Сахарное производство схема. Процесс получения сахара

Тибетский ламаизм возник в VII веке. На тот момент в регионе сложилась довольно сложная политическая и экономическая ситуация. Местным правителям никак не удавалось объединить разношёрстные племена. Идеи буддизма не находили поддержки среди местных жителей. Им не пришёлся по душе отказ от мирских радостей, запрет на интимные отношения и другие постулаты этого древнейшего учения.

Покорить сердца и умы жителей Тибета удалось гуру Падмасамбхаве. Судьба гуру во многом напоминает жизненный путь Будды, но всё же между ними есть довольно существенные отличия. Падмасамбхава материализовался в цветке лотоса в восьмилетнем возрасте. Его усыновил царь. Через некоторое время он понял, что не создан для жизни при дворе и должен посвятить себя религии. Приёмный отец долго не хотел отпускать его от себя. Чтобы освободиться от опеки, Падмасамбхава убил человека и был изгнан.

Покорить сердца и умы жителей Тибета удалось гуру Падмасамбхаве // Фото: rumvi.com


Добравшись до Тибета, гуру основал собственное религиозное течение. Многое он взял из буддизма, приправив это мистическими приёмами, поклонением предкам и божествам в женском обличьи. Падмасамбхава основал собственный монастырь. Он первым одел тибетских монахов в красные плащи. Согласно его религии, человек мог достичь многого как при жизни, так и после смерти.

Спустя пять столетий тибетский ламаизм разветвился на несколько течений. В то время власть над регионом захватили монголы. Они прекрасно понимали великое значение религии в жизни народа, поэтому постарались, чтобы духовную власть получил их ставленник. Так в Тибете появился Далай Лама.

Далай Лама

Первый в истории Далай Лама носил имя третий. К такой уловке монголы прибегли для создания ощущения преемственности. Согласно легенде, после смерти душа Далай Ламы снова рождается в обличье ребёнка. Задача последователей ламаизма – отыскать его. Монахи находят детей, рождённых в тот день, когда скончался Лама. С детьми общаются люди, которые были близки к духовному лидеру при его жизни, а также показываются вещи, принадлежавшие скончавшемуся Ламе. Тот ребёнок, который узнает вещи и людей, и становится следующим учителем. Его забирают из семьи и обучают монахи, готовя к выполнению возложенной на него миссии.


Согласно легенде, после смерти душа Далай Ламы перерождается // Фото: dharma.ru


Самым выдающимся Далай Ламой исследователи называют Нгаванга Лобсанг Гьяцо, вошедшего в историю как великий пятый. Он жил в XVII столетии, вёл активную политику, закладывал новые монастыри и стал основателем грандиозного храма в Лхасе. Великий пятый был настолько значимой фигурой, что его смерть скрывали на протяжение пятнадцати лет.

В наши дни Далай Ламы вынуждены находиться далеко от своей столицы Лхасы. В пятидесятые годы прошлого века Тибет попытался отвоевать независимость, но эта попытка потерпела крах. Далай Ламе не удалось найти общий язык с китайскими властями, и он был вынужден бежать в Индию, как и многие другие местные жители. Оставшиеся пытались прогнать китайцев, но восстание было жестоко подавлено. В отместку китайцы также вырубили леса, чем подорвали экономику Тибета.

Тибетские монахи

Последователи ламаизма делятся на монахов и мирян. Монахами становятся те, кто принимает на себя определённые обеты. Миряне также принимают на себя обеты, но их гораздо меньше. К лову, Лама означает высший, непревзойдённый. В Тибете так называют человека, достигшего высот в своём духовном развитии. При этом неважно, является он монахом или мирянином-домохозяином.

Все последователи ламаизма в обязательном порядке придерживаются четырёх основных обетов: запрет на убийство (аборт также считается убийством), запрет на воровство, запрет на прелюбодеяние (монахам запрещена любая интимная близость, хотя некоторые основоположники ламаизма совсем не отказывались от женского общества), а также запрет на ложь о собственных качествах, которых не существует на самом деле.


