охраны труда работодателя, и сертифицированными экспертами из сторонней уполномоченной организации, привлеченной на основании ГПД.

    Процедура проводится по утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н методике.

    Согласно п. 4 ст. 8, такая оценка должна проводиться с периодичностью в пять лет.

    Согласно ст. 11 426-ФЗ, по результатам проверки подается декларация о соответствии условий труда установленным нормам в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора.

    По результатам проверки, все рабочие места по условиям труда классифицируют по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 426-ФЗ).

    По факту проверки составляется отчет по установленной форме. Форму и инструкцию по заполнению отчета можно .


Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Согласно ст. 220 ТК РФ, государство гарантирует работникам защиту их прав в части соответствия условий труда установленным нормам. Наличие аттестации рабочих мест проверяют такие государственные органы, как:

    Трудовая инспекция

    Роспотребнадзор

    Ростехнадзор

    Прокуратура

Ответственность работодателя, если места рабочих не аттестованы, определяется ст. 5.27.1 КоАП РФ. Согласно п. 2 ст. 5.27.1, штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году, а также за нарушение порядка аттестации, установленного законом, составит:

    для должностных лиц - от 5000 до 10000 рублей;

    для ИП - от 5000 до 10 000 рублей;

    для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда. Если вследствие отсутствия проведения оценки условий труда пострадает сотрудник/сотрудники, и причинно-следственная связь несчастного случая с данным нарушением будет доказана, лицо, отвечающее за соблюдение условий труда, понесет соответствующее наказание.

В случае причинения тяжкого вреда здоровью - штраф до 400 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти человека - принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти двух и более лиц - принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок.


Незнание регламента аттестации рабочих мест не освобождает от ответственности за ее непроведение или некорректную организацию. Обратитесь за помощью к юристу, твердо знающему трудовой кодекс.

Аттестация рабочих мест является одной из форм защиты прав работника на работу в безопасных условиях и костью в горле для недобросовестных работодателей.

Аттестация или специальная оценка?

С 01.01.2014 в законодательство об охране труда был внесен ряд изменений, в соответствии с которыми понятие "аттестация" рабочих мест по условиям труда было заменено понятием "специальная оценка".

Указанная оценка в современной трактовке — это комплекс мер по выявлению неблагоприятных производственных факторов, оценке их воздействия на работника, а также выработке и применению мер защиты последнего.

В данном материале будем называть интересующий нас процесс аттестацией, имея в виду установленную современным законодательством оценку.

Общие положения

  • В 2017 году аттестация рабочих мест регулируется Законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ , который установил порядок ее проведения, а также права и обязанности всех ее участников.
  • Постановлением Правительства от 14.04.2014 N 290 утвержден перечень рабочих мест, аттестация которых проводится с учетом предусмотренных законодательством особенностей.
  • Проведение аттестации обязательно для всех работодателей, имеющих работников. Исключение составляют рабочие места надомников и сотрудников, трудящихся дистанционно.
  • Предусмотренная указанным законом аттестация должна быть проведена всеми без исключения работодателями к 31.12.2018.

Подготовка к проведению аттестации

Законом предусмотрено проведение плановых и внеплановых аттестаций условий труда на рабочем месте. По общему правилу плановая аттестация проводится раз в пять лет. Поводы для проведения внеплановой — установлены ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона.

Аттестация проводится специализированной организацией на основании заключенного с работодателем договора.

Инициирует ее проведение работодатель, для чего создает комиссию, в состав которой, помимо прочих, должны быть включены специалист по охране труда и представитель профсоюза.

При проведении проверки у работодателя, являющегося субъектом малого предпринимательства, в состав комиссии включатся он сам, а специалист по охране труда может быть привлечен к участию в аттестации на основании сделки гражданско-правового характера.

Комиссия утверждает перечень аттестуемых рабочих мест с указанием аналогичных (понятие аналогичности приведено в ч. 6 ст. 9 регулирующего аттестацию Закона) рабочих мест, а работодатель — график проведения проверки.

Аттестация проводится в отношении одной пятой аналогичных рабочих мест (но мне менее двух), а ее результаты считаются применимыми ко всем рабочим местам из данного перечня, в отношении которых заполняется одна карта оценки условий труда, разрабатываются единый комплекс мер для улучшения условий труда.

Если в ходе аттестации будет выявлено несоответствие хотя бы одного рабочего места условиям аналогичности, то экспертиза условий труда будет проводится в отношении всех рабочих мест, включенных в указанный выше перечень.

Декларация соответствия

В отношении рабочих мест, условия работы на которых являются неопасными или признаны допустимыми, работодатель подает декларацию соответствия условий труда в федеральную инспекциею труда по месту нахождения, которая вносит декларацию в соответствующий реестр.

Форма и порядок представления указанной декларации установлены Приказом Минтруда от 07.02.2014 N 80н .

Декларация считается действительной в течение пяти лет. Если в течение этого срока не произошло одно из событий, описанных в следующем абзаце, срок ее действия продлевается еще на пять лет.

В случае выявления у работника, трудящегося на рабочем месте, в отношении которого работодателем была подана декларация, профессионального заболевания или получения им на таком рабочем месте травмы, декларация прекращает свое действие и в отношении него назначается внеплановая аттестация.

Ответственность за нарушение порядка аттестации

В настоящее время КоАП предусмотрена ответственность за нарушение указанного порядка, причем как для работодателя — ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ , так и для организации, проводившей аттестацию — ст. 14.54 КоАП РФ .

В первом случае работодателю придется уплатить штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей, а его должностному лицу — от 5 000 до 10 000 руб.

Во втором случае должностным лицам и экспертам специализированной организации придется заплатить штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб., а самой организации - от 70 000 до 100 000 руб.