Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая. Наши друзья - птицы (конкурсная программа)

Викторина между 7-ми и 8-ми классами

« Мир птиц – это интересно!».

Ведущий 7 класс: Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение.

Ведущий 8 класс: И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору. И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых.

Ведущий 7 класс: Нынче праздник свой встречают воробьи, синицы,
И орлы, и куропатки, все другие птицы.
Для пернатых и крылатых был тот день задуман.
Для защиты их, охраны целый план придуман!

Ведущий 8 класс: Пусть не смолкает птичий хор, природу украшая,
Пускай дает птицам простор Земля наша большая!
С Международным днем всех птиц сейчас вас поздравляю.
Быть свободными, как птицы, от души желаю!

Учитель: Сегодня мы собрались с вами ребята, для того чтобы проверить свои знания про инттересный мир пернатых. В нашей викторине будет много интересных заданий и конкурсов. Желаю вам успехов и только победы.

Ведущий 7 класс: Пришла весна! С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелетные птицы.

И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.

Ведущий 8 класс: Первыми прилетают к нам грачи, а за ними уже летят и летят другие птицы: жаворонки, скворцы, ласточки.

Ведущий 7 класс: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий 8 класс: Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сипуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.
Подсчитано, что одна мышь съедает в год - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орел, спасают тонны хлеба от грызунов. Но не только этим ценны птицы. Трудно представить себе природу без птиц, без юркого воробья, голосистого скворца, гордого ворона и других птиц.


Ведущий 7 класс: Сегодня на нашем викторине, мы посмотрим как вы знаете птиц...

Ведущий 8 класс: и что вы о них знаете.

1 конкурс: «Приветствие»

Две команды представляют на суд зрителей и жюри эмблему и название команды.

7-е классы: «Феникс», 8-е классы «Буревесник».

2 конкурс: «Разминка»

    Кто Рим спас?
    (Гуси.)

    Назовите птиц в названиях, которых есть ноты: (по очереди называются ноты)

«ре» - тетерев;
«до» - удод;
«ми» - фламинго;
«фа» - дрофа, фазан;
«ля» - оляпка;
«си» - синица.

    Какая из наших птиц быстрее всех летает?
    (Стриж.)

    Какая птица – самая большая в мире?
    (Африканский страус.)

    Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
    (Гоголь)

    Самая маленькая птица в мире?(колибри)

    Птица, у которой голова поворачивается на 180 градусов? (сова, филин)

    Птица, увековеченная в сказке А.С.Пушкина. (петух)

    Птица, которая «считает время»? (кукушка)

    Птица, пух которой человек использует при изготовлении зимней одежды.(гага или лебедь)

3 конкурс: «Телеграмма»

Участники команд должны разгадать зашифрованную телеграмму, присланную птицами с далекого юга.

Ответ:
Привет юным друзьям! Возвращаемся с юга. Встречайте! Пернатые.

4 конкурс: «Найди перелётных птиц »

Ответ: жаворонок, журавль, утка, грач, лебедь, ласточка, кукушка.

5 конкурс: «Найди птицу по её названию »

6 конкурс: «Отгадайка »

Участники конкурса должны по рисунку головы птицы - узнать птицу и чем она питается.

Ответ: 1) Цапля – рыба, лягушата; 2) утка – ряска, мелкие рачки, личинки насекомых;3)пеликан – рыба.

7 конкурс « Найди в ребусах названия птиц»

Сорока

Стриж


Фазан

Свиристель

Канарейка

Ворона

Снегирь

Сова

Кукушка

Попугай

Колибри

8 конкурс «Отгадай загадку про птиц»

1.И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

2.Чёрный жилет, красный берет,

Нос - как топор, хвост - как упор. (Дятел)

3.Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

4.Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

5.Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

6.Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)

7.Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли -

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

8.Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду -

Чужим их сбуду. (Кукушка)

9.Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

10.И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

11.Скажи ты мне,

Какой чудак

И днём и ночью

Носит фрак. (Пингвин)

9 конкурс « Ты мне, я тебе»

Участники команд должны по очереди называть птиц, названия которых начинаются на букву «с». Примерные ответы детей: сойка, сорока, синица, скворец, сорокопут, сизоворонок, сокол, сычик, страус, свиристель, секретарь и т.д.