Тибетские монахи подчиняются строгим правилам и проходят долгий путь к духовному просветлению // Фото: savetibet.ru


Монахи низшего ранга принимают восемь обетов и относятся к категории рабжун. Далее идут категории гецул и гелонг с тридцатью шестью и двумястами пятьюдесятью тремя обетами. Что касается мирян, то они не дают обет целибата, но обещают иметь интимные отношения только с супругой или с тем, с кем они заключили соглашение о верности и доверии. Вместе с тем они дают обеты не убивать, не лгать и не употреблять вещества, дурманящие разум в том числе и алкоголь.

Современные последователи тибетского ламаизма относятся к разным национальностям. Они хорошо образованы и не гнушаются социальными сетями, хоть и живут в довольно аскетичных условиях. Они обязаны трудиться на благо общества, ежедневно по нескольку часов проводить за медитацией, знать основы традиционной тибетской медицины и многое другое.

Карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью

КТО ТАКОЙ ЛАМА?

В этом году многие не смогли приехать в Индию из-за экономической ситуации в мире, кто-то – из-за болезни. Я хочу воздать почести вашему мужеству, вашей смелости. Вы смелые люди, если смогли приехать сюда в это тяжелое время. И я считаю вас настоящими героями!
Скоро Новый год – время, когда матери вместе со своими детьми собираются за праздничным столом. Когда дети были маленькими, матери старались как можно лучше накормить своих детей в этот день. Проходят годы, дети взрослеют, и уже пожилые матери не знают, что приготовить для своих взрослых детей к этому дню. И детям нужно быть снисходительными в отношении их. У меня есть такое ощущение, что я тоже буду «готовить» для вас еду. Посмотрим, может она будет кислой, возможно острой. У нее будет определенный вкус и аромат. И вы сумеете ощутить вкус мною «приготовленной» еды.
Оглядываясь назад, я сравниваю, какими были Учителя прошлого. Когда мы размышляем о слове «лама», у каждого из нас возникает в уме собственное понимание этого слова. Порой мы не можем понять, кого мы подразумеваем под этим словом, и какой лама нам необходим. И это происходит, потому что у нас свое представление о том, какой должен быть лама.
Кто такой лама?
Один человек может подумать: «Лама, это такой-то человек». Когда он приходит к своему другу и рассказывает о своем понимании ламы, то друг с ним может не согласиться, так как у него свое представление о нём. Он говорит: «Ты не правильно представляешь, кто такой лама». У каждого будет своя интерпретация. Получается, что у нас нет точного понимания этого термина, и это становится источником многих проблем при выборе ламы.
Вот взять меня. Люди называют меня Кармапой, но иногда мне очень сложно понять, что они ждут от меня в действительности. Они приходят ко мне и говорят: «Пожалуйста, станьте моим коренным Учителем, моим коренным ламой». И я понимаю, что должен стать опорой для их веры, а они моими учениками. Но мне нужно понимать, могу ли я на самом деле реализовать все их чаяния и надежды. Это довольно сложная ситуация.
Происходит это, потому что у каждого из нас свое собственное представление о ламе.
Сегодня утром, перед подготовкой к этой сессии, я подумал о том, что имеет смысл отложить в сторону жестко фиксированное представление о ламе, и просто подумать о том, что такое лама.
Вспомните Будду. У него не было Учителя. У него не было даже надежных трактатов, на которых он мог полагаться. Когда мы произносим слово «лама», на санскрите оно звучит как «гуру». Это означает, человека, обладающего богатыми качествами. Он превосходит нас по своим качествам и поэтому может помочь развить в нас качества Будды.
В каждой колеснице буддизма, в каждом из учений Дхармы вы найдете целый список базовых характеристик о духовных друзьях или о ламах. Они в целом очень похожи, хотя составлены в разных колесницах. В любом случае, лама непременно должен пройти обучение в трех основных колесницах. Он должен иметь способность давать учения каждой колесницы. И должен обладать большими знаниями. Отличия заключаются только в том, что в каждой из этих колесниц могут быть свои собственные обеты.
Например, в Тхераваде будут обеты индивидуального освобождения. Если мы говорим о колеснице бодхисатв, то у него должны быть обеты бодхисатв. В колеснице тайной Ваджраяны должна быть самая. Учитель каждой колесницы должен знать учения Дхармы, принадлежащей данной колеснице и иметь соответствующие обеты, характерные для данной колесницы.