10 конкурс «Найди птиц»

В приведенном ниже тексте, участники команд должны найти названия птиц.

Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.

В этом тексте затаились 4 птицы. Найдите их.
Ответ : ворона, сорока, щегол, сойка.
Девочка устраивала столовые для птиц. Во д
ворона вошла, убрала в углу му сорока залось тут удобное, вооб щегол ое место. Кормила здесь крупных птиц колба сойка шей.

11 конкурс « Разгадай кроссворд»

Разгадывание конкурса идёт на фоне песни А.Б.Пугачёвой «Птицы» и Евгения Мартынова «Лебединая верность» (как только звучат последние аккорды подводятся итоги, выигрывает та команда, которая даёт большее число правильных отгадок)

1. Хищная дневная птица.

2. Ночные хищники.

3. Нелетающая птица-страус, обитающая в Америке.

4. Крупные перелётные птицы, поселяющиеся возле пресных водоёмов, на болотах.

5. Крупный дневной хищник. Питается исключительно падалью.

6. Дневной мелкий хищник.

7. Водоплавающая птица.

8. Самые крупные, величественные водоплавающие. Герои русских народных сказок.

9. Куры, обитающие в Австралии, Новой Гвинее.

10. Пластинки, расположенные на широком клюве у представителей отряда Гусеобразные.

11. Американский орёл.

12. Трёхпалая, крупная птица из отряда Казуарообразные.

13. Хищная птица. Отлавливает мышиных грызунов, ящериц.

15. Кочующая Куринная птица.

16. Одомашненная птица.

19. Хищная птица, встречающаяся на территории России. Питается в основном сусликами, зайцами, мышевидными грызунами, пресмыкающимися, иногда падалью.

12 конкурс «Конкурс капитанов»

По методы игры «крокодил» каждый капитан показывает команде соперников загаданную птицу, которую он вытащил на листике. Выигрывает команда, которая отгадала как можно больше птиц.

Ворона, орёл, ласточка, страус, дятел, лебедь, петух, пеликан, чайка, цапля.

Подведение итогов викторины

Награждение победителей грамотой, а всех участников печёными из теста жаворонками.

Рефлексия

Учитель: Что вы узнали из сегодняшнего конкурса?
Много ли вы узнали о птицах? Понравился ли вам сегодняшний праздник?
Примерные ответы детей:
- Мы узнали много о том, как много разных птиц живет вокруг нас
- Мы научились определять птиц и чем они питаются по строению их клюва
- Было очень интересно и весело.

Ведущий 7 класс: Сегодня, участники команд показали прекрасные знания о птицах. Они знают не только тех птиц, которые живут вокруг нас, но и птиц, которые живут далеко отсюда.

Ведущий 8 класс: После конкурса, который прошел сегодня, мы все узнали много нового и интересного о птицах и их жизни.

Сценарий конкурсной программы для учащихся 1-4 классов ко Дню птиц.

Воспитатель: От долгого зимнего сна пробуждается природа, постепенно прогревается воздух, звенит капель. Весна – это яркое солнце, первые цветы, светлые улыбки и горячая трудовая пора. Длинные, зимние ночи, холода и недостаточное количества корма заставляют большинство птиц улетать далеко от родных мест. Вдали от родины птицы не поют и не вьют гнезд, а когда наступает время, неудержимо стремятся на родину. Всюду слышны радостные голоса птиц.

Воспитатель: Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. воронка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы? Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля.

А сейчас мы с вами проведём конкурсную программу.

Ведущий: Викторина: «Знаете, ли вы птиц?»

1. Какая птица является символом мира? (голубь)

2. Благодаря каким птицам, согласно легенде, был спасен Рим? (гуси)

3. У какой птицы самый длинный и красивый хвост? (павлин)

4. Какие птицы являются символом верности в любви? (лебеди)

5. Как зовут почтальона, который без адреса в дом письма доставит? (голубь)

6. Эта африканская птица помогает буйволам и носорогам жить без мух и комаров? (цапля)

7. Вразвалку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит свои дни …… (пингвин)

8. Как сажа черна, как сметана бела.

Люблю всем в лесу рассказать, где была? (сорока)

9. Трели, песни разливались

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твое пенье

10. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …… (грач)

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца ... (снегиря).

Маленький певец лесной,

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

1. Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Вороны, воробьи, сороки, совы.)

2. Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, грачи.)

3. Зачем журавлю длинные ноги?

4. Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

5. Какие птицы подкладываютсвои яйца в гнезда других птиц? (Кукушки.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

2. Всякая птица своим клювом сыта.

3. Увидел грача - весну встречай.

Когда так говорят?

    Короче воробьиного носа? (Очень маленький)

    Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)

    Курица лапой. (Неразборчиво. Неряшливо.)

    Стрелянный воробей. (Опытный, бывалый человек.)

    Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)

    Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом.)

    Ворона в павлиньих перьях. (Человек, безуспешно старающийся казаться лучше, чем он есть.)

    Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других)

Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

Ведущий читает вопросы, участники, если считают. Что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это – я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчат.

    Кто помог замерзающей птице?

    Кто взял птенчика домой?

    Наш гусак встает на зорьке,

Он к реке сбегает с горки,

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку.

Кто, как наш гусак, делает зарядку?

    Кто любит разорять птичьи гнезда?

    Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?

    Кто на уроке считает ворон?

    Кто птичкам помогает, правила не нарушает.

Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

    Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса - рассказать о птице, чье изображение он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев . (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

А теперь поиграем в игры.

1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

Подведение итогов

Неделя биологии – сценарии праздников

Автор :Смирнова Светлана Юрьевна, воспитатель в группе продлённого дня.
Сценарий программы может быть полезен для учителей, воспитателей, вожатых, работающих в начальной школе.

Цель: познакомить учащихся с многообразием, жизнедеятельностью и голосами птиц, показать огромное значение птиц в природе.
Задачи конкурса:
Формирование у школьников глубокого интереса к познанию мира птиц.
Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний
Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Предварительная работа: Команды готовят названия команд, девизы, сообщения об интересных фактах из жизни птиц, истории мифов и легенд о птицах.

Ход программы:

Весна.
Весенний луч, он робок внешне,
Но, всё ж, напорист и горяч.
Растопит лёд и даст надежду
Для новой жизни и удач.
Ещё морозны ночи будут,
Но днём журчат уж ручейки
И с каждым днём всё меньше иней
На свежей травке у реки.
Уж теплый дождь стучит в оконце,
Вновь оживает вся земля
И нежность ласкового солнца
Разбудит сонные поля.
С весною птицы возвратятся
И гнёзда для птенцов совьют,
Ход жизни будет продолжаться
Из года в год – сомкнётся круг.
Весна – творения начало,
Основа любящих сердец,
Когда тепло сильнее стало
И каждый счастья сам творец.
Ещё свисают с крыш сосульки,
Но звонко слышится капель
И, день за днём – проходят сутки.
За Мартом близится Апрель.
Весна вступает в свою пору,
Луга, поля красой полны.
Всё пахнет свежестью, травою
И ароматом новизны.
Лишь ветерок – гуляка вольный
Шумит, листочками шурша,
Несёт прохладу, дух раздольный
И счастьем полнится душа.
Ведь счастье видеть пробужденье,
Быть созерцателем чудес
И наблюдать вновь возрожденье –
Природы и Весны прогресс.
Виталий Тунников

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.
Посмотрите и запомните эти божественные существа. /Видеоролик о птицах/

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». Мы с вами собрались, чтобы отметить этот День и вспомнить о великом многообразии птиц и их значении в природе. Надеюсь, вы узнаете много нового и познавательного.
Я приветствую на праздничной конкурсной программе команды:

«Стрижи» и «Орлы»

Приветствие команд:
«Орлы» Наш девиз: « Летаем высоко, побеждаем легко»
«Стрижи» Наш девиз: « Наш девиз не падать вниз»