Три характеристики ламы соответствуют характеристикам Гампопы:
- лама должен иметь способность направлять своих учеников по пути, руководствуясь
своей мудростью;
- лама должен иметь великое сострадание и никогда не оставлять даже «безнадежных»
учеников;
- лама должен преодолеть привязанность к этой жизни.

Вот что говорит по поводу ламы первый Кармапы Дюсум Кхьенпа:
« Если лама во всем полагается на эту жизнь и когда ученик восхваляет его, то он в этом случае дает ему наставления, а если ученик не восхваляет ламу, то он не дает учений. Действия такого учителя являются не благими деяниями, это его омрачения.»
В принципе, нам нет необходимости изучать эти длинные списки характеристик лам, которые представлены в разных колесницах. Гораздо важнее выявить их основные характеристики. И Гампопа выделяет эти три характеристики ламы. Их вы должны помнить и неплохо будет, если запишите.
Итак:
- лама не должен быть привязан к этой жизни, и не должен во всем полагаться на эту жизнь;
-благодаря своей великой мудрости лама должен заботиться о своих учениках;
- в силу того, что у ламы великое сострадание, ламы не должны считать каких-то учеников безнадежными и оставлять их без своей заботы.

Сегодня утром обсуждая качества ламы, мы говорили о том, что у ламы должно быть больше достоинств, чем недостатков. Как мы можем узнать какими качествами и достоинствами должен обладать лама?
Об этом мы можем узнать прочитав буддийские трактаты, которые описаны в самом слове Будды. Опираясь на эти трактаты мы можем сделать соответствующие выводы обладает ли лама данными качествами.
Не стоит самим пытаться судить о качествах ламы. Посоветуйтесь по этому поводу с уважаемыми, авторитетными ламами. Лишь отдельные люди, исключительные личности способны правильно оценить эти качества. В любом случае нам необходимо пытаться исследовать действия и слова ламы.
Если мы видим, что все действия ламы продиктованы привязанностью - это одно. Может его влекут только мирские удовольствия или интересует только следующее рождение? Об этом мы можем делать вывод анализируя его поведение. Мы не способны увидеть образ мыслей ламы, не можем увидеть те процессы, которые происходят в его уме. Конечно, можно представить, что есть некий лама самозванец, который очень хорошо притворяется и создает впечатление, будто он помогает людям. Возможно, он способен обманывать людей на протяжении какого-то времени, но в любом случае ему не удастся это делать эффективно вечно и его тайные истинные мысли станут явью.
Обычно мы говорим, что учитель должен наставлять своих учеников опираясь на свою мудрость. Весь вопрос в том, насколько лама способен приблизить нас к пониманию Дхармы. Способен ли он сделать так, чтобы наши омрачения стали меньше, чем до встречи с ним? Если лама способен приблизить нас к чистому пониманию, то тогда это настоящий лама. Когда мы приходим на учения такого человека и чувствуем, что наш ум получает возможность более эффективно проникать в суть дхармического учения, тогда это настоящий лама у которого есть мудрость и сострадание. Это человек, который обладает всем набором необходимых характеристик ламы. Итак, мы можем судить является ли человек ламой по его поведению и мудрости. Мы должны почувствовать, что действительно природа данного ламы - сострадание и любовь.
Возможно, что при первой встречи с ламой мы увидим только самый грубый уровень качества его проявлений. Затем, анализируя, мы чувствуем, что эти качества нам доставляют радость. И это чувство радости заставляет нас думать, что может быть тех качеств, которыми обладает лама достаточно. Например, в Тибете, есть ламы которые едят мясо. Если лама ест мясо, то тогда ученики для того чтобы принести мясо в качестве подношения своему учителю, убивают животное. Само по себе это не хорошо. Но с другой стороны, если мы с вами не едим мясо, это не означает, что все люди без исключения не должны есть мясо. И поскольку все обстоит так, то вам нужно просто взглянуть на ламу и задать себе вопрос: «Его достоинства превышают его недостатки или нет? И способен ли он своими действиями помочь ученику?». Бывает так, что в ламе очень много недостатков, но на ученика эти недостатки ни как не отражаются и такой лама способен помочь своим ученикам в этой жизни и в следующих рождениях. Бывают также ламы, у которых кажется, что и нет особых качеств, но есть особая причина, почему мы должны становиться их последователями. Первый Джанконг Контрул получил очень много посвящений и наставлений от самых различных лам. Некоторые из них были старенькими ламами из далеких деревень, которые возможно знали всего по одной буквы от Дхармы.