В начале, как положено, проведем разминку.
Разминка
«ОРЛЫ»:
Какие птицы устраивают по нескольку гнезд на одном дереве? (Грачи)
Назовите птиц, которые гнездятся колониями? (Чайки, грачи, ласточки)
Название, какой другой птицы спрятано в слове жаворонок? (Ворон)
Добавьте одну букву в название русской реки, чтобы получилось название птицы (Иволга)
Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
Какая самая маленькая птичка в нашей стране?(королёк)
Какие птицы роют норы для гнёзд? (Ласточки)
Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге?(нет)
« СТРИЖИ»:
Птенцы какой птицы не знают матери?(кукушки)

Почему нельзя трогать яйца птиц в гнездах? (птицы могут бросить гнезда и тогда яйца погибнут)
Зачем грачи ходят по пашне? (подбирают червей, личинки жуков и др. насекомых на свежевспаханной земле)

У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками?
(У водоплавающих)
У какой птицы самый длинный язык?(у дятла до 15 см
Где синицы вьют гнёзда?(В дуплах)
Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята)
Любимое лакомство аистов?(лягушки)

А сейчас познакомимся с песнями пернатых./ Видеоролик с голосами птиц/
По птичьим трелям теперь мы легко можем узнать многих птиц.

А мы продолжаем конкурсную программу.

2 Конкурс «Весенний ветер»
Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не закончится время.
ГВОХОРИСТКА ОКВАСНЯ
КОСТАЧАЛ СУХЫЛА
СОНОБУД ПАЛЯЦ
ГИРЬНЕС НЕЛЕШУКАЗ
НЕКОПАЧ МОРДОКОЗИ
ТЕРИШВЕЙКА ВЕЛОСОЙ
ДОЗОЙОК ИСТРИСВЕЛЬ
ЦЕРКВОС КРУШИВАЗА
ЛАКВАС ВКОКОСМА
КАЧИГА КОЗЛАРЕВА
УЩИПАХ ВКОНОРОЖА
ЛОВИГА ЗЛОПОПЕНЬ
КРУБОЧАС ШНУРОК
ФАНЗА НОРОВ
НУЛЬ КАГАЛ
3 Конкурс “Что написано пером – не вырубишь топором”
Объясните, почему сложились такие поговорки?
1 команда:
Седой как лунь. (Самцы хищной птицы луня с возрастом седеют)
Глухая тетеря. (токующий глухарь, тетерев не слышит)
Заладил как дятел. (Дятел долбил короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день)
2 команда:
Забился как сыч (На день сычи забиваются в укромные уголки:в дупла, на чердаки и т.п.)
Как с гуся вода, вышел из воды сухим (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы)
Вынарядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья – черно-желто-белые.Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!)
(время 1 минута)

А сейчас наши команды познакомят нас с интересными фактами из жизни птиц. /Интересные факты из жизни птиц/


4 Конкурс «Бой скороговорок. Сорока-тараторка»
Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.
/ Каждый участник команды должен по очереди произнести скороговорку быстро и точно./
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
У перепела да перепёлки пять перепелят.
Проворонила ворона воронёнка.
Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Три сороки- тараторки тараторили на горке.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок- сорок морок.

5 Конкурс «Уютное гнездышко»
Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

Сейчас вам предстоит построить гнездо из веток и травинок. Работаем всей командой.



6 Конкурс. «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
Задание 1-й команде:
Могучий, как… (орёл).
Вольный, как… (птица).
Мудрый, как… (ворон).
Вороватый, как… (сорока).
Важный или спокойный, как… (гусь).
Важный или надутый, как… (индюк).
Верность… (лебединая).
Любовь и нежность… (голубиная).
Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
Длинноногий, как… (журавль).
Большеглазый, как… (филин).
Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).

Задание 2-й команде:
Взгляд хищный, как у… (ястреба).
Взгляд зоркий, как у… (сокола).
Нос с горбинкой, или… (орлиный).
Нос приплюснутый, или… (утиный).
Шея красивая, или… (лебединая).
Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
Болтать или трещать, как… (сорока).
Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
Ворковать, как… (голубь).
Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).

7 Конкурс: «Птичьи разговоры»
У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Вспомните некоторые из них:
Гуси Гогочут
Соловьи свистят
Вороны каркают
Ласточки щебечут
Голуби воркуют
Синицы пищат
Совы хохочут
Журавли курлычат
Утки крякают
Лебеди трубят
Филины ухают
Аисты трещат

Настала пора познакомиться с мифами и легендами о птицах. Команды подготовили для нас интересный материал.
/ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ./
8 Конкурс «Узнай по портрету»
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.
Задание – узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 6 изображений птиц: кто больше назовёт.


9 Блиц-опрос. Кто больше ответит на вопросы за одну минуту
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
4. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
5. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
6. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
7. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
8. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
9. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
10. Кто два раза родился? (Птица.)
11. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
12. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
13. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
14. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
15. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
16. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
17. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
18. Так называют влюбленных. (Голубки).
19. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
20. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
21. Так называют плохую мать. (Кукушка).
22. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? (Лирохвост.)
23. Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)
24. Самая крупная птица в Европе? (Орлан белохвост.)
25. Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)
26. Сколько кругов кровообращения у птиц? (Два.)
27. Самая тяжелая птица нашей страны? (Дрофа.)
28. Какой отряд птиц самый многочисленный? (Отряд Воробьиные.)
29. Могут ли птицы спать на лету? (Да.)
30. Кто кукует у кукушки? Самцы или самки? (самцы)
31. Какая птица умеет нырять и бегать по дну водоёмов? (Оляпка.)
32. Какая птица лает, как собака? (Самец белой куропатки.)
33. Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка.)
34. Дышит ли птенец в яйце? (Дышит.)
35. Часть нижней конечности, характерная только для птиц? (Цевка.)
36. Какие птицы помогают пасти скот? (Страус.)
37. Какая птица может поворачивать голову на 270 ° ? (Сова.)
38. Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)
39. Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)
40. Птица – санитар леса(дятел)
41. Птица, которая любит петь «хором», чтобы привлечь самку? (Тетерев)
42. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать).
43. От какой птицы зависит количество детей в семье? (Аист).
44. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
45. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).

10 Конкурс актёрского мастерства
Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.
Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:
Утку с утятами (для одной команды);
Танец журавлей (для другой команды);

11 Конкурс «Зоошутка»
- из частей каких птиц составлена эта странная птица? Написать на листке бумаги.

Игра по станциям «День птиц»

Цель: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Задачи: развивать интерес, наблюдательность; научить правилам поведения в природе; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы поздравляем вас с весенним праздником – Днем птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы. (Звучит фонограмма «Утро в лесу»).

Ученик 1: Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Ученик 2: Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Ученик 3: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Ученик 4: Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Ученик 5: Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.

Ученик 6 . Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно проводят традиционный День птиц.

Ученик 7: Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в народном творчестве.

Ученик 1: Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.

Ученик 2: Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

Ученик 3: До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

Ученик 4. Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полевками, в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов, а мохноногий канюк – 415. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа.

Ученик 5. Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две-три недели удваивают свой вес.

По наблюдениям, проводимым в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. До 350 раз он за это время прилетал к гнезду с какой-либо добычей.

Ученик 6: Юные зоологи Центральной станции юных натуралистов подсчитали, что мухоловка-пеструшка 650 раз подлетала в течение суток с кормом к своему гнезду.

Трудно даже представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране! Вот почему охрана птиц, забота о них считаются одной из самых важных проблем нашего государства.

Ученик 7. Птицы украшают Землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это время добывать корм.

Стихи о птицах.

Учитель. Итак, ребята, вы сегодня убедились, как много интересного в мире птиц. А сколько еще осталось неразгаданного! И может быть, именно вы сделаете не одно очень важное открытие, только будьте терпеливыми и внимательными наблюдателями. Изучая птиц, в том числе хорошо знакомых вам, можно подсмотреть много интересных птичьих повадок, научиться распознавать птичьи голоса и следы, выяснить способ добывания птицами пищи.

А сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в Игре по станциям, на которой вы покажете свои знания, и, конечно же, узнаете что-то новое для себя о наших пернатых друзьях.

А сейчас капитаны команд подойдите, пожалуйста, к столику. Чтобы узнать название вашей команды, вы должны выполнить нетрудное задание.

Команды говорят свое название и получают маршрутный лист.

Всем удачи!

После прохождения станций все встречаемся здесь для подведения итогов.

1 станция «Найдите птиц»

За 3-5 минут найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь (только для 1и 2 классов). Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица "спряталась" в магическом квадрате.

(В квадрате "спряталась" ласточка.)

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой , ка шей. Другая столовая – высоко , л учше для мелких птичек , а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.

2 станция «Кроссворд»

1. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова)

2. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

3. Окраска – сероватая,

Повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это... (Ворона)

4. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица)

5. Кто там прыгает, шуршит,

Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест)

6. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

7. Ведь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (Соловей)

9. Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

10. Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

11. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вед. Прочитаем хором слово в выделенной графе. (Орнитология).

Что такое орнитология?

Орнитология – это наука, изучающая жизнь птиц.

3 станция «Характер птиц»

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц.

Птица-рыболов

Птица-плотник

Лесная кошка

Птица-строитель

Птица-акробат

Пернатый солист

Ночной хищник

Легкомысленная мамаша

ласточка

поползень

Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700–800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек-саланган или стрижей-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень) лазает по деревьям.

Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая".


Звучит запись соловьиных трелей.

Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

4 станция «Птичьи разговоры»

Разгадайте птичьи разговоры.

Ласточки

Ответы: Гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

5 станция «Викторина»

Для 1-2 классов.

    Назовите восемь-десять птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, чечетка, чиж, щегол, овсянка...)

    У каких птиц самцы красные, а самки зеленоватые? (У клестов)

    Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус)

    Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек)

    Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)

    Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест)

    Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)

    Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

    Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)

    Назовите птицу – символ России. (Орел)

Для 3-5 классов.

1. Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи)

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)

3. Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны...)

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

5. Кого называют "водяной воробей"? (Оляпку)

6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)

7. Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)

8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

9. У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)

10. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)

6 станция "Знаешь ли ты птиц?"

По словесному описанию команды должны угадать, что это за птица.

1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей)

2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест)

3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока)

4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач)

5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга)

6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка)

7 станция «Загадки»

1. В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится...

– Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,

А птицу эту звать... (Кукушка)

2. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый... (Скворец)

3. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой свалиться –

Два могучие крыла

У хозяина... (Орла)

4. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаешь? Ведь это... (Цапля)

5. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица... (Грач)

6. То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный... (Попугай)

7. Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей)

8. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд-приятель!"

И ставит подпись... (Дятел)

9. Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес... (Павлин)

10. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый... (Гусь)

Подведение итогов. Награждение.

Участники:

Школьники 1-7 классов

Учитель биологии

Сегина Валентина


Загадки

(конкурс для малышей)

    Рук нет, а строить умеет.

    Без рук, без топоренка построена избенка.

5.Крыластый, горластый – Красные ласты.

    Плавали – купались,

а сухими остались.

    Два раза родился,

Ни разу не крестился,

Сам пел,

А умер – не отпели.

6. На барыне сорок рубашек,

а ветер подует - спина голая.

7. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.

8. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает.

9. В болоте плачет,

а с болота не идет.

10. Спереди шильце,

Сзади вильце,

На груди бело полотенце.

11. И спесив он и хвастлив, Потому что хвост красив.

    Клюв, как две спицы.

Ноги циркулем,

По воде гуляет,

То и дело нос купает.

    Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг.

    Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

    Желтый крошка

Ищет хлеба крошку,

Если встретит червяка-

Наклюет ему бока!

Ответы к загадкам

    Птица

    Гнездо

    Гусь

    Утки

    Петух

    Курица

    Сорока

    Сова

    Кулик

    Ласточка

    Павлин

    Цапля

    Грач

    Соловей

    Цыпленок

2 конкурс

«Прогони тучки»

Протянуло солнышко

Лучики – ручки,

Распустились почки,

Зацвели цветочки.