1

Кажется довольно странным, что такой высокий лама как Джамгон Конгтрул уделял внимание таким старым деревенским ламам. Наверняка у него для этого была особая причина. Возможно, эти ламы обладали особыми и очень важными посвящениями и линиями прямой передачи, которые отсутствовали у других лам. Порой он получал посвящения и наставления от лам, которые не знали алфавит. Джанком Контрул сначала обучал их алфавиту, а потом уже получал от них посвящения. Получается, что хотя у таких лам и не было особых качеств, но с учетом необходимостей нужд и потребностей которые были у Джамгона Конгтрула обращался к этим ламам как к учителям.
Нам надо стараться искать ламу, чьи качества превосходят наши собственные. Но в особых случаях, при особых обстоятельствах мы можем следовать даже тем ламам, которые на первый взгляд не обладают достоинствами превосходящими наши. Итак, первая характеристика:
- мы должны кланяться ламе с уважением, оказывать ему уважение и не испытывать при этом гордыни. Под гордыней мы понимаем некое состояние ума, когда мы просто раздуты от значения собственной важности. Когда мы думаем, что обладаем качествами, которыми возможно и не обладаем. Причиной такого поведения является наше неведение. И мы не способны противостоять этому неведению. По этому нам и необходим учитель, который способен защитить нас от неведения.
Когда мы попадаем под влияния омрачений, мы утрачиваем всяческий контроль. И это происходит из одного рождения в следующее. Мы рождаемся с омрачениями. И вообще мы рождаемся только по тому, что у насесть эти омрачения. Мы хотим остаться в этой жизни, но это невозможно. Это происходит потому, что у нас есть карма. Даже если мы скажем: «Мне бы так хотелось остаться в этой жизни!» Наши слова ни чего не значат, потому что все решает наша карма. Нужно признаться честно, у нас нет ни какого контроля над этой жизнью. Когда мы стареем, утрачиваем красоту нашего тела, мы начинаем болеть. Разве мы можем это контролировать? Конечно нет. Все это результат кармы, которую мы накопили.
Когда мы подходим к смертному порогу, в этот момент мы можем пить какие угодно лекарства, едва ли мы можем остановить смерть, потому как это природа жизни. Она заключается в том, что эта жизнь исполнена страданий. Конечно, время от времени мы испытываем счастье и комфорт. Но что это за переживания счастья? Порой, когда мы испытываем эти чувства, в это мгновение надо задать себе вопрос: «Подлинное ли это счастье, подлинный ли это комфорт?» Если это счастье подлинное, то тогда чем больше мы испытываем его, тем больше ярко выражено оно должно становиться. Однако все ощущения счастья, как бы мы не ценили их, как бы мы за них не цеплялись, в конечном итоге завершаются страданиями. Нередко то, что мы называем счастьем, в действительности является лишь состоянием отсутствия грубых страданий.
Представьте себе, что вы находитесь в месте, где вам очень жарко. И вот вы переходите из этого жаркого места, туда, где дует прохладный ветерок. По началу вы чувствуете, что оказались, в каком то особом место, где вы способны пережить счастье. Но стоит вам остаться в этом месте подольше, и вы начинаете замерзать. Ваше счастье уходит. По этому то, что вы принимали за счастье, на самом деле оказывается временное отсутствие страдания, который причинял вам жар.
Когда мы говорим о простирании или поклоне, который мы совершаем перед ламой с уважением, то мы можем говорить о двух видах простирании. В каждой колеснице есть свое собственное объяснение того, какими качествами должен обладать лама или духовный друг.

2
Если мы берем за основу объяснение, которое дается в сутре, то там лама подобен Будде. Но если мы берем за основу описание Ваджраяны, то там лама и есть Будда. Итак, когда мы постепенно приучим свой ум видеть в ламе только достоинства, постепенно недостатки для нас перестанут существовать. И тогда нам совершенно не составит труда поклониться перед ламой, или совершить перед ним простирания, преисполнившись глубочайшего почтения.
Обычно в нашей жизни происходит так: мы встречаемся с человеком, на первом этапе анализируем его и потом делаем выводы – это хороший человек. И за тем мы больше не анализируем этого человека, мы уже сделали вывод. В этот момент мы как бы заблокировали в себе способность видеть недостатки этого человека. Для нас он уже значится под ярлыком «хороший человек» Мы видим только его положительные качества. Это некое упражнение, которое мы можем проделывать по отношению к разным людям, используя наш собственный ум. Потому что если мы говорим себе, что всё является таким и, ни каким иным, таким образом, мы блокируем свой ум. Мы уже не способны ни к какому развитию и ни способны видеть ни чего иного, кроме того, к чему себя приучили.
Итак, во многом мы находимся под контролем кармы, под контролем сансары. Для того, что бы вырваться из под такого контроля нам необходимы наставники. И необходимо помнить о том, что если мы постоянно придерживаемся высокого мнения о себе, то тогда подобного рода гордыня не позволит нам следовать наставлениям учителей. На самом деле, те качества, которыми мы обладаем, очень незначительны, так как мы находимся под влиянием омрачающих эмоций. Нам необходимо очистить сами корни наших омрачений, которые мы испытываем в настоящий момент. И именно по этому нам надо поклониться ламе без гордыни.
Когда нам говорят о том, что мы должны видеть в ламе Будду, мы начинаем задумываться над тем, удастся ли на самом деле его увидеть в ламе. Что бы это произошло, мы должны четко понять, что подразумевается под словами «видеть Будду в ламе». В этом случае мы можем опираться на трактаты, буддийские тексты, применить логику. В текстах написано, что Будда сам говорил: «В будущем я приду как Ваджрахара, что бы помогать живым существам». Мы можем взять за основу эту фразу и подумаем, в облике каких людей мог прийти к нам Будда? И мы понимаем, что прийти на землю он может только в образе наших учителей.
Вторая причина заключается в том, что Будды и Бодхисатвы стремились к просветлению ради помощи живым существам. Для того, что бы увидеть деяния Будд и Бодхисатв, получить от них благо, необходимо самому обладать благими качествами. Необходимы семена и эти семена есть наша вера.
Что же такое эта вера? Под верой мы понимаем интерес к добродетели. Когда у человека есть интерес к добродетели, когда в нем есть вера, тогда он может на себе ощутить деяния Будд и Бодхисатв. Если же у него нет веры, какие бы он деяния не выполнял, то благо, которое совершает Будда, человек не сможет ощутить, потому что между ним и Буддой нет связи. Вот почему человеку так необходима вера в Будду и Бодхисатв. Без этой веры он не сможет от них получить благодать, помощь и благословение.
Для того чтобы увидеть дхармакаю Будды, необходимо сначала постичь пустоту, необходимо пройти уровни бодхисаттвы. Для того чтобы пройти эти уровни необходимо накопить огромное количество заслуг. Будда Шакьямуни уже ушел и у нас нет возможности с ним сегодня встретиться на прямую. Но мы способны почувствовать благословения Будд и Бодхисатв, обратившись к своему ламе который служит их представителем. Благодаря ламе мы можем получить наставления Будды, которые передавались им по непрерывной цепи преемственности от одного ламы к следующему. Таких лам называют ламами линии. Именно на них мы можем полагаться и именно благодаря ламам мы способны ощутить деяния и благословения Будд. Для того, чтобы это произошло, нам и необходима вера, потому что именно вера является ключом к благословению от Будд.
Представьте, что у вас есть сноп сена. Если вы положите траву на солнце, она сразу же не загорится. Но если вы возьмете увеличительное стекло, направите его на луч солнца, тогда это сено мгновенно вспыхнет. Подобным образом Будды и Бодхисатвы обладают немыслимым числом достоинств и различных качеств. Но чтобы увидеть эти качества, нам нужны неизмеримые заслуги. В настоящее время у нас нет таких заслуг и по тому нам просто необходимо положиться на ламу.
Третья причина, почему мы должны следовать ламе. Когда мы смотрим на ламу, то мы видим лишь внешние его проявления, но это совсем не то, что представляет лама на самом деле. Иногда внешние проявления обманчивы. Когда Наропа впервые встретился с Тилопой, то он увидел его всего лишь как рыбака. То же самок, когда Миларепа увидел Марпу, то он предстал перед ним в образе фермера. Таким образом, когда мы встречаемся с ламой, может показаться вовсе не тем человеком, который держит в руках колокольчик и ваджру. А с другой стороны, если человек и держит колокольчик и ваджру, то совсем не обязательно, что бы этот человек был ламой. Вне зависимости от того, каким нам может представиться лама, вполне возможно, то, каким мы его увидим, и какой он на самом деле, это могут быть совершенно разные вещи, все зависит от нашей кармы. Вполне возможно, что перед нами Будда, но мы не способны пока это увидеть.

Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.

Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего и . Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.

Значение основных понятий

В переводе с санскрита «лама » означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:

  • Лама – ключевая фигура в жизни человека, считающего себя буддистом. Так называют учителя, наставника, достигшего определенных высот в познании на пути к постижению Просветления. Для верующего он сродни второму отцу, которого следует почитать и беспрекословно слушаться, постигая смысл бытия.
  • В Тибете – это священнослужитель, прошедший определенные обряды, имеющий за плечами опыт духовного пути.
  • В некоторых ответвлениях буддизма ламой называют священнослужителя, справляющего ритуалы в повседневной жизни простых людей.
  • В буддистских тибетских монастырях так называют монаха, посвятившего свою жизнь познанию учения.

Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.

Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.


История ламаизма

Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней , имеющей стройную иерархическую структуру.

Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.

Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.

Выбор Далай-ламы

Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.

После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.


Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.

Наш современник считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.

Монахи

В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:

  • послушников;
  • монахов;
  • иеромонахов.

Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.


Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.

Духовная роль ламы

«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.

Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.

Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.

Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.


Заключение

Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!

Или статья о том, как отличить истинного монаха от мирянина

Часто можно услышать вопрос такого типа:

«Он Лама или нет?»

Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова.

Общее значение и понимание слова «Лама»

Слово «лама » имеет тибетское происхождение, и означает «непревзойденный » или «высший ». Это титул высоко реализованного духовного сподвижника, вне зависимости от того, принадлежит ли он к монашескому сану или к числу мирян-домохозяев. Он может принадлежать как к мирской, так и не-мирской традиции буддийской практики.

Значение слова «Лама» в России и российских регионах

Что касается термина “Лама” в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, есть существенная разница в понимании самого слова Лама и его значения в соответствии с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей-монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но, несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам! Как такое возможно?

Умеешь делать ритуалы — ты лама, никаких знаний не нужно!

Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного мало-мальски справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старо-монгольском буддийские сутры. И многим вовсе невдомек, кто перед ним. Или это человек — недоучка, умеющий только читать по слогам или — настоящий монах, прошедший 16-летнее обучение в монастыре.

Огромная разница между буддистом мирянином и монахом

Хочу рассказать о разнице между монахом и мирянином-домохозяином. Буддийский монах – это человек, возложивший на себя «обеты личного освобождения» и придерживающийся специальных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий:

  • Рабджун – 10 обетов,
  • Гецул – 36 обетов,
  • Гелонг – 253 обета.