Тучки солнышко закрыли,

Землю дождиком залили.

Нужно тучки разогнать,

Чтоб тепло было опять!

Нужно вспомнить птичкины приметы о тепле, солнышке и хорошей погоде.

Народные предсказания

Птицы о погоде

Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
Птицы приумолкли
- жди грома.
Птицы перед морозом садятся на сухое дерево.
Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев, лето будет холодное.
Ворона кричит на полдень (то есть в сторону юга) - к теплу, а кричит на север - к холоду.
Ворона летом купается - к ненастью.
Ворона под крыло клюв прячет
- к холоду.
Ворона кричит летом
- к дождю, зимой - к метели.
Ворона всегда садится клювом против ветра.

Вороньи по дороге ходят - к теплу.
Вороны и галки зимой вьются в воздухе - перед снегопадом;

садятся на землю - к оттепели;

садятся на вершины деревьев - к морозу;

на нижние ветки - к ветру.
Вороны зимой летают и кружатся стаями
- к морозу.
Синица запела - - тепло ворожит.
Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт .
Чайки сидят на воде
- будет шторм.
Голуби прячутся в укрытие - к ненастью, воркуют - к теплу.
Голуби разворковались - к хорошей погоде.
Галки летают стаями и кричат - будет дождь.
Если дятел стучит в марте, то весна будет поздней.
Куры рано на насест садятся
- к морозу.
Лебеди до срока улетели
- вскоре засвистят метели.
Ласточки летают то вверх, то вниз
- жди бури. Ласточки летают высоко - жди сухую хорошую погоду, низко летают - к дождю .

Грач прилетел - через месяц снег сойдёт .
Перед ненастьем коршуны кружатся неспокойно и протяжно кричат.
Снегирь поёт
- на снег, вьюгу и слякоть.
Журавушка курлычет - - о тепле весть подаёт.
Если журавли летят низко и молчком
- это к скорому ненастью.
Кукушка станет куковать - - мороза больше не видать.
Воробьи кричат в кустах или купаются в пыли - к ненастью.
Гусь стоит на одной ноге - к морозу.
Утки надрывно кричат, хлопают крыльями, ныряют - грозу кличут.
Сова кричит на холод.
Жаворонки нахохлились - - к грозе.

3 конкурс

Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку

Нужно рассказать стихи или спеть песни о птицах.

4 конкурс

Узнай меня.

Нужно на рисунках узнать разных птиц.

Подсчет очков по итогам конкурса и награждение победителей.

Вручение памятных призов всем участникам.

Просмотр презентации

«Смешанный лес» - видеофрагменты: «Филин», «Дрозд-белобровик», «Большой пестрый дятел», «Зяблик»,

«Тайга»: «Глухарь», «Тетерев», «Лебедь-кликун»

    Гнезда, каких птиц употребляют в пищу?

    У какой птицы есть наружное ухо?

    В гербе, какого государства есть нелетающая птица киви?

    Какая птица выводит птенцов зимой?

    какая птица не вьёт гнезда?

    Какая птица кричит драной кошкой?

    У какой птицы один птенец всегда убивает другого?

    Какая птица передвигается только вверх по стволу?

    Самая маленькая птичка нашей области?

    Какая птица может зависать на месте, летать хвостом вперед?

    Где бабочки крупнее птиц?

    У какой птицы «грибное» имя?

    Самая большая птица на Земле?

    У какой птицы мальчишечье имя?

    У какой птицы поют перья хвоста?

    Какую птицу самец замуровывает на время высижива­ния яиц?

    Какая птица выходит на сушу раз в два года?

    У каких птиц клюв с мешком?

    У каких птиц имя цитрусовое?

    Какая птица ударом крыла может сломать ногу чело­века?

    Чьё имя служит фамилией известному писателю?

    У какой птицы имя рогатого животного?

    Самый лучший говорун из птиц?

    Какая птица не может взлететь с земли?

    У какой птицы хвост в виде музыкального инстру­мента?

    Он и она, но не муж и жена.

    Перелетная птица, которая совершает самые дальние перелеты?

    Самая быстрая птица?

    Какая птица летает выше всех?

    У какой птицы вместо имени профессия?

Ответы

к вопросам отборочного тура

    Стриж – саланган

    Филин

    Новая Зеландия

    Клест

    Кукушка

    Иволга

    Журавль

    Дятел

    Крапивник

    Колибри

    Южная Америка

    Поганка

    Страус

    Славка

    Бекас

    Рогатый ворон

    Альбатрос

    Пеликан

    Мандаринка

    Лебедь

    Гоголь

    Носорог

    Попугай жако

    Стриж

    Лирохвост

    Ворон и ворона

    Полярная крачка

    Стриж

    Гусь

    Печник


Участники:

учащиеся 6-7 классов

Игра

«Последний герой»

В игре участвуют школьники, которые дали наибольшее количество правильных ответов на вопросы отборочного тура

(6-7 классы)

1. Конкурс

Вы потерпели страшную катастрофу и оказались на птичьем острове. Здесь кроме птиц никого нет. Вам нужно найти своих друзей среди них.

1. Вспомните названия птиц, которые говорят об их особенностях,

Например, пересмешник, белоглазый дрозд, носорог.

2. Вам нужно опознать своих друзей в лицо. Участники должны опознать наибольшее количество птиц по рисункам и фотографиям.

Срочная эвакуация для того участника, который набрал наименьшее количество баллов.

2. Конкурс «Я то, что я ем»

Чтобы выжить на необитаемом острове, нужна пища. Попробуйте попросить помочь вам птиц.

1. Чем питается птица, у которой такие лапы и клюв:

Раздаются рисунки птичьих конечностей и клювов: утки, сокола, дятла, воробья, цапли, пеликана,

Участник с наименьшим количеством баллов ослабел от голода и вынужден сойти с дистанции.

3. Конкурс «Мой дом – моя крепость»

Чтобы выжить, нужно укрыться на ночь от непогоды, а значит построить дом.

Вопросы к 3 конкурсу

    Какая птица лишена гнезда за то, что вила его в большой религиозный праздник?

    У какой птицы самец строит гнездо из глины, похожее на печку?

    У какой птицы гнезда съедобные?

    В гнезде какой птицы селятся мелкие птички?

    Для какой птицы человек строит дом?

    Какая птица строит гнездо зимой?

    Какая птица гнездится под крышами домов или в норах на крутых берегах?

    У какой птицы гнездо как куча хвороста?

    Какая птица гнездится на дереве, а живет на воде?

    Какая птица на берег выходит только для гнездования?

    Какая птица птенцов высиживает держа яйцо на ногах?

    Какая самку в гнезде замуровывает на период высиживания птенцов?

Ответы к 3 конкурсу

    сорока

    печник

    саланган, стриж (обитает в Китае)

    орлы

    скворец

    клест

    ласточки – береговушки и деревенские

    орел

    утка – гоголь

    парусник

    пингвин

    носорог

Участник, не «построивший гнезда» срочно эвакуируется

4.Конкурс

«Болото»

Дорога домой лежит через болото. Чтобы перейти, нужно перебраться по кочкам – вопросам.

Каждый участник получает кроссворд.

3 п

6 с

По вертикали:

    Общее название всех птиц

    Самая крупная летающая хищная птица

    Ну очень красивая птица!

    Птичий утеплитель

По горизонтали:

    Самая верная птица

    Самая большая птица

Пока участники решают кроссворд, зрители играют в

угадайку – отгадывают загадки о птицах

Эвакуация для утонувших в болоте, тех, кто сошел с верной тропы.

    Конкурс

«Пройти сквозь стражу»

Нужно найти потерявшиеся и перепутанные части пословиц

Назвавший пословиц менее всех удаляется с поля игры стражей.

    Конкурс

«Перетягивание каната»

Игра в ассоциации – кто больше вспомнит названий птиц нашей местности, слов с птичьей тематикой. и а 7. ,
и а