Держащие определенное число монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком;
2) Воровство вещи, которая не была дана и за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена;
3) Любая интимная близость с живым существом, независимо от пола;
4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Человек, совершивший одно из вышеперечисленных действий, теряет все свои обеты и автоматически перестает быть монахом, без права повторного их принятия. Нарушения же остальных обетов не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые накопления негативной кармы. Следует обратить внимание на отказ от употребления алкоголя и любых наркотических препаратов. Данный обет, хотя и не входит в четыре основных, но, тем не менее, должен соблюдается всеми без исключения монахами.
Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонгов. В любом другом случае, принятие обетов монаха невозможно!


Обеты в Ваджраяне и буддисты Алмазного Пути

В данном перечислении в особую группу мы можем выделить людей, занимающихся практикой тайной (алмазной) колесницы – Нагпы. Представители данного буддийского направления (наиболее многочисленные в традиции Ньигма) помимо наличия обетов «индивидуального освобождения» и обетов бодхисаттв, дополнительно обладают специфическим перечнем обетов – Самая.


Что касается мирян-домохозяев, к ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих отказ от убийства человека, воровства, прелюбодеяния, лжи и употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличие от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, например, не с надлежащим партнером: не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, что не приводит к нарушению обета.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Его Святейшество Далай-лама 14й; Его Святейшество Кармапа 17- й и тд. А также и тех, кто, будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья – Сакья Тридзин Ринпоче и другие.

Отношение тибетцев к понятию Лама

Тибетцы ревностно относятся к термину “Лама”, именуя им, лишь привилегированное число высоко реализованных учителей Дхармы (Учения Будды), а также, перерожденцев Тулку – Хубилганов, к примеру, Тэло Тулку Ринпоче и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Ошибочное мнение российских буддистов по поводу состояния и понятия Лама и поддельные ламы из БТСР и других организаций

В России многих вводит в заблуждение внешний вид и одеяние. Как монахи, так и миряне в стране, облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи (свод монашеской дисциплины). Его оставил потомкам сам Будда, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины для рождения в аду.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из такого принципа, что строгие правила в отношении одежды важны только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик.

Бурятские ламы как подделка


Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит обратить внимание на внутреннюю составляющую человека. Следует быть осторожным с теми, кто, наряжаясь в монашеские одежды или подобные им, прикидываются буддийскими священнослужителями или ламами.

Тантристы буддисты и их одежды


Нагпам разрешено носить монашеское одеяние, при этом их необходимым элементом, отличающим их от монахов, является белый палантин и наличие длинных волос, собранных на затылке.


Из всего вышеизложенного, мы можем с сожалением констатировать тот факт, что лама в России – это любой человек, как держащий в чистоте монашеские обеты, так и без оных. Он может при этом обладать определенными знаниями в одной из трех не самых важных, с точки зрения классического буддизма, областях: буддийские ритуалы, астрология или тибетская медицина.

Требования к ритуалам и условностям

Люди должны знать о требованиях и условиях, необходимых для совершения тех или иных ритуалов и обрядов, проводимых буддийскими священнослужителями, и что является источником их благословения.
Есть несколько факторов крайне важных для качества проводимого ритуала и соответственно влияющих на пользу от него.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества – йидама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех видов низших тантр. К примеру:

Ямантака, Хаягрива и Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс и Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара и Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, а также Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.

2) После посвящения важно совершить затвор-начитку — Лерунг, для обретения способности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег (Огненная пуджа). С этого момента обретается право совершать ритуалы, связанные с данным божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения. Это два пути обретения сверх способностей (сиддхи) — мантра и созерцание.

3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение Самаи (обетов). Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятвы-самаи зависит, как к нему проявят благосклонность Йидамы, защитники Учения и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.

4) Многократное подношение Цогчод (Ганапуджа), также приближает реализацию и способствует установлению связи с центральным божеством практики.
Таковы основные условия, дающие буддийскому священнослужителю благословение и силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Уверен, что теперь каждый, опираясь на все вышесказанное, сможет сам ответить на вопрос кто такие ламы, и какую смысловую нагрузку несет это слово в оригинале и среди традиционных Российских буддистов.

Сарва Мангалам